Берлинская декларация (1945 г.)
Берлинская декларация ( нем . Berliner Erklärung/Deklaration ) от 5 июня 1945 года или Декларация о разгроме Германии , [n 1] если бы правительства Соединенных Штатов , Советского Союза , Великобритании и Франции , действуя от имени союзников во Второй мировой войне , совместно приняли на себя де-юре «высшую власть» над Германией после ее военного поражения и подтвердили легитимность своих действий. совместное определение вопросов его управления и границ до предстоящей Потсдамской конференции .
Фон
[ редактировать ]Акт о капитуляции Германии от 8 мая 1945 года предусматривал только военную капитуляцию немецких вооруженных сил, причем немецкие стороны, подписавшие его, были представителями немецкого верховного командования. Следовательно, полные гражданские положения о безоговорочной капитуляции немецкого государства остались без явной формальной основы. Союзники согласовали через Европейскую консультативную комиссию всеобъемлющий текст безоговорочной капитуляции, который предназначался для использования в потенциальных обстоятельствах свержения нацистской власти в Германии военными или гражданскими властями. Тогда в Германии будет создано постнацистское правительство, которое будет стремиться к перемирию. В конечном итоге власть нацистов оставалась до последнего; Адольф Гитлер покончил с собой на руинах Берлина 30 апреля 1945 года; а претензии Карла Дёница , назначенного им преемником, на создание гражданского правительства во Фленсбурге были неприемлемы для союзников. Поэтому ранее согласованный текст капитуляции, переработанный как декларация и с расширенной пояснительной преамбулой, был принят в одностороннем порядке четырьмя союзными державами как Декларация о разгроме Германии 5 июня 1945 года. [1] В нем излагалась позиция союзников, согласно которой после грубых преступных злоупотреблений нацизма и в условиях полного поражения Германия теперь не имела правительства или центральной администрации и что освободившаяся гражданская власть в Германии, следовательно, считалась кондоминиумом . [2] из четырех союзных представительных держав от имени союзных правительств в целом, этот орган позже был преобразован в Союзный контрольный совет . [3]
Принцип, согласно которому военные действия против Германии должны продолжаться до тех пор, пока ее вооруженные силы не сложат оружие на основе безоговорочной капитуляции, был принят союзниками в Московских декларациях октября 1943 года, в которых также говорилось, что после капитуляции Германии любые лица, участвующие в зверства на территориях, находящихся под немецкой оккупацией, будут возвращены на эти территории для суда и наказания, а все руководство нацистской Германии, классифицированное как «преступники», будет схвачено и «наказано по совместному решению правительства союзников». формула, которая понималась как обозначающая казнь без суда и следствия, которая оставалась британской политикой до апреля 1945 года. милитаризм будет искоренен в Европе. В этом отношении британский военный кабинет согласился с американским предложением о создании трибуналов правосудия, в результате чего все отдельные нацистские лидеры теперь будут судиться как преступники, а все нацистские учреждения, агентства и ассоциации будут объявлены ". преступные организации», доказательство членства в которых является основанием для судебного наказания. Поскольку на практике к маю 1945 года такие нацистские органы были единственными функционирующими институтами немецкой гражданской администрации, в результате весь гражданский аппарат государственной власти в Германии и все занятия в нем были признаны «преступной» деятельностью на службе у Германии. нацистской партии на том основании, что «нацистское государство структурно, с самого начала и на протяжении всего своего существования, было огромным преступным предприятием». [4]
Тем не менее, хотя нацистское государство было признано преступным предприятием, не имеющим законных претензий на осуществление гражданской власти в Германии, союзники не распространили определение «преступного» на немецкое командование и военнослужащих. Генералы на службе нацистского государства оставались генералами, солдаты оставались солдатами, а военные приказы, изданные немецким верховным командованием, были действительными приказами, имеющими юридическую силу вплоть до 8 мая 1945 года, хотя гражданское государство Германии считалось уже вымершим. Из этого следовало, что представители немецкого верховного командования имели законное право подписать Акт о капитуляции в Берлине и что их приказы армии, флоту и авиации сложить оружие были действительными приказами, которые должным образом подлежали исполнению со стороны Германии. процедуры воинской дисциплины .
Условия
[ редактировать ]В преамбуле декларации утверждалась как ответственность Германии за войну, так и полное юридическое исчезновение нацистской Германии в результате безоговорочной капитуляции всех немецких вооруженных сил и полного отсутствия какой-либо власти центрального правительства Германии. [5] [6] Однако в тексте статей Декларации в ряде мест сохранялось существование немецкого национального народа и территории, которые для целей Декларации считались такими, как они были определены 31 декабря 1937 года (после Саарской конвенции 1935 года). референдуме и до аншлюса 1938 года ), при условии, что четыре подписавшие державы также заявят о своих полномочиях по определению будущих границ Германии. Эти заявленные полномочия по определению границ Германии вскоре будут реализованы в присоединении восточных территорий к Польше и Советскому Союзу и недолговечном создании Саарского протектората на Западе. В преамбуле также были подтверждены четыре назначенных представителя правительств Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик и Соединенного Королевства, а также Временного правительства Французской Республики в качестве «представителей союзников», которые с этого момента будут осуществлять верховную власть. гражданская и военная власть на территории Германии и над бывшими немецкими войсками. В противном случае текст декларации был подготовлен, но не использован в конечном итоге в Акт о капитуляции Германии от 8 мая 1945 года в форме, ранее согласованной Европейской консультативной комиссией , но не включающей предложенную оговорку о расчленении, был добавлен к согласованному акту о капитуляции в Ялте . [7]
Союзники утверждали, что принятие ими суверенных полномочий внутри Германии не повлияет на ее аннексию. Декларация состояла из 15 статей, первые восемь касались капитуляции немецких вооруженных сил и передачи союзникам военной техники и разведывательных средств. К июлю 1945 года эти действия в основном были завершены.
Таким образом, ключевыми статьями для будущего управления Германией были статья 11, которая предусматривала арест и суд союзников нацистских лидеров и других подозреваемых в военных преступниках, и статья 13, которая предоставляла союзным державам почти неограниченные полномочия руководить немецкими гражданскими властями. , экономические и правовые структуры в зонах, находящихся под их контролем. Эта статья широко применялась для денацификации государственных учреждений и экономических предприятий на всех уровнях немецкого общества, для получения репараций , а в советской зоне также для осуществления крупной программы земельной реформы путем перераспределения экспроприированных сельских земель у крупных довоенных земельных угодий. поместья перешли в собственность оставшихся в живых арендаторов и изгнанных фермеров из бывших восточных частей Германии.
Правовой статус в международном праве
[ редактировать ]Тогда союзники утверждали, что со смертью Адольфа Гитлера 30 апреля 1945 года бывшее немецкое государство прекратило свое существование, а его исторические институты и организация были уничтожены преступным нападением нацистской власти , и всякая сохраняющаяся суверенная идентичность Германии как все теперь было представлено исключительно Союзным контрольным советом. [8] По условиям Потсдамского соглашения союзники заявили о своем намерении, что осуществление полного суверенитета Германии Союзным контрольным советом будет осуществляться в режиме опеки и ограниченной продолжительности, а Совету министров иностранных дел будет поручено подготовить условия для возможного мира. договора и окончательного урегулирования войны, а также с учреждением через Контрольный совет совершенно нового немецкого правительства и государства, адекватных цели принятия этого урегулирования. [9]
Однако утверждение союзников о том, что Германского рейха больше не существует, было оспорено в юридических и политических дебатах, при этом ряд ученых утверждали, что законное исчезновение государства не может быть достигнуто, кроме как путем формальной аннексии его народов и территорий к другому государству. и что, поскольку этот вариант был явно отвергнут в Берлинском соглашении, немецкое национальное государство должно в той или иной форме рассматриваться как пережившее крах нацистской Германии независимо от Контрольного совета союзников. [10] [11]
Послевоенные юридические дебаты также поставили под сомнение полномочия, принятые союзниками в статьях 11 и 13 по радикальному изменению гражданской, правовой и экономической структуры Германии, что находится в прямом противоречии с положениями Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов о полномочиях и ответственности. ограничение военной оккупации в военное время. [12] Союзники утверждали, что конвенции не могли и не применялись в условиях оккупации Германии, поскольку полная и прочная ликвидация нацизма и его преступлений против человечества и немецкого милитаризма в целом была их главными целями во время войны. Действительно, в октябре 1944 года генерал Эйзенхауэр в своей «Прокламации номер 1» относительно предполагаемой оккупации Германии союзниками обещал полное уничтожение нацизма и милитаризма, приостановку действия немецкой правовой системы и принятие союзниками верховной власти. исполнительная, законодательная и судебная власть. [13]
После воссоединения Германии в 1990 году потомки экспроприированных довоенных землевладельцев оспорили правовую основу оккупационной власти союзников в отношении земельной реформы, инициированной Советским Союзом в Восточной Германии, и попытались через немецкие суды лишить собственности потомков послевоенных бенефициаров программы реформ. или иным образом получить компенсацию по текущей рыночной стоимости. было передано подряд четыре дела После того, как за десять лет в Федеральный конституционный суд , в 2005 году в конечном итоге была подана апелляция в Европейский суд по правам человека , который вынес решение в пользу законности оккупации союзников. Послевоенная оккупация Германии была признана «оккупацией sui Generis » , которая «предоставила суверенитет» союзным державам. [14]
Подписавшиеся
[ редактировать ]Декларацию подписали главнокомандующие союзников:
- Georgy Zhukov for the Soviet Union
- Дуайт Д. Эйзенхауэр от США
- Бернард Монтгомери от Соединенного Королевства
- Жан де Латтр де Тассиньи от Франции
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]Военные силы западных союзников отошли на запад от первоначальной « линии соприкосновения », передав управление освободившимися территориями советской оккупационной зоне. [15] и тем временем взяли на себя административную ответственность советских войск за соответствующие секторы Берлина . Впоследствии Потсдамское соглашение от 1 августа 1945 года подтвердило создание британской, американской и французской зон оккупации и установило границу между Польшей и Германией по линии Одер-Нейсе . Бывшие немецкие территории к востоку от линии теперь перешли под управление Польши и Советского Союза ( Калининградская область ) в ожидании окончательного распределения территорий в будущем Заключительном мирном договоре с Германией. Договор был отложен из-за идеологических и политических разногласий между союзными державами и не был окончательно ратифицирован до 1991 года, когда Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии вступил в силу и официально положил конец оккупации Германии .
оккупированной союзниками 30 августа 1945 года был создан Союзный контрольный совет для осуществления высшей правительственной власти над Германией , которая больше не включала восточные территории Германии. Первоначально Союзный контрольный совет предполагал, что он является единственным хранилищем государственного суверенитета Германии, особенно в отношении внешних отношений, но он в значительной степени предоставил каждой из союзных держав возможность управлять своими собственными оккупационными зонами по своему усмотрению. Однако функционирование Союзного контрольного совета оказалось серьезно нарушенным из-за препятствий со стороны представленных в нем союзных держав. Сначала Франция, которая не была приглашена на Потсдамскую конференцию и отказалась соблюдать Потсдамское соглашение, а затем Советский Союз в 1948 году вышел из Контрольного совета, что препятствовало его повторным встречам до 1971 и 1990 годов.
День памяти
[ редактировать ]
Памятник (на фото выше) был установлен на этом месте в районе Венденшлосс в Берлине- Кёпеник на улице Нибергалл. В переводе с немецкого оно гласит:
5 июня 1945 года в бывшей ставке маршала Г. К. Жукова здесь представители высшего командования Антигитлеровской коалиции подписали Декларацию о разгроме нацистской Германии и принятии государственной власти через четыре союзных государства.
См. также
[ редактировать ]- Правовой статус Германии - Правовой статус Германского Рейха после 1945 г.
- Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Официально «Декларация о поражении Германии и принятии на себя высшей власти в отношении Германии правительствами Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Временного правительства Французской Республики» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хансен, Реймар (1995). «Безусловная капитуляция Германии». История сегодня . 45 (5 мая).
- ^ Хеллер, Кевин Джон (2011). Нюрнбергские военные трибуналы . ОУП. п. 116.
- ^ Зиемке, граф Фредерик (1990). Армия США и оккупация Германии 1944-1946 гг . Центр военной истории армии США. п. 114.
- ^ Фрейзер, Дэвид (2017). «(Де) построение нацистского государства: преступные организации и конституционная теория Международного военного трибунала». Лойола из Лос-Анджелесского обзора международного и сравнительного права . 39 (1/8): 133.
- ^ Кельзен, Ганс (1945). «Правовой статус Германии согласно Берлинской декларации». Американский журнал международного права . 39 (3): 518–526. дои : 10.2307/2193527 . JSTOR 2193527 . S2CID 147286480 .
- ^ МакДона, Джайлз (2007). После Рейха . Джон Мюррей. п. 475.
- ^ Мосли, Филип Э. (1950). «Расчленение Германии, переговоры союзников от Ялты до Потсдама». Иностранные дела . 28 (3): 487–498. дои : 10.2307/20030265 . JSTOR 20030265 .
- ^ Кельзен, Ганс (1947). «Возможен ли мирный договор с Германией юридически и политически желателен?». Американский обзор политической науки . 41 (6): 1188–1193. дои : 10.1017/s0003055400261108 .
- ^ Чен, Ти-Чан (1951). Международное право признания . Прегар. стр. 70-74 .
- ^ Экерт, Астрид. М. (2012). Борьба за файлы . Перевод Доны Гейер. ЧАШКА. п. 222.
- ^ Такахаши, Ютака-Арай (2009). Закон оккупации . Брилл. стр. 32–35.
- ^ Бенвенисти, Эяль (2012). Международное право оккупации . ОУП. стр. 161–164.
- ^ Бенвенисти, Эяль (2012). Международное право оккупации . ОУП. п. 161.
- ^ Бенвенисти, Эяль (2012). Международное право оккупации . ОУП. п. 162.
- ^ Что делать? Время , 9 июля 1945 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст Берлинской декларации на Wikisource
- http://avalon.law.yale.edu/wwii/ger01.asp - Полный текст Берлинской декларации