Джоан Момент
Джоан Момент | |
---|---|
Рожденный | 1938 |
Образование | Университет Колорадо, Боулдер , Университет Коннектикута , Йельская школа медсестер |
Известный | Живопись, смешанная техника, нарисованные рельефы |
Супруг | Дэвид М. Рот |
Награды | Фонд Рокфеллера |
Веб-сайт | Джоан Момент |
Джоан Момент (род. 1938) — американская художница из Северной Калифорнии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Она вышла из арт- движения Северной Калифорнии в стиле фанк 1960-х годов. [ 4 ] [ 5 ] и привлекла внимание, когда Музея американского искусства Уитни куратор Марсия Такер выбрала ее для участия в биеннале 1973 года и для персональной выставки в Музее Уитни в 1974 году. [ 6 ] [ 7 ] «Момент» известен процессно-ориентированными картинами, в которых используются нетрадиционные материалы и техники, вызывающие жизненные энергии (биологические, сексуальные, космические), передаваемые через архетипическую иконографию. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Хотя на короткое время она была связана с фанком, который часто определялся непристойным юмором и непочтительностью к притязаниям мира искусства, к середине 1970-х годов ее работы разошлись, соединив абстракцию и фигурацию в картинах, которые писатели сравнивали с доисторическим и племенным искусством . [ 11 ] [ 12 ] [ 5 ] [ 7 ] Критик Виктория Далки писала, что методы Moment сочетают в себе случайность и импровизацию, направленные на борьбу с «силами, воплощенными во вселенной, слишком большой для нашего понимания, а также с ... хрупкостью и быстротечностью материального мира». [ 13 ]
Помимо Уитни, «Момент» выставлялся в Оклендском музее , Художественном музее Крокера и Художественном музее Лонг-Бич . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Ее работы принадлежат, среди прочего, общественным художественным коллекциям музеев Крокера и Окленда, Художественного музея Манетти Шрема и города Сакраменто. [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Она живет в Сакраменто и является почетным профессором Калифорнийского государственного университета в Сакраменто . [ 20 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Момент родился в сельской местности Селлерсвилля, штат Пенсильвания , в 1938 году и вырос в Фэрфилде, штат Коннектикут. [ 14 ] [ 5 ] Она получила степени бакалавра и медсестры в Университете Коннектикута (в Йельском медицинском центре ), где после окончания университета в 1960 году работала медсестрой в области психиатрии и общественного здравоохранения. Писатели связали ее медицинский опыт с биологическими подтекстами ее творчества. [ 5 ] [ 10 ] В середине 1960-х годов безвременная смерть ее матери от болезни и физические страдания, свидетелем которых она стала медсестрой, убедили Момент оставить карьеру и ради художественной школы. Метафизические вопросы, вызванные этим опытом, нашли голос в «Похоронах» (1966), ключевой работе, вдохновленной фанком, состоящей из куклы в открытом чемодане, окруженном радиолампами, пластиковыми формочками для печенья и личными однодневками; это ознаменовало переход Момент в новый этап ее жизни. [ 21 ] [ 10 ] Она получила степень магистра искусств в Университете Колорадо в Боулдере (1970), обучаясь у фанк-художника Уильяма Т. Уайли и художника и скульптора Роланда Рейсса . [ 10 ] Там она создавала работы с нетрадиционными материалами (конский навоз, марля, предметы домашнего обихода), которые исследовали личные страхи и переживания. [ 21 ] [ 5 ] [ 22 ] [ 23 ]
В 1970 году Момент приняла должность преподавателя в Калифорнийском государственном университете в Сакраменто (CSUS), где преподавала скульптуру, живопись и историю искусства до выхода на пенсию в 2004 году. [ 24 ] [ 5 ] [ 20 ] Она также начала выставляться в Северной Калифорнии, участвуя в групповых выставках в Художественном институте Сан-Франциско , Оклендском музее и Художественном музее Крокера (включая международную передвижную выставку «Сакраменто Сэмплер» 1972 года). [ 25 ] [ 26 ] Эти выставки предшествовали ее включению в биеннале Уитни 1973 года и персональной выставке там в 1974 году. [ 7 ] В течение следующего десятилетия ее работы появились на персональной выставке в Крокере (1981). [ 15 ] [ 1 ] и на групповых выставках на Выставках современного искусства Лос-Анджелеса (LACE), Художественном музее Лонг-Бич и Художественном музее Сан-Хосе , а также в других учреждениях. [ 27 ] [ 28 ] [ 16 ] [ 14 ] В этот период она жила на обоих побережьях в Сакраменто и Манхэттене, а затем вернулась в Сакраменто в 1993 году. [ 1 ] [ 10 ] [ 5 ]
Работа
[ редактировать ]Критики охарактеризовали картину Момента, охватывающую смешанные работы от бумаги до настенных инсталляций, как «агрессивно ориентированную на процесс». [ 29 ] физически непосредственный и устойчивый в своей зависимости от мира природы как формального источника, несмотря на постоянную стилистическую эволюцию. [ 30 ] [ 2 ] [ 31 ] Марк Ван Пройен и другие критики связали ее искусство с «духовной абстракцией» ранних модернистов , таких как Кандинский , Малевич и Мондриан , которые стремились передать метафизические идеи и вездесущие космические и трансцендентные энергии. [ 30 ] [ 10 ] [ 21 ]
Момент работал с различными материалами: от ранних одеял в смешанной технике, сделанных из разрезанных воздушных шаров, до рельефов из окрашенной неопреновой резины со слоями марли или резинового латекса. Она также писала картины на пергаменте, холсте, бумаге и дереве. Методы, которые она использовала, включают сборку , отпечаток с помощью найденных предметов или своих рук и «живопись потока» — заливку разбавленной акриловой краски способами, имитирующими природные процессы, такие как наводнение, эрозия, вулканическая активность или космические явления. [ 5 ] [ 32 ] Ее картины часто основаны на повторении первичных форм (абстрактных и референтных) в непредсказуемых аранжировках богатых узоров и спонтанного ритма. [ 29 ] [ 30 ] Смертность, сексуальность, трансформация и духовность были частыми темами, которые она исследует, используя взаимосвязанные визуальные метафоры, начиная от макрокосмических (планеты или галактики) и заканчивая микроскопическими (клетки или молекулы). [ 30 ] [ 2 ] [ 5 ]
Серия ранних картин (1970–1986).
[ редактировать ]Ранние серии Moment опирались на фанк, постминимализм Евы Гессе и формы племенного искусства, сочетая интуитивные аспекты современной абстракции с непосредственностью и прямотой наивного искусства. [ 7 ] [ 11 ] [ 15 ] [ 4 ] Эта работа исследовала и ниспровергала чужое искусство и традиции «женской работы», такие как лоскутное шитье и шитье, с помощью нетрадиционных, часто непочтительных конструкций (одеяла с воздушными шарами, латексные платья), сексуальных отсылок и культовых образов. [ 7 ] [ 15 ] [ 1 ] В «Серии помощи презервативам» (1970–2) сексуальность, уязвимость и телесность тела рассматривались через призму феминизма , вызывая отклики от развлечения до шока. [ 4 ] [ 11 ] Эти изделия, изготовленные из марли, марли, резинового латекса и презервативов, сочетали в себе случайные события, искривленные модернистские сетки и навязчивый точечный узор, похожий на тот, который можно увидеть на рисунках коры австралийских аборигенов и африканских глиняных сосудах. [ 4 ] [ 33 ] [ 7 ] [ 11 ] Haloed Condom Relief Piece (1972) использовал извивающуюся сеть презервативов, нанесенную на черную неопреновую основу, окруженную яркими цветными ореолами и точками и закрашенную ими. В статье для Squarecylinder сравнила Джулия Кузенс их «неустанное движение» с извивающимися «первобытными амебами». [ 4 ] [ 11 ]
В середине 1970-х годов «Момент» обратился к архетипическим символам и формам, обнаруженным в палеолитических предметах, аборигенном и древнем искусстве, а также византийских мозаиках. [ 7 ] [ 1 ] [ 15 ] [ 8 ] «Пунктирные мозаичные картины» (1973–75) изображали плоские, невозмутимые, знаковые формы — животных, рыб, растений, людей, тропические пейзажи и горы — составленные из вибрирующих ярких цветных точек на черной прорезиненной основе (например, «Водопад» , 1973) . ). [ 7 ] [ 6 ] Марсия Такер описала их как «призрачный забытый Эдем», предлагающий «вид из замочной скважины на рай, тихий и волшебный мир, который соблазняет, очаровывает и пленяет эксцентричными, невозможными удовольствиями». [ 7 ] В «Картинах-образцах» (1978–84) Момент нарисовал грубо нарисованные геометрические фигуры на обработанной левкасом марле, платьях и стульях, отвергая традиционный квадратный или прямолинейный формат живописи (например, «Тотем рубашки» или «Платье из ковра» , 1978). [ 31 ] [ 24 ] [ 15 ] Их текстурированные поверхности, покрытые шахматной доской, сеткой, концентрическими или пунктирными узорами, отсылают к современным проблемам камуфляжа, аборигенного искусства, поверхностности и маскирующей способности одежды ( Коктейльное платье , 1978). [ 15 ] [ 31 ] [ 24 ]
В сериях «Колонны/Планеты» и «Неолит» (1983–1986) «Момент» перешел от целостных, знаковых композиций к композициям из парящих и сложенных друг на друга ионных колонн, космических спиралей и биоморфных форм, похожих на гениталии, которые размывали поверхность и изображение. . [ 34 ] [ 35 ] Она писала эти работы густо, наделяя их мультяшной сексуальностью, чью грубость и энергию рецензенты сравнивали с искусством аутсайдеров и картинами Филипа Гастона и Жана Дюбюффе . [ 36 ] [ 34 ] [ 35 ] Марк Ван Пройен сравнил «мифоэротические образы» и «биофильный витализм» неолитической серии с палеолитическими ритуальными предметами, тантрическими рукописями и высеченными в камне запутанными эротическими фигурами индуистских храмов. [ 8 ] [ 30 ] В картинах из этой серии использовались сдержанные цвета и многолюдное расположение грубых, жестовых открытых форм, напоминающих доисторические изображения мужских и женских гениталий, зубов, сердец и фаллосов. Слои, насыщенные краской, напоминали поверхности взаимосвязанных живых тканей или атмосферные мифические пространства. [ 8 ] [ 36 ] [ 30 ] Кристофер Френч формально и символически соединил некоторые из этих работ с сеткой с картинами Момента с презервативами, при этом архетипические формы, подобные Венере Виллендорфской, служили женскими аналогами более ранних фаллических образов. [ 37 ]
Поздняя живопись (1987 – настоящее время)
[ редактировать ]В своих более поздних работах Момент все больше внимания уделяет формам, которые напоминают природные и космические явления, очерчивая темы смертности, временности и памяти, продолжая при этом экспериментировать с новыми материалами и техниками. [ 38 ] [ 29 ] [ 2 ] [ 9 ] В серии «Природа/Космология» (1987–92), построенной на ранее сложенных камнях или семенах, использовались кучки водянистых, ярко окрашенных овалов, которые она рисовала, натирала и стирала по кремовой основе на пергаменте (например, Wall , 1986; Сокровище , 1989). [ 1 ] [ 14 ] Прочитав Пабло Неруды » « Камни неба , она обратилась к другим первозданным формам (семенам, камням или валунам, стручкам, яйцам, пузырям, драгоценным камням, подсолнухам), которые изображала в плоском и глубоком пространстве, вызывая эмоциональные и духовные состояния. [ 1 ] [ 14 ]
В начале 1990-х годов Момент начала избегать кисти, рисуя руками и пальцами и оставляя отпечатки на окрашенных краской листьях. При этом она преодолела разрыв между источниками и изображениями, напоминая наскальную живопись неолита, абстрактный экспрессионизм и «антропометрию» (отпечатки тела) Ива Кляйна («Запечатленные картины», 1993–2002). [ 38 ] [ 29 ] [ 9 ] В работах «Рука» каскады ладоней и разбрызганная, жидкая краска густо нарастали, часто стирая границу между предметом и землей. Питер Франк описывал их как интуитивные, иногда болезненные произведения, отражающие страдания людей, обращенные к потерям, геноциду и эпидемии СПИДа . [ 29 ] Серии «Садовая фреска» и «Красная настурция» представляли собой контролируемые созерцательные композиции, которые критики сравнивали с ботаническими или Торо . поэтическими наблюдениями за природой в духе [ 29 ] [ 38 ] Отпечатки листьев, нанесенные на поверхности с деликатностью и силой, варьируются от реалистичных пластинок до призрачных аур, объединяясь в ритмичные, цельные композиции. [ 38 ] [ 29 ] [ 21 ]
Начиная с начала 2000-х годов, Moment обратился к тому, что Питер Франк называл «живописью потока». [ 39 ] - заливка, перетаскивание и образование луж тонкой краски для создания фрескоподобных оснований, напоминающих космические газы, приливные водовороты, поймы рек, потоки лавы и пустыни, видимые сверху. [ 40 ] [ 2 ] [ 10 ] В абстрактной серии «Вселенная» (2002–2002) Moment наложил на эти основания отпечатанные круглые формы разных размеров, которые ритмично штамповались, соскабливались, промокались и позволяли течь, создавая активные тактильные поверхности. [ 13 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 40 ] Мария Порджес писала, что эта более поздняя работа движется к «превосходству специфики человеческого тела», часто предполагая глубокое время космического пространства и немыслимые расстояния (например, « Бесконечность» , 2009). [ 10 ] Картины имеют несколько направлений, иногда в тандеме: конфигурации переплетающихся, каскадных или сгруппированных кругов, напоминающие клетки, пузыри и химические диаграммы (например, « Взгляд сквозь Желтое море голубых лун» , 2004); формы, похожие на острова ( Archipelago , 2005) или те, что наблюдаются у ловцов снов коренных американцев ; и изображения неба с шарами и разбрызганными кругами, которые напоминают звездные созвездия, планеты или галактики ( Звездная карта II , 2005). [ 30 ] [ 9 ] [ 41 ] [ 42 ]
Рецензенты персональных выставок «Момента» в период с 2006 по 2013 год все чаще отмечали, как художник усложнил восприятие расстояния, масштаба и пространства. Они отметили, как колебания между землей и поверхностью, воздушными и земными перспективами, а также макрокосмическими и микроскопическими видами вызывают чувство взаимосвязи (например, «Jigggling Polarities» , 2010; Night Waves , 2013). [ 13 ] [ 2 ] [ 32 ] [ 10 ] Дэвид Оливант, пишущий в Squarecylinder , описал картины как «в высшей степени персонализированные карты вселенной», призванные «зафиксировать [] мимолетную, почти непостижимую реальность», что «мы существуем вне времени и пространства». [ 2 ] Критик San Francisco Chronicle Кеннет Бейкер предположил, что работа соответствует мысленным позам, грубым моделям и интуициям чувств, с которыми мы сталкиваемся с «высшими реалиями». [ 3 ]
Коллекции, награды и комиссии по общественному искусству
[ редактировать ]Работы Момента принадлежат публичным коллекциям университетов, корпораций и музеев, включая Мемориальный художественный музей Аллена ; Калифорнийский государственный университет, Сакраменто; Художественный музей Крокера; Художественный музей Холли Форд ; Художественный музей Манетти Шрема; и Оклендский художественный музей, среди других. [ 43 ] [ 44 ] [ 5 ] [ 45 ] [ 18 ] Она получила награды художника-резидента, спонсируемые Фондом Рокфеллера (1984). [ 34 ]
С 1993 по 2011 год «Момент» создал шесть паблик-арт-проектов. В их число входят «Фрагмент Вселенной» (2011), стеклянная мозаика размером 12 × 18 футов, расположенная в международном аэропорту Сакраменто ; Внутри и снаружи (1998), коллаж из фотопереноса размером 8 × 12 футов для здания сбора сточных вод в Сакраменто; и «Подсолнух» (1989), картина размером 6 на 7 футов в Центре правосудия Кэрол Миллер. [ 19 ] [ 5 ] [ 46 ] [ 17 ] Все они были заказаны Комиссией по искусству города Сакраменто. Момент также создал общественные работы для Калифорнийского университета, Медицинского центра Дэвиса (2010 г.) и Калифорнийского государственного университета (2003 г.), а также две картины для Американского Ривер-колледжа (2013 г.). здания науки и дизайна [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Далки, Виктория. «Круговая логика: работы Джоан Момент принимают новую форму», Sacramento Bee , 29 октября 1989 г., стр. 16, 24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Оливан, Дэвид. «Джоан Момент в галереях JayJay и LIMN», Squarecylinder , 7 сентября 2009 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бейкер, Кеннет. «У абстракции есть свой момент», San Francisco Chronicle , 15 августа 2009 г. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кузенс, Джулия. «Beyond Funk», Squarecylinder , 9 сентября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Вайденбаум, Марк. «Момент времени», журнал Sactown , октябрь/ноябрь 2013 г., стр. 91–6. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Музей американского искусства Уитни. Биеннале Уитни 1973 , Выставки. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Такер, Марсия. Джоан Момент , Нью-Йорк: Художественный музей Уитни, 1974. Проверено 18 ноября 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ван Пройен, Марк. «В поисках изначальной формы», Artweek , 21 декабря 1985 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Палья, Майкл. «Джоан Момент и Монро Ходдер дают галерее Havu начало работы в 2011 году», Вестворд , 11 января 2011 г. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Поргес, Мария. «Джоан Момент: Голубее синего», Numinous: Картины Джоан Момент , Сакраменто, Калифорния: Галерея JayJay, 2013.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линьярес, Фил. «Интервью: Джоан Момент», Смородина , февраль – март 1976 г.
- ^ Рот, Дэвид М. «Восстание Сакраменто: Капитолий Калифорнии, давний художественный центр, наконец-то вступил в свои права», Art Ltd. , сентябрь/октябрь 2008 г., стр. С10.
- ^ Перейти обратно: а б с Далки, Виктория. «Свет прошлого и будущего: закономерности и связи в« воздушном освещении », Сакраменто Би , 21 мая 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Линьярес, Фил. Из студии: Недавние картины и скульптуры, 20 калифорнийских художников , Окленд, Калифорния: Оклендский музей, 1992.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Клисби Роджер Д. Джоан Момент , Сакраменто, Калифорния: Художественный музей Крокера, 1981.
- ^ Перейти обратно: а б Мучник, Сюзанна. «Рисунок калифорнийских художников», Los Angeles Times , 16 февраля 1982 г.
- ^ Перейти обратно: а б ВанЭйрсдейл, ST «Искусство материи», журнал Sactown , июнь/июль 2015 г., стр. 77–87. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Художественный музей Манетти Шрема. «Новые вкусы: собрано в кондитерской – избранное из музея Манетти Шрем». Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Город Сакраменто. «Джоан Момент, Фрагмент Вселенной , Программы, Искусство + Культура. Получено 18 ноября 2021 г.».
- ^ Перейти обратно: а б Веттерстрем, Сидней. «Джоан Момент», Избранные произведения из коллекции произведений искусства штата Сакраменто , Сакраменто, Калифорния: Университет штата Калифорния, Сакраменто, 2017, с. 15–6.
- ^ Перейти обратно: а б с д О'Брайен, Элейн. «Изобразить душу: картины Джоан Момент», Джоан Момент: Воздушное освещение , Терлок, Калифорния: Калифорнийский государственный университет, Станислав, 2006. Проверено 18 ноября 2021 года.
- ^ Манген, Ник. «Средства массовой информации по сравнению» , Colorado Daily , июль 1968 г.
- ↑ The Washington Post , «Конский навоз — это пробка», 13 июля 1968 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Саймон, Ричард. «Джоан Момент: художникам не обязательно угождать обычному человеку», The Sacramento Union , 16 августа 1981 г., стр. Д14–5.
- ^ Франкенштейн, Альфред. «Долина Сакраменто», San Francisco Chronicle , апрель 1972 года.
- ↑ Клисби Роджер Д. Сакраменто Сэмплер I , Сакраменто, Калифорния: Художественная галерея Э.Б. Крокера, 1972. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Розенталь, Адриан. «Царство животных», Artweek , июль 1979 г.
- ^ Найт, Кристофер. «Уютная выставка рисунков», Los Angeles Herald Examiner , 24 января 1982 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фрэнк, Питер. Джоан Момент: картины, работы на бумаге и настенные инсталляции, 1993–2003 гг. , Хантингтон-Бич, Калифорния: Центр искусств Хантингтон-Бич, 2003. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ван Пройен, Марк. «Хромаморфология: недавние картины Джоан Момент», Джоан Момент: Воздушное свечение , Терлок, Калифорния: Калифорнийский государственный университет, Станислав, 2006. Проверено 18 ноября 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Грин, Роджер. «Впечатляющие моменты в галерее Симонны Стерн», The States-Item (Новый Орлеан), февраль 1979 года.
- ^ Перейти обратно: а б Рот, Дэвид М. «Задняя комната @ JAYJAY», Squarecylinder , 11 апреля 2012 г.
- ^ Мартин, Фред. «Джоан Момент», Art International , декабрь 1973 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Данэм, Джудит. Джоан Момент , Уинстон Салем, Северная Каролина: Фонд Рокфеллера/Юго-восточный центр современного искусства, 1984.
- ^ Перейти обратно: а б Келли, Джефф. «Структуры и узоры», Artweek , 7 мая 1983 г., с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Бейкер, Кеннет. «Пытаюсь рисовать за пределами слов», San Francisco Chronicle , 6 декабря 1985 г., стр. 96.
- ^ Френч, Кристофер. Джоан Момент: Различные состояния бытия , Сакраменто, Калифорния: Калифорнийский государственный университет, Сакраменто / Рена Бранстен, Сан-Франциско, 1985.
- ^ Перейти обратно: а б с д Далки, Виктория. «Момент использует природу, чтобы вернуться к детскому удивлению», Sacramento Bee , 31 октября 1999 г., стр. 6 (Бис).
- ^ Фрэнк, Питер. «Плывем по течению», Art Ltd , март 2008 г., с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Рот, Дэвид М. «Монументальный @ JayJay», Squarecylinder , 6 апреля 2018 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Далки, Виктория. «Джей-Джей устраивает развлечения в задней комнате», Сакраменто Би , 8 апреля 2012 г.
- ^ Далки, Виктория. «Переключение передач в галерее JayJay», Sacramento Bee , 7 марта 2016 г. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Мемориальный художественный музей Аллена. Рыбьи головы , Джоан Момент , Предметы. Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Калифорнийский государственный университет, Сакраменто. Коллекция картин и рисунков , Коллекция произведений искусства. Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Художественный музей Холли Форд. Джоан Момент, Райская пара , Коллекция. Проверено 30 ноября 2021 г.
- ↑ Рот, Дэвид М. «Искусство аэропорта Сакраменто пользуется успехом», Squarecylinder , 19 октября 2011 г. Проверено 15 ноября 2021 г.