Дисциплина аркана
Disciplina arcani ( лат. «дисциплина тайны») — обычай, преобладавший в IV и V веках христианства, согласно которому знание определенных доктрин и обрядов христианской религии скрывалось от нехристиан и даже от тех, кто подвергался наставление в вере, чтобы они могли постепенно изучать учение веры и не впадать в ересь из-за упрощенного недоразумения (следовательно, доктрины были сохранены от оглашенных , обращенных христиан, которые еще не были крещены). [1]
Историография
[ редактировать ]Термин disciplina arcani не древний. Его придумал кальвинист писатель- Жан Дайе в 17 веке. Эта концепция, однако, была впервые предложена другим кальвинистом, Исааком Кейсобоном , в 1614 году как способ объяснения отсутствия определенных доктрин в ранних христианских писаниях. По его мнению, отцы церкви подражали римским мистериальным религиям . Дайе считал, что целью дисциплины было повышение благоговения перед таинствами . Католический , однако, отверг точку богослов Эммануэль Шельстрат зрения Кейсобона о том, что он чем-то обязан мистическим религиям. Он верил, что этому учил Иисус и практиковали Апостолы . Отсутствие ссылок на католические догмы, такие как месса , пресуществление и культ святых, он объяснил обращением к disciplina arcani . [2]
История
[ редактировать ]Во втором веке христиане свободно обменивались такими обрядами, как крещение и Евхаристия, с языческими группами. Иустин Мученик , например, свободно говорил с языческой аудиторией относительно обряда Евхаристии. Disciplina arcani начала появляться в III веке. Некоторые полагают, что Тертуллиан был самым ранним свидетелем этой практики, хотя недавние ученые отметили веру Тертуллиана в то, что христианские учения были публичными и их следует преподавать публично. [3] Позже, в середине III века, Ориген Александрийский обратился к полемике против христианства со стороны язычника Цельса в своей работе «Против Цельса» . Цельс обвинил христианство в том, что оно является религией тайной, подобной греко-римским мистериям , а Ориген ответил, что, хотя выдающиеся доктрины христианства хорошо известны всему миру, включая непорочное зачатие, распятие, воскресение, наказание грешников и вознаграждение среди справедливых есть несколько элементов, которые необходимо сохранить внутри группы. Незадолго до Оригена Ипполит Римский написал в конце своего описания обряда крещения;
Если что-то нужно объяснить, пусть епископ поговорит с принявшими крещение наедине. Тем, кто не является христианами, ничего не говорят, пока они сначала не примут крещение. Это тот белый камень, о котором говорил Иоанн; «На нем написано новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает камень. ( Ап. Трад. 23:14)
К четвертому веку и первой половине пятого века практика disciplina arcani стала универсальной и засвидетельствована в Риме (в трудах Амвросия ), Иерусалиме (в трудах Кирилла и Эгерии ), Египте , Константинополе , Каппадокии , Северная Африка и т. д. Есть свидетельства того, что христиане старались сохранять определенные статьи религии, в том числе удаляли членов церкви, которые еще не были крещены до совершения литургической евхаристии. Таким образом, литургия разделилась на Мессу верных и Мессу оглашенных. В византийской литургии диакон часто восклицал: «Двери, двери!» сигнализировать о том, что за дверями нужно следить, чтобы некрещеные не могли участвовать в церковных мероприятиях. Для сохранения секретности некоторых вещей могли быть разные причины, в том числе обеспечение того, чтобы посторонние не пытались использовать эти обряды для получения благосклонности Бога или для защиты важных обрядов от презрения. Более того, они также считали, что нужно испытать обряд крещения, прежде чем узнать о нем, чтобы обучение было более эффективным и успешным. [1]
К VI веку эта практика исчезла. [2]
См. также
[ редактировать ]- Обожение ( Теозис )
- Эзотерическое христианство
- Гностицизм
- Греко-римские мистерии
- Мистическое богословие
- Святоотеческое богословие
- Священные тайны
- Теория
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ярнольд 1994 , стр. 55–58.
- ^ Jump up to: а б Кросс и Ливингстон 2009 .
- ^ Ббрекер 2014 , с. 163.
Библиография
[ редактировать ]- Бремер, Ян (2014). Посвящение в Тайны Древнего Мира . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110376999 .
- Кросс, Флорида ; Ливингстон, Е.А. , ред. (2009) [2005]. «Дисциплина Аркани» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Ярнольд, Эдвард (1994). Внушающие трепет обряды инициации: истоки RCIA . Литургическая пресса. ISBN 9780814622810 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Дисциплина тайной магии» Паламидесси , Томмазо
- Дисциплина тайны Католическая энциклопедия