Сестринская церковь
Эта статья является частью серии, посвященной |
Католически-восточно-православные отношения |
---|
Обзор |
Сестринские церкви — термин, используемый в экклезиологии 20-го века для описания экуменических отношений между Римско-католической церковью и Восточными православными церквями , а также, реже и неофициально, между Римско-католической церковью и англиканской общиной. Католическая церковь с тех пор призвала теологов избегать этого термина, пояснив, что «нельзя правильно сказать, что Католическая церковь является «сестрой» конкретной Церкви или группы Церквей. Это не просто вопрос терминологии, но, прежде всего, вопрос уважая основную истину католической веры: единство [уникальность] [Католической Церкви]». Этот термин в настоящее время также используется протестантами для обозначения различных конфессий одной и той же религиозной традиции.
Использование в 12 веке
[ редактировать ]Выражение, предположительно употреблявшееся среди православных с пятого века среди «патриарших сестринских Церквей», появилось в письменной форме в двух письмах митрополита Никиты Никомидийского (1136 г.) и патриарха Иоанна Каматера (занимавшего должность с 1198 по 1206 г.). , в котором они протестовали, что Рим, представив себя матерью и учителем , аннулирует их власть. По их мнению, Рим был лишь первой среди сестринских церквей равного достоинства, см. первой среди равных . Согласно этой идее Пентархии стоят пять Патриархов , во главе Церкви , при этом Римская Церковь занимает первое почетное место среди этих патриархальных сестринских церквей. Однако, по данным Конгрегации доктрины веры , ни один римский понтифик никогда не признавал этого православного уравнивания кафедр и не соглашался с тем, что Римскому престолу должно быть предоставлено только примат чести. [ 1 ]
Второй Ватиканский Собор
[ редактировать ]В новое время выражение «Церкви-сестры» впервые появилось в письмах Иоанна XXIII православному Константинопольскому Патриарху Афинагору I. В своих письмах Папа выражал надежду увидеть в ближайшем будущем восстановление единства между Церквами-сестрами. . Позже этот термин появился в «Совместной декларации» Папы Павла VI и Патриарха Афинагора в 1965 году, представляя свои кафедры, Рим и Константинополь соответственно. [ 1 ]
Второй Ватиканский Собор принял выражение «Церкви-сестры» для описания взаимоотношений между отдельными Церквами: «На Востоке процветает множество отдельных поместных Церквей; среди них первое место занимают патриархальные Церкви, и многие из них славятся тем, что берут свое начало от Поэтому среди восточных христиан преобладало и до сих пор преобладает страстное желание увековечить в общении веры и милосердия те родственные связи, которые должны существовать между поместными Церквами, как между сестрами». [ 1 ]
Первым папским документом, в котором термин «сестринские церкви» применяется к церквям, является апостольская записка «Anno ineunte» Павла VI патриарху Афинагору I. После того, как он заявил о своей готовности сделать все возможное, чтобы «восстановить полного общения между Церковью Запада и Церковью Востока», Папа спросил: «Поскольку эта тайна божественной любви действует в каждой поместной Церкви, не в этом ли причина традиционного выражения «сестра» церквей, которые церкви разных мест использовали друг для друга?» [ 1 ]
Иоанн Павел II
[ редактировать ]Совсем недавно Иоанн Павел II часто использовал этот термин, особенно в трех основных документах:
- Энциклика Славорум Апостоли , в которой он заявляет, что
Для нас они [ Святые Кирилл и Мефодий ] являются поборниками, а также покровителями экуменических усилий сестринских Церквей Востока и Запада, направленных на повторное открытие посредством молитвы и диалога видимого единства в совершенном и полном общении.
- В письме епископам Европы от 31 мая 1991 г.:
Следовательно, с этими Церквами [Православными Церквами] следует развивать отношения, как между Церквами-сестрами, если использовать выражение Папы Павла VI в его обращении к Константинопольскому Патриарху Афинагору I: [ 2 ] и
- В энциклике Ut Unum Sint , в которой он говорит
В пункте 60 этой энциклики он заявляет:После Второго Ватиканского Собора и в свете прежней традиции снова стало обычным называть отдельные или поместные Церкви, собравшиеся вокруг своего епископа, «сестринскими Церквями». Кроме того, отмена взаимных отлучений, устранив болезненное каноническое и психологическое препятствие, была весьма значительным шагом на пути к полному общению.
Совсем недавно совместная международная комиссия сделала значительный шаг вперед в отношении очень деликатного вопроса о методе, которому следует следовать при восстановлении полного общения между Католической и Православной Церковью, вопроса, который часто ожесточал отношения между католиками и православными церквями. Православный. Комиссия заложила доктринальные основы положительного решения этой проблемы на основе доктрины сестринских Церквей. [ 1 ]
Церковные директивы
[ редактировать ]В документе Конгрегации доктрины веры 2000 года содержатся следующие указания относительно использования выражения «сестринские церкви»: [ 1 ]
Исторические ссылки, представленные в предыдущих параграфах, иллюстрируют значение, которое выражение «Церкви-сестры» приобрело в экуменическом диалоге. Это делает правильное богословское использование этого термина еще более важным.
На самом деле, в собственном смысле, «Церкви-сестры» — это исключительно отдельные Церкви (или группы отдельных Церквей; например, патриархаты или митрополичьи провинции) между собой. Когда выражение «Церкви-сестры» используется в этом собственном смысле, всегда должно быть ясно, что единая, святая, Соборная и Апостольская Вселенская Церковь является не «сестрой», а «матерью» всех отдельных Церквей. Однако, как упоминалось выше, нельзя с полным основанием сказать, что Католическая церковь является «сестрой» конкретной Церкви или группы Церквей. Это не просто вопрос терминологии, но, прежде всего, уважения основной истины католической веры: единства [уникальность] Церкви Иисуса Христа. На самом деле существует только одна Церковь, и поэтому термин «Церкви» во множественном числе может относиться только к конкретным Церквям. [ 1 ]
Следовательно, следует избегать, как источника недопонимания и богословской путаницы, использования таких формулировок, как «две наши Церкви», которые, если их применить к Католической Церкви и совокупности Православных Церквей (или к одной Православной Церкви), подразумевают множественность не только на уровне отдельных Церквей, но и на уровне единой, святой, Соборной и Апостольской Церкви, исповедуемой в Символе веры, чье реальное существование таким образом затемняется. [ 1 ]
Наконец, следует также иметь в виду, что выражение «сестринские Церкви» в собственном смысле, как свидетельствует общее Предание Востока и Запада, может использоваться только по отношению к тем церковным общинам, которые сохранили действительный епископат и Евхаристию [т.е. , как указано в начале документа, оно «неправильно применяется» применительно к «англиканской общине и некатолическим церковным общинам»]. [ 1 ]
Использование в отношении англиканской общины
[ редактировать ]Папа Павел VI был хорошим другом Англиканской церкви, которую на экуменических встречах с англиканскими лидерами он называл «нашей любимой сестринской церковью». Однако использование этого термина для описания Англиканской церкви, даже неофициально, было позже отвергнуто Папой Иоанном Павлом II и кардиналом Йозефом Ратцингером в документе Dominus Iesus , [ 3 ] из-за сохраняющихся сомнений относительно действительности англиканских приказов и последующей апостольской преемственности англиканских епископов и служителей. среди прочего, [ 4 ]
В обращении к англиканским епископам кардинал Вальтер Каспер отметил, что «окончательное решение [к признанию англиканских орденов] можно найти только в более широком контексте полного единения в вере, сакраментальной жизни и общего апостольского видения». Он особо упомянул такие препятствия, как «президентство мирян, рукоположение женщин и этические проблемы, такие как аборты и гомосексуальные партнерства». См. Пола Хэндли : «Целью церквей является единство, а не единообразие, как заявляет представитель Ватикана». [ 5 ] Эта позиция, кажется, соответствует позиции православия по отношению к англиканству. Каллистос Уэр отмечает: «Для Православия действительность рукоположений не зависит просто от выполнения определенных технических условий (внешнее обладание апостольским преемством; правильная форма, содержание и намерение). [ 6 ]
Католическая церковь, похоже, придерживается того же мнения относительно более широких и «более существенных» критериев (а не просто «выполнения технических условий»), необходимых для признания англиканских орденов. Даже Папа Павел VI, учитывая его открытость по отношению к англиканам, не отменил Apostolicae curae , который объявляет англиканские приказы «абсолютно недействительными». По словам Розмари Рэдфорд Рютер , это, к несчастью, предполагает, что «единственный экуменизм», который «имеет значение», находится «между Римом и Константинополем», хотя англиканцы, церковь второго тысячелетия, «стремятся попасть в «клуб старых мальчиков» патриархов. " [ 7 ]
В протестантизме
[ редактировать ]разные конфессии Часто говорят, что одной и той же религиозной традиции имеют отношения «сестринской церкви», особенно если они находятся в разных странах. Например, сестринские церковные отношения существуют между Свободными реформатскими церквями Австралии , реформатскими церквями в Нидерландах (освобожденными) , канадской и американской реформатскими церквями и свободными реформатскими церквями Южной Африки . Эти отношения включают взаимное признание полномочий министров . [ 8 ]
Лютеранская церковь – Синод штата Миссури проводит политику закрытого общения , что означает, что Евхаристией обычно делятся только те, кто крещен и конфирмован в одну из конгрегаций LCMS или в конгрегацию одной из ее сестринских церквей, с которыми она официально состоит. провозгласил общение у алтаря и кафедры (т. е. согласие во всех статьях доктрины). Большинство членов Международного лютеранского совета являются сестринскими церквями LCMS. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ратцингер, Йозеф; Бертоне, Тарчизио (30 июня 2000 г.). «Примечание к выражению «Церкви-сестры» » . Конгрегация доктрины веры . Проверено 30 января 2015 г.
- ↑ Папа Иоанн Павел II, Письмо европейским епископам о недавних изменениях в Центральной и Восточной Европе , раздел 4, по состоянию на 4 марта 2022 г.
- ^ Ответы на некоторые вопросы, касающиеся определенных аспектов учения о церкви.
- ↑ Эти «другие вещи» были изложены в обращении кардинала Уолтера Каспера, президента Папского совета по содействию христианскому единству, на конференции англиканских епископов в Сент-Олбансе, Великобритания, в 2003 году.
- ↑ Church Times , 27 мая 2003 г., 2.
- ^ См. Тимоти Уэр, Православная церковь в Лондоне: Penguin Books, 1993) 320.
- ↑ Розмари Рэдфорд Рютер, «Наглые женщины и подлинный экуменизм», The Witness , апрель 1989 г.
- ^ «Церковный Орден свободных реформатских церквей Австралии» . Свободные реформатские церкви Австралии . Проверено 29 января 2012 г.
- ^ Кишник, Джерри (ноябрь 2007 г.). «Всемирные партнеры в Евангелии» . Лютеранский Свидетель . Проверено 29 января 2012 г.