Jump to content

Христианское монашество до 451 г.

Монашество (от греческого слова monachos, означающего «одинокий») — образ жизни, при котором человек живет вне общества, подчиняясь религиозным обетам. [ 1 ]

Христианское монашество развивалось как спонтанное религиозное движение, в ходе которого отдельные лица и группы на протяжении веков уходили из общества. К началу 400-х годов тысячи христиан жили вне общества. 451 Халкидонский собор г. официально признал христианский монашеский образ жизни, а все монашеские общины и отшельники поставил под надзор и ответственность епископов, ограничив свободу передвижения монашествующих лиц. [ 2 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Египет был родиной христианского монашества; [ 3 ] он появился там в середине третьего века. Павел Фивянин признан первым отшельником -одиночкой , который утверждал, что прожил один в пустыне 97 лет. Первым монахом считается святой Антоний . В 285 году он ушел в пустыню, уже не довольствуясь жизнью подвижника . Его репутация святого человека привлекала растущий круг последователей, и в 305 году он организовал для них монашескую жизнь. Его считают первым из отцов-пустынников . Мелания Старшая считается одной из первых матерей-пустынников 370-х годов. [ 4 ] [ 5 ]

Выбор добровольно жить в бедности, отказавшись от всего мирского имущества, был сложной идеей до основания монастырей. Раннехристианские деятели, такие как Ориген , Киприан и Памфил, должны были своей собственной жизнью показать, что монашеский образ жизни — жизнь в религиозной общине, отдельной от общества, — возможен. Полное соблюдение третьего евангельского совета относительно послушания религиозным властям стало возможным только после того, как идея монашеской жизни выросла и развилась за пределы простого одинокого отшельничества . [ 3 ]

В доникейских аскетах человек, желавший вести духовную жизнь, мог вести одинокую жизнь, практиковать длительные и частые посты, воздерживаться от мяса и вина и поддерживать себя, если мог, каким-нибудь мелким ремеслом, сохраняя лишь достаточно денег. столько, сколько было абсолютно необходимо для его собственного существования, а остальное раздавал бедным. [ 3 ] Если бы он был образованным человеком, он мог бы быть нанят Церковью в качестве катехизатора . Очень часто он надевал одежду, которая выдавала в его владельце философа строгой школы. [ 3 ]

В Египте, в то время, когда преподобный Антоний впервые принял подвижническую жизнь, в хижинах вблизи городов и селений жило немало подвижников. Когда св. Антоний умер (356 или 357 г.), в Египте процветали два типа монашества. Были деревни или колонии отшельников - отшельнического типа; и монастыри, в которых велась общинная жизнь, - общежительного типа.

Греческое слово μοναχός ( monachós ), которое сейчас обычно используется для обозначения монаха, впервые было использовано в значении «монах» в папирусе, обнаруженном примерно в 1970-х годах. Он содержит судебное прошение от июня 324 года нашей эры, поданное Аврелием Исидором, человеком из города Каранис в Египте. Это указывает на то, что монашество уже прочно утвердилось в Египте в начале IV века. [ 6 ] [ 7 ]

Жизнь отшельника

[ редактировать ]

Монашество, установленное под непосредственным влиянием святителя Антония, стало нормой в Северном Египте. В отличие от вполне общежительного строя, установленного Пахомием на Юге, он продолжал носить полуотшельнический характер: монахи жили обыкновенно в отдельных кельях или хижинах и лишь изредка собирались вместе для церковных служб; и жизнь, которую они прожили, не была общественной жизнью согласно правилам. Такова была форма монашеской жизни в пустынях Нитрии и Скита, как ее изображают Палладий и Кассиан . Такие группы полусамостоятельных скитов позднее стали называть Лаврами или Лаврами . [ 8 ]

Краткий обзор первых глав « Палладия » Истории Лаузиака послужит описанием первого типа.

Палладий был монахом из Палестины, который в 388 году отправился в Египет. Приземлившись в Александрии, он отдал себя в руки священника по имени Исидор, который в молодости был отшельником в Нитрии , а теперь, очевидно, руководил приютом в Александрии, никоим образом не смягчая аскезы своей жизни. По совету Исидора Палладий отдал себя под руководство отшельника по имени Дорофей, жившего в шести милях от Александрии, у которого ему предстояло провести три года, обучаясь обузданию своих страстей, а затем вернуться к Исидору для получения высшего духовного знания. Дорофей проводил дни, собирая камни для строительства келий для других отшельников, а ночи плетя веревки из пальмовых листьев. Хотя он никогда не ложился спать, иногда он засыпал во время работы или еды. Палладий, который, по-видимому, жил в своей келье, узнал от других одиночек, что Дорофей практиковал это с юности. Здоровье Палладия ухудшилось еще до того, как он завершил свое пребывание у Дорофея, но он провел три года в Александрии и ее окрестностях, посещая скиты и знакомясь примерно с 2000 монахами. Из Александрии он отправился в Нитрию, монашескую деревню, в которой проживало около 5000 одиноких людей. Особых монашеских правил не существовало; некоторые одиночки жили поодиночке, а другие жили небольшими группами. Они собирались в церкви по субботам и воскресеньям, где служили восемь священников, причем самый старший праздновал, проповедовал и судил, а остальные помогали. Все занимались ткачеством льна, были пекарни, снабжавшие хлебом не только деревню, но и одиноких людей, живущих в окружающей пустыне. Врачи были доступны, а вино продавалось. Незнакомцев принимали в гостевом доме и, если они умели читать, одалживали книги. Они могли оставаться там столько, сколько пожелают, но через неделю им предстояло немного поработать. Но, хотя в Нитрии не было монашеского устава, существовало муниципальное право, внешним символом которого были три кнута, подвешенные к трем пальмам: один для монахов, которые могли быть виновны в каком-либо проступке, другой для воров, которые могли быть пойманы бродящими вокруг. , а третий для незнакомцев, которые плохо себя вели. Дальше в пустыне находилось место под названием «Кельи», или Целлия , куда удалилась более совершенная. Об этом рассказывает автор « Historia monachorum in Aegypto ». Здесь одиночки жили в камерах так далеко друг от друга, что были вне поля зрения и слуха друг друга. Как и жители Нитрии, они встречались только по субботам и воскресеньям в церкви, куда некоторым из них приходилось преодолевать расстояние в три или четыре мили. Часто их смерть обнаруживалась только по их отсутствию в церкви. [ нужна ссылка ]

Коллективная жизнь

[ редактировать ]

Сильным контрастом с индивидуализмом отшельнической жизни была жесткая дисциплина, царившая в общежительных монастырях, основанных св. Пахомием . Когда в 313 году Константин I воевал с Максенцием , Пахомий, все еще язычник, был насильно завербован вместе с рядом других молодых людей и посажен на борт корабля, который должен был отвезти по Нилу в Александрию. В каком-то городе, к которому причалил корабль, новобранцы были поражены добротой христиан. Пахомий сразу решил стать христианином и выполнил свое решение, как только был уволен с военной службы. Он начал аскетом в маленькой деревне, поселившись в заброшенном храме Сераписа и возделывая сад, плодами которого он жил и раздавал милостыню. Тот факт, что Пахомий сделал своей обителью старый храм Сераписа, был достаточен для выдвижения остроумной теории о том, что изначально он был языческим монахом.

Затем Пахомий принял отшельнический образ жизни и уговорил старого отшельника по имени Палемон взять его в ученики и разделить с ним келью. Позже он покинул Палемон и основал свой первый монастырь в Табенниси недалеко от Дендеры . Перед своей смертью в 346 году он имел под своим началом восемь или девять больших мужских монастырей и два женских. С светской точки зрения Пахомский монастырь представлял собой промышленное поселение, в котором практиковались почти все виды торговли. Монахи имели на Ниле собственные корабли, которые доставляли сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары на рынок и привозили обратно то, что требовалось монастырям. С духовной точки зрения монах-пахомианин вел суровый образ религиозной жизни.

Пахомийский монастырь представлял собой совокупность зданий, окруженных стеной. Монахи были распределены по домам, в каждом доме находилось около сорока монахов. Три или четыре дома составляли племя. В монастыре было от тридцати до сорока домов. Над каждым монастырем был настоятель, а над каждым домом — настоятели с подчиненными ему чиновниками. Монахи были разделены на дома в зависимости от работы, которой они занимались, или от того, из какой области (или языка) они были. По субботам и воскресеньям все монахи собирались в церкви на мессу; в другие дни в домах совершались Богослужения и другие духовные упражнения.

Аббат Эдвард Джозеф Алоизий Батлер , [ 9 ] писал, что «Основная идея правила преподобного Пахомия заключалась в установлении умеренного уровня соблюдения (умеренного по сравнению с жизнью отшельников), который мог бы быть обязательным для всех; а затем предоставить возможность каждому - и даже поощрять каждого - выйти за рамки установленного минимума в зависимости от того, к чему побуждают его сила, его смелость и его рвение». Это ярко иллюстрируется в правилах, касающихся еды. , Св. Иерониму в предисловии к его переводу Правила Пахомия , столы накрывались дважды в день, за исключением среды и пятницы, которые, за исключением Пасхи и Пятидесятницы, были днями поста. второй прием пищи; некоторые при той или иной трапезе ограничивались одной пищей;

Пахомий назначил своим преемником монаха по имени Петроний, который умер через несколько месяцев, назвав также и своего преемника Хорсиези. Во времена Хорсиези ордену угрожал раскол . Настоятель одного из домов хотел продать свою продукцию исключительно в пользу своего монастыря. Хорсиези назначил своим помощником Феодора, любимого ученика Пахомия. Когда Теодор умер в 368 году, Хорсиези смог возобновить управление орденом. В этом угрожающем расколе обнаруживается особенность, связанная с основанием Пахомия, которая больше никогда не наблюдалась на Востоке и появилась на Западе только много столетий спустя. «Подобно Сито в более поздние времена, — пишет аббат Батлер, — он почти сразу принял форму полностью организованной конгрегации или ордена с высшим генералом, системой посещений и генеральными капитулами — короче, всем механизмом централизованное правительство, какое больше не появляется в монашеском мире до тех пор, пока цистерцианские и нищенствующие ордена в двенадцатом и тринадцатом веках не возникли » (op. cit., I, 235).

Белый монастырь

[ редактировать ]

Вскоре после середины IV века два монаха, Пигол и Пишой , сменили свои отшельнические монастыри на общежительные. Пигол и его племянник Шенуте (альтернативный вариант: Шенуда, Шеноуди, Шноуди или Сенути) были реформаторами, и Шенуте стал главой Белого монастыря. [ 10 ] из Атрибиса . Он внес изменения в монастырь, включая требование к новым послушникам какое-то время жить за пределами монастыря и обучать своих монахов и монахинь чтению.

Распространение

[ редактировать ]

За исключением единственного Пахомийского монастыря в Канопусе , недалеко от Александрии , общежительные монастыри находились на юге и занимали сравнительно небольшую территорию. Отшельнические монастыри, напротив, были повсюду, и особенно на Севере. Последние были, таким образом, гораздо более доступны для паломников, посещавших Египет, и поэтому стали образцами или моделями для остального христианского мира. Это был отшельнический, а не общежительный тип монашества, пришедший из Египта.

Монашество очень рано распространилось на восток. Одиночки имели особое пристрастие к библейским местам. Многих привлекала гора Синай , несмотря на опасность плена или смерти от рук арабов. В 373 году на этой горе обитало несколько одиноких людей, питавшихся финиками и другими фруктами. Сорок из них были убиты в 373 году, и в тот же день другая группа одиноких людей в Райте (предположительно Элим ) была убита второй группой варваров. Эти события были описаны очевидцами ( Тильмон , «ОН», VII, 573-80). Такая же жизнь велась на горе Синай, и аналогичный опыт произошел примерно двадцать лет спустя, когда там был святой Нил .

Св. Иларион , некоторое время бывший учеником св. Антония в Египте, распространял монашество отшельнического типа сначала в районе Газы, недалеко от своего родного селения Табата, где он основал монастырь. [ 11 ] а затем на Кипре . Его друг, святитель Епифаний основал монастырь близ Елевтерополя в Палестине , после практики монашеской жизни в Египте, где-то около 330 г., а может быть, и несколько позже, .

В Иерусалиме и его окрестностях в очень ранние времена существовало множество монастырей. находился монастырь На Елеонской горе , из которого Палладий отправился в свое путешествие по египетским монастырям; в Иерусалиме было два женских монастыря, построенных Меланией и ее внучкой Меланией Младшей соответственно. Около 387 года в Вифлееме . св. Павел основал три монастыря для женщин и один для мужчин. Кроме того, в Вифлееме был монастырь, где Кассиан за несколько лет до этого начал свою религиозную жизнь Лавры , которых было очень много, составляли заметную черту палестинского монашества. Первый, по-видимому, был основан до 334 года святым Харитоном в Фаране , в нескольких милях от Иерусалима; позднее тем же святым были основаны еще два в Иерихоне и в Суке .

святитель Евфимий Еще один знаменитый город основал (473 г.) в Кедронской долине . Рядом с Иерихоном находилась лавра, которой правил святой Герасим (475 г.). Некоторые подробности правил этой лавры сохранились в очень древнем житии св. Евфимия. Он состоял из общежития, где общежительная жизнь практиковалась новичками и менее опытными людьми. Имелось также семьдесят камер для одиночных заключенных. Пять дней в неделю эти последние жили и работали одни в своих камерах. В субботу они приносили свои дела в киновию, где после причастия по воскресеньям вкушали приготовленную пищу и немного вина. Остальную неделю их пищей были хлеб, финики и вода. Когда некоторые из них просили, чтобы им разрешили нагреть немного воды, приготовить еду и дать лампу для чтения, им ответили, что, если они хотят жить так, им лучше поселиться в кенобиуме ( Acta Sanctorum ., 1 марта, 386,87).

Антиохия

[ редактировать ]

Когда Иоанн Златоуст был молодым человеком, в Антиохии было много подвижников, а соседние горы были населены отшельниками. Одно время среди христиан (и язычников) существовало напряжение против тех, кто принял этого святого подвижника. Это послужило поводом для написания трактата Златоуста « Против тех, кто противится монашеской жизни» , написанного где-то до 386 года и адресованного родителям, чьи сыновья подумывали о монашеском призвании. [ 12 ] Он писал, что у Антиохийцев было принято отдавать своих сыновей на обучение в монахи. [ 13 ] Златоуст уступил желанию матери и жил дома аскетической жизнью до самой ее смерти; сцена между Златоустом и его матерью находится в начале De Sacertio .

Палестина и Антиохия являются примерами быстрого распространения монашества за пределами Египта. Существует множество свидетельств этого явления во всех странах между Средиземноморьем и Месопотамией; а Месопотамия, по словам святого Иеронима, свидетельство которого подробно подтверждается другими авторами, соперничала с самим Египтом по числу и святости своих монахов (Сообщение в Исаии, V, XIX).

Василий Великий тщательно изучил монашество в Египте, Палестине, Келесирии Прежде чем принять монашескую жизнь, и Месопотамии. Результатом стало решительное предпочтение общежития. Он основал несколько монастырей в Понте , над одним из которых некоторое время председательствовал сам, и очень скоро монастыри, созданные по его образцу, распространились по Востоку.

Его монахи собирались вместе для «псалмодии» и «преклонений колен» семь раз в день, в соответствии с «Septies in die ladem dixi tibi» псалмопевца (Пс. cxviii, 164): в полночь («Media nocte Surgebam» - Там же, 62), вечером, утром и в полдень (Пс. Лев, 18), в третий час, час Пятидесятницы, и в девятый, священный час Страстей. Чтобы завершить рассказ о семи, полуденная молитва была разделена на две части, разделенные общей трапезой (Сермо «Аскетик», бенедиктинское издание, II, 321).

Монашеский идеал Василия изложен в сборнике его сочинений, известном как «Аскетикон» или «Аскетика», важнейшими из которых являются «Regulae fusius трактаты», серия ответов на вопросы, числом пятьдесят пять. и «Regulae breviustractatae», в котором кратко даны ответы на триста тринадцать вопросов. Не следует думать, что «Regulae» образуют правило, хотя можно было бы пойти хорошим путем и составить одно из них. Они являются ответами на вопросы, которые естественным образом могут возникнуть у людей, уже обладающих набором обычаев и традиций. Иногда они касаются практических вопросов, но чаще всего касаются вопросов духовной жизни.

Василий не составил правило, а дал модель или образец. Он не был основателем религиозного ордена; ни один восточный человек (кроме Пахомия) никогда не был. Орден, как мы теперь понимаем этот термин, — это чисто западно-христианский продукт. «Недостаточно, — говорит Паргуар, — утверждать, что Орден василиан — это миф. Надо пойти дальше и перестать называть византийских монахов василианами. из когда-либо даровал его им» (Паргуар в «Dict. d'Archeologie chretienne», св. «Басилий»), т. е. каждый монастырь представляет собой собственный орден, восточное монашество достигло своей завершающей стадии - возглавлялись общины монахов. созерцательная жизнь и всецелое посвящение себя молитве и труду. Общежительная жизнь постепенно стала нормальной формой религиозного призвания, а отшельническая - исключительной формой, требующей длительного предварительного обучения.

Более поздние события

[ редактировать ]

Палестина в конце четвертого века стала вытеснять Египет в качестве центра монашества. Насельник лавры находился под начальством архимандрита или игумена .

Ко времени Халкидона было решено, что монастыри нельзя строить без разрешения епископа; монахи должны были пользоваться должным почетом, но не должны были вмешиваться в дела церкви или государства. Они должны были подчиняться епископу и т. д. (кан.iv). Священнослужители и монахи не должны были служить на войне или вести светскую жизнь (кан.vii). Монастыри не подлежали секуляризации (кан.xxiv).

Василий утверждает, что для монастырей следует выбирать уединенные места. Тем не менее, вскоре они проникли в города. По словам одного ученого, во времена Константина Великого в Константинополе было основано не менее пятнадцати монастырей; но другие утверждают, что три древнейших из них относятся только ко времени Феодосия (375–395). В 518 г. в Константинополе было не менее пятидесяти четырех монастырей. Их имена и имена их правителей приведены в прошении, адресованном константинопольскими монахами папе Хормизду в 518 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Веб-сайт Нового Адвента
  2. ^ «АНЭ СЕГОДНЯ – 201507 – Египетское монашество: рост уединенной жизни» . Американское общество зарубежных исследований (ASOR) . Проверено 9 июня 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Бахус, Франциск Джозеф. «Восточное монашество до Халкидона (451 г. н.э.)». Католическая энциклопедия. Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 19 июля 2013 г.
  4. ^ Гросс, Эрни. Этот день в религии . Нью-Йорк: Публикации Нила-Шумана, 1990. ISBN   1-55570-045-4 .
  5. ^ Веб-сайт Антиохийской православной христианской архиепархии Северной Америки.
  6. ^ Судья, Эдвин А. (1977). «Самое раннее использование слова Монахос для обозначения монаха и истоки монашества». Ежегодник древности и христианства 20 (1977): 72–89.
  7. ^ Безвредный, Уильям (2004). Христиане пустыни: введение в литературу раннего монашества . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-516222-6 .
  8. ^ Батлер, Эдвард Катберт. «Святой Антоний». Католическая энциклопедия. Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 19 июля 2013 г.
  9. ^ История Лаузиака , I, с. 236.
  10. ^ Эммель, Стивен. Литературный корпус Шенуте. Том. 1. Издательство Питерс, 2004.
  11. ^ Хиршфельд, Ижар (2004). «Монастыри Газы: археологический обзор». В Броурии Биттон-Ашкелони; Арье Кофски (ред.). Христианская Газа в поздней античности . Брилл. стр. 67–69. ISBN  9789004138681 . Проверено 10 января 2024 г.
  12. ^ Уилкен, Р.Л. (2004). Иоанн Златоуст и евреи: риторика и реальность конца IV века . Випф и сток. п. 26. ISBN  978-1-59244-942-2 .
  13. ^ Вудс, Томас. Как католическая церковь построила западную цивилизацию , Вашингтон, округ Колумбия: Возрождение, 2005; ISBN   0-89526-038-7 , стр. 44
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 01d6780049097b277c8d49d0a33deb91__1721355960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/91/01d6780049097b277c8d49d0a33deb91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christian monasticism before 451 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)