Jump to content

Музей Ханенко

Координаты : 50 ° 26'28 "N 30 ° 30'52" E  /  50,44111 ° N 30,51444 ° E  / 50,44111; 30,51444

50 ° 26'28 "N 30 ° 30'52" E  /  50,44111 ° N 30,51444 ° E  / 50,44111; 30,51444

Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко
Карта
Учредил 1918-1919
Расположение 15 Терешенкивская St. Киев , Украина
Директор Юлия Ваханова [ 1 ]
Веб-сайт http://khanenkomuseum.kiev.ua/en

Музей Ханенко (официальное название: Национальный музей искусств Богдана и Варвары Ханенко) — художественный музей, расположенный в Киеве , Украина , в котором хранятся самые большие и ценные коллекции европейского, азиатского и древнего искусства в стране.

Музей был основан в 1919 году по завещанию коллекционера Богдана Ханенко (1917) и дарственной грамоте Украинской академии наук, подписанной его женой Варварой в 1918 году.

Основу фондов музея составляет художественная коллекция Богдана и Варвары Ханенко, выдающихся украинских коллекционеров и меценатов конца XIX — начала XX века.

Музей представляет собой два здания конца XIX века, представляющие большую историческую и художественную ценность, расположенные на улице Терещенковской. В особняке Ханенко находится постоянная выставка европейского изобразительного и декоративного искусства XIV-XVIII веков. В отдельном зале здания с 2004 года экспонируется группа уникальных ранневизантийских икон «Синай», созданных в VI и VII веках. На первом этаже особняка расположена постоянная экспозиция античного искусства.

Другое здание музея, расположенное неподалеку, до 1919 года принадлежало Сахновским, близким родственникам Ханенко. С 2006 года в нем размещается постоянная экспозиция азиатского искусства. Четыре зала посвящены искусству буддизма и ислама, а также искусства Китая и Японии.

В коллекцию Музея Ханенко входят оригинальные произведения выдающихся европейских мастеров, таких как Питер Пауль Рубенс , Джентиле Беллини , Хуан де Сурбаран , Жак-Луи Давид , Франсуа Буше .

В музее хранятся очень ценные коллекции европейской скульптуры и декоративного искусства, красивые и редкие произведения иранского, тибетского, китайского и японского изобразительного и декоративного искусства, а также небольшие, но ценные коллекции древнегреческого, римского и египетского искусства.

Всего фонды Музея Ханенко насчитывают более 25 000 экспонатов. Почти 1000 избранных произведений искусства экспонируются постоянно.

Ранняя история, 1874–1919 гг.

[ редактировать ]

Музей Ханенко ведет свою историю с 1870-х годов, когда Богдан Ханенко (1849–1917) познакомился, а затем женился на Варваре Терещенко (1852–1922).

Богдан Ханенко происходил из аристократического украинского рода Ханенко. Он родился в селе Лотоки Черниговской области в семье дворянина Ивана Ханенко. Завершив образование в Москве, Богдан продолжил работу в Санкт-Петербурге и Варшаве. В Санкт-Петербурге у него появился интерес к искусству старых мастеров. В конце 1880-х годов Ханенко поселились в Киеве. Богдан занимался культурной и общественной жизнью города, а также предпринимательской деятельностью братьев Терещенко . Ханенко успешно возглавил проект создания первого публичного музея в Киеве (освящен в 1904 г.). Богдан передал в дар новому учреждению большую часть своей коллекции, в том числе бесценные археологические артефакты.

Варвара Ханенко (урожденная Терещенко ) была старшей дочерью выдающегося украинского бизнесмена и филантропа Николая Терещенко. От семьи отца она унаследовала страсть к благотворительности и искусству. Варвара Ханенко увлекалась старинной итальянской живописью, майоликой , старинной украинской иконой, народным искусством. В конце 19 — первых десятилетиях 20 века она была среди деятелей украинской культуры, которые положили начало ремесленному движению, направленному на то, чтобы дать новую жизнь традициям народного творчества.

Молодая пара мечтала о своей частной коллекции произведений искусства. Они много путешествовали по Европе, посещали аукционы, посещали частные коллекции, консультировались с ведущими искусствоведами. В результате 40-летних исследований Ханенко собрали чрезвычайно ценную коллекцию произведений искусства. В начале 20 века оно считалось одним из лучших частных собраний произведений искусства и антиквариата в современной Российской империи.

Как коллекционеры произведений искусства, Ханенко интересовались европейской живописью, скульптурой и прикладным искусством, представляющими период расцвета национальных художественных школ; редкие произведения изобразительного искусства и традиционных ремесел Западной, Южной и Восточной Азии; искусство Древнего Египта, Греции и Рима; Украинская и русская икона; Украинское народное искусство; европейское и восточное вооружение; уникальные археологические артефакты и комплексы и т.д.

В 1900-е годы Ханенко передали в дар первому публичному музею Киева несколько тысяч предметов из своей коллекции. Сегодня эти произведения искусства принадлежат пяти национальным музеям Киева.

Несколько групп предметов из коллекции Ханенко фигурировали в каталогах, изданных в 1899–1907 годах: «Б.И. и В.Н. Ханенко. Коллекция картин итальянской, испанской, фламандской и других школ», «Русский антиквариат. Кресты и иконы», «Антиквариат Приднепровья», вып. 1-6.

Открытие музея международного искусства в Киеве было мечтой всей жизни Ханенко. Об этом свидетельствует завещание Богдана Ханенко, подписанное в апреле 1917 года, за месяц до его смерти. передала коллекцию, дом и библиотеку Украинской академии наук В декабре 1918 года Варвара Ханенко подписала Дарственную грамоту, по которой безвозмездно . Одним из условий подарка была неделимость коллекции.

В июне 1919 года большевистское правительство национализировало имущество семьи Ханенко. В доме Богдана и Варвары открылся Государственный художественный музей. Первым куратором стал искусствовед и художник Георгий Ликомский (1884–1952). Он и Варвара Ханенко объединили усилия для создания первых выставок в вновь созданном музее. Благодаря поддержке украинских ученых право проживания в музее получила пожилая Варвара Ханенко. До конца жизни она возглавляла Музейный комитет.

Однако в 1924 году, через два года после смерти Варвары, имена Ханенко были исключены из названия музея «ввиду отсутствия революционного служения пролетарской культуре».

В начале 1920-х годов в вновь открывшийся музей поступили произведения искусства из других национализированных коллекций аристократов, таких как Репнины , Браницкие, Гудым-Левковичи, Сахновские. В 1921 году коллекция азиатского искусства пополнилась группой среднеазиатской керамики IX–XII веков из собрания Михаила Столярова. В 1925 году по завещанию петербургского коллекционера Василия Щавинского в музей была передана его уникальная коллекция североевропейских произведений искусства.

В 1920-е годы культурная элита Советской Украины выступала за идею единого музейного фонда и перераспределения музейных коллекций по тематическому принципу. В ходе реализации этой программы в 1920-1930-е годы значительная часть коллекции Ханенко была передана в другие музеи Киева.

Некоторые из наиболее ценных произведений европейского и азиатского искусства были конфискованы из музея во время кампании Советского Союза по продаже музейных сокровищ за границу.

Среди них французский гобелен с изображением «Поклонения волхвов», картины европейских старых мастеров, в том числе диптих «Адам и Ева» (1512) Лукаса Кранаха Старшего , коллекция золотых изделий периода Киевской Руси, произведения иранских искусство (серебряная чаша VII в. и акваманила XIII в. в виде коровы Зебу и хищника). Лишь однажды в начале 1930-х годов украинские деятели культуры предотвратили конфискацию персидского ковра XVI или XVII века. Бывший музей с его энциклопедической коллекцией приобрел гораздо более узкую специализацию — на западном и восточном искусстве.

Во второй половине 1930-х годов Киевский город-музей при Киево-Печерской лавре передал музею несколько ценных коллекций сакрального искусства. В 1936 году в учреждение поступила коллекция религиозного искусства Центральной и Восточной Азии; в 1940 году — всемирно известные шедевры: четыре ранневизантийские иконы -энкаустики VI и VII веков.

Летом 1941 года на территории Советского Союза началась Великая Отечественная война, наиболее ценную часть коллекции эвакуировали в город Уфа (тогда Башкирская АССР, ныне Башкортостан). Нацисты разграбили самые ценные произведения искусства, оставшиеся в Киеве, и вывезли их контрабандой из Украины во время отступления в 1943 году. Сегодня Музей Ханенко стремится найти и вернуть украденные предметы.

Музей поддерживает осведомленность общественности об потерях, причиненных гитлеровской оккупацией Киева . В 1998 году был опубликован каталог предметов, разграбленных и вывезенных из страны в период с 1941 по 1943 год.

В послевоенный период было сделано несколько важных приобретений. В течение 1950-х годов Таисия Жаспар подарила и продала более 350 произведений классической китайской живописи, скульптуры и декоративного искусства. В 1969 году музей приобрел 41 произведение буддийского искусства у московского коллекционера Валериана Величко. В 1970-е годы музей систематически пополнял коллекцию японских фигурок нэцкэ (около 70 предметов). Среди других приобретений — картины американского художника Рокуэлла Кента (1882–1971), известного своими реалистичными пейзажами.

С 1986 по 1998 год музей был закрыт на капитальный ремонт.

В середине 1990-х годов новое руководство во главе с Верой Виноградовой положило начало эпохе восстановления исторической памяти и интенсивного развития истории музея. В 1998 году в отреставрированном особняке Ханенко открылась новая постоянная экспозиция европейского искусства XIV-XIX веков. В 1999 году имена основателей вновь заняли свое место в официальном названии музея: «Художественный музей Богдана и Варвары Ханенко».

В 2004 году в музее открылась постоянная экспозиция византийских «Синайских» икон VI и VII веков. Два года спустя в соседнем здании открылась первая обширная постоянная выставка азиатского искусства. В 2018 году в бывшем «Бюро Ханенко» на первом этаже особняка была организована выставка античного искусства. На протяжении 1990-х и 2000-х годов коллекция азиатского искусства пополнялась ценными пожертвованиями Галины Щербак, Василия Новицкого и Александра Фельдмана .

Первые десятилетия XXI века характеризуются интенсивными исследованиями истории и коллекции музея. Появляются новая философия и практика музейного образования и обслуживания. Было проведено первое масштабное исследование посетителей. Особое внимание уделяется потребностям семей, детей и молодежи. В музее внедрены инклюзивные программы и услуги для людей с ограниченными возможностями, пожилых посетителей, бездомных и посетителей с низким доходом, мам и пап в отпуске по уходу за ребенком и т.д.

Коллекция

[ редактировать ]

С момента создания музея его коллекция увеличилась в несколько раз. Сегодня он включает в себя коллекции европейского, азиатского и древнего изобразительного и декоративного искусства, а также группу ранневизантийских икон «Синай».

Европейское искусство представлено выдающимися произведениями живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства, созданными в Италии, Франции, Германии, Нидерландах и Испании в XIV-XIX веках. В частности, в собрание картин музея входят «Орфей и Эвридика» Якопо да Селлайо , «Бог реки Шельды Кибела и богиня города Антверпена» Питера Пауля Рубенса , «Натюрморт с шоколадом- Точильщик» Хуана де Сурбарана , «Похороны монаха» Алессандро Маньяско , «Влюбленные, или Блудный сын и проститутка» Пьера Луи Гудро, «Портрет Станислава Августа Понятовского» Элизабет Виже Ле Брен , а также картины художников из кругов Иеронима Босха , братьев Беллини, Хуана Баутисты Мартинеса дель Мазо .

К числу наиболее ценных произведений пластического искусства относятся средневековые полихромные деревянные скульптуры, оригинальные произведения Антонио Кановы («Аллегория мира»), Сары Бернар («Офелия»), Николя Кордье («Галатея»). В коллекцию европейской графики входят гравюры Альбрехта Дюрера , Лукаса ван Лейдена , Рембрандта ван Рейна , Джованни Баттисты Пиранези , Франсиско Гойи . Наиболее примечательные разделы европейской коллекции прикладного искусства включают итальянскую мебель, коллекции майолики и фарфора , лиможские эмали и фламандские гобелены.

Азиатское искусство представлено произведениями китайского, японского и тибетского буддийского искусства, а также произведениями искусства из исламских регионов и стран (Ирана, Турции, Центральной Азии и мусульманской Испании).

Наиболее примечательные области коллекции азиатского искусства включают китайскую живопись, керамику (могильные статуэтки эпохи Тан, керамические изделия периода Сун, а также различные фарфоровые изделия), бронзовые изделия, образцы лаковой посуды и резьбы по камню, японские гравюры на дереве ( укиё- е ), цуба (искусно украшенные традиционные щитки меча), а также нэцкэ миниатюрные скульптуры . К выдающимся произведениям исламского искусства относятся иранская люстрированная керамика и изделия из металла, миниатюрные картины, ковры и т. д. Тибетское искусство представлено коллекцией религиозных скульптур, ритуальных предметов и картин на свитках тханка .

Группа ранневизантийских икон включает четыре предмета, созданных в VI и VII веках, незадолго до начала иконоборчества. Это «Иоанн Креститель» (6 век), «Богоматерь с младенцем» (6 век), «Святые Сергий и Вакх» (7 век), «Мужчина-мученик и женщина-мученица» (7 век). В музее также хранятся более поздние иконы из Византийской империи и Кипра.

Коллекция древнего искусства включает произведения древнеегипетской скульптуры (в частности, «Бог Тот в образе павиана»), древнегреческой керамики , этрусской скульптуры, древнеримских портретных бюстов и изделий из стекла.

[ редактировать ]

В соответствии с завещанием Богдана Ханенко (1917 г.) и Дарственной грамотой Варвары Ханенко (1918 г.) их киевское имение на улице Терещенковской, 15 стало художественным музеем. По решению киевских городских властей в 1986 году частью музея Ханенко стал соседний дом по улице Терещенковской, 17, исторический дом Сахновских, близких родственников Ханенко. В 2006 году на первом этаже дома открылась обновленная постоянная выставка азиатского искусства.

Особняк Ханенко

[ редактировать ]

Исторический особняк Богдана и Варвары Ханенко, расположенный в Киеве по улице Терещенковской, 15, является одной из драгоценных архитектурных достопримечательностей города. Его история восходит к началу 1880-х годов, когда украинский «сахарный король» Николай Терещенко, отец Варвары Ханенко, приобрел большой участок земли с трехэтажным домом на новой киевской улице, которая тогда называлась Алексеевской. В 1882–1888 годах на пустующей части участка был построен еще один дом — в два этажа по парадному фасаду и в три этажа со двора. Проект, скорее всего, разработал Роберт-Фридрих Мельцер. В 1888 году Николай Терещенко передал только что построенный дом и эту часть земли своей старшей дочери Варваре.

В 1891 году Ханенко заказали достройку левого крыла особняка (проект Александра Кривошеева). В 1889–1890 годах Богдан и Варавара занимались оформлением интерьеров. Дом, предназначенный для демонстрации богатой коллекции произведений искусства, был задуман владельцами как своего рода «театр истории искусств».

Ханенко вдохновились европейской модой на историческую стилизацию в архитектуре. Почти для каждого зала первого и второго этажей было заказано художественное оформление «в духе» той или иной исторической эпохи. Так, в особняке были «готические» и «ренессансные» гостиные, «Золотая палата» в стиле «рококо», голландская «Бюргерская» столовая — уникальные пространства, а также бесценные художественные и интеллектуальные документы конца XIX века.

Помимо Роберта Мельцера, в оформлении особняка Ханенко внесли свой вклад следующие архитекторы и художники: Леонардо Маркони , Петр Бойцов, Вильгельм Котарбинский , Михаил Врубель и Адриан Прахов .

В отличие от художественного духа первого и второго этажа, личные комнаты Ханенко на третьем этаже дома, так называемом мезонине, были оформлены очень скромно, даже аскетично.

Судя по архивным фотографиям дома, произведения искусства в частной картинной галерее Ханенко часто менялись в зависимости от изменения интересов пары или их новых приобретений.

В 1919 году Варвара Ханенко и искусствовед Георгий Лукомский курировали первую общедоступную музейную выставку, открывшуюся на первом и втором этажах особняка.

В комнатах второго мезонина Варвара Ханенко прожила всю оставшуюся жизнь (до мая 1922 года). В 1930–1934 годах на втором этаже дома открылась первая музейная выставка исламского искусства, куратором которой была Мария Вязьмитина.

По неподтвержденным данным, во время Великой Отечественной войны в музее размещался Клуб нацистских офицеров. Затем особняк был поврежден, что заставило руководство музея демонтировать часть исторического архитектурного ансамбля Ханенков. В результате интерьер Делфтской столовой был почти полностью утрачен.

После масштабных реставрационно-консервационных работ в особняке Ханенко, проведенных в 1986–1998 годах, большая часть уникальных старинных интерьеров домов была сохранена и отреставрирована. Герб семьи Ханенко вновь занял свое прежнее место на парадном фасаде между окнами первого этажа.

Дом Сахновских

[ редактировать ]

Исторический дом Сахновских, расположенный по улице Терещенковской, 17, был построен по заказу Аделаиды Сулимовской в ​​1878 году. Проект разработал архитектор Владимир Николаев. Дом трехэтажный, если смотреть на улицу, и пятиэтажный, если смотреть со стороны двора. В отличие от соседнего особняка Ханенко, построенного десятилетием позже, он задумывался как доходный дом.

Фасад выполнен в стиле эклектики с элементами неоренессанса, а именно круглыми медальонами со скульптурными человеческими головами, украшающими окна первого этажа, а также коринфскими колоннами и пилястрами, украшающими окна первого и второго этажей. В 1880 году именно в этом доме впервые в Киеве опробовали телефонную связь.

В сентябре 1882 года Аделаида Сулимовская продала участок земли с домом богатому предпринимателю Николе Терещенко. Он разделил сюжет на две меньшие части. В 1899 или 1900 году Терещенко подарил своей младшей дочери Ефросиньи, которая вышла замуж за Владимира Сахновского и взяла его фамилию, дом № 17. Пара прожила в особняке до 1917 года, пока не умер муж. В 1919 году дом приобрел адвокат Сергей Пистряк, ставший его последним частным владельцем. После национализации дом использовался как жилой дом.

В 1986 году по решению киевских городских властей дом № 17 был передан Музею Ханенко (тогда Киевский музей западного и восточного искусства). В 2001–2005 годах в особняке были проведены масштабные реставрационные и реконструкционные работы. В результате помещения первого и второго этажей стали пригодными для экспонирования произведений искусства и проведения общественных мероприятий. Офисные и подсобные помещения расположены на третьем этаже. Кроме того, на уровне первого этажа был построен крытый переход, соединяющий особняк Ханенко и дом Сахновских.

В 2006 году в Доме Шахновских открылась вторая часть постоянной экспозиции Музея Ханенко «Искусство Азии». В четырех залах первого этажа выставлены избранные произведения искусства из ключевых азиатских коллекций музея: «Буддийское и индуистское искусство», «Китайское искусство», «Исламское искусство», «Японское искусство». На первом этаже расположены научная библиотека Музея Ханенко и залы временных выставок, а также коридор, касса, гардероб и магазин.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Анастасия Платонова (2021-10-27). "Юлия Ваганова: «Визионная точка, к которой хотелось бы двигаться — украинец, ценящий искусство как фактор развития общества»" . Lb.ua.
  2. ^ «История. Музей Ханенко» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 23 января 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee35c213af385e39bc9ccbb36ba40541__1706209980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/41/ee35c213af385e39bc9ccbb36ba40541.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khanenko Museum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)