Jump to content

Платформенная экономика

Визуализация экономики платформы

Платформенная экономика — это экономическая и социальная деятельность, которой способствуют платформы, обычно онлайн-продажи или технологические платформы. Платформенные компании контролируют все большую долю мировой экономики и иногда подрывают традиционный бизнес.

Самый распространенный тип платформенной экономики сосредоточен вокруг транзакционных платформ, также известных как цифровые свахи, к которым относятся Amazon , Airbnb , Uber и Baidu . Второй тип платформенной экономики включает в себя инновационные платформы, которые предоставляют общие технологические рамки, на которых могут строиться другие, например, платформы Microsoft , на которых строятся многие независимые разработчики. В 2013 году эксперт по платформам Маршалл Ван Алстайн заметил, что три из пяти крупнейших компаний мира используют платформенную бизнес-модель. [1]

Рост платформ был встречен комментаторами неоднозначно. Многие с энтузиазмом утверждают, что платформы могут повысить производительность, снизить затраты, снизить неэффективность существующих рынков, помочь создать совершенно новые рынки, обеспечить гибкость и доступность для работников и быть особенно полезными для менее развитых стран. Аргументы против платформ включают в себя то, что они могут усугубить технологическую безработицу , что они способствуют замене традиционных рабочих мест неустойчивыми формами занятости, которые имеют гораздо меньшую защиту труда, что они могут усугубить снижение налоговых поступлений и что чрезмерное использование платформ может нанести психологический вред. и разрушительны для сообществ. С начала 2010-х годов платформенная экономика стала предметом многочисленных обзоров со стороны академических групп и НПО , национальных правительств и транснациональных организаций, таких как ЕС . Ранние обзоры в целом были против введения жесткого регулирования платформенной экономики. С 2016 года, и особенно в 2017 году, некоторые юрисдикции стали применять более интервенционистский подход.

Работники платформ часто работают нерегулярно и сверхурочно, что подвергает их риску сердечно-сосудистых заболеваний . [2]

До эпохи Интернета

[ редактировать ]

Предприятия, основанные на некоторых принципах, лежащих в основе современных цифровых платформ, существуют уже тысячелетия. Например, сваты , которые помогали мужчинам и женщинам найти подходящих партнеров для брака, действовали в Китае как минимум с 1100 г. до н.э. [3] Биржи зерна в Древней Греции сравнивают с современными транзакционными платформами, как и средневековые ярмарки . [3] [4] [5] Примеры инновационных платформ также появились еще до эпохи Интернета. Например, географические регионы, известные определенными видами производства, такие учреждения, как Гарвардская школа бизнеса или технологическая платформа Wintel , ставшая известной в 1980-х годах. [6] [7]

Почтовый Интернет

[ редактировать ]

Жизнеспособность крупномасштабных транзакционных платформ значительно возросла благодаря улучшениям в области связи и связности, вызванным Интернетом . [8] Платформы онлайн-рынка, такие как Craigslist. [примечание 1] и eBay были запущены в 1990-х годах. Предшественники современных социальных сетей и онлайн-платформ для совместной работы также были запущены в 1990-х годах. [примечание 2] с более успешными платформами, такими как Myspace и Wikipedia, появившимися в начале 2000-х годов. После финансового кризиса 2007–2008 годов новые типы онлайн-платформ приобрели известность, в том числе платформы для обмена активами, такие как Airbnb , и платформы рынка труда, такие как TaskRabbit .

Академический интерес

[ редактировать ]

И только в 1990-х годах концепция экономических платформ начала привлекать значительное внимание ученых. В начале 90-х годов такая работа, как правило, была сосредоточена на инновациях или продуктовых платформах, определяемых в широком смысле, не ориентированных на онлайн-деятельность. Даже в 1998 году транзакционным платформам уделялось мало внимания, и, по словам профессоров Дэвида С. Эванса и Ричарда Л. Шмалензее , платформенная бизнес-модель в том виде, в каком она будет пониматься в 21 веке, тогда не была признана учеными. [9] [6] [10]

Считается, что первой научной работой, посвященной платформенной бизнес-модели и ее применению в цифровых свах, является «Конкуренция платформ на двусторонних рынках» Жана-Шарля Роше и Жана Тироля. [примечание 3] [11] Одной из первых книг по управленческим исследованиям платформ была книга « Лидерство на платформах: как Intel, Microsoft и Cisco способствуют инновациям в отрасли» . [12] Аннабель Гавер [13] и Майкл Кусумано [14] (опубликовано в 2002 г.). [15] Одним из ученых, наиболее ответственных за объединение тех, кто работает в развивающейся области платформенных исследований, была профессор Аннабель Гавер; в 2008 году она провела первую международную конференцию по платформам в Лондоне. [16]

Определение

[ редактировать ]

В контексте платформенной экономики использование слова «платформа» иногда относится исключительно к онлайн-свахам, таким как Uber, Airbnb , TaskRabbit и т. д. Академическое использование иногда включает в себя нецифровые свахи, такие как бизнес-парки и ночные клубы, а также к другим организациям. функция которого не заключается в первую очередь в поддержке транзакций. [17] Карлисс Ю. Болдуин и К. Джейсон Вудард определяют платформу как «набор стабильных компонентов, которые поддерживают разнообразие и возможность развития в системе путем ограничения связей между другими компонентами». Они заявили, что на высоком уровне абстракции архитектура всех платформ одинакова: система разделена на набор основных компонентов с небольшим разнообразием и дополнительный набор периферийных компонентов с большим разнообразием. [18]

Платформизация

[ редактировать ]

Платформизация — это растущее доминирование в Интернете ряда крупных компаний, чьи продукты работают как рынки между пользователями и другими продавцами. Хелмонд первоначально придумал этот термин, чтобы описать «возвышение платформы как доминирующей вычислительной инфраструктурной и экономической модели Интернета» и последствия расширения границ платформ. [19] Она подчеркивает, что платформизация — это процесс расширения платформ, в котором платформы используют свою инфраструктуру для проникновения в новые области, стремясь инкапсулировать эти новые области. Ниборг и Поэлл развивают это и описывают платформеризацию как «проникновение экономических и инфраструктурных расширений онлайн-платформ в сеть, влияющее на производство, распространение и обращение культурного контента».

В начале 2000-х годов термин «платформа» начал приобретать известность в деловых и академических дискуссиях об Интернете. Поэлл и Ниборг описывают, как «в начале 2000-х годов американские компании, такие как Microsoft , Intel и Cisco, предоставили ученым-менеджерам богатые примеры того, как достичь «платформенного лидерства». Одним из наиболее влиятельных вкладов в эту науку были концептуализированные платформы (например, игровые консоли) как «двусторонние рынки». [20] Однако критики, в том числе Поэлл, Ниборг и Гиллеспи, предположили, что использование термина «платформа» намеренно затемняет бизнес-модели и технологические структуры этих компаний. Гиллеспи отметил, что «образно говоря, платформа плоская, открытая и прочная. По своему смыслу платформа предлагает возможность действовать, общаться или говорить мощным и эффективным способом... платформа поднимает человека выше всего остального». [21]

В 2010-х годах дискуссии о платформах как о вещах начали смещаться в сторону платформизации как процесса. Хелмонд первоначально описал платформеризацию как «проникновение расширений платформы в Интернет и процесс, в котором третьи лица готовят свои данные к платформе». [22] Этот процесс включает в себя использование интерфейсов прикладного программирования (API) , которые подключают данные третьих сторон к платформе, и комплектов разработки программного обеспечения (SDK), которые позволяют третьим лицам интегрировать свое программное обеспечение с платформой. Таким образом, Хелмонд описывает, как платформы используют API и SDK для децентрализации сбора данных и повторной централизации обработки данных. [20] Плантен, Лагоз и Эдвардс внесли свой вклад в дискуссию о платформеризации, описав, как компании-платформы начали напоминать цифровую инфраструктуру, например, «современные эквиваленты монополий железных дорог, телефона и электроэнергетики конца 19-го и 20-го веков». . [23]

Ученые, изучающие бизнес, подчеркивают сетевые эффекты, которые возникают у платформенных корпораций. [24] в то время как другие критики описывали, как процесс монополизации платформ концентрирует капитал и богатство в руках небольшого числа владельцев бизнеса, в то время как сами платформы процветают за счет трудовой эксплуатации. Требор Шольц заявил, что «кража заработной платы — это особенность, а не ошибка» краудсорсинговых платформ труда, таких как Mechanical Turk от Amazon. [20] [25] Поэлл и Ниборг утверждают, что «в традиции культурных исследований» процесс платформизации следует понимать как «реорганизацию культурных практик и представлений вокруг платформ».

Существуют также простые определения сложной идеи платформизации, например: «Платформизация — это когда вы создаете торговую площадку в качестве своей услуги, а затем взимаете с людей плату за ее использование». [26] Однако это определение отражает процесс платформизации только с точки зрения рынков, в то время как Поэлл и Ниборг утверждают, что платформизация «разворачивается по трем институциональным измерениям: инфраструктуре данных, рынкам и управлению». [20]

Бизнес-модель

[ редактировать ]

Бизнес-модель платформы предполагает получение прибыли от платформы, которая позволяет взаимодействовать двум или более группам пользователей. Эта модель появилась раньше Интернета; например, газета с разделом тематических объявлений эффективно использует бизнес-модель платформы. Появление цифровых технологий значительно расширило возможности модели. [27] хотя это ни в коем случае не верный путь к успеху. В то время как наиболее успешные фирмы, изначально ориентированные на социальную сферу, могут всего за несколько лет достичь многомиллиардной стоимости, а также лояльности к бренду, сопоставимой с крупнейшими традиционными компаниями, большинство стартапов платформенного бизнеса терпят неудачу. [28] [29] [30]

Некоторые компании придерживаются платформенной бизнес-модели; например, многие так называемые социальные стартапы. Другие компании могут использовать свои собственные платформы, но при этом большую часть своего бизнеса по-прежнему используют более традиционные модели. Третья группа фирм может не использовать собственную платформу, но все же иметь стратегию использования сторонних платформ. Согласно опросу Accenture, проведенному в 2016 году, «81% руководителей говорят, что бизнес-модели на основе платформ станут основой их стратегии роста в течение трех лет». [31] [29] Согласно исследованию, опубликованному McKinsey в 2019 году, 84% традиционных фирм либо владели собственной платформой, либо использовали платформу, управляемую третьей стороной, в то время как среди рожденных цифровыми фирмами только 5% не имели стратегии платформы. McKinsey обнаружила, что компании, присутствующие на платформе — либо самостоятельно, либо через третью сторону — в среднем получали почти на 1,4% более высокий годовой рост EBIT . [32]

Некоторые принципы, регулирующие работу платформ для поиска партнеров, резко отличаются от традиционных бизнес-моделей. Продажа продуктов или услуг занимает центральное место в большинстве традиционных предприятий, тогда как для платформ транзакций ключевым моментом является объединение различных групп пользователей. Например, традиционная компания по производству мини-такси продает услуги такси, тогда как компания-платформа может связывать водителей с пассажирами. [33]

Еще одна отличительная особенность платформенной бизнес-модели заключается в том, что она подчеркивает сетевые эффекты и взаимозависимость спроса между различными группами, использующими платформу. Таким образом, в платформенном бизнесе часто имеет смысл предоставлять услуги бесплатно одной стороне платформы, например, пользователям социальных сетей, таких как Facebook. Стоимость этой субсидии более чем компенсируется дополнительным спросом, который создает большая база пользователей для стороны(-ов) платформы, приносящей доход (например, рекламодателей). [34]

По мнению авторов Алекса Моазеда и Николаса Л. Джонсона, BlackBerry Limited и Nokia уступили огромную долю рынка Apple и Android от Google в начале 2010-х годов, поскольку RIM и Nokia действовали как продуктовые компании в мире, который теперь лучше всего подходит для платформ. Как написал в 2011 году бывший генеральный директор Nokia Стивен Элоп : «Мы сражаемся даже не тем оружием… Битва устройств теперь превратилась в войну экосистем». [35] [36]

Создание платформы

[ редактировать ]

Работу по созданию платформы можно в общих чертах разделить на элементы, относящиеся к технической функциональности и сетевым эффектам; для многих, но не для всех платформ, необходимо приложить немало усилий для развития экосистем. [37]

Техническая функциональность

[ редактировать ]

Разработка основных технических функций иногда может оказаться неожиданно дешевой. Кортни Бойд Майерс писала в 2013 году, что платформу с базовой функциональностью Twitter можно разработать практически бесплатно. Однако услуга, у которой есть шанс привлечь хорошую базу пользователей, должна быть разработана, по крайней мере, до уровня минимально жизнеспособного продукта (MVP). MVP требует разработки, выходящей далеко за рамки основного набора технических функций, например, он должен иметь хорошо отточенный уровень взаимодействия с пользователем . Бойд Мейерс сообщил, что стоимость разработки MVP для такой платформы, как Twitter, может варьироваться от 50 000 до 250 000 долларов, тогда как для платформы, требующей более сложных функций, такой как Uber, стоимость может варьироваться от 1 до 1,5 миллиона долларов. [37] Однако для других платформ разработка необходимых технических функций может быть относительно простой. Более сложная задача — привлечь достаточно большую базу пользователей, чтобы обеспечить долгосрочный рост, иными словами, создать достаточный сетевой эффект. [38] [37]

Сетевые эффекты

[ редактировать ]

Платформы, как правило, получают большую выгоду от сетевых эффектов — явлений, которые могут повышать ценность платформы для всех участников по мере присоединения большего числа людей. Иногда преимущества сетевых эффектов могут быть переоценены, например, в случае так называемой «ошибки захвата всех глаз», когда платформа привлекает большую аудиторию, но оказывается, что нет прибыльного способа ее монетизации. [39] [40]

Экосистемы

[ редактировать ]

В контексте цифровых платформ экосистемы представляют собой совокупность экономических субъектов, не контролируемых владельцем платформы, но которые, тем не менее, добавляют ценность способами, выходящими за рамки обычного пользователя. Типичным примером является сообщество независимых разработчиков, создающих приложения для платформы, например, множество разработчиков (как частных лиц, так и компаний), создающих приложения для Facebook. Важными компонентами экосистемы Microsoft являются не только разработчики, но и производители компьютеров и периферийного оборудования, а также поставщики услуг по обслуживанию и обучению. [41]

Традиционная компания, реализующая платформенную стратегию, имеет преимущество в создании экосистемы, если у нее уже есть список партнеров, альянсов и/или реселлеров. Стартап-компания, стремящаяся развивать экосистему, может раскрывать элементы своей платформы через общедоступные API . Другой подход — создать легкодоступную систему регистрации партнерских отношений с предложением бесплатных или субсидируемых преимуществ для партнеров. [42]

Владельцы платформ обычно пытаются продвигать и поддерживать всех значимых участников своих экосистем, хотя иногда между владельцем и некоторыми компаниями в их экосистеме возникают конкурентные отношения, а иногда даже враждебные. [43] [29] [42] [44]

Относительно распространенный подход состоит в том, чтобы разделить платформы на четыре типа, основываясь на принципах, которыми они повышают полезность, а не на том, какие конкретные сектора они обслуживают. Этими четырьмя типами являются транзакции, инновации, интегрированные и инвестиционные. [45]

Транзакционные платформы

[ редактировать ]

Платформы транзакций, также известные как двусторонние рынки , многосторонние рынки или фирмы, занимающиеся поиском цифровых партнеров, на сегодняшний день являются наиболее распространенным типом платформ. Эти платформы часто облегчают различные формы онлайн-покупок и продаж, хотя иногда большинство или все транзакции, поддерживаемые платформой, будут бесплатными. [45]

Транзакционные платформы также рассматриваются как розничные платформы. эти платформы являются одними из наиболее широко признанных и популяризировали концепцию платформенной экономики. Такие платформы, как Amazon и eBay, часто рассматриваются как платформы розничной торговли. Многие другие хосты также могут подпадать под это определение. [46]

Инновационные платформы

[ редактировать ]

Инновационные платформы обеспечивают технологическую основу, часто включающую набор общих стандартов, на основе которых экосистема третьих сторон может разрабатывать дополнительные продукты и услуги для перепродажи потребителям и другим предприятиям. Примерами компаний-платформеров являются Microsoft и Intel. [45] Инновационные платформы часто стимулируют экосистемные инновации. [47]

Интегрированные платформы

[ редактировать ]

Интегрированные платформы сочетают в себе функции как транзакционных, так и инновационных платформ. Apple , Google и Alibaba были классифицированы как интегрированные платформы. Несколько компаний-интегрированных платформ, управляющих несколькими отдельными платформами, также могут быть описаны как «конгломераты платформ». [45] в то время как некоторые другие более интегрированы и получают синергию от объединения инновационных и транзакционных платформ. [48]

Инвестиционные платформы

[ редактировать ]

Инвестиционные платформы — это компании, которые сами могут не управлять крупной платформой, но выступают в качестве холдинговых структур для других платформенных компаний или инвестируют в несколько платформенных предприятий. [45]

Платформенный кооперативизм

[ редактировать ]

Кооператизм платформ включает в себя платформы, находящиеся в взаимном владении, которыми управляют «снизу вверх» вовлеченные люди. Иногда эти платформы могут эффективно конкурировать за бизнес с частными платформами. В других случаях платформа сотрудничества направлена ​​на то, чтобы помочь простым людям высказать свое мнение по политическим вопросам дня, возможно, поддерживая взаимодействие с местными органами власти. [49] [50]

Глобальное распространение, международное развитие и геостратегия

[ редактировать ]

Платформы иногда изучаются через призму их различного распространения и влияния в географических регионах мира. В некоторых ранних работах предполагалось, что рост платформенной экономики может стать новым средством, с помощью которого Соединенные Штаты смогут сохранить свою гегемонию. В то время как крупнейшие по рыночной капитализации компании-платформеры по-прежнему базируются в США, платформы, базирующиеся в Индии и Азии, быстро догоняют их, и несколько авторов, писавших в 2016 году и позже, придерживались противоположной точки зрения, предполагая, что экономика платформ поможет ускорить смену экономической власти. в сторону Азии. [51] [52] [53]

Агент M-Pesa в Танзании. Платформа M-Pesa предоставляет форму финансовой доступности для людей, не имеющих банковских счетов. Они могут отправлять и получать кредиты на дешевые мобильные телефоны с помощью SMS, а затем обменивать кредит на наличные или товары в многочисленных магазинах и киосках, которые гораздо более распространены, чем банковские отделения в большей части Африки.

В Африке было запущено множество успешных платформ, некоторые из которых были созданы внутри страны. В начале 2010-х годов журналисты, ученые и специалисты по развитию сообщили, что Африка лидирует в мире в некоторых технологиях, связанных с платформами, например, «перепрыгивая» с традиционных интернет-приложений для фиксированной связи и сразу переходя к разработке мобильных приложений. Например, в области мобильных денег успех кенийской компании M-Pesa привлек к этой технологии внимание всего мира. [примечание 4] [54] [55] [56] [57]

Подобные системы были внедрены и в других странах Африки, например, m-Sente в Уганде. Сама M-Pesa распространилась за пределы Африки на Азию и Восточную Европу. Система позволяет людям, у которых есть только дешевые мобильные телефоны с поддержкой SMS, отправлять и получать деньги. Этот и подобные платформенные сервисы были с энтузиазмом встречены как конечными пользователями, так и разработчиками, которые отметили их эффект, улучшающий качество жизни. Ушахиди — это еще один набор технологий, разработанный в Африке и широко используемый на платформах для предоставления различных социальных благ. Хотя многие платформы в Африке доступны только с помощью SMS, распространение смартфонов также высоко: в 2015 году FT сообщила, что распространение мобильного Интернета происходит вдвое быстрее, чем в мире. [56] По сравнению с другими регионами, в Африке, возможно, было меньше негативных последствий, вызванных платформами, поскольку там меньше устаревшей экономической инфраструктуры, которую можно было бы разрушить, что также дало возможность создавать новые системы с «нуля». [54] Хотя некоторые устаревшие предприятия все еще пострадали из-за появления платформ в Африке, иногда только более продуктивные фирмы могут преодолеть барьеры на пути внедрения цифровых технологий. [55] [58]

К 2017 году некоторый ажиотаж по поводу отечественных платформенных технологий и более широкой истории о подъеме Африки утих, что связано с недавним падением цен на сырьевые товары, ухудшившим краткосрочные экономические перспективы для большей части континента. Тем не менее, сохраняется оптимизм в отношении того, что континент движется в правильном направлении. Глобальное исследование выявило 176 платформенных компаний с оценкой более одного миллиарда долларов, но только одна базировалась в Африке. Это была компания Naspers , штаб-квартира которой находится в Кейптауне , городе, в котором также находится множество других небольших платформенных компаний. Опрос, посвященный небольшим платформам, базирующимся в Африке, показал, что немногие из них полностью принадлежат иностранцам или принадлежат коренным народам, а большинство представляют собой смесь. [59] [60] [45] [61]

В 2019 году цифровые платформы Африки продемонстрировали уверенный рост за счет 365 уникальных платформ, что на 37% больше, чем в прошлом году. Это платформы для фрилансеров, шоппинга и электронной почты. Однако по мере того, как экономика платформ на континенте продолжает расти, а на рынок выходят новые платформы, наблюдается высокий уровень оттока (на рынок выходит большое количество таких платформ, а существующие уходят). Следовательно, существует острая конкуренция за действующие платформы. Около 64% ​​всех платформ опосредуют деятельность, привязанную к месту, тем самым напрямую способствуя освоению потенциала местной рабочей силы. Сообщается, что эти привязанные к месту платформы оказались полезны при доставке товаров первой необходимости потребителям в свете мер по блокировке COVID-19 в ключевых регионах Африки (Гана, Кения, Нигерия, Руанда, Южная Африка, Танзания, Уганда и Замбия). . [62]

Глобальное исследование 2016 года показало, что в Азии проживает наибольшее количество платформенных компаний с рыночной капитализацией более 930 миллиардов долларов. В Азии было 82 таких компании, [примечание 5] хотя их совокупная рыночная стоимость составила всего 930 миллиардов долларов, уступая только Северной Америке с рыночной капитализацией в 3 000 миллиардов долларов. Большая часть азиатских платформенных компаний сконцентрирована в хабах, расположенных в Бангалоре и Ханчжоу . [45] В частности, согласно региональному исследованию 2016 года, на долю Китая приходилось 73% рыночной капитализации, тогда как на Северо-Восточную Азию, Индию и АСЕАН приходилось 22%, 4% и 1% соответственно. [63] В Китае отечественные платформы, как правило, доминируют во всей платформенной экономике, при этом большинство крупных американских платформ запрещены. eBay разрешено торговать в Китае, но он имеет относительно небольшую долю рынка по сравнению с китайскими платформами электронной коммерции и в конечном итоге был закрыт в 2006 году. [64] В 2018 году Tmall (Alibaba) заняла большую часть рынка электронной коммерции в Китае (61,5%), за ней следовала JD с 24,2%. [65]

За пределами Китая азиатские платформы переживают быстрый рост в областях, связанных с электронной коммерцией, но до появления TikTok , в меньшей степени в социальных сетях и поиске. Facebook, например, является самой популярной платформой социальных сетей даже в Индии, стране с несколькими крупными собственными платформами, а в Мьянме газета New York Times описала Facebook как «настолько доминирующую, что для многих людей это сам Интернет». [66] В 2016 году в Северо-Восточной Азии, состоящей из Японии и Кореи, было 17 платформенных компаний с совокупной рыночной капитализацией в 244 миллиарда долларов; в пятерку крупнейших компаний-платформеров и их происхождения вошли Softbank, Yahoo Japan, Nintendo, Naver и Rakuten. В Индии было меньше платформенных компаний, чем в Северо-Восточной Азии. Существовало 9 крупных платформенных компаний с совокупной рыночной капитализацией в 39 миллиардов долларов, а крупнейшими платформами были две компании электронной коммерции Flipkart и Snapdeal. Наименьшая доля рынка досталась Юго-Восточной Азии, где располагались три платформенные компании Garena, Grab и GO-JEK, совокупная рыночная капитализация которых составляла 7 миллиардов долларов. [63]

В Европе работает большое количество платформенных компаний, но большинство из них довольно малы. Что касается платформенных компаний, стоимость которых превышает $1 млрд, то в глобальном опросе 2016 года их было всего 27. Пока опережает Африку и Южную Америку, но значительно отстает от Азии и Северной Америки. [45]

Однако с 2020 года правительства Германии и Франции при поддержке Европейской комиссии продвигают идею GAIA-X . [67] интегрированная суперплатформа, которая даст ЕС цифровую автономию от влияния крупных американских и китайских поставщиков платформ, иногда называемую «Airbus for Cloud».

Северная Америка

[ редактировать ]
Рыночная капитализация платформенных компаний, сгруппированная по регионам, на основе данных ООН за 2015 год. Глобальный технологический ландшафт быстро меняется, и все сравнительные данные здесь следует рассматривать как исторический снимок. [68]

Северная Америка, в частности Соединенные Штаты, является домом для пяти крупнейших мировых компаний-платформеров — Google, Amazon, Apple, Facebook и IBM . Глобальный опрос всех платформенных компаний с рыночной капитализацией более 1 миллиарда долларов, проведенный в 2016 году, выявил 44 таких компании со штаб-квартирой только в районе залива Сан-Франциско , причем общая стоимость этих компаний составляет 2,2 триллиона долларов, что составляет 52% от общей мировой стоимости таких платформ. компании. В целом в США действовало 63 платформенные компании стоимостью более $1 млрд, в Канаде — одна. Хотя в Северной Америке меньше крупных платформенных компаний, чем в Азии, она является явным лидером с точки зрения общей рыночной капитализации и наличия платформенных компаний с глобальным охватом. [45]

Южная Америка

[ редактировать ]

По данным на начало 2016 года, в Южной Америке появились только три отечественные платформенные компании с рыночной капитализацией более $1 млрд: это MercadoLibre , Despegar.com и B2W . [68] Однако на континенте расположено множество начинающих компаний. В Бразилии португальский язык дает преимущество отечественным компаниям, причем особенно активная сцена стартапов существует в Сан-Паулу . Аргентина добилась наибольшего успеха в создании платформ, используемых за пределами ее собственных границ, при этом относительно небольшой внутренний рынок страны поощряет более глобальный взгляд на ее начинающие компании-платформы. [69] [70] [68]

Поскольку большая доля работников уже занята неформально, экономика свободного заработка, основанная на платформах, растет не так быстро в Южной Америке, как в других странах. Хотя и с прогрессивной точки зрения, такие ученые, как Адам Фишвик, отмечают, что латиноамериканская традиция организованного активизма рабочих может дать ценные уроки для рабочих в других странах, ищущих способы смягчить иногда неблагоприятное воздействие платформ на их экономическую безопасность. [71]

Франческа Бриа , одна из первых критиков крупных частных платформ и сторонница кооперативизма платформ. [72] [50] [73]

С ростом центральной роли цифровых платформ в мировой экономике после финансового кризиса 2008 года возрос интерес к оценке их влияния на общество и экономику в целом. Были проведены многие сотни обзоров: некоторые отдельными учеными, другие группами ученых, некоторые аналитическими центрами, объединяющими людей самого разного происхождения, а третьи контролируются правительствами и транснациональными организациями, такими как ЕС. Многие из этих обзоров были сосредоточены на платформенной экономике в целом, другие - на более узких областях, таких как экономика свободного заработка или психологическое воздействие платформ социальных сетей на отдельных лиц и сообщества. [74]

Многие ранние оценки были весьма позитивными, иногда даже с «утопическим» взглядом на преимущества платформ. [74] Утверждалось и в некоторой степени было продемонстрировано, что платформы могут расширить предложение услуг, повысить производительность, снизить затраты (например, за счет отказа от посредничества ), снизить неэффективность существующих рынков, помочь создать совершенно новые рынки, повысить гибкость и доступность рынка труда для работников. и быть особенно полезными для менее развитых стран. Например, и МВФ, и Всемирный банк предполагают, что именно страны и отрасли, которые быстрее всего внедряют новые платформенные технологии, достигают наиболее быстрого и устойчивого роста. [75] [74] [58] [76] [77] [78]

Против платформ выдвигались различные аргументы. Они включают в себя то, что платформы могут способствовать технологической безработице . Что они ускоряют замену традиционных рабочих мест неустойчивыми формами занятости, которые имеют гораздо меньшую защиту труда. Они могут способствовать снижению налоговых поступлений. Такое чрезмерное использование платформ может нанести психологический ущерб и разъедать сообщества. Что они могут увеличить неравенство. Что они могут воспроизводить модели расизма. Платформы оказывают негативное воздействие на окружающую среду. [72] [74] [79] [80]

Реакция после 2017 года

[ редактировать ]

До 2017 года большинство основных оценок платформенной экономики были в основном положительными в отношении ее преимуществ для общества в целом. Были некоторые исключения; Предстоящий техлаш был предсказан Адрианом Вулдриджем еще в 2013 году. [81] Дальнейшее ужесточение отношения к платформам со стороны некоторых комментаторов и регуляторов стало заметно, по крайней мере, с начала 2015 года. [82] Было несколько весьма критических мнений, например, со стороны Евгения Морозова , который в 2015 году назвал большинство платформ «паразитическими: подпитывающими существующие социальные и экономические отношения». [33] Однако такие негативные оценки были редки, особенно со стороны видных комментаторов, привлекавших внимание политиков. Ситуация начала меняться в 2017 году. Во всем мире более крупные частные платформы подвергались все большему количеству вопросов по поводу их расширяющейся роли и ответственности. [66] [76] [83]

В США Financial Times сообщила о заметном изменении отношения к онлайн-платформам во всем американском политическом спектре, вызванном их «огромным размером и властью». [84] Сообщается, что среди демократов США лидеры крупных платформенных компаний всего за несколько месяцев превратились из «героев в изгоев». [85] Также растет враждебность к крупным платформенным компаниям со стороны некоторых представителей американских правых. Такие высокопоставленные деятели, как Стив Бэннон и Ричард Спенсер, выступали за распад крупных технологических компаний, а, как сообщается, большее число основных республиканцев баллотировались на выборах в Конгресс в 2018 году, выступая против крупных технологических компаний. [86] [87]

В 2017 году также возросло критическое внимание к более крупным платформам со стороны как европейских, так и китайских регулирующих органов. В случае с Китаем, где несколько крупных платформ, принадлежащих США, уже были запрещены, основное внимание было сосредоточено на их крупнейших отечественных платформах, а комментаторы выражали обеспокоенность тем, что они стали слишком влиятельными. [88] [89]

Большая часть недавней критики сосредоточена на том, что основные платформы слишком велики; слишком мощный; антиконкурентный; ущерб демократии, например, вмешательство России в выборы 2016 года ; и вредно для психического здоровья пользователей. В декабре 2017 года Facebook сам признал, что пассивное использование социальных сетей может быть вредным для психического здоровья , хотя активное участие может быть полезным. В феврале 2018 года компания Unilever , одна из крупнейших в мире компаний, тратящих деньги на рекламу, пригрозила убрать рекламу с цифровых платформ, если она «создаст разногласия, разжигает ненависть или не сможет защитить детей». [90] [87] [86] [91] [92] [93]

Дополнительные опасения возникли в связи с растущей ролью ИИ . Некоторые учёные утверждают, что ИИ — это чёрный ящик , который зачастую необъясним . ИИ может действовать как черный ящик, в котором принципы поведения и конечные решения могут быть не предсказаны и не восприняты создателями ИИ , не говоря уже о пользователях. Поэтому основные операции, выполняемые ИИ на платформах, можно критиковать как предвзятые и эксплуататорские. Можно выделить следующие направления эксплуатации платформы: эксплуатация, возникающая из взаимоотношений между алгоритмами и работниками платформы, из тактик поведенческой психологии, адаптированных к алгоритмическому управлению, и из асимметрии информации, обеспечивающей «мягкое» управление.

Несмотря на критику со стороны представителей СМИ и политиков, по состоянию на начало 2018 года крупные частные платформы, как правило, оставались «бешено популярными» среди обычных потребителей. [87] [85] [76] После того как в конце апреля 2018 года ведущие платформенные компании США сообщили о высоком росте выручки в первом квартале, Financial Times сообщила, что негативная реакция их не затронула, что «потрясающе продемонстрировало мощь их платформы». [94] Однако техлаш продолжал набирать обороты. [95] выбрало слово «techlash» цифровым словом года В январе 2019 года Американское диалектное общество . Тем не менее, несмотря на продолжающуюся громкую критику и судебные иски, включая допросы руководителей платформ-гигантов со стороны законодательных органов по обе стороны Атлантики, Daily Telegraph предположила в декабре 2019 года, что techlash в значительной степени не смог остановить растущую мощь платформ. [96] Дальнейшая критика крупных платформенных компаний продолжалась и в 2020 году. В феврале сам Марк Цукерберг повторил свое мнение о том, что крупные платформенные компании нуждаются в дальнейшем регулировании со стороны государства. [97] [98]

Сообщалось , что к маю 2020 года из-за пандемии COVID-19 проведение techlash было приостановлено. На ранних стадиях пандемии несколько крупных платформ внесли небольшой, но полезный и популярный вклад, чтобы помочь обществу реагировать на вирус, например, Apple и Google заключили партнерство для оказания помощи в отслеживании контактов . После повсеместного введения ограничений по всему миру платформы получили признание за то, что они помогают поддерживать работу экономики и поддерживать связь между обществом, а опросы показали, что популярность компаний-платформ среди общественности возросла. Тем не менее, некоторые комментаторы, например Наоми Кляйн , по-прежнему обеспокоены растущей мощью платформ. [99] [100] [101] [102] [103]

В октябре 2020 года против Google в США были выдвинуты антимонопольные обвинения, что положило начало судебному разбирательству, которое может занять годы, но которое было названо самой серьезной проблемой для крупных технологических компаний. Вскоре после этого Федеральная торговая комиссия подала в суд на Facebook. В конце 2020 года в России был принят закон, позволяющий взимать крупные штрафы с платформенных компаний по разным причинам, в том числе в случае, если они осуждают российских граждан. Также в конце 2020 года китайское правительство объявило о антимонопольном расследовании в отношении Alibaba, при этом официальные лица отметили важность платформенной экономики для развития Китая, но также выразили обеспокоенность по поводу риска чрезмерной концентрации рынка. [104] [105] В феврале 2021 года газета Financial Times написала, что для Techlash все снова стало «обычным бизнесом». [103]

В Японии недавняя критика указала на дуализацию труда в рамках платформенной экономики между высококвалифицированными профессионалами, которые могут нести с собой свои портфели и клиентов, с одной стороны, и низкоквалифицированными «работниками по щелчку» и связанными с ними работниками, которые попадают в ловушку. внутри ограничительных платформ без возможности улучшить свои навыки или перенести их на другие платформы. [106]

Регулирование

[ редактировать ]

В первые годы своего существования цифровые платформы, как правило, пользовались мягким регулированием, иногда получая выгоду от мер, направленных на помощь молодым интернет-компаниям. По своей сути трансграничный характер платформ затрудняет их регулирование. [29] Еще одна трудность — отсутствие консенсуса относительно того, что именно представляет собой платформенную экономику. [107] Критики [ ВОЗ? ] утверждают, что существующий закон не предназначен для работы с компаниями, основанными на платформах. Они выражают обеспокоенность по поводу таких элементов, как стандарты безопасности и гигиены, налоги, соблюдение требований, преступность, защита прав и интересов и честная конкуренция. [108]

Поскольку многие крупные платформы сконцентрированы в Китае или США, возникли два противоположных подхода к регулированию. В США платформам по большей части предоставлено право развиваться без государственного регулирования. В Китае, хотя крупные платформенные компании, такие как Tencent или Baidu, находятся в частной собственности и теоретически имеют гораздо больше свободы, чем государственные предприятия , они по-прежнему жестко контролируются, а также защищаются государством от иностранной конкуренции, по крайней мере, на своем внутреннем рынке. [109] [29]

В марте 2018 года ЕС опубликовал рекомендации по удалению нелегальных СМИ с платформ социальных сетей, предполагая, что, если компании-платформы не улучшат свое саморегулирование, новые правила вступят в силу на уровне ЕС до конца года. [110] [111] ОЭСР рассматривает возможность регулирования работы платформы. [112] в то время как Европейская комиссия заявила, что с новыми формами работы должны прийти современные и улучшенные формы защиты, в том числе для тех, кто работает через онлайн-платформы. Учитывая это, Европейская комиссия планирует выступить с новой инициативой по улучшению условий труда работников платформ. [113] 15 декабря 2020 года Европейская комиссия опубликовала предложения по двум нормативным актам, регулирующим платформенную экономику: Закон о цифровых услугах и Закон о цифровых рынках. [114] [115]

Новые и существующие профсоюзы начали все активнее участвовать в представлении интересов работников, занятых на рынке труда платформенной экономики. Поскольку работа на удаленной платформе создала, по сути, планетарный рынок труда, фонд Fairwork предпринимает попытку создать подходящие условия труда в глобальном масштабе. Fairwork стремится двигаться к взаимоприемлемым условиям при сотрудничестве владельцев платформ, работников, профсоюзов и правительств. [116] [117]

В связи с растущей обеспокоенностью по поводу платформенной экономики и связанной с ней финансовой деятельности в материковом Китае Национальная комиссия по развитию и реформам Китая и семь других официальных ведомств опубликовали 18 января 2022 года записку, в которой указаны основные предложения по будущей политике и регулированию в отношении быстрой экономики. растущая платформенная экономика. [118]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Некоторые комментаторы платформенной экономики проводят различие между сайтами «веб 1.0», такими как Craigslist, и современными платформами, но обычно Craigslist включается в качестве платформы.
  2. ^ Например, Friends Reunited или Nupedia.
  3. ^ Хотя документ не публиковался до 2003 года, он начал распространяться среди ученых в 2000 году. В более поздних научных работах по платформам их обычно называют «многосторонними», а не двусторонними, поскольку некоторые платформы имеют более двух отдельных групп пользователей. См. Эванс (2016), глава 1.
  4. ^ Именно Smart Communications осуществила первый запуск официальной системы мобильных денег, который произошел на Филиппинах в 2001 году, примерно за 6 лет до запуска M-Pesa. Но только после успеха мобильных денег в Африке эта технология получила широкое глобальное внимание. Есть неподтвержденные сведения, что африканцы изобрели мобильные деньги самостоятельно, не зная о филиппинской системе.
  5. ^ 64 были в Китае, 8 в Индии и 5 в Японии. Остальные 5 Азиатские платформы были разделены на Австралию, Малайзию, Сингапур и Южную Корею.
  1. Emerce Keynote: Развитие платформы и что это значит для бизнеса , Амстердам, Нидерланды, 26 ноября 2013 г.
  2. ^ Пега, Фрэнк; Нафради, Балинт; Момен, Натали; Уджита, Юка; Штрайхер, Кай; Прюсс-Устюн, Аннетт; Техническая консультативная группа (2021 г.). «Глобальное, региональное и национальное бремя ишемической болезни сердца и инсульта, связанное с продолжительным рабочим днем, в 194 странах, 2000–2016 гг.: Систематический анализ совместных оценок ВОЗ и МОТ бремени болезней и травматизма, связанных с работой» . Интернационал окружающей среды . 154 : 106595. doi : 10.1016/j.envint.2021.106595 . ПМК   8204267 . ПМИД   34011457 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Эванс 2016 , Глава. 1, стр. 12–13.
  4. ^ Тетт, Джиллиан (15 июня 2016 г.). «Обзор – Внутренняя жизнь рынков» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  5. ^ Рэй Фисман Тим Салливан (24 марта 2016 г.). «10 ведущих технологических пионеров Африки: «Мы превратились в культуру, потребляющую Интернет» » . Гарвардское деловое обозрение . Проверено 15 марта 2018 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Гавер 2010 , Глава. 8
  7. ^ Ирвинг Владавски-Бергер (15 февраля 2016 г.). «Рост платформенной экономики» . Пиерия. Архивировано из оригинала 16 марта 2018 года . Проверено 15 марта 2018 г.
  8. ^ Эванс 2016 , Глава. 1, стр. 19, 20
  9. ^ Эванс 2016 , стр. 14, 15; Глава 1
  10. ^ Гавер 2010 , стр. 20-23; Глава. 2
  11. ^ Роше, Жан-Шарль; Тироль, Жан (2003). «Платформенная конкуренция на двусторонних рынках» . Журнал Европейской экономической ассоциации . 1 (4): 990–1029. дои : 10.1162/154247603322493212 .
  12. ^ Гавер, Аннабель; Кусумано, Майкл (2002). «Лидерство на платформе: как Intel, Microsoft и Cisco способствуют инновациям в отрасли» . Издательство Гарвардской школы бизнеса.
  13. ^ «Профессор Аннабель Гавер, Университет Суррея» .
  14. ^ Кусумано, Майкл (13 марта 2023 г.). «Профессор Кусумано» .
  15. ^ Гавер, Аннабель ; Кусумано, Майкл (2002). Лидерство в платформе: как Intel, Microsoft и Cisco способствуют инновациям в отрасли . Издательство Гарвардской школы бизнеса.
  16. ^ Gawer 2010 , Глава. 1, стр.8
  17. ^ Асадулла, Ахмад; Фаик, Исам; Канканхалли, Атрейи (2018). «Цифровые платформы: обзор и будущие направления» . Протоколы ПАСИС .
  18. ^ Gawer 2010 , Глава. 2
  19. ^ Хелмонд, Энн (01 июля 2015 г.). «Платформизация Интернета: подготовка платформы веб-данных» . Социальные сети + Общество . 1 (2): 205630511560308. doi : 10.1177/2056305115603080 . ISSN   2056-3051 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Хелмонд, Энн (01 июля 2015 г.). «Платформизация Интернета: подготовка платформы веб-данных» . Социальные сети + Общество . 1 (2): 205630511560308. doi : 10.1177/2056305115603080 . ISSN   2056-3051 .
  21. ^ «Метафора платформы, новый взгляд – культура в цифровом формате» . 24 августа 2017 г. Проверено 16 декабря 2021 г.
  22. ^ Хелмонд, Энн (01 июля 2015 г.). «Платформизация Интернета: подготовка платформы веб-данных» . Социальные сети + Общество . 1 (2): 205630511560308. doi : 10.1177/2056305115603080 . ISSN   2056-3051 .
  23. ^ Плантен, Жан-Кристоф; Лагоз, Карл; Эдвардс, Пол Н; Сандвиг, Кристиан (01 января 2018 г.). «Исследования инфраструктуры встречаются с исследованиями платформ в эпоху Google и Facebook» . Новые медиа и общество . 20 (1): 293–310. дои : 10.1177/1461444816661553 . ISSN   1461-4448 . S2CID   4954150 .
  24. ^ Макинтайр, Дэвид П.; Шринивасан, Арати (2017). «Сети, платформы и стратегия: новые взгляды и следующие шаги» . Журнал стратегического менеджмента . 38 (1): 141–160. дои : 10.1002/smj.2596 . ISSN   1097-0266 .
  25. ^ Фланаган, Кевин (7 июня 2015 г.). «Опасности экономики совместного потребления (3): Платформа (кооперативной) революции» . P2P Фонд . Проверено 16 декабря 2021 г.
  26. ^ Кумар, Сентил (27 ноября 2019 г.). «Почему платформеризация является ключом к успешной цифровой трансформации» . CXOToday.com . Проверено 16 декабря 2021 г.
  27. ^ Эванс 2016 , с. 3
  28. ^ Эванс 2016 , Введение
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Балди, Стефан (29 марта 2017 г.). «Регулирование в платформенной экономике: нужен ли нам третий путь?» . Мюнхенская школа бизнеса . Проверено 15 марта 2018 г.
  30. ^ Шонесси, Гайдн (2015). "Введение". Shift: Руководство для лидеров по платформенной экономике . Издательство Тру. ISBN  978-1941420034 .
  31. ^ «Платформенная экономика» . Аксенчер . 2016 . Проверено 15 марта 2018 г.
  32. ^ Жак Бюген; Танги Кэтлин; Миклош Дитц (май 2019 г.). «Правильная стратегия цифровой платформы» . МакКинси и компания . Проверено 3 мая 2020 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б Евгений Морозов (1 июня 2015 г.). «Там, где правят Uber и Amazon: добро пожаловать в мир платформ» . Хранитель . Проверено 15 марта 2018 г.
  34. ^ Эванс 2016 , главы 1 и 3; особенно стр. 32–33
  35. ^ Торнхилл, Джон (8 августа 2016 г.). «Платформенный бизнес может уничтожить классические компании 20-го века» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  36. ^ Алекс Моазед, Николас Л. Джонсон (2016). Современные монополии: что нужно, чтобы доминировать в экономике XXI века . Пресса Святого Мартина . ISBN  978-1250091895 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с Кортни Бойд Майерс (2 декабря 2013 г.). «Сколько стоит создание самых популярных стартапов в мире?» . Следующая сеть . Проверено 15 марта 2018 г.
  38. ^ Эванс 2016 , глава 2, глава 7, проход
  39. ^ Эванс 2016 , Глава 2, проходной
  40. ^ Тивана 2013 , Глава. 2
  41. ^ Эванс 2016 , Глава 7
  42. ^ Перейти обратно: а б Июнь 2013 г. , Глава. 1, прошло
  43. ^ «Источники: VMware нацеливается на запуск VMTurbo, поскольку битва за управление облаком накаляется» . КРН . 30 октября 2015 г.
  44. ^ Эванс 2016 , Глава. 7
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Питер К. Эванс и Аннабель Гавер (январь 2016 г.). «Рост платформенного предприятия» (PDF) . Центр глобального предпринимательства . Проверено 15 марта 2018 г.
  46. ^ Балтимор, Дэвид; Чаро, Альта; Кевлес, Дэниел; Руха, Бенджамин (2016). «Саммит по редактированию генов человека» . Проблемы науки и техники : 100 . Проверено 15 декабря 2022 г.
  47. ^ Гавер, Аннабель; Кусумано, Майкл А. (2014). «Промышленные платформы и экосистемные инновации» . Журнал управления инновациями в продуктах . 31 (3): 417–433. дои : 10.1111/jpim.12105 . hdl : 1721.1/98590 . ISSN   1540-5885 .
  48. ^ Кусумано, Майкл А.; Гавер, Аннабель; Йоффи, Дэвид Б. (07 мая 2019 г.). «Бизнес платформ», Майкл А. Кусумано, Аннабель Гавер и Дэвид Б. Йоффи . ХарперКоллинз. ISBN  9780062896322 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 1 мая 2019 г.
  49. ^ Профессор Требор Шольц (2016). «ПЛАТФОРМА КООПЕРАТИВИЗМА» (PDF) . Фонд Розы Люксембург . Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2019 года . Проверено 15 марта 2018 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б Алжир, Йонас (ноябрь 2016 г.). «Размышления о платформенном кооперативизме» . Голдсмитс, Лондонский университет . Проверено 15 марта 2018 г.
  51. ^ Шонесси, Гайдн (2016). « Пассим Введение». Волна разрушения платформ . Издательство Тру. Геополитика: Эта волна все больше связана с геополитическим переходом, в данном случае от США к Китаю, и часто специфична для своей эпохи, поэтому сейчас мы переживаем нашу волну перемен, а не волну, которая захлестнула мир между 1973 и 1973 годами. 2000. Нынешняя волна обусловлена ​​масштабом или нашими новыми возможностями неограниченного управления конечными точками. Поскольку нынешние изменения благоприятствуют масштабам, они будут благоприятствовать Китаю.
  52. ^ Мантур, Нандита (5 октября 2016 г.). «Китай и Индия будут доминировать в глобальной экономике цифровых платформ: отчет Accenture» . живая мята . Проверено 15 марта 2018 г.
  53. ^ Даль Ён Джин (2015). «Введение, пассим». Цифровые платформы, империализм и политическая культура . Рутледж. ISBN  978-1138859562 .
  54. ^ Перейти обратно: а б Дженкинс, Сиона (17 июля 2015 г.). «Мобильные технологии расширяют свое присутствие в Африке» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б Арон, Джанин (июнь 2015 г.). « « Чехарда »: обзор природы и экономических последствий мобильных денег» (PDF) . Оксфордская школа Мартина . Архивировано из оригинала (PDF) 29 декабря 2016 года . Проверено 15 марта 2018 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б О'Брайен, Дэнис (13 июля 2015 г.). «Связность и технологии в Африке – впереди глобальной игры?» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  57. ^ Фокс, Киллиан (24 июля 2011 г.). «Мобильная экономическая революция в Африке» . Хранитель . Проверено 15 марта 2018 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б Дипак Мишра; Уве Дайхманн; Кеннет Чомиц; Захид Хаснайн; Эмили Кайзер; Тим Келли; Мярт Кивине; Брэдли Ларсон; Себастьян Монрой-Таборда; Хания Сахнун; Индира Сантос; Дэвид Сатола; Марк Шиффбауэр; Бу Кан Соль; Шон Тан; Дезире ван Велсум (2016). «Доклад о мировом развитии 2016: цифровые дивиденды» . Всемирный банк . Проверено 15 марта 2018 г.
  59. ^ Олайинка Дэвид-Уэст и Питер К. Эванс (январь 2016 г.). «Рост африканских платформ» (PDF) . Центр глобального предпринимательства . Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2016 года . Проверено 15 марта 2018 г.
  60. ^ Уоллис, Уильям (26 января 2016 г.). «Умная Африка: Смартфоны открывают огромные возможности» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  61. ^ Флуд, Зоя (25 июля 2016 г.). «10 ведущих технологических пионеров Африки: «Мы превратились в культуру, потребляющую Интернет» » . Хранитель . Проверено 15 марта 2018 г.
  62. ^ «Цифровые платформы и финансовые услуги Африки» . Ценфри . 30 марта 2019 г. Проверено 22 декабря 2020 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Эванс, ПК (2016). Рост азиатских платформ: региональный опрос. Центр глобального предпринимательства.
  64. ^ Ван, Хелен Х. «Как EBay потерпел неудачу в Китае» . Форбс . Проверено 4 января 2020 г.
  65. ^ «В четвертом квартале 2018 года совокупная доля Tmall и JD на рынке электронной коммерции B2C Китая составила более 85%» . Китайские Интернет-смотреть . 13 февраля 2019 г. Проверено 4 января 2020 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б Меган Специа; Поль Мозур (27 октября 2017 г.). «Война слов ставит Facebook в центр кризиса рохинджа в Мьянме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  67. ^ Домашняя страница GAIA-X
  68. ^ Перейти обратно: а б с «Латинская Америка и Карибский бассейн в мировой экономике» (PDF) . Объединенные Нации . 2016 . Проверено 15 марта 2018 г.
  69. ^ Конрад Эгуса и Дэвид Картер (19 января 2017 г.). «Бразилия: взгляд на крупнейшую стартап-экосистему Латинской Америки» . Объединенные Нации . Проверено 15 марта 2018 г.
  70. ^ Мандер, Бенедикт (19 сентября 2016 г.). «Аргентина: дом для большинства технологических единорогов Латинской Америки» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  71. ^ Фишвик, Адам (2 мая 2017 г.). «Организация против экономики свободного заработка: уроки Латинской Америки?» . открытая демократия . Проверено 15 марта 2018 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б Бриа, Франческа (февраль 2016 г.). «Роботизированная экономика, возможно, уже наступила» . открытая демократия . Проверено 15 марта 2018 г.
  73. ^ Тиман, Росс (26 октября 2017 г.). «Барселона: революция умных городов в разгаре» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  74. ^ Перейти обратно: а б с д Мартин Кенни, Джон Зисман (19 июня 2015 г.). «Выбор будущего в платформенной экономике: последствия цифровых платформ» (PDF) . Калифорнийский университет в Беркли . Архивировано из оригинала (PDF) 4 июля 2018 года . Проверено 1 августа 2019 г.
  75. ^ Фороохар, Рана (2 мая 2017 г.). «Разрыв между победителями и проигравшими в гиг-экономике подпитывает популистов» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  76. ^ Перейти обратно: а б с Вайгель, Мойра (31 октября 2017 г.). «Программисты всего мира, объединяйтесь: смогут ли работники Кремниевой долины обуздать мощь больших технологий?» . Хранитель . Проверено 15 марта 2018 г.
  77. ^ «Важность онлайн-платформ» . Парламент Соединенного Королевства . 2016 . Проверено 15 марта 2016 г.
  78. ^ Эндрю Макафи и Эрик Бриньолфссон (2017). « passim », см. особенно главы 8, 12 и заключение. Машина, платформа, толпа: использование цифровой революции . WW Нортон и компания. ISBN  978-0393254297 .
  79. ^ Хьюс, Урсула (декабрь 2016 г.). «РАБОТА ТОЛПЫ В ЕВРОПЕ» (PDF) . Университет Хартфордшира . Проверено 15 марта 2016 г.
  80. ^ Шор, Джульетта (17 мая 2018 г.). «Платформенная экономика» (PDF) . Калифорнийский университет в Беркли . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2018 года . Проверено 4 июля 2018 г.
  81. ^ Адриан Вулдридж (18 ноября 2013 г.). «Грядущая техно-плеть» . Экономист . Проверено 14 мая 2020 г.
  82. ^ «Преимущества онлайн-платформ» (PDF) . Оксера Консалтинг. Октябрь 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2018 г. . Проверено 6 апреля 2018 г.
  83. ^ Срничек, Ник (2017). Платформенный капитализм . Кембридж, Великобритания. ISBN  9781509504862 . OCLC   964878395 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  84. ^ Дэвид Дж. Линч (30 октября 2017 г.). «Большие технологии и Amazon: слишком сильны, чтобы распасться?» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  85. ^ Перейти обратно: а б Эдвард Люс (16 октября 2017 г.). «Либеральная песня сирен о Кремниевой долине» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  86. ^ Перейти обратно: а б Фороохар, Рана (21 января 2018 г.). «Большие технологии должны нажать кнопку перезагрузки» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Смит, Ева (20 января 2018 г.). «Техническая битва против Amazon, Facebook и Google — и что они могут сделать» . Экономист . Проверено 15 марта 2018 г.
  88. ^ Уотерс, Ричард (11 мая 2017 г.). «Техническим гигантам необходимо обуздать свои полномочия до того, как это сделает ЕС» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 23 марта 2018 г.
  89. ^ Лукас, Луиза (21 сентября 2017 г.). «Битва Пекина за контроль над своими доморощенными технологическими группами» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 23 марта 2018 г.
  90. ^ Бонд, Шеннон (12 февраля 2018 г.). «Unilever угрожает убрать рекламу с технологических платформ» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  91. ^ Левин, Сэм (15 декабря 2017 г.). «Facebook признает, что представляет риск для психического здоровья, но утверждает, что использование большего количества сайтов может помочь» . Хранитель . Проверено 15 марта 2018 г.
  92. ^ Джулия Кэрри Вонг (12 января 2018 г.). «Facebook пересматривает ленту новостей в пользу «значимого социального взаимодействия» » . Хранитель . Проверено 15 марта 2018 г.
  93. ^ Шошана Зубофф (2019). « 'passim', особенно главы 12 и 13». Эпоха надзорного капитализма: борьба за будущее человечества на новом рубеже власти . Общественные дела . ISBN  9781610395694 .
  94. ^ Ричард Уотерс; Ханна Кучлер; Тим Брэдшоу (27 апреля 2018 г.). «Звездный квартал крупных технологических компаний доказывает мощь их платформ» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 19 мая 2018 г.
  95. ^ Рана Фороохар (16 декабря 2018 г.). «Год словом: Техлаш» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 14 мая 2020 г.
  96. ^ Мэтью Филд (29 декабря 2019 г.). «Техлаш, которого никогда не было: Facebook и Google не сдались после года испытаний» . «Дейли телеграф» . Проверено 14 мая 2020 г.
  97. ^ «Список зла» . Сланец . 15 января 2020 г. Проверено 14 мая 2020 г.
  98. ^ Марк Цукерберг (16 февраля 2020 г.). «Марк Цукерберг: Большим технологиям нужно больше регулирования» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 14 мая 2020 г.
  99. ^ Крис Мезерол (27 апреля 2020 г.). «COVID-19 и будущее «техлаша» » . Брукингский институт . Проверено 14 мая 2020 г.
  100. ^ Маргрет Вестагер и Энн МакЭлвой (16 апреля 2020 г.). «Убил ли Covid-19 большую негативную реакцию в сфере технологий?» . Экономист . Проверено 14 мая 2020 г.
  101. ^ Гаррет Джонсон (30 апреля 2020 г.). «Техлаш после COVID-19» . Национальное обозрение . Проверено 14 мая 2020 г.
  102. ^ Наоми Кляйн (13 мая 2020 г.). «Наоми Кляйн: Как крупные технологические компании планируют получить прибыль от пандемии» . Хранитель . Проверено 14 мая 2020 г.
  103. ^ Перейти обратно: а б Элейн Мур (19 февраля 2021 г.). «Когда дело доходит до техлаша, дела идут как обычно» . Файнэншл Таймс . Проверено 19 февраля 2021 г.
  104. ^ Мэри Харрингтон (4 января 2021 г.). «Почему Коммунистическая партия Китая выступила против Джека Ма?» . УнХерд . Проверено 19 февраля 2021 г.
  105. ^ Кари Пол (21 октября 2020 г.). «Репрессивные меры Вашингтона в отношении Google представляют собой величайшую угрозу для крупных технологических компаний» . Хранитель . Проверено 19 февраля 2021 г.
  106. ^ Джустини, Дебора (24 мая 2023 г.). «Цифровая работа через разрыв: платформенная экономика Японии и дуализация рынка труда» . Современная Япония : 1–27. дои : 10.1080/18692729.2023.2206339 . ISSN   1869-2729 . S2CID   258899806 .
  107. ^ Комски, Джейн (7 сентября 2017 г.). «Совместное регулирование платформенной экономики» . Нормативный обзор . Проверено 15 марта 2018 г.
  108. ^ Делойт. Подъем платформенной экономики . Декабрь 2018 г.
  109. ^ Лукас, Луиза (21 ноября 2017 г.). «Tencent и Alibaba приближаются к мировой технологической элите» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  110. ^ Мехрин Хан в Брюсселе и Алия Рам в Лондоне (1 марта 2018 г.). «Социальные сети сталкиваются с «правилом 1 часа» ЕС по удалению террористического контента» ( ( требуется регистрация ) ) . Файнэншл Таймс . Проверено 15 марта 2018 г.
  111. ^ «Сеть мертва. Да здравствует Интернет» . Европейская комиссия . 1 марта 2018 года . Проверено 15 марта 2018 г.
  112. ^ Лейн, Маргарита. «Регулирование работы платформ в эпоху цифровых технологий» (PDF) . ОЭСР . Проверено 16 июня 2020 г.
  113. ^ Европейская комиссия. «Новая промышленная стратегия Европы» (PDF) . Сайт Европейской комиссии . Проверено 16 июня 2020 г.
  114. ^ Европейская комиссия. «Закон о цифровых услугах: обеспечение безопасной и подотчетной онлайн-среды» . Европейская комиссия . Проверено 20 декабря 2020 г.
  115. ^ Европейская комиссия. «Закон о цифровых рынках: обеспечение справедливых и открытых цифровых рынков» . Европейская комиссия . Проверено 20 декабря 2020 г.
  116. ^ Грэм, Марк; и др. (29 декабря 2018 г.). «Путеводитель по будущему работы» (PDF) . Королевское общество искусств . Проверено 11 января 2019 г.
  117. ^ Фонд Фэйрворк. «Фонд Фейрворк» . Оксфордский университет . Проверено 20 марта 2020 г.
  118. ^ и других ведомств о содействии стандартизированному, здоровому и устойчивому развитию платформенной экономики» . «Несколько мнений Национальной комиссии по развитию и реформам Проверено 1 мая 2022 г. .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 068299ea5c58711df8dc7f87b2ba9829__1718616240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/29/068299ea5c58711df8dc7f87b2ba9829.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Platform economy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)