Уэлдон Кис
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Апрель 2024 г. ) |
Уэлдон Кис | |
---|---|
Рожденный | Гарри Уэлдон Кис 24 февраля 1914 г. Беатрис, Небраска , США |
Исчезнувший | 18 июля 1955 г. Округ Марин, Калифорния , США |
Статус | Пропал без вести 69 лет и 18 дней. |
Альма-матер | Университет Небраски ( бакалавр ) Денверский университет ( MS ) |
Занятия |
|
Годы активности | 1934–1955 |
Известный | Сборник стихотворений Уэлдона Киса , «Осенний квартал» , «Церемония» и другие рассказы. |
Движение | Американская поэзия , Бит-поколение |
Супруг | Энн (сентябрь 1954 г.) |
Гарри Уэлдон Кис (24 февраля 1914 — исчез 18 июля 1955) — американский поэт , художник , литературный критик , прозаик , драматург , джазовый пианист , автор рассказов и кинорежиссер . Несмотря на свою короткую карьеру, Кес считается важным поэтом середины двадцатого века из поколения битников и ровесником Джона Берримана , Элизабет Бишоп и Роберта Лоуэлла . Его творчество оказало огромное влияние на последующие поколения поэтов, писавших на английском и других языках, а его сборники стихов были включены во многие антологии . Гарольд Блум называет публикацию первой книги Киса «Последний человек » (1943) важным событием в хронологии его учебника «Современная американская поэзия» , а также книгой, достойной его западного канона .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Уэлдон Кис родился в Беатрис , штат Небраска , в семье Джона Киса, производителя оборудования, и Сары Грин Кис, школьной учительницы. Семья Кис была зажиточной, Джон был совладельцем компании FD Kees Manufacturing Co., которая запатентовала и производила крючки для очистки кукурузы, а также инновационные продукты, такие как обогреватель окон для автомобилей и движущийся разбрызгиватель газонов , напоминающий ферму. трактор . [1] Уэлдон был не по годам развитым ребенком, среди его товарищей по играм был Роберт Тейлор , а в свободное время он выпускал собственные журналы , давал кукольные представления и даже играл. Родители относились к нему как к маленькому взрослому, к которому он обращался по имени.
Мировоззрение и творчество Киса были сформированы эпохой джаза и его ранним взрослением во время Великой депрессии . К моменту окончания средней школы в 1931 году он отказался заниматься семейным бизнесом и, учась в колледже Доан , решил стать писателем. Он перевелся в Университет Миссури , где была программа письма, а затем в Университет Небраски , где его наставником был редактор-основатель литературного журнала Prairie Schooner Лоури К. Уимберли. К тому времени, когда Кес окончил учебу в 1935 году, он уже написал и опубликовал рассказы в этом журнале, а также в других литературных журналах, таких как Horizon и Rocky Mountain Review .
Работая в Федеральном проекте писателей в Линкольне, штат Небраска , и после того, как ему отказали в написании нескольких романов, Кис занялся написанием стихов, какое-то время занимался профсоюзной организацией и считал себя коммунистом . В 1937 году Кес переехал в Колорадо , чтобы получить степень в области библиотечного дела в Денверском университете , что включало работу библиотекарем в Денверской публичной библиотеке.
Карьера
[ редактировать ]Затем он стал директором Библиографического исследовательского центра региона Скалистых гор, который использовался в качестве модели для национального союзного каталога . В том же году он женился на Энн Свон.
В начале 1941 года Кес подписал предварительный контракт с Альфредом А. Кнопфом на роман «Осенний квартал» , академическую черную комедию о молодом профессоре, который борется с тоскливостью и банальностью степенного колледжа Небраски. «Осенний квартал» , частично сюрреалистический , частично социальный комментарий , был отвергнут Кнопфом через несколько дней после бомбардировки Перл-Харбора , поскольку объявление войны изменило условия публикации военных книг. Фарс об антиутопическом центре страны выглядел бы непатриотичным в списке Кнопфа 1942 года. С этого момента Кес отказался от художественной литературы и стал писать только стихи.
Нью-Йорк и Провинстаун
[ редактировать ]Будучи пацифистом , Кис уехал из Денвера в Нью-Йорк , где, по его мнению, психиатры Специальной службы с большей вероятностью признали его непригодным к военной службе. Во время предыдущих визитов он также установил контакты с такими литературными деятелями, как Уильям Карлос Уильямс , Эдмунд Уилсон и его тогдашняя жена Мэри Маккарти , Сол Беллоу , Дуайт Макдональд , Аллен Тейт , Лайонел Триллинг и многие другие. В свой первый год в Нью-Йорке он работал книжным и кинокритиком в журнале Time , а также сценаристом кинохроники в Paramount News .
Со своей первой книгой стихов «Последний человек» (Сан-Франциско: Colt Press, 1943) Кес быстро завоевал свою репутацию, и его стихи стали регулярно появляться в журнале The New Yorker (который опубликовал его первые стихотворения о личности Робинсона, патологизирующие городского человека). ), и Партизанское Поэзия обозрение . К моменту появления его второй книги « Падение магов» (Нью-Йорк: Рейнал и Хичкок, 1947) Кес уже занимался живописью более года и подружился с абстрактного экспрессионизма художниками , в том числе с Виллемом де Кунингом , Робертом Мазервеллом , Гансом Хофманном. , а также критик Клемент Гринберг , чью колонку Кис возглавлял в The Nation с 1948 по 1950 год.
В 1948 году Уэлдон и Энн Кис начали проводить лето в колонии художников в Провинстауне , штат Массачусетс, на Кейп-Коде . Осенью того же года Кес провел свою первую персональную выставку в галерее Перидот, и одна из его картин была включена в групповую выставку признанных и начинающих художников в Музее американского искусства Уитни . Несмотря на эти первоначальные успехи, продажи работ Киса были очень скромными.
Летом 1949 года Кес организовал серию культурных симпозиумов в Провинстауне ( Форум 49 ). Он также стал участником так называемых Irascibles , группы противоречивых художников во главе с Робертом Мазервеллом и другими выдающимися абстрактными экспрессионистами, которые бойкотировали выставку современного искусства, спонсируемую Метрополитен-музеем . Кис, хотя и довольно активно протестовал против выбора консервативного жюри в своей колонке «Нация» , отдалился как от культурной жизни Нью-Йорка, так и от многих ее деятелей. Несмотря на то, что его пригласили позировать для , опубликованной в журнале Life знаменитой групповой фотографии Вспыльчивых 18 , [2] Кес и его жена Энн уже проехали через всю страну до Сан-Франциско в конце 1950 года.
Возрождение и исчезновение Сан-Франциско
[ редактировать ]Сняв квартиру в соседнем Пойнт-Ричмонд, штат Калифорния , Кес устроился на работу в психиатрическую клинику Лэнгли Портер при Калифорнийском университете в Сан-Франциско , где вместе с антропологом Грегори Бейтсоном снимал информационные фильмы для изучения невербального общения . Кис также продолжал рисовать и писать стихи, использовать свою пленочную камеру для создания экспериментальных фильмов, а также писать музыку к фильму « Приключения Джимми» (1951), снятому поэтом и режиссером Джеймсом Бротоном .
а также возобновил старые контакты в эпоху Возрождения Сан-Франциско , среди них Кеннет Рексрот и основатель книжного магазина City Lights С 1951 по 1954 год Кес также установил много новых контактов , Лоуренс Ферлингетти . Поэзия Киса, однако, не носила доброго дионисического характера и становилась все более сардонической и исповедальной в таких стихах, как «1926».
Свет на крыльце снова зажигается,
Начало ноября, мертвые листья
Сгребенные в груды плетеные качели
Скрип. Через лоты
Патефон играет Джа-Да .
Оранжевая луна. Я вижу жизни
Из соседей, нанесенных на карту и испорченных
Как и все войны впереди, и Р.
Сумасшедший, Б. с перерезанным горлом,
Пятнадцать лет спустя, в Омахе.
Тогда я их не знал.
Мой эрдель царапает дверь.
И я вернулся после встречи с Милтоном Силлсом.
И Дорис Кеньон. Двенадцать лет.
На крыльце снова зажигается свет.
— «1926»
Беспокойный и часто отстраненный от своей поэзии, Кис начал сотрудничать с джазовым кларнетистом Бобом Хелмом в 1953 году над балладами и зажигательными песнями (некоторые из которых были написаны для певицы Кетти Лестер ). Хелм играл с Лу Уоттерсом и Терком Мерфи , выдающимися фигурами в Движении возрождения Нового Орлеана в Сан-Франциско, которое Кес предпочитал Бибопу .
Несмотря на то, сколько энергии он вложил в это предприятие, которое, как он надеялся, принесет ему коммерческий успех, Кис нашел время для создания прекрасной серии коллажей . У него даже было еще две персональные выставки в Нью-Йорке, а также выступления в Сан-Франциско, включая впечатляющую инсталляцию в Калифорнийском дворце Почетного легиона . Он также сменил свою пленочную камеру на фотоаппарат и начал делать фотографии, которые будут иллюстрировать книгу «Невербальное общение» (Беркли:, University of California Press, 1956), которую он написал вместе с Юргеном Рюшем , психиатром и семиотиком . Многие из этих фотографий можно было бы квалифицировать как художественную фотографию, а также как научные данные.
В 1954 году Кес расстался со своей женой Энн, чей алкоголизм привел к психотическому эпизоду, вызванному просмотром слушаний Арми-Маккарти по телевидению. После того, как ее поместили в лечебницу, Кес развелся с ней примерно в то время, когда появилась его последняя книга «Стихи, 1947–1954» (Сан-Франциско, Адриан Уилсон, 1954). Затем он сосредоточился на организации музыкального ревю Pick Up the Pieces , которое в конечном итоге стало гораздо более сложной площадкой для литературного бурлеска под названием Poets Follies стихи Тисдейл Сары , премьера которого состоялась в январе 1955 года, и в котором стриптизерша читала .
Хотя Poets Follies принесли Кесу большую известность, другие его проекты не нашли такой же поддержки. Кинокомпания закончилась судебным иском. Его сотрудничество с Хелмом, Лестером и другими музыкантами, хотя и приносило профессиональное удовлетворение, не привело к появлению ни одного хита. Постоянный дом Poets Follies , Showplace, большое здание, арендованное Кисом на Фолсом-стрит в районе Мишн , было закрыто начальником пожарной охраны в конце мая 1955 года. [3] всего за несколько дней до премьеры серьезной одноактной пьесы « Зал ожидания» , которую Кис написал для трех подруг-актрис.
Большую часть июля Кес проводил время с женщиной, которую он встретил во время работы в Лэнгли Портер, юнгианским психиатром по имени Вирджиния Паттерсон. Как и другие отношения Киса после развода, они внезапно закончились. Кес также принимал барбитураты в течение последних двух лет, что также усилило его эпизоды маниакальной депрессии .
Посетив в последний раз своих родителей в Санта-Барбаре, Калифорния , в начале июля, а также своего друга, литературного критика Хью Кеннера , Кес вернулся в Сан-Франциско и поужинал с различными друзьями, включая Полину Кель , которая появилась в качестве гостя на Программа обзора фильмов Киса на KPFA-FM « За кинокамерой» . Она заметила тревожные изменения в поведении Киса. В течение нескольких дней в середине июля Кес пил и сочувствовал своему другу и деловому партнеру, газетчику и писателю из Сан-Франциско Майклу Григу. Он даже признался, что пытался перепрыгнуть через перила моста Золотые Ворота , но физически не смог это сделать. он говорил о поездке в Мексику В качестве альтернативы Малкольма Лоури » , страну, которая очаровала его в таких книгах, как «Под вулканом .
Кес вернулся в свой дом в районе Марина вечером 17 июля 1955 года. Что он делал на следующий день, остается загадкой. Ему позвонил Григ и сообщил Кесу о возможном предложении о работе. Кис также позвонил своей подруге, мемуаристке Джанет Ричардс, ища ее компании. [4] 19 июля 1955 года автомобиль Киса был найден брошенным на округа Марин со стороны стороне моста Золотые Ворота .
Репутация и возрождение
[ редактировать ]Репутация Уэлдона Киса вызывала столько же пренебрежения, сколько и пристального внимания. За несколько недель до его исчезновения молодой поэт из Флориды попытался Дональд Джастис написать Кесу письмо восхищения и послать ему сестину, которую он написал с тех пор, как Кис преуспел в этой форме. Его письмо дошло до отца Киса, Джона, который в конце концов дал Джастису разрешение на составление и редактирование «Сборника стихов Уэлдона Киса» (Айова-Сити, Айова: The Stone Wall Press, 1960). [5] который впоследствии был выпущен в мягкой обложке в 1960-х годах. Работы Кеса привлекли внимание других молодых поэтов, и его работы постепенно вошли в антологию и привлекли внимание критиков.
В течение 1980-х и 1990-х годов появился том переписки Киса « Уэлдон Кис и поколение середины века: письма, 1935–1955» (Линкольн: University of Nebraska Press, 1986), а поэты Дана Джоя и Джеймс Рейдел исправили и привлекли внимание к художественной литературе Киса. , научно-популярная литература и изобразительное искусство. Джоя отредактировал «Церемонию» и другие рассказы (Порт-Таунсенд, Вашингтон: Graywolf Press, 1984), а Рейдел отредактировал избранные критические статьи Киса в «Обзорах и эссе: 1936–1955» (Анн-Арбор: University of Michigan Press, 1988) и роман « Осенний квартал». (Браунсвилл, Орегон: Story Line Press, 1990). В конце концов Рейдел выпустил биографию Киса « Исчезнувший акт: жизнь и искусство Уэлдона Киса» (Линкольн: University of Nebraska Press, 2003). Книги и статьи о Кеесе продолжают появляться. Его картины и коллажи также были показаны на двух крупных ретроспективах.
Кес привлек поклонников, которые подробно комментировали его стихи. Покойный Иосиф Бродский , поэт-лауреат Библиотеки Конгресса , написал такую оценку:
В его стихах нет ни бессвязности ностальгии по какому-то приятному для ума прошлому, ни, хотя и смутно намеченной, возможности будущего. Все, что у него было, это подарок, который не нравился его Музе, а в конечном итоге и ему самому. Другими словами, его поэзия — это поэзия здесь и сейчас, и от нее нет спасения, кроме самой поэзии. Однако, несмотря на все, что он говорил о настоящем, его язык удивительно ясен и прямолинеен, а формальные аспекты его стихов поразительно консервативны. Очевидно, Кес не чувствовал необходимости аритмии, столь ощутимой среди его менее запоминающихся коллег, не говоря уже о преемниках. [6]
Литературный критик и биограф Ян Гамильтон особо выделил экзистенциальные проблемы Киса с писательством и славой, процитировав одного из выдающихся друзей Киса из его нью-йоркского периода:
По словам Альфреда Казина , амбиции Уэлдона Киса как поэта не знали границ. Он «отчаянно хотел прославиться», говорит Казин, «быть «там», как он говорил, вместе с Элиотом, Паундом и другими звездами на нашем небосклоне». В таком случае следует задаться вопросом, почему Уэлдон не был более жуликом от своего имени. Насколько нам известно, на пути карьерного самовыдвижения он сделал, по-видимому, очень мало - хотя, судя по фотографиям, он отнюдь не был лишен тщеславия. Высокомерный, озлобленный и меланхоличный, он ждал, что к нему придет признание, но ни одна из трех книг, опубликованных им при жизни, не произвела особого впечатления. (Один комментатор подсчитал, что Кес продал в общей сложности 1000 копий своих работ, прежде чем исчез.) [7]
Энтони Лейн , кинокритик журнала The New Yorker , также написал о продолжительном творчестве Киса, особенно в отношении стихов Робинсона:
Именно это единственное слово «обычный» останавливает вас и позволяет стихотворению разветвляться. Это указывает не только на регулярность дней и лет самого Робинсона, но и на захватывающую возможность того, что тысячи Робинсонов где-то там, в метро и на улицах, отсчитывают свою жизнь, как его беззвучные часы. Стихотворение, озаглавленное «Аспекты Робинзона», представляет собой портрет послевоенного делового человека: ни рабочего, ни магната, но стойко держащегося — и, на первый взгляд, выглядящего целеустремленным — в пределах среднего ранга. Он — все, чего боялся Уэлдон Кис, а также все, чем, как он подозревал, он должен был быть. [8]
23 октября 2012 года Кэтлин Руни роман в стихах «Один Робинзон» вышел , о котором Донна Симэн из Booklist написала:
В необычном акте отождествления поэт и эссеист Руни импровизирует на самые захватывающие стихи Киса, квартет с участием альтер-эго по имени Робинсон. Ее свободно биографический, знающий образный и великолепно атмосферный рассказ в стихах изображает Робинсона как щеголеватого, талантливого и сбитого с толку человека, который скрывает свои печали за беззаботностью. Руни вплетает строки из сочинений Киса в свои блюзовые, забавные и обжигающие тексты, следуя за Робинсоном от восторга до отчаяния, когда его жена впадает в алкоголизм, а его мечты угасают. Синкопированная игра слов, гибкая музыкальность и кинематографические описания Руни тонко воплощают творческие поиски Киса, а также сардоническую грацию Робинсона в трудных ситуациях. Сложная, психологически яркая дань уважения, рассказ об американском одиночестве и захватывающее свидетельство резонанса поэзии. [9]
Источники и библиография
[ редактировать ]- «Последний человек» (1943) Стихи
- Стихи Падение волшебников (1947)
- Стихи 1947-1954 (1954)
- Невербальное общение: заметки о визуальном восприятии человеческих отношений (1956) с Юргеном Рюшем
- Сборник стихов Уэлдона Киса (издания 1960 года и более поздних версий) под редакцией Дональда Джастиса .
- Церемония и другие истории (1984), выбранные Даной Джойей
- Письма Уэлдона Киса и поколения середины века (1986), под редакцией Роберта Э. Нолла
- Обзоры и эссе, 1936–55 (1988) под редакцией Джеймса Рейделя.
- Осенний квартал (1990) роман
- Исчезнувший акт: Жизнь и искусство Уэлдона Киса (2003) Джеймса Рейделя
Дальнейшее чтение
- Уэлдон Кис: критическое введение (1985), эссе о Кеесе и библиография Роберта «Боба» Ниеми
- Уэлдон Кис (Серия авторов Твейна из США, 484) (1985) Уильяма Т. Росс
- Библиография Уэлдона Киса (1997) Роберта Ниеми и Дэниела Гиллейна
- Уэлдон Кис и искусство середины века (2003) Дэниела А. Сиделла
- «Кис в город», SF Weekly (27 июля – август 2005 г.), Мэтт Смит
- «Исчезающий поэт». Житель Нью-Йорка (4 июля 2005 г.), Энтони Лейн
- Один Робинсон (2012) - роман в стихах Кэтлин Руни, основанный на жизни и творчестве Киса и его персонажа Робинсона.
- Поэзия Уэлдона Киса: Исчезновение как присутствие (2017) Джона Т. Ирвина
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Основной источник этого и других фактов, обсуждаемых в этой статье, взят из книги Джеймса Рейделя « Исчезнувший акт: жизнь и искусство Уэлдона Киса» (Линкольн: University of Nebraska Press, 2003).
- ^ Смитсоновская национальная художественная галерея, Портрет мира искусства: век фотографий ARTnews , «Вспыльчивые» . Архивировано из оригинала 22 июня 2008 г. Проверено 25 октября 2008 г. ,
- ^ Рейдель, Джеймс. Исчезнувший акт: жизнь и искусство Уэлдона Киса. США, Университет Небраски Press, 2007. стр. 346–347.
- ^ Джанет Ричардс, Рядовые солдаты: автопортрет и другие портреты (Сан-Франциско: Archer Press, 1979)
- ^ Амерт, Кей (1 ноября 1976 г.). «Работы, напечатанные К.К. Меркером: The Stone Wall Press, The Windhover Press и другие» . Книги в Айове . 25 (1): 21–33. дои : 10.17077/0006-7474.1066 . ISSN 2378-4830 .
- ^ Джозеф Бродский, «Уэлдон Кис», The Wilson Quarterly 17, вып. 2 (весна 1993 г.): 92.
- ↑ Ян Гамильтон, «Что ж, вот вам, мистер Робинсон», The Guardian , 29 марта 2002 г., [1] .
- ^ Энтони Лейн, «Исчезающий поэт: Что случилось с Уэлдоном Кисом?» Житель Нью-Йорка , 4 июля 2005 г., [2] .
- ^ Обзор списка книг Кэтлин Руни «Один Робинсон» , 15 октября 2012 г. (полный обзор только для подписчиков) [3] .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кэтлин Руни воскрешает мертвых — из газеты Chicago Tribune, 14 октября 2012 г.
- Стихи и PoemHunter
- Информационная страница современной американской поэзии о Кис.
- Культ Уэлдона Киса
- Исчезающий поэт , журнал The New Yorker, 4 июля 2005 г.
- Документы и архивы Уэлдона Киса
- Уэлдон Кис и проект федеральных писателей Небраски
- Уэлдон Кис и британский поэт Саймон Армитидж
- В поисках помощи для документов Уэлдона Кесса в Колумбийском университете. Библиотека редких книг и рукописей.
- 1914 рождений
- Американские романисты XX века
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Выпускники Университета Доана
- Поэты-формалисты
- Пропавшие люди
- Дела о пропавших без вести в Калифорнии
- Люди из Беатрис, Небраска
- Выпускники Университета Миссури
- Выпускники Университета Небраски – Линкольна
- Писатели из Небраски
- Писатели из района залива Сан-Франциско
- Американские поэты 20-го века
- Американские романисты-мужчины
- Американские авторы рассказов мужского пола
- Американские поэты-мужчины
- Дела о пропавших без вести 1950-х годах
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские пацифисты
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Участники Федерального писательского проекта