просьюмер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Пропотребитель одновременно – это человек, который потребляет и производит . Этот термин представляет собой сочетание слов производитель и потребитель . Исследования выявили шесть типов просьюмеров: просьюмеры, работающие своими руками, просьюмеры самообслуживания, просьюмеры, работающие по индивидуальному заказу, совместные просьюмеры, монетизированные просьюмеры и экономические просьюмеры. [1]
Термины «просьюмер» и «просумирование» были придуманы в 1980 году Элвином Тоффлером , американским футуристом , и широко использовались многими авторами, пишущими о технологиях того времени. Технологический прорыв и рост участия пользователей стирают грань между производством и потреблением, при этом потребитель становится просьюмером.
Определения и контексты
[ редактировать ]Пропотребители были определены как «лица, которые потребляют и производят ценность либо для собственного потребления, либо для потребления другими, и могут получать неявные или явные стимулы от организаций, участвующих в обмене». [1]
С тех пор этот термин стал обозначать человека, использующего равноправное производство на основе общего достояния .
В цифровом и онлайн-мире слово «просьюмер» используется для описания онлайн-покупателей 21-го века, потому что они не только являются потребителями продуктов, но и могут производить свои собственные продукты, такие как сумки по индивидуальному заказу, украшения с инициалами, свитера с командой. логотипы и т. д.
В области возобновляемых источников энергии пропотребителями являются домохозяйства или организации, которые время от времени производят излишки топлива или энергии и передают их в национальную (или местную) распределительную сеть; в то время как в другое время (когда их потребности в топливе или энергии превышают их собственное производство) они потребляют то же самое топливо или энергию из этой сети. Это широко делается в домашних хозяйствах с помощью фотоэлектрических панелей на крышах, вырабатывающих электроэнергию. Такие домохозяйства могут дополнительно использовать аккумуляторные батареи для увеличения своей доли фотоэлектрической электроэнергии, потребляемой собственными силами, что в литературе называется просумажем. [2] [3] Это также делают предприятия, которые производят биогаз и подают его в газовую сеть, используя газ из той же сети в другое время или в других местах. Например, в проекте Nobel Grid Европейского Союза, который является частью их исследовательской и инновационной программы Horizon 2020, этот термин используется, например.
Экономика совместного потребления — это еще один контекст, в котором люди могут выступать в качестве потребителей. Например, в экономике совместного использования люди могут быть поставщиками (например, Airbnb хозяевами , водителями Uber ) и потребителями (например, гостями Airbnb, пассажирами Uber). Просумеры — это один из способов развития экономики совместного потребления. [4]
Ученые связали просьюмерскую культуру с концепцией макдональдизации , выдвинутой социологом Джорджем Ритцером . Ссылаясь на бизнес-модель McDonald's , которая делает упор на эффективность управления, одновременно заставляя клиентов вкладывать больше усилий и времени самостоятельно (например, убирая за собой в ресторанах), макдональдизация заставляет потребителей выполнять больше работы, не платя им за их труд. [5]
Истоки и развитие
[ редактировать ]Стирание ролей потребителей и производителей берет свое начало в кооперативных движениях самопомощи , возникших во время различных экономических кризисов, например, Великой депрессии 1930-х годов. Маршалл Маклюэн и Баррингтон Невитт в своей книге « Take Today» 1972 года (стр. 4) предположили, что с появлением электрических технологий потребитель станет производителем. В книге 1980 года «Третья волна » футуролог Элвин Тоффлер ввёл термин «просьюмер», когда он предсказал, что роли производителей и потребителей начнут размываться и сливаться (хотя он описал это в своей книге « Шок будущего» 1970 года). Тоффлер предполагал, что рынок будет очень насыщенным продуктов начнет удовлетворять основные , поскольку массовое производство стандартизированных потребительские потребности. Чтобы продолжать увеличивать прибыль , предприятия должны инициировать процесс массовой настройки , то есть массовое производство продуктов с высокой степенью индивидуализации.
Однако, чтобы достичь высокой степени персонализации, потребителям придется принимать участие в производственном процессе, особенно в определении требований к дизайну . В каком-то смысле это просто продолжение или расширение отношений, которые многие богатые клиенты поддерживали с такими профессионалами, как архитекторы, на протяжении многих десятилетий. Однако во многих случаях архитектурные заказчики не являются единственными или даже основными конечными потребителями. [6]
Тоффлер распространил эти и многие другие идеи на XXI век. Наряду с недавно опубликованными работами, такими как «Революционное богатство» (2006), можно признать и оценить как концепцию, так и факт существования просьюмера , как его видят и чувствуют в мировом масштабе. Однако то, что эти концепции имеют глобальное влияние и охват, можно частично оценить, отметив, в частности, популярность Тоффлера в Китае . Обсуждая некоторые из этих вопросов с Ньютом Гингричем в программе C-SPAN After Words в июне 2006 года, Тоффлер упомянул, что «Третья волна» является вторым бестселлером всех времен в Китае после произведения Мао Цзэдуна . [7]
Дон Тапскотт вновь представил эту концепцию в своей книге «Цифровая экономика» 1995 года. и его книга 2006 года «Викиномика: как массовое сотрудничество меняет все» с Энтони Д. Уильямсом. Джордж Ритцер и Натан Юргенсон в широко цитируемой статье заявили, что уверенность в себе стала характерной чертой Web 2.0 . Потребители создают ценность для компаний, не получая заработной платы.
Суждения Тоффлера были хорошо описаны и расширены в экономическом плане Филипом Котлером , который рассматривал их как новый вызов для маркетологов. [8] Котлер предвидел, что люди также захотят играть более важную роль в разработке определенных товаров и услуг, которые они потребляют, более того, современные компьютеры позволят им это делать. Он также описал несколько сил, которые приведут к большей процветающей деятельности, а также к более устойчивому образу жизни. Эта тема была далее развита Томашом Шимусяком в 2013 и 2015 годах в двух книгах по маркетингу. [9] [10]
Технологический прорыв ускорил развитие потребления. Например, с помощью технологий аддитивного производства совместное творчество происходит на разных этапах производства: этапах проектирования, производства и распространения. Это также происходит между отдельными клиентами, что приводит к созданию сообществ совместного проектирования. Аналогичным образом, массовая индивидуализация часто связана с производством товаров или услуг по индивидуальному заказу в крупномасштабном производстве. Этот рост участия процветал благодаря растущей популярности технологий Web 2.0 , таких как Instagram, Facebook, Twitter и Flickr.
В июле 2020 года в академическом описании сообщалось о природе и росте «роботов-просьюмеров», основанных на современных технологиях и связанной с ними культуре участия , что, в свою очередь, было в значительной степени предсказано ранее писателями-фантастами . [11] [12] [13]
Критика
[ редактировать ]Пропотребительский капитализм подвергался критике за то, что он продвигает «новые формы эксплуатации посредством неоплачиваемого труда, превращенного в игру как развлечение». [14] : 57
Примеры
[ редактировать ]Выявленные тенденции и движения за пределами основной экономики, которые приняли терминологию и методы просьюмеров, включают:
- подход «Сделай сам » ( DIY ) как средство экономической самодостаточности или просто как способ выжить при уменьшении доходов.
- движение за программное обеспечение с открытым исходным кодом создает программное обеспечение самостоятельно, [ нужны разъяснения ] Ярким примером является успешная операционная система Linux , которая сейчас доминирует в серверном домене.
- Движение Fablab , возможности самостоятельного изготовления, особенно 3D-печать.
- добровольное движение за простоту , которое преследует личные, социальные и экологические цели посредством потребительской деятельности, такой как:
- выращивать себе еду
- ремонтировать одежду и технику, а не покупать новые вещи
- играть на музыкальных инструментах, а не слушать записанную музыку
- использование новых технологий создания и распространения медиа для развития независимых, открытых, некоммерческих средств массовой информации и культур, ориентированных на потребителя (см. Wikipedia , Indymedia , большую часть Creative Commons ); многие представители независимых СМИ отвергают массовую культуру, порожденную концентрированными корпоративными СМИ.
См. также
[ редактировать ]- Стоимость - предел цены - Версия трудовой теории стоимости
- Креативный потребитель – потребитель, действия которого приводят к изменению направления разработки запатентованного продукта или услуги.
- Культура участия - культурное производство, созданное посредством социального взаимодействия различных сообществ и групп.
- Опытный пользователь – пользователь расширенных функций электроники.
- Produsage – создание контента под руководством пользователей, которое происходит в различных онлайн-средах.
- Культура чтения/записи – общество, которое разрешает и поощряет производные работы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ланг, Бодо; Долан, Ребекка; Кемпер, Джойя; Норти, Гэвин (01 января 2020 г.). «Пропотребители во времена кризиса: определение, архетипы и последствия» . Журнал управления услугами . 32 (2): 176–189. doi : 10.1108/JOSM-05-2020-0155 . hdl : 10092/104713 . ISSN 1757-5818 . S2CID 225379767 .
- ^ Шилл, Вольф-Петер; Зерран, Александр; Кунц, Фридрих (01.06.2017). «Предположение о солнечном электричестве: плюсы, минусы и перспективы системы» (PDF) . Экономика энергетики и экологическая политика . 6 (1). дои : 10.5547/2160-5890.6.1.wsch . hdl : 10419/149900 . ISSN 2160-5882 .
- ^ Грин Иэн Стаффелл, Ричард (01 июня 2017 г.). « Просумаж» и британский рынок электроэнергии» . Экономика энергетики и экологическая политика . 6 (1). дои : 10.5547/2160-5890.6.1.rgre . hdl : 10044/1/44270 . ISSN 2160-5882 .
- ^ Ланг, Бодо; Бота, Эльсамари; Робертсон, Жандри; Кемпер, Джоя А.; Долан, Ребекка; Китцманн, Ян (21 июня 2020 г.). «Как развивать экономику совместного использования? Создавайте просьюмеров!» . Австралазийский журнал маркетинга . 28 (3): 58–66. дои : 10.1016/j.ausmj.2020.06.012 . ISSN 1441-3582 .
- ^ Чен, Чи-Чин; Ритцер, Джордж (24 марта 2015 г.), «Макдональдизация» , Кук, Дэниел Томас; Райан, Дж. Майкл (ред.), Энциклопедия потребления и потребительских исследований Wiley Blackwell , Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. 1–3, doi : 10.1002/9781118989463.wbeccs167 , ISBN 978-1-118-98946-3 , получено 19 апреля 2021 г.
- ^ Лоример, А. «Архитектура Prosumption: децентрализация архитектурного агентства как экономический императив», журнал H +, 2014, [онлайн] http://hplusmagazine.com/2014/01/13/prosumption-architecture-the-decentralisation- архитектурного-агентства-как-экономического-императива/ [02.04.14]
- ^ «C-SPAN — Создано After Words. Тоффлер дал интервью Гингричу Эпизоду» . С-ПАН . 6 июня 2006 года. Архивировано из оригинала 26 января 2009 года . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Котлер, Филип. (1986). Просумеры: новый тип клиентов. Футурист (сентябрь – октябрь), 24–28.
- ^ Шимусяк Т., (2013). Социально-экономические выгоды от предложения и феномена ведущих пользователей в Германии - уроки для Польши [в:] Инновации в области устойчивого развития, коммерциализация исследований и маркетинг в области устойчивого развития, Решения в области устойчивого развития, Мюнхен. ISBN 978-83-936843-1-1
- ^ Шимусяк Т., (2015). Просумер – Просумеризм – Просумеризм, OmniScriptum GmbH & Co. КГ, Дюссельдорф. ISBN 978-3-639-89210-9
- ^ Ланкастерский университет (24 июля 2020 г.). «Научно-фантастические предсказания социальных сетей, Uber и дополненной реальности, позволяют заглянуть в будущее. Авторы научной фантастики могут помочь предсказать будущие модели поведения потребителей» . ЭврекАлерт! . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Райдер, MJ (23 июля 2020 г.). «Уроки научной фантастики: Фредерик Пол и робот-просьюмер» (PDF) . Журнал потребительской культуры . 22 : 246–263. дои : 10.1177/1469540520944228 .
- ^ Райдер, Майк (26 июля 2020 г.). «Гражданские роботы: биополитика, компьютер и период Вьетнама» . Ланкастерский университет . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Дариуш Емельняк; Александра Пжегалинска (18 февраля 2020 г.). Коллаборативное общество . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-35645-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чен, Кэтрин К. (2012). «Художественное обещание». Американский учёный-бихевиорист . 56 (4): 570–595. дои : 10.1177/0002764211429362 .
- Котлер, Филипп. (1986). Просумеры: новый тип клиентов. Футурист (сентябрь – октябрь), 24–28.
- Котлер, Филипп. (1986). Пропотребительское движение. Новый вызов для маркетологов. Достижения в области исследований потребителей, 13, 510–513.
- Луи, К.М. и Чан, KCC (2008) «Ритмы разработки программного обеспечения: гармонизация гибких практик для синергии», Джон Уайли и сыновья, ISBN 978-0-470-07386-5
- Мишель, Стефан. (1997). Перспективный маркетинг. Концепция и применение. Берн; Штутгарт;Вена: Главный.
- Накадзима, Сейо. (апрель 2012 г.). « Прозумпция в искусстве ». Американский учёный-бихевиорист Том. 56, № 4, 550–569.
- Ритцер Г. и Юргенсон Н., 2010. Производство, потребление, предложение. Журнал потребительской культуры, 10 (1), стр. 13–36.
- Тоффлер, Элвин. (1980). Третья волна: классическое исследование завтрашнего дня. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Бантам.
- Се, Чунянь и Багоцци, Ричард П. (2008). Попытка просумировать: к теории потребителей как соавторов ценности. Журнал Академии маркетинговых наук, 36 (1), 109–122.
- Шимусяк Т., (2013). Социально-экономические выгоды от предложения и феномена ведущих пользователей в Германии - уроки для Польши [в:] Инновации в области устойчивого развития, коммерциализация исследований и маркетинг в области устойчивого развития, Решения в области устойчивого развития, Мюнхен. ISBN 978-83-936843-1-1
- Шимусяк Т., (2015). Просумер – Просумеризм – Просумеризм, OmniScriptum GmbH & Co. КГ, Дюссельдорф. ISBN 978-3-639-89210-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Разговоры: Prosumer – бизнес-ориентированные определения производителя/профессионала и потребителя.