Система продуктов и услуг
![]() | Эта статья, кажется, содержит большое количество модных словечек . ( август 2019 г. ) |
Системы продуктов и услуг ( PSS ) — это бизнес-модели , которые обеспечивают согласованную доставку продуктов и услуг. Модели PSS становятся средством обеспечения совместного потребления как продуктов, так и услуг с целью достижения экологических результатов. [1]
Описание
[ редактировать ]![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Системы обслуживания продуктов — это когда фирма предлагает сочетание продуктов и услуг по сравнению с традиционным акцентом на продуктах. По определению Ван Халена, Те Риле, Гоедкопа [2] «рыночный набор продуктов и услуг, способных совместно удовлетворить потребности пользователя», PSS может быть реализован с помощью интеллектуальных продуктов .
Первоначальный переход к PSS был во многом мотивирован необходимостью традиционных производственных фирм справляться с меняющимися рыночными силами и признанием того, что услуги в сочетании с продуктами могут обеспечить более высокую прибыль, чем продукты сами по себе. [3] Столкнувшись с сокращением рынков и растущей коммерциализацией своей продукции, эти фирмы увидели в предоставлении услуг новый путь к прибыли и росту. [4]
Хотя не все системы обслуживания продукции приводят к снижению потребления материалов, они все чаще признаются важной частью экологической стратегии фирмы. [ нужна ссылка ] [ временные рамки? ] Фактически, некоторые исследователи переопределили PSS как обязательно включающее улучшение состояния окружающей среды. Например, Монт определяет PSS как «систему продуктов, услуг, вспомогательных сетей и инфраструктуры, которая спроектирована так, чтобы быть конкурентоспособной, удовлетворять потребности клиентов и оказывать меньшее воздействие на окружающую среду, чем традиционные бизнес-модели». [5] Монт развивает свое определение следующим образом: PSS — это заранее разработанная система продуктов, услуг, вспомогательной инфраструктуры и необходимых сетей, которая представляет собой так называемое дематериализованное решение потребительских предпочтений и потребностей. Ее также определяют как «самообучающуюся» систему, одной из целей которой является постоянное совершенствование. [6]
Этот взгляд на PSS похож на другие концепции, обычно встречающиеся в литературе по управлению окружающей средой, такие как «дематериализация». [7] и «обслуживание». [8]
PSS использовался для создания ценности для клиентов, помимо продажи продуктов как функций. Обычно существует четыре подхода к проектированию PSS. [ нужна ссылка ] [ указать ]
- PSS на основе функций: добавляйте новые функции для повышения ценности продукта на конкурирующем рынке. Например, в 1992 году General Motors добавила OnStar к услугам экстренной помощи клиентам. Он интегрировал GPS с сенсорной системой автомобиля для телематических услуг по требованию.
- PSS с добавленной стоимостью: компании добавили новые функции, чтобы повысить ценность продукта и расширить его ценность для клиентов и пользователей. Например, компания Otis Elevator добавила систему удаленного обслуживания лифтов (REM) в свою систему автопарка, чтобы контролировать лифты и уменьшать количество сбоев. Компания GE Healthcare (ранее GE Medical Systems) разработала InSite для удаленного мониторинга своего медицинского оборудования с целью снижения затрат на обслуживание и увеличения преимуществ пользователей. [ ласковые слова ]
- Услуга, основанная на фактических данных: компании используют анализ больших данных для обеспечения фактической экономии и дальнейшей разработки контракта на обслуживание, позволяющего клиенту оплатить часть экономии.
Существует множество методологий проектирования PSS. Система Dominant Innovation использует матрицу инноваций для выявления пробелов, основанных на страхах клиентов, а не на потребностях на основе поиска пути на основе сценариев. Новая экосистема цепочки создания стоимости может получить дальнейшее развитие, чтобы соединить эти пробелы между двумя невидимыми пространствами. [9] Например, компания John Deere разработала бизнес по обслуживанию сельского хозяйства, основываясь на беспокойстве клиентов по вопросам, связанным с почвой. Он объединяет датчики с GPS для разработки когнитивной карты участка с информацией о составе почвы и оптимизации урожайности. В нескольких рецензируемых научных статьях дается обзор области исследований в области проектирования PSS. [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17]
В последние годы, [ временные рамки? ] PSS была дополнительно интегрирована с аналитикой больших данных для ускорения инноваций. Другие технологии, такие как прогностика , управление здравоохранением и киберфизические системы, способствовали созданию инновационных технологий обслуживания для PSS. Например, Alstom разрабатывает технологии Train Tracer. [ нужны разъяснения ] с 2006 года и внедряет систему Health Hub. [ нужны разъяснения ] для своего транспортного парка.
Сервисизация продукта
[ редактировать ]« Сервитизация продукта » — это транзакция, посредством которой ценность обеспечивается за счет комбинации продуктов и услуг, при которой удовлетворение потребностей клиентов достигается либо за счет продажи функции продукта, а не самого продукта, за счет увеличения сервисной составляющей продукта. предложение или путем продажи продукции, произведенной продуктом. [18] Эта концепция основана на идее о том, что клиенты хотят от продуктов не обязательно собственности, а скорее функции, которые продукт обеспечивает, или услуги, которую он может предоставить. [19] Это означает, что поставщик «сервисных решений» может получать оплату за предоставленную единицу услуги (или функцию продукта), в отличие от (более традиционной) единицы проданной продукции. см. в разделе «Экономика услуг» . Дополнительную информацию о сервитизации продуктов
Типы
[ редактировать ]Один тип решения по сервитизации продукта основан на транзакциях, в которых оплата производится не за «продукт», а за «пакет продуктов и услуг» (часть PSS), который был продан покупателю. Эта услугная покупка расширяет транзакцию покупки от разовой продажи (приобретения продукта) до долгосрочных отношений обслуживания (например, в случае долгосрочного контракта на обслуживание, не требующего обслуживания ). [20]
Другим типом обслуживания может быть стратегия предоставления доступа к услугам людям, которые не могут позволить себе покупать продукты напрямую. Например, в случае, когда владение автомобилем экономически нецелесообразно, креативное обслуживание предлагает как минимум три возможных решения: первое, при котором транспортировка может осуществляться одновременно (как при совместном использовании автомобилей); тот, в котором перевозки могут осуществляться последовательно (как в каршеринге); [20] и тот, при котором в конечном итоге может быть реализован транспорт ( аренда с выкупом ).
Типы
[ редактировать ]В номенклатуре обсуждения PSS есть различные вопросы, не в последнюю очередь то, что услуги являются продуктами и нуждаются в материальных продуктах для поддержки доставки, однако в течение нескольких лет они были в центре внимания исследований. Исследование было сосредоточено на PSS как системе, включающей в себя материальные (продукты) и нематериальные активы (услуги) в сочетании для удовлетворения конкретных потребностей клиентов. Исследование показало, что производственные фирмы более склонны производить «результаты», а не просто продукты как конкретные артефакты, и что потребители более склонны к потреблению таких результатов. Это исследование выявило три класса PSS: [21]
- PSS, ориентированная на продукт: это PSS, при которой право собственности на материальный продукт передается потребителю, но на техническое обслуживание . предоставляются дополнительные услуги, такие как контракты
- PSS, ориентированный на использование: это PSS, при котором право собственности на материальный продукт сохраняется за поставщиком услуг, который продает функции продукта через модифицированные системы распределения и оплаты, такие как совместное использование, объединение в пулы и аренду.
- PSS, ориентированная на результат: это PSS, в которой продукты заменяются услугами, например, голосовая почта заменяет автоответчики .
Эту типологию критиковали за то, что она не смогла отразить сложность примеров PSS, встречающихся на практике. [22] [23] Аас и др. [22] например, предложили типологию с восемью категориями, актуальными в цифровую эпоху, тогда как Ван Остайен и др. [23] предложил альтернативу, которая классифицирует типы PSS по двум отличительным признакам: ориентация на производительность доминирующего механизма получения доходов и степень интеграции между элементами продукта и услуги. Согласно первому отличительному признаку, PSS может быть обозначен как основанный на входе (IB) , основанный на доступности (AB) , основанный на использовании (UB) или основанный на производительности (PB) . Тип, основанный на производительности, можно разделить на три подтипа:
- PSS, ориентированный на решение (PB-SO): (например, продажа обещанного уровня эффективности теплопередачи вместо продажи радиаторов)
- PSS, ориентированный на эффект (PB-EO): (например, продажа обещанного уровня температуры в здании вместо продажи радиаторов)
- PSS, ориентированный на удовлетворение спроса (PB-DO): (например, продажа обещанного уровня теплового комфорта для жильцов здания вместо продажи радиаторов)
По второму отличительному признаку ПСС можно обозначить как сегрегированную, полуинтегрированную и интегрированную, в зависимости от того, в какой степени элементы продукта и услуги (например, техническое обслуживание, запасные части) объединены в единое предложение.
Примеры
[ редактировать ]Следующие существующие предложения иллюстрируют концепцию PSS: [24]
- Модель Xerox с оплатой за копию при продаже офисного оборудования
- Услуга Contract Air компании Atlas Copco, согласно которой воздушные компрессоры продаются по м². 3 сжатого воздуха доставлено
- Модель Philips с оплатой за люкс для продажи осветительного оборудования, согласно которой клиенты платят за обещанный уровень освещенности в здании.
- Решение Michelin для управления автопарком, позволяющее продавать грузовые автомобили за километр пробега.
Влияние
[ редактировать ]Некоторые авторы утверждают, что системы обслуживания продуктов повысят экологическую эффективность на так называемый «фактор 4», то есть улучшение в 4 и более раз, открывая новые и радикальные способы преобразования того, что они называют «сочетанием продуктов и услуг». «которые удовлетворяют запросы потребителей и одновременно улучшают воздействие на окружающую среду. [21]
ван Хален и др. заявляют, что знание PSS позволяет правительствам обоих стран формулировать политику в отношении устойчивых моделей производства и потребления, а компаниям — находить направления для роста бизнеса, инноваций, диверсификации и обновления. [25]
Титце и Хансен обсуждают влияние PSS на инновационное поведение фирм, выделяя три определяющих фактора. Во-первых, право собственности на продукт не передается потребителям, а остается за управляющей фирмой PSS. Во-вторых, назначение продукта, если он используется в рамках PSS-решений, отличается от назначения продуктов в классических бизнес-моделях, основанных на транзакциях. При предложении PSS продукты используются как средство предложения услуги. В-третьих, функция прибыли фирм, работающих в сфере PSS, существенно отличается от функций прибыли фирм, которые разрабатывают, производят и продают свою продукцию. [26]
С точки зрения производителя, бизнес-потенциал PSS определяется взаимодействием четырех механизмов: снижение затрат, повышение потребительской ценности, изменения в конкурентной среде компании и расширение клиентской базы. [27]
См. также
[ редактировать ]- Расширенная ответственность производителя
- Мышление жизненного цикла
- Контракты, основанные на результатах
- Управление продуктом
- Экономика совместного потребления
- как услуга
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пишичелли, Л.; Купер, Т.; Фишер, Т. (2015). «Роль ценностей в совместном потреблении: идеи системы продуктов и услуг для кредитования и займов в Великобритании» (PDF) . Журнал чистого производства . 97 : 21–29. дои : 10.1016/j.jclepro.2014.07.032 .
- ^ Сис Ван Хален; Карло Веццоли; Роберт Виммер (2005). Методология инноваций в системе обслуживания продуктов . Ассен: Издательство Ван Горкум. п. 21. ISBN 978-90-232-4143-0 .
- ^ М. Сони, С. Баласубраманян и В. Кришнан, «Создание роста с помощью услуг», MIT Sloan Management Review (зима 2004 г.): 34-43.
- ^ К. Бейтс, Х. Бейтс и Р. Джонстон, «Связь услуг с прибылью: экономическое обоснование превосходства услуг», Международный журнал управления индустрией услуг 14, вып. 2 (2003): 173-184; и Р. Оливия и Р. Калленберг, «Управление переходом от продуктов к услугам», 160-172.
- ^ «Системы устойчивых услуг (3S): переход к устойчивости?» Архивировано 12 октября 2007 г. в Wayback Machine ; На пути к устойчивому дизайну продукции, 6-я Международная конференция, октябрь 2001 г., Амстердам, Нидерланды. Центр устойчивого дизайна. 09.11.2001.
- ^ Билл Коуп и Диана Каланцис (2001). Конвергенция печатного и электронного текста . Общая земля. стр. 19, 26. ISBN. 978-1-86335-071-6 .
- ^ Ева Хейсканен (2000). Дематериализация: потенциал сервис-ориентации и информационных технологий; Ева Хейсканен, Микко Ялас и Анна Кярня (2000). «Потенциал дематериализации услуг и информационных технологий: перспективы методов исследования будущего». Презентация семинара «В поисках будущего», Хельсинкская школа экономики, организации и менеджмента, июнь 2000 г.; Ева Хейсканен и Микко Джалас (2000). Дематериализация через услуги — обзор и оценка дебатов [ постоянная мертвая ссылка ] ; Министерство окружающей среды Финляндии. стр. 436.
- ^ Ротенберг, Сандра, Устойчивое развитие посредством обслуживания, Sloan Management Review, январь 2007 г.; Уайт А., М. Стоутон и Л. Фэн, «Обслуживание: тихий переход к расширенной ответственности за продукцию». Институт ресурсов и экологических стратегий Теллуса, 1. [Представлено в Управление по твердым отходам Агентства по охране окружающей среды США, май 1999 г.].
- ^ «Официальный сайт Dominant Innovation» . www.dominantinnovation.com . Архивировано из оригинала 18 декабря 2013 г. Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ Брисо, Даниэль; Сакао, Томохико; Риль, Андреас; Эркоюнджу, Джон Ахмет (1 января 2022 г.). «Разработка решений, ориентированных на ценность: эволюция промышленных систем продуктов и услуг» . Анналы CIRP . 71 (2): 553–575. дои : 10.1016/j.cirp.2022.05.006 . ISSN 0007-8506 . S2CID 251338844 .
- ^ Чжоу, Кайбо; Сун, Вэньян (01 июня 2021 г.). «Цифровизация как путь вперед: библиометрический анализ 20 лет исследований сервитизации» . Журнал чистого производства . 300 : 126943. doi : 10.1016/j.jclepro.2021.126943 . ISSN 0959-6526 . S2CID 233516871 .
- ^ Аннарелли, Алессандро; Баттистелла, Чинция; Константино, Франческо; Ди Гравио, Джулио; Нонино, Фабио; Патриарка, Риккардо (01 января 2021 г.). «Новые тенденции в исследованиях системы обслуживания продуктов и сервитизации: концептуальная структура, возникшая на основе трех десятилетий литературы» . Журнал CIRP производственных наук и технологий . 32 : 424–436. дои : 10.1016/j.cirpj.2021.01.010 . ISSN 1755-5817 . S2CID 234279952 .
- ^ Батльес-делаФуэнте, Ана; Бельмонте-Уренья, Луис Хесус; Пласа-Убеда, Хосе Антонио; Абад-Сегура, Эмилио (январь 2021 г.). «Устойчивая бизнес-модель в системе товар-услуга: анализ глобальных исследований и соответствующего законодательства ЕС» . Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения . 18 (19): 10123. doi : 10.3390/ijerph181910123 . ISSN 1660-4601 . ПМЦ 8508610 . ПМИД 34639425 .
- ^ Цюй, Мин; Ю, Суйхуай; Чен, Дэнкай; Чу, Цзяньцзе; Тянь, Баочжэнь (01 апреля 2016 г.). «Современные методологии проектирования, оценки и эксплуатации систем обслуживания продуктов» . Компьютеры в промышленности . 77 : 1–14. дои : 10.1016/j.compind.2015.12.004 . ISSN 0166-3615 .
- ^ Туккер, Арнольд (15 июня 2015 г.). «Продуктовые услуги для ресурсоэффективной и циркулярной экономики – обзор» . Журнал чистого производства . Специальный выпуск: Почему «устойчивые системы продуктов и услуг» не получили широкого распространения? 97 : 76–91. дои : 10.1016/j.jclepro.2013.11.049 . ISSN 0959-6526 .
- ^ Бём, Матиас; Томас, Оливер (15 июля 2013 г.). «Заглянув за край чашки: междисциплинарный обзор литературы по системам продуктов и услуг в информационных системах, управлении бизнесом, проектировании и дизайне» . Журнал чистого производства . 51 : 245–260. дои : 10.1016/j.jclepro.2013.01.019 . ISSN 0959-6526 .
- ^ Сакао, Томохико; Нерамбалли, Абхиджна (январь 2020 г.). «Схема проектирования системы продуктов/услуг: применение к анализу больших данных» . Устойчивость . 12 (8): 3484. дои : 10.3390/su12083484 . ISSN 2071-1050 .
- ^ Тоффел, Майк. «Договор на сервисное обслуживание» . Гарвардская школа бизнеса . Проверено 23 мая 2013 г.
- ^ Стахель, В. (1994). Экономика услуг, ориентированная на использование: эффективность использования ресурсов и продление срока службы продукции . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии. стр. 178–190.
- ^ Jump up to: а б Стахель, В. (2010). Экономика производительности . Лондон: Пэлгрейв-Макмиллан.
- ^ Jump up to: а б М. Кук (2004). «Понимание потенциальных возможностей, предоставляемых сервис-ориентированными концепциями для повышения производительности ресурсов». В Трейси Бхамре; Бернард Хон (ред.). Проектирование и производство для устойчивого развития 2004 . Джон Уайли и сыновья. п. 125. ИСБН 978-1-86058-470-1 .
- ^ Jump up to: а б Аас, Тор Хельге; Брюниг, Карл Иоахим; Хелльстрем, Магнус; Хайдл, Катя (2020). «Сервис-ориентированные бизнес-модели в производстве в цифровую эпоху: на пути к новой таксономии» . Международный журнал инновационного менеджмента . 24 (8). дои : 10.1142/S1363919620400022 . hdl : 11250/2738539 . S2CID 229514494 .
- ^ Jump up to: а б Ван Остайен, Йорис; и др. (2013). «Уточненная типология систем продуктов и услуг, основанная на моделировании функциональной иерархии». Журнал чистого производства . 51 : 261–276. дои : 10.1016/j.jclepro.2013.01.036 .
- ^ Ван Остайен, Йорис (2014). Анализ бизнес-потенциала систем «продукт-сервис» для инвестиционных товаров. Кандидатская диссертация, К.У. Левен . п. 2. ISBN 978-94-6018-805-3 .
- ^ Сис Ван Хален, Карло Веццоли, Роберт Виммер (2005). Методология инноваций в системе обслуживания продуктов. Ассен: Издательство Ван Горкум. стр. 21. ISBN 90-232-4143-6 .
- ^ Титце и Хансен (2013). Владеть или использовать – как системы обслуживания продуктов способствуют экоинновационному поведению. Встреча Академии менеджмента, Орландо, Флорида.
- ^ Ван Остайен, Йорис (2014). Анализ бизнес-потенциала систем «продукт-сервис» для инвестиционных товаров. Кандидатская диссертация, К.У. Левен . п. 39. ИСБН 978-94-6018-805-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Книги и бумаги
- Сакао, Т.; Линдал, М., ред. (2009). Введение в проектирование системы продуктов/услуг. Лондон . Спрингер. Издательство Спрингер. ISBN 978-1848829084 .
- Оксана Монт (2004). Системы продуктов и услуг: панацея или миф? (PDF) . Диссертации IIIEE 2004:1. Лундский университет. ISBN 978-91-88902-33-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2011 г. Проверено 5 мая 2009 г.
- Оксана Монт (2002). «Клининговая компания» . Журнал чистого производства . 10 (3): 237–245. дои : 10.1016/S0959-6526(01)00039-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 июня 2016 г. Проверено 23 апреля 2016 г.
- Родриго Паскуаль и Милтон Роман (август 2019 г.). «Сокращение воздействия горнодобывающей промышленности за счет соответствия потребностям парка самосвалов и типам шин, ориентированных на маршрут». Журнал чистого производства . 227 : 645–651. дои : 10.1016/j.jclepro.2019.04.069 . S2CID 159382215 .
- Оксана Монт и Т. Линдквист (декабрь 2003 г.). «Роль государственной политики в развитии систем обслуживания продуктов». Журнал чистого производства . 11 (8): 905–914. дои : 10.1016/S0959-6526(02)00152-X .
- Арнольд Туккер и Урсула Тишнер (2006). «Продукты-услуги как область исследований: прошлое, настоящее и будущее. Размышления о десятилетии исследований». Журнал чистого производства . 14 (17): 1552–1556. дои : 10.1016/j.jclepro.2006.01.022 .
- Оксана Монт (декабрь 2003 г.). «Редакционная статья специального выпуска журнала чистого производства по системам обслуживания продуктов». Журнал чистого производства . 11 (8): 815–817. дои : 10.1016/S0959-6526(02)00163-4 .
- Никола Морелли (2006). «Разработка новых систем обслуживания продуктов (PSS): методологии и операционные инструменты». Журнал чистого производства . 14 (17): 1495–1501. дои : 10.1016/j.jclepro.2006.01.023 .
- Сис ван Хален; Гарри те Риле и Марк Годкуп. «Сообщения ПСС» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - набор отчетов по заказу Министерства экономики Нидерландов и Министерства жилищного строительства, территориального планирования и окружающей среды. - Эцио Манзини и Карло Веццоли (2002). «Система обслуживания продукции и устойчивое развитие» (PDF) . Париж: Программа ООН по окружающей среде .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Л. Пенин и К. Веццоли (2005). «Разработка устойчивой системы продуктов и услуг для всех». Милан: Программа ООН по окружающей среде .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - К. Веццоли и Э. Манзини. «Дизайн для устойчивого потребления в перспективе радикальных изменений в устойчивом потреблении и производстве». Семинар SCORE, 2006, Копенгаген .
- А. Туккер; У. Тишнер, ред. (2006). Новый бизнес для старой Европы: конкурентоспособность и устойчивость развития продуктов и услуг . Шеффилд: Издательство Greenleaf.
- Ротенберг, Сандра (январь 2007 г.). «Устойчивое развитие через обслуживание». Обзор менеджмента Слоана .
- Арнольд Туккер (13 июля 2004 г.). Фрэнсис Хайнс; Отилия Марин (ред.). «Восемь типов системы продуктов и услуг: восемь путей к устойчивому развитию? Опыт SusProNet». Бизнес-стратегия и окружающая среда . 13 (4): 246–260. дои : 10.1002/bse.414 .
- Хокертс, К. (1999). «Экоэффективные инновации в сфере услуг: рост бизнеса – экологическая эффективность продуктов и услуг». В Хартии М. (ред.). «Зеленый маркетинг: глобальный взгляд на более экологичную маркетинговую практику» . Шеффилд: Издательство Greenleaf. стр. 95–108.
- П. Хопкинсон; П. Джеймс (2000). «Типология экоэффективных услуг». Брэдфорд: Университет Брэдфорда .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Оксана Монт (2000). «Продукт-сервисные системы» . Стокгольм: Шведское агентство по охране окружающей среды. AFR-Report 288. Архивировано из оригинала 6 октября 2002 г. Проверено 15 января 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Остерхейс, Ф.; Рубик, Ф.; Шолль, Г. (1996). «Продукционная политика в Европе: новые экологические перспективы». Лондон: Клювер.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Рокки, С. (1997). «На пути к новому сочетанию продуктов и услуг. Магистерская диссертация: Международный институт промышленной экономики окружающей среды». Лунд: Лундский университет .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Шредер, У. (1996). «Потребление без собственности — реалистичный путь к более устойчивому потреблению?». 5-я Международная научно-исследовательская конференция Сети «Озеленение промышленности»; Гейдельберг, Германия .
- Хельма Люитен; Марджолин Нот и Т. Ван дер Хорст (2001). «Экологичный продукт – сервисные системы: метод Каталис». 2-й Международный симпозиум по экологически сознательному проектированию и обратному производству (EcoDesign'01) . ЭкоДизайн. п. 190. дои : 10.1109/.2001.992344 .
- Рой, Робин (2000). «Устойчивые системы продуктов и услуг» . Фьючерсы . 32 (3–4): 289–299. дои : 10.1016/S0016-3287(99)00098-1 .
- Ван Остайен, Йорис; Ван Хоренбек, А.; Пинтелон, Л.; Дюфло, младший (2013). «Уточненная типология систем продуктов и услуг, основанная на моделировании функциональной иерархии». Журнал чистого производства . 51 : 261–276. дои : 10.1016/j.jclepro.2013.01.036 .
- Титце, Франк; Т. Шидериг; К. Херштатт (2013). «Фирмы переходят к инноваторам систем обслуживания экологически чистых продуктов: примеры из сектора мобильности». Международный журнал технологического менеджмента . 63:51 . дои : 10.1504/IJTM.2013.055579 .
- О дематериализации
- Ева Хейсканен (2000). «Дематериализация: потенциал сервис-ориентации и информационных технологий».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Ева Хейсканен; Микко Ялас и Анна Кярня (июнь 2000 г.). «Потенциал дематериализации услуг и информационных технологий: перспективы методов исследования будущего». Презентация семинара «В поисках будущего», Хельсинкская школа экономики, организации и менеджмента .
- Ева Хейсканен и Микко Джалас (2000). «Дематериализация через услуги — обзор и оценка дебатов» (PDF) . Министерство окружающей среды Финляндии: 436.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) [ постоянная мертвая ссылка ]