Фортепианный концерт (Регер)
Концертное фортепиано | |
---|---|
Макс Регер | |
Ключ | Фа минор |
Опус | 114 |
Преданность | Фрида Кваст-Ходапп |
Выполненный | 15 декабря 1910 г Лейпциг .: |
Опубликовано | 1910 |
Фортепианный концерт фа минор , соч. 114 — концерт для фортепиано с оркестром, написанный Максом Регером в Лейпциге в 1910 году. Он посвятил произведение Фриде Кваст-Ходапп , премьера которого состоялась в Лейпциге 15 декабря 1910 года с оркестром Гевандхауса под управлением Артура Никиша . Сложная композиция редко исполнялась и записывалась. Пианисты, которые брались за эту песню, варьируются от американца Рудольфа Серкина , который впервые записал ее в 1959 году, до Маркуса Беккера , который был солистом в отмеченной наградами записи в 2017 году.
История
[ редактировать ]Когда Регер был в Дортмунде на трехдневном фестивале, посвященном его музыке в 1910 году, пианистка Фрида Кваст-Ходапп исполнила его «Вариации и фугу на тему И.С. Баха», соч. 81. Регер, уже обещавший ей фортепианный концерт в Лейпциге в 1906 году, повторил тогда свое обещание. Он начал сочинение в мае 1910 года и закончил первую часть к концу июня. Его издатель Bote & Bock получил работу 22 июля. Сочинение, состоящее из партитуры фортепианной редукции для фортепиано в четыре руки , партий и придуманной Регером , было опубликовано в сентябре 1910 года. Оно было посвящено Фриде Кваст-Ходапп. Рукопись с автографом была утеряна при разрушении штаб-квартиры издательства в Берлине в 1943 году, но надпись, очевидно, гласила: «Эта чудовищная вещь принадлежит фрау Кваст. Главный свинья Макс Регер это подтверждает». [ 1 ] Она была солисткой на первом выступлении в Лейпциге 15 декабря 1910 года с оркестром Гевандхауса под управлением Артура Никиша . [ 1 ]
Структура и музыка
[ редактировать ]Фортепианный концерт фа минор традиционно состоит из трех частей : [ 2 ] [ 3 ]
- Аллегро модерато
- Широкий с отличным выражением
- Аллегретто с духом
Продолжительность произведения указана как 39 минут, [ 2 ] с первым движением около 18 минут. [ 3 ]
Первая часть открывается, как и Первый фортепианный концерт Брамса, литаврами и оркестровыми фанфарами. [ 4 ] Часть составлена в «всеобъемлющей сонатной форме » с симфоническим подходом, в котором фортепиано и оркестр рассматриваются как равные. [ 3 ] [ 4 ] Следовательно, у него нет каденции . [ 3 ] Музыка Регера гармонично развита, сознательно избегая тональности фа минор. Пианист вступает в мощные октавы, за которыми следует драматический диалог между солистом и оркестром. Вторая тема – лирическая по контрасту. [ 1 ]
Вторая часть, отмеченная как Largo con gran espressione (медленная, с большой экспрессией), начинается только с фортепиано. [ 1 ] Регер цитировал мелодии из лютеранских хоралов , [ 4 ] в том числе « Wenn ich einmal soll scheiden », которую слышно на гобое и первых скрипках, « O Welt, ich muss dich lassen » и, ближе к концу части, « Vom Himmel hoch », снова на гобое. «Фрагменты хорала» составляют часть оригинальной фактуры. [ 1 ]
Финальная часть была описана как имеющая «причудливый характер» «угловатой» темы , которая снова трактуется с вызывающей виртуозностью. [ 3 ] Очередной «бурный» диалог фортепиано и оркестра наконец разрешается в «утвердительном заключении» фа мажор . [ 1 ]
Исполнение и запись
[ редактировать ]Фортепианный концерт Регера сравнивают с Фортепианным концертом Бузони как монументальное произведение, которое чрезвычайно сложно играть. [ 5 ] По данным Süddeutsche Zeitung , концерт Регера «разделяет судьбу» Бузони и исполняется редко. [ 5 ] Впервые он был записан Рудольфом Серкиным с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди в 1959 году. [ 6 ] [ 4 ] [ 7 ] Пианист Амадеус Веберсинке сделал запись в 1973 году с Дрезденской филармонией под управлением Гюнтера Хербига ; он был переиздан в 2002 году на компакт-диске, а в 2006 году в сборнике оркестровых произведений Регера. [ 8 ] Герхард Оппитц записал его в 1988 году с Бамбергским симфоническим оркестром под управлением Хорста Штайна . [ 9 ] Он был записан в 2010 году Марком-Андре Амленом с Берлинским симфоническим оркестром Rundfunk под управлением Илана Волкова в сочетании с Бурлеске Рихарда Штрауса . Рецензент отметил, что Хамельн успешно охарактеризовал сложный материал, и назвал игру пианиста «чрезвычайно требовательной пиротехники» «совершенно потрясающей». [ 3 ]
В 2016 году, по случаю столетия со дня смерти Регера, Питер Серкин исполнил концерт с Американским симфоническим оркестром под управлением Леона Ботштейна в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Это понималось также как «поэтическое продолжение творчества его покойного отца». [ 6 ] Концерт был записан вживую в 2017 году пианистом Маркусом Беккером совместно с NDR Radiophilharmonie под управлением Джошуа Вайлерстайна . Рецензент Süddeutsche Zeitung писал, что Беккер освоил виртуозные аспекты плотных аккордов и октавных прогонов «mit Löwenpranken» ( в переводе с львиными лапами ), но также выявил чрезвычайную чувствительность и красоту второй части. [ 5 ] Это принесло ему премию Opus Klassik за лучшую запись концерта XIX века 2019 года. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Симеоне 2011 .
- ^ Jump up to: а б Институт Макса Регера 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Битти 2011 .
- ^ Jump up to: а б с д Граммофон 1998г .
- ^ Jump up to: а б с Шойфеле 2020 .
- ^ Jump up to: а б Маленький 2016 год .
- ^ Милиция .
- ^ Вульф 2006 .
- ^ Барнетт 1999 .
- ^ Opus Klassik 2019 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Барнетт, Роб (июнь 1999 г.). «Макс Регер (1873–1916) / Концерт для фортепиано с оркестром фа минор (1910)» . musicweb-international.com . Проверено 3 декабря 2022 г.
- Битти, Роберт (май 2011 г.). «Макс Регер (1873–1916) / Концерт для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 114» . musicweb-international.com . Проверено 3 декабря 2022 г.
- Милиция, Джо. «Разочарование Регера и Штрауса от обычно превосходного Марка-Андре Амлена» . Наслаждайтесь музыкой.com . Проверено 23 января 2023 г.
- Пикколи, Шон (19 марта 2016 г.). «Звездная игра Серкина является убедительным аргументом в пользу Регера в смешанной программе ASO» . newyorkclassicalreview.com . Проверено 6 декабря 2022 г.
- Шойфеле, Пауль (25 ноября 2020 г.). «С оцарапанными руками» . Süddeutsche Zeitung (на немецком языке) . Проверено 27 сентября 2022 г.
- Симеоне, Найджел (2011). «Фортепианный концерт фа минор, соч. 114» . Гиперион Рекордс . Проверено 18 декабря 2022 г.
- Вульф, Джонатан (май 2006 г.). «Макс Регер (1873–1916) / Сочинения для оркестра» . musicweb-international.com . Проверено 3 декабря 2022 г.
- «Фортепианный концерт Регера. Р. Штраус Бурлеске» . Граммофон . Сентябрь 1998 года . Проверено 6 декабря 2022 г.
- «Фортепианный концерт фа минор, соч. 114» (на немецком языке). Институт Макса Регера / Фонд Эльзы Регер . Проверено 23 ноября 2022 г.
- «Приз Opus Klassik присвоен Маркусу Беккеру» (на немецком языке). Институт Регера . 13 октября 2019 года . Проверено 17 октября 2022 г.