Лунная трилогия
Автор | Ежи Жулавский |
---|---|
Оригинальное название | Лунная трилогия |
Язык | Польский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Издательское общество С. Садовского |
Дата публикации | 1903 |
Место публикации | Австро-Венгрия |
Лунная трилогия [ 1 ] или Лунная трилогия [ 2 ] ( Польский : Trylogia Moonowa ) — трилогия научно-фантастических романов польского писателя Ежи Жулавского , написанная между 1901 и 1911 годами. [ 3 ] [ 4 ] Оно переведено на русский , чешский , немецкий , английский языки. [ 5 ] и венгерский язык , несколько раз переиздавался в Польше. [ 4 ] Это его самые известные произведения. [ 6 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Первый том, « На Серебряном глобусе ( » первое издание книги: Львов , 1903), описывает в форме дневника историю заброшенной экспедиции земных астронавтов, которые оказались на Луне и основали колонию. там. Через несколько поколений они теряют большую часть своих знаний и находятся под властью религиозного культа. Второй том, Zwycięzca ( «Завоеватель или Победитель »; первое издание книги: Варшава, 1910 г.), посвящен ожидаемому колонистами Мессии , еще одному путешественнику с Земли. После первоначального успеха он не оправдывает их ожиданий и погибает в аллегории смерти Иисуса Христа . [ 4 ] Третий том, Stara Ziemia ( «Старая Земля »; первое издание книги: Варшава, 1911). [ 7 ] описывает визит двух лунных колонистов на Землю 27 века. [ 4 ]
Том 1: Серебряном глобусе [ На первое издание — Львов, 1903 г.]
[ редактировать ]«На Серебряном глобусе» — первая книга трилогии, в которой от первого лица рассказывается одиссея и последующие невзгоды катастрофически просчитанной экспедиции на Луну с четырьмя мужчинами и одной женщиной. В рамках той же миссии сразу после этого к серебряному глобусу направляется второй ракетный корабль с двумя французскими путешественниками, братьями Ремонье. Они тоже потеряны, предположительно, после падения на лунную поверхность.
Однако читатель знаком только с обстоятельствами полета первого космического корабля. В самом начале повествования создатель и руководитель проекта ирландский астроном О'Тамор, с которым читатели этой хроники так и не познакомились, погиб в результате приземления. Другой участник, английский врач Томаш (Томас) Вудбелл, вскоре скончался от полученных травм, оставив свою невесту Марту (Марту), тайную замену немецкому участнику, который отступил в последнюю минуту, с двумя оставшимися мужчинами, один из которых — Ян Корецкий [ян кох-РЕТЦ-ки], польский рассказчик. Другой путешественник и соперник Корецкого за Марту — бразильско-португальский инженер Петр (Питер) Варадол.
Надежды на возвращение или спасение нет, но есть возможность выживания на другой, похожей на Землю, хотя и суровой и пустынной стороне Луны, где ограничены кислород и вода. Корецкого После первых двух глав повествование сосредотачивается на мучительных отношениях Марты и Варадола, когда они производят первое поколение физически отсталых детей, а рассказчик выступает в роли убитого горем, все более изолированного наблюдателя и летописца. Потомки этих пионеров космоса, чьи первые поколения являются продуктом кровосмешения между братьями и сестрами , в конечном итоге заселяют пригодную для жизни часть планеты, называя себя селенитами. Они создают религию, основанную на приходе спасителя , который позволит им исполнить свое предназначение и когда-нибудь вернуться на планету своих предков, Землю.
Спустя почти полвека после своего прибытия, когда Марты и Варадола давно уже нет, престарелый, умирающий Корецкий пытается добраться до первоначального места приземления и, сделав последнее усилие, отправляет хронику, которую мы только что прочитали, на свою родную планету с помощью единственной ракеты с сообщением, которая был прикреплен к оригинальному космическому кораблю именно для этой цели.
Краткий « пролог » неназванного наблюдателя с Земли, написанный как часть сюжета, открывается « На Серебряном глобусе» воспоминаниями об экспедиции через пятьдесят лет после ее отбытия, обсуждением реакции жителей Земли на предполагаемую гибель путешественников, а затем описанием как ракета Корецкого, нацеленная на обсерваторию К... [вероятно, обозначающая Краков, где была написана история], обнаружена работавшим там помощником. Обугленные страницы, содержащиеся внутри ракеты, кропотливо расшифровываются ассистентом и впоследствии представлены на рассмотрение нам, читателям Земли будущего.
Том 2: Zwycięzca ( Завоеватель ) [первое издание - Варшава, 1910 г.]
[ редактировать ]Действие «Завоевателя» , самого длинного и сложного из трех томов, происходит спустя столетия после первоначального путешествия. Все начинается с приземления на Луну космического корабля, первого прибытия с Земли после двух первых экспедиций. Новый космический корабль, построенный ученым Яцеком как значительно улучшенный прототип для запланированной, но заброшенной второй серии лунных экспедиций, несет на борту единственного несанкционированного пассажира — друга Яцека Марека (Марк), отважного молодого планировщика космических технологий, которого физически и духовно отсталые селениты провозглашают своего долгожданного Спасителя. (Марек, ничего не зная о существовании селенитов, просто намеревался выяснить, что случилось с первоначальной экспедицией, а затем вернуться на Землю.)
Отчаявшиеся селениты, создавшие грубо организованное и неравное, но, тем не менее, функциональное сельскохозяйственное общество, находятся на грани проигрыша своей многопоколенческой борьбы против порабощения первоначальными правителями-обитателями Луны, телепатическими, чернокрылыми, дьявольскими существами. подобно Сзернсу (Шернсу), поднимающемуся из адских недр бездонных пещер Луны. Смертей и страданий предостаточно. Чрезвычайно умные и безжалостные, с органами, способными производить электрические разряды, очень похожими на электрический угорь , зерны управляют селенитами железной рукой и получают от них дань в виде продуктов, услуг и потомства. Серны также насилуют селениток, чтобы вывести гибриды человека и зерна : когда мягкие белые щупальца сзерна, спрятанные под его крыльями, хватают и поражают электрическим током селенитку-женщину, она зачинает и вынашивает уменьшенного, умственно отсталого гибрида, известного как смертник. ( мортес ). К смертоносцам, непоколебимо верным рабам зернов, относятся немногим лучше, чем к собакам, и их приучают ненавидеть и преследовать селенитов. Селениты ненавидят Смертлингов даже больше, чем Серны, и любая селенитка, оплодотворенная Сзерном, забит камнями до смерти .
Основываясь на обрывках христианского учения и рассказах, передаваемых устно, селениты разработали свою собственную систему верований, Религию Грядущего, основанную на надежде, что кто-то придет с Земли, чтобы спасти их от судьбы. С этой целью религиозный орден постоянно дежурит в месте высадки первоначальной экспедиции. Когда корабль Марека приземляется (Яцек запрограммировал корабль на прибытие к первоначальному месту приземления), его шумно встречает радостная толпа, убежденная, что Марек - их Спаситель и избавит их от господства Шернов. Марека привозят в столицу селенитов, чтобы его принял главный священник Малахуда. Вместо того, чтобы радоваться прибытию Марека, мудрый Малахуда вместо этого обеспокоен, поскольку он осознает потенциал социальных потрясений и понимает, что религия может не выжить, если ее главное основополагающее пророчество исполнится. Столкнувшись с выбором: объявить Марека мессией или объявить его ложным мессией, Малауда вместо этого отказывается от своего поста, сбрасывает свои одежды и уходит в отставку.
Внучка Малахуды влюбляется в Марека, но при этом напугана кощунственным характером своих чувств к нему. В свою очередь, Марек, к которому селениты относятся как к живому богу, просто считает ее привязанность забавной и уделяет ей мало внимания, обращаясь с ней почти как с ребенком. Подпитываемые волной религиозного рвения, селениты штурмуют цитадель Серн, которая управляет их территорией (которую Жулавский основал на базе Варшавской цитадели , построенной в 19 веке для усиления российского имперского контроля над оккупированной Польшей). Силы Сзерна и Смертлинга преданы мечу, и только контролирующий разум, воплощенная голова Люцифера Сзерна, Авидж [А-Ви], убегает. Раненый Авидж прячется в селенитском храме, но его захватывает внучка Малахуды. Марек сопротивляется народному шуму о казни Авиджа и вместо этого заключает его в священный склеп Храма, надеясь вернуться с ним на Землю в качестве доказательства внеземной жизни, как только его муки на Луне завершатся.
Воодушевленные успехом в завоевании крепости Сзерн, селениты мобилизуют большие вооруженные силы и во главе с Мареком тайно пересекают ночью лунное море, чтобы атаковать родину Сзерна. Серны застигнуты врасплох и убиты тысячами, но наносят ответный удар. По мере того как война продолжается и становится все более сложной, в столице селенитов развиваются религиозные волнения: ведущий член религиозного ордена публично сомневается в статусе Марека как мессии и замышляет свергнуть его с престола в его отсутствие. Новый главный священник, Севин, узнает об этом и решает терпеть это, чтобы, если Марек потерпит неудачу или общественность обернется против него, на его место найдется резервный лидер. Сомнение и негодование усиливаются, когда Марек пытается реорганизовать селенитское общество по социалистическим принципам и когда он оказывается неспособным вернуть к жизни тех, кто пал в конфликте (религиозные учения селенитов утверждают, что их спаситель сможет воскрешать мертвых). Все еще находящийся в заточении в склепе храма, Авидж использует свою хитрость и телепатию, чтобы убедить внучку Малахуды освободить его. Во время побега он смертельно убивает электрическим током нескольких селенитов, включая Малахуду. Но поскольку война в целом идет хорошо и новости с фронта хорошие, селениты в значительной степени безразличны к его побегу.
Силы Марека постепенно редеют, а боеприпасы для войны с Шернами начинают иссякать. По мере того, как силы селенитов продвигаются в глубь родины Серна, они встречают массированное сопротивление и с большим трудом берут столицу. Авидж (который вернулся в столицу Серна) снова уклоняется от плена, по-видимому, убегая через запертые и запертые двери, игнорируя все причины. Город обладает необычными свойствами, и селениты вынуждены вновь его покинуть. В конце концов, претерпев невыразимые психологические муки, Марек побеждает в битве воли и искушения с Авиджем, тем самым положив конец злому правлению Шернов. Однако для Марека это пиррова победа . Как единственный, кто имел возможность окончательно победить Сернов, он является героем длительной войны, но впервые на памяти селенитов нет новой угрозы, и теперь ожидается, что он выполнит свою роль как Мессия . Первоначально улетев на Луну после несчастной любви и пережив еще один трагический роман с селениткой, Марек истощен как эмоционально, так и психологически.
Марек слышит о недовольстве на родине селенитов и возвращается туда один, оставив своего заместителя командовать войсками. Когда Марек достигает родины селенитов, он обнаруживает, что население открыто восстает против его попыток реформ, подстрекаемых манипулятивным Севином. Марека также обвиняют в заключении договора с зернами, и он дезавуируется ведущим религиозным орденом, который отрицает земное происхождение селенитов и считает, что они являются коренными жителями Луны. Столкнувшись с угрозой свержения, Марек решает вернуться на Землю на корабле, но обнаруживает, что он исчез. В столице он вынужден столкнуться с растущим гневом народа. После всех жертв конфликта его надежды на новое общество, основанное на благородных принципах, разбиваются вдребезги в рядах селенитов и их неуместной мистической верой в его статус Спасителя. Неспособный стать желанным Мессией в конечной желаемой судьбе удрученных селенитов в поисках Земли и неспособный принести духовное спасение, Марек достигает непреднамеренного мессианского статуса, когда во исполнение ужасных предсказаний Авиджа его приносят в жертву, что перекликается с тот распятие Иисуса Христа .
Том 3: Stara Ziemia ( Старая Земля ) [первое издание - Варшава, 1911 г.]
[ редактировать ]Последняя часть, «Старая Земля », начинается сразу после мученической смерти Марека, когда различные фракции селенитов, лишенные объединяющего центра борьбы с Шернами, обращаются друг против друга, начиная царство хаоса, предвещающее конец общества. В поисках убежища два главных второстепенных персонажа-селенита, которые давали философские комментарии к событиям, происходящим в «Завоевателе», прячутся на все еще работоспособном космическом корабле Марека. Впоследствии они могут управлять им на автопилоте в первоначально запланированном обратном путешествии к Земле, которая сейчас находится в 27 веке , где они путешествуют по большей части мира, оказываясь в центре загадочных заговоров и махинаций, направленных на контроль над судьбой человечества.
После бурного путешествия в космосе двое селенитов приземляются в пустыне Сахара в Египте. Они оба являются членами религиозного ордена селенитов, который считает, что их раса не произошла от людей, а возникла на Луне, и их называют Мастером (лидером отколовшегося ордена) и Учеником. Не найдя никаких доказательств человеческой деятельности, они предполагают, что Земля должна быть необитаема (в соответствии с их системой убеждений), но, наткнувшись на высокоскоростную железнодорожную линию (которая соединяет Египет с Европой), а затем на сфинкса , они пугаются и укрываются на ночь. в расщелине скалы. На следующий день их находит проходящий мимо арабский торговец, который сажает их в клетки и привозит в Каир, где продает г-ну Бенедикту, богатому пожилому человеку, который сопровождает певицу Азу в ее мировом турне. Бенедикт одевает двух селенитов в детскую одежду, сажает их на поводок и ведет в роскошный гостиничный номер Азы, чтобы подарить ей в качестве нового подарка. К счастью для селенитов, их узнает друг Азы Яцек, ученый, спроектировавший космический корабль Марека, который также приехал в Каир на концерт. Увидев их, Яцек догадывается об их лунном происхождении и может общаться с ними на польском языке. После концерта (на котором публика гораздо больше очарована внешностью и сексуальными качествами Азы, чем ее музыкальностью) он и двое селенитов улетают обратно в Варшаву – город коммунистической эпохи. Соединенные Штаты Европы (USE), где Яцек сейчас является главным научным сотрудником, отвечающим за телекоммуникации. Когда Яцек спрашивает двух селенитов, как они оказались во владении кораблем Марека, Мастер лжет и говорит Яцеку, что Марек отправил их на Землю на своем корабле за помощью. Ученик не одобряет этого, но не противоречит ему.
Далекий от достижения заявленных целей равенства, коммунизм в ЕГЭ привел к установлению жесткой классовой иерархии, в которой небольшая управленческая элита пользуется большими привилегиями, в то время как основное работающее население получает низкую зарплату и подавляется репрессивной машиной государства. . Набирает силу либеральная революция, и Яцек открыл технологию, которая заставляет отдельные атомы взрываться , высвобождая огромное количество разрушительной энергии. И коммунистическое правительство, и либеральные революционеры хотят приобрести эту технологию. Хотя Яцек принадлежит к богатой элите, его симпатии на стороне революционеров, но авторитарный Мастер крадет технологию и передает ее коммунистическому правительству. Правительство выпускает коммюнике, в котором говорится, что, если разразится революция, оно активирует оружие и уничтожит весь континент, а не откажется от власти. Предполагаемая революция терпит крах, и правительство запрещает все научные исследования и отменяет преподавание естественных наук. .
Вернувшись на Луну, руководство Сернов аналогичным образом отменило все научные исследования и обучение среди Сернов и даже пошло еще дальше, запретив написание книг. Только Гранд Серн имеет право записывать свои мысли. Таким образом, трилогия заканчивается тем, что антиинтеллектуальные авторитарные режимы укрепляют свою власть как на Земле (в Соединенных Штатах Европы), так и на Луне (на родине Шерна).
Интерпретации
[ редактировать ]Жулавский, вероятно, находился под влиянием Герберта Уэллса и Жюля Верна . [ 1 ] [ 4 ] Его работы считаются важной вехой в развитии научной фантастики и фэнтези в Польше , они завоевали большую популярность и с тех пор были хорошо приняты критиками. [ 4 ] [ 8 ] Аткинсон назвал трилогию вторым по известности произведением восточноевропейской научной фантастики после произведений Станислава Лема . [ 2 ] Ясиньска-Войтковска и Дыбчак отмечают, что это было первое хорошо развитое польское научно-фантастическое произведение, и его смогли превзойти лишь несколько десятилетий спустя работы Лема. [ 9 ]
Это было описано как взгляд Жулавского на философию истории. [ 10 ] и интерпретируется как критика социалистической , эгалитарной утопии . [ 11 ] История Жулавского показывает, что непредсказуемость человеческой природы побеждает концепции утилитаризма и социального регулирования. [ 11 ] Он критикует религию, утверждая, что они представляют собой социальную конструкцию , способную оказать разрушительное влияние на человечество. [ 11 ] Он также обеспокоен политическим использованием научных знаний и критикует стремление к « чистой науке », а также критически относится к понятию технологического прогресса , который, по мнению Жулавского, ведет к еще большему конфликту и неравенству. [ 11 ] Вместо этого, утверждает Жулавский, человечество должно сосредоточиться на нравственном прогрессе. [ 4 ] Работу охарактеризовали как «поэтическую и трагическую», сочетающую в себе «научную фантастику со скептическими размышлениями» и антиутопическое видение будущего человечества. [ 12 ] Его классифицировали как социальной утопии. научную фантастику типа [ 13 ] или просто антиутопия . [ 14 ]
Приспособление
[ редактировать ]Режиссер Анджей Жулавский , внучатый племянник Ежи Жулавского, в конце 1970-х годов попытался экранизировать трилогию в виде фильма. После того, как примерно три четверти фильма были закончены, Министерство культуры Польши прекратило производство, приказав уничтожить неотредактированный фильм и все связанные с ним материалы. Они были сохранены, несмотря на эту директиву, и когда в конце 1980-х годов власть коммунистического правительства начала приходить в упадок, Жулавского убедили отредактировать существующие кадры в виде фильма. Он действительно снял несколько новых кадров, но исключительно для того, чтобы создать мост между сценами, снятыми ранее. Он не собирался показывать фильм в коммерческих целях. Премьера фильма «На Серебряном глобусе» состоялась на Каннском кинофестивале 1988 года . [ 2 ] [ 15 ] Несмотря на название, фильм адаптирует всю трилогию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эндрю Милнер (2012). Знакомство с научной фантастикой . Издательство Ливерпульского университета . п. 167. ИСБН 978-1-84631-842-9 . Проверено 6 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Майкл Аткинсон (2008). Кино в изгнании: режиссеры за работой за пределами Голливуда . СУНИ Пресс . стр. 82–83. ISBN 978-0-7914-7861-5 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Лукаш Рондуда; Барбара Пивоварска (2008). Польская новая волна: история явления, которого никогда не было . Центр современного искусства Замок Уяздовский. стр. 75. ISBN 9788361156123 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Артур Гутникевич; Эндрю Лам (2000). Польская литература 20 века . Издатель Наука. ПВН. стр. 447. ISBN 978-83-01-13028-2 . Проверено 10 мая 2013 г. , см. также зеркало
- ^ Жулавский, Ежи (19 января 2021 г.). Лунная трилогия . Крылатый гусар. ISBN 9781950423163 . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Польские перспективы . 1969. с. 31 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Дональд Сассун (2006). Культура европейцев: с 1800 года по настоящее время . ХарперПресс. п. 686. ИСБН 978-0-00-255879-2 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Марек Адамец (9 августа 1915 г.). «Ежи Жулавский» . Literat.ug.edu.pl . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Мария Ясиньска-Войтковска; Кшиштоф Дыбчак (1993). Польская проза в кругу религиозных вдохновений . ТН КУЛ. стр. 274. ISBN 978-83-85291-48-0 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Ежегодник . Национальный институт Семья Оссолинских. 1988. стр. 83 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Анджей Невядовский (1992). Научная фантастика . Издатель Научный PWN. стр. 43–44. ISBN 9788301101220 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ ХАЛИНА ЛЕРСКАЯ (30 января 1996 г.). Исторический словарь Польши, 966-1945 гг . АВС-КЛИО . п. 696. ИСБН 978-0-313-03456-5 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Университет Мельбурна. Школа языков (1997). Литература в период кризиса: конференция . Университет Мельбурна. п. 33 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ Ягеллонский университет (1986). Историко-литературные произведения . Издатель Ягеллонский университет. стр. 70. ISBN 9788301066154 . Проверено 10 мая 2013 г.
- ^ «НА СЕРЕБРЯНОМ ЗЕМЛЕ» . Каннский фестиваль . Проверено 14 мая 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Истоки польской научной фантастики и наследие Ежи Жулавского» , тематическая статья на Culture.pl о вдохновении, лежащем в основе « Лунной трилогии» и ее более позднем влиянии, включая фотографии из частных архивов семьи Жулавских.
- (на польском языке) Электронные книги трилогии (общественное достояние)
- Эльжбета Банульская, «Лунная трилогия» Ежи Жулавского и «На серебряном глобусе» Анджея Жулавского – разные искусства, разные взгляды, общее послание (магистерская диссертация)
- (на польском языке) Лукаш Шатковский, Пыльные истории – «На серебряном глобусе» , QFant, 29 ноября 2012 г.
- (на польском языке) Книжные записи в Энциклопедии Фантастики , включая галереи обложек: [1] , [2] , [3]
- Польские романы
- Литературные трилогии
- Польские научно-фантастические романы
- Антиутопические романы
- Научно-фантастические романы 1903 года
- Научно-фантастические романы 1910 года
- Научно-фантастические романы 1911 года
- Научно-фантастические романы 1900-х годов
- Романы, действие которых происходит на Луне
- Польские романы ХХ века
- Польские романы экранизированы
- Трилогии научно-фантастических романов