Католическая периодическая литература XIX века
уникальна Католическая периодическая литература XIX века во многих отношениях. Большинство периодических изданий в преимущественно католических странах можно рассматривать как «католическую» литературу вплоть до нескольких десятилетий до 1800 года: редакционная линия в большинстве случаев безоговорочно католическая.
развитие прессы в XIX веке было в целом основным фактором секуляризации По мнению Оуэна Чедвика, . С другой стороны, массовая печать также означала, что «Папа 1889 года был гораздо более влиятельным, чем Папа 1839 года, потому что более поздний Папа был окружен прессой, а предыдущий Папа - нет», - писал Чедвик. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Католическая энциклопедия 1913 года предложила анализ с точки зрения нескольких факторов. Периодическая литература включает политические газеты, еженедельники, а также литературные и специализированные журналы и журналы, выходящие реже: в некоторых странах, таких как Испания, скрытый католицизм сохранялся в прессе в течение многих лет. Новостная газета американского типа будет продаваться за счет своего новостного содержания, а не редакционной линии, и поэтому католические газеты могут конкурировать как ежедневные издания. Европейские газеты и еженедельники больше полагались на фельетоны и, как правило, содержали больше статей . Это означало, что они проявили «большую враждебность к Церкви». [ 2 ]
Тематические исследования
[ редактировать ]Англия XIX века
[ редактировать ]Пионер католического издания в Англии, «Православный журнал Эндрюса» , был впервые выпущен в 1812 году Евсевием Эндрюсом , католическим печатником и книготорговцем из Лондона. У него было всего несколько лет нестабильного существования, поскольку не было достаточно большой читающей публики, чтобы сделать его самоокупаемым.
Настоящее начало католической периодической литературы было положено более двадцати лет спустя, когда рост католической церкви в ее новой эмансипации, прогресс католического образования и интерес, возбужденный Трактарским движением, объединились, чтобы обеспечить более широкий круг читателей. Николас Уайзман и Дэниел О'Коннелл основали ежеквартальное издание Dublin Review (1836 г.). Слава « Эдинбургского обозрения» предполагала территориальный титул, и Дублин был выбран католическим центром; но с самого начала он был отредактирован и опубликован в Лондоне. Обзор был предназначен для того, чтобы предоставить информацию о текущих мыслях для образованных католиков и в то же время стать изложением католических взглядов для исследователей-некатоликов. Начиная с первых волнений Оксфордского движения , он представляет собой отчет об интеллектуальной жизни века и публикует статьи, которые оказали огромное влияние на религиозную мысль того времени. В августе 1839 года была опубликована статья Уайзмана об англиканских претензиях. привлек внимание Джона Генри Ньюмана . Под впечатлением применения слов св. Августина, securus judicat orbis terrarum , который интерпретировал и суммировал ход церковной истории, он увидел, что теория Via media «полностью распылена» (Apologia, 116-7). я
Постепенно в списках авторов появились новообращенные Трактарианцы: Уорд, Фредерик Окли , Маршалл, Джон Брэнд Моррис , Кристи, Генри Формби , Кейпс, Томас Уильям Эллис , Андерсон, Мэннинг, и беглый взгляд на тома «Дублина» покажет имена, выдающиеся представители великих религиозных, научных и литературных движений века. В шестидесятых и начале семидесятых годов им руководил доктор У.Г. После его выхода на пенсию его редактировал Джон Катберт Хедли , впоследствии епископ Ньюпорта , а затем приобрел кардинал Мэннинг , который назначил редактором Кэнона Мойеса . Он находился в собственности и под руководством Уилфрида Уорда , сына его предыдущего редактора.
Первый выпуск ежегодного «Католического справочника» вышел в 1837 году. Благодаря Оксфордскому движению сороковые годы стали временем заметной литературной активности. В 1840 г. были открыты два новых предприятия. Чарльз Долман , католический издатель в Лондоне, выпустивший ряд важных книг, в том числе сочинения Джона Лингарда и Хузенбета , выпускал в «Dolman's Magazine» высококлассный литературный ежемесячник, а 16 мая 1840 года Фредерик Лукас стал пионером Католическая газета печатается в Англии, публикуя первый номер The Tablet еженедельной газеты и обзора . Лукас считал свою работу основателя и редактора католической газеты священной миссией. Его бескомпромиссные взгляды привели к трудностям с его финансовыми сторонниками, но он вышел победителем.
На некоторое время после кризиса 1848 года Лукас, тогда активно участвовавший в ирландской политике, перенес офис The Tablet в Дублин, но новые владельцы вернули его в Лондон, в чьи руки он перешел, когда ухудшение здоровья вынудило Лукаса отказаться от должности редактора. . В течение многих лет после его смерти, в 1855 году, «Скрижаль» представляла собой просто банальную запись новостей. Среди выдающихся редакторов был кардинал Воган , который вел «Скрижаль» во время бурных дискуссий о папской непогрешимости и Первом Ватиканском соборе . Когда он стал епископом Солфорда , он передал редакцию в руки Эллиота Ранкена , которого сменил Джон Джордж Снид-Кокс . «Скрижаль», согласно условиям фонда, созданного кардиналом Воаном, направляла свою прибыль на поддержку Миссионерского колледжа Св. Иосифа , основателем которого он был.
В 1846 году Брэдли основал The Lamp , копеечный журнал, цена которого была призвана сделать его доступным для католиков, которые не могли позволить себе пятицентовый Tablet . Среди прочих подобных тем в нем были представлены католическая художественная литература, эссе, новости и лекции Уайзмана. Газета испытывала финансовые трудности, и Брэдли провел некоторое время в долговой тюрьме в Йорке, где продолжал выступать в качестве редактора.
Первый номер « Рамблера» вышел 1 января 1848 года. Он был задуман как обзор литературы, искусства и науки. В 1859 году лорд Эктон , который тогда только что вернулся с континента, сменил Ньюмана на посту редактора. Цена в шесть пенсов ограничивала его аудиторию, и в 1862 году он стал выходить ежеквартально под названием «Внутреннее и зарубежное обозрение». В последние годы этот обзор был источником неприятностей и разочарований, и его продажи, количество которых с каждым годом сокращалось, в основном распространялись среди англиканцев и других некатоликов.
В середине девятнадцатого века отмена различных налогов на газеты и удешевление производственных процессов привели к появлению копеечных газет. Первой католической газетой за пенни, имевшей постоянный успех, была The London Universe . Ее возникновение было связано с более ранней деятельностью Лукаса, который успешно выступал за введение конференций св. Винсента де Поля в Англии. «Вселенную» подготовила группа членов Лондонской конференции. Разговаривая со своим президентом Джорджем Блаунтом , однажды вечером в 1860 году кардинал Уайзман, намекнув на нападки в прессе на Святой Престол, сказал: «Не может ли Общество Св. Винсента де Поля сделать что-нибудь, чтобы ответить на эту ужасную клевету, опубликовав истины, как Г-н Луи Вейо работает в Париже в «Универсе»? Нам нужна дешевая газета, и теперь, когда налог отменен, это должно стать возможным». Было решено, что, хотя общество как таковое не может основать газету, эту задачу должен взять на себя комитет его членов. В его состав входили Джордж Блаунт, Стюарт Нилл (впоследствии первый католик, лорд-мэр Лондона), виконт Филдинг ( лорд Денби ), виконт Кэмпден (обращенный сэр Чарльз Джордж Ноэль, 2-й граф Гейнсборо ), Сидни Лешер , Арчибальд Данн , Артур Уильям Беккет и Джордж Дж. Вигли , лондонский корреспондент парижской газеты Univers . Вигли организовал зарубежную службу новостей для планируемой газеты в парижском офисе Луи Вейо, и по его предложению было выбрано название « Вселенная» . Денис Лейн взял на себя печать, г-н Данн - редакторство, и 8 декабря 1860 года в Англии начала выходить первая католическая газета за пенни.
Поначалу оно было строго аполитичным. Редактор и сотрудники оказывали свои услуги безвозмездно, но и при этой помощи расходы превышали доходы. Для привлечения большего тиража были вставлены политические статьи, что привело к отставке большей части персонала. Затем г-н Лейн взял на себя руководство газетой и в течение многих лет вел ее как католическую газету, оказывая общую поддержку либералам и ирландскому национальному делу. «Богословским редактором» у него всегда был священник; среди тех, кто таким образом помогал ему, были отец У. Эйр, С. Дж., отец Локхарт и кардинал Мэннинг. Движение за спасение обездоленных католических детей зародилось в офисе «Вселенная». Он объединился с другой газетой, The Catholic Weekly , основанной для освещения католических новостей без какой-либо партийной политики, вернувшись таким образом к своей первоначальной программе.
«Лампа» была реорганизована примерно в то же время и несколько лет процветала как популярный журнал. отцы Роуз и Кэсуолл, леди Джорджиана Фуллертон , Августа Феодосия Дрейн , Сесилия Кэдделл Среди его авторов были . В 1864 году мисс Тейлор основала «The Month» , сначала иллюстрированный журнал, отводивший большую часть своего времени художественной и более легкой литературе. Когда она основала свою первую общину монахинь ( «Бедные слуги Богородицы »), ее журнал перешел к иезуитам под редакцией отца Генри Дж. Кольриджа . Ньюмана В нем было много выдающихся авторов, и на его страницах впервые появился «Сон Геронтия» .
В численном отношении основная сила английского католицизма всегда находилась на Севере, и после основания «Вселенной» было предпринято несколько усилий по производству католической пенни-бумаги в Ланкашире . Три последовательных предприятия имели короткую карьеру. Четвертая газета, известная как «Северная пресса», едва существовала, когда в 1867 году ее взял на себя отец Джеймс Ньюджент из Ливерпуля . Он переименовал ее в «Католическую газету» и постепенно сделал ее самой распространенной католической газетой в Англии. Печатавшаяся в течение многих лет ребятами из приюта, который он основал в Ливерпуле, а когда она стала прибыльной газетой, она помогла поддержать эту благотворительную деятельность. Офисы были открыты в Манчестере и Лондоне. Было выпущено специальное лондонское издание, а в 1878 году рождественское приложение под названием «Католический камин» имело такой успех, что его продолжали выпускать как ежемесячный пенни-журнал; в 1893 г. оно стало выходить еженедельно. «Католическая газета Times» обращалась в основном к католикам ирландского происхождения в Великобритании и защищала Дело ирландских националистов . П. Л. Бизли руководил им в течение многих лет.
В шестидесятые годы были основаны другие газеты, какое-то время довольно процветавшие, хотя они так и не завоевали устоявшееся положение «Католических таймс» и «Скрижали». «Еженедельный регистр» представлял собой трехпенсовую газету, почти такого же характера, как «Табличка», но отдававшую предпочтение либералам и националистам. Позже, под редакцией Чарльза Кента , а затем Уилфрида Мейнелла , он приобрел заметный литературный характер. «Еженедельный регистр» прекратил свое существование, а вместе с ним и «Вестминстерский вестник», название которого теперь носит название лондонской вечерней газеты. «Вестминстер» принадлежал и редактировался Перселлом, впоследствии биографом Мэннинга. В течение нескольких месяцев газетных споров, предшествовавших определению папской непогрешимости, «Вестминстер» был «неоппортунистом», и кардинал Воган, хотя он избегал любых споров по этому вопросу в «Скрижали», неделю за неделей писал письма «Вестминстер», борясь со своими редакционными взглядами. У него никогда не было большого тиража, и несколько лет спустя Воан смог положить конец конкуренции, купив и остановив его. Отец Локхарт в течение нескольких лет редактировал «Католическое мнение», дешевую газету, содержащую выдержки из католической прессы в стране и за рубежом. После его смерти газета была объединена с The Catholic Times.
Чарльз Даймонд , некоторое время член Ирландской парламентской партии, основал в 1884 году «The Irish Tribune» в Ньюкасл-апон-Тайн. Вскоре после этого он купил две другие католические газеты, Glasgow «Observer» и Preston «Catholic News», которые испытывали трудности из-за нехватки капитала. Затем у него возникла идея работать над несколькими статьями из общего центра, при этом большая часть вопросов была бы общей для всех, но каждая из них публиковалась под местным названием и имела несколько колонок, посвященных особым вопросам, представляющим местный интерес. Он издавал « Католический вестник» из Лондона, как центра организации, и тридцать две другие местные еженедельники в различных городах Англии, Уэльса и Шотландии. Он также выпустил в одной системе десять различных приходских журналов и «Католический домашний журнал», с которым была объединена старая «Лампа».
Существовало значительное количество мелких католических ежемесячных журналов, в основном основанных в последние годы для защиты и продвижения особых объектов. «Анналы распространения веры» и «Иллюстрированные католические миссии» специализируются на новостях миссионерской деятельности. «Католические книжные заметки», ежемесячный журнал, выпускаемый Католическим обществом истины под редакцией Джеймса Бриттена , представлял собой список современной литературы и обзоров. «Вторая весна» под редакцией отца Филипа Флетчера была отчетом о работе Лиги выкупа по обращению Англии. «Горнило» представляло собой ежемесячный обзор социальной работы для женщин-католиков.
Религиозные журналы издавались различными религиозными орденами, наиболее распространенным из которых был «Вестник Святого Сердца», издаваемый иезуитами. Было также несколько студенческих журналов. В целом тиражи были довольно низкими. [ 3 ]
Польша под иностранными разделами
[ редактировать ]Польская католическая пресса отражала политические условия империй, аннексировавших территорию Польши . В Галиции , входившей в состав Австро-Венгрии , было значительно свободнее; в императорской России и в Германской империи действовала строгая цензура всех периодических изданий на польском языке. Наибольшее развитие произошло с 1831 по 1864 в период национальных восстаний против оккупационных держав .
Одним из старейших польских изданий в период австрийского раздела была ежедневная газета «Час » («Время»), орган Консервативной партии. Его публикация началась в 1848 году. В 1866 году появилось Przegląd polski (Польское обозрение), которое с самого начала сотрудничало графом Станиславом Тарновским и Станиславом Эгбертом Козмяном . Час всегда и Пшеглон польский сохраняли строго католический характер. В 1867 году Юлиуш Старкла и Тадеуш Романович основали в Лемберге (Львов) « Dziennik Literacki» (Литературный журнал), просуществовавший недолго; Ян Добжаньский основал « Газету Народову» (Национальную газету), к которой в 1869 году присоединился « Дзенник Польский» (Польский журнал). В 1871 году Эдвард Подольский основал Przegląd lwowski («Обзор Лемберга»), который усиленно защищал католические интересы. В том же городе появилась « Газета Львовская» (Lemberg Gazette), орган имперского наместника в Галиции. [ 4 ]
В 1884 году польские иезуиты начали в Кракове (Cracow) издание Przegląd powszechny (Universal Review), освещающего научные и литературные точки зрения. В этом же городе с 1881 по 1886 год издавалось « Литературно -художественное обозрение». В 1894 г. во всей Австро-Венгрии действовало 126 польских периодических и ежедневных газет, из них 65 выходили в Лемберге (Львов, на польском языке) и 29 — в Кракове. В Лемберге ежедневными газетами были « Dziennik polski» , «Gazeta lwowska» , « Gazeta narodowa» , «Kurjer Lwowski » и «Przegląd» . Существовали два католических еженедельника: «Католическая газета» и «Католический тигодник» . [ 4 ]
Gazeta kościelna (Церковный вестник), представитель католической прессы, была небольшим полуеженедельным изданием, бедным доктриной и погруженным в политику. С научной точки зрения наиболее важным периодическим изданием был Kwaltarnik hystoryczny (Трехмесячный исторический журнал), который начал выходить в 1886 году. Также важными были Pamiętniki literackie (Литературные мемуары), Ateneum polskie , Kosmos (орган общества натуралисты Лемберга) и Нашего края . [ 4 ]
В Кракове, помимо « Часа» , действовали « Нова Реформа» и « Голос народа », орган духовенства и воинственной католической партии. Социалисты издавали там «Напрзод» официальный орган своей партии («Вперед») и ежемесячный журнал «Крытика» . В последующие годы был основан « Славянский мир», орган Славянского клуба Кракова, содержащий ценную информацию о различных славянских странах. Академия наук Кракова издавала Международный бюллетень ежемесячно ; и Розправы (Диссертации) по математике, физике и биологии. Ежедневные газеты и периодические издания издавались также в других галицких городах: Тарнуве , Жешуве , Самборе , Станиславове , Ярославе и Пшемысле . [ 4 ]
Одной из старейших польских ежедневных газет в Пруссии был « » «Позенский журнал»), основанный в 1859 году Dziennik . poznański ( В 1860 году Ян Прусиновский опубликовал « Тыгодник католицкий» (еженедельник с иллюстрациями). В 1865 году Людвик Ржепецкий начал издание научного периодического журнала «Освята» («Культура»), который, однако, просуществовал лишь недолго, за ним последовал « Пшегленд Велькопольский» («Обзор Великой Польши») под редакцией Эмиля Кирского . [ 5 ] В 1870 году Эдмон Калье основал « Тыгодник Великопольский» , в который внесли свой вклад ведущие польские писатели. Большое значение приобрел также Курьер Познаньский , основанный Теодором Жихлинским в 1872 году. издавались В 1894 году в Пруссии и Великом герцогстве Позенском следующие ежедневные газеты: « Дзенник Познаньский» , « Гонец великопольский» , « Курьер Познаньский» , националистический «Ореддоник» («Адвокат»), [а] и Великополанин . « Пшеглод Познаньский» возобновил свои публикации под руководством Владислава Рабского , а другие ежедневные газеты выходили в Данциге ( Гданьск ), Торне ( Торунь ), Пельплине и Алленштайне ( Ольштын ). [ 4 ]
началось издание Biblioteka Warszawska — ежемесячного периодического издания, посвященного специально литературе В 1841 году в русской Польше . издавались В Варшаве « День »; Универсальный журнал ; « Голос Варшавский» («Голос Варшавы»); Голос утра ; польский Курьер ; Курьер Варшавский ; «Новая газета» ; Утренний обзор ; Ежедневные новости ; «Ворд» (Word), националистическая газета, имевшая большое влияние; и Варшавская газета . Другие ежедневные газеты издавались в Люблине , Киеве ( «Дзенник Киев» ), в Вильне ( «Курьер Литевский» и «Гонец Виленский» ), в Лодзи и в Санкт-Петербурге. Петербург . Среди периодических изданий, кроме « Библиотеки Варшавской» , были «Biesiada Literacka» («Литературный банкет»), великолепно иллюстрированные; Культура ; , враждебная религиозности « Философское обозрение» , ежеквартальное издание; « Историческое обозрение» , научное, два раза в месяц; ) ; иллюстрированный еженедельник «Свят» («Мир» и Тыгодник иллюстрирован . Католическую прессу представляло Przegląd katolicki варшавское издание , посвященное политике. Эта газета была самой читаемой среди духовенства. Граф Рогер Любеньский ( грабия ) [ 6 ] основал «Виару» («Вера»), еженедельник, посвященный церковным новостям; и эти два издания позже были объединены в одно. Научно важное периодическое издание « Квартальник теологический » просуществовало всего несколько лет. К началу двадцатого века из ежедневных газет или периодических изданий для духовенства или имеющих строго католическую программу наиболее читаемыми были: Polak katolik ; Мысль католичка из Ченстоховы ; и Atheneum kapłanskie семинарии Влоцлавека , ежемесячное научное издание. [ 4 ]
В 1864 году польские эмигранты основали « Ойчину» («Родную землю») в Лейпциге , «Пшишлошь» («Будущее») в Париже и « Пшеглэнд» в Дрездене . В Чикаго , США, главном центре польской эмиграции, издавались « Dziennik Chicagoski» , « Dzien Swiet» («Святой день»), « Gazeta Katolicka» , «Gazeta polska» , « Nowe Życie » («Новая жизнь»), «Sztandar» , «Tygodnik Naukowo-Poowiesciowy» , «Вера и Родина» , «Згода » и «Зиарно» , музыкальное издание. Другие статьи были опубликованы в Милуоки , Буффало, Нью-Йорк , Нью-Йорке , Детройте , Филадельфии , Вайноне , Кливленде, Огайо , Толедо , Балтиморе , Питтсбурге , Стивенс-Пойнт , Манитовоке , Маханой-Сити и Уилкс-Барре . В Бразилии также было польское издание. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- а. ^ «Орендауник» продолжал публиковаться вплоть до 1930-х годов в суверенной Польше , охватывая религиозную нетерпимость и социальный консерватизм. Его напечатало в Познани издательство Wydawnictwo Drukarnia Polska под руководством Богдана Яроховского в качестве главного редактора. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чедвик, Оуэн (1975). Секуляризация европейского сознания в девятнадцатом веке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 41.
- ^ «Католическая периодическая литература» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. 1911 год . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ «Периодическая литература, Англия» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. 1911 год . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Периодическая литература, Польша» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. 1911 год . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Пшегленд Велькопольский, Historyczny i Literacki (Журнал, журнал, 1867) . 2015.OCLC 749265437 . Проверено 26 января 2015 г. - через worldcat.org.
- ^ Роджер Любеньский (граф.) (1900). Из Америки . Гебетнер и Вольф . Проверено 28 января 2014 г.
- ^ «Электронная библиотека: Orzedownik , расширенный поиск» (на польском языке). Электронная библиотека - Регионалии Лодзинского воеводства. 2014 . Проверено 28 января 2014 г.
- Библиография
- Лукас, Эдвард (1886). Жизнь Фредерика Лукаса, члена парламента Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Снид-Кокс, Дж. Г. (1910). Жизнь кардинала Воана . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Гаске, Фрэнсис Эйдан (1906). Лорд Эктон и его Круг . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уорд, Уилфрид Филип (1897). Жизнь и времена кардинала Уайзмана . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - У. Уорд и Оксфордское движение . Лондон. 1889.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - У. Уорд и католическое возрождение . Лондон. 1893.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Периодическая литература (Польша) ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Периодическая литература (Англия) ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.