Империя Гао
Гао | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 7 век –1325 г. | |||||||
Капитал | Гао [1] | ||||||
Общие языки | Сонгай | ||||||
Религия | Ислам , африканская традиционная религия | ||||||
Правительство | Империя | ||||||
Историческая эпоха | Постклассическая эпоха | ||||||
• Учредил | в. 7 век | ||||||
• Упразднено | 1325 | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | У них было |
Империя Гао была королевством, которое управляло излучиной Нигера примерно с 7 века нашей эры до их падения под властью Империи Мали в конце 14 века. Управляемая династией Цза из столицы Гао , империя была важным предшественником империи Сонхай .
Историография
[ редактировать ]За исключением некоторых арабских эпитафий на надгробиях, обнаруженных в 1939 г. на кладбище Гао-Саней (6 км к востоку от города) [2] не сохранилось письменных записей коренных народов, датированных серединой 17 века. [3] Наши знания о ранней истории города основаны на трудах арабских географов, живших в Марокко, Египте и Андалусии, большинство из которых никогда не посещали этот регион. Эти авторы называли город Кавкау или Куку. Самое раннее упоминание о Гао принадлежит аль-Хорезми , написавшему в первой половине IX века. [4]
Две сонгайские хроники 17-го века, Тарих аль-Судан и Тарих аль-Фатташ , предоставляют информацию о городе во времена Сонгайской империи, но они содержат лишь смутные указания на время, предшествовавшее его написанию. [5] Летописи, как правило, не признают своих источников. [6] Их отчеты о более ранних периодах почти наверняка основаны на устных традициях и иногда предоставляют противоречивую информацию. Используя эпитафии в качестве первоисточника, современные ученые все чаще задаются вопросом, полезны ли хроники как тенденциозные политические документы для описания периода империи Гао. [7]
Историки двадцатого века считали Гао относительно неважным по сравнению с примерно современной Империей Гана , но в исследовании 2018 года «Африканский доминион» утверждалось, что Гао был первым городом-государством в Западной Африке, предоставив ключевую модель для Империи Гана, а затем Мали и Сонгай империй . и что регион Среднего Нигера, в котором он доминировал, был экономически и политически связан с Сахелем, Саванной и Ближним Востоком, что делало его важной частью мировой системы . [8]
История
[ редактировать ]Основание и ранняя история
[ редактировать ]Гао-Саней был основан в VII веке на южной конечной точке транссахарского торгового пути, на котором использовались колесницы. [9] [10] На маршруте преобладали Ибади купцы- берберы , которые поселились здесь. [11] Этот район также был важным центром для местных рыболовецких общин. [12]
Гао вырос между восьмым и десятым веками, став региональной державой, превосходящей даже Вагаду . [13] [14] Аль-Якуби писал в своем «Тарихе» примерно в 872 году:
Есть королевство Кавкау, величайшее из владений Судана, самое важное и могущественное. Все королевства подчиняются своему королю. Аль-Каукау — название города. Кроме того, существует ряд королевств, правители которых присягают ему на верность и признают его суверенитет, хотя они являются королями в своих землях. [15]
Короли этой местности принадлежали к династии Канда и использовали титул «За». [16] Вероятно, первоначально они базировались ниже по течению в Кукии. [17] до переезда в Гао в начале 10 века. [18] Их сила была основана на кавалерии и верблюдах . [13]
Ибн аль-Факих (писавший около 903 г.) упоминает караванный путь из Египта в древнюю Гану через Кавкау. [19] но Ибн Хавкаль (писал около 988 г.) утверждает, что старый путь из Египта в Судан был заброшен во время правления египетского правителя Ибн Тулуна (годы правления 868–884 гг.), Поскольку некоторые караваны подверглись нападению бандитов, а другие были разбиты переносимый ветром песок. [20] Более прямой маршрут был заменен маршрутом, ведущим в Сиджилмасу , а затем на юг через Сахару.
Приход ислама
[ редактировать ]В девятом веке аль-Якуби не упоминает ислам в Гао, подразумевая, что эта религия там не была заметной. Аль-Мухаллаби, умерший в 990 году, написал в утерянном труде, цитируемом в биографическом словаре, составленном Якутом , что
Их король притворяется перед своим подданным мусульманином, и большинство из них тоже притворяются мусульманами. У него есть город на берегу Нила [Нигера], на восточном берегу, который называется Сарна, где есть рынки и торговые дома и к которому идет непрерывное движение со всех концов. У него есть еще один город к западу от Нила [Нигер], где живут он, его люди и те, кому он доверяет. Там есть мечеть, где он молится, но общая молитвенная площадка находится между двумя городами. [21]
По мнению Гомеса, это предполагает «правителя, который был лишь номинально мусульманином (или, возможно, принял ибадизм )». [22] В списке правителей Тариха ас-судана есть правитель Кусуй-мусульманин, принявший ислам в 1009–1010 годах, а также сообщение аль-Бакри за 1068 год о том, что короли Гао были мусульманами, но большинство их подданных в то время не были. Аль-Сади в своей книге «Тарих аль-Судан» указывает несколько более позднюю дату введения ислама. Он перечисляет 32 правителя династии Зува и утверждает, что в 1009–1010 годах нашей эры 15-й правитель Зува Кусой первым принял ислам. [23]
Альморавиды и династическая смена
[ редактировать ]XI век стал важным переломным моментом в истории Империи Гао. К середине десятилетия Альморавиды стали значительной державой в Западной Африке, распространяя свою интерпретацию суннитского ислама . Затем аз-Зухри заставляет Гао принять ислам (возможно, имея в виду переход от ибадизма к суннитской ортодоксальности) в 1083 году. [24] Этот период также примерно совпадает с появлением погребальных эпитафий в Гао-Санее. В них рассказывается о трех мусульманских правителях, принадлежащих к династии Заге , которые умерли последовательно в 1100, 1110 и 1120 годах. [25]
Роль этой династии в истории Гао является предметом споров среди ученых. Дирк Ланге утверждал, что, хотя эти монархи Заге фигурируют в списках За царей Тариха династии , на самом деле они были новым королевским кланом, произошедшим либо от местных берберов, находящихся под влиянием Альморавидов, либо от королевской семьи Вагаду , спасающихся от собственного конфликта. с Альморавидами. [26] [27] Джон Ханвик утверждал, что заге были иммигрантами санхаджи и что их недолговечная династия вскоре была поглощена за. [28] Заге женились на женщинах предыдущей королевской линии, а королевы того времени обладали значительной политической властью и, возможно, даже были главами родственных групп по материнской линии. [29] [30]
Упадок и последствия
[ редактировать ]К концу 13 века Гао утратил свою независимость и стал частью расширяющейся Малийской империи . [31] Что случилось с правителями Зувы, не записано. [32] Однако археологические данные показывают, что они, вероятно, укрылись ниже по течению, поскольку архитектурные и эпиграфические стили, распространенные в независимом Гао вплоть до конца 1200-х годов, продолжали использоваться в Кукия до времен Сонни Али (1464–1492). [25] Он значительно расширил территорию, находящуюся под контролем Сонгая, и основал Империю Сонгай .
Экономика
[ редактировать ]Гао был одним из первых мест значительной транссахарской торговли в VIII веке, гораздо раньше, чем считали ученые. [33] Важнейшими предметами торговли были золото, медь, рабы и соль. [12] Гао также был крупным производственным центром. Мастера делали из сердолика бусы, датируемые третьим веком и высоко ценившиеся в тропических лесах Судана и Западной Африки. [14] По сравнению с его коллегами в Канеме и Вагаду , Гао не был крупным центром работорговли, хотя рабство широко практиковалось внутри страны. [34]
Капитал
[ редактировать ]Археологические данные свидетельствуют о том, что на восточном берегу Нигера существовало два поселения: [35] Старый Гао расположен на территории современного города, к востоку от гробницы Аскии, а археологический памятник Гао-Саней (по-французски Сане) расположен примерно в 4 км к востоку. Русло Вади Гангабер проходит южнее оккупационного кургана Гао-Саней ( телль ), но севернее Гао Антьена. Импортная керамика и стекло, найденные в Гао-Санее, позволяют предположить, что это место было заселено между 8 и 12 веками. [36] Вполне вероятно, что Гао-Саней соответствует Сарне аль-Мухаллаби. [37] В письме Аль-Бакри 1068 года также отмечается существование двух городов: [38] но аль-Идриси, писавший примерно в 1154 году, этого не делает. [39] И аль-Мухаллаби (см. цитату выше), и аль-Бакри [40] расположите Гао на западе (или правом берегу) Нигера. 17 века Тарих аль-Фатташ также утверждает, что в 10 веке Гао располагался на стороне Гурма (т.е. западном берегу) реки. [41] Большая песчаная дюна La Dune Rose расположена на западном берегу напротив Гао, но в Койме, на краю дюны, на участке в 4 км к северу от Гао, поверхностные отложения указывают на поселение, существовавшее до 9 века. Это мог быть западный берег Гао, упомянутый авторами 10 и 11 веков, поскольку раскопки на этом месте не проводились. [42] Летописцы, возможно, также ошибались, и Вади Гангабер могла быть рекой, которая, по их словам, разделяла два города. [43] Археологические раскопки показали, что Гао-Ансьен был политическим центром, в котором находился самый старый королевский дворец, обнаруженный в регионе. [44]
Язык
[ редактировать ]Жители Империи Гао говорили на сонгайском языке, принадлежащем сахаро-сахельской ветви нило-сахарской семьи. Первоначально этот язык был завезен в этот регион вдоль великой излучины Нигера еще в шестом тысячелетии до нашей эры. [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бетвелл А. Огот, Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век (Издательство ЮНЕСКО, 2000), 303.
- ^ Соваже 1950 ; Ханвик 1980 ; Мораес Фариас, 1990 год ; Ланге 1991 г.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 1.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 7.
- ^ Ханвик 2003 , с. XXXVIII.
- ^ Ханвик 2003 , стр. стр. 13–16.
- ^ Конрад 2005 , с. 107.
- ^ Гомес 2018 , с. 19-29.
- ^ Сиссе и др. 2013 , с. 29.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 813.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 826.
- ^ Перейти обратно: а б «Гао | Мали» . Британская энциклопедия . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гомес 2018 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрет, Кристофер (2016). Цивилизации Африки . Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Вирджинии. стр. 301, 302, 305, 308. ISBN. 978-0-8139-2880-7 .
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 7; Левцион 1973 , с. 15
- ^ Ланге 1991 , с. 269, 272.
- ↑ Кукия — город, упомянутый в «Тарих аль-Судан» и «Тарих аль-Фатташ» (как Кукия во французском переводе). Считается, что он находился недалеко от современной деревни Бентия на восточном берегу Нигера, в 134 км к юго-востоку от Гао.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 837.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , стр. 27, 378 n4.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , стр. 45, 51, 382, №21.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 174.
- ^ Гомес 2018 , с. 25.
- ↑ Аналогичный список правителей дан в « Тарих аль-Фатташ» . Кати 1913 , стр. 331–332.
- ^ Гомес 2018 , с. 24-6.
- ^ Перейти обратно: а б Такезава и Сиссе, 2012 , с. 839.
- ^ Ланге 1991 , с. 272.
- ^ Длинный 1996 год .
- ^ Ханвик 1980 .
- ^ Ланге 1991 , с. 262.
- ^ Конрад 2005 , с. 108.
- ^ Левцион 1973 , с. 76.
- ^ Ханвик 2003 , с. xxxvi.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 824.
- ^ Гомес 2018 , с. 44.
- ^ Инсолл 1997 .
- ^ Сиссе и др. 2013, с. 30
- ^ Инсолл 1997 , с. 23.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 87.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 113.
- ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 85.
- ^ Кати 1913 , с. 329 ; Ханвик 1994 , с. 265
- ^ Инсолл 1997 , стр. 4–8.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 832.
- ^ Такезава и Сиссе 2012 , стр. 835.
Библиография
[ редактировать ]- Сиссе, М.; и др. (2013). «Раскопки в Гао Саней: новые свидетельства роста поселений, торговли и взаимодействия на излучине Нигера в первом тысячелетии нашей эры». Журнал африканской археологии . 11 (1): 9–37. дои : 10.3213/2191-5784-10233 .
- Конрад, Дэвид (2005). «Обзор арабских средневековых надписей из Республики Мали: эпиграфика, хроники и история сонгай-туарегов, автор П.Ф. де Мораес Фариас» . Международный журнал африканских исторических исследований . 38 (1): 105–112. JSTOR 40036465 . Проверено 26 марта 2024 г.
- Гомес, Майкл (2018). Африканское владычество: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691177427 .
- Ханвик, Джон (1980). «Гао и Альморавиды: гипотеза». В Шварце, Б.; Дюметт, Р. (ред.). Динамика культуры Западной Африки . Гаага. стр. 413–430. ISBN 90-279-7920-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ханвик, Джон (1994), «Возврат к Гао и Альморавидам: этническая принадлежность, политические изменения и пределы интерпретации», Journal of African History , 35 (2): 251–273, doi : 10.1017/s0021853700026426 , JSTOR 183219 , S2CID 153794361 .
- —— (2003). Тимбукту и империя Сонгай: Тарих аль-Судан Ас-Сади до 1613 года и другие современные документы . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-12822-0 .
- Инсолл, Тимоти (1997). «Железный век Гао: археологический вклад». Журнал африканской истории . 38 (1): 1–30. дои : 10.1017/s0021853796006822 . JSTOR 182944 . S2CID 163151474 .
- Кати, Махмуд Кати бен эль-Хадж эль-Мотауаккель (1913). Тарих эль-феттах, или Хроника исследователя, для использования в истории городов, армий и главных героев Текрура (на французском языке). Худас О., Делафосс М. изд. и транс. Париж: Эрнест Леру. . Также доступно на Aluka , но требует подписки.
- Ланге, Дирк (1991). «Королевы Гао-Санэ и Альморавиды». Журнал истории Африки (на французском языке). 32 (2): 251–275. дои : 10.1017/s002185370002572x . JSTOR 182617 . S2CID 162674956 .
- Ланге, Дирк (1996). «Падение династии Сиссе: соображения о распаде Ганской империи из истории Гао» . История Африки (на французском языке). 23 :155–78. дои : 10.2307/3171939 . JSTOR 3171939 . Проверено 22 марта 2024 г.
- Левцион, Неемия (1973), Древняя Гана и Мали , Лондон: Метуэн, ISBN 0-8419-0431-6 .
- Левцион, Неемия ; Хопкинс, Джон Ф.П., ред. (2000). Корпус ранних арабских источников по Западной Африке . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Marcus Weiner Press. ISBN 1-55876-241-8 .
- Соваже, Жан (1950). «Царские эпитафии Гао». Вестник ИФАН . серия Б. 12 : 418–440.
- Такезава, Шойчиро; Сиссе, Мамаду (2012). «Открытие самого раннего королевского дворца в Гао и его значение для истории Западной Африки» . Cahiers d'Etudes Africaines . 52 (208): 813–44. doi : 10.4000/etudesafricaines.17167 . JSTOR 41708210 . Проверено 24 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Инсолл, Тимоти (1996). Ислам, археология и история: регион Гао (Мали), ок. 900–1250 гг. нашей эры . Оксфорд: Темпус Репаратум. ISBN 0-86054-832-5 .
- Ланге, Дирк (1994), «От Манде до Сонгая: к политической и этнической истории средневекового Гао», Journal of African History , 35 (2): 275–301, doi : 10.1017/s0021853700026438 , JSTOR 183220 , S2CID 153657364
- Ланге, Дирк (2004). Древние древние королевства Западной Африки . Деттельбах. стр. 495–544. ISBN 9783897541153 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мораес Фариас, Паоло де (2003). Арабские средневековые надписи из Республики Мали . Оксфорд.
{{cite book}}
:CS1 maint: Отсутствует локация издателя ( ссылка ) (о трёх королях см. стр. 3, 7-8, 15). - Мораес Фариас, Пауло Ф. де (1990), «Старейшие из сохранившихся письменных источников Западной Африки: средневековые эпиграфы из Эссука, Сани и Эгеф-н-Таваккаста (Мали)», Journal des Africanistes , 60 (2): 65–113 , doi : 10.3406/jafr.1990.2452 . Ссылка ведет на скан базы данных Persée, в котором отсутствуют некоторые фотографии эпиграфов.