Фортепианный концерт № 2 (Макдауэлл)
Фортепианный концерт № 2 ре минор , соч. 23 Эдварда Макдауэлла был завершен в конце 1885 года. [ 1 ] [ 2 ] некоторые очевидные сходства с концертами Эдварда Грига , Камиля Сен-Санса и Ференца Листа Хотя часто отмечаются , композиция Макдауэлла оказывается весьма оригинальной, по крайней мере, по сравнению с его Первым концертом . Это был первый крупный фортепианный концерт, написанный американцем. [ 2 ] Это также было единственное крупномасштабное произведение Макдауэлла, оставшееся в стандартном репертуаре. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Макдауэлла Первый концерт был написан и исполнен в 1882 году, когда ему было всего 22 года. Он был опубликован в 1884 году. Вскоре композитор приступил к работе над своим Вторым. Завершенный в Висбадене в конце 1885 года, он несколько лет оставался нереализованным. В 1888 году Макдауэлл вернулся в Америку. 5 марта 1889 г. [ 2 ] [ 3 ] он исполнил новый концерт в Чикеринг-холле ( Нью-Йорк ) с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Теодора Томаса . В программу концерта также вошла американская премьера Чайковского симфонии Пятой . [ 3 ] В следующем году (1890) Breitkopf & Härtel опубликовали оркестровую партитуру и аранжировку для двух фортепиано (подготовленную самим Макдауэллом). Он был посвящен Терезе Карреньо , известной пианистке, которая была одним из первых учителей игры на фортепиано Макдауэлла.
Первая запись этого концерта была сделана Хесусом Марией Санромой в 1934 году с Бостонским поп-оркестром под управлением Артура Фидлера . [ 2 ] Ван Клиберн выбрал этот концерт для своего профессионального дебюта, когда ему было восемнадцать. [ 4 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для фортепиано соло, 2 флейт, 2 гобоя, 2 кларнетов (B ♭), 2 фаготов, 4 валторн (F), 2 труб (F), 3 тромбонов, литавр и струнных.
Структура
[ редактировать ]Концерт состоит из трех традиционных частей, все в сонатной форме . Однако первая часть в основном медленная (вместо быстрой), а вторая представляет собой живое скерцо (вместо медленного). Основная тема первой части (девиз) вновь появляется в третьей. Типичное выступление длится 25–28 минут, половину из которых занимает первая часть.
- Ларгетто успокоился – Еще немного трогательно и со страстью (ре минор)
- Престо игривый ( си-бемоль мажор )
- Ларго – Очень аллегро ( ре мажор )
Первая часть открывается ритмичной, почти вагнеровской мелодией. [ 3 ] вступление в исполнении оркестра ( Larghetto Calmato ). Далее следует громкая каденция, и после короткой репризы вступления начинается собственно сонатная форма ( Poco più mosso, e con Passione ). Тема каденции заложена в первый предмет, а вводная позже трансформируется во второй ( фа мажор ). Раздел разработки прерывается повторным появлением первоначальной каденции, гораздо более проработанной. После этой музыки переходит к перепросмотру. Вскоре оркестровая тутти заявляет главную тему, после чего в последний раз звучит каденция. Заканчивается мрачно. Оркестр повторяет основную тему ре минор, звучащую как похоронный марш. Удивительно, но вскоре солист меняет тональность на ре мажор , которая становится тональностью второй темы. Движение мирно завершается короткой кодой.
Тон скерцо имеет много общего с финалом Первого концерта Макдауэлла . По словам композитора, он был вдохновлен образом Эллен Терри в исполнении Беатрис в фильме «Много шума из ничего» . [ 2 ] Первая тема здесь — тема вечного двигателя , звучит как-то по-фолк-подобно. [ 1 ] когда играл во второй раз. Затем следует более лиричная вторая тема ми-бемоль минор, которая после сокращенной версии первой темы повторяется си-бемоль минор. Звучит новая, полная реприза темы скерцо, приводящая к коде.
Финал – сложнейшее движение. Он снова начинается с мрачного вступления ( Ларго ), напоминающего главную тему первой части. Даже фортепианная каденция умудряется вновь появиться. Этот раздел ре минор, но сам финал (в необычном ¾ такте) [ 2 ] ) оказывается ре мажор ( Molto allegro ). Его главная тема вскоре уступает место второй идее ( Poco più mosso , фа мажор), ритмически дерзкой и пугливой. [ 1 ] Для констатации этого не требуется много времени, и в духовых духовых инструментах появляется новая вальсоподобная тема (си минор ), происходящая из основной темы первой части. [ 1 ] Примерно через 30 тактов он внезапно заканчивается тем, что фортепиано произносит тему каденции ( Poco più lento ). Перепросмотр первой темы очаровательно имитирует музыкальную табакерку ; [ 1 ] он немного расширен и в нем отсутствует последний раздел. Далее следуют различные воспоминания о теме вальса (в основном ре мажор, что показывает, что это настоящая вторая тема этой части), прежде чем возвращается пугливая мелодия ( Poco più mosso , снова фа мажор). За ней следует заключительная часть первой темы и кода, дающая блестящее завершение.
Записи
[ редактировать ]- Хесус Мария Санрома (фортепиано) с Бостонским поп-оркестром , Артур Фидлер (1934) [ 2 ]
- Александр Дженнер (фортепиано) с оркестром Венской государственной оперы , Генри Свобода - (LP, 1952)
- Хесус Мария Санрома (фортепиано) с симфоническим оркестром Истман-Рочестер , Говард Хэнсон - (LP, 1952/54?) - оцифрованная версия доступна на Naxos Records 9.80570
- Вивиан Ривкин (фортепиано) с оркестром Венской государственной оперы , Дин Диксон - (LP, 1954/58?) - переиздан на MCA Records MCAD2-9842, диск 1 (1992)
- Ван Клиберн (фортепиано) с Чикагским симфоническим оркестром , Уолтер Хендл (1960) - переиздан на RCA GD60420
- Юджин Лист (фортепиано) с оркестром Венской государственной оперы , Карлос Чавес - (LP, 1962) His Master's Voice CLP 1710 - переиздан на Millennium Classics MCD80086
- Эрл Уайлд (фортепиано) с Симфоническим оркестром RCA Victor , Массимо Фречча - (LP) - переиздан на Chesky CD76A (1992)
- Марджори Митчелл (фортепиано) с American Arts Orchestra , Уильям Стрикленд - (LP, 1968) Vanguard Records - переиздан на Vanguard
- Роберто Сидон (фортепиано) с Лондонским филармоническим оркестром , Эдвард Даунс - (LP, 1970) Deutsche Grammophon 2530 055
- Юджин Лист (фортепиано) с Вестфальским симфоническим оркестром (Реклингхаузен) Зигфридом Ландау - (LP, 1973)
- Донна Амато (фортепиано) с Лондонским филармоническим оркестром , Пол Фриман (1985) - Archduke Records (LARC1 и MARC1), переиздан на Olympia Records OCD 353, переиздан на ALTO ALC1012
- Клодетт Сорель (фортепиано) с Нью-Йоркским филармоническим оркестром , Франко Аутори - (CD, 1992?) - переиздано на Emsco Productions 8156 (1998)
- Томас Тирино (фортепиано) с Симфоническим оркестром Болгарского радио , Василий Казанджиев - Centaur CRC 2149 (1992)
- Андре Уоттс (фортепиано) с Симфоническим оркестром Далласа , Эндрю Литтон - Telarc CD-80429
- Норман Кригер (фортепиано) с Симфоническим оркестром Роанока , Дэвид Уайли (1998)
- Стивен Пруцман (фортепиано) с Национальным симфоническим оркестром Ирландии , Артур Фейген (1999) - Naxos Records 8.559049
- Сета Таниэль (фортепиано) с Шотландским симфоническим оркестром BBC , Мартином Браббинсом (2000) - Hyperion Records CDA67165 (Романтический фортепианный концерт, том 25)
- Дерек Хан (фортепиано) с Chicago Sinfonietta , Полом Фриманом - (2002)
- Фредерик Мойер (фортепиано) с Пловдивским филармоническим оркестром , Найден Тодоров - JRI Recordings J122 (2007)
- Paul Van Nees (piano) with Plovdiv Philharmonic Orchestra , Nayden Todorov - Music Minus One MMO3090
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Лесли Ховард . Буклет-ноты к Олимпии OCD 353.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джереми Николас. Буклет с примечаниями к Hyperion CDA67165 .
- ^ Перейти обратно: а б с Билл Ллойд. Буклет с примечаниями к Наксосу 8.559049 .
- ^ Роб Барнетт. Обзор двух записей Макдауэлла
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фортепианный концерт № 2, соч. 23 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.