Ирландский национализм
Ирландский национализм — это националистическое политическое движение , которое в самом широком смысле утверждает, что народ Ирландии должен управлять Ирландией как суверенным государством . [1] [2] [3] [4] С середины XIX века ирландский национализм во многом принял форму культурного национализма, основанного на принципах национального самоопределения и народного суверенитета . [5] [6] [7] [2] Ирландские националисты XVIII, XIX и XX веков, такие как Объединенные ирландцы в 1790-х, Молодые ирландцы в 1840-х, Фенианское братство в 1880-х, Фианна Файл в 1920-х и Шинн Фейн , после ухода французов по-разному называли себя. радикализм и республиканизм . [8] [9] Ирландский национализм прославляет культуру Ирландии , особенно ирландский язык , литературу, музыку и спорт. Оно стало более могущественным в период, когда вся Ирландия была частью Соединенного Королевства , что привело к тому, что большая часть острова получила независимость от Великобритании в 1922 году.
Ирландские националисты считают, что иностранное английское, а затем и британское правление в Ирландии, начиная с вторжения английских норманнов в Ирландию в 1169 году, нанесло ущерб ирландским интересам. [10] Во время раздела Ирландии большая часть острова была римско-католической и в основном коренной, в то время как значительная часть страны, особенно на севере, была протестантской и в основном происходила от жителей Великобритании , которые колонизировали эту землю в качестве поселенцев во время раздела Ирландии. правление короля Якова I в 1609 году. Разделение произошло по этнорелигиозному принципу: большая часть Ирландии получила независимость, а шесть северных графств остались в составе Соединенного Королевства. Ирландские националисты поддерживают воссоединение Ирландии .
История
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]Обычно считается, что ирландский национализм возник после возрождения в эпоху Возрождения концепции отечества и религиозной борьбы между идеологией протестантской Реформации и католической контрреформации . На этом раннем этапе XVI века ирландский национализм представлял собой идеал объединения коренных гэльских ирландцев и древнеанглийских людей ради общего дела под знаменем католицизма и ирландской гражданской идентичности («вера и отечество»). [11] надеясь защитить свою землю и интересы от протестантских сил Новой Англии, спонсируемых Англией . Это видение было направлено на преодоление старого этнического разделения между гэилами (коренными ирландцами) и гэйлами (норманнами), которое было характерной чертой ирландской жизни с 12 века, после вторжения норманнов в Ирландию .
в 16 веке Протестантизм в Англии привнес религиозный элемент в завоевание Ирландии Тюдорами , поскольку многие коренные гэлы и хиберно-нормандцы оставались католиками. Плантации Ирландии лишили собственности многих землевладельцев-католиков в пользу протестантских поселенцев из Англии и Шотландии. [12] Кроме того, плантация Ольстера , начавшаяся в 1609 году, «посадила» значительную популяцию английских и шотландских протестантских поселенцев на север Ирландии.
Ирландские аристократы вели множество кампаний против английского присутствия. Ярким примером является восстание Хью О'Нила , которое стало известно как Девятилетняя война 1594–1603 годов, целью которого было изгнание англичан и превращение Ирландии в испанский протекторат . [12]
Более значительное движение произошло в 1640-х годах, после ирландского восстания 1641 года , когда коалиция гэльских ирландцев и староанглийских католиков создала де-факто независимое ирландское государство для участия в Войнах Трех Королевств ( см. Конфедеративная Ирландия ) . Конфедеративные католики Ирландии, также известные как Конфедерация Килкенни, подчеркивали идею Ирландии как королевства, независимого от Англии, хотя и под властью одного и того же монарха. Они требовали автономии ирландского парламента , полных прав католиков и прекращения конфискации земель, принадлежащих католикам. Однако завоевание Ирландии Кромвелем (1649–1653) разрушило дело Конфедерации и привело к окончательному лишению собственности старого католического класса землевладельцев.
Подобное ирландское католическое монархическое движение возникло в 1680-х и 1690-х годах, когда ирландские католики- якобиты поддержали Якова II после его свержения в Англии во время Славной революции 1688–1689 годов. Якобиты требовали, чтобы ирландские католики имели большинство в автономном ирландском парламенте, восстановления конфискованных католических земель и назначения лорда-депутата Ирландии ирландского происхождения . Подобно конфедератам 1640-х годов, якобиты осознавали, что представляют «ирландскую нацию», но не были сепаратистами и в значительной степени представляли интересы землевладельческого класса, а не всего ирландского народа. Также, как и конфедераты, они потерпели поражение в Вильгельмской войне в Ирландии (1689–1691). преимущественно английские протестанты После этого в правительстве и землевладении Ирландии доминировали . Уголовные законы дискриминировали неангликанцев . ( См. также Историю Ирландии 1536–1691 гг .)
Это сочетание религиозной и этнической идентичности – главным образом римско-католической и гэльской – а также осознание лишения собственности и поражения от рук британских и протестантских сил стало устойчивыми чертами ирландского национализма. Однако ирландские католические движения 16 века неизменно возглавлялись небольшой земельной и клерикальной элитой. Профессор Кевин Уилан проследил зарождение современной католической националистической идентичности, сформировавшейся в 1760–1830 годах. [13] Ирландский историк Марк Кэбалл , с другой стороны, утверждает, что «ранний современный ирландский национализм» начал утверждаться после бегства графов (1607 г.), основанный на концепциях «неделимости гэльской культурной целостности, территориального суверенитета и взаимосвязь гэльской идентичности с исповеданием римско-католической веры». [14]
Ранний национализм
[ редактировать ]Досоюзный
[ редактировать ]Исключительно протестантский парламент Ирландии восемнадцатого века неоднократно призывал к большей автономии от британского парламента – в частности, к отмене Закона Пойнингса , который позволял последнему принимать законы для Ирландии. Они были поддержаны общественными настроениями, исходившими из различных публикаций Уильяма Молинье о конституционной независимости Ирландии; Позже это было подкреплено Джонатаном Свифтом включением этих идей в «Письма Драпьера» . [15] [ нужна страница ] [16] [ нужна страница ]
Парламентарии, желавшие большего самоуправления, сформировали Ирландскую патриотическую партию во главе с Генри Граттаном , добившимся значительной законодательной независимости в 1782–1783 годах . Граттан и радикальные элементы партии «ирландских вигов» в 1790-х годах проводили кампанию за католическое политическое равенство и реформу избирательных прав. [17] Он хотел, чтобы полезные связи с Великобританией сохранялись, что лучше всего можно понять из его комментария: «Ланш [ Ирландское море ] запрещает союз; океан запрещает разлуку».
Движение Граттана отличалось одновременно инклюзивным и националистическим характером, поскольку многие его члены происходили из англо-ирландского меньшинства. Многие другие националисты, такие как Сэмюэл Нилсон , Теобальд Вулф Тон и Роберт Эммет, также происходили из семей плантаторов, прибывших в Ирландию с 1600 года. От Граттана в 1770-х годах до Парнелла до 1890 года почти все лидеры ирландского сепаратизма были протестантскими националистами .
Современный ирландский национализм с демократическими устремлениями зародился в 1790-х годах с основания Общества объединенных ирландцев . Он стремился положить конец дискриминации католиков и пресвитерианцев и основать независимую ирландскую республику. Большинство объединенных ирландских лидеров были католиками и пресвитерианцами и, вдохновленные Французской революцией , хотели общества без сектантских разделений, продолжение которых они приписывали британскому господству над страной. Их спонсировала Французская Республика , которая в то время была врагом Святого Престола . Объединенные ирландцы возглавили ирландское восстание 1798 года , которое было подавлено с большим кровопролитием. В результате ирландский парламент проголосовал за упразднение в соответствии с Актом о Союзе 1800–01 , и после этого ирландские члены парламента заседали в Лондоне.
Пост-Союзный
[ редактировать ]В результате этих событий возникли две формы ирландского национализма. Одним из них было радикальное движение, известное как ирландский республиканизм . Оно считало, что применение силы необходимо для основания светской, эгалитарной ирландской республики, за которую выступали такие группы, как « Молодые ирландцы» , некоторые из которых подняли восстание в 1848 году. [18]
Другая националистическая традиция была более умеренной, призывая ненасильственными методами добиваться уступок от британского правительства. [19] Хотя обе националистические традиции были преимущественно католическими в своей основе, иерархия католической церкви выступала против республиканского сепаратизма на основании его насильственных методов и светской идеологии, в то время как они обычно поддерживали ненасильственный реформистский национализм. [20]
Дэниел О'Коннелл был лидером умеренной тенденции. О'Коннелл, глава Католической ассоциации и Ассоциации отмены в 1820-х, 1830-х и 1840-х годах, выступал за эмансипацию католиков - полные политические права для католиков - а затем за отмену Союза или ирландского самоуправления под властью Короны. Католическая эмансипация была достигнута, но самоуправления не было. Движение О'Коннелла было более явно католическим, чем его предшественники восемнадцатого века. [21] Он пользовался поддержкой католического духовенства, которое осудило объединенных ирландцев и укрепило связь между ирландской идентичностью и католицизмом. Ассоциация отмены использовала традиционные ирландские образы, такие как арфа , и проводила свои массовые собрания в таких местах, как Тара и Клонтарф , которые имели особый резонанс в истории Ирландии.
Отмена Ассоциации и Молодая Ирландия
[ редактировать ]Великий голод 1845–1849 годов вызвал у ирландцев сильное недовольство британским правительством, которое, как считалось, не смогло предотвратить гибель до миллиона человек. [22] Поддержка Британией плебисцита 1860 года по вопросу объединения Италии побудила Александра Мартина Салливана подать « национальную петицию » о референдуме об отмене союза; в 1861 году Дэниел О'Донохью безрезультатно подал 423 026 подписей. [23] [24]
Ирландское республиканское братство (IRB) и Фенианское братство были созданы в Ирландии и США соответственно в 1858 году воинствующими республиканцами, в том числе молодыми ирландцами . Последние распались на фракции после организации безуспешных рейдов на Канаду ирландскими ветеранами Гражданской войны в США . [25] и IRB запустил Clan na Gael в качестве замены. В самой Ирландии IRB предпринял попытку вооруженного восстания в 1867 году , но, поскольку в него проникло много полицейских информаторов, восстание потерпело неудачу. [26]
появилась крупная парламентская В конце 19 века ирландский национализм стал доминирующей идеологией в Ирландии: в парламенте Соединенного Королевства в Вестминстере партия , которая начала согласованную кампанию за самоуправление.
Земельная лига
[ редактировать ]Массовая националистическая мобилизация началась, когда Исаака Батта ( Лига самоуправления которая была основана в 1873 году, но имела мало последователей) в конце 1870-х годов занялась социальными вопросами, особенно вопросом перераспределения земли. [27] Майкл Дэвитт (член IRB) основал Ирландскую земельную лигу в 1879 году во время сельскохозяйственной депрессии, чтобы бороться за права арендаторов. Некоторые утверждают, что земельный вопрос имел националистический резонанс в Ирландии, поскольку многие ирландские католики считали, что земля была несправедливо отобрана у их предков английскими колонистами-протестантами на плантациях Ирландии 17-го века . [28] Действительно, класс ирландских землевладельцев все еще был в основном англо-ирландской в XIX веке протестантской группой. Такое восприятие было подчеркнуто в языке и литературе Земельной лиги. [29] Однако другие утверждают, что Земельная лига имеет свои прямые корни в ассоциациях арендаторов, образовавшихся в период сельскохозяйственного процветания во время правления лорда Пальмерстона в 1850-х и 1860-х годах, которые стремились укрепить уже достигнутые экономические успехи. [30] После депрессии 1879 года и последующего падения цен (и, следовательно, прибылей) этим фермерам грозило повышение арендной платы и выселение за неуплату арендной платы. Кроме того, мелкие фермеры, особенно на западе, столкнулись с перспективой нового голода суровой зимой 1879 года. Сначала Земельная лига выступала за « Три F » – справедливую арендную плату, свободную продажу и фиксированность прав владения. Затем, когда в середине 1880-х годов цены на сельскохозяйственную продукцию еще больше упали, а погода ухудшилась, арендаторы организовались, удерживая арендную плату во время движения «План кампании 1886–1891 годов» .
Воинствующие националисты, такие как фении, увидели, что они могут использовать волну поддержки земельной реформы, чтобы заручиться поддержкой националистов. Это причина, по которой в 1879 году произошел Новый отъезд – решение IRB принять социальные вопросы. [31] Республиканцы из Клана на Гаэль (которые не хотели признавать британский парламент) увидели в этом возможность привлечь массы к агитации за ирландское самоуправление. Эта агитация, которая стала известна как « Земельная война », приняла все более жестокий характер, когда члены Земельной лиги сопротивлялись попыткам Королевской полиции Ирландии (RUC) силой выселить фермеров-арендаторов. [32] Этот переворот в конечном итоге привел к тому, что британское правительство субсидировало продажу поместий домовладельцев их арендаторам в соответствии с Ирландскими земельными законами, автором которых является Уильям О'Брайен . Он также обеспечил массовую базу для конституционных ирландских националистов, которые основали Лигу самоуправления в 1873 году. Чарльз Стюарт Парнелл (как ни парадоксально, протестантский землевладелец) взял на себя управление Земельной лигой и использовал ее популярность для создания Ирландской национальной лиги в 1882 году как Основа поддержки недавно сформированной Ирландской парламентской партии , которая проводит кампанию за самоуправление .
Культурный национализм
[ редактировать ]Важной чертой ирландского национализма с конца XIX века была приверженность гэльской ирландской культуре. Широкое интеллектуальное движение « Кельтское возрождение » возникло в конце 19 века. Хотя движение в основном было инициировано художниками и писателями протестантского или англо-ирландского происхождения, оно, тем не менее, захватило воображение идеалистов коренных ирландцев и католиков. Такие периодические издания, как United Ireland , Weekly News , Young Ireland и Weekly National Press (1891–92), стали влиятельными в продвижении местной культурной самобытности Ирландии. Поэт Джон Макдональд , частый участник, заявил, что цель заключалась в том, чтобы «ускорить, насколько это было в моих силах, освобождение Ирландии». [33]
Другими организациями, продвигающими ирландский язык или гэльское возрождение, были Гэльская лига , а затем Conradh na Gaeilge . Гэльская спортивная ассоциация была также сформирована в эту эпоху для продвижения гэльского футбола , метания и гэльского гандбола ; он запретил своим членам заниматься английскими видами спорта, такими как футбол , регби и крикет .
Большинство культурных националистов говорили по-английски, и их организации не имели большого влияния в ирландскоязычных районах или в Гаэлтахте , где язык продолжал приходить в упадок (см. статью ). Однако эти организации привлекли большое количество членов и стали отправной точкой для многих радикальных ирландских националистов начала двадцатого века, особенно для лидеров Пасхального восстания 1916 года, таких как Патрик Пирс, [34] Томас МакДона, [35] и Джозеф Планкетт. Основная цель заключалась в том, чтобы подчеркнуть различия между Ирландией и германской Англией, но большая часть населения продолжала говорить по-английски.
Культурный гэльский аспект не распространялся на реальную политику; в то время как националисты интересовались выжившими вождями Имени , потомками бывших лидеров гэльского клана, вожди не были вовлечены в политику и не проявляли заметного интереса к попытке воссоздать гэльское государство.
Начало самоуправления
[ редактировать ]Хотя Парнелл и некоторые другие лидеры самоуправления, такие как Исаак Батт , были протестантами, партия Парнелла в подавляющем большинстве была католической. На уровне местных отделений католические священники были важной частью его организации. Против самоуправления выступили юнионисты (те, кто поддерживал союз с Великобританией), в основном протестанты из Ольстера , под лозунгом «Гомруль — это правило Рима ».
В то время некоторые политики и представители британской общественности сочли бы это движение радикальным и воинственным. Недоброжелатели процитировали речь Чарльза Стюарта Парнелла в Цинциннати, в которой он утверждал, что собирает деньги на «хлеб и свинец». Он якобы был приведен к присяге в тайном Ирландском республиканском братстве в мае 1882 года. Однако тот факт, что он решил остаться в Вестминстере после изгнания 29 ирландских депутатов (когда члены Клана ожидали исхода депутатов-националистов из Вестминстера, временное правительство в Дублине) и его неспособность в 1886 году поддержать « План кампании» (агрессивная аграрная программа, запущенная для борьбы с бедственным положением сельского хозяйства), отметили его как по существу конституционного политика, хотя и не прочь использовать агитационные методы как средство давления на парламент.
что совпало с расширением избирательных прав в Партия Парнелла быстро стала важным игроком в британской политике, британской политике – а вместе с этим и с возможностью голосовать для большинства ирландских католиков. Гомруль поддерживал Уильям Юарт Гладстон , но против него выступали многие представители британских либеральной и консервативной партий. Самоуправление означало бы передачу ирландского парламента в состав Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии . Первые два ирландских законопроекта о самоуправлении были внесены на рассмотрение Палаты общин Соединенного Королевства в 1886 и 1893 годах, но им было ожесточено сопротивление, и второй законопроект в конечном итоге потерпел поражение в консервативным контролируемой Палате лордов, большинством .
После падения и смерти Парнелла в 1891 году после кризиса развода, который позволил ирландской римско-католической иерархии оказать давление на членов парламента, чтобы они лишили Парнелла поста своего лидера, Ирландская партия разделилась на две фракции, INL и INF , став практически неэффективной с 1892 года. до 1898 года. Только после принятия Закона о местном самоуправлении (Ирландия) 1898 года , который предоставил обширные полномочия ранее несуществующим советам графств, позволив националистам впервые посредством местных выборов демократически управлять местными делами, ранее находившимися под контролем землевладельцев, доминировавших ". Большое жюри » и Уильям О'Брайен, основавший в том же году Объединенную ирландскую лигу , воссоединили Ирландскую парламентскую партию под руководством Джона Редмонда в январе 1900 года, вернувшись к своей прежней силе на следующих всеобщих выборах в сентябре .
Преобразование сельской Ирландии
[ редактировать ]В первое десятилетие двадцатого века наблюдался значительный прогресс в экономическом и социальном развитии сельской Ирландии, где проживало 60% населения. [36] Введение местного самоуправления в 1898 году создало класс опытных политиков, способных впоследствии взять на себя национальное самоуправление в 1920-е годы. Закон о покупке земли (Ирландия) 1903 года ( Закон Уиндема ), принятый в основном благодаря усилиям Уильяма О'Брайена, отменил землевладение и облегчил фермерам-арендаторам покупку земель, финансируемых и гарантированных правительством. К 1914 году 75 процентов оккупантов выкупали долю собственности своих землевладельцев через Земельную комиссию , в основном в соответствии с Земельными законами 1903 и 1909 годов. [37] Затем О'Брайен преследовал и победил в союзе с Ирландской ассоциацией земли и труда и Д. Д. Шиханом , который последовал по стопам Майкла Дэвитта, в знаковых Законах о рабочих (Ирландия) 1906 и 1911 годов, в которых либеральное правительство профинансировало 40 000 сельских рабочих, чтобы они стали владельцы собственных коттеджных домов, каждый на акр земли. «Не будет преувеличением назвать это социальной революцией, и это была первая крупномасштабная программа сельского общественного жилья в стране, в которой до 1921 года в соответствии с Законом о рабочих жило до четверти миллиона человек, большинство из которых были построены к 1916 году", [38] меняя облик сельской Ирландии.
Сочетание земельной реформы и передачи местного самоуправления дало ирландским националистам экономическую политическую основу, на которой они могли основывать свои требования самоуправления. Некоторые в британской администрации первоначально считали, что оплата такой степени земельной и жилищной реформы равносильна неофициальной политике «уничтожения самоуправления добротой», однако к 1914 году некоторая форма самоуправления для большей части Ирландии была гарантирована. Это было отложено с началом Первой мировой войны в августе 1914 года.
В тот же период в городах за пределами Ольстера возник новый источник радикального ирландского национализма . В 1896 году Джеймс Коннолли основал Ирландскую социалистическую республиканскую партию в Дублине . Партия Коннолли была небольшой и потерпела неудачу на выборах, но его сплав социализма и ирландского республиканизма должен был оказать устойчивое влияние на республиканскую мысль. В 1913 году, во время всеобщей забастовки, известной как Дублинский локаут , Коннолли и Джеймс Ларкин сформировали рабочую милицию, Ирландскую гражданскую армию , для защиты забастовщиков от полиции. Изначально ICA представляла собой чисто оборонительную организацию, но под руководством Коннолли она превратилась в революционную организацию, посвященную независимой Рабочей республике в Ирландии. После начала Первой мировой войны Коннолли решил поднять восстание с этой целью.
Кризис самоуправления 1912–1914 гг.
[ редактировать ]Самоуправление в конечном итоге было выиграно Джоном Редмондом и Ирландской парламентской партией и предоставлено в соответствии с Третьим Законом о самоуправлении 1914 года . Однако ирландское самоуправление было ограничено перспективой раздела Ирландии между севером и югом. Эта идея впервые была выдвинута на обсуждение в рамках Второго законопроекта о самоуправлении в 1893 году. В 1912 году, после принятия Палатой общин Третьего законопроекта о самоуправлении, профсоюзные деятели организовали массовое сопротивление его реализации, организуясь вокруг « Ольстерского пакта ». В 1912 году они сформировали Ольстерские добровольцы , вооруженное крыло ольстерского юнионизма, которое заявило, что будет сопротивляться самоуправлению силой. Британские консерваторы поддержали эту позицию. Кроме того, в 1914 году британские офицеры, базировавшиеся в лагере Карра, заявили, что они не захотят действовать против ольстерских добровольцев, если им прикажут.
В ответ националисты сформировали собственную военизированную группу « Ирландские добровольцы» , чтобы обеспечить внедрение самоуправления. В течение нескольких месяцев 1914 года казалось, что гражданская война между двумя вооруженными группировками неизбежна. Только партия «Лига «Все за Ирландию»» выступала за предоставление Ольстеру всех мыслимых уступок, чтобы предотвратить поправку о разделе. Редмонд отклонил их предложения. Закон о самоуправлении с поправками был принят и с королевской санкции внесен в свод законов, но его действие было приостановлено после начала Первой мировой войны в 1914 году до конца войны. Это привело к тому, что радикальные республиканские группы стали утверждать, что независимость Ирландии никогда не удастся завоевать мирным путем, и вообще мало задумывались о северном вопросе.
Первая мировая война и Пасхальное восстание
[ редактировать ]Ирландское добровольческое движение разделилось по поводу отношения своего руководства к участию Ирландии в Первой мировой войне. Большинство последовало за Джоном Редмондом в поддержку военных усилий Великобритании и союзников , рассматривая это как единственный вариант обеспечить введение самоуправления после война, Редмонд сказал, что «вы вернетесь как вооруженная армия, способная противостоять оппозиции Ольстера самоуправлению». Они отделились от основного движения и сформировали Национальные добровольцы и были среди 180 000 ирландцев, служивших в ирландских полках 16-й ирландских 10-й и дивизий Новой британской армии, сформированных для войны.
Меньшая часть ирландских добровольцев, в основном возглавляемая членами Ирландского республиканского братства (IRB), отказалась поддерживать войну и сохранила оружие, чтобы гарантировать переход к самоуправлению. Внутри этой группировки другая фракция планировала восстание против британского правления в Ирландии , пока продолжалась война. Критически настроенными в этом отношении были Патрик Пирс, [39] Томас МакДона и Томас Кларк. Эти люди входили в внутренний круг, который тайно действовал в рядах СИБ, чтобы спланировать это восстание в тайне от остальных добровольцев. [40] Джеймс Коннолли, лидер профсоюзов, сначала намеревавшийся поднять собственное восстание за Ирландскую Социалистическую Республику, решил в начале 1916 года объединить силы с ИРБ. В апреле 1916 года чуть более тысячи добровольцев-диссидентов и 250 членов Гражданской армии подняли Пасхальное восстание Дублина на Главпочтамте и в Пасхальной прокламации провозгласили независимость Ирландской Республики . Восстание было подавлено в течение недели, ценой гибели около 500 человек, в основном мирных жителей, не участвующих в боевых действиях. [41] Хотя восстание провалилось, британский генерал Максвелл казнил пятнадцать лидеров Восстания, включая Пирса, МакДонаха, Кларка и Коннолли, и арестовал около 3000 политических активистов, что вызвало широкую общественную симпатию к делу повстанцев. Следуя этому примеру, республиканизм, основанный на физической силе, становился все более могущественным и в течение следующих семи лет или около того стал доминирующей силой в Ирландии, обеспечив существенную независимость, но ценой разделения Ирландии . [42]
Ирландская парламентская партия была дискредитирована после того, как самоуправление было приостановлено с началом Первой мировой войны, поскольку считалось, что война закончится к концу 1915 года, а затем из-за серьезных потерь, понесенных ирландскими батальонами в Галлиполи на мысе Хеллес и на Западном фронте . Им также был нанесен ущерб жесткой реакцией Великобритании на Пасхальное восстание, которая сочла восстание изменой во время войны, когда они объявили военное положение в Ирландии. Умеренный конституционный национализм, представленный Ирландской партией, со временем затмил Шинн Фейн – до сих пор небольшую партию, которую британцы (ошибочно) обвинили в Восстании и впоследствии взяли на себя роль проводника ирландского республиканизма.
Две дальнейшие попытки ввести самоуправление в 1916 и 1917 годах также потерпели неудачу, когда Джон Редмонд, лидер Ирландской партии, отказался признать раздел, хотя и признал, что принуждения Ольстера быть не может. для Ирландская конвенция выхода из тупика была учреждена в июле 1917 года премьер-министром Великобритании Ллойд Джорджем , ее членами были националисты и профсоюзные деятели, которым было поручено найти средства реализации самоуправления. Однако Шинн Фейн отказалась принять участие в съезде, поскольку отказалась обсуждать возможность полной независимости Ирландии. Профсоюзы Ольстера во главе с Эдвардом Карсоном настаивали на отделении шести графств Ольстера от остальной части Ирландии. [43] заявив, что восстание 1916 года доказало, что парламенту в Дублине нельзя доверять.
Работа съезда была прервана в марте 1918 года из-за смерти Редмонда и ожесточенного весеннего наступления Германии на Западном фронте, в результате чего Великобритания попыталась рассмотреть возможность распространения воинской повинности на Ирландию. Это было крайне непопулярным, против него выступали как Ирландская парламентская партия под руководством ее нового лидера Джона Диллона , Партия «Все за Ирландию», так и Шинн Фейн и другие национальные организации. Это привело к призывному кризису 1918 года . В мае, в разгар кризиса, 73 видных члена Шинн Фейнер были арестованы по подозрению в причастности к немецкому заговору . Оба эти события способствовали широкому росту поддержки Шинн Фейн и добровольцев. [44] , В ноябре война завершилась перемирием за которым последовали выборы.
Воинствующий сепаратизм и независимость Ирландии
[ редактировать ]На всеобщих выборах 1918 года Шинн Фейн получила 73 места, 25 из которых не встретили сопротивления, или статистически почти 70% ирландского представительства, в соответствии с британской системой голосования « Первый прошедший пост », но имела представительство меньшинства в Ольстере. В общей сложности они набрали 476 087 (46,9%) голосов, набранных на 48 мест, по сравнению с 220 837 (21,7%) голосов, набранных ИПП только на шесть мест, которые из-за системы голосования «первым прошедшим» не получили пропорциональная доля мест. [45] Голоса юнионистов (включая лейбористов-юнионистов) составили 305 206 (30,2%). [46]
Депутаты Шинн Фейн отказались занять свои места в Вестминстере, 27 из них (остальные либо все еще находились в тюрьме, либо были ослаблены) создали свой собственный парламент под названием Dáil Éireann в январе 1919 года Ирландской Республики и объявили о существовании . Националисты на юге Ирландии, нетерпеливые отсутствием прогресса в ирландском самоуправлении, имели тенденцию игнорировать неразрешенную и нестабильную ситуацию в Ольстере, обычно утверждая, что у профсоюзных активистов не было другого выбора, кроме как в конечном итоге последовать их примеру. 11 сентября 1919 года британцы запретили Dáil, который к тому времени собирался девять раз, объявив его незаконным собранием, поскольку Ирландия все еще оставалась частью Соединенного Королевства. В 1919 году вспыхнула партизанская война между Ирландской республиканской армией (ИРА) (как теперь называли себя ирландские добровольцы) и британскими силами безопасности. [47] (См. Ирландская война за независимость ) .
Кампания создала напряженность между политической и военной сторонами националистического движения. ИРА, номинально подчинявшаяся Палате представителей, на практике часто действовала по собственной инициативе. Наверху руководство ИРА, состоящее из Майкла Коллинза и Ричарда Малкахи , действовало, практически не обращаясь к Каталу Бруге , министру обороны Палаты представителей, или Имону де Валере , президенту Ирландской Республики – в лучшем случае давая им надзорную роль. [48] На местном уровне командиры ИРА, такие как Дэн Брин , Шон Мойлан , Том Барри , Шон МакЭоин , Лиам Линч и другие, избегали контактов с командованием ИРА, не говоря уже о самой Dáil. [49] Это означало, что насилие в Войне за независимость быстро вышло за рамки того, чему были довольны многие в Шинн Фейн и Дайле. [49] Артур Гриффит , например, предпочитал пассивное сопротивление применению силы, но он мало что мог сделать, чтобы повлиять на цикл насилия между партизанами ИРА. [49] и силы Короны, возникшие в 1919–1920 годах. Военный конфликт привел лишь к нескольким убийствам в 1919 году, но постепенно обострился с лета 1920 года с введением военизированных полицейских сил, Черно-коричневой и вспомогательной дивизии в Ирландию . С ноября 1920 года по июль 1921 года в ходе конфликта погибло более 1000 человек (по сравнению с 400 до того времени).
Северная Ирландия
[ редактировать ]В течение первых ста лет своего существования в Северной Ирландии было профсоюзное большинство, но было и большое националистическое меньшинство, которое предпочло бы быть частью объединенной Ирландии . В Северной Ирландии термин «националист» используется для обозначения либо католического населения в целом, либо сторонников умеренной Социал-демократической и Лейбористской партии . «Национализм» в этом ограниченном значении относится к политической традиции, которая отдает предпочтение независимой, объединенной Ирландии, достигнутой ненасильственными средствами. Более воинственное направление национализма, поддерживаемое Шинн Фейн , обычно описывается как «республиканское» и рассматривается как несколько отдельное, хотя современная партия является конституционной партией, приверженной исключительно мирным и демократическим методам.
55,8% избирателей Северной Ирландии проголосовали за то, чтобы Соединенное Королевство оставалось частью Европейского Союза на референдуме 23 июня 2016 года , на котором страна в целом проголосовала за выход из союза. На результаты в Северной Ирландии повлияли опасения по поводу прочной границы между Северной Ирландией и Ирландской Республикой, а также опасения, что жесткая граница нарушит Соглашение Страстной пятницы . [50]
Три значительных события произошли в декабре 2019 года, феврале 2020 года и мае 2022 года соответственно. Во-первых, на всеобщих выборах в Великобритании впервые в Северной Ирландии было избрано больше депутатов-националистов, чем членов профсоюзов (девять националистов и восемь членов профсоюза). [51] Два месяца спустя Шинн Фейн получила наибольшее количество голосов на всеобщих выборах в Ирландии 2020 года , положив тем самым конец 100-летнему доминированию в республике Фине Гаэль и Фианне Файл , но все же финишировала на одно место позади последней в Даиле. [52] Наконец, на выборах в Ассамблею Северной Ирландии в 2022 году Шинн Фейн получила наибольшее количество мест, впервые за 101-летнюю историю Северной Ирландии националистическая партия сделала это. [53] В результате в феврале 2024 года был избран первый первый министр Ассамблеи-националист Мишель О'Нил .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Риган, Джон. «Обзор ирландской свободы: история национализма в Ирландии» . Обзоры в истории . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мюррей, Питер (1 января 1993 г.). «Ирландский культурный национализм в государстве Соединенного Королевства: политика и Гэльская лига 1900–18» . Ирландские политические исследования . 8 (1): 55–72. doi : 10.1080/07907189308406508 – через Тейлора и Фрэнсиса+NEJM.
- ^ «Политика – обзор основных политических «решений» конфликта» . КАИН . Определение Объединенной Ирландии. Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года.
- ^ Тонге, Джонатан (2013). Северная Ирландия: конфликт и перемены . Рутледж. п. 201. ИСБН 978-1317875185 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Саада 2003, 17–20.
- ^ Смит 1999, 30.
- ^ Деланти, Жерар; Кумар, Кришан. Справочник Мудреца по нациям и национализму . Лондон; Таузенд-Оукс, Калифорния; Нью-Дели: Sage Publications, Ltd, 2006, 542.
- ^ Метчер, Томас (25 ноября 1989 г.). «Между 1789 и 1798 годами: «Революция в форме мысли» в Ирландии» . Ирландские этюды . 14 (1): 139–146. дои : 10.3406/irlan.1989.2517 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2020 года . Проверено 25 ноября 2020 г. - через persee.fr.
- ^ Мюррей, Питер (1993). «Ирландский культурный национализм в государстве Соединенного Королевства: политика и Гэльская лига 1900–18» . Ирландские политические исследования . 8 : 55–72. дои : 10.1080/07907189308406508 . Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Коакли, Джон (2004). Этнический конфликт и решение на основе двух государств: ирландский опыт раздела (PDF) . Картирование границ, прокладка путей. Вспомогательный документ № 3. стр. 3–5.
- ^ «Вера и Отечество в Ирландии шестнадцатого века» . История Ирландии. 21 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ки 1972 , стр. 9–15.
- ^ Древо свободы: радикализм, католицизм и формирование ирландской идентичности 1760–1830, 1996, издательство Cork University Press; и посмотрите некоторые онлайн-заметки об Уилане, заархивированные 25 июля 2018 года на Wayback Machine .
- ^ Валоне, Дэвид А.; Брэдбери, Джилл Мари (2008). Англо-ирландская идентичность 1571–1845 гг . Издательство Бакнеллского университета. п. 39. ИСБН 978-0838757130 .
- ^ Джонатан Свифт: Том III Ирвина Эренпрейса
- ^ Джонатан Свифт и Ирландия Оливера В. Фергюсона
- ^ Келли, Дж. (1993). Генри Граттан . Дандалган Пресс. стр. 27–35. ISBN 085221121X .
- ^ Ки 1972 , стр. 243–290.
- ^ Ки 1972 , стр. 179–232.
- ^ Ки 1972 , стр. 173 и др.
- ^ Ки 1972 , стр. 179–193.
- ^ Ки 1972 , стр. 170–178.
- ^ Лафлин, Джеймс (2007). Британская монархия и Ирландия: с 1800 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. стр. 97–98. ISBN 978-0521843720 . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Дженкинс, Брайан (2014). Ирландский национализм и британское государство: от отмены к революционному национализму . McGill-Queen's Press – MQUP. стр. 131–132, 267. ISBN. 978-0773560055 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2021 года . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Старший, Хереворд (1991). Последнее вторжение в Канаду: набеги фенийцев, 1866–1870 гг . Дандурн. ISBN 978-1550020854 . Архивировано из оригинала 21 июля 2020 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ Ки 1972 , стр. 330 и другие.
- ^ Ки 1972 , стр. 351–376.
- ^ Ки 1972 , стр. 15–21.
- ^ Ки 1972 , стр. 364–376.
- ^ Ки 1972 , стр. 299–311.
- ^ Ки 1972 , стр. 330–351.
- ^ Бью, Пол (1979). Земля и национальный вопрос в Ирландии: 1858–1882 гг . Амхерст, Нью-Йорк: Humanities Press . ISBN 978-0391009608 .
- ^ О'Донохью 1892 , с. 144.
- ^ Шон Фаррелл Моран, «Патрик Пирс и европейский бунт против разума», Журнал истории идей , 1989; Патрик Пирс и политика искупления (1994),
- ^ Иоганн Норстедт, Томас МакДона , (1980)
- ^ Ки 1972 , стр. 422–426.
- ^ Ферритер, Диармайд, Преобразование Ирландии 1900–2000 (2005), стр. 38+62.
- ^ Ферритер, Диармайд, Преобразование Ирландии 1900–2000 , (2004) стр. 159
- ^ Шон Фаррелл Моран, «Патрик Пирс и политика искупления» (1995), Рут Дадли Эдвардс, «Патрик Пирс и триумф неудачи» (1974), Джуст Огюстен, «Патрик Пирс» (2009).
- ^ Ки, Роберт (1989). Зеленый флаг . Хармондсворт, Великобритания: Пингвин. ISBN 0140111042 . OCLC 19668723 .
- ^ Ки 1972 , стр. 548–591.
- ^ Ки 1972 , стр. 591–719.
- ^ М. Е. Коллинз, Ирландия, 1868–1966 , с. 240
- ^ Суверенитет и раздел, 1912–1949 , с. 59, М. Е. Коллинз, Edco Publishing (2004). ISBN 1845360400
- ^ Суверенитет и раздел, 1912–1949 , с. 62, М. Е. Коллинз, Edco Publishing (2004). ISBN 1845360400
- ^ Уокер, Б.М., изд. (1978). Результаты парламентских выборов в Ирландии, 1801–1922 гг . Королевская ирландская академия.
- ^ Ки 1972 , стр. 651–698.
- ^ Ки 1972 , стр. 611 и другие.
- ^ Jump up to: а б с Ки 1972 , стр. 651–656.
- ^ «Теперь ИРА означает «Я отказываюсь от оружия» . Экономист . 28 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 г. Проверено 7 ноября 2011 г.
- ^ МакГрат, Доминик (13 декабря 2019 г.). «Впервые в Северной Ирландии в парламенте больше националистов, чем членов профсоюзов» . TheJournal.ie . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Келли, Фиах (10 февраля 2020 г.). «Выборы 2020: как Шинн Фейн изменила свою судьбу» . Ирландские Таймс . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Маккей, Сьюзен (8 мая 2022 г.). «После победы Шинн Фейн тектонические плиты в Северной Ирландии сместились» . Хранитель . Проверено 12 мая 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Ки, Роберт (1972). Зеленый флаг: история ирландского национализма . ISBN 029717987X .
- О'Донохью, Дэвид Джеймс (1892). Поэты Ирландии: Биографический словарь с библиографическими подробностями (PDF) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брандейдж, Дэвид. Ирландские националисты в Америке: политика изгнания, 1798–1998 ( Oxford University Press , 2016). х, 288
- Бойс, Д. Джордж. Национализм в Ирландии , 1982 год.
- Кэмпбелл, Ф. Земля и революция , 2005 г.
- Кронин, Шон. Ирландский национализм: его корни и идеология , 1980 г.
- Эдвардс, Рут Дадли, Патрик Пирс: Триумф неудачи , 1977 г.
- Эллиот, Марианна, Вулф Тон , 1989 г.
- Английский, Ричард. Ирландская свобода , 2008 г.
- Гарвин, Том. Эволюция ирландской националистической политики , 1981; Националистические революционеры в Ирландии, 1858–1928 , 1987 г.
- Ки, Роберт. Зеленый флаг , 1976 год.
- МакДона, Оливер. Состояния разума , 1983
- Макбрайд, Лоуренс. Образы, символы и ирландское националистическое воображение , 1999 г.
- Макбрайд, Лоуренс. Чтение ирландских историй , 2003 г.
- Мауме, Патрик. Долгая беременность , 1999.
- Нельсон, Брюс. Ирландские националисты и становление ирландской расы . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета , 2012 г.
- Штраус, Э. Ирландский национализм и британская демократия , 1951 г.
- О'Фаррелл, Патрик. Английский вопрос Ирландии , 1971 г.
- Феникс, Имон. Северный национализм: националистическая политика, раздел и католическое меньшинство в Северной Ирландии, 1890–1940 гг.
- Уорд, Маргарет. Невообразимые революционеры: женщины и ирландский национализм , 1983 г.
- (атрибут.) Зима, Джон Пратт (1797). (1-е изд.). Дублин.
- Зак, Л. (2020). «Первая из малых наций»: значение малых государств Центральной Европы в ирландской националистической политической риторике, 1918–22. Ирландские исторические исследования , 44 (165), 25–40.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ирландский национализм. Архивировано 17 мая 2007 г. в Wayback Machine ( архивировано 31 октября 2009 г.) - ninemsn Encarta (краткое введение).