Мартин де Аспилкуэта
Мартин де Аспилкуэта | |
---|---|
![]() Мартин де Аспилкуэта | |
Рожденный | 13 декабря 1491 г. |
Умер | 1 июня 1586 г. |
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия |
Школа | томизм Школа Саламанки |
Основные интересы | |
Известные идеи | Количественная теория денег |
Мартин де Аспилкуэта ( Аспилкуэта по-баскски) [ 1 ] (13 декабря 1492 — 1 июня 1586), или Доктор Наварр , — испанский канонист , теолог и экономист.
Известный в свое время, он первым сформулировал количественную теорию денег в 1556 году и был вместе с Франсиско де Виторией и Доминго де Сото одним из главных мыслителей школы Саламанки .
Жизнь
[ редактировать ]Мартин де Аспилкуэта родился в Барасоаине в дворянской семье Наварры и был родственником Франциска Ксавьера . В 1508 году он был среди редких студентов, принятых в новый Colegio Mayor de San Ildefonso , основанный кардиналом Сиснеросом . [ 2 ]
После получения степени по философии и теологии в Алькале , [ 3 ] тогда по политическим мотивам [ 4 ] он бежал во Францию в 1516 году, чтобы учиться в Тулузском университете. [ 5 ] и получил степень доктора гражданского и канонического права в 1518 году. [ 6 ]
Начиная с 1524 года Аспилкуэта работал на нескольких кафедрах канонического права в Университете Саламанки. Он получил председатель Декретума в 1532 году. [ 7 ] а затем получил первую кафедру канонического права в 1537 году, когда преподавал Диего де Коваррубиасу и Ариасу Пинелю. [ 7 ]
По приглашению Карла V Испанского и Иоанна III Португальского . [ 6 ] он преподавал в университете Коимбры в Португалии с 1538 по 1555 год. [ 2 ] Там он подружился с Генрихом, будущим королем Португалии . [ 2 ]
поручил ему Вернувшись в Испанию в 1555 году, Филипп II Испанский защищать своего друга Бартоломе Каррансу , архиепископа Толедо , обвиняемого перед Трибуналом инквизиции. В возрасте восьмидесяти лет он поехал в Рим , чтобы следить за процессом. Хотя ему не удалось оправдать архиепископа, Аспилкуэта пользовался большим уважением в Риме у нескольких пап и считался оракулом учености и благоразумия. Его смирение, бескорыстие и милосердие вошли в поговорку. Папа Пий V назначил его советником апостольской тюрьмы и безуспешно пытался сделать кардиналом. [ 8 ]
Аспилкуэта умер в Риме в возрасте 94 лет. [ 6 ] Он похоронен в национальной церкви Сан-Антонио-де-Портогези . Среди других жизнеописаний Аспилкуэты есть одно, написанное его племянником, приписанное к римскому изданию его сочинений.

Работает
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]В этой работе Аспилкуэта утверждал, что использование «денег при обмене не является противоестественным», как утверждал Аристотель , и «ставил деньги на тот же уровень, что и любой другой товар, и, следовательно, установил, что моральность обмена не зависит от на деньгах как на их объекте, а на справедливом обмене». [ 9 ] Затем он узаконил практику процента вопреки католическому запрету на ростовщичество .
Размышляя о последствиях прибытия золота и серебра из Испанской империи , Аспилкуэта независимо сформулировал количественную теорию денег в 1556 году. [ 10 ] [ 11 ] Он также якобы изобрел математическую концепцию временной стоимости денег . [ 12 ]
В своей работе о доходах от бенефициаров, посвященной Филиппу II Испанскому и Папе Пию V , он утверждал, что бенефициары-священнослужители могут свободно расходовать плоды своих бенефициаров только на необходимую поддержку для себя и бедных.
Закон
[ редактировать ]Его Руководство de confesores y penitentes (1549 г.), первоначально написанное на испанском языке, имело огромное влияние в области канонического права и этики, и к первой четверти семнадцатого века оно выдержало 81 издание. [ 6 ] Руководство сделало важный шаг в развитии морального богословия как отдельной дисциплины. [ 13 ] Одно из четырех приложений, написанных Аспилкуэтой для Руководства , посвященных обмену, спросу и предложению, а также деньгам, недавно было переведено на английский язык и опубликовано под названием «Обмен» (2014). [ 14 ]
Он сформулировал базовую форму принципа договорного консенсуса, которая позже была развита другими членами школы Саламанки, такими как Леонардус Лессиус и Педро де Оньяте . [ 15 ]
Аспилкуэта размышлял также над концепциями коммутативной справедливости, справедливой цены и справедливости в обмене: широко интерпретируя принцип laesio и седьмую заповедь , он считал, что контракты не являются бременем для стороны и что любое нарушение справедливость может быть передана в церковный суд. [ 16 ]
Использование народного языка
[ редактировать ]Столкнувшись с использованием реформированной церковью естественных языков в своей литургии и богослужениях, католическая контрреформация отреагировала, придерживаясь латыни. С другой стороны, Аспилкуэта поддержал использование местных языков в своем Commento en Romance 1545 года, выпущенном в Коимбре , записывая молитвы «Отче наш», «Радуйся, Мария» и «Кредо» как на латыни , так и на романском языке, то есть на кастильском языке , встречая сопротивление защитников. латинской традиции. [ 17 ]
Позже ему пришлось объяснять в своем Miscellaneum centum 1586 года , что и раньше использовался народный язык, что было одобрено епископами и инквизиторами, ссылаясь на «благочестивого и знающего кантабрийца », имея в виду Санчо де Эльсо из Эстеллы , который использовал баскский язык в различных молитвах. Незнакомство «деревенских жителей и горцев» с христианским учением он отчасти объяснял использованием латыни «вместо родного языка, заучиванием их наизусть». [ 17 ]
Публикации
[ редактировать ]
- Комментарий к покаянию , Коимбра, 1542 г.
- Если когда-либо из Рескриптов в соответствующем падеже . Коимбра, 1543 год.
- Комментарий [...] к главе Inter Verba , Коимбра, 1543 год.
- Перечитывание или перечитывание [...] Сполиат , Коимбра, 1547 год.
- Выбор в гл. Он знает [...] о судьях , Коимбра, 1548 год.
- Комментирую повторение главы «Когда она была освящена» , Коимбра, 1550 год.
- Выбор гл. и некоторые евреи , Коимбра, 1550 год.
- Relectio in Levitico , Коимбра, 1550 год.
- Руководство для исповедников и кающихся или Enchirindion исповедариум , португальское издание, Коимбра, 1550 г.; издание на кастильском языке, Саламанка, 1556 г.; Пампелун, Адриан Антверпенский, 1566 г.;
- Пять комментариев , Саламанка, 1556 год.
- Commentario resolutorio de usuras , Саламанка, 1556 г. Пампелун, Адриан де Антверпен, 1565 г.
- Справочник по кражам, Саламанка, 1556 г.
- Договор о доходах от церковных благ , Вальядолид, 1566 г.
- Дополнения к «Руководству исповедников» , 1569 г.
- Комментарии в Tres De Poenitentia , 1569 г.
- Глава вейте и восемь дополнений к Руководству исповедников , Вальядолид, 1570 год.
- Ответ [...] из «О церковных доходах» , 1571 г.
- Комментарий к добыче священнослужителей , Рим, 1572 год.
- Трактат о хвале и ропоте , Вальядолид, 1572 г.
- Комментарий [...] о религиях без долгов , Рим, 1574 г.
- Комментарий к молчанию в богослужениях , 1580 г.
- Сто сборников о молитве, особенно по Псалтири и Розарию . Рим, 1586 год.
- Речь о молчании, которое необходимо соблюдать в Божественных канцеляриях, главным образом в хоре , Саламанка, Педро Лассо, 1588 год.
- Комментарии [...] Григория IX , ок. 1595 г.
- Рим , 1602 год.
- Отчуждение церковных вещей .
- Комментарий по поводу грабежа священнослужителей .
- Четыре комментария от постоянных клиентов .
- Человеческие уши Глава
- Трактат о целях человеческих действий
- Договор покаяния .
- Договор об индульгенциях и юбилей .
См. также
[ редактировать ]- Доктрина ментальной резервации
- Двусмысленность
- Томас де Меркадо , еще один «иберийский монетарист»
- Педро Агерре Аспиликуэта, выдающийся баскский писатель и родственник по материнской линии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аспилкуэта, Аспилкоэта, Наваррус, Доктор Наваррус
- ^ Jump up to: а б с Декок 2018 , с. 118.
- ^ Декок 2018 , с. 117-118.
- ^ Декок 2013 , с. 40.
- ^ Декок 2018 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д Мартин де Аспилкуэта, «Об обмене» . CLP Academic, 2014, стр.xxii.
- ^ Jump up to: а б Декок 2018 , с. 117.
- ^ Декок 2018 , с. 119.
- ^ Мартин де Аспилкуэта, Обмен . CLP Academic, 2014, стр.xxxiii.
- ^ Декок 2018 , с. 126-127.
- ^ Хатчинсон, Марджори (1952). Школа Саламанки; Чтения по испанской денежной теории, 1544–1605 гг . Оксфорд: Кларендон.
- ^ Каранти, Педро Х. (01 июля 2020 г.). «Мартин де Аспилкуэта: Испанский ученый по ростовщичеству и временному предпочтению» . Человеческие исследования . 9 (2): 28–36. дои : 10.2478/sh-2020-0010 . ISSN 2299-0518 .
- ^ Мартин де Аспилкуэта, Обмен . CLP Academic, 2014, стр.xxiii.
- ^ Мартин де Аспилкуэта, Обмен . ЦЛП Академик, 2014.
- ^ Декок 2018 , с. 125-126.
- ^ Декок 2013 , с. 545-553.
- ^ Jump up to: а б Химено Арангурен, Ролдан. «Контрреформа и язык: правовое регулирование и практика в Наварре». Многогранные видения завоевания Наварры : 140–141.
Источники
[ редактировать ]- Декок, Вим (2013). Богословы и договорное право: Нравственное преобразование коммуны Иус (ок. 1500-1650) . Лейден/Бостон: Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 723.
- Декок, Вим (2018). «Мартин де Аспилкуэта». В Р. Доминго; Х. Мартинес-Торрон (ред.). Великие христианские юристы в истории Испании . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 116–133.
- Жиро, Библи. Sacr., II 334-336 (приводится список его сочинений)
- Гуго фон Хуртер , Номенклатор , (1892), I, 124-127
- Азурменди, Йоксе (2015): «От Наварры до Наварры» в книге «Пруден Гарция: О Наварре» , Доностия: Элькар. ISBN 978-84-9027-443-9
- Атрибуция
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Мартин Аспилкуэта ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

- 1491 рождений
- 1586 смертей
- Юристы канонического права
- Испанские римско-католические богословы XVI века
- Испанские экономисты
- Меркантилисты
- Писатели-мужчины XVI века
- Экономисты XVI века
- Выпускники Университета Саламанки
- Академический состав Университета Саламанки
- Школа Саламанки
- Испанские философы XVI века
- Испанские юристы XVI века