Теодор Стамос
Теодор Стамос | |
---|---|
(Теодорос Стамос) | |
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 2 февраля 1997 г. | (74 года)
Национальность | Греческий американец |
Образование | Американская школа художников |
Известный | Рисование |
Движение | Абстрактный экспрессионизм |
Теодорос Стамос ( греч . Θεόδωρος Στάμος) (31 декабря 1922 – 2 февраля 1997) был греко-американским художником. Он один из самых молодых художников первоначальной группы художников- абстракционистов-экспрессионистов (так называемых « Вспыльчивых »), в которую входили Джексон Поллок , Виллем де Кунинг и Марк Ротко . На его последние годы негативно повлияло его участие в деле Ротко .
Биография
[ редактировать ]Стамос был одним из первых и самых молодых художников абстрактного экспрессионизма, работавших в Нью-Йорке в 1940-х и 50-х годах. Он родился в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена в семье греческих иммигрантов; его мать была из Спарты, а отец вырос в Лефкаде. Будучи подростком, он выиграл стипендию в Американской школе художников , где изучал скульптуру у Саймона Кеннеди и Джозефа Конзала. [1] Наставником Стамоса стал его инструктор Джозеф Солман , который был участником группы The Ten. По настоянию Солмана Стамос посетил влиятельную галерею Альфреда Стиглица «Американское место», где, среди прочего, познакомился с работами Артура Дава и Джорджии О'Киф . В этот период, в конце 1930-х и начале 1940-х годов, Стамос подрабатывал множеством случайных заработков: печатником, флористом, блокировщиком шляп и продавцом книг. На одной работе, в магазине рам Gramercy Art Герберта Беневи на Восточной 18-й улице, он познакомился с представителями европейского авангарда, в том числе с Аршилом Горки и Фернаном Леже. [2]
В 1943 году, когда Стамосу был 21 год, известный дилер Бетти Парсонс устроила ему персональную выставку в своей галерее и книжном магазине Уэйкфилд. Парсонс стал важным союзником и связующим звеном с миром современного искусства Нью-Йорка; Стамос регулярно выставлялся с ней до 1957 года. К середине 1940-х годов его карьера начала хорошо развиваться: он выставлялся в Музее Уитни ежегодно с 1945 по 1951 год, в Институте Карнеги и Чикагском институте искусств в 1947 году, а также в Музее Уитни. Музей современного искусства в 1948 году. [3] Также в этот период работы Стамоса начали привлекать внимание коллекционеров. Музей современного искусства приобрел картину Стамоса « Звуки в скале» в 1946 году. А Эдвард Уэйлс Рут, ставший одновременно сторонником карьеры Стамоса и благотворителем Института Мансона-Уильямса-Проктора , купил у художника первую из многих картин. в 1945 году.
Картины художника 1940-х годов сочетают в себе приглушенные землистые тона с биоморфными образами, напоминающими геологические формы или зачаточные органические формы. Это согласуется с интересом Стамоса к естествознанию; как заметил художник Барнетт Ньюман во вступлении к выставке Стамоса 1947 года в галерее Бетти Парсонс: «Его идеографы отражают момент тотемического родства с камнем и грибом, раком и водорослями. Он по-новому определяет пастырский опыт как опыт участия во внутренней жизни природного явления». [4]
В конце 1940-х он стал членом «Вспыльчивых восемнадцати», группы художников-абстракционистов, протестовавших против Метрополитен-музея политики в отношении американской живописи 1940-х годов и позировавших для знаменитой картины в 1950 году; В состав группы, считающейся «первым поколением» абстрактных экспрессионистов, входили: Виллем де Кунинг , Адольф Готлиб , Ад Рейнхардт , Хедда Стерн , Ричард Пусетт-Дарт , Уильям Базиотес , Джимми Эрнст , Джексон Поллок , Джеймс Брукс , Клиффорд Стилл , Роберт. Мазервелл , Брэдли Уокер Томлин , Теодорос Стамос, Барнетт Ньюман и Марк Ротко . Эти художники являются членами Нью-Йоркской школы их называли The Irascibles , и в статье, опубликованной в журнале Life, , где была опубликована печально известная Нины Лин. фотография [5] был опубликован.
Примерно в 1950 году Стамос начал исследовать новый подход к абстракции. Вдохновленный восточноазиатской эстетикой, он создал серию картин «Чайный домик», характеризующуюся мягко очерченными геометрическими формами, написанными с использованием ограниченной палитры и часто наложенными темной каллиграфической кистью. Позже, в 1950-х годах, Стамос работал с композициями, которые становились все более упрощенными и упрощенными. Он исследовал использование тщательно обработанных слоев тонкого пигмента для создания глубины в своих широких цветовых пространствах. [6]
Стамос много путешествовал на протяжении большей части своей взрослой жизни. В 1947 году он отправился на поезде в Нью-Мексико и на северо-запад Тихого океана. В 1948 и 1949 годах он посетил Европу, включая часть Греции и, возможно, Египет. [3] В течение следующих четырех десятилетий Стамос много и часто путешествовал. Эти поездки способствовали его эстетическому развитию, а также дали пищу для его широкого и глубокого интеллектуального интереса к мировым системам верований. Начиная с 1962 года он создал несколько длинных серий картин; многие из них содержали подсерии. Серия Sun-Box, начатая в 1962 году, исследовала резкую геометрию на ровной поверхности. После 1971 года все его картины вошли в серию «Бесконечное поле». Эти абстракции характеризуются широкими цветовыми областями, очерченными тонкими линиями или формами; эффект тонкий и медитативный. Среди «Бесконечных полей» есть подсерия «Лефкада», вдохновленная греческим островом, где Стамос проводил большую часть своего времени с 1970 года до своей смерти.
Он преподавал в колледже Блэк-Маунтин с 1950 по 1954 год, а с 1955 по 1975 год преподавал в Лиге студентов-художников Нью-Йорка и Школе изящных искусств Каммингтона. Стамос также был членом Uptown Group . За год до смерти он подарил Национальной галерее Греции 43 свои работы . Он похоронен в Лефкасе , Греция . [7]
Дело Ротко
[ редактировать ]Марк Ротко выбрал своего друга распорядителем своего имущества, однако это привело к его вовлечению в « Дело Ротко» , крупный судебный процесс и скандал в мире искусства. [8]
Спустя чуть больше года после его самоубийства в 1970 году дочь Ротко подала в суд на распорядителей поместья, а также на галерею Мальборо за растрату и мошенничество . За двенадцать лет судебных разбирательств и апелляций выяснилось, что многие картины Ротко, которые были проданы или переданы его поместьем галерее Мальборо на Манхэттене, были проданы по намеренно заниженным ценам привилегированным клиентам, в то время как галерея собирала завышенные комиссионные как высокие. как 50 процентов по сравнению с 30 процентами, которые обычно взимаются с художника его уровня; Тем временем душеприказчики разделили доходы от поместья от Мальборо в качестве своих гонораров. Стамос охотно присоединился к заговору, и его соблазнили перевести свое представительство из галереи Андре Эммериха на более щедрый контракт с Мальборо. Обвиняемые были признаны виновными и оштрафованы на сумму более 9 миллионов долларов; Стамос заплатил свою долю штрафа, передав свой дом поместью Ротко, но ему была предоставлена пожизненная аренда . Хотя это дело во многом укрепило репутацию Ротко, оно нанесло серьезный ущерб репутации как галереи, так и Стамоса. [8] Другая точка зрения на это дело была опубликована в New York Law Journal в 1988 году. [9]
Стамос так и не восстановился как художник. Галереи уровня Эммериха или доскандалового Мальборо не представляли бы его работы. Отсутствие поддержки со стороны ведущих галерей давало коллекционерам меньшее чувство уверенности в отношении ценности его работ и, возможно, с учетом общих оценок его работ как художника, приводило к тому, что его работы воспринимались как абстрактные произведения низкого, второго или третьего уровня. Экспрессионизм к 1998 году. [8]
Работает
[ редактировать ]Его работа Classic Boundaries I , холст, масло (60,25 на 60 дюймов (153,0 см × 152,4 см)) 1961 года, с 1962 года находится в коллекции Чикагского института искусств . [10] Его приобретение было профинансировано Фондом Мэри и Ли Блок . закупок [10] Иберийский солнечный ящик (69,75 на 48 дюймов (177,2 см × 121,9 см)) 1967 года включен в коллекцию произведений искусства губернатора Нельсона А. Рокфеллера Empire State Plaza в Олбани, штат Нью-Йорк. [11]
См. также
[ редактировать ]- Абстрактный экспрессионизм
- Лига студентов-художников Нью-Йорка
- Нью-Йоркская школа
- Колледж Блэк Маунтин
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теодорос Стамос (1922-1997) (2005). Лондон: Галерея Крэйна Калмана, np.
- ^ Парфени, Орсалия (1997). «Хронология» в книге Анны Кафеци, изд., Теодорос Стамос, 1922–1997: Ретроспектива . Афины, Греция: Национальная галерея и музей Александра Суцоса, с. 474.
- ^ Jump up to: а б Парфени (1997), стр. 475–76.
- ^ Ньюман, Барнетт (1947). ''Теодорос Стамос''. Нью-Йорк: Галерея Бетти Парсонс. Цитируется по Кафеци, Анна (1997). «Теодорос Стамос: Неортодоксальный «раздражительный» план приема», в Kafetsi, изд. (1997), стр. 36.
- ↑ The Irascibles, получено 25 октября 2008 г. Архивировано 22 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Сойер, Кеннет Б. (1960). Стамос . Париж: Editions Georges Fall, стр. 28, 36.
- ^ Арт Топос
- ^ Jump up to: а б с Джудит Х. Добжински, «Предательство, которое мир искусства не может забыть»; Битва за поместье Ротко изменила жизнь и репутацию , The New York Times , 2 ноября 1998 г., по состоянию на 19 мая 2010 г.
- ^ Мудрый, Дэниел (1983). «Адвокат помогает артисту восстановить статус после кошмара IRS». Нью-Йоркский юридический журнал , 14 июля 1988 г.
- ^ Jump up to: а б «Классические границы I» . 1961 год . Проверено 10 января 2016 г.
- ^ «Коллекция произведений искусства Эмпайр-Стейт-Плаза» .
Источники
[ редактировать ]- Ральф Помрой, текст Стамоса Ральфа Помроя (Нью-Йорк, Абрамс, (nd)). ISBN 0-8109-0487-X
- Марика Херскович, Американский абстрактный экспрессионизм 1950-х годов. Иллюстрированный обзор (New York School Press, 2003). ISBN 0-9677994-1-4 . п. 318-321
- Марика Херскович, Выбор художников-абстракционистов-экспрессионистов Нью-Йоркской школы (New York School Press, 2000). ISBN 0-9677994-0-6 . п. 18; п. 38; п. 346-349
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдс, Кирстен. (2008). Теодорос Стамос: Бесконечность и за ее пределами . Нью-Йорк: Галереи Холлиса Таггарта. ISBN 0-9800745-1-7 .
- Мэттисон, Роберт С. (2010). Теодорос Стамос: общение с природой . Нью-Йорк: Галереи Холлиса Таггарта. ISBN 978-0-9800745-5-0 .
- Гроувс, Джеффри. (2017). Теодорос Стамос: Размышления об универсальном . Нью-Йорк: Галереи Холлиса Таггарта. ISBN 978-0-9985000-0-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Некролог «Нью-Йорк Таймс»
- Биография коллекции Филлипс
- Изображения и биография галереи Kouros
- Стамос на Artnet
- Стамос в журнале Artnet
- Выставка МоМА, 2010-2011, Wall Street Journal
- Холлис Таггарт Галереи | Изображения и биография

- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Современные художники
- Американские современные художники
- Художники-абстракционисты-экспрессионисты
- Лига студентов-художников факультета Нью-Йорка
- 1922 рождения
- 1997 смертей
- Греческие художники
- Современные греческие художники
- Американский народ греческого происхождения
- Художники из Нью-Йорка
- Американские художники-мужчины 20-го века