риманова теория

Риманова теория , в целом, относится к музыкальным теориям немецкого теоретика Гуго Римана (1849–1919). Его теоретические сочинения охватывают множество тем, включая музыкальную логику, [1] обозначения, [2] гармония, [3] мелодия, [4] фразеология, [5] история теории музыки, [6] и т. д. В частности, термин риманова теория часто относится к его теории гармонии, характеризующейся главным образом своим дуализмом и концепцией гармонических функций .
Дуализм
[ редактировать ]«Дуалистическая» система Римана для связи триад более раннего XIX века была заимствована у теоретиков гармоники . Термин «дуализм» относится к акценту на инверсионных отношениях между мажорным и минорным , при этом минорные триады считаются «перевернутыми» версиями мажорных триад ; этот «гармонический дуализм» (гармоническая полярность) и вызывает описанное выше изменение направления. См. также соответствующий термин «утональность» . [7]
Преобразования
[ редактировать ]В 1880-х годах Риман предложил систему преобразований, непосредственно связывающих триады друг с другом. Система Римана имела два класса преобразований: «Шритта» и «Векселя». [7] Шритт транспонировал одно трезвучие в другое, перемещая его на определенное количество ступеней гаммы. Например, «Quintschritt» (буквально «пятиступенчатый» на смеси латыни и немецкого языка) транспонирует трезвучие на идеальную квинту, превращая до мажор в соль мажор (вверх) или фа мажор (вниз). Вексель перевернул триаду в соответствии с теорией дуализма Римана, сопоставив большую триаду с второстепенной триадой. Например, Seitenwechsel («die Seiten wechseln» переводится как «обменять стороны») сопоставил трезвучие с его параллельным минором или мажором, преобразуя до мажор в до минор и наоборот. [7] Теория преобразований Римана легла в основу неоримановой теории , которая расширила идею преобразований за пределы основных тональных триад, которые больше всего интересовали Римана.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- ^ Музыкальная логика. Основные особенности физиологической и психологической основы нашей музыкальной системы» , Лейпциг, 1873 г.
- ^ Исследования по истории нотной записи , Лейпциг, 1878 г.; Развитие нашей нотной грамоты , Лейпциг, 1881 год; Нотная запись и нотная печать , Лейпциг, 1896 г.
- ^ Эскиз нового метода гармонии , Лейпциг, 1880 г.; «Справочник гармонии» , Лейпциг, 1887 г.; Упрощенная гармония , Лондон/Нью-Йорк, 1893 г.
- ^ Новая школа мелодии , Гамбург, 1883.
- ^ Катехизис фразировок , Лейпциг, 1890 г., 2-е издание Vademecum фразировок , 1900 г., 8-е издание как Справочник фразировок .
- ^ История теории музыки в IX – XIX веках. Века , Берлин, 1898 год.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Клюмпенхауэр, Генри, Некоторые замечания по использованию преобразований Римана , Music Theory Online 0.9 (1994).