Выпущенный
Лансадос . (буквально «выброшенные») [1] или изгнанные ) были поселенцами и колонизаторами португальского происхождения в Сенегамбии , Кабо-Верде , Гвинее , Сьерра-Леоне и других районах побережья Западной Африки . Многие из них были евреями , часто новыми христианами , спасавшимися от преследований португальской инквизиции .
Лансадос часто брал африканских жен из местных правящих семей, тем самым обеспечивая защиту и торговые связи, которые работали на пользу обеим сторонам. Они создали тайные торговые сети оружием, специями и рабами. Этот черный рынок разозлил португальскую корону , лишив ее возможности собирать налоги.
Хотя их число никогда не было большим, дети смешанной расы, рожденные у лансадо и их африканских жен и наложниц, служили важными посредниками между европейцами и коренными африканцами. Они часто были двуязычными и выросли в обеих культурах, иногда работая переводчиками с торговцами. Эти люди смешанной расы обладали значительной властью на раннем этапе развития портовой экономики в Бисау , Каше и прилегающих районах. [2]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Ко времени смерти принца Генриха Мореплавателя в 1460 году португальцы посетили побережье Западной Африки от Кабо-Верде до экватора . Они были знакомы с промежуточными точками, такими как современные Сьерра-Леоне и Эльмина (последняя на территории современной Ганы ). Португальская монархия попыталась сохранить полную монополию на работорговлю в Западной Африке, назначив для этой цели официальных посредников. [2]
В 1479 году Португалия и Кастилия подписали Алькасовасский договор, положивший конец войне за кастильское наследство . Во время войны Кастилия оспаривала португальскую монополию работорговли, угрожая португальским аванпостам и безуспешно атакуя их флот в Гвинейском заливе . [2] Нейтрализовав своего главного европейского соперника, Португалия расширила свои торговые сети и поселения в Западной Африке, практически не встречая сопротивления на протяжении всего 15 века. путешествовали по прибрежным районам и архипелагам В течение этого столетия различные португальские поселенцы, искатели приключений и купцы добровольно или силой Западной Африки, особенно Кабо-Верде. Некоторые из них были торговцами или агентами коммерческих предприятий, которые добровольно «бросились» (« lançavam ») в контакты с африканскими народами в торговых целях и часто обходили монопольные налоги португальской монархии. [3]
Но большинство lançados были законно или самостоятельно сосланы в Африку, включая евреев и новых христиан, спасавшихся от португальской инквизиции , а также людей, называемых degredados, отбывавших законное изгнание. [2] Небольшое меньшинство лансадос было не португальцами, а испанцами , греками или индийцами . [2]
Лансадос будет жить и торговать в прибрежных районах индивидуально или небольшими группами, с ведома и защиты коренных африканцев. Со временем некоторые поселения Лансадо выросли настолько, что могли применять насилие к местному населению, не опасаясь репрессий. [2] Они также построили свои собственные корабли и наняли африканцев, известных как груметы в качестве вспомогательных солдат. [4]
Лансадо ; действовали в основном в Сенегала , Гамбии , Казаманса и Гвинеи долинах регионы рек Кашеу ; и Геба на территории современной -Бисау Гвинеи и в районе Порт-Локо на территории современной Сьерра-Леоне. Они жили на юго-западе до Эльмины. [3] Возможно, их крупнейшие поселения находились в Бубе и Рио-Гранде-де-Буба на территории современной Гвинеи-Бисау. [4]
редко Мужчины -лансадос привозили с собой в Африку португальцев или других белых женщин. [2] Вместо этого они брали африканских жен или наложниц, рожая от них афропортугальских детей. [3] Некоторые отдельные лансадо так долго жили среди африканцев, что интегрировались в местную культуру, отказавшись от своей прежней португальской идентичности. [2] Постоянные контакты между португальцами и местными африканскими народами сделали португальский язык — или, по крайней мере, протокреольский язык, происходящий от португальского языка, — как западноафриканский лингва-франка, почти столь же распространенный, как и родные языки манде . [3] [4]
Прибрежные лансадо и их потомки составили новую социокультурную группу, говорившую по-португальски, одевавшуюся в европейскую одежду и жившую в прямоугольных домах в португальском стиле с побеленными стенами и верандами . Они также переняли местные африканские обычаи, такие как нанесение татуировок и шрамирование . Их религиозные верования также представляли собой смесь католицизма , западноафриканского водуна и поклонения предкам . [3] Сильные языковые и семейные связи между лансадосами , их потомками и коренными народами привели к возникновению особой португальско-африканской культуры, которая частично сохраняется и в 21 веке. [3] [4]
Пик и спад
[ редактировать ]Число lançados быстро росло в течение первой половины 16 века в ответ на преследование евреев со стороны португальских королей Мануэля I и Жуана III . Лансадо английских поддерживали и выступали в качестве посредников для растущего числа французских , . и голландских торговых предприятий вдоль побережья Западной Африки от Кабо-Верде до Эльмины Чтобы бороться с этой торговлей, Королевство Португалия создало укрепленные торговые посты, называемые фейториями, в стратегических точках вдоль побережья Гвинейского залива. [4]
Во времена Пиренейского союза — с конца 16 по начало 17 веков — лансадос начали торговать с народами сусу и манде . Они жили относительно далеко в глубине страны. [4] На протяжении 17 и 18 веков лансадо и их потомки контролировали местную торговлю во внутренних регионах Гвинеи. [3]
Поскольку количество белых португальских мигрантов, начиная с 17 века, сократилось, потомки лансадо со смешанной европейской и африканской кровью стали превосходить численность европейцев. К концу 17 века эти мулаты или метисы стали социокультурной элитой в более широком афро-португальском сообществе, поскольку их численность превосходила как белых, так и чернокожих людей. [3] В это время они также контролировали торговлю с народом Биафада и регионом Порт-Локо . [3]
. Начиная с 18 века , важность Лансадос снизилась В то время португальская монархия взяла на себя прямой колониальный контроль над прибрежными районами и начала переговоры с местными правителями.
Известный выпуск
[ редактировать ]- Вивиана Ваз (ок. 1630–1694+)
- Ганагога (буквально « Человек, говорящий на всех языках Биафады » , урожденный Жоау Феррейра) был новым христианином из Лансадо . Он был женат на Фула дочери короля в Фуута Тооро в шестнадцатом веке, и у них родился ребенок. Говоря на многих языках, он пользовался влиянием среди аристократии Фула и был близок с главой рода Касао на реке Гамбия . [5]
См. также
[ редактировать ]- Африканский португальский
- Ассимилированный
- Изгнанники
- Лусо-африканский
- Лузотропизм
- Смешанная раса
- Королевские сироты
- Плюриконтинентализм
- Удовольствия
- вернулся
- ты подпишешь
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пардью 2015 : с. 42
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рибейро 2018 : с. 33
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я ЮНЕСКО 2010 : стр. 468–471.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рибейро 2018 : с. 34
- ^ Грин, Тоби (2011). Рост трансатлантической работорговли в Западной Африке, 1300–1589 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 171. ИСБН 978-1-107-01436-7 . OCLC 874275291 .
Источники
[ редактировать ]- Марк, Питер (2011). Забытая диаспора: еврейские общины в Западной Африке и создание атлантического мира . Издательство Кембриджского университета. п. 280. ИСБН 978-0-5211-9286-6 .
- Пардью, Дерек (2015). Кабо-Верде, Let’s Go: креольские рэперы и гражданство Португалии . Шампейн: Издательство Университета Иллинойса . ISBN 978-0-2520-8117-0 .
- Рибейро, Фернандо Табанес (2018). Гвинея-Болама: история и воспоминания (на португальском языке). Оэйраш, Португалия : Конец программы империи. ISBN 978-9-7278-0635-5 .
- ЮНЕСКО (2010). Всеобщая история Африки, Том 5: Африка с 16 по 18 век (на португальском языке). Сан-Паулу : ЮНЕСКО. ISBN 978-8-5765-2123-5 .
- Африканские христиане
- Африканские евреи
- Португальский Кабо-Верде
- История Мадейры
- История Сенегала
- История конверсос
- Еврейская история Кабо-Верде
- Еврейская история Португалии
- Евреи и иудаизм на Мадейре
- Морская история Португалии
- Португальская колонизация в Африке
- Португальские исследования в эпоху Великих географических открытий
- Португальские работорговцы