Свинец Валладарес
Свинец Валладарес | |
---|---|
![]() Валладарес в 1971 году | |
Рожденный | Леда Нери Валладарес Фриас 21 декабря 1919 г. Сан-Мигель де Тукуман , Аргентина |
Умер | 13 июля 2012 г. Буэнос-Айрес , Аргентина | (92 года)
Занятия |
|
Годы активности | 1940–1999 |
Леда Валладарес (21 декабря 1919 — 13 июля 2012) — аргентинская певица, автор песен, музыковед , фольклорист и поэт. Она родилась в Сан-Мигель-де-Тукуман на севере Аргентины и выросла в окружении классической европейской музыки и народной музыки индейцев, живущих в этом районе. С юных лет она училась игре на фортепиано, а в подростковом возрасте вместе со своим братом создала группу, которая исследовала народную музыку, джаз и блюз. На протяжении всей своей жизни она публиковала поэтические произведения. Хотя она начала свое обучение в Национальном университете Тукумана по специальности английский язык, через год она сменила курс и начала изучать философию и педагогику, получив высшее образование в 1948 году. Ее обучение было прервано набегом на изучение музыки в Академии изящных искусств. Искусство и независимые исследования среди исполнителей традиционной народной музыки.
После окончания учебы Валладарес некоторое время преподавал, прежде чем в начале 1950-х переехать в Париж и сформировать музыкальный дуэт с Марией Еленой Уолш . Четыре года они пели традиционную аргентинскую народную музыку в кафе и кабаре. Они вернулись в Аргентину после того, как Освободительная революция 1956 года отстранила Хуана Перона от должности. В то время в Аргентине мало ценили народную музыку, и хотя они продолжали выступать и выпускать альбомы, их аудитория была ограничена. Две женщины расстались в 1962 году, и Валладарес начала карьеру, документируя традиции народной музыки Аргентины. В период с 1960 по 1974 год в результате ее работы была выпущена серия документальных альбомов Mapa music de la argentina («Музыкальная карта Аргентины»), в которых записана и сохранена народная музыка в различных регионах страны.
С начала 1970-х годов Валладарес наводил мосты с популярными музыкантами, играющими другие стили, например рок, пытаясь остановить коммерциализацию музыки. Когда в 1983 году закончилась аргентинская диктатура, она присоединилась к Движению за реконструкцию и развитие национальной культуры и работала с другими музыкантами над представлением и сохранением музыкального наследия страны. Ее последняя большая работа América en Cueros (Америка в коже, 1992) представила более 400 народных песен со всей Америки и принесла ей признание как почетного члена ЮНЕСКО . Она была отмечена премией Konex в 1984, 1994 и 2005 годах и была первой лауреаткой Национальной премии в области этнологии и фольклора, врученной в 1996 году.
Ранняя жизнь и влияния
[ редактировать ]Леда Нери Валладарес Фриас родилась 21 декабря 1919 года в Сан-Мигель-де-Тукуман , Аргентина, в семье Авроры Фриас и Фермина Валладареса. [ 1 ] [ 2 ] Предки ее матери происходили из аристократической семьи провинции Сантьяго-дель-Эстеро , среди них были Феликс Игнасио Фриас и его сын Феликс Фриас . [ 1 ] [ 3 ] Ее отец был писателем, опубликовавшим две книги, певцом-любителем и поэтом. [ 3 ] Поскольку Тукуман был приграничным регионом, помимо европейской классической музыки, Валладарес был знаком с народной музыкой индейских народов, живущих в долинах Кальчаки . [ 4 ] Оба родителя любили петь и часто устраивали музыкальные вечера. С юных лет Вальядарес учился игре на фортепиано, сначала у Сары Каррерас. [ 5 ]
Валладарес и ее брат Роландо «Чиво» начали изучать джаз и блюз . [ 3 ] Будучи подростками, они сформировали группу под названием Fijos (фольклорный, интуитивный, джазовый, оригинальный и сюрреалистический), в которую вошли Адольфо Абалос, Мануэль Гомес Каррильо, Густаво «Свинья» Легуисамон, Энрике «Моно» Вильегас , Родриго Монтеро и Люсия Клаудия Болоньини. Мигес, позже известный как Лоис Блю . Валладарес выступала под псевдонимом Энн Кей. Выходцы из зажиточных семей, выступая вместе, стремились восстать против элитарных музыкальных вкусов. [ 6 ] Валладарес поступил в первый класс недавно созданного Национального университета Тукумана в 1939 году по специальности английский язык. Через год она сменила область обучения на философию и педагогику . [ 2 ] Валладарес жадно читал европейскую литературу, уделяя особое внимание французскому и испанскому символизму и сюрреализму . Она также интересовалась авангардной поэзией. [ 3 ] и изучал немецких философов, в том числе Франца Брентано , Иммануила Канта и Освальда Шпенглера . [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]Поэзия и позднее образование (1940–1950)
[ редактировать ]
Валладарес начал публиковать стихи в региональных журналах, таких как El mar (Море) в 1940 году и в следующем году в La pirámide (Пирамида). Она представила семь стихотворений в первом выпуске журнала Cántico (1940). [ 3 ] и продолжала публиковать сборники стихов на протяжении всей своей жизни. [ 8 ] Она подружилась с Ольгой Ороско и познакомилась с Алехандрой Писарник . благодаря этому обществу [ 9 ] [ Примечания 1 ] В 1941 году, посещая карнавальные торжества в Кафаяте , она впервые столкнулась с багуала , фольклорным стилем музыки из провинции Сальта . Она бросила изучение философии и в 1943 году посещала занятия в Academia de Bellas Artes de la Provincia (Академия изящных искусств провинции). [ 11 ] Она научилась играть на кларнете, а также пела в женском квартете, специализирующемся на музыке эпохи Возрождения . Через год она ушла, потому что не чувствовала себя способной выразить себя в классических стилях учебной программы. [ 3 ] Она отправилась в путешествие и оплатила дорогу, изучая традиционную музыку провинции Ла-Риоха , Сан-Фернандо-дель-Валле-де-Катамарка и Сан-Сальвадор-де-Жужуй . [ 12 ]
Успешно завершив учебу в области философии и образования в 1948 году, Вальядарес отправилась в Европу вместе со своей матерью и подругой Нелли Гарсиа Альварес. [ 1 ] [ 13 ] На обратном пути, когда их корабль пришвартовался в Баии , Бразилия, она наблюдала за церемонией Макумба и увидела сходство ритмов барабанного боя с чистотой музыки багуала — народной музыки, происходящей из северо-восточной Аргентины. Она прервала поездку домой и вместо этого поехала в Каракас изучать афро-венесуэльскую музыку . По возвращении в Тукуман Валладарес прочитала «Отоньо Imperdonable сборник стихов » («Непростительная осень») и начала переписку с автором Марией Еленой Уолш . [ 13 ] Валладарес принял эту должность и начал преподавать в Коста-Рике в 1950 году. [ 14 ] Решив вместе переехать в Париж, она отправилась в Панаму , где Уолш встретил ее, чтобы завершить их путешествие. в 1952 году [ 15 ] [ 16 ] В течение двух месяцев, которые они провели на борту корабля, Валладарес научила Уолш, не имевшей музыкального образования, народным песням и ритмам, которые она знала. [ 14 ] [ 15 ]
Партнерство с Марией Еленой Уолш (1952–1962).
[ редактировать ]
Приехав в Париж, Валладарес и Уолш устроили место для встреч в своей квартире и составили репертуар, включавший различные стили народной музыки из Аргентины. [ 15 ] Они сформировали дуэт Leda y María (Леда и Мария) и начали исполнять музыку, основанную на традиционных багуалах, чакарерасах , видалах и замбасах . [ 17 ] [ 15 ] Они пели в зале Сорбонны , в интеллектуальных кафе, таких как L'Ecluse , и в кабаре, таких как Crazy Horse . Они выбрали места, часто посещаемые испанскими изгнанниками, бежавшими от гражданской войны в Испании , и другими европейцами, поскольку многие аргентинцы во Франции чувствовали, что они выставляют свою страну бесхитростной, уделяя внимание народной музыке. [ 17 ] Они выступали для таких знаменитостей, как Чарли Чаплин и Пабло Пикассо , а также для Хосе Луиса Кано и его друзей. [ 17 ] [ 18 ] Они были любовниками, хотя ни один из них публично не признавал этого из-за социальных табу на однополые отношения того времени. Однако об их лесбийском партнерстве было известно, и Уолш позже признал это. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ Примечания 2 ]
Дуэт начал записывать альбомы; Первые Chants d'Argentine (Песни Аргентины) были выпущены в 1954 году. Год спустя они записали Sous le ciel de l'Argentine (Под небом Аргентины). [ 1 ] Они также сделали пробную запись для Folkways Records в 1955 году. Хотя американский этномузыковед признал Алан Ломакс качество их музыки, он отказался ее продюсировать, потому что, будучи представителями высших классов, их песни не были аутентичными. В 1956 году, после государственного переворота, отстранившего Хуана Перона от должности, Валладарес и Уолш решили вернуться в Аргентину. [ 23 ] Почти сразу же они запланировали лекцию « Эль фольклор как тарея поэтика» («Фольклор как поэтическая задача») в сопровождении некоторых своих песен в Caja Popular de Ahorros в Тукумане. Увидев праздник аргентинских народных песен в Париже, они осознали, что на их родине не было такого же признания. Пока они не расстались как пара в 1962 году, после презентации Тукумана, их выступления ограничивались интеллектуальными площадками. [ 24 ]
Этнография, музыковедение (1959–1999).
[ редактировать ]
В 1959 году Валладарес получил стипендию Национального фонда искусств на сбор народной музыки и составление карты мест музыкального наследия Аргентины. Она купила диктофон и начала путешествовать, собирая музыку из разных провинций. [ 14 ] [ 25 ] Результатом стала документальная серия альбомов, выпущенная с 1960 по 1974 год под названием Mapa music de la argentina (Музыкальная карта Аргентины) под руководством Литто Неббиа на Melopea Records. [ 22 ] [ Примечания 3 ] В 1966 году Хорхе Прелоран, режиссер-документалист, обратился к ней, чтобы проконсультировать его и фольклориста Аугусто Рауля Кортасара по поводу музыкальной части их фильма Relevamiento Cinematográfico de Expressiones Folklóricas argentinas (Кинематографический обзор аргентинских фольклорных выражений). Их сотрудничество привело к созданию серии короткометражных фильмов, в том числе «Гермогенес Кайо» и «Валле Фертил» («Плодородная долина»), снятых совместно с Национальным университетом Тукумана. [ 25 ]
В 1969 году Валладарес начал выступать в качестве солиста в учебных заведениях, используя традиционный двусторонний ручной барабан, известный как каха коплера (часто называемый просто каха ). Она набирала группы студентов, которые присоединились к ней в создании музыки. В какой-то момент в 1970-х годах вместе с ней участвовало более 30 000 студентов. Одетая в пончо , она стала символом контркультурного движения против коммерциализации музыки, которое отдалило ее от ее духовных корней, что привело ее к контакту как с рок-музыкантами, так и с классическими музыкантами. [ 28 ] Она помогала Анастасио Кироге в создании альбома Pastor de Cabras («Пастух коз»), что привело к их сотрудничеству в постановке Folklore de rancho y rascacielos («Фольклор ранчо и небоскреба») в Генеральном театре Сан-Мартин в Буэнос-Айресе с Сусаной . Лаго и Хосе Луис Кастинейра в 1971 году. [ 26 ] [ 29 ] Это привело к сотрудничеству с Лаго и ее квартетом Кабракан , в который входили Беатрис Арагор, Роберто Катарино и Хорхе Фернандес, а затем к выступлению в 1972 году в Тукумане с Лаго, Кирогой и Генри Нельсоном. Примерно в 1974 году она начала сотрудничество с Arco Iris под руководством Густаво Сантаолаллы и с чилийской группой Los Jaivas . [ 26 ] [ 30 ]
Художники и их произведения подвергались подавлению во время авторитарной военной диктатуры , правившей Аргентиной в период с 1976 по 1983 год. [ 31 ] С падением режима и возвращением к демократическому правлению в начале 1980-х годов Валладарес присоединился к другим музыкантам в Движении за реконструкцию и развитие национальной культуры. Они собрали известных певцов на серию фестивалей, посвященных музыкальному наследию Аргентины. Следуя своей более ранней музыкальной карте, она сотрудничала с Леоном Жьеко и Сантаолаллой в их постановке De Ushuaia a La Quiaca (От Усуахии до Ла Киаки) в 1985 году. [ 30 ] [ 32 ] Валладарес был удостоен в 1984, 1994 и 2005 годах премии Konex Award — национальной премии Аргентины, присуждаемой выдающимся профессионалам, чья работа имеет культурное значение. [ 33 ] [ 34 ] Ее последняя крупная работа, América en Cueros (Америка в коже, 1992), объединила более 400 народных песен со всей Америки. [ 32 ] [ 30 ] Она была признана ЮНЕСКО , которая присвоила ей звание «Почетного члена». [ 35 ] За свою работу по картированию музыкального наследия Аргентины Вальядарес была удостоена первой Национальной премии в области этнологии и фольклора в 1996 году. [ 26 ] [ 36 ] Валладарес ушел из общественной жизни в 1999 году из-за осложнений, вызванных болезнью Альцгеймера . [ 22 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Валладарес умер 13 июля 2012 года в Буэнос-Айресе. [ 37 ] В 2019 году празднования столетия со дня ее рождения прошли по всей Аргентине. [ 1 ] [ 38 ] и Día Nacional del Canto con Caja (Национальный день пения с ручным барабаном) был предложен в честь ее работы по сохранению народных традиций Аргентины. [ 39 ] Ее почитают как важную фигуру, оказавшую влияние на развитие многих аргентинских музыкантов, а также за сохранение культурного и музыкального наследия Аргентины. [ 40 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- Фрида Шульц из Мантовани ; Валладарес, Леда; Дункан, Елена (1943). Звезда в розе; стихи (на испанском языке). Ла Плата, Аргентина. OCLC 31424432 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Валладарес, Леда (1944). Их называют криком или бездной: стихи (по-испански). Тукуман, Аргентина. OCLC 28769499 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Валладарес, Леда; Андерсон Имберт, Энрике (1954). Ясенсия (на испанском языке). Мехико: Американские блокноты. ОСЛК 25360692 .
- Валладарес, Леда (1964). Мутапетес: обрывки из-под ручки (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Редакция Ледареса. OCLC 977586199 .
- Валладарес, Леда (1972). Камальма; стихи и другие озвучки (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Редакция Родольфо Алонсо. ОСЛК 1224516 .
- Валладарес, Леда (1978). Самопрезентация (на испанском языке). Тукуман, Аргентина: Центр аргентинской истории и мысли, Национальный университет Тукумана, факультет философии и литературы. OCLC 12718087 .
Дискография Леды и Марии
[ редактировать ]- 1954: Песни Аргентины (Песня мира LDY-M-4021). [ 1 ]
- 1955: Sous le ciel de l'Argentine [ Под небом Аргентины ] (London International FS 123619/WB 9113). [ 1 ]
- 1957: Между долинами и оврагами , вып. 1 и 2 (Звезды диск-жокея 10071, 15052). [ 41 ]
- 1958: Песни времени Марикастаньи (диск-жокей 77076). [ 41 ]
- 1959: Леда и Мария поют рождественские гимны (EP) (Disc Jockey TD 1007). [ 41 ]
- 1960: Songs de Tutú Marambá (EP) (Disco Plin s/n) [ 41 ]
- 1962: Песни, на которые стоит посмотреть (Диск Plin 102). [ 41 ]
- 1962: Doña Disparate y Bambuco (EP) (Disco Plin 103). [ 41 ]
- 1963: Рождество для детей (EP) (Abril Fonorama Bolsillitos 502). [ 41 ]
Другие работы
[ редактировать ]- 1964: Музыкальная партитура El reñidero к пьесе Серджио Де Чекко . [ 42 ]
- 1960–1974: Mapa music de la argentina , Melopea Records, режиссер Литто Неббиа (переиздан в 2001 году компаниями Discos del Rojas и Melopea): [ 22 ] [ 27 ]
- том. 1: Фольклорный документальный фильм о Кебрада-де-Умауака . [ 27 ]
- том. 2: Фольклорный документальный фильм о Тукумане: певцы патио и долины . [ 27 ]
- том. 3: Гора ходит в школу . [ 27 ]
- том. 4: Канто Аргентина берет свое начало на холмах и равнинах . [ 27 ]
- том. 5: Фольклорный документальный фильм Куйо . [ 27 ]
- том. 6: Фольклорный документальный фильм Сальта . [ 27 ]
- том. 7: Фольклорный документальный фильм из Сантьяго-дель-Эстеро . [ 27 ]
- том. 8: Фольклорный документальный фильм из провинции Буэнос-Айрес . [ 27 ]
- 1968: Кантикуэнто – Подборка детской музыки . [ 43 ]
- 1969: Пастух коз с Анастасио Кирогой. [ 29 ]
- 1971: Фольклор ранчо и небоскребов с Анастасио Кирогой, Сусаной Лаго и Хосе Луисом Кастинейрой де Диос в Театре Генерала Сан-Мартин . [ 29 ]
- 1985: Тот же курс с Марго Лойолой . [ 37 ]
- 1989: Крик в небе . [ 37 ]
- 1990: Крик в небе 2 . [ 37 ]
- 1992: Америка в обнаженном виде . [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По словам подруги детства Валладареса Люсии Пиоссек, у которой в 2014 и 2015 годах брала интервью академик Фабиола Оркера , и Валладарес, и Писарник были бисексуалами, хотя преобладающие отношения Валладареса были лесбийскими. [ 4 ] [ 9 ] Хотя в то время гомосексуальность редко проявлялся открыто, люди в родном городе Вальядарес знали о ее ориентации, но это рассматривалось просто как часть ее творческой эксцентричности. [ 10 ]
- ↑ К тому времени, когда Уолш публично призналась в 2008 году, [ 20 ] Валладарес жил частной жизнью из-за болезни Альцгеймера. [ 22 ]
- ^ Неясно, сколько томов составили оригинальные выпуски. В одной статье сообщается о двенадцати томах, [ 25 ] еще одиннадцать томов, [ 22 ] а третьи говорят, что девять. [ 26 ] Переиздание серии в 2001 году компаниями Discos del Rojas и Melopea содержало восемь томов. [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Витале 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Оркера 2017 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Оркера 2017 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Оркера 2015 , с. 2.
- ^ Оркера 2015 , стр. 4–5.
- ^ Оркера 2015 , с. 5.
- ^ Оркера 2015 , стр. 8.
- ^ Оркера 2017 , стр. 106–107.
- ^ Перейти обратно: а б Оркера 2017 , с. 109.
- ^ Оркера 2017 , с. 110
- ^ Оркера 2015 , стр. 6.
- ^ Оркера 2015 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Оркера 2015 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Дуранго 2019 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лопес 2019 .
- ^ Амучастеги 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с Оркера 2015 , с. 13.
- ^ Сиббальд 2010 , с. 208.
- ^ Сиббальд 2010 , с. 208, 221–223.
- ^ Перейти обратно: а б Альт 2008г .
- ^ Лиска 2018 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Литораль 2019 .
- ^ Оркера 2015 , стр. 14.
- ^ Оркера 2015 , стр. 14–15.
- ^ Перейти обратно: а б с Оркера 2015 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дуранго 2019 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Нация 2001 .
- ^ Оркера 2015 , с. 20
- ^ Перейти обратно: а б с Оркера 2015 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с Оркера 2015 , с. 21.
- ^ Арригони и Бордат 2011 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б Дуранго 2019 , стр. 4–5.
- ^ Фонд Konex 2020 .
- ^ Боррини 2007 .
- ^ Дуранго 2019 , с. 5.
- ^ Эль Комерсио 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Монтевидео Комм 2012 .
- ^ Новак 2019 .
- ^ Дуранго 2019 , с. 1.
- ^ Матти Фернандес 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Газета La Mañana из Неукена, 2012 г.
- ^ Кларин 2009 .
- ^ Альварес 2014 , с. 293.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес, Ана Паулина (2014). Педагогика проведения народной музыки испанской Латинской Америки (PDF) (доктор философии). Торонто, Онтарио: Университет Торонто.
- Амучастеги, Ирен (5 июля 2019 г.). «В поисках пения предков: Леда Валладарес в недрах Америки » . Кларин (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- Арригони, Матильда; Бордат, Элоди М. (2011). Культурные репрессии и художественное сопротивление: случай аргентинской диктатуры Ласта (PDF) . Европейский консорциум политических исследований, Исландский университет, Рейкьявик, 25–27 августа 2011 г. Хайт-Куэй, Колчестер: Европейский консорциум политических исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2016 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- Боррини, Альберто (19 сентября 2007 г.). «Реклама и маркетинг. Konex Awards: признание рекламодателей и коммуникаторов» [Publicity & Marketing. Konex Awards: Признание рекламодателей и коммуникаторов. Нация (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. Архивировано из оригинала 3 ноября 2020 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- Дуранго, Норма Х. (21 декабря 2019 г.). «(S-2272/19) Proyecto de ley» [Законодательный проект S-2272/19]. Senado.gov.ar (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина: Сенат Аргентины . Архивировано из оригинала 15 июня 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- Фернандес Матти, Бетина (11 августа 2000 г.). «Yo Fui testigo» («Я был свидетелем»). Страница/12 (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. Архивировано из оригинала 13 июня 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- Лиска, Мерседес (сентябрь 2018). «Биографии женщин-музыкантов: сюжеты пола и сексуальности в смыслах музыкального творчества Марии Елены Уолш » . Децентрированный (на испанском языке). 2 (2). Буэнос-Айрес, Аргентина: Национальный университет Ла-Платы : 1–10. ISSN 2545-7284 . Архивировано из оригинала 12 июня 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- Лопес, Аналия Даниэла (1 февраля 2019 г.). «Мария Елена, жизнь за пределами фантазий» [Мария Елена: Жизнь за пределами фантазий]. Журнал Furias (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- Новак, Хуан Игнасио (9 ноября 2019 г.). «Compartir el canto» [Поделись песней]. Эль Литораль (на испанском языке). Санта-Фе, Аргентина. Архивировано из оригинала 18 декабря 2019 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- Оркера, Фабиола (декабрь 2015 г.). «Музыкальный проект Леды Валладарес : от романтического субстрата к древней, авангардной концепции аргентинской идентичности». Корпус (на испанском языке). 5 (2). Санта-Роза, Аргентина: Научно-технологический центр CONICET, Национальный университет Ла-Пампы: 1–30. doi : 10.4000/corpusarchivos.1479 . hdl : 11336/55035 . ISSN 1853-8037 . OCLC 5948908129 . Проверено 13 июня 2020 г.
- Оркера, Фабиола (декабрь 2017 г.). « Леда Валладарес, поэтесса: экзистенциальный мистицизм в провинциальной литературной сфере» [ Леда Валладарес, Поэт: Экзистенциальный мистицизм в провинциальной литературной сфере] (PDF) . Acta Poética (на испанском языке). 38 (2). Мехико: Институт философских исследований УНАМ: 101–122. дои : 10.19130/iifl.ap.2017.2.803 . ISSN 0185-3082 . OCLC 7374525096 . Проверено 13 июня 2020 г.
- Сиббальд, К.М. (осень 2010 г.). «Прогулка и автобиография (Кармен Конде и Мария Елена Уолш)». Канадский журнал латиноамериканских исследований . 35 (1). Эдмонтон, Альберта: Университет Альберты для Канадской ассоциации латиноамериканцев: 205–228. ISSN 0384-8167 . JSTOR 23055675 .
- Виола, Лилиана (12 декабря 2008 г.). «Невесты прошлых лет» [Помолвлены прошлых лет]. Страница/12 (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. из оригинала 12 июня. Архивировано Получено 14 июня.
- Витале, Кристиан (21 декабря 2019 г.). «Леда Валладарес, распространительница древней песни» [Леда Валладарес: Распространитель древней песни]. Страница/12 (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. Архивировано из оригинала 13 января 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- «Прощай, Тукуман Мун: Леда Валладарес умерла» [Прощай, Тукуман Мун: Леда Валладарес умерла] Montevideo Comm (на испанском языке). Монтевидео, Уругвай. 13 июля 2012 г. Архивировано из 29 ноября. оригинала Получено 14 июня.
- «Критика: Эль Реньидеро; Электра в окрестностях Палермо» [Критика: Эль Реньидеро; Электра в окрестностях Палермо]. Кларин (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. 23 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2020 г. . Проверено 14 июня 2020 г.
- «Записи, отражающие страстную задачу » Ла Насьон (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина. 7 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2020 г. Проверено 14 июня 2020 г.
- «Леда Валладарес» . fundacionkonex.org (на испанском языке). Буэнос-Айрес: Фонд Konex . 2020 . Проверено 15 июня 2020 г.
- « Леда Валладарес является основной ячейкой аргентинского фольклора». Эль Литораль (на испанском языке). Санта-Фе, Аргентина. 19 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- «Леда Валладарес умерла в 92 года». Газета La Mañana из Неукена (на испанском языке). Неукен, Аргентина. 13 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2020 г. . Проверено 14 июня 2020 г.
- «Умерла поэтесса и певица Леда Валладарес» . Эль Комерсио (на испанском языке). Кито, Эквидор. 13 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2018 года . Проверено 15 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1919 рождений
- смертей в 2012 г.
- Люди из Сан-Мигель-де-Тукуман
- Выпускники Национального университета Тукумана
- Аргентинские бисексуальные женщины
- Аргентинские певицы XX века
- Аргентинские женщины-певицы и авторы песен
- Аргентинские певцы и авторы песен
- Аргентинские музыковеды
- Аргентинские фольклористы
- Аргентинские женщины-фольклористки
- Аргентинские авторы песен ЛГБТ
- Аргентинские певцы ЛГБТ
- Бисексуальные женщины-музыканты
- Аргентинские женщины-музыковеды
- Бисексуальные певцы
- Бисексуальные авторы песен
- ЛГБТ в латиноамериканской музыке
- Женщины в латинской музыке