Арма (Божество)

Арма был богом Анатолийской луны , которым поклонялись хетты и Лувианцы в бронзовом веке и раннем железном веке.
Имя
[ редактировать ]Название происходит от протоанатолийского *ʿormo- ("странник"). [ Цитация необходима ] Он подтвержден как лунный бог в хиттере и религии Лувии , с именем Арма- . В лицианском языке его называли Эрмма- , Армма-Мама- , в Кариане Армо (Дейрую Действие) и в лидийской руке . В клинописных текстах название написано с помощью шумарограмм дюймовый E.zu или дюймовый Xxx, в иероглифическом Лувианском с символом луны полумесяца, который транслитерируется как (deus) Луна. [ 1 ] [ 2 ]
Роль
[ редактировать ]В то время как богу Хаттинской Луны, Кашку , не поклонялись, хиттуру и Лувианскую религию включали обширное поклонение Арме. В частности, для Лувианцев Луна была связана с месяцами беременности, и поэтому, как полагают [ 3 ] (Обратите внимание на хетт armaḫḫ- («чтобы пропитать») и армай- («чтобы быть беременными»). Таким образом, у Бога Луны была важная роль в семейной религии. Он также служил важным гарантом клятв в государственных договорах. [ 4 ] Его женой была Никкал (месопотамская богиня Нингал ).
Самый известный миф, в котором участвует Бог Луны,-это хаттинское происхождение. В этой истории бог Луны Кашку падает с небес и земель на рынке или вороте города Лахан . [ 5 ] Прогенная погода, Бог, сбросил тяжелый ливень дождя на Луну Бога, который очень испугался. Богини ḫapantali и Камрушепа в конечном итоге спасли его, используя магические заклинания. [ 6 ]
Эквиваленты
[ редактировать ]
Арма был отождествлен с Богом Хурриан Луны Кушу , как в хеттских источниках, которые передают Хурриан «Песню серебра». [ 7 ] в котором Бог Луна побежден Демоном Ууни («Серебро») и выброшен с небес. [ 8 ]
В Сирии он ассимилирован в культ луны Бога Харрана , [ 9 ] Особенно в 1 -м тысячелетии до н.э., который был одним из самых важных божества города.
Теоретизируется, что высшее божество дохристианской грузинской религии, Армази , имеет тяжелые связи с хеттом Армой.
Наследие
[ редактировать ]Было высказано предположение, что имя божества выжило в Анатолии как часть галатских соединений имен αρμεΔυμνος («вооруженные армации») и ερμεΔυμνος («Эрмедомнос»), от из анатольского анатольского «Арма-Арма» и Галатиана (кельтский язык), из анатольского «Арма-Арма» и Галатиана ( кельтский язык ), «Арма-Арма-Арма «-Дамнос» «Мир». [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kloekhorst, Alwin . Этимологический словарь хеттского наследственного лексикона . Лейден Индоевропейский этимологический словарь серии 5. Лейден, Нидерланды; Бостон, 2008. С. 247-248.
- ^ Хокинс, Джон Дэвид. Корпус иероглифических Лувианских надписей . Том III: надписи империи Гиттитов и новые надписи железного века. Walter de Gruyter Gmbh & Co Kg, 2024. p. 628. ISBN 9783110778854 , doi : 10.1515/9783110778854
- ^ Потр Тарача: религии второго тысячелетия Анатолии Weesbaden 2009, p. 110.
- ^ Volkert Haas, Heidemarie Koch: Религии Старого Востока: Хетитер и Иран . Göttingen 2011, с. 228
- ^ Volkert Haas, Heidemarie Koch: Религии Старого Востока: Хетитер и Иран . Göttingen 2011, с. 227 ф.
- ^ Volkert Haas: хеттская литература. Берлин 2006, с. 120 ф.
- ^ Volkert Haas: хеттская литература. Берлин 2006, с. 148.
- ^ Volkert Haas: хеттская литература. Берлин 2006, с.150 ф.
- ^ Volkert Haas: хеттская литература. Берлин 2006, с. 198.
- ^ Фриман, Ph .. "Лицианский/Галатский αρμεδυμνος". В: Журнал кельтской филологии 55, № 1 (2007): 56. https://doi.org/10.1515/zcph.2007.56
Библиография
[ редактировать ]- Volkert Haas : литература Hethite. Уолтер де Грюйтер, Берлин 2006, ISBN 3-11-018877-5 , с. 120 ф., 150 ф.
- Volkert Haas, Heidemarie Koch : Религии Старого Востока: Хетитер и Иран . Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 2011, ISBN 978-3-525-51695-9 .
- Потр Тарача : религии второго тысячелетия Анатолии Harrassowitz Verlag, Wiesbaden 2009, ISBN 978-3-447-05885-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адам Хиллсед: «Хиттет Арма- « Луна »и индоевропейские обряды прохода». Т.е. имеет значение еще больше , Копенгаген 2011.
- Фред С. Вудхуйзен: «Две заметки о Лидиане». Таланта. 42/43, 2010/11, с. 207–213.
- Алвин Клохорст: «Исследования по лицианской и карианской фонологии и морфологии». Кадмос. 47, 2008, с. 117–146.