Массимо Фречча

Массимо Филиппо Антонджулио Мария Фречча (19 сентября 1906 — 16 ноября 2004) — итало-американский дирижёр . Он имел международную репутацию, но никогда не занимал пост музыкального руководителя крупного оркестра или оперного театра. Что необычно для итальянца, он построил свою карьеру на симфонической музыке, а не на опере . В течение нескольких лет он был ассистентом Артуро Тосканини , которого он почитал, и Тосканини регулярно приглашал его дирижировать Симфоническим оркестром NBC .
Массимо Фречча происходил из богатой семьи и числил среди своих друзей членов королевской семьи и аристократов. Он родился 19 сентября 1906 года в тосканской деревне Вальдибуре, недалеко от Пистойи , недалеко от Флоренции . Его отец был адвокатом и землевладельцем, мать — из аристократической семьи Пистоян. Она была хорошей пианисткой-любителем и поощряла растущий интерес Массимо к музыке, наняв для него учителя игры на скрипке, когда ему было шесть лет. У него не было формального школьного образования.
Когда разразилась Первая мировая война , к ним переехала жить его русская двоюродная бабушка. Воспитанный матерью на Вивальди и Корелли , он познакомился с Чайковским , Шуманом и Вагнером , которым его двоюродная бабушка часами играла на фортепиано. Она рассказала истории своей юности в Санкт-Петербурге, когда встретила Чайковского и Римского-Корсакова .
В 1923 году, когда ему было 17, Фречча поступил во Флорентийскую консерваторию, где подружился с композитором Луиджи Даллапикколой , который познакомил его с музыкой современной школы итальянских неоперных композиторов, таких как Джан Франческо Малипьеро , Джорджио. Федерико Гедини , Гоффредо Петрасси и Альфредо Казелла .
Фречча начал дирижировать в гараже, примыкающем к семейной вилле во Флоренции, который он превратил в студию, где он и его однокурсники играли произведения для небольшого оркестра. Он был дирижером-самоучкой и учился в основном, наблюдая за другими. Он устроился учеником в оперу во Флоренции, играл на челесте в яме, а затем мчался за кулисы, чтобы играть на фисгармонии , чтобы примадонна могла оставаться на поле.
Из Флоренции он отправился в Вену , где услышал, как Рихард Штраус дирижирует своими операми, мессы Моцарта в церквях и симфонии Брукнера и Малера в концертных залах. На вечеринке в посольстве Италии он познакомился с Францем Шальком , тогдашним музыкальным руководителем Государственной оперы. Когда Фречча выразил свое восхищение концертами молодого Вильгельма Фуртвенглера , Шальк похолодел и назвал Фуртвенглера «талантливым любителем». Но он дал Фречче пропуск на посещение репетиций в Опере, где он слышал таких певцов, как Элизабет Шуман , Лотте Леманн , Лео Слезак и Альфред Пиккавер . Он также слышал, как Шалк дирижировал венской премьерой Стравинского » «Царя Эдипа .
Затем Фречча переехал на два года в Париж , где встретил Жана Кокто , Стравинского и Пикассо . Он также встретился с пианистом Артуром Рубинштейном и композитором Морисом Равелем , которым показал тональную поэму, сочиненную им в Вене. Равель сыграл кое-что, изучил партитуру, похвалил Фреччу за его технику и оркестровку и закончил словами: «Но, мой дорогой молодой человек, все это очень хорошо, но это все Равель!»
Его дружба с композитором Хоакином Нином привела к его первой помолвке в 1929 году. Когда в Париже была сформирована балетная труппа вокруг танцовщицы Антонии Мерсе-и-Луке (известной как «Аргентина» ), Фречча был назначен помощником дирижера. Это привело к должности дирижера группы, специализирующейся на современной итальянской музыке. Поработав с ними, он вернулся в Вену, чтобы дирижировать Венским симфоническим оркестром , где его заметил венгр, только что основавший Будапештский симфонический оркестр . Фречча был назначен дирижером и познакомился с Золтаном Кодаем и Белой Бартоком . последнего Он дирижировал первым исполнением оркестровой версии «Трансильванских танцев» . В 1934 году Фречча взял оркестр в тур по Италии. Бенито Муссолини присутствовал на концерте в Риме и пригласил Фреччу встретиться с ним на следующий день в Палаццо Венеция, чтобы обсудить его взгляды на струнную секцию.
Во время визита в Нью-Йорк в 1937 году Фречча был приглашен - по рекомендации Тосканини - вернуться в следующем году, чтобы дирижировать Нью-Йоркской филармонией в серии летних концертов на стадионе Льюиссон. Почувствовав, что война в Европе неизбежна, он запросил вид на жительство в Соединенных Штатах . Через Артура Джадсона, менеджера NYPO, он согласился на участие в Гаванском филармоническом оркестре, тем самым получив возможность вернуться с Кубы по постоянной итальянской визе. Он нашел оркестр плохим ансамблем, но умело его обучил и был назначен его музыкальным руководителем в 1939–43. С ним играли солисты уровня Артура Рубинштейна и Яши Хейфеца . Именно на Кубе он подружился с Джорджем Гершвином и познакомился со своей будущей женой Марией Луизой (Неной) Аспиасу.
Через четыре года Фречча вернулась в Нью-Йорк по специальной визе. Его отвергли в армии США, и в 1944 году он стал дирижером Симфонического оркестра Нового Орлеана , где оставался в течение восьми лет. Он вернулся на Кубу в 1945 году, чтобы жениться на Нене.
В 1952 году он покинул Новый Орлеан и перешёл в Балтиморский симфонический оркестр . Фречча дебютировал в Лондоне в октябре 1954 года с Лондонским филармоническим оркестром (LPO) в Королевском фестивальном зале , дирижируя британской премьерой Сэмюэля Барбера оратории «Молитвы Кьеркегора» . Американская премьера не имела успеха, но Фречче она понравилась, и она убедила Барбера отредактировать и сократить ее. Композитор сказал ему: «Это практически твое произведение».
Фречча вернулся в Лондон на несколько лет в качестве приглашенного дирижера LPO, Филармонии , Королевского филармонического оркестра (RPO) и Симфонического оркестра BBC . В 1959 году Фречча вернулся в Италию на шесть лет в качестве дирижера оркестра RAI. За это время он дважды дирижировал концертами для Папы Иоанна XXIII . Freccia совершила несколько международных туров, проведя их в Японии в 1967 году, а затем в Австралии . В последующие годы он часто дирижировал в Монте-Карло . В течение четырех лет он дирижировал концертами с Джульярдским оркестром в Нью-Йорке. Он вернулся в Вену в 1981 году, чтобы дирижировать Оркестром Радио, а также дирижировал RPO в Лондоне в 1983 и 1986 годах на концертах Благотворительного фонда Королевских ВВС. Лондоне состоялось 15 июня 1987 года, когда он дирижировал Верди Реквиемом Его последнее выступление в в Фестивальном зале в присутствии Дианы, принцессы Уэльской, в ознаменование 30-летия со дня смерти Тосканини. Фречча много лет жила в Лондоне.
Его последний концерт состоялся в 1998 году, когда в возрасте 92 лет он дирижировал Бетховена Девятой симфонией на площади Монтепульчано .
Он сделал прекрасные записи с Берлиоза Фантастической симфонии РПО и Шостаковича Пятой симфонии с ЛПО, а также несколько дисков русского и итальянского репертуара. он аккомпанировал таким солистам, как Артуро Бенедетти Микеланджели и Эрл Уайлд В репертуаре фортепианных концертов .
Массимо Фречча опубликовал автобиографию « Звуки памяти » в 1990 году, когда ему было 84 года, в которой выразил откровенные взгляды на других дирижеров. Большинство из них, писал он, были слишком тщеславны, недоверчивы и даже порой злобны. Сэр Томас Бичем , например, «подчеркивал свою помпезность» позами и претензиями. «Ни разу меня не трогали его выступления. Я всегда находил его артистизм поверхностным». Герберт фон Караян был «нехорошим человеком». Леопольд Стоковский издавал сочный звук, но «было ощущение, что под ним скрывалось что-то фальшивое. Особенно трогательной была его речь... Он производил впечатление блестящей, разноцветно раскрашенной раковины; заглянув внутрь, можно было обнаружить бесконечную пустота." Только Тосканини избежал жестокого порицания, хотя Фречча признал, что его репутация строгого соблюдения партитуры была мифом.
Он умер 16 ноября 2004 года в возрасте 98 лет, у него осталась жена. Детей у них не было, хотя у нее была дочь от первого брака.