Вспыльчивые
Irascibles или Irascible 18 были ярлыками, присвоенными группе американских художников-абстракционистов, которые дали название открытому письму , написанному в 1950 году президенту Метрополитен-музея , отвергающему выставку музея «Американская живопись сегодня - 1950» и бойкотирующему сопутствующие соревнования. Последующее освещение протеста в средствах массовой информации и ставшая культовой групповая фотография, появившаяся в журнале Life , принесли им известность, популяризировали термин «абстрактные экспрессионисты» и сделали их так называемым первым поколением предполагаемого движения.
Появление Нью-Йоркской школы
[ редактировать ]Возникновение абстрактного искусства совпало с изобретением кубизма в Париже в первом десятилетии 20 века. Париж оставался центром притяжения для более поздних художественных движений, таких как футуризм , пуризм , вортицизм , кубофутуризм , дадаизм , конструктивизм и сюрреализм , вплоть до начала Второй мировой войны и преследования нацистами « дегенеративного искусства », что спровоцировало массовую миграцию художников. и артистов в Соединенные Штаты, чему еще больше способствовала нацистская оккупация Франции в 1940 году. Нью-Йорк стал домом для пересаженного авангарда. [ 1 ]
Начало 1940-х годов имело особое значение в американском искусстве, поскольку американская сценическая живопись ( регионализм ) стала рассматриваться как неадекватный способ художественного выражения в неспокойное время. [ 2 ] В 1942 году Пегги Гуггенхайм , бежавшая из Европы вместе со своим мужем, художником-сюрреалистом Максом Эрнстом , открыла свою галерею Art of This Century , демонстрируя европейских и перспективных американских художников-авангардистов. Джексон Поллок провел там свою первую персональную выставку в 1943 году, а в 1945 году Гуггенхайм показал Марка Ротко . [ 1 ]
Когда Гуггенхайм закрыла свою галерею в 1947 году и переехала в Венецию, таким художникам, как Поллок, пришлось искать новое представление. Галерея Бетти Парсонс, открывшаяся в прошлом году, начала представлять Поллока, Барнетта Ньюмана , Марка Ротко и Клиффорда Стилла . Парсонс уже представлял интересы Адольфа Готлиба , Хедды Стерн и Теодоро Стамоса . Именно во время выставки Поллока в галерее Парсонса в 1947 году он начал создавать свои культовые капельные картины. Именно здесь Барнетт Ньюман выставил свои первые революционные работы в 1950 году. Ротко, который пришел к своим характерным картинам размером с фреску в 1947 году, впервые выставил их в галерее Парсонс. [ 2 ]
В то время единственными галереями, которые были готовы показать так называемую Нью-Йоркскую школу ( Роберта Мазервелла термин ), были Галерея Парсонса, Галерея Сэмюэля Куца и Галерея Чарльза Игана . Для этих молодых галерей это стало финансовой катастрофой. Самая высокая цена, заплаченная за картину Поллока до 1947 года, составляла 740 долларов, а Ротко достиг пика с продажей картины за 120 долларов в 1946 году. В галерее Куц с 1946 по 1948 год картины Ханса Хофмана, Уильяма Базиотса и Роберта Мазервелла предлагались по цене от 100 долларов. и 950 долларов, что, вероятно, принесет гораздо более низкую фактическую цену продажи. Kootz закрылся в 1948 году из-за финансовых затруднений. [ 3 ] Критический и финансовый успех группы пришел только после серии популяризирующих статей в журнале Life , в первую очередь статьи о Джексоне Поллоке в 1949 году, а также статьи и фотографии Irascibles в 1951 году. [ 4 ]
Преамбула к протесту
[ редактировать ]С января 1943 года существовало соглашение между Музеем американского искусства Уитни и Метрополитен-музеем о коалиции, кульминацией которого стало объединение их коллекций американского искусства в новом здании, финансируемом из пожертвований Гертруды Вандербильт Уитни . По этому неписаному соглашению Уитни приобретала американское искусство, в то время как Метрополитен сосредоточил свои приобретения на том, что они называли «классическим» искусством. [ 5 ] [ 6 ]
Джулиана Форс, директор Уитни с 1931 года до своей смерти 28 августа 1948 года, питала серьёзные опасения и выступала за выход из коалиции. 1 октября 1948 года попечители Уитни заявили о «серьезных разногласиях», особенно в отношении демонстрации передовых тенденций в искусстве, чему Уитни уделяла особое внимание. Они в одностороннем порядке вывели Уитни из коалиции. [ 7 ]
6 декабря 1948 года Метрополитен объявил о создании собственного Департамента американского искусства. [ 8 ] что и произошло 1 января 1949 года. [ 5 ] Роберт Беверли Хейл был назначен помощником куратора американской живописи и скульптуры и главой отдела. [ 8 ] Попечительский комитет по американскому искусству был создан для консультирования заместителя куратора. Членами этого комитета были Элиху Рут-младший, председатель, Уолтер К. Бейкер и Сэм А. Льюисон . [ 6 ] [ 9 ] Льюисон, хотя и был весьма уважаемым коллекционером импрессионистов , был известен тем, что называл авангардное абстрактное искусство «нечеловечным». [ 10 ]
Роланд Дж. МакКинни, бывший директор Художественного музея Балтимора и Художественного музея округа Лос-Анджелес . В июле 1949 года консультантом был назначен [ 9 ] По его совету было решено, что Метрополитен проведет серию открытых национальных конкурсных выставок с участием пяти региональных жюри. Первая из них, «Американская живопись сегодня – 1950» , была объявлена в рамках политического заявления 1 января 1950 года. [ 9 ]
Пять региональных жюри, встречающихся соответственно в Санта-Барбаре , Далласе , Чикаго , Ричмонде и Нью-Йорке, сделают выбор, который будет представлен Национальному жюри, состоящему из пяти региональных присяжных и двух присяжных, назначенных Метрополитеном. [ 5 ]
Предметы художественной школы
[ редактировать ]В 1948 году Уильям Базиотес , Барнетт Ньюман , Дэвид Хэйр , Роберт Мазервелл и Марк Ротко основали Школу художников по адресу 35 East 8th Street. Для публики были открыты хорошо посещаемые лекции с такими докладчиками, как Жан Арп , Джон Кейдж и Эд Рейнхардт . Школа обанкротилась в финансовом отношении и закрылась весной 1949 года. [ 11 ] [ 12 ] В школе не было никаких требований для поступления. В его каталоге говорилось, что «... школа предназначена для всех, кто хочет выйти за рамки традиционных способов самовыражения». [ 13 ] Школа перешла в собственность Нью-Йоркского университета и была переименована в «Студию 35». [ 14 ] С 21 по 23 апреля 1950 года там проходил закрытый групповой симпозиум. Его организовал Роберт Гудноу , модерировали Ричард Липпольд , Роберт Мазервелл и Альфред Х. Барр-младший, директор Музея современного искусства (МоМА). Целью было создание художественного движения . [ 15 ] : 303 В конце закрытого заседания Адольф Готлиб предложил собравшимся художникам протестовать против консервативной предвзятости жюри предстоящего конкурса в Метрополитен. [ 16 ] : 48
Открытое письмо
[ редактировать ]Готлиб провел большую часть трех недель, готовя открытое письмо президенту «Метрополитен», совещаясь с Эдом Рейнхардтом и Барнеттом Ньюманом, одновременно добиваясь консенсуса среди других художников по почте или телефону. Окончательная версия была отправлена на подпись отдельным художникам; 28 делаю это. Ньюман позвонил Джексону Поллоку из квартиры Готлиба в Бруклине и попросил его немедленно приехать в город, чтобы подписать письмо. Вместо этого Поллок отправил телеграмму: [ 17 ] : 602
Я ПОДДЕРЖИЛ ПИСЬМО ПРОТИВ МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЯ 1950 ГОДА, ПРИСУЖДЕННОГО Жюри ОСТАНОВКИ ВЫСТАВКИ ДЖЕКСОНА ПОЛЛОКА
Письмо подписали Джимми Эрнст , Адольф Готлиб, Роберт Мазервелл, Уильям Базиотес, Ганс Хофманн , Барнетт Ньюман, Клиффорд Стилл, Ричард Пусетт-Дарт , Теодорос Стамос , Эд Рейнхардт , Джексон Поллок , Марк Ротко , Брэдли Уокер Томлин , Уиллем де Кунинг. , Хедда Стерн , Джеймс Брукс , Уэлдон Кис и Фриц Бультман . Вспомогательными скульпторами были Герберт Фербер , Дэвид Смит , Ибрам Лассау , Мэри Каллери , Дэй Шнабель , Сеймур Липтон , Питер Грипп , Теодор Розак , Дэвид Хэйр и Луиза Буржуа . [ 18 ]
В воскресенье 21 мая 1950 года Барнетт Ньюман отнес подписанное заявление городскому редактору газеты «Нью-Йорк Таймс» . [ 16 ] Он баллотировался на пост мэра Нью-Йорка в качестве зарегистрированного кандидата в 1933 году и знал, что понедельник будет медленным днем новостей в « Таймс» . [ 19 ] Заявление, озаглавленное «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РОЛАНДУ Л. РЕДМОНДУ» от 20 мая, появилось на первой полосе «Таймс » от 22 мая. [ 18 ]
Ньюман рассказал Times , что они критиковали состав пяти региональных жюри и особенно выступали против нью-йоркского жюри, Национального отборочного жюри и жюри наград. В состав присяжных из Нью-Йорка входили Чарльз Берчфилд , Ясуо Куниеси , Леон Кролл , Огден Плейсснер , Вацлав Витлацил и Пол Сэмпл . В состав национального жюри вошли Роберт Беверли Хейл, Огден Плейсснер, Морис Стерн , Миллард Шитс , Ховард Кук , Ламар Додд , Фрэнсис Чапин , Золтан Сепеши и Эстер Уильямс. В состав жюри премии вошли Уильям М. Милликен, Франклин К. Уоткинс и Юджин Спейчер . [ 18 ]
В результате полемика
[ редактировать ]Первый ответ на письмо появился на редакционной странице The Herald Tribune от 23 мая 1950 года. В редакционной статье художники подверглись нападкам за «искажение фактов», когда они утверждали, что митрополит «презирал» современную живопись. [ 20 ] Художественным критиком Herald Tribune в то время была Эмили Генауэр . Было широко распространено мнение, что она написала редакционную статью, давшую название группе. [ 21 ] [ 22 ]
Готлиб при помощи Ньюмана и Рейнхардта подготовил опровержение, подписанное 12 художниками и тремя скульпторами и адресованное редактору «Трибьюн » . Оно никогда не было опубликовано. Уэлдон Кис подробно обсудил проблему открытого письма в выпуске The Nation музея Фрэнсиса Генри Тейлора обывателем от 5 июня, назвав директора Метрополитен - . [ 23 ] : 133 Двумя днями позже журнал Time отметил протест в статье под названием « Восстание пеликанов» . [ 24 ] косвенная отсылка к комментариям Тейлора 1948 года в Atlantic Monthly .
Вместо того, чтобы парить, как орел, в небесах, как это делали его предки... современный художник низведен до статуса плоскогрудого пеликана, расхаживающего по интеллектуальным пустошам и пляжам, довольствующегося тем, что берет любую пищу, которую он может, из своих собственных. слишком скудная грудь.
- Фрэнсис Генри Тейлор, Atlantic Monthly , декабрь 1948 г. [ 25 ]
Альфред Барр, стремясь выделить МоМА, еще больше наэлектризовал ситуацию, выбрав Аршила Горки , Виллема де Кунинга и Джексона Поллока для американского павильона 25-й Венецианской биеннале , проходившей с июня по октябрь 1950 года. В июньском номере ARTnews за 1950 год он называл художников «лидерами» «преобладающего авангарда». Поступок Барра дал миру искусства сигнал о том, что абстрактному экспрессионизму . музеи должны серьезно отнестись к [ 15 ] : 305–306
3 июля 1950 года группа из 75 художников выступила с открытым письмом к президенту Метрополитена, защищая музей. Среди подписавших были Милтон Эйвери , Уилл Барнет , Филип Эвергуд , Ксавьер Гонсалес , Джордж Гросс , Генри Кернер , Реджинальд Марш , Уолдо Пирс , Манфред Шварц и Гарри Штернберг . [ 26 ]
из жизни Фотография
[ редактировать ]Журнал Life решил опубликовать фоторепортаж для своего номера от 15 января 1951 года, в котором будут задокументированы результаты конкурса и представлены фотографии протестующих. [ 27 ] Лайф изначально хотел сфотографировать художников на ступеньках Метрополитена, с их картинами. Они отказались, сославшись на то, что будет выглядеть так, будто они пытаются войти в музей, но получили отказ. [ 16 ] : 48–49 [ 28 ] : 272 Журнал капитулировал; художественный редактор Life отправила Дороти Зайберлинг фотографа Нину Лин сфотографировать их в студии на 44-й улице. Они собрались там 24 ноября, и отсутствовали только трое из первоначальных подписавших сторон: Уэлдон Кис, Ханс Хофманн и Фриц Бультман. [ 16 ] : 49 На сессию Поллок специально приехал с Джеймсом Бруксом. [ 17 ] : 602
Лин сделал двенадцать фотографий, одна из которых появилась в Life . Барнетт Ньюман настоял на том, чтобы группу сфотографировали «как банкиры». Художникам разрешили позиционировать себя. [ 28 ] : 272 Хедду Стерн Сзади видно опоздавшую (стоящую на столе). Единственная женщина на фотографии, она позже описала этот опыт как «вероятно, худшее, что со мной случилось». [ 22 ] «Я известна больше благодаря этой чертовой фотографии, чем за восемьдесят лет работы», — сказала Стерн за несколько лет до своей смерти. «Если бы у меня было эго, оно бы меня беспокоило». Более того, сказала она, «это ложь… Я не была абстрактным экспрессионистом. И я не был вспыльчивым. [ 29 ] Художник Ли Краснер считал, что Стерну разрешили по настоянию арт-дилера Бетти Парсонс , которая представляла многих в группе. [ 30 ] : 402
Они все были в ярости из-за моего участия, потому что все они были достаточно мачо, чтобы думать, что присутствие женщины лишает все серьезности.
- Хедда Стерн, интервью с Филлис Тачман , 1981 г. [ 22 ]
В подписи к опубликованной фотографии группа названа торжественной . Действительно, у многих из группы были сомнения по поводу появления в ведущих средствах массовой информации ; Особенно Ротко. [ 28 ] : 272 И все же никто не мог ошибиться в последствиях трехстраничного разворота Поллока в « Лайф» от 8 августа 1949 года. [ 31 ] Следующая выставка Поллока, открывшаяся 21 ноября 1949 года в галерее Бетти Парсонс, стала безошибочным триумфом. [ 17 ] : 597 Известно, что Виллем де Кунинг сказал Милтону Резнику : «Посмотрите вокруг. Это большие шишки. Джексон наконец-то растопил лед». [ 17 ] : 598 В следующем году Бетти Парсонс отправила Поллоку чеки на общую сумму 6 508,23 доллара при валовом объеме продаж более 10 000 долларов, в то время как более двух третей американских семей жили менее чем на 4 000 долларов в год. [ 4 ] Поллока, похоже, пригласили подписать открытое письмо «Студии 35», по крайней мере частично, из-за его дурной славы, почти полностью связанной со статьей в Life . В конце концов, встреча оказалась неудобным компромиссом между системой ценностей, в соответствии с которой работали художники, и их стремлением к карьерному успеху. [ 4 ]
Я думаю, им нравилось, когда их фотографировали, но они, кажется, боялись быть вежливыми – они не хотели выглядеть слишком коммерческими.
— Нина Лин, Vogue , ноябрь 1985 г. [ 32 ]
Наследие полемики
[ редактировать ]Последующая статья в журнале Life не просто представила публике образ группы, которая больше похожа на банкиров, чем на вспыльчивых. Он поместил изображение крупнее и перед изображениями произведений искусства, победивших на конкурсе Metropolitans. Он также повторил слово «продвинутый» , повторяя на Мэдисон-авеню . рекламную речь того времени [ 4 ] В подписи к фотографии также говорится, что протест соответствует авангардной традиции, упоминаются Салон отказников 1863 года и школа Ашкан . [ 27 ]
Ирвинг Сэндлер , историк нью -йоркской школы и абстрактного экспрессионизма, писал, что фотография Лина «стала образом , посредством которого мы представляем себе художников, добившихся триумфа американской живописи». [ 33 ] : 42
Дискомфорт художников от того, что на них навешивают ярлыки, индивидуально или как группа, был очевиден. В конце трехдневного симпозиума в Студии 35 в 1950 году Альфред Барр предложил группе назвать себя, на что де Кунинг ответил: «Называть себя - это катастрофа». [ 15 ] : 305 Поллок, со своей стороны, отказался подписать письмо «Таймс», пока не станет ясно, что они не представляют собой группу; примечательно, что он этого не сделал. [ 33 ] : 42
Несмотря на их последующие ярлыки «абстрактные экспрессионисты», «живописцы-боевики» и т. д., это изображение группы, которая никогда не была группой, изображение пятнадцати человек, объединенных только щелчком камеры в определенное время и в определенном месте.
- Б. Х. Фридман, Искусство , сентябрь 1978 г. [ 34 ]
Уже в 1951 году отношения настолько ухудшились, что Поллок, Ньюман, Стилл и Ротко обратились к Бетти Парсонс с идеей показать их исключительно, фактически оставив своих бывших коллег на произвол судьбы. [ 2 ] [ 4 ] Она отклонила предложение. В течение следующих трёх лет Поллок, Стилл и Ротко переехали в галерею Сидни Джениса . [ 2 ] После того, как коллеги-художники не смогли защитить его выставку в Бетти Парсонс в 1951 году и не были включены в выставку «Пятнадцать американцев» 1952 года в Музее современного искусства, Ньюман больше не выставлялся в Нью-Йорке до 1959 года. [ 2 ] [ 28 ] : 346
В 1954 году Эд Рейнхардт публично высмеивал Ротко, Ньюмана, де Кунинга, Готлиба и Стилла, в результате чего Ньюман подал на него в суд за клевету. [ 2 ] [ 28 ] : 347 Клиффорд Стилл отверг Марка Ротко за то, что он «жил злой, неправдивой жизнью». [ 28 ] : 348 «За четыре года все перешло от любви к ненависти», - вспоминала Бетти Парсонс в 1975 году. [ 2 ]
Фотография Нины Лин из жизни 1951 года стала пробным камнем для канонических списков Нью-Йоркской школы. Ирвинг Сэндлер использовал его в качестве фотографии на фронтисписе и задней суперобложке своей книги «Триумф американской живописи: история абстрактного экспрессионизма» , опубликованной в 1970 году. [ 35 ] Эта книга определила абстрактный экспрессионизм для поколения ученых. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Барнс, Люсинда (1993). «Прокламация момента: Адольф Готлиб, Марк Роттко и Барнетт Ньюман и письмо в The New York Times ». Бюллетень Мемориального художественного музея Аллена . XLVII (1).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Томкинс, Кэлвин (9 июня 1975 г.). «Хранитель сокровищ». Житель Нью-Йорка . стр. 52–54.
- ^ Робсон, Дейдра (2000). Фрэнсис Фрасцина (ред.). Поллок и после: критические дебаты . Рутледж. п. 290. ИСБН 9780415228671 . Проверено 9 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коллинз, Брэдфорд Р. (июнь 1991 г.). «Журнал Life и абстрактные экспрессионисты: 1948–51. Историографическое исследование позднечешского предприятия». Художественный вестник . LXXIII (2). Ассоциация искусств колледжа: 283–308. дои : 10.2307/3045794 . JSTOR 3045794 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хейл, Роберт Беверли (февраль 1951 г.). «Отчет об американской живописи сегодня: 1950». Бюллетень Метрополитен-музея . Новая серия. 9 (6). Нью-Йорк: Метрополитен-музей: 162–172. дои : 10.2307/3257446 . JSTOR 3257446 .
- ^ Перейти обратно: а б Хейл, Роберт Беверли (1957). «Американские современники» (PDF) . Бюллетень Метрополитен-музея . 16 (1). Нью-Йорк: Метрополитен-музей: 18–28. дои : 10.2307/3257721 . JSTOR 3257721 . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «Уитни отказывается от предложения объединить свои коллекции с коллекцией Метрополитен» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 1 октября 1948 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штатный писатель (7 декабря 1948 г.). «Художественный музей добавляет современный раздел» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Нокс, Санька (1 января 1950 г.). «Конкурс американских художников, запланированный Метрополитен-музеем» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Луххайм, Алин (25 марта 1951 г.). «Сэм А. Левинсон и его наследие в искусстве» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 декабря 2012 г.
- ^ «Предмет Художника | художественная школа» . Британская энциклопедия . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Чилверс, Ян; Глэйвс-Смит, Джон (2009). Предметы Художественной школы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-923966-5 . Проверено 7 июня 2020 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Предметы каталога Школы художника» . Архивы американского искусства . Смитсоновский институт . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Розенберг, Бонни. «Взгляд изнутри на абстрактных экспрессионистов» . Нью-ЙоркАртВорлд . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стивен, Марк; Свон, Анналин (2005). де Кунинг: Американский мастер . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 9781400041756 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Аллоуэй, Лоуренс; Макнотон, Мэри (1995). Адольф Готлиб: Ретроспектива . Гудзонские холмы. ISBN 9781555951252 . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Найфе, Стивен ; Уайт Смит, Грегори (1989). Джексон Поллок: Американская сага . Нью-Йорк: Кларксон Н. Поттер, Inc. / Издательство. ISBN 0-517-56084-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с «18 художников бойкотируют Метрополитен; обвиняют во враждебности к передовому искусству» ( PDF) . Нью-Йорк Таймс . 22 мая 1950 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ Ньюман, Барнетт (1992). Джон Филип О'Нил (ред.). Барнетт Ньюман: Избранные произведения и интервью . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520078178 . Проверено 1 декабря 2012 г.
- ^ «Вспыльчивые восемнадцать». «Нью-Йорк Геральд Трибьюн» . 23 мая 1950 года.
- ^ Рубенфельд, Флоренция (1997). Клемент Гринберг: жизнь . Нью-Йорк: Скрибнер. стр. 144 . ISBN 9780684191102 .
- ^ Перейти обратно: а б с Боксер, Сара (23 декабря 2010 г.). «Последний вспыльчивый» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ Кес, Уэлдон (июнь 2003 г.). Роберт Э. Нолл (ред.). Уэлдон Кис и поколение середины века: письма, 1935–1955 . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803278080 . Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ «Восстание пеликанов» . Время . 5 июня 1950 года. Архивировано из оригинала 31 января 2011 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Тейлор, Фрэнсис Генри (декабрь 1948 г.). «Альманах» . Атлантический Ежемесячник . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ «75 художников отрицают, что музей враждебен» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 4 июля 1950 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вспыльчивая группа продвинутых артистов возглавила борьбу против шоу» . Жизнь . 15 января 1951 г., стр. 34–38 . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бреслин, Джеймс (2012). Марк Ротко: Биография . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226074061 .
- ^ Боксер, Сара. «Последняя раздражительность | Сара Боксер» . ISSN 0028-7504 . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Левин, Гейл (2011). Ли Краснер: Биография . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 9780061845253 .
- ^ «Джексон Поллок: он величайший из ныне живущих художников в Соединенных Штатах?» . Жизнь . Том. 27, нет. 6. Time Inc., 8 августа 1949 г., стр. 42–45. ISSN 0024-3019 . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ Бурдон, Д. (ноябрь 1985 г.). «Красивая сижу». Vogue (CLXXV): 116.
- ^ Перейти обратно: а б Сэндлер, Ирвинг (2003). «2». В Дэниеле А. Сиделле (ред.). Уэлдон Кис и искусство середины века . Издательство Университета Небраски. стр. 39–50. ISBN 9780803242951 . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ Фридман, Бернард Харпер (сентябрь 1978 г.). «Вспыльчивые: доля секунды в истории искусства». Журнал искусств . Том. 53, нет. 1. С. 96–102.
- ^ Сэндлер, Ирвинг (1970). Триумф американской живописи: история абстрактного экспрессионизма . Нью-Йорк: Издательство Praeger. ОЛ 17754003М .
- ^ Гибсон, Энн Иден (1997). Абстрактный экспрессионизм: другая политика . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 29. ISBN 0300063393 . ОЛ 1006293М .