Правовой статус Германии
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2016 г. ) |
Правовой статус Германии касается вопроса исчезновения или иного продолжения немецкого национального государства (т.е. Германского рейха , созданного в результате объединения 1871 года ) после подъема и падения нацистской Германии , а также конституционного перерыва в военной оккупации Германии. Германия четырьмя союзными державами с 1945 по 1949 год. Это снова стало актуальным, когда Германская Демократическая Республика ( Восточная Германия ) присоединилась к Федеративной Республике Германия ( Западная Германия ) в 1990 году.
Обзор
[ редактировать ]После Второй мировой войны определение правового статуса было актуальным, например, для решения вопроса о том, станет ли Федеративная Республика Германия (Западная Германия) после 1949 года государством-преемником Германского Рейха до 1945 года – со всеми вытекающими последствиями. (в то время некодифицированное) правопреемства государств, например, продолжение договоров – или если, согласно международному праву , оно будет идентично предыдущему Германскому Рейху. Кроме того, определение власти, например, для утверждения или отрицания территориальных претензий, особенно в отношении бывших восточных территорий , зависело от этого определения правового статуса.
1945 года В Потсдамском соглашении указывалось, что полный мирный договор, завершающий Вторую мировую войну, включая точное определение послевоенных границ Германии, должен быть «принят правительством Германии, когда будет создано правительство, адекватное этой цели». Федеративная Республика всегда утверждала, что нельзя сказать, что такое правительство было создано до тех пор, пока народы Восточной и Западной Германии не воссоединились в рамках свободного демократического государства; но в Западной Германии сохранялся ряд мнений по поводу того, можно ли сказать, что единое государство, состоящее из населения Западной Германии, Восточной Германии и Берлина, само по себе представляет весь немецкий народ для этой цели. Ключевой вопрос заключался в том, сможет ли Германия, которая оставалась ограниченной на востоке линией Одер-Нейсе, действовать как «объединенная Германия» при подписании мирного договора без каких-либо оговорок. [ 1 ]
Связанный с этим вопрос возник из Основного закона Федеративной Республики Германия ( Grundgesetz ). Сам Основной закон был основан на дальнейшем существовании немецкого государства в целом. Преамбула, принятая Западной Германией в 1949 году в качестве временной конституции, прямо указывала на будущее свободное и единое немецкое государство; «Весь немецкий народ призван путем свободного самоопределения осуществить единство и свободу Германии». Основной закон потенциально предусматривал два пути создания возрожденного и единого немецкого государства; либо в соответствии со статьей 23, согласно которой «другие части Германии», помимо названных земель Федеративной Республики ( Бундесланд ), могли впоследствии подать заявку на прием; или согласно статье 146, где учредительная власть ( pouvoir constituant ) могла осуществляться избранными представителями всего немецкого народа при создании новой постоянной конституции, которая заменит Основной закон. Принятие конституции в соответствии со статьей 146 означало бы, что юридическая сила единого немецкого государства будет основываться на «свободном решении немецкого народа» в целом. [ 2 ] : 12
После капитуляции немецкого верховного командования в мае 1945 года в Германии не существовало эффективного национального правительства; Таким образом, вся национальная военная и гражданская власть и полномочия осуществлялись четырьмя союзными державами . Тогда союзники утверждали, что со смертью Адольфа Гитлера 30 апреля 1945 года бывший Германский рейх фактически прекратил свое существование; таким образом, как «высший орган власти» Германии, они имели право брать на себя все суверенные полномочия без ограничения объема или продолжительности и могли законно налагать любые меры на немецкий народ на национальной территории Германии, как любое правительство могло на законных основаниях применять к своему собственному народу - включая законную передачу частей этой территории и людей другой стране. [ 3 ] Кроме того, они утверждали, что международные конвенции, ограничивающие оккупационные державы в военное время от проведения фундаментальных изменений в правительственной системе, экономической системе или социальных институтах на территории, находящейся под их контролем, – закрепленные в Четвертой Женевской конвенции – не применялись и не могли применяться, поскольку прекращение действия нацистской Германии и полная денацификация немецких институтов и правовых структур были признаны союзными державами абсолютными моральными императивами. [ 4 ] Следовательно, Потсдамское соглашение предусматривало, что в конечном итоге на обломках Второй мировой войны возникнет самоуправляющееся государство, охватывающее «Германию в целом», воссоединяющее Берлин и четыре зоны контроля союзников; но что это государство будет черпать свой суверенитет исключительно из того, что тогда принимали на себя союзные державы, и его конституция потребует одобрения всех союзников через Совет министров иностранных дел .
Однако начиная с 1950-х годов школа немецких ученых-юристов разработала альтернативную точку зрения, согласно которой союзники лишь взяли на себя ответственность за суверенитет Германии, в то время как бывшее немецкое государство оказалось бессильным действовать; и что, следовательно, как только свободно сформированное правительство Германии возникнет в форме Федеративной Республики, оно восстановит идентичность и правовой статус бывшего Германского Рейха, не требуя какой-либо формальной передачи суверенитета от институтов Союзного контрольного совета. (который к тому времени уже прекратил свое существование). [ 5 ]
Германия как «национальный народ»; против Германии как «государственной территории»
[ редактировать ]Во времена Священной Римской империи (962–1806 гг.) и Германской Конфедерации (1815–1848, 1850–1866 гг.) немецкоязычные земли Европы были разделены на множество мелких государств, причем эта фрагментация была известна как Kleinstaaterei . При объединении Германии в 1871 году новый Германский Рейх был основан конституционно как федерация монархий, каждая из которых имела определенную территорию; и, следовательно, унитарный национализм Рейха первоначально был определен (в статье 1 конституции 1871 года ) в территориальном плане, как земли в прежних границах этой конкретной подгруппы немецких монархий. [ 6 ] : 14
Это географическое понимание немецкого государства в период до Первой мировой войны постепенно заменялось пониманием единой немецкой национальной идентичности , при которой Германия была унитарным национальным государством, отождествляемым с немецким национальным народом в соответствии с принципом права крови . и опираясь на риторику «суверенитета нации» во Франкфуртской конституции ; [ 6 ] : 16 хотя многие этнические немцы (как и немецкоязычные народы Швейцарии и Австрии) остались за пределами национального народа, составлявшего Германскую империю 1871 года; а также то, что Империя 1871 года включала обширные территории (такие как Познань ) с преимущественно негерманским населением. Этот переход был оформлен в конституции Веймарской республики . [ 6 ] : 17 где статья 1 определяет, что Рейх черпает свою власть из немецкого национального народа; в то время как статья 2 определяет территорию государства под Рейхом как земли, которые на момент принятия конституции находились в пределах власти немецкого государства.
Идентичность немецкого государства и немецкого народа действовала в обоих направлениях: не только институты немецкого государства получали свою легитимность от немецкого народа, но и немецкий народ черпал свою внутреннюю идентичность и патриотические обязанности из того, что он был коллективно конституирован как орган и учреждение Германского Рейха. [ 6 ] : 88 Впоследствии термин «Немецкий рейх» продолжал применяться как для обозначения национального народа, так и для обозначения государственной территории Германии, но все чаще применение этого термина к немецкому национальному народу стало рассматриваться как основное. [ 6 ] : 33 После Второй мировой войны термин «Германский рейх» вышел из употребления в конституционных формулировках и был заменен термином « нация в целом» , применяемым для обозначения государства как совокупности немецкого национального народа; и термин Германия в целом , применяемый для обозначения государства как совокупности немецкой национальной территории.
Тем не менее, фундаментальным для конституционного понимания Германии остается то, что правовой статус Германии является функцией единого немецкого народа и не ограничен границами территорий, подпадающих под юрисдикцию немецкого государства в любой момент времени.
Капитуляция Вермахта
[ редактировать ]
После Machtergreifung нацистской партии в 1933 году государственная власть все больше и больше персонифицировалась внутри рейхсканцлера ( рейхсканцлера ) Адольфа Гитлера , который после смерти рейхспрезидента Пауля фон Гинденбурга 2 августа 1934 года одновременно занимал пост главы правительства и главы правительства. государства (называемых фюрером и рейхсканцлером ). [ 7 ] Более того, к последним месяцам войны правительственные функции на всех уровнях нацистской Германии были ассимилированы аппаратом нацистской партии . [ 8 ] После самоубийства Гитлера 30 апреля 1945 года режим-преемник, назначенный в его политическом завещании , подал в отставку на заседании кабинета министров 2 мая. Гранд-адмирал Карл Дёниц , назначенный президентом рейха по завещанию Гитлера, поручил задачу формирования политической администрации ведущему министру Лутцу графу Шверину фон Крозигку ; однако последующее правительство Фленсбурга не обладало какой-либо фактической властью центрального правительства в Германии и не было признано ни одним правительством Оси , союзников или нейтральным правительством.
Эти инциденты предшествовали безоговорочной капитуляции немецких вооруженных сил ( Вермахта ), подписанной назначенными представителями трех немецких вооруженных сил и высшего военного командования ( Oberkommando der Wehrmacht ) в Берлине-Карлсхорсте ; из которой, поскольку это была чисто военная капитуляция, не могло возникнуть никаких прямых последствий для правового статуса гражданской власти Германского рейха. [ 9 ] Тем не менее, капитуляция всей оставшейся военной власти подтвердила для союзных держав полное юридическое исчезновение бывшего немецкого государства Берлинской декларацией после того, как: «Тем самым была осуществлена безоговорочная капитуляция Германии...». [ 10 ] Последующие историки считали 8 мая 1945 года датой прекращения существования нацистской Германии. [ 11 ]
С 30 апреля Госдепартамент США активно оказывал давление на все нейтральные страны, сохранившие дипломатические отношения с Германией, чтобы они подготовились к закрытию немецких посольств и передаче их архивов и документации посольствам западных союзников; а некоторые сделали это еще до 8 мая. Однако, поскольку военная капитуляция немецкого верховного командования была воспринята как исчезновение немецкого государства и принятие всей государственной власти союзными державами, все посольства, оставшиеся в нейтральных странах, были Западные союзники немедленно приказали закрыть их, их дипломатический персонал отозвать, а их записи передать в то или иное посольство союзников. [ 5 ] Те нейтральные страны, которые были назначены защитными державами в отношении Германии и ее союзников в соответствии с Женевскими конвенциями, были уведомлены о том, что эта функция теперь прекращена, и Государственный департамент потребовал от них передать все записи посольств и государственное имущество Германии в их доверительное управление. к западным союзникам. Все державы-покровительницы полностью выполнили требования союзников, формально разорвав дипломатические отношения; следовательно, немецкое государство прекратило свое существование как дипломатическое образование 8 мая 1945 года, в день капитуляции всех оставшихся немецких вооруженных сил.
23 мая союзники закрыли администрацию Фленсбурга и арестовали ее членов. Это формализовало правовой вакуум, который был заполнен только 5 июня, когда главнокомандующие четырех союзных держав объявили в Берлинской декларации о взятии на себя «верховной власти» в Германии: союзные войска не только взяли под свой контроль правительство, но также теперь приняло на себя все полномочия и законную власть немецкого государства в целом. Было прямо заявлено, что это не повлияет на аннексию Германии, хотя четыре державы заявили о своих полномочиях как единственном хранилище немецкой государственной власти определять будущие границы немецкой территории:
«В Германии нет центрального правительства или власти, способной взять на себя ответственность за поддержание порядка, управление страной и соблюдение требований держав-победительниц. Тем самым была осуществлена безоговорочная капитуляция Германии, и Германия стала подчиненной к таким требованиям, которые могут быть предъявлены ей сейчас или в будущем».
- [...]
«Правительства Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик и Соединенного Королевства, а также Временное правительство Французской Республики настоящим принимают на себя высшую власть в отношении Германии, включая все полномочия, которыми обладает правительство Германии, Верховное командование и любое государственное, муниципальное или местное правительство или орган власти. Принятие в целях, указанных выше, указанных полномочий и полномочий не влияет на аннексию Германии. [ 10 ]
Правительства Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик и Соединенного Королевства, а также Временное правительство Французской Республики в дальнейшем определят границы Германии или любой ее части, а также статус Германии или любой территории на территории. настоящее время является частью территории Германии».

С этого момента государственная власть осуществлялась Союзным контрольным советом вплоть до ее фактического приостановления в 1948 году. Все довоенные международные договоры, стороной которых был Германский Рейх, были отменены в отношении Германии с 1945 года (с учетом конкретных соглашений о продлении срока действия). переговоры через АСС). Международная легитимация стала результатом оккупационного превосходства союзников, и нейтральным странам было предложено признать Контрольный совет союзников в качестве единственного суверенного органа власти в Германии. Тем не менее немецкое гражданство продолжало признаваться, и считалось, что немецкая национальная территория все еще существует. В силу легитимности, заявленной в Берлинской декларации, союзные державы на Потсдамской конференции передали восточные территории бывшего Германского рейха под польскую и советскую администрацию; в ожидании окончательного мирного урегулирования. Оставшаяся территория Германии была разделена на четыре оккупационные зоны, которые наряду с объединенной оккупационной зоной столицы Берлина Вместе они составляли послевоенную «Германию в целом» и находились под управлением Союзного командования ( Alliierte Kommandantur ) , которое, в свою очередь, подчинялось Союзному контрольному совету. Западная граница Польши, ожидающая точного делимитации на возможной мирной конференции, была установлена на линии Одер-Нейсе; все территории к востоку от нее исключаются из советской зоны оккупации и, следовательно, из «Германии в целом».
«В оккупационных целях Германия будет разделена на три зоны в пределах ее границ по состоянию на 31 декабря 1937 года, за каждой из которых будет закреплена одна из трех держав, а также специальная зона для Берлина, которая будет регулироваться совместной оккупацией. трех держав» ( Лондонский протокол от 12 декабря 1944 г.; распространение на Францию не имело места до Ялтинской конференции в феврале 1945 г.)
Германии массовая реконструкция государственного управления Тем временем началась . Муниципальные администрации ( Gemeinden ) продолжали работать почти непрерывно, и к 1946 году местные выборы прошли во всех оккупационных зонах. В период с мая 1945 по июль 1947 года федеральные земли Германии, расположенные в оккупационных зонах западных союзников , снова получили правительства земель. Кроме того, были избраны собрания земель, обладающие конституционной властью, и с 1946 года конституции земель вступили в силу, в большинстве случаев после референдумы . [ 12 ]
Состояние войны
[ редактировать ]Прекращение военных действий между Соединенными Штатами и Германией было провозглашено 13 декабря 1946 года президентом США Гарри С. Трумэном . [ 13 ] Однако окончание состояния войны с Германией не было подтверждено Конгрессом США до 19 октября 1951 года по запросу президента Трумэна от 9 июля. Таким образом, немецкие граждане по закону еще долгое время считались гражданами противника. Такое положение дел имело некоторые странные последствия: например, браки между белыми американскими солдатами и белыми немецкими женщинами были запрещены до декабря 1946 года. [ 14 ] (Армия США в то время все еще запрещала межрасовые браки, поэтому чернокожим солдатам пришлось ждать до 1948 года. [ нужна ссылка ] В январе 1946 года Шведскому Красному Кресту было разрешено отправлять продовольствие в Германию, но предыдущие попытки агентств по оказанию помощи отправить продовольствие были заблокированы Министерством финансов США в соответствии с Законом о торговле с врагом 1917 года , и американские войска получили приказ не поделиться своими продовольственными пайками с немецкими гражданами. [ 15 ]
В Петерсбергском соглашении от 22 ноября 1949 г. отмечалось, что правительство Западной Германии хотело положить конец состоянию войны, но эта просьба не была удовлетворена. Состояние войны США с Германией сохранялось по юридическим причинам, и хотя оно было несколько смягчено, оно не было приостановлено, поскольку «США хотят сохранить правовую основу для содержания американских войск в Западной Германии». [ 16 ] На встрече министров иностранных дел Франции, Великобритании и США в Нью-Йорке с 12 сентября по 19 декабря 1950 года было заявлено, среди других мер по укреплению Западной Германии позиций в « холодной войне» , что западные союзники «законодательно прекратят состояние войны с Германией». [ 17 ] В 1951 году многие бывшие западные союзники действительно прекратили состояние войны с Германией: Австралия (9 июля), Канада, Италия, Новая Зеландия, Нидерланды (26 июля), Южная Африка и Великобритания (9 июля). [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Состояние войны между Германией и Советским Союзом закончилось в начале 1955 года. [ 24 ] Суверенитет Федеративной Республики Германия был предоставлен 5 мая 1955 года после формального прекращения военной оккупации ее территории. Однако особые права сохранялись, например, в отношении Западного Берлина , которому не разрешили формально стать частью Федеративной Республики. Военное присутствие также сохранялось до полного выполнения в 1994 году Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии (также известного как Договор «два плюс четыре»), подписанного в 1990 году.
По условиям этого договора четыре державы отказались от всех прав, которыми они ранее владели в Германии, включая Берлин . В результате Германия стала полностью суверенной 15 марта 1991 года .
Положение ООН о враждебном государстве
[ редактировать ]После вступления Германии в ООН возникли разногласия. [ кем? ] относительно того, являются ли статьи 53 [ 25 ] и 107 [ 26 ] Устава ООН , который определял Германию как «вражеское государство», все еще применялся, но эти статьи стали неактуальными, когда четыре державы отказались от своих особых прав по договору 1990 года. [ 27 ] и формально они были признаны устаревшими резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. [ 28 ] в 1995 году. [ 29 ]
Западная и Восточная Германия
[ редактировать ]В соответствии с Потсдамским соглашением три союзные державы — Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз — согласились, что окончательное мирное соглашение придется отложить до восстановления правительства Германии, достаточного для целей заключения союзного мира. условия. Тем временем предполагалось, что Контрольный совет союзников будет осуществлять всю суверенную власть в Германии; в то время как Совет министров иностранных дел будет курировать развитие новых государственных институтов Германии. Франция была приглашена в члены обоих органов (хотя де Голль не был приглашен в Потсдам и отказался подчиняться каким-либо соглашениям, заключенным там); но Франция с самого начала проводила политику препятствования любым совместным действиям союзников, которые могли привести к возрождению Германии как единого единого государства. Следовательно, любое создание официальных институтов или агентств, которые могли бы в конечном итоге восстановить единый суверенитет Германии, изначально было остановлено возражениями Франции.
Впоследствии, по мере роста антагонизма в холодной войне , те же самые институты оказались в значительной степени сведены на нет спорами между западными союзниками и Советским Союзом. Таким образом, Соединенные Штаты и Великобритания пришли к мнению Франции, что нельзя допустить возникновения единого немецкого государства, частично подчиненного советской власти, пока советский блок остается в Восточной Европе, и поэтому три западных союзника решили основать Западногерманская федерация, состоящая из территорий в трех зонах оккупации. Он был создан 23 мая 1949 года с обнародованием Основного закона в том виде, в котором он был принят Парламентским советом и одобрен западными оккупационными силами. Федеративная Республика, созданная Основным законом, получила полномочия действовать после федеральных выборов, состоявшихся 14 августа, учредительного заседания парламента Бундестага 7 сентября, вступления в должность первого федерального президента 13 Теодора Хойсса сентября, назначения Конрада. Аденауэр в качестве первого федерального канцлера 15 сентября и вступление в состав Федерального кабинета министров 20 сентября 1949 года. В свою очередь, советская военная администрация 7 октября создала парламент Народной палаты ( Volkskammer ) в советской оккупационной зоне и Восточном Берлине , который принял Конституцию. Восточной Германии , официально названной «Германской Демократической Республикой» (ГДР). Совет министров ГДР вступил в должность 12 октября 1949 года.
10 апреля 1949 года западные союзники составили оккупационный статут и передали его в Парламентский совет. ряд суверенных прав, таких как внешняя политика Официально объявленный 12 мая, он оставил за тремя западными союзными властями и внешняя торговля. Любая поправка к Конституции Западной Германии требовала разрешения (западных) союзников, отдельные законы могли быть отклонены, а военные губернаторы могли взять на себя всю правительственную власть во время кризиса. Эти оговорки должны были быть выполнены Высшей комиссией трех западных союзников, созданной 20 июня и претендующей на осуществление высшей государственной власти в бывших западных зонах оккупации. 22 ноября 1949 года канцлер Конрад Аденауэр подписал Петерсбергское соглашение , согласно которому признавалось, что суверенитет Западной Германии остаётся ограниченным. Соглашение, однако, расширило права правительства Германии по сравнению с полномочиями, предусмотренными в первоначальной версии Оккупационного статута.
По Генеральному договору 1955 года западные союзники признали полный суверенитет Западной Германии. Однако, поскольку Высшая комиссия союзников действовала вне полномочий бездействующего Союзного контрольного совета, было крайне неясно, какую суверенную власть она могла претендовать на западную Германию, если таковая вообще существовала; или сможет ли он законно передать какую-либо суверенную власть новому правительству Западной Германии. С 1950-х годов утверждение о том, что существовал единый продолжающийся Германский Рейх, правовой статус которого был полностью не затронут институтами, созданными союзными державами, и что Федеративная Республика была единственным правопреемником этого Рейха, было принято как федеральным правительством, так и федеральным правительством. собой и Федеральным конституционным судом . На этом основании Федеративная Республика претендовала на эксклюзивный мандат на всю послевоенную территорию Германии.
Первоначально конституция Германской Демократической Республики 1949 года приняла зеркальную версию этого утверждения – будучи сформулированной в ожидании будущей общегерманской конституции на ее собственных политических условиях – но все ссылки на более широкую национальную немецкую нацию были удалены из конституционных положений. поправки в 1968 и 1974 годах, и с этой даты ГДР утверждала, что с 1949 года существовало два совершенно отдельных суверенных немецких государства. Союзники Федеративной Республики по холодной войне частично поддержали ее претензии, поскольку они признали Федеративную Республику единственным законным демократически организованным государством на бывшей территории Германии (ГДР истолковывалась как незаконно созданное советское марионеточное государство ); но они не приняли соответствующие аргументы в пользу продолжения «метафизического» существования Рейха до 1945 года де-юре в органах Федеративной Республики. [ 2 ] : 13
Впоследствии, в рамках Ostpolitik , Федеративная Республика в начале 1970-х стремилась положить конец враждебным отношениям со странами Восточного блока , в ходе чего заключила в 1972 году Основной договор с ГДР, признав ее одним из двух немецких государств. внутри одной немецкой нации и отказ от любых претензий на суверенную юрисдикцию де-юре над теми частями Германии, которые входят в состав ГДР. Договор был оспорен в Федеральном конституционном суде – как очевидно противоречащий основным стремлениям Основного закона к единому немецкому государству – но законность договора была поддержана судом. Однако это постановление было сильно оговорено повторным утверждением о том, что Германский Рейх продолжал существовать как «всеобщее государство», так что обязанность стремиться к будущему германскому единству не могла быть оставлена, хотя без каких-либо институциональных органов сам по себе Райх в настоящее время был не способен к действию. [ 2 ] : 14] Федеративная Республика действительно была идентична Германскому Рейху; но это была «частичная идентичность», которая остановилась на границах Федеративной Республики и не распространялась ретроспективно на период 1945–1949 годов до возникновения Федеративной Республики. Западные союзники восприняли это как сигнал отказаться от любой поддержки прежних претензий Федеративной Республики на эксклюзивный мандат для Германии, и в этот момент все признали ГДР как отдельное суверенное государство и поддержали признание обоих немецких государств в качестве члены ООН с равным статусом. [ 30 ]
В 1975 году оба немецких государства приняли участие в Хельсинкском Заключительном акте, согласно которому существующие послевоенные границы Европы, включая разделение Восточной и Западной Германии и границу между Восточной Германией и Польшей, были подтверждены как законные в международном праве.
Преемственность немецких государственных институтов и дело «Государственного служащего»
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2020 г. ) |
Хотя Федеральный конституционный суд утверждал, что довоенный Германский рейх продолжал существовать в органах и учреждениях Федеративной Республики после 1949 года, он сильно отличался как от немецких академических юристов-конституционистов, так и от других федеральных судов в своей интерпретации этого принципа. Этот конфликт достиг апогея из-за требований членов судебной системы, государственной службы и академической профессуры времен нацизма о праве на восстановление на прежних должностях в новой Федеративной Республике. В соответствии со статьей 131 Основного закона повторное трудоустройство этих государственных служащих или иное их право на выходное пособие или пенсии были определены как регулируемые федеральным законом. Когда в 1951 году был принят закон, предусматривающий ограниченное возмещение ущерба при трудоустройстве и частичную задолженность по пенсионным выплатам, он был оспорен многими бывшими государственными служащими, и их дела были решительно поддержаны Федеральным судом (FCJ).
Суть поддержки этих дел FCJ основывалась на предположении, что трудовые права государственных служащих были защищены от политического вмешательства как фундаментальный принцип немецкого государства, хотя этот принцип был грубо нарушен в период нацизма; и, следовательно, поскольку немецкое государство, теперь освобожденное от нацизма, продолжало существовать после 1945 года, то же самое имело место и с трудоустройством его государственных чиновников – несмотря на действия оккупационных держав по их временному смещению. Более того, FCJ отметил, что при официальной капитуляции немецких вооруженных сил в 1945 году не было аналога капитуляции немецкого гражданского государства; и поэтому по закону можно считать, что государство и его институты ожидают возобновления деятельности в рамках Федеративной Республики. Отказ в восстановлении государственных чиновников без судебного процесса, устанавливающего индивидуальное соучастие в незаконных действиях нацистского режима, был равносилен коллективному наказанию; и, следовательно, был неконституционным.
В решении 1953 года Федеральный конституционный суд (ФКС) абсолютно отверг все эти аргументы, мотивируя это тем, что все комиссии по государственной службе были упразднены 8 мая 1945 года. [ 31 ] По мнению Федеральной комиссии по связи, капитуляция в 1945 году, а также захват власти Национал-социалистической партией были не просто изменением правовой формы государства (которое оставило бы правовой статус государственных служащих нетронутым), но и скорее, институциональная организация немецкого гражданского государства уже прекратила свое существование после захвата власти Национал-социалистической партией. Следовательно, в 1945 году и в течение многих лет до этого не было настоящей гражданской службы в Рейхе, на которой можно было бы работать. Та же самая аргументация применима к судебным работникам и профессорам университетов.
Вся совокупность немецких гражданских государственных органов и учреждений без исключения была превращена при нацистском режиме в «аппарат власти на службе нацистской партии»; процесс, начатый в 1933 году «законом о защите единства партии и государства», продолжение которого привело к постепенному включению государственных институтов в состав Нацистской партии или их замене. Следовательно, когда нацистская партия была ликвидирована, то же самое произошло и с нацистским гражданским государством и всеми рабочими местами в нем. Ни один аспект Rechtsstaat , или гражданского государства, основанного на верховенстве закона, не был бы способен к непрерывному функционированию в условиях нацистской власти; и никто этого не сделал. Следовательно, любые льготы, предложенные бывшим государственным служащим федеральным законом после 1949 года, были вопросом парламентской милости, а не фундаментального права. В частности, Федеральная комиссия по связи отметила, что все государственные служащие, судебные чиновники и преподаватели университетов были обязаны принести присягу Гитлера взамен прежней присяги соблюдать конституцию, как строгое условие сохранения работы. Те, кто приносил присягу (даже под принуждением), были молчаливым соучастником увольнения тех, кто отказался от присяги.
Хотя считалось, что правосубъектность Германского Рейха перешла в правосубъектность Федеративной Республики, все органы и учреждения Рейха уже давно были упразднены действиями нацистского режима, а их государственные институты-преемники после 1949 года ни в каком смысле не были их продолжателями. Весь федеральный государственный аппарат Германии был новорожденным, «перестроенным с нуля» с 1949 года.
Из этого следовало, что нацистское гражданское государство следует рассматривать как «преступное государство» ( Verbrecherstaat ), преступное предприятие, маскирующееся под государство. Ее судьи не были судьями, ее профессора не были профессорами, а ее государственные служащие не были государственными служащими. При этом Федеральный конституционный суд подтвердил абсолютное различие в соответствующем правовом статусе гражданской и военной власти при нацистском режиме; Военная организация немецкого народа как вооруженной нации полностью отличалась от гражданской организации немецкого народа как правового государства. Несмотря на то, что все военнослужащие также были обязаны принести свою версию присяги Гитлера, их военный статус немецких солдат, матросов и летчиков оставался действительным вплоть до 8 мая 1945 года.
воссоединение Германии
[ редактировать ]Германская Демократическая Республика распалась в 1989 году, что сделало воссоединение Германии неизбежным, но это подняло вопрос о том, в какой степени прежние действия и законы ГДР до 1989 года следует воспринимать как действия законного суверенного немецкого государства.
Некоторые ученые выступали за возрождение теории о том, что суверенитет Рейха до 1945 года продолжал существовать; с Федеративной Республикой после 1949 года в качестве ее единственного временного представителя (хотя и только в пределах ФРГ). В свою очередь, это было воспринято как подразумевающее необходимость новой общегерманской конституции, вступившей в силу единой нацией в соответствии со статьей 146 Основного закона в качестве преемницы Федеративной Республики, подразумевая, что действия бывшей ГДР могут быть аннулированы. В случае, если объединение 1990 года было инициировано в соответствии с более быстрым процессом статьи 23, согласно которому существующие немецкие государства могли заявить о своем присоединении к Основному закону Федеративной Республики посредством решения свободных представительных демократических институтов. Этот процесс имплицитно подтвердил как сохраняющийся суверенный статус Федеративной Республики согласно Основному закону, так и де-факто и де-юре правовые возможности политических институтов бывшей Восточной Германии, как в декларировании присоединения к Основному закону, так и в том, что ранее осуществлял управление своим населением и представлял его в международном праве; подлежит обширной квалификации после 1990 года при отнесении бывшей ГДР к категории «несправедливого государства», население которого могло требовать возмещения (и подвергаться наказанию) в отношении действий, совершенных до 1990 года, которые были несовместимы с принципами прав человека, поскольку они был включен в публичное право Восточной Германии. [ 2 ] : 196, 197
Объединение статьи 146 повлекло бы за собой длительные переговоры, которые открыли бы острые проблемы в Западной Германии. Даже если не учитывать это, Восточная Германия находилась в состоянии почти полного экономического и политического коллапса. Для сравнения, воссоединение в соответствии со статьей 23 может быть завершено всего за шесть месяцев.
Следовательно, когда две Германии согласились на экстренное слияние своих экономик в мае 1990 года, они также согласились добиваться воссоединения более быстрым путем, предусмотренным статьей 23. 23 августа 1990 года Народная камера ГДР объявила о присоединении Восточной Германии к Федеративной Республике в соответствии со статьей 23 Основного закона; и таким образом инициировал процесс воссоединения, который вступил в силу 3 октября 1990 года. Тем не менее, сам акт воссоединения (с его многочисленными конкретными положениями и условиями, включая фундаментальные поправки к Основному закону) был конституционно достигнут последующим Договором об объединении. от 31 августа 1990 г.; это происходит посредством обязательного соглашения между бывшей ГДР и Федеративной Республикой, которая теперь признает друг друга как отдельные суверенные государства в международном праве. [ 30 ] проголосовали за вступление договора в 20 сентября 1990 года Народная камера и Бундестаг силу конституционно необходимым большинством в две трети голосов, что привело к прекращению ГДР, с одной стороны, и согласованным поправкам к Основному закону Федеративной Республики. с другой.
В соответствии с этими условиями Германская Демократическая Республика присоединилась к Федеративной Республике и прекратила свое существование в полночь по центральноевропейскому времени 3 октября. Одновременно на ее территории было создано пять воссозданных государств. Восточный и Западный Берлин объединились в единый город-государство, который стал столицей расширенной Федеративной Республики. Этот процесс не создал третьего государства из двух. Скорее, Западная Германия фактически поглотила Восточную Германию, и территория, на которой действовал Основной закон, была расширена и охватила бывшую территорию ГДР. Таким образом, расширенная Федеративная Республика продолжала иметь ту же юридическую идентичность, что и старая Западная Германия.
Хотя ГДР номинально заявила о своем присоединении к Федеративной Республике в соответствии со статьей 23 Основного закона, это означало принятие ею не Основного закона в его тогдашнем виде, а скорее Основного закона с поправками, впоследствии измененными в соответствии с Договором об объединении и Договор об окончательном урегулировании («Договор два плюс четыре»). Эти поправки привели к удалению всех тех положений, посредством которых Федеральный конституционный суд ранее поддерживал идентичность Федеративной Республики с историческим Германским рейхом как «всеобщего государства», в частности, включая ту самую статью 23, которая послужила основой для Действующее заявление Volkskammer о присоединении.
В соответствии с «Договором два плюс четыре» и Федеративная Республика, и ГДР взяли на себя обязательство и свое единое продолжение принципа, согласно которому их совместные границы, существовавшие до 1990 года, составляли всю территорию, на которую могло претендовать любое правительство Германии, и, следовательно, существовали никаких дальнейших земель за пределами тех границ, которые были частями «Германии в целом». Поправки к Основному закону 1990 года, необходимые для воссоединения Германии, также прямо исключали предоставление возмещения или реституции за действия, предпринятые во время советской оккупации 1945–1949 годов до основания Федеративной Республики и ГДР.
Это подняло еще один комплекс конституционных вопросов, поскольку ряд частных лиц оспорили конституционность договоров о воссоединении, особенно в отношении уровней компенсации и реституции, предлагаемых лицам, чья собственность была экспроприирована в период с 1945 по 1949 годы при советской власти. Истцы утверждали, что, поскольку Федеративная Республика исторически заявляла, что ее суверенитет является продолжением суверенитета прежних правительств Германского Рейха, то есть после 1990 года, поэтому она должна обеспечить реституцию в пользу экспроприированных владельцев собственности (или их наследников). за действия в период, когда суверенная власть Германии дремала. В конечном итоге дела были рассмотрены в Большой палате Европейского суда по правам человека в 2005 году, которая последовательно выносила решения в пользу действий Федеративной Республики после 1990 года, тем самым отвергая аргументы, утверждавшие, что суверенитет Федеративной Республики поддерживает суверенитет Федеративной Республики. непрерывный, но бездействующий послевоенный Германский рейх, заявивший, что четыре союзные державы в 1945–1949 годах осуществляли «оккупацию» sui Generis после войны и безоговорочной капитуляции, которая предоставила оккупационным силам полномочия «суверенитета». [ 32 ]
В процессе воссоединения статья 23 Основного закона была отменена, что исключило возможность того, что любые дальнейшие бывшие части Германии могли впоследствии заявить о своем присоединении к Федеративной Республике; в то время как в статью 146 были внесены поправки, в которых прямо указывалось, что территория новой объединенной республики тогда включала всю Германию в целом; «Настоящий Основной закон, который с момента достижения единства и свободы Германии распространяется на весь немецкий народ, перестанет применяться в тот день, когда конституция, свободно принятая немецким народом, вступит в силу». Это было подтверждено в новой редакции преамбулы в 1990 году; «Немцы... добились единства и свободы Германии в свободном самоопределении. Таким образом, настоящий Основной закон распространяется на весь немецкий народ».
Таким образом, с 1990 года не могло быть никакой конституционной основы для сохранения какой-либо будущей юридической идентичности Германии и немецкого народа за пределами объединенных территорий и населения Восточной Германии, Западной Германии и Берлина.
См. также
[ редактировать ]- Немецкий вопрос
- Поражение
- Оккупационный статут (1949 г.)
- Петерсбергское соглашение (1949 г.)
- Боннско-Парижские конвенции (1952 г., вступили в силу в 1955 г.)
- Соглашение четырех держав по Берлину (1971 г.)
- Основной договор (1972 г.)
- Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии («Соглашение два плюс четыре»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бач, Ян (2007). «Правовая основа отношений Польши с Объединенной Германией». В Грольском, Витольд М. (ред.). Польша-Германия 1945–2007 гг.; от конфронтации к сотрудничеству и партнерству в Европе . Польский институт международных отношений. п. 129.
- ^ Jump up to: а б с д Квинт, Питер Э. (1991). Несовершенный Союз; Конституционные структуры для объединения Германии . Издательство Принстонского университета.
- ^ Кельзен, Ганс (1947). «Возможен ли мирный договор с Германией юридически и политически желателен?». Американский обзор политической науки . 41 (6): 1188–1193. дои : 10.1017/s0003055400261108 .
- ^ Парсонс, Бревен К. (2009). «Перенос закона оккупации в XXI век» (PDF) . Школа военно-морской юстиции США. Обзор военно-морского права . ВМС США: 21, 28–30 (номера страниц PDF 28–30).
- ^ Jump up to: а б Экерт, Астрид М. (2012). Борьба за файлы: западные союзники и возвращение немецких архивов после Второй мировой войны . Перевод Сейера, Д. КУП. стр. 219 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и Хойн, Вернер (2011). Конституция Германии . Харт.
- ↑ Закон о главе государства Германского рейха от 1 августа 1934 года .
- ^ Кершоу, Ян (2012). Конец; Германия 1944–45 . Пингвин. п. 278.
- ^ Фротчер/Пьерот: Конституционная история , Rn 641.
- ^ Jump up to: а б Американский журнал международного права, Vol. 39, № 3 (июль 1945 г.), стр. 171–178 JSTOR.
- ^ Ширер, Уильям Л., Взлет и падение Третьего Рейха , Саймон и Шустер, 1960, стр. 1140.
- ^ Швейцер: Конституционный закон III , 8-е изд., Rn 616; Фротшер/Пьерот: Конституционная история , Rn 689 и далее.
- ↑ Вернер против США (188 F.2d 266). Архивировано 14 мая 2010 г. в Wayback Machine , девятый округ Апелляционного суда США, 4 апреля 1951 г. Веб-сайт Public.Resource.Org. Архивировано 28 мая 2010 г. в Wayback Machine
- ^ Опасные связи: движение против братания в оккупационных зонах США в Германии и Австрии, 1945–1948 , Перри Биддискомб, Журнал социальной истории 34.3 (2001) 611–647 [ мертвая ссылка ]
- ^ Дэвидсон, Юджин; Тесслер, Рудольф (1999). T Смерть и жизнь Германии: отчет об американской оккупации . Университет Миссури Пресс. стр. 136–137. ISBN 978-0-8262-1249-8 .
- ^ A Step Forward Журнал Time , понедельник, 28 ноября 1949 г.
- ^ Персонал. Полный текст «Британской книги года 1951» в текстовом архиве открытого доступа . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ War's End Журнал Time , 16 июля 1951 г.
- ^ Элиху Лаутерпахт, Си Джей Гринвуд. Отчеты международного права. Том 52 , издательство Кембриджского университета, 1979 г., ISBN 0-521-46397-1 , с. 505 .
- ^ Джеймс Х. Марш. Вторая мировая война: установление мира. Архивировано 23 мая 2009 г. в Wayback Machine , Канадская энциклопедия. Архивировано 15 мая 2010 г. в Wayback Machine . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ 1951 в истории BrainyMedia.com . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ Х. Лаутерпахт (редактор), Отчеты по международному праву, том 23 . Издательство Кембриджского университета ISBN 0-949009-37-7 , с. 773 .
- ^ Кодекс США — Приложение к разделу 50 — Война и национальная оборона. Архивировано 6 июля 2008 г. в Wayback Machine , Типография правительства США . Архивировано 29 апреля 2009 г. в Wayback Machine .
- ^ Spreading Hesitation Журнал Time , понедельник, 7 февраля 1955 г.
- ^ «Статья 53» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2011 года.
- ^ «107» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2011 года.
- ^ Греве, Вильгельм Георг; Байерс, Майкл (2000). Эпохи международного права . Перевод Майкла Байерса. Вальтер де Грюйтер. п. 675. ИСБН 978-3-11-015339-2 .
- ^ Организация Объединенных Наций (15 декабря 1995 г.). «Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на ее 50-й сессии: Резолюция № A/RES/50/52» (PDF) . Объединенные Нации. п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2013 года . Проверено 17 мая 2012 г.
Признавая, что с учетом существенных изменений, произошедших в мире, положения о «вражеском государстве» в статьях 53, 77 и 107 Устава Организации Объединенных Наций устарели,...
- ^ Деттке, Дитер (2009). Германия говорит «нет»: война в Ираке и будущее немецкой внешней политики и политики безопасности . Пресса Центра Вудро Вильсона. п. 27. ISBN 978-0-8018-9409-1 .
- ^ Jump up to: а б Коммерс, Дональд П. (2012). Конституционная судебная практика Федеративной Республики Германия . Издательство Университета Дьюка. п. 309.
- ^ «БВерфГ, решение от 17 декабря 1953 г. — 1 БвР 147/52 — открытый Юр» . openjur.de . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Бенвенисти, Эяль (2012). Международное право оккупации . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 162. ИСБН 978-0-19-958889-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BVerfGE 36, 1 – Основной договор Восток-Запад , Решение Второго Сената от 31 июля 1973 г. после судебного заседания 19 июня 1973 г., Аз. 2 БвФ 1/73.