Концертная фантазия на тему Корелли
Концертная фантазия на тему Корелли , также известная как Корелли , — произведение для струнного оркестра британского Фантазия композитора Майкла Типпета . Он был заказан Эдинбургским фестивалем 1953 года в ознаменование 300-летия со дня рождения итальянского композитора Арканджело Корелли и впервые исполнен 29 августа 1953 года в Ашер-холле Симфоническим оркестром BBC под управлением Типпета.
Интеграция влияний 17-го века, особенно тех, которые выходят за рамки оркестровой традиции, можно проследить еще во времена композитора в Королевском музыкальном колледже и в период сразу после того, как он занял должность дирижера любительских хоров в Окстеде. Между тем его интерес к контрапункту XVIII века, особенно к фугальному процессу, который будет занимать видное и решающее место во второй части «Фантазии», стал результатом его дополнительных исследований у Р.О. Морриса, также датированных этим периодом. [ 1 ] «Фантазия» представляет собой стилистически и концептуально самую амбициозную попытку Типпета создать синтетическую композицию, предвосхищающую творческое развитие, которое в конечном итоге привело к формированию его концептуального архетипа. [ 2 ]
Состав
[ редактировать ]Тема, положенная в основу произведения, — Адажио Корелли фа минор из Концерто-гроссо фа минор , соч. 6, № 2. Есть две разные идеи: медленная, тягучая мелодия для полных струнных с большим использованием подвески фа минор и оживленный расцвет Vivace для двух скрипок соло до мажор. В традициях барочного Concerto Grosso Типпетт противопоставляет сольную группу, состоящую из двух скрипок и виолончели, основной части струнных. Хотя он не использует клавесин континуо , письмо для нижних струн плотное и богато текстурированное, что позволяет добиться сравнимого эффекта гармонической полноты. Музыкальный стиль характерен для композитора 1950-х годов, сочетая строгую, сложную полифонию с лирическим блеском и простотой.
После вступительной последовательности из семи вариаций следует фуга (включающая часть фуги си минор Баха органной на тему Корелли), которая, в свою очередь, ведет к «долгому медленному восхождению из тьмы к свету». [ 3 ] в котором каскадные, кружащиеся скрипки достигают очень заряженного, «откровенно эротичного» оттенка. [ 4 ] кульминация перед успокоением в пасторальной части, напоминающей оперу Типпета «Женитьба в середине лета» .
Популярность
[ редактировать ]В январе 1975 года « Фантазия Корелли» собрала около 14 миллионов телезрителей, когда она была показана в фильме «Акенфилд » режиссера Питера Холла. Последующая популярность произведения и записи Академии Святого Мартина в полях под руководством Невилла Марринера возникла непосредственно из-за того, что произведение, которое раньше считалось сложным, сверхинтеллектуальным и «сложным», стало общенациональным. [ 5 ] В настоящее время оно прочно зарекомендовало себя как одно из самых популярных и часто исполняемых произведений Типпета, присоединившись к другим любимым произведениям для струнных английских композиторов, таких как Ральф Воан Уильямс и Эдвард Элгар .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Шуттенхельм, Оркестровая музыка Майкла Типпета: творческое развитие и композиционный процесс (Лондон: Cambridge University Press, 2013) 117.
- ^ Томас Шуттенхельм, Оркестровая музыка Майкла Типпета: творческое развитие и композиционный процесс (Лондон: Cambridge University Press, 2013) 118.
- ^ Мэтьюз, Дэвид (1980) Майкл Типпетт: вводное исследование . Фабер и Фабер. стр.60
- ^ Боуэн, Мейрон (1988) Примечания к компакт-диску, VC 7 90701-2
- ^ Независимый [ мертвая ссылка ]