Эйр-Кобот
Страна | Франция |
---|---|
Тип | Кобот |
Веб-сайт | аэрокобот |
Air-Cobot ( Aircraft способного Inspection Enhanced by sma R t & Collaborative r OBOT ) — французский научно-исследовательский проект колесного коллаборативного мобильного робота, проверять самолеты во время операций по техническому обслуживанию. В этом многопартнерском проекте участвуют исследовательские лаборатории и промышленность. Исследования этого прототипа проводились в трех областях: автономная навигация , сотрудничество человека и робота и неразрушающий контроль .
Air-Cobot представлен как первый колесный робот, способный выполнять визуальный осмотр самолетов. Ранее рассматривались инспекционные роботы, использующие другие типы датчиков, например, европейский проект Robair. С момента запуска проекта другие решения на основе обработки изображений начали разрабатываться и , такие как EasyJet с дроном , рой дронов от тулузской компании Donecle и проект Aircam аэрокосмического производителя Airbus.
С момента начала проекта в 2013 году робот Air-Cobot предназначен для проверки нижних частей самолета. В продолжении проекта есть перспектива сопряжения с дроном для осмотра верхних частей самолета. В октябре 2016 года Airbus Group запустила исследовательский проект ангара будущего в Сингапуре. В него включены роботы из проектов Air-Cobot и Aircam.
Описание проекта
[ редактировать ]Цели
[ редактировать ]Запущенный в январе 2013 года, [1] Проект является частью программы Межминистерского фонда Aerospace Valley , бизнес-кластера на юго-западе Франции. [2] При бюджете более миллиона евро , [3] Air-Cobot стремится разработать инновационного коллаборативного мобильного робота , автономного в своих движениях и способного выполнять проверку самолета с помощью неразрушающего контроля датчиков во время предполетной подготовки или во время операций технического обслуживания в ангаре . [2] [4] Тестирование проводилось на площадках Airbus и Air France Industries . [5]
Партнеры
[ редактировать ]Руководитель проекта — Akka Technologies. Есть два академических партнера; Akka Technologies и еще четыре компании входят в число пяти коммерческих партнеров. [6]
- Академические партнеры
- Арминес и Институт Клемана Адера из Горной школы Альби-Кармо отвечают за неразрушающий контроль . [6] [7]
- Лаборатория системного анализа и архитектуры (LAAS-CNRS) с командой робототехники, действий и восприятия (RAP) занимается автономной навигацией . [6] [7] [8]
- Промышленные партнеры
- Akka Technologies, в частности центр исследований и разработок Akka Research Toulouse, возглавляет проект и привносит свои навыки в анализе изображений , навигации и обслуживании самолетов. [3] [6] [7] [9]
- Airbus Innovations является инициатором проекта, предоставляя CAD-модели Airbus A320 и разрабатывая сценарии эксплуатации. [3] [6] [7]
- 2MoRO Solutions, компания, базирующаяся во Французской Стране Басков, отвечает за информационную систему по техническому обслуживанию. [6] [7]
- M3 System, компания из Тулузы, занимается решением наружной локализации на основе системы глобального позиционирования (GPS). [6] [7] [10]
- Компания Sterela, расположенная на юге Тулузы, предоставляет мобильную платформу 4MOB. [6] [7] [11]
Проектное финансирование
[ редактировать ]Финансирование проекта обеспечивается государственным инвестиционным банком , Региональным советом Аквитании , Советом департаментов Атлантических Пиренеев, Региональным советом Юг-Пиренеи и Европейским Союзом . [12]
Ожидаемые выгоды
[ редактировать ]Самолеты проверяются во время операций по техническому обслуживанию либо на открытом воздухе в аэропорту между рейсами, либо в ангаре для более длительных проверок. Эти проверки проводятся в основном людьми-операторами визуально, а иногда и с использованием инструментов для оценки дефектов. [А 1] Проект направлен на улучшение проверок самолетов и отслеживаемости. База данных, посвященная каждому типу самолета, содержащая изображения и трехмерные сканы, будет обновляться после каждого технического обслуживания. Это позволяет, например, оценить распространение трещины. [4] [13]
Глаза человека-оператора со временем устают, а автоматическое решение обеспечивает надежность и повторяемость проверок. Сокращение времени, затрачиваемого на проверки, является основной целью производителей самолетов и авиакомпаний. Если операции по техническому обслуживанию будут проводиться быстрее, это оптимизирует эксплуатационную готовность самолетов и снизит эксплуатационные расходы на техническое обслуживание. [4] [13]
Роботизированное оборудование
[ редактировать ]Все электронное оборудование перевозится на мобильной платформе 4MOB производства Sterela. Внедорожная платформа, оснащенная полным приводом, может двигаться со скоростью 2 метра в секунду (7,2 километра в час (4,47 миль в час)). [11] обеспечивает Литий-ионный аккумулятор время работы восемь часов. Два бампера расположены спереди и сзади. Это бамперы для обнаружения препятствий. Они останавливают платформу, если их сжать. [11]
Кобот весит 230 килограммов (507 фунтов). Он имеет два компьютера, один из которых работает под управлением Linux для автономного навигационного модуля, а другой с Windows для модуля неразрушающего контроля . Робот оснащен несколькими датчиками. камера с панорамированием , наклоном и масштабированием производства Axis Communications и 3D-сканер Eva производства Artec 3D Для контроля предназначены . Датчики навигации представляют собой инерциальный измерительный блок ; две скамейки, каждая из которых оснащена двумя камерами PointGrey; два лазерных дальномера «Хокуё»; и модуль GPS, разработанный M3 Systems, который позволяет выполнять задачи геозонирования на открытом воздухе. [3] [7]
Автономная навигация
[ редактировать ]Автономная навигация робота Air-Cobot осуществляется в два этапа. Первый — навигация в аэропорту или на заводе — позволяет роботу приближаться к самолету. Вторая навигация вокруг самолета позволяет роботу позиционироваться в контрольных точках, указанных в виртуальной модели самолета. Кроме того, робот должен оказаться в динамичной среде, в которой движутся люди и транспортные средства. Для решения этой проблемы предусмотрен модуль обхода препятствий. Многие навигационные алгоритмы постоянно работают на роботе с ограничениями в реальном времени. Ведутся поиски по оптимизации вычислительного времени. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ]
Навигация в аэропорту или на заводе
[ редактировать ]На открытом воздухе робот может добраться до места проверки, определив местоположение с помощью данных глобальной системы позиционирования (GPS). Устройство GPS, разработанное M3 Systems, позволяет использовать геозоны . В аэропорту робот работает в выделенных навигационных коридорах, соблюдая ограничения скорости. Оповещения отправляются оператору, если робот попадает в запрещенную зону или превышает заданную скорость. [10] [А 2]
Другой алгоритм, основанный на компьютерном зрении , обеспечивает в режиме реального времени обнаружение разметки полосы движения. Когда они видны, нарисованные полосы на земле могут предоставить дополнительные данные системе позиционирования, чтобы обеспечить более безопасные траектории. [А 3] В помещении или на открытом воздухе, где информация GPS недоступна, кобот можно переключить в режим следования, чтобы двигаться позади человека-оператора и следовать за ним или за ним к самолету для проверки. [14] [А 2]
Навигация вокруг самолета
[ редактировать ]Для проведения проверки робот должен перемещаться по самолету и добираться до контрольных точек, вызванных в виртуальной модели самолета. Положение самолета в аэропорту или на заводе точно неизвестно; коботу необходимо обнаружить самолет, чтобы узнать его положение и ориентацию относительно самолета. Для этого робот может определить свое местоположение либо с помощью лазерных данных своих лазерных дальномеров, либо с помощью лазерных данных, полученных от его лазерных дальномеров. [А 4] или с данными изображения с его камер. [А 1] [А 5]
Рядом с самолетом трехмерное облако точек получается путем изменения ориентации датчиков лазерного сканирования, закрепленных на поворотно-наклонных устройствах. После фильтрации данных для удаления напольных или недостаточно крупных кластеров точек используется метод совмещения с моделью самолета для оценки статической ориентации робота. Робот перемещается и удерживает эту ориентацию, учитывая одометрию своего колеса, инерционную единицу и визуальную одометрию. [А 4]
Лазерные данные также используются горизонтально в двух измерениях. Алгоритм обеспечивает оценку положения робота в режиме реального времени, когда видно достаточное количество элементов шасси и двигателей. Индекс уверенности рассчитывается на основе количества предметов, собранных лазерами. Если достигнута высокая достоверность данных, позиция обновляется. Этот режим особенно используется, когда робот движется под самолетом. [А 4]
Для визуальной локализации робот оценивает свое положение относительно самолета, используя визуальные элементы (двери, окна, шины, статические иллюминаторы и т. д.) самолета. В ходе эволюции робота эти визуальные элементы извлекаются из трехмерной виртуальной модели самолета и проецируются в плоскость изображения камер. Проецируемые формы используются для распознавания образов, чтобы обнаружить эти визуальные элементы. [А 5] Другой используемый метод обнаружения основан на извлечении признаков с помощью подхода ускоренных устойчивых функций (SURF). Выполняется сопоставление изображений каждого обнаруживаемого элемента и фактической сцены. [А 1]
Обнаруживая и отслеживая визуальные ориентиры, помимо оценки своего положения относительно самолета, робот может выполнять визуальное отслеживание . [А 6] Исследования зрения также проводятся по одновременной локализации и картированию (SLAM). [А 7] [А 8] Рассматривается возможность объединения информации между двумя методами получения и лазерным зрением. Искусственный интеллект, управляющий различными локациями, также находится на рассмотрении. [А 4] [А 1]
Объезд препятствий
[ редактировать ]В обоих режимах навигации Air-Cobot также способен обнаруживать, отслеживать, идентифицировать и избегать препятствий на своем пути. Лазерные данные от лазерных датчиков дальности и визуальные данные от камер можно использовать для обнаружения, мониторинга и идентификации препятствий. Обнаружение и мониторинг лучше по двумерным лазерным данным, а идентификация проще по изображениям с камер; эти два метода дополняют друг друга. Информацию из лазерных данных можно использовать для разграничения рабочих областей на изображении. [А 6] [А 9] [А 10]
Робот имеет несколько возможных ответов на любые препятствия. Они будут зависеть от окружающей среды (навигационный коридор, асфальтированная площадка без большого количества препятствий, захламленная внутренняя среда и т. д.) в момент встречи с препятствием. Он может останавливаться и ждать перерыва в движении, или избегать препятствий, используя технику, основанную на спирали, или планировать траектории движения . [А 6] [А 10]
Оптимизация времени вычислений
[ редактировать ]Учитывая количество навигационных алгоритмов, вычисляющих одновременно для предоставления всей информации в реальном времени, были проведены исследования по улучшению времени вычислений некоторых численных методов с использованием программируемых пользователем вентильных матриц . [А 11] [А 12] [А 13] Исследование было сосредоточено на визуальном восприятии. Первая часть была сосредоточена на одновременной локализации и отображении с помощью расширенного фильтра Калмана , который оценивает состояние динамической системы по ряду зашумленных или неполных показателей. [А 11] [А 13] Второй сосредоточился на местоположении и обнаружении препятствий. [А 12]
Неразрушающий контроль
[ редактировать ]Анализ изображений
[ редактировать ]После того, как робот занял позицию для визуального осмотра, он выполняет съемку с помощью камеры с панорамированием, наклоном и масштабированием . Происходит несколько шагов: наведение камеры, определение проверяемого элемента, при необходимости повторное наведение и масштабирование с помощью камеры, получение изображения и проверка. Анализ изображения используется на дверях, чтобы определить, открыты они или закрыты; о наличии или отсутствии защиты определенного оборудования; состояние лопастей ТРДД или износ шин шасси . [А 14] [А 15] [А 16] [А 17]
При обнаружении используется распознавание образов правильных форм (прямоугольники, круги, эллипсы). 3D-модель проверяемого элемента можно проецировать в плоскости изображения для получения более сложных форм. Оценка основана на таких показателях, как однородность сегментированных областей, выпуклость их форм или периодичность интенсивности пикселей изображения. [А 14]
Извлечение признаков с использованием ускоренных робастных функций (SURF) также позволяет выполнять проверку определенных элементов, имеющих два возможных состояния, например, датчики Пито или статические порты , закрытые или незакрытые. Сопоставление осуществляется между изображениями проверяемого элемента в разных состояниях и присутствующими на сцене. Для проверки этих простых объектов анализ во время навигации возможен и предпочтителен из-за экономии времени. [А 1] [А 18]
Анализ облака точек
[ редактировать ]После подготовки к сканированию пантограф поднимает 3D-сканер на фюзеляж. Устройство поворотно-наклонного механизма перемещает сканирующее устройство для получения изображения корпуса. Сравнивая полученные данные с трехмерной моделью самолета, алгоритмы способны диагностировать любые неисправности в конструкции фюзеляжа и предоставлять информацию об их форме, размере и глубине. [15] [А 19] [А 20]
Перемещая поворотно-наклонные устройства лазерных дальномеров, также можно получить облако точек в трех измерениях. Техническая корректировка модели самолета и облака точек сцены уже используется в навигации для оценки статического положения робота. Планируется произвести целевые осмотры, более простые в плане передвижения, для проверки отсутствия колодок перед колесами шасси или правильности закрытия защелок капота двигателя . [А 4]
Совместная работа человека и робота
[ редактировать ]Как следует из названия проекта, мобильный робот — это кобот — коллаборативный робот. На этапах навигации и проверки робота сопровождает человек-оператор; при необходимости он может взять управление на себя, добавить задачи проверки, отметить дефект, которого нет в списке проверок робота, или подтвердить результаты. В случае предполетных проверок диагноз обхода передается пилоту, который принимает решение о взлете или нет. [7] [14] [А 21]
Другие решения для роботизированной инспекции
[ редактировать ]Европейский проект Грабитель
[ редактировать ]Инспекционный робот европейского проекта Robair, финансируемого с 2001 по 2003 год, предназначен для установки на крыльях и фюзеляже самолета для проверки рядов заклепок. Для перемещения робот использует гибкую сеть пневматических присосок , регулируемых по поверхности. Он может проверять линии заклепок с помощью ультразвуковых волн , вихревых токов и термографических методов. Он обнаруживает незакрепленные заклепки и трещины. [16] [17] [18]
EasyJet дрон
[ редактировать ]Авиакомпания EasyJet заинтересована в досмотре самолетов с помощью дронов. Первый осмотр он провел в 2015 году. Оснащенный лазерными датчиками и камерой высокого разрешения, дрон выполняет автономный полет вокруг самолета. Он генерирует трехмерное изображение самолета и передает его технику. Затем оператор может перемещаться по этому представлению и масштабировать его, чтобы отобразить изображение некоторых частей самолета в высоком разрешении. Затем оператор должен визуально диагностировать наличие или отсутствие дефектов. Такой подход позволяет избежать использования платформ для наблюдения за верхними частями самолета. [19]
Донекль дрон
[ редактировать ]Основанная в 2015 году Donecle стартап из Тулузы также запустила подход к использованию дронов, который изначально специализировался на обнаружении ударов молний в самолетах. [20] [21] Осмотр, выполняемый пятью людьми, оснащенными ремнями безопасности и платформами, обычно занимает около восьми часов. Остановка самолета и персонала обходится авиакомпаниям дорого, по оценкам, в 10 000 долларов в час. Решение, предложенное стартапом, длится двадцать минут. [21]
Donecle использует группу дронов, оснащенных лазерными датчиками и микрокамерами. Алгоритмы автоматического обнаружения дефектов, обученные на существующей базе данных изображений с помощью программного обеспечения машинного обучения , способны идентифицировать различные элементы: неровности текстуры, датчики Пито , заклепки, отверстия, текст, дефекты, коррозию , масляные пятна. Отчет о повреждении отправляется на сенсорную панель оператора с указанием каждой области интереса и предлагаемой классификации с процентом вероятности . После рассмотрения изображений вердикт выносит квалифицированный инспектор. [21]
Продолжение проекта
[ редактировать ]В 2015 году в интервью французскому еженедельному журналу Air & Cosmos Жан-Шарль Маркос, главный исполнительный директор (генеральный директор) Akka Research, объяснил, что после разработки и выхода на рынок Air-Cobot должен стоить от 100 000 до 200 000 евро. Он мог бы удовлетворить как гражданские потребности в неразрушающем контроле , так и военные. [3] Возможным продолжением проекта может стать использование робота на самолетах крупнее Airbus A320 . Генеральный директор также сообщил, что Akka Technologies планирует работать над дуэтом роботов для проверки: одна и та же мобильная платформа для нижних частей и дрон для верхних частей. Если финансирование будет выделено, то второй этап будет проходить в период 2017–2020 годов. [3]
На авиашоу в Сингапуре в феврале 2016 года Airbus Group представила Air-Cobot и его использование в своем видении ангара будущего. [22] В том же месяце правительство Сингапура привлекло Airbus Group, чтобы помочь местным поставщикам услуг по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации оставаться конкурентоспособными по сравнению с соседними странами, такими как Индонезия , Таиланд и Филиппины , которые дешевле. Для повышения производительности Airbus Group в октябре 2016 года запускает испытательный ангар, где новые технологии можно будет тестировать . При входе в ангар камеры изучают самолет на предмет повреждений. Мобильные роботы, такие как проект Air-Cobot, и дроны, такие как проект Aircam, проводят более детальные проверки. [23]
Во время 14-й Международной конференции по дистанционному проектированию и виртуальным инструментам в марте 2017 года компания Akka Research Toulouse, один из центров исследований и разработок Akka Technologies, представила свое видение аэропорта будущего . [А 2] Помимо Air-Cobot, предыдущим шагом в этом направлении исследований является Co-Friend, интеллектуальная система видеонаблюдения для мониторинга и улучшения работы аэропорта. [А 2] [24] Будущие исследования будут сосредоточены на управлении этими операциями, автономных транспортных средствах , неразрушающем контроле и взаимодействии человека и машины для повышения эффективности и безопасности в аэропортах. [А 2] С августа 2017 года робот раз в месяц приезжает в Aeroscopia , музей воздухоплавания Бланьяка . Исследователи проекта используют коллекцию для тестирования робота и сбора данных о других моделях самолетов, таких как Airbus A400M , Airbus A300 и Sud-Aviation SE 210 Caravelle . [25]
Связь
[ редактировать ]подала патент 23 октября 2014 года компания Airbus . [26] С 2014 по 2016 год робот был представлен на пяти выставках, включая Paris Air Show 2015, [1] [27] [28] и Сингапурское авиашоу 2016. [22] [29] Исследования, разработанные в рамках проекта, были представлены на восемнадцати конференциях. Опубликована двадцать одна научная статья, семнадцать материалов конференций и четыре журнальные статьи. [30] Часть публикаций посвящена навигации и/или инспекциям Air-Cobot, а остальная часть посвящена конкретным численным методам или аппаратным решениям, связанным с проблемами проекта. В ходе международной конференции Machine Control and Guidance (MCG) 2016 года приз за лучшую итоговую заявку вручается авторам публикации « Сотрудничество человека и робота для проведения инспекций самолетов в рабочих условиях» . [31]
17 апреля 2015 года Airbus Group разместила на своем канале YouTube презентационное видео проекта, снятое коммуникационным агентством Clipatize. [14] [32] 25 сентября 2015 года компания Toulouse métropole транслирует рекламный видеоролик на своем канале YouTube. Мегаполис Тулуза представлен как привлекательная экосистема, способная строить будущее, и подчеркивает свою известность на международном уровне. Демонстратор Air-Cobot был выбран для иллюстрации исследований робототехники в этом мегаполисе. [33] Расположенный в лаборатории анализа и архитектуры систем , во время разработки исследователи или инженеры, работающие над проектом, регулярно проводят демонстрацию посетителям (сторонним исследователям, промышленным партнерам или студентам); он также был продемонстрирован широкой публике во время Праздника науки 2015 года. [34] Airbus Group 17 февраля 2016 года транслировала на YouTube видеопрезентацию своего видения ангара будущего, в котором она планирует использовать Air-Cobot. [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Научные публикации проекта
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Виллемо, Ларнье и Вето 2016 , РФИА
- ^ Jump up to: а б с д и Донадио и др. 2017 , ОБ.
- ^ Fine, Bazot & Larnier 2017 , ECMSM
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фрежавиль, Ларнье и Вето 2016 , РФИА
- ^ Jump up to: а б с Йованчевич и др. 2016 , ИКРАМ
- ^ Jump up to: а б с Футтерлиб, Каденат и Сентенак 2014 , ICINCO
- ^ Эспарса-Хименес, Деви и Гордилло 2014 , FUSION
- ^ Эспарса-Хименес, Деви и Гордилло 2016 , Датчики
- ^ Лакруф и др. 2017 , ИКМИЭ
- ^ Jump up to: а б Лека и др. 2019 , ЭКЦ
- ^ Jump up to: а б Tertei, Piat & Devy 2014 , ReConFig
- ^ Jump up to: а б Алхамви, Вандепортаэле и Пиат 2015 , ICVS
- ^ Jump up to: а б Тертей, Пиат и Деви 2016 , ЦВЕ
- ^ Jump up to: а б с Йованчевич и др. 2015 , ЖЭИ
- ^ Йованчевич и др. 2015а , ККАВ
- ^ Йованчевич и др. 2015б , ЦМОИ
- ^ Йованчевич и др. 2016 , МЕКО
- ^ Лейва и др. 2017 , ЭЦМСМ
- ^ Йованчевич и др. 2017 , И2М
- ^ Бауда, Grenwelge & Larnier 2018 , ETRSS
- ^ Донадио и др. 2016 , МКГ
Слушания
[ редактировать ]- Футтерлиб, Маркус; Кадена, Вивиан; Сентенак, Тьерри (2014). «Навигационная система, сочетающая в себе визуальное обслуживание и методы спирального обхода препятствий» . Информатика в управлении, автоматизации и робототехнике (ICINCO), 11-я Международная конференция 2014 г., Вена : 57–64.
- Эспарса-Хименес, Джордж Отон; Деви, Мишель; Гордилло, Джозеф Луи (2014). «SLAM на основе EKF, объединяющий разнородные ориентиры» . 17-я Международная конференция по объединению информации (FUSION) : 1–8.
- Тертей, Даниэль Тортей; Пиат, Джонатан; Деви, Мишель (2014). «Разработка FPGA и реализация ускорителя на основе матричного умножителя для 3D EKF SLAM» . Международная конференция по реконфигурируемым вычислениям и FPGA (ReConfig14) : 1–6.
- Йованчевич, Игорь; Орте, Жан-Жозеф; Сентенак, Тьерри; Гилблас, Реми (апрель 2015 г.). Мериадо, Фабрис; Обретон, Оливье (ред.). «Автоматизированный визуальный осмотр внешнего вида самолета» . Труды SPIE . Двенадцатая международная конференция по контролю качества с помощью искусственного зрения, 2015. 9534 : 95340Y. Бибкод : 2015SPIE.9534E..0YJ . дои : 10.1117/12.2182811 . S2CID 29158717 .
- (на французском языке) Йованчевич, Игорь; Ортеу, Жан-Жозе; Сентенак, Тьерри; Жильблас, Реми (ноябрь 2015b). «Осмотр воздушного судна с помощью мультисенсорной системы, переносимой мобильным роботом» . Материалы 14-го симпозиума по оптическим методам и технике для промышленности .
- Альхамви, Али; Вандепортаэле, Бертран; Пиат, Джонатан (2015). «Система видения в реальном времени для обнаружения и локализации препятствий на FPGA» . Системы компьютерного зрения – 10-я Международная конференция ICVS 2015 : 80–90.
- Йованчевич, Игорь; Виана, Илисио; Ортеу, Жан-Жозе; Сентенак, Тьерри; Ларнье, Станислас (февраль 2016 г.). «Сопоставление модели САПР и функций изображения для навигации робота и проверки воздушного судна» . Материалы 5-й Международной конференции по приложениям и методам распознавания образов (PDF) . Международная конференция по приложениям и методам распознавания образов . стр. 359–366. дои : 10.5220/0005756303590366 . ISBN 978-989-758-173-1 .
- Йованчевич, Игорь; Арафат, Ал; Ортеу, Жан-Жозе; Сентенак, Тьерри (2016). «Проверка шин самолета методами обработки изображений» . 5-я Средиземноморская конференция по встраиваемым вычислениям .
- (на французском языке) Фрежавиль, Жереми; Ларнье, Станислас; Вето, Стефан (2016). «Локализация по лазерным данным робота, перемещающегося вокруг самолета» . Материалы конференции «Распознавание образов и искусственный интеллект» .
- (на французском языке) Виллемо, Танги; Ларнье, Станислас; Вето, Стефан (2016). «Обнаружение визуальных ориентиров для навигации автономного робота вокруг воздушного судна и его осмотр» . Материалы конференции «Распознавание образов и искусственный интеллект» .
- Донадио, Фредерик; Фрежавиль, Жереми; Ларнье, Станислас; Вето, Стефан (2016). «Сотрудничество человека и робота для проведения проверки самолетов в рабочей среде» (PDF) . Материалы V Международной конференции по управлению и наведению машин .
- Лакруф, Мустафа; Ларнье, Станислас; Деви, Мишель; Ачур, Нуара (2017). «Обнаружение движущихся препятствий и наведение камеры для приложений мобильных роботов» . Материалы 3-й Международной конференции по мехатронике и робототехнике . стр. 57–62. дои : 10.1145/3068796.3068816 . ISBN 9781450352802 . S2CID 2361994 .
- Донадио, Фредерик; Фрежавиль, Жереми; Ларнье, Станислас; Вето, Стефан (2017). «Искусственный интеллект и коллаборативный робот для улучшения работы аэропорта». Материалы 14-й Международной конференции по дистанционному проектированию и виртуальному приборостроению .
- Бауда, Мари-Анн; Базо, Сесиль; Ларнье, Станислас (2017). «Анализ разметки местности в режиме реального времени для определения безопасных траекторий автономных мобильных роботов». Международный семинар IEEE по электронике, управлению, измерению, сигналам и их применению в мехатронике (ECMSM) 2017 . стр. 1–6. дои : 10.1109/ECMSM.2017.7945887 . ISBN 978-1-5090-5582-1 . S2CID 25210956 .
- Лейва, Хавьер Рамирес; Виллемо, Танги; Дангумо, Гийом; Бауда, Мари-Анн; Ларнье, Станислас (2017). «Автоматическое визуальное обнаружение и проверка элементов экстерьера самолета». Международный семинар IEEE по электронике, управлению, измерению, сигналам и их применению в мехатронике (ECMSM) 2017 . стр. 1–5. дои : 10.1109/ECMSM.2017.7945885 . ISBN 978-1-5090-5582-1 . S2CID 9052556 .
- Бауда, Мари-Анн; Гренвельге, Алекс; Ларнье, Станислас (2018). «Позиционирование 3D-сканера для проверки поверхности самолета» (PDF) . Труды Европейского конгресса по встраиваемому программному обеспечению и системам реального времени .
- Лека, Дмитрий; Кадена, Вивиан; Сентенак, Тьерри; Дюран-Петитевиль, Адриен; Гуэбо, Фредерик; Ле Флешер, Эмиль (2019). «Обход препятствий на основе датчиков с использованием спиральных контроллеров для робота для технического обслуживания самолетов» . Материалы Европейской конференции по контролю : 2083–2089.
Журнальные статьи
[ редактировать ]- Йованчевич, Игорь; Ларнье, Станислас; Ортеу, Жан-Жозе; Сентенак, Тьерри (ноябрь 2015 г.). «Автоматизированный внешний осмотр самолета с помощью поворотно-наклонной камеры, установленной на мобильном роботе» . Журнал электронных изображений . 24 (6): 061110. Бибкод : 2015JEI....24f1110J . дои : 10.1117/1.JEI.24.6.061110 . S2CID 29167101 .
- Эспарса-Хименес, Хорхе Отон; Деви, Мишель; Гордилло, Хосе Луис (2016). «SLAM на основе EKF, объединяющий разнородные ориентиры» . Датчики . 16 (4): 489. дои : 10.3390/s16040489 . ПМК 4851003 . ПМИД 27070602 .
- Тертей, Даниэль Тортей; Пиат, Джонатан; Деви, Мишель (2016). «FPGA-проектирование блочного ускорителя EKF для 3D визуального SLAM» . Компьютеры и электротехника .
- Йованчевич, Игорь; Фам, Уи-Хьеу; Ортеу, Жан-Жозе; Гилблас, Реми; Харвент, Жак; Морис, Ксавье; Брет, Людовик (2017). «Обнаружение и характеристика поверхностных дефектов путем анализа трехмерных облаков точек, предоставляемых сканером» . Приборы, измерения, метрология, Лавуазье (на французском языке). 16 :261–282.
Отчеты о кандидатской диссертации
[ редактировать ]- Йованцевич, Игорь (2016). Внешний осмотр самолета с помощью камеры Pan-Tilt-Zoom и 3D-сканера, перемещаемого мобильным роботом: обработка 2D-изображения и анализ 3D-облака точек . Национальная горная школа Альби-Кармо.
- Футтерлиб, Маркус (2017). Навигация на основе видения в динамичной среде . Университет Поля Сабатье .
Другие ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Ксавье Мартинадж (17 июня 2015 г.). «Аэро-Кобот: робот, от которого будет зависеть ваша безопасность» . lci.tf1.fr. Информационный канал . Архивировано из оригинала 3 января 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) «Аэро-Кобот: новый метод визуального осмотра самолетов» . конкурентоспособность.gouv.fr . Кластеры конкурентоспособности. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на французском языке) Оливье Констан (11 сентября 2015 г.). «Проект Air-Cobot продолжается» . Воздух и Космос (2487) . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с (на французском языке) «Доклад о деятельности Аэрокосмической долины на 2013–2014 гг.» (PDF) . aerospace-valley.com . Аэрокосмическая долина . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) «Новости проекта Air-Cobot» . aircobot.akka.eu . Акка Технологии . Архивировано из оригинала 10 июля 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час (на французском языке) «AKKA Technologies координирует проект Air-COBOT — автономного робота для визуального осмотра самолетов» . Капитал . 1 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я (на французском языке) «Air-Cobot, робот, который гарантирует вам хороший полет!» . Планетные роботы (38): 32–33. Март – апрель 2016 г.
- ^ (на французском языке) «РЭП-контракты» . Лаборатория системного анализа и архитектуры . Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ (на французском языке) «Akka Technologies: бренд работодателя, ориентированный на инновации» . Парижанин . 15 февраля 2016 г. . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Флагманское решение M3 Systems» . Системы М3. Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с (на французском языке) «4MOB, интеллектуальная автономная платформа» (PDF) . Стерела Солюшнс. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ (на французском языке) «Финансисты» . aircobot.akka.eu . Акка Технологии . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 15 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Вероник Гийермар (18 мая 2015 г.). «Аэрокобот управляет самолетами перед взлетом» . Ле Фигаро . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Эйр-Кобот на YouTube
- ^ (на французском языке) Паскаль НГуен (декабрь 2014 г.). «Роботы проверяют авиацию на солнце» . Наук и авенир (814). Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 17 июля 2016 г.
- ^ (на французском языке) «Робайр, роботизированная инспекция самолетов» . Европейская комиссия . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «Робаир» . Лондонский университет Саут-Бэнк . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Шан, Цзяньчжун; Саттар, Тарик; Чен, Шуво; Бридж, Брайан (2007). «Проектирование альпинистского робота для осмотра крыльев и фюзеляжа самолета» (PDF) . Промышленный робот . 34 (6): 495–502. дои : 10.1108/01439910710832093 .
- ^ (на французском языке) Отдел новостей (8 июня 2015 г.). «Easy Jet начинает использовать дроны для проверки своих самолетов» . Гуманоиды. Архивировано из оригинала 12 октября 2015 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ (на французском языке) Флорин Галерон (28 мая 2015 г.). «Аэронавтика: стартап Donecle изобретает противомолниевой дрон» . Объектиф Ньюс, Трибьюн . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с (на французском языке) Арно Девьяр (20 апреля 2016 г.). «Дроны для проверки самолетов» . Наука и будущее . Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Инновации в Сингапуре: Ангар будущего на YouTube
- ^ «Прокачай мой ангар: превосходство в ТОиР» . airbusgroup.com . Аэробус . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 21 декабря 2016 г.
- ^ (на французском языке) Эрик Паризо (21 июня 2013 г.). «Co-Friend, система анализа изображений, которая сокращает время простоя самолета» . Цифровая фабрика . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ (на французском языке) Аэроскопия, изд. (август 2017 г.). «В музее проекта AIR-COBOT» . musee-aeroscopia.fr . Архивировано из оригинала 14 октября 2017 года . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ «Espacenet – Библиографические данные – Коллаборативный робот для визуального осмотра самолета» . world.espacenet.com . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ (на французском языке) Жюльетт Рейналь; Жан-Франсуа Преверо (15 июня 2015 г.). «Бурже 2015: десять технологических мероприятий, которые нельзя пропустить» . Промышленность и технологии . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ (на французском языке) «Akka Technologies в Салоне дю Бурже» . Морис Риччи. 21 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ «Тенденции Сингапурского авиасалона 2016: взлет новых технологий – APEX | Опыт пассажиров авиакомпаний» . apex.aero . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ «Коммуникации проекта Air-Cobot» . aircobot.akka.eu (на французском языке). Акка Технологии . Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ «Лучшая финальная заявка MCG2016» (PDF) . mcg2016.irstea.fr . Управление и наведение машины. Октябрь 2016 года . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ «AirCobot – Представляем умных роботов для осмотра самолетов» . clipatize.com . Клипатизировать. Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 15 августа 2016 г.
- ^ (на французском языке) Мегаполис Тулуза, строя будущее на YouTube
- ^ Air-Cobot, робот для помощи при осмотре самолетов (PDF) . Программа фестиваля науки (на французском языке). 2015 . Проверено 17 июля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Air-Cobot. Архивировано 1 июля 2016 года в Wayback Machine.