Jump to content

Отональность и утональность

(Перенаправлено с Utonality )
5-лимитные отоны и утональности: обертоновые и «подтоновые» серии, частички 1-5 с нумерацией. Играть отональности. , Играть в аутональность , Сыграйте мажорный аккорд на C и сыграйте минорный аккорд на F .
31-лимитная отональность
13-лимитная аутальность

Отональность [1] и нетональность [2] — это термины, введенные Гарри Партчем для описания аккордов, чьи классы высоты тона являются гармониками или субгармониками данного фиксированного тона ( тождество [3] ), соответственно. Например: 1 / 1 , 2 / 1 , 3 / 1 ,... или 1 / 1 , 1 / 2 , 1 / 3 ,....

Отональность — это набор тонов, порожденный числовыми факторами (... тождествами )... над числовой константой (... числовой связью ) в знаменателе. И наоборот, утональность — это инверсия отональности, набора тонов с числовой константой в числителе над числовыми коэффициентами… в знаменателе. [4]

Определение

[ редактировать ]
Г(= 1 / 1 ), А(= 9 / 8 ), 5 B(= 5 / 4 ), 11 B(= 11 / 8 ), Д(= 3 / 2 ), 7 F(= 7 / 4 )
Отональность на G = нижняя линия ромба тональности снизу слева вверху справа.
Г(= 1 / 1 ), F(= 16 / 9 ), 5 E(= 8 / 5 ), 11 D(= 16 / 11 ), С(= 4 / 3 ), 7 A(= 8 / 7 )
Utonality под G = нижняя линия ромба тональности снизу справа вверху слева.

Утональность - это ... аккорд, который представляет собой инверсию Отональности: он образуется путем построения той же интервальной последовательности, что и у Отональности, вниз от корня аккорда, а не вверх. В данном случае аналогия проводится не с гармоническим рядом, а с субгармоническим или полутоновым рядом. [5]

Отональность [1] представляет собой совокупность высот, которые могут быть выражены в отношениях , выражающих их отношение к фиксированному тону, имеющих равные знаменатели и последовательные числители . Например, 1 / 1 , 5/4 и 3/2 как мажорный ( просто аккорд ) образуют отональность, потому что их можно записать 4 / 4 , 5 / 4 , 6/4 . Это, в свою очередь, можно записать как расширенное соотношение 4:5:6. Поэтому каждая отональность состоит из членов гармонического ряда . Точно так же отношения тональности имеют один и тот же числитель и последовательные знаменатели. 7 / 4 , 7 / 5 , 7/6 и 1 / 1 ( 7 / 7 ) образуют утональность, иногда записываемую как 1 / 4:5:6:7 или как 7/7 4 :6:5: . Поэтому каждая утональность состоит из членов субгармонического ряда . Этот термин широко используется Гарри Партчем в «Происхождении музыки» . [3]

Отональность соответствует ряду частот арифметическому или длин колеблющейся струны . Духовые инструменты естественным образом производят отональности, и действительно отональности присущи гармоникам одного основного тона. Тувинские хоомейские певцы производят отональности голосовыми органами.

Утональность [2] противоположность, соответствующая субгармоническому ряду частот или арифметическому ряду длин волн ( обратному частоте). Арифметическая пропорция «может рассматриваться как проявление утональности («минорной тональности»)». [6]

Если отональность и утональность определять широко, то всякий справедливый интонационный аккорд является одновременно и отоностью, и утональностью. Например, минорное трезвучие в основной позиции состоит из 10-й, 12-й и 15-й гармоник, а 10 / 10 , 12 / 10 и 15/10 соответствует . определению отонала Лучшее и более узкое определение требует, чтобы члены гармонического (или субгармонического) ряда были смежными. Таким образом, 4:5:6 — это отональность, а 10:12:15 — нет. (Альтернативные варианты звучания 4:5:6, такие как 5:6:8, 3:4:5:6 и т. д., предположительно, также будут отонами.) Согласно этому определению, только несколько типов аккордов квалифицируются как отональности или утональности. Единственные триады отональности — это мажорная триада 4:5:6 и уменьшенная триада 5:6:7. Единственной такой тетрадой является доминирующая седьмая тетрада 4:5:6:7.

Микротоналисты расширили концепцию отоналя и утоналя, чтобы применить его ко всем просто интонационным аккордам. Аккорд является отональным, если его нечетный предел увеличивается при мелодическом инвертировании , утональным, если его нечетный предел уменьшается, и амбитональным, если его нечетный предел остается неизменным. [7] Мелодическая инверсия не является инверсией в обычном понимании, при которой C–E–G становится E–G–C или G–C–E. Вместо этого C–E–G переворачивается и становится C–A –F. Предел нечетности аккорда — это наибольший из пределов нечетности каждого числа в расширенном соотношении аккорда. Например, мажорное триада в закрытой позиции — 4:5:6. Эти три числа имеют нечетные пределы 1, 5 и 3 соответственно. Самый большой из трех - 5, таким образом, аккорд имеет нечетный предел 5. Его мелодическая инверсия 10:12:15 имеет нечетный предел 15, что больше, поэтому мажорное трезвучие отональное. Предел нечетности аккорда не зависит от его звучания, поэтому альтернативные звучания, такие как 5:6:8, 3:4:5:6 и т. д., также являются отональными.

Все отонные аккорды являются отональными, но не все отонные аккорды являются отональными. Точно так же все тональности являются подмножеством утональных аккордов.

Мажорный девятый аккорд 8:10:12:15:18 также является отоном. Примерами амбитональных аккордов являются мажорный шестой аккорд (12:15:18:20) и мажорный септаккорд (8:10:12:15). Амбитональные аккорды часто можно разумно интерпретировать как мажорные или минорные. Например, С М6 в определенных контекстах или озвучках можно интерпретировать как Am 7 .

Связь со стандартной западной теорией музыки

[ редактировать ]

Партч сказал, что его появление в 1931 году «отональности» и «утональности» было «ускорено», когда он прочитал Генри Коуэллом обсуждение полутонов в «Новых музыкальных ресурсах » (1930). [5]

Начиная с симметричных аккордов, отонные аккорды сглаживают одну ноту, а утональные аккорды обостряют одну ноту.

5- лимитная отональность — это просто мажорный аккорд, а 5-лимитная утональность — это всего лишь минорный аккорд . Таким образом, отональность и утональность можно рассматривать как продолжение мажорной и минорной тональности соответственно. Однако, в то время как стандартная теория музыки рассматривает минорный аккорд как построенный из основного тона с минорной терцией и идеальной квинтой , утональность рассматривается как происходящая от того, что обычно считается «квинтой» аккорда. [ нужна ссылка ] так что соответствие не идеальное. Это соответствует дуалистической теории Гуго Римана :

Минор как перевернутый мажор.

В эпоху среднего темперамента , увеличенные шестые аккорды известные как немецкая шестая (или английская шестая, в зависимости от того, как она разрешается), были близки по настройке и звучанию к семипредельной отональности, называемой тетрадой . Этот аккорд может быть, например, A -CE -G. 7 ] Играть . Если стоять отдельно, то в нем есть нечто похожее на доминирующую седьмую часть, но значительно менее диссонансное. Также было высказано предположение, что аккорд Тристана , например, FBD -G ♯, можно рассматривать как утональность или 7-предельную утональную тетраду, к которой он близко приближается, если имеется в виду тональная настройка, хотя, предположительно, хуже при настройке Вагнеровский оркестр.

В то время как аккорды с 5 лимитами ассоциируют отон с мажором, а утонал с минором, аккорды с 7 лимитами , в которых 5 не используется в качестве основного фактора, меняют эту ассоциацию. Например, 6:7:9 — отональное, но минорное, а 14:18:21 — утональное, но мажорное.

Созвучие

[ редактировать ]

Хотя Партч представляет отональность и утональность как равные и симметричные понятия, при игре на большинстве физических инструментов отональность звучит гораздо более созвучно, чем подобная атональность, из-за присутствия недостающего фундаментального явления . В отональности все ноты являются элементами одного и того же гармонического ряда , поэтому они имеют тенденцию частично активировать присутствие «виртуальной» основной тональности, как если бы они были гармониками одной сложной высоты. Утональные аккорды, хотя и содержат те же диады и шероховатости, что и отонные аккорды, не имеют тенденции активировать это явление так сильно. Более подробную информацию можно найти в работе Парча. [3]

Использовать

[ редактировать ]
Мистический аккорд как 1-я , 11-я , 7-я , 5-я , 13-я и 9-я гармоники ( четверти тона приближение ). Играйте 8–14. ( Играть 7-13 )

Партч использовал в своей музыке отонные и утональные аккорды. Бен Джонстон [8] часто использует отон как расширенный тонический аккорд: 4:5:6:7:11:13 (C:E:G:B 713 ) и основывает начало третьей части своего струнного квартета № 10 на этой тринадцатипредельной отональности C. [9] происходит мистический аккорд Предполагается, что от гармоник с 8 по 14 без гармоник 12: 8:9:10:11:13:14 (C:D:E:F ↑ :A 137 ) и как гармоники с 7 по 13: 7:8:9:10:(11:)12:13 (C:D 7 вверх ногами- 7 вверх ногами7 вверх ногами:(G 7 вверх ногами- :)А 7 вверх ногами137 вверх ногами - ); оба отоны. Юрий Ландман опубликовал микротональную диаграмму, на которой сравниваются ряды отональных и утональных гамм с 12ТЕТ и гармоническим рядом . [10] Он применяет эту систему только для транспозиции с набором электрических микротональных котос .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Партч, Гарри, 1901–1974 (1974). Генезис музыки: отчет о творческой работе, ее корнях и воплощениях (второе издание, расширенное изд.). Нью-Йорк. п. 72. ИСБН  0-306-71597-Х . OCLC   624666 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Партч, Гарри, 1901–1974 (1974). Генезис музыки: отчет о творческой работе, ее корнях и воплощениях (второе издание, расширенное изд.). Нью-Йорк. п. 75. ИСБН  0-306-71597-Х . OCLC   624666 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Партч, Гарри, 1901–1974 (август 1974 г.). Генезис музыки: отчет о творческой работе, ее корнях и воплощениях (второе издание, расширенное изд.). Нью-Йорк. ISBN  0-306-71597-Х . OCLC   624666 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Гилмор, Боб (1998). Гарри Партч: Биография , стр.431, №69. Йель. ISBN   9780300065213 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилмор, Боб (1998). Гарри Партч: Биография , стр.68. Йель. ISBN   9780300065213 .
  6. ^ Партч, Гарри. Генезис музыки , стр.69. 2-е изд. Да Капо Пресс, 1974. ISBN   0-306-80106-X .
  7. ^ « Отональность и утональность », Xenharmonic Wiki . Начинается словами: «Основные понятия см. в статье Википедии «Отональность и утональность». Доступ: 18 декабря 2017 г.
  8. ^ Джонстон, Бен. (2006). «Максимальная ясность» и другие сочинения о музыке . Гилмор, Боб, 1961–2015 гг. Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-09157-5 . OCLC   811408988 .
  9. ^ Коссенс, Кэтлин; ред. (2017). Экспериментальные встречи в музыке и за ее пределами , стр.104. Левен. ISBN   9789462701106 .
  10. ^ http://www.hypercustom.nl/utonaldiagram.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa03a0a6f8a1f65ac1a1213bb21b559c__1695181140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/9c/fa03a0a6f8a1f65ac1a1213bb21b559c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Otonality and utonality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)