Рудольф Гоклениус

Рудольф Гоклениус Старший ( лат . Rudolphus Goclenius ; родившийся Рудольф Гокель или Гёкель ; 1 марта 1547 — 8 июня 1628) — немецкий философ-схоласт. Ему иногда приписывают введение термина «психология» в 1590 году, хотя этот термин использовался Пьером Никола Кастеллани и Герхардом Синеллиусом 65 лет назад. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Корбахе , Вальдек (ныне Вальдек-Франкенберг , Гессен ).
Гоклениус учился в Эрфуртском университете , Марбургском университете и Виттенбергском университете . [ 2 ] получил степень магистра в 1571 году. Впоследствии он руководил гимназиями в своем родном городе Корбахе (1573 год). [ 3 ] и в Касселе ( Михайлов 1575 г.). [ 4 ] В 1581 году ландграф Вильгельм IV Гессен-Кассельский , известный астроном, отклонил просьбу Гоклениуса вернуться в Корбах, но позволил ему стать профессором Марбургского университета Филиппа . Там он занимал кафедру физики, [ 5 ] логика, математика и этика. [ 6 ] Гоклениус также служил советником Вильгельма и его сына Морица . Последний отправил его в Дортский синод в 1618 году. [ 7 ] [ 8 ]
Хотя Гоклениус известен популяризацией термина «психология» , его наиболее значительный вклад лежит в области онтологии . Следуя работам Аристотеля, он дал этой философской дисциплине название и продолжил традицию Аристотеля. Считается, что онтология получила дальнейшее развитие в 17 веке Гоклениусом. [ 9 ]
Иоганн Бальтазар Шупп сатирически рассказывал, что Гоклениус утверждал, что его работа «Аналекта» (опубликованная в 1598 году в «Личе ») была лучшей книгой, которую он когда-либо писал. [ 10 ]
Иеремиас Николай, студент Korbach Stadtschule с осени 1574 года и далее, брат Филиппа Николаи , сообщил, что Гоклениус «быстро» сочинил стихотворение об «огненных воздушных явлениях» ( feurige Lufterscheinungen ), наблюдавшихся в городе 14 ноября 1574 года. [ 11 ] В том же году он был опубликован в Марбурге. [ 12 ] Городской историк Вольфганг Меддинг предположил, что это стихотворение было вдохновлено полярным сиянием . [ 13 ] гипотеза, подтвержденная историческими записями наблюдений полярных сияний. [ 14 ] Позже он рассмотрел полярные сияния («хазматы») в учебнике физики 1604 года. [ 15 ]
Утром в Троицкое воскресенье, 8 июня 1628 года, когда Гоклениус собирался идти в церковь, у него случился инсульт, и он скончался. [ 16 ] Накануне он обедал с Германом Вультеюсом и его зятем Кристофом Дайхманом, канцлером Липпе. Вултеус вспоминал, что Гоклениус был умственно острым и красноречивым, как и в молодые годы. После его похорон, которые состоялись через два дня, Вольфганг Рименшнейдер (Лорисека) произнес речь, в которой восхвалял Гоклениуса как «лидера сегодняшних философов, марбургского Платона, европейского света, гессенской бессмертной славы». [ 17 ]
Семья
[ редактировать ]Гоклениус женился на своей первой жене Маргарите в 1570 году. [ 18 ] Авраам Саур, юрист из Марбурга, записал в своей хронике за 10 апреля следующее:
М. Рудольф Гоклериус [так в оригинале] устраивает свадьбу. В этот день / в 1570 году от Рождества Христова, когда Солнце вошло в знак Тельца / о котором астрологи говорят / он благоприятен для брака / М. Рудольф Гоклериус [так в оригинале] / молодой ученый человек и поэт / праздновал свою свадьбу в Корбахе .
- Авраам Саур, Diarium Historicum (1582, стр. 155; перевод с немецкого)
старший сын Рудольф Гоклениус Младший От этого брака у него родился , или Рудольф Гоклениус-младший. Он стал профессором в Марбурге и знаменитым математиком. Именно благодаря Рудольфу Гоклениусу-младшему лунный кратер носит его имя. Кроме того, он также работал над лекарствами от чумы и получил известность благодаря своему чудесному использованию «оружейной мази» или Порошка сочувствия . Среди других известных потомков были Теодор Кристоф Гоклениус (1602–1673, медицина), Эдуард Франц Гоклениус (1643–1721, право) и Рейнхард Гоклениус (1678–1726, право). [ 19 ]
Философское отношение
[ редактировать ]Эпиграмма Вильгельма из литературных игр в Касселе в декабре 1576 года, внесенная Гоклениусом в физику Адольфа Скрибония Марбургского, подчеркивает важность логики и разума в понимании мира - руководящий мотив его работы:
Если вы удалите Logic, все знания исчезнут:
И если что-то и останется, то это всего лишь басня и тень.
Пусть погаснет великий светильник Титании:
И ты увидишь все в слепой темноте.
Уберите свет Логики и огонь Прометея:
И мир будет скрыт в маленьких тенях.
Останется лишь инертная масса непереваренного вещества,
И хаос будет царить, как и прежде.
И без стандарта, без закона, без определенного порядка,
все, что будет установлено нами, пойдет.- Эпиграмма о разделах Physicas Адольфа Скрибония, в GA Scribonius, Rerum phycarum, juxta leges Logica Methodica Explanatio, Франкфурт, 1577, стр. 35.
Философские взгляды Гоклениуса тесно совпадали со взглядами Аристотеля . Он принадлежал к группе под названием « Семирамисты », которая состояла из аристотелевцев, выступавших как за диалектическую интерпретацию учения Аристотеля, так и за изложение рамизма . [ 20 ] [ 21 ] Работая ректором в Korbach Stadtschule, Гоклениус даже сочинил научное стихотворение о смерти Петруса Рамуса. [ 22 ] Фридрих Берхузиус в письме Иоганну Томасу Фрейгиусу в сентябре 1575 года упомянул Гоклениуса как преданного последователя Рамуса, наряду с другими схоластами, такими как Иоганн Ламбах и Бернхард Копиус. [ 23 ]
В 1610 году Иоганн Генрих Альстед написал руководство, содержащее информацию и советы по академическим исследованиям. По его словам, Гоклениус считал четырех философов - Аристотеля, Скалигера (чьи Exercitationes он называл своей «Библией»), Забареллу и Шегка - необходимыми для чтения (cumprimis Legendos, что означает «следует читать в первую очередь»). Он считал, что они должны составить основу того, что он назвал «Философской библиотекой». [ 24 ] Современные авторы немного изменили формулировку Гоклениуса, предполагая, что этого будет достаточно, чтобы заполнить все кафедры философов. [ 25 ] Другой автор, в свою очередь, даже почувствовал себя обязанным прояснить современное семантическое недоразумение, согласно которому использование Гоклениусом слова «Библия» по отношению к « Упражнениям » Скалигера указывает на переоценку разума среди кальвинистов. [ 26 ]
Работает
[ редактировать ]В своих Disquisitiones Philosophicae («Философские исследования»), опубликованных в 1599 году, Гоклениус представляет синоптичную таблицу, которая классифицирует философские доктрины или гуманитарные науки на отдельные области знаний. [ 27 ] Он охватывает две основные категории: настоящие доктрины и искусства, направляющие наше понимание . Настоящие Учения углубляются в объекты нашего понимания, включая Универсальную Философию (которая занимается бытием вообще) и Частную Философию (обращающуюся к конкретным существам). В рамках частной философии мы находим теоретическую (или реальную ) философию (изучающую сущность и количество) и практическую (или моральную ) философию (сосредотачивающуюся на этике и политике). Практика физики – это искусство медицины . Соединение астрономии и географии – это космография . Вторая категория, «Искусства, направляющие наше понимание», включает риторику , грамматику и логику . Учитывая разнообразие его работ, эта система классификации служит полезным организующим принципом, обеспечивающим обзор его произведений. Кроме того, это помогает читателям понять, как Гоклениус концептуально структурировал мир с помощью своей основной категории «Реальные доктрины».
Гоклениус является автором более 70 книг, более половины из которых опубликовано между 1589 и 1599 годами. Кроме того, в его обширный список публикаций входят многочисленные академические диспуты . [ 28 ] Это можно объяснить статутом, установленным ландграфом Филиппом I 14 января 1564 года, который предписывал профессорам Марбургского университета проводить еженедельные экзамены. [ 29 ] Помимо этого институционального требования, значительную роль также сыграло убеждение Гоклениуса в том, что истина открывается в ходе дебатов, будь то с самим собой или с другими. [ 30 ] Гоклениус читал по три часа лекций ежедневно: один для широкой публики (pro lectione publica), один для студентов магистратуры (pro magistandis) и один для студентов бакалавриата (pro baccalaureandis). [ 31 ]
Примечательно, что он использовал термин «онтология» в своем «Философском словаре» (1613 г.), термин, первоначально введенный Якобом Лорхардом в его «Огдоас Схоластика» (1606 г.).
Психология
[ редактировать ]Гоклениус внес значительный вклад, который привел к созданию области знаний, называемой «психология». В конспектах лекций Марбургского университета указано, что он использовал термин «психология» еще в 1582 г. в рамках дисциплинарной классификации, подобно И. Т. Фрейгиусу (1574 г.) и Ф. Берхузиусу (1581 г.). [ 32 ] В 1586 году он председательствовал на двух академических диспутах, в ходе которых слово «психология» снова появилось в прилагательной форме как классификационный термин. Хотя оба диспута затрагивали область психологии, они выявили различные концептуализации души и разума. Первый тезис подчеркивает, что рациональные силы души (vis cognoscendi и eligendi) занимают центральное место в человеческом опыте. Второй тезис, напротив, отрицает, что только рациональный аспект образует форму человека, предполагая более интегрированный взгляд (personaliter) на человека. [ 33 ]
Его антология ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ: посвящена совершенству человека, его разума, и в самом начале ее существования , опубликованная в 1590 году, стала первой книгой, в названии которой фигурирует термин «психология». [ 34 ] В своем дарственном письме Гартману фон Берлепшу Гоклениус представил тему книги с эпистемологической рефлексией. Он исследовал сложную и глубокую природу понимания разума (анимуса), различные философские взгляды на источники истины и знания, а также значение этого исследования, несмотря на его сложность. Относительно вопроса о происхождении разума Гоклениус собрал две противоположные точки зрения из трактатов, написанных между 1579 и 1589 годами. Некоторые предполагают, что души созданы божественным образом и помещены в тела ( креационизм ), другие утверждают, что души наследуются от родителей ( традуцианство ). . Он призвал читателей формировать собственное мнение, не осуждая различные точки зрения. Полное название книги переводится на английский язык как «Психология: то есть о совершенстве человека, его разума и особенно его происхождения — комментарии и рассуждения некоторых теологов и философов нашего времени, которые показаны на следующей странице. ' В этом контексте термин «психология» относится как к предмету исследования («совершенство человека, его разума и особенно его происхождения»), так и к самому исследованию («комментарии и рассуждения некоторых богословов и философов нашего времени»). время').
Исследования последних десятилетий постепенно выявили источники трактатов, поскольку в книге отсутствуют библиографические ссылки в современном понимании.
Число | Автор | Название трактата | Источник |
---|---|---|---|
1 | Герман Вултеюс | О философском совершенстве человека | Примечание редактора: Из публичной лекции в Марбургском университете. Предварительное обсуждение (προλεγομένων) перед тем, как он приступил к интерпретации «Тимея» Платона 30 января 1581 года. |
2 | Франсуа Дю Жон | Поясняющий вопрос: Размножается ли разум человека его родителями? | Протоктисия (1589, стр. 73-95) |
3 | Иоганн Якоб Гринеус | Вопрос в том, является ли душа человека результатом перевода или она создана Богом? | Краткое изложение истории человека (1579, стр. 125-142) |
4 | Иоганн Якоб Колер | Богословско-философский вопрос, есть ли душа из перевода | Богословский и философский вопрос (1586, стр. 5-29) |
5 | Каспар Пойсер | О сущности, природе и возникновении человеческой души | Неизвестный. Отредактировано Гоклениусом. О текстовом фоне см. Roebel (2012, стр. 258). |
6 | Эгидий Гунний | Или их душа все еще вселяется в мужчин по вдохновению? | Лекции по первым двадцати одной главе Бытия (1589, стр. 30-31). Переведено на немецкий язык Мельхиором Тилезиусом в 1590 году. |
7 | Петер Чокас Лаской | Размножаются ли разумные души, как и тела, путем семенной передачи, или они ежедневно вселяются в тела тех, кто сотворен Богом? | О человеке (1585, стр. 176-253) |
8 | Рудольф Хоспинян | Молитва, в которой утверждается: Что душа цела в целом и цела в каждой своей части | Речь в дидактическом жанре (1586). Добавлено в Quaestio theologica et philosophica Колера , начиная со страницы 30. См. №. 4. |
9 | Тимоти Брайт | Для перевода | В физике Уильяма Адольфа Скрибони (1584, стр. 15–32). |
10 | Иоганн Людвиг Хавенройтер | Создана ли душа для нас Богом или нет | Неизвестный. Почти идентична части его комментариев к третьей книге «О душе» Аристотеля, опубликованной позже во Франкфурте (1605, стр. 333–339). |
11 | Рудольф Гоклениус | На подъеме ума | Оригинальный вклад. |
В 17 веке «ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ» Гоклениуса широко читали и цитировали такие ученые, как Роберт Бертон , [ 36 ] Дэниел Сеннерт , [ 37 ] и Якоб Томасиус [ 38 ] Сам Гоклениус вновь обратился к своей «ПСИХОЛОГИИ» в учебнике по естествознанию 1604 года. [ 39 ] и в различных философских диспутах. [ 40 ]
Тем не менее историки психологии разошлись во мнениях относительно того, нацелен ли Гоклениус с его ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ на новаторский подход к исследованию души или на создание психологии как независимой области. Фридрих Август Карус в 1808 году назвал «ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ» Гоклениуса Lehrbuch ( «учебником»), поставленным во временном преемнике «Psychologia anthropologica» Касмана (1594). Однако это оспаривалось уже в 19 веке. [ 41 ] . С тех пор исследователи сошлись в своей классификации этой книги: некоторые назвали ее Sammelwerk («сборник», Schüling, 1967), Sammelband («сборник», Stiening, 1999) или «Антологией» (Vidal, 2011). Это, по крайней мере на лингвистическом уровне, больше соответствует тому факту, что Гоклениус использовал латинский глагол congessi (собирать, объединять) в своем посвящении Берлепшу, чтобы охарактеризовать свой подход.
Логика
[ редактировать ]Главным достижением Гоклениуса является его оригинальный вклад в терминологию , названный «Гокленианскими соритами» . [ 42 ] По словам британского логика Карвета Рида :
«Выдающейся заслугой Гокления является то, что он восстановил Помещения Соритов в обычном порядке, показанном на рис. по сравнению с этим был метод Эфесского поджога!» [ 43 ]
Пример использования соритов в аргументативном контексте представлен Гоклениусом в его «Dissertatio De Ortu Animi», завершающей первое издание Psychologia . [ 44 ]
Однако, вопреки оценке Карвета Рида, доктор Рудольф Гоклениус не изобрел гокленианских соритов: Св. Фома Аквинский сделал:
«[А] вторая демонстрация берет в качестве отправной точки завершение первой демонстрации, термины которой понимаются как содержащие средний термин, который был отправной точкой первой демонстрации. Таким образом, вторая демонстрация будет исходить из четырех членов, первая из трех только третье из пяти и четвертое из шести, так что каждое доказательство добавляет одно слагаемое. Таким образом, ясно, что первые доказательства включаются в последующие, как и тогда, когда это первое доказательство — каждое В есть А, каждое С есть В, следовательно, каждое C есть A – включено в эту демонстрацию – каждое C есть A, каждое D есть C, следовательно, каждое D есть A, и это снова включено в доказательство, вывод которого состоит в том, что каждое E есть A, так что для этого окончательного заключения кажется, что существует один силлогизм, составленный из нескольких силлогизмов, имеющих несколько; Промежуточные термины можно выразить так: каждое В есть А, каждое С есть В, каждое D есть С, каждое Е есть D, следовательно, каждое Е есть А». [ 45 ]
Публикации
[ редактировать ]Библиографии сочинений Гоклениуса были составлены Фридрихом Вильгельмом Штридером ( Grundlage zu einer hessischen Gelehrten und Schriftsteller Geschichte, Bd. 4, Göttingen 1784, стр. 428–487; Bd. 9, Cassel 1794, стр. 381; Bd. 13, Cassel). ) 1802, стр. 341–343 . Шмидт был историком медицины из Хамма (Вестфалия). Его библиография разделена на пять групп: научные работы, академические сочинения, периодические сочинения, сочинения с Гоклениусом в качестве редактора или автора предисловия и сочинения, перечисленные в каталоге Британской библиотеки, но не в словаре Страйдера. Библиография Стридера расположена в хронологическом порядке.
- Oratio de natura sagarum in purgatione & Assessmente per Frigidam aquis innatantium , Марбург, 1584 г. (речь, произнесенная на выпускной церемонии 19 ноября 1583 г.; переиздано в Panegyrici Academiae Marpurgensis , Марбург, 1590 г., стр. 190–203).
- Речь о врожденном и наследственном упадке и коррупции в нас , Марбург, 1588 г.
- Логические задачи , часть I 1589, часть II 1590; Часть IV 1594 г. (перепечатка: Франкфурт: Минерва, 1967, в 5 т.).
- ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ: это касается совершенствования человека, разума и, в первую очередь, возникновения этого, комментариев и дискуссий некоторых теологов и философов нашего времени , Марбург 1590; Марбург 1594 г. (увеличено); Марбург 1597 г. (увеличено).
- Scholae ou disputations physicae , Марбург, 1591 г. (новые издания: Марбург 1595 г. и Марбург 1602 г.; Physicae Disputationes , Марбург 1598 г.).
- Диалектическое деление , Франкфурт, 1595 г.
- Исагога в первой философии перипатетики и схоластики, которую обычно называют метафизикой , 1598 (перепечатка: Хильдесхайм: Георг Олмс, 1976).
- Одна книга об открытии логических институтов , Марбург, 1598 г.
- Космография или описание сферы мира , Марбург 1599 г.
- Философские рассуждения , Марбург, 1599 г.
- Диалектика П. Рами с пояснениями учителей , Оберурзель 1600.
- Приложение III. Диалогистика , Марбург, 1602 г.
- Physica completa speculum , Франкфурт, 1604 г.
- Разъяснения философских канонов , Лич 1604.
- Споры логики и философии, направленные на логическую практику, которой предпосылкой являются теоремы или предписания логики , Марбург 1604 г.
- Теологические и философские сборники , Марбург, 1607 г.; Марбург 1608.
- Conciliator philosophicus , 1609 г. (перепечатка: Хильдесхайм, Георг Олмс, 1980 г.).
- Lexicon philosophicum quo как ключ к философии: двери открыты , 1613 г. (перепечатка: Хильдесхайм: Георг Олмс, 1980).
- Lexicon philosophicum Graecum , Марбург, 1615 г. (перепечатка: Хильдесхайм: Георг Олмс, 1980).
Книга под названием «Рапсод» из библиотеки Уффенбаха содержит коллекцию неопубликованных рукописей Гоклениуса. Эти рукописи включают письма, наблюдения, диссертации, различные критические статьи и стихи ( Bibliothecae Uffenbachianae Universalis , Tomus III, Frankfurt 1730, стр. 488-490).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Янссен, DF; Хаббард, ТК (2021). «Психология: раннее использование этого термина в печати Пьером Никола Кастеллани (1525 г.) и Герхардом Синеллиусом (1525 г.)». История психологии . 24 (2): 182–187. дои : 10.1037/hop0000187 .
- ^ Альбом Academiae Vitebergensis , второй том, Галле 1894, стр. 179: 31 июля 1570 г. Его фамилия написана с ошибкой как «Гоклейус»; ср. « Виттенбергский зачисление в Виттенбергский университет » .
- ↑ Во время своего второго пребывания в Виттенберге Гоклениус написал письмо мэрам Корбаха от 16 сентября 1572 года. Целью этого письма было заключение соглашения о зарплате для директора Korbach Stadtschule. Полное письмо вместе с его немецким переводом воспроизведено в книге В. Шульца «О предыстории гимназии Корбахера». Листы истории Вальдека и Пирмонта , 2-й том, 1902 г., стр. 114-119.
- ^ Вебер, CF История муниципальной школы ученых в Касселе , Кассель, 1846 г., стр. 1846. 58.
- ^ Цезарь, CI Catalogi studiosorum scholae Marpurgensis (22 марта 1879 г.), Марбург 1879 г., стр. 5. Гоклениус был назначен на должность 9 сентября 1581 года и перед тем, как приступить к своим преподавательским обязанностям, обратился к своим коллегам-профессорам по предмету физики.
- ^ Гундлах, Ф. « Каталог профессоров Марбургской академии 1527-1910 » . Марбург 1927, стр. 387-388.
- ^ Роммель, Cv. Современная история Гессена , второй том, Кассель, 1837 г., стр. 586–588; Хеппе, Х. Церковная история обоих Гессенов , второй том, Марбург, 1876 г., стр. 47–53; Шойфеле, В.Ф. Реформированная конфессионализация в Марбургском университете. В: Там же (ред.) Реформация церкви – реформа образования , Мюнстер, 2020, с. 216.
- ↑ Инструкция ландграфа от 1 октября 1618 г. определяла порядок и направления ведения дел делегата на Синоде. Эти инструкции перепечатаны в H. Heppe, Historia synodi nationalis Dordracenae, Zeitschrift für die historische Theologie , 23. Band, 1853, стр. 231-233. Гоклениус произнес речь 25 января 1619 г., в которой «точно опроверг знаменитый силлогизм ремонстрантов, основанный на принципах логики, выведенных из исполнения предопределения». См. Acta Synodi Nationali , Лейден, 1620 г., стр. 194 (французский перевод: Actes du Synode national tenu à Dordrecht, l'an 1618 et 19 , Leiden 1624, стр. 371). Новое издание: Синнема Д., Мозер К. и Сельдерхейс Х.Дж. (ред.), Acta et Documenta Synodi Nationalis Dordrechtanae (1618-1619) . Том. 1, Геттинген 2015, с. 120.
- ^ Энскат, Р. «Онтология». Религия прошлого и настоящего. Брилл Онлайн, 2013.
- ↑ Дополнительный документ: Йох: Балт: Шуппии Шриффтен , Ханау, 1667, стр. 120. См. Вилмар, AFC Небольшие приложения к истории гессенских ученых и писателей Стридера, журнал Ассоциации гессенской истории и региональных исследований , третий том, 1843, стр. 210.
- ^ Курце, Жизнь и песни Л.Д. Филиппа Николаи , Галле 1859, стр. 17. По словам Курца, это стихотворение было добавлено к « Liber Selectiorum Carminum » Гоклениуса (Марбург, 1606).
- ^ « In Phasma Seu Teras Ignite Какая ужасная вспышка И вибрация, подобная удару молнии, была замечена » . , Марбург 1574 г.
- ^ Меддинг, В. Корбах: История города , Корбах, 1988, с. 164.
- ^ Фробезиус, Дж. Н. Новые и древние очки света и северное сияние , Helmstedt 1739, стр. 42-43; Фриц, Х. Verzeichniss bebeuchter Polarlichter , Вена, 1873 г., с. 22.
- ^ Полное зеркало физики , Марбург 1604 г., стр. 738-744.
- ↑ Письмо Германа Вультеюса Иоганну Петеру Лотихиусу, в: Lotichius, JP, Censura , Франкфурт, 1645, стр. 92-93; Цезарь, К. И. Каталог учеников школы Марпургенсиса , часть 14 (22 марта 1886 г.), Марбург 1886 г., с. 32.
- ^ Лорисека, В. Акт благодарения, проведенный на похоронах Дан. Родольфи Гоклении, в: Orationes , Кассель, 1631, стр. 239-245. Впервые опубликовано в Panegyricus Acutissimo ac Celeberrimo Dn. Родольфо Гоклениус Старший , Марбург, 1629 год.
- ^ Стридер, 1784, с. 432.
- ^ Гекель, Г. (1916). Семья Геккелей (1-е продолжение). В: Роланд. Ассоциация по популяризации наследия, гербов и печатей. Ежемесячный журнал , 16-й год 1915-1916, стр. 36-37.
- ^ Крстич, К. Марко Марулич - автор термина «Психология». Журнал Психологического института Загребского университета , No. 36, с. 7.
- ^ Джоаннесу Бильстениусу приписывают введение термина «Филиппо-Рамизм» в 1588 году (Х. Яуманн, Handbuch der Gelehrtenkultur der Frühen Neuzeit , Band 1, Berlin 2004, стр. 103). Гоклениус внес «Аутошедиазму» в «Синтагму» Бильстениуса, которая описывает путь метода как прославленный и известный, а его трактат — как краткий, но всеобъемлющий, содержащий подлинную доктрину.
- ^ Песня Scholasticum о смерти Питера Рами. С префиксом: In Phasma Seu Teras Ignitum Какая ужасная вспышка и вибрату, как от контормов, кажется , Марбург, 1574 год.
- ^ Лорд Джон Томас Фрейджио IVD Клариссимо, Фредерикус Бехузиус, проректор Тремонианской школы СПД В: П. Рами, Professio Regia , Базель, 1576; Х. Хотсон, Обычное обучение: рамизм и его немецкие разветвления, 1543-1630 , Оксфорд, 2007, стр. 27.
- ^ Альстед, Дж. Х., Consiliarius Academicus et Scholasticus , Страсбург, 1610, стр. 33
- ^ Пеларг, К. Oratio De Libro Vitae Mystico , Виттенберг, 1612 г.; Лансиус, Т. Commentatio De Academiis , Тюбинген, 1619, с. 44. Рассказ Лансиуса отличается от рассказа Пеларга тем, что он опускает детали, касающиеся оценки Скалигера Гоклениусом.
- ^ Бекманн, К. Фон Род. Гокленные слова. В: Anatomia Universalis Triumphans , Ферст и Андер Тейл, Франкфурт-на-Одере, 1674 г., стр. 231-232.
- ^ « Философские дискуссии » . Марбург, 1599 г.
- ^ Соответствующую справочную информацию см. в Marti, Hp. В Удинге, Г. (ред.), Исторический словарь риторики, том 2, Тюбинген, 1994, стр. 866-880; Фридман, Дж. Ф. Диспуты в Европе в период раннего Нового времени. В: « Гора есть! О диссертациях » (PDF) . Небольшие издания библиотеки Лейденского университета, No. 71, Лейден 2005, стр. 30-50.
- ^ "Из еженедельника Disputationibus" . В: Реформация и порядок Внсера Филипсена от божьей благодати Ландтграуэна в Гессене... Как мы хотим, чтобы он сохранялся администрацией и администрацией нашего Внюэрситета в Марпурге . Марпург 1565 г. Также в: Б. Хильдебранд (ред.), Сборник документов об учреждении и управлении Марбургского университета при Филиппе Гроссмютигене , Марбург 1848 г., с. 88.
- ^ Предисловие к «Философским исследованиям» (1599 г.)
- ^ Письмо ландграфа Людвига своему брату Вильгельму , 4 октября 1581 г. В: Х. Хеппе (ред.), История гессенских генеральных синодов с 1568 по 1582 гг . Второй том, Кассель, 1847 г., с. 221.
- ^ А. Каусаниас, Гоклениус в диалектике Рами и географии и сфере (1582), Hessisches Hauptstaatsarchiv Wiesbaden (HHStAW).
- ^ Философская дискуссия , соотв. Толмеробулус Талассидиус, Марбург, 1586 г.; Философские тезисы , соотв. Иоганнес Гриммеус младший, Марбург, 1586 г.
- ^ Хэтфилд, Г. (2019). Рационалистические корни современной психологии. В книге Робинс С., Саймонс Дж. и Кальво П. (ред.) The Routledge Companion to Philosophy of Psychology . Лондон, с. 4.
- ^ Шулинг (1967, стр. 88), Штининг (1999, стр. 323), Менгал (2005, стр. 165), Видаль (2011, стр. 52, сноска 78).
- ^ Анатомия меланхолии (1621). Часть. 1, разд. 1, пп. 9: «О разумной душе», с. 39.
- ^ О происхождении и природе душ у животных (1638, стр. 117, 189f).
- ^ Disputatio physica de origine animae humanae (1669, стр. 3, 43, 51). Многочисленные упоминания встречаются и в доксографическом труде ученика Томасиуса Иоганна Ваке «Vom Ursprung Menschlicher Seelen unter Vielen Meynungen die Beste» [Лучшее среди многих мнений о происхождении человеческих душ] (1692, стр. 94, 98, 102). , 105, 106, 111-112).
- ^ Зеркало полной физики , с. 69.
- ^ Философское обучение. О душе человека , соотв. Хенрикус Крёдтер, Марбург 1604 г., Первая диссертация; Философская дискуссия, содержащая два обсуждения определений , соответственно. Валентин Ример, Марбург 1606 г., с. 8.
- ^ Фолькманн, В. Учебник психологии , первый том, Кётен, 1875, стр. 38.
- ^ Ройш, JP Systema Logicum , Йена, 1734 г., стр. 672 (§ 584: «Сориты обыкновенные: Гоклениан»); Платнер, Э. Философские афоризмы , Эрстер Тейл, Лейпциг, 1793, с. 282.
- ^ К. Рид, Массачусетс, Логика, дедуктивная и индуктивная, (Грант Ричардс, Лондон: 1898), стр. 119.
- ^ Гоклениус (1590, стр. 302-304); Рагозин (2018, стр. 108); см. также Де Анжелис (2002, стр. 97–98).
- ^ Св. Фома Аквинский, Комментарий к метафизике Аристотеля: Книга 5, Урок 4, n. 7 (текст Аристотеля: Глава 3: 1014a 25-1014b 15).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симона Де Анжелис, Между поколением и творением. К проблеме генезиса души около 1600 г. - Рудольф Гоклениус, Юлий Цезарь Скалигер, Фортунио Лицети. В Лутце Данненберге (редактор), Между христианской апологетикой и методологическим атеизмом: научные процессы в период с 1500 по 1800 год , Берлин, 2002, стр. 94–144.
- Диана Кремер, «Вопрошание и испытание волшебниц холодной водой». Вильгельм Адольф Скрибониус из Марбурга и Рудольф Гоклениус из Корбаха о законности «испытания воды» в контексте охоты на ведьм, в: History Sheets for Waldeck , Vol. 84, 1996, стр. 141–168.
- Марко Ламанна, Рождение онтологии в метафизике Рудольфа Геккеля (1547-1628) , Хильдесхайм: Георг Олмс, 2013.
- Поль Менгал, Рождение психологии , Париж, 2005 г.
- Леонид Иванович Рагозин, Психология и психология: Гоклениус, Рамус и Вультеюс. В «Вопросах философии» , 2018, №1. 2, с. 102–111
- Мартин Ребель, Гуманистическая медицина и криптокальвинизм: жизнь и медицинская деятельность профессора медицины из Виттенберга Каспара Пойсера (1525–1602) , Фрайбург, 2012 г.
- Рудольф Шмитц, Естественные науки в Марбургском университете имени Филиппа, 1517–1927 гг. , Марбург, 1978 г., с. 15 и далее.
- Герман Шулинг, Библиография психологической литературы XVI века , Хильдесхайм, 1967 г.
- Гидеон Стининг, психолог. В Барбаре Бауэр (редактор), Меланхтон и профессора Марбурга (1527–1627) , Марбург, 1999, стр. 315–344.
- Фернандо Видаль, Науки о душе: ранние современные истоки психологии , Чикаго, 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Заметки о развитии онтологии от Суареса до Канта
- Рождение онтологии. Подборка онтологов с 1560 по 1770 год.
Русские переводы Леонида Ивановича Рагозина (с аннотациями на английском языке):
- Гоклениус Р. (Ред.) (2018). Ψυχολογια: то есть о человеческом совершенстве, о духе и прежде всего о его происхождении... Методология и история психологии . Исс. 2. С. 143–149.
- Вультеюс Х. (2018). Обличительная речь о философском совершенстве человека. Методология и история психологии . Исс. 4. С. 111–140.
- 1547 рождений
- 1628 смертей
- Люди из Корбаха
- Немецкие лексикографы
- Участники Дортского синода
- Люди из Вальдека (штат)
- Немецкие писатели XVI века.
- Немецкие писатели-мужчины XVI века
- Немецкие философы XVI века
- Немецкие философы XVII века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие писатели-мужчины XVII века