Музей Ханенко
50 ° 26′28 ″ с.ш. 30 ° 30′52 ″ E / 50,44111 ° N 30,51444 ° E
![]() | |
![]() | |
Учредил | 1918-1919 |
---|---|
Расположение | 15 Tereshchenkivska St. Кив , Украина |
Директор | Юлия Ваханова [ 1 ] |
Веб -сайт | http://khanenkomuseum.kiev.ua/en |
Музей Ханенко (официальное название: Национальный музей искусств Бохдана и Варвара Ханенко) - это художественный музей, расположенный в Киеве , в Украине , в котором представлены самые большие и самые ценные коллекции европейского, азиатского и древнего искусства в стране.
Музей был основан в 1919 году в соответствии с завещанием коллекционера искусства Бохдана Ханенко (1917) и договором подарка Украинской академии наук, подписанного его женой Варварой в 1918 году.
Арт -коллекция Бохдана и Варвара Ханенко, выдающихся украинских коллекционеров и филантропов конца 19 -го и начала 20 -го века, является ядром владений музея.
Музей состоит из двух зданий в конце 19-го века великой исторической и художественной ценности, расположенных на улице Терешхенкивской. В особняке Ханенкона представлена постоянная выставка европейского штрафного и декоративного искусства с 14 по 18 века. Группа уникальных ранних византийских «синайских» икон, созданных в 6 -м и 7 -м веке, демонстрировалась в отдельной комнате здания с 2004 года. На первом этаже особняка является постоянная выставка древнего искусства.
Другое здание музея, расположенное рядом, было собственностью Сахновски, близких родственников Ханенкоса до 1919 года. С 2006 года в нем размещалась постоянная выставка азиатского искусства. Четыре комнаты посвящены искусству буддизма и ислама, а также на искусстве Китая и Японии.
Коллекция музея Ханенко включает в себя оригинальные произведения искусства выдающихся европейских мастеров, таких как Питер Пол Рубенс , Джентиле Беллини , Хуан де Зурбаран , Жак-Луи Дэвид , Франсуа Баучер .
Музей содержит очень ценные коллекции европейских скульптур и декоративного искусства, красивых и редких произведений иранского, тибетского, китайского и японского искусства и декоративного искусства, а также небольших, но достойных коллекций древнегреческого, римского и египетского искусства.
В общей сложности активы музея Ханенко составляют более 25 000 предметов. Почти 1000 выбранных произведений искусства отображаются навсегда.
История
[ редактировать ]Источник: [ 2 ]
Ранняя история, 1874–1919
[ редактировать ]Музей Ханенко прослеживает свою историю до 1870 -х годов, когда Бойдан Ханенко (1849–1917) встретился, а затем женился на Варваре Терешченко (1852–1922).
Боддан Ханенко пришел из аристократической украинской семьи Ханенко. Он родился в деревне Лотоки в регионе Чернихив в семье дворянина Ивана Ханенко. После окончания своего образования в Москве Бохдан продолжал работать в Санкт -Петербурге и Варшаве. Когда он в Санкт -Петербурге, он развил интерес к искусству старых мастеров. В конце 1880 -х годов Ханенкос поселились в Киеве. Бохдан занимался культурной и общественной жизнью города, а также в деловой деятельности братьев Терешченко . Ханенко успешно руководил проектом создания первого общественного музея в Киеве (освящен в 1904 году). Бохдан пожертвовал большую часть своей коллекции новому учреждению, включая бесценные археологические артефакты.
Варвара Ханенко (урожденная Терешченко ) была старшей дочерью известного украинского бизнесмена и филантропа Николы Терешченко. Из семьи своего отца она унаследовала страсть к благотворительности и искусству. Варвара Ханенко любила старую итальянскую живопись, Маолику , древнюю украинскую икону и народное искусство. В конце 19 -го и первых десятилетий 20 -го веков она была среди украинских культурных деятелей, которые начали движение по ремеслу, направленное на то, чтобы дать новую жизнь традициям народного искусства.
Молодая пара мечтала о своей частной коллекции искусства. Они много путешествовали по всей Европе, посещали аукционы, посещали частные коллекции, консультировались с ведущими историками искусства. В результате 40-летнего исследования Ханенкос создал чрезвычайно ценную коллекцию искусств. В начале 20 -го века он считался одними из лучших частных коллекций искусства и антиквариата в современной русской империи.
Как коллекционеры искусства, Ханенко интересовались европейской живописью, скульптурой и прикладным искусством, представляющими расцвет национальных художественных школ; Редкие работы изобразительного искусства и традиционных поделок из западной, южной и восточной Азии; Искусство древнего Египта, Греции и Рима; Украинская и российская икона; Украинское народное искусство; Европейское и восточное оружие; уникальные археологические артефакты и комплексы и т. Д.
В 1900 -х годах Ханенкос пожертвовали несколько тысяч предметов из своей коллекции в первый общественный музей в Киеве. Сегодня эти произведения искусства принадлежат пять национальных музеев в Киеве.
Несколько групп предметов в коллекции Ханенкоса были представлены в каталогах, опубликованных между 1899 и 1907 годами, а именно: «Би и Вн Ханенко. Коллекция картин итальянских, испанских, фламандских и других школ», «Русские антиквариат. Кресты и иконы», «Антиквариат региона Днипро», Vol. 1-6.
Открыть музей международного искусства в Киеве был амбициями жизни Хэненкоса. Это видно из завещания Бохдана Ханенко, подписанного в апреле 1917 года, за месяц до его смерти. В декабре 1918 года Варвара Ханенко подписала подарки, с помощью которого она передала коллекцию, дом и библиотеку Украинской академии наук бесплатно. Одним из условий подарка была неделимость коллекции.
1919–1945
[ редактировать ]В июне 1919 года большевистское правительство национализировало собственность семьи Ханенко. В доме Бохдана и Варвары открылся государственный музей искусств. Историк искусства и художник Георги Ликосский (1884-1952) стал его первым куратором. Он и Варвара Ханенко объединили усилия по созданию первых выставок в недавно созданном музее. Благодаря поддержке украинских ученых, пожилые люди Варвара Ханенко получили право проживать в музее. Она возглавляла музейный комитет до конца своей жизни.
Однако в 1924 году, через два года после смерти Варвары, имена Хэненко были удалены из названия музея «из -за отсутствия революционных служб пролетарской культуры».
В начале 1920-х годов недавно открытый музей получил произведения искусства из других национализированных коллекций аристократов, таких как репнины , браницкис, Hudym-levkovyches, сахновскис. В 1921 году коллекция азиатского искусства была дополнена группой керамики Центральной Азии 9-12 веков от коллекции Михаила Столиарова. В 1925 году, в соответствии с последней волей Святого Петербургского коллекционера художественного коллектора Васила Шчавинского, его уникальная коллекция северных европейских произведений искусства была передана в музей.
В течение 1920 -х годов культурная элита советской Украины выступала за идею единого музейного депозитария и перераспределения музейных коллекций на основе тематического принципа. В ходе реализации этой программы в 1920 -х и 1930 -х годах была передана значительная часть коллекции Ханенкоса другим музеям в Киеве.
Некоторые из самых ценных произведений европейского и азиатского искусства были изъяты из музея во время кампании Советского Союза по продаже музейных сокровищ за рубежом.
Среди них был французский гобелен, в котором были обожают волшебники, картины европейских старых мастеров, в том числе Diptych "Adam and Eve" (1512) Лукаса Кранаха Старшего , коллекции золотых предметов из периода Kyivan Rus, Works of Iranian Искусство (Серебряная чаша 7-го века и аквамовая 13-го века в форме коровьей и хищника). Только один раз в начале 1930 -х годов украинские культурные деятели предотвратили захват персидского ковра 16 или 17 века. Бывший музей с энциклопедической коллекцией приобрел гораздо более узкую специализацию - в западном и восточном искусстве.
Во второй части 1930 -х годов в городском городке Киев в Киевской Печерске Лавре передал несколько ценных коллекций священного искусства в музей. В 1936 году учреждение получило коллекцию религиозных произведений центральной и восточной азиатской деятельности; В 1940 году-Всемирно известные шедевры: четыре ранних византийских энкоустических иконы, датируемых 6-м и 7-м веками.
Летом 1941 года Вторая мировая война началась на территории Советского Союза, самая ценная часть коллекции была эвакуирована в город UFA (тогда Башкир Асср, ныне Башкорторстан). Нацист разграбил самые ценные произведения искусства, оставшиеся в Кие, и вывел их из Украины во время их отступления в 1943 году. В настоящее время музей Ханенко стремится найти и репатриировать украденные предметы.
Музей поддерживает общественную осведомленность о потерях, вызванных нацистской оккупацией Киева . В 1998 году он опубликовал каталог с участием предметов, которые были разграблены и вывезены из страны в период с 1941 по 1943 год.
1945–1998
[ редактировать ]В послевоенном периоде было несколько важных приобретений. В течение 1950 -х годов Taisiia Zhaspar пожертвовал и продал более 350 произведений классической китайской живописи, скульптуры и декоративного искусства. В 1969 году музей приобрел 41 произведение буддийского искусства у коллектора Moscow Art Valeriian Velichko. В течение 1970 -х годов музей систематически создал свою коллекцию японских фигурков Netsuke (около 70 предметов). Другие приобретения включали картины художника США Роквелла Кента (1882–1971), известные своими реалистичными ландшафтами.
С 1986 по 1998 год музей был закрыт для ремонта капитала.
1998–2020
[ редактировать ]В середине 1990-х годов новое руководство во главе с Вира Винохрадовой начала эру восстановления исторической памяти и интенсивного развития в истории музея. В 1998 году новая постоянная выставка европейского искусства 14 -го по 19 веков открылась в восстановленном особняке Ханенкоса. В 1999 году имена основателей переоценили свои места в официальном названии музея: «Музей искусств Боддана и Варвара Ханенко».
В 2004 году постоянное проявление византийских "синайских" икон 6 -го и 7 -го веков открылось в музее. Два года спустя первая обширная постоянная выставка азиатского искусства была запущена в соседнем здании. В 2018 году была организована древняя художественная выставка в бывшем «Бюро Ханенко» на первом этаже особняка. В течение 1990 -х и 2000 -х годов азиатская коллекция искусств была дополнена ценными пожертвованиями от Халины Шербак, Васил Новицкии и Олександр Фельдман .
Первые десятилетия 21 -го века характеризуются интенсивными исследованиями в истории и коллекции музея. Появились новая философия и практика музейного образования и услуг. Первое крупномасштабное исследование посетителей было проведено. Особое внимание уделялось потребностям семей, детей и молодых людей. Музей внедрил инклюзивные программы и услуги для людей с ограниченными возможностями, посетителей, бездомных и посетителей с низким доходом, матерями и отцами в отпуске по уходу за ребенком и т. Д.
Коллекция
[ редактировать ]С момента создания музея его коллекция увеличилась на несколько раз. Сегодня он включает в себя коллекции европейских, азиатских и древних тонких и декоративных искусств, а также группы ранних византийских «синайских» икон.
Европейское искусство представлено заметными произведениями живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства, произведенных в Италии, Франции, Германии, Нидерландах и Испании между 14 -м и 19 -м веками. В частности, музейная коллекция картин включает в себя «Орфеус и Эвридис» Якопо да Селлао , «Бог реки Шельдт, Кибеле и богиня города Антверпена» Питера Пола Рубенса , «натюрморт с шоколадом. Гриндер " Хуана де Зурбарана ", погребения монаха " Алессандро Манаско " , влюбленных, или блудного сына и проститутки "Пьера Луи Гудро,« Портрет Станислав Август Пониатски » Элизабет Виге Ле Брун , вместе с картинами от художников. Из кругов Иеронима Босха , братья Беллини, Хуан Баутиста Мартинес дель -Мазо .
Среди самых ценных произведений пластикового искусства - средневековые полихромные скульптуры дерева, оригинальные работы Антонио Кановы («Аллегория мира»), Сара Бернхардт («Офелия»), Николас Кордиер («Галатея»). Европейская коллекция графического искусства включает в себя принты Альбрехта Дюрера , Лукаса Ван Лейдена , Рембрандта Ван Риджна , Джованни Баттиста Пиранези , Франциско Гойя . Наиболее заметные области европейской коллекции прикладных искусств охватывают итальянскую мебель, коллекции Maiolica и фарфор , лиможских эмалей и фламандских гобеленов.
Азиатское искусство представлено произведениями китайского, японского и тибетского буддийского искусства, а также произведения искусства из исламских регионов и стран (Иран, Турция, Центральная Азия и мусульманская Испания).
Наиболее заметные области коллекции азиатских искусств включают китайские картины, керамику (могильные фигурки эпохи Тан, каменные планы периода песни, а также различные фарфоровые предметы), бронзовые предметы, примеры лаковой посуды и каменной резьбы, японские гравюры на дереве ( ukiyo- e ), Цуба (искусно украшенная традиционная охранника меча), а также Netsuke миниатюрные скульптуры . Выдающиеся произведения исламского искусства включают в себя керамику и металлоконструкции иранский , миниатюрные картины, ковры и т. блеск Д.
Группа ранних византийских значков состоит из четырех элементов, созданных в 6 -м и 7 -м веках, незадолго до начала иконоборка. Это «Иоанн Креститель» (6 век), «Дева с ребенком» (6 век), «Святые Сергиус и Бакх» (7 -й век), «Мученик -мужчина и женщина -мученик» (7 век). Музей также выдерживает более поздние иконы из Византийской империи и Кипра.
Древняя коллекция искусств включает в себя произведения древней египетской скульптуры (в частности, «Бог как бабун»), древнегреческая керамика , этрурийские скульптуры, древне римские портретные бюсты и стеклянную посуду.
Галерея некоторых работ на выставке
[ редактировать ]-
Луи Мораль , Святой Франциск,
-
Клод Джозеф Вернет , шторм в море, 18 век
-
Клаудио Коэлло , портрет епископа Карузиан, 18 века
-
Ян Вееникс , натюрморт с мертвым зайцем, 17 век
-
Реза Аббаси , носитель. Миниатюра, 16 или 17 век
Здания
[ редактировать ]В соответствии с последней волей Боджана Ханенко (1917) и подарка, подписанного Варварой Ханенко (1918), их поместье Кив на улице Терешченской улицы стала художественным музеем. По решению властей города Киев в 1986 году соседний дом на улице Терешченский, 17 -й Дом Сахновски, близких родственников Ханенко, стал частью музея Ханенко. В 2006 году на первом этаже дома открылась обновленная постоянная выставка азиатских искусств.
Особняк Ханенкоса
[ редактировать ]Исторический особняк Бохдана и Варвара Ханенко, расположенный в Киева на улице Терешченской улицы, является одним из драгоценных архитектурных достопримечательностей города. Его история восходит к началу 1880-х годов, когда украинский «сахарный король» Никола Терешченко, отец варвары Ханенко, приобрел большой участок земли с трехэтажным домом на новой улице Кив, который затем назывался Олексийвской. В 1882–1888 гг. В вакантной части площадки был построен другой дом с двумя этажами на переднем фасаде и тремя этажами от двора. Проект, скорее всего, разработан Робертом-Фридрихом Мельцером. В 1888 году Никола Терешченко передал недавно построенный дом и эту часть земли своей старшей дочери Варваре.
В 1891 году Ханенкос заказал завершение левого крыла особняка (проект Олександра Кривошеева). В 1889–1890 годах Бохдан и Варавара занимались проектированием интерьеров. Предназначенный для демонстрации своей богатой коллекции искусства, дом был задуман владельцами как своего рода «театр истории искусства».
Ханенко были вдохновлены европейской модой для исторической стилизации в архитектуре. Они заказали художественный дизайн «в духе» определенной исторической эры почти для каждого зала земли и первых этажей. Таким образом, особняк имел «готические» и «ренессансные» гостиные, столовую «рококо», голландская «бургер» - уникальные места, а также бесценные художественные и интеллектуальные документы конца 19 -го века.
Помимо Роберта Мельтцера, следующие архитекторы и художники внесли свой вклад в дизайн особняка Ханенкоса: Леонардо Маркони , Пиотр Боипов, Вильгельм Котарбински , Михаил Врубель и Адриан Праховой .
В отличие от художественного духа земли и первого этажа, частные комнаты Ханенко на третьем этаже дома, так называемый мезонин, были оформлены очень скромно, даже асетично.
Судя по архивным фотографиям дома, произведения искусства в частной художественной галерее Ханенкос часто были перестановлены в зависимости от изменений в интересах пары или их новых приобретения.
В 1919 году Варвара Ханенко и историк искусства Георги Лукомский курировали первую публичную музейную выставку, которая открылась на земле и первые этажи особняка.
Варвара Ханенко жила в комнатах второго мезонина до конца своей жизни (до мая 1922 года). В 1930–1934 годах первая музейная выставка исламских искусств, курируемая Мария Вьясмита, открылась на втором этаже дома.
Согласно неподтвержденным данным, во время Второй мировой войны нацистский клуб офицеров находился в музее. Затем особняк был поврежден, что сделало менеджмент музея разобрать частью исторических архитектурных условий Ханенкоса. В результате внутренняя часть столовой Delft была почти полностью потеряна.
После существенных работ по восстановлению и сохранению в особняке Ханенко, проведенного в 1986–1998 годах, большинство уникальных старых интерьеров домов были спасены и восстановлены. Герб семьи семьи Ханенко переоценивает свое первоначальное место на переднем фасаде между окнами первого этажа.
Сахновский дом
[ редактировать ]Исторический дом Сахновскиса, расположенный на улице Терешхенкивской, был заказан Аделаидой Сулимениской, построен в 1878 году. Проект был разработан архитектором Volodymyr Nikolayev. Дом представляет собой трехэтажное здание, если он находится с улицы, и имеет пять этажей, если они находятся со двора. В отличие от соседнего особняка Ханенкоса, который был построен через десять лет, он был задуман как дом для аренды.
Фасад спроектирован в эклектичном стиле с неопаривальными элементами, а именно круглыми медальонами со скульптурными человеческими головами, украшающими окна первого этажа, а также коринфские колонны и пилястры, украшающие окна первого и второго этажа. В 1880 году именно в этом доме телефония была впервые проверена в Киеве.
В сентябре 1882 года Аделаида Сулмевска продала участок земли с домом богатым предпринимателям Никола Терешченко. Он разделил участок на две небольшие части. В 1899 или 1900 году Терешенко представил свою младшую дочь Ифрозинию, которая вышла замуж за Володимира Сахновского и взял свою фамилию с домом № 17. Пара жила в особняке до 1917 года, когда муж умер. В 1919 году дом был куплен адвокатом Серхии Пистриаком, который стал его последним частным владельцем. После его национализации дом использовался в качестве жилого дома.
В 1986 году, по решению властей города Киев, дом № 17 был передан в музей Ханенко (тогдашний музей западного и восточного искусства Киева). В 2001–2005 годах в особняке были проведены существенные работы по восстановлению и ремонту. В результате комнаты земли и первые этажи стали подходящими для демонстрации произведений искусства и проведения публичных мероприятий. Офисные и коммунальные комнаты расположены на третьем этаже. В дополнение к этому, был построен покрытый проход на уровне первого этажа, чтобы соединить особняк Ханенко и дом Сахновского.
В 2006 году вторая часть постоянной выставки музея Ханенко «Азиатское искусство» открылась в доме Сахновскиса. В четырех залах на первом этаже отображаются произведения искусства в ключевых азиатских коллекциях музея: «Буддийское и индуистское искусство», «Китайское искусство», «Исламское искусство», «Японское искусство». На первом этаже находится научная библиотека музея Ханенко и временные выставочные залы, а также коридор, кассе, гардероб и магазин.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анастасия Планова (2021-10-27). » «Yulia vaganova:« Процессорная точка, в которую я хотел бы перенести - украинский, который ценит искусство как фактор развития общества . LB.UA
- ^ «История. Музей Ханенко» . Архивировано из оригинала 2021-11-15 . Получено 2022-01-23 .
- KYIV GUIDESIONG . 2001. ISBN 966-7022-29-3 .
- Андрия Хлазови (февраль 1998 г.). «Музей западного и восточного искусства в Киеве» . Добро пожаловать в Украинный журнал . Получено 2007-03-01 .
- Музей искусств Богдана и Варвара Ханенко в музее мира Украины : на русском языке . на украинском языке
- Vyacheslav Prokopenko, The gift of Khanenko , Zerkalo Nedeli (The Mirror Weekly) , February 4–10, 1995. (in Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ]