Наста Ройц
Наста Ройц | |
---|---|
![]() Портрет Людвига Гриллиха , до 1926 года. | |
Рожденный | Йерка Гермина Любица Ройч 6 ноября 1883 г. Беловар , Королевство Хорватия-Славония , Австро-Венгрия |
Умер | 6 ноября 1964 г. | ( 81 год
Другие имена | Наста Ройч-Шеноа |
Занятие | Художник |
Годы активности | 1909–1949 |
Наста Ройц (6 ноября 1883 — 6 ноября 1964) — хорватская художница.
Она родилась в Беловаре и была болезненным ребенком и неудачником. Ей не нравилась школа и игры с другими детьми, но она любила охоту и верховую езду. После того, как в юности она заявила, что является атеисткой , отец отдал ее в монастырскую школу. В пятнадцать лет впадая в депрессию, ее отправили в приморский город Кралевица , где она познакомилась с художником Бранко Шеноа , который вдохновил ее стать художницей. Ее отец был против, но в обмен на ее согласие научиться готовить разрешил ей посещать художественную школу. Она училась в Загребе , Вене и Мюнхене , училась рисовать, лепить и гравировать. Когда ее отец настоял на том, чтобы она вышла замуж, Ройц, которая была лесбиянкой, заключила бледно-лиловый брак с Шеноа после того, как ее отец согласился помочь ей приобрести студию и помочь с ее расходами на жизнь.
С 1909 года она выставляла работы в Хорватском художественном обществе в Загребе и была первой женщиной, проведшей персональную выставку в Салоне Ульриха . Она участвовала в многочисленных выставках в столицах Восточной Европы вплоть до начала Первой мировой войны . Во время войны она брала заказы на портреты и работала над автобиографией. Примерно в то же время Ройц познакомился с группой лесбиянок, которые работали в шотландских женских больницах дипломатической службы во время войны в Сербии и Сараево . После войны сотрудники госпиталя основали детский дом в Баина Башта . Одной из них была британская пэра Александрина Онслоу, которая стала партнершей Ройца.
С 1923 года они открыто жили как пара в доме, спроектированном Ройцем, который делился с ее мужем до его смерти в 1939 году. Между 1924 и 1926 годами Ройц и Онслоу жили в Шотландии и Англии, где Ройц провел успешную выставку в Художественная галерея Gieves в Лондоне. Вернувшись в Загреб в конце 1926 года, ее творчество было высмеяно критиками. Она выставлялась в Международном женском художественном клубе в Лондоне до 1929 года и была вдохновлена созданием Klub likovnih umjetnica (Клуба женщин-художников) вместе с Линой Вирант Црнчич для продвижения работ женщин-художниц. В период с 1928 по 1940 год группа провела одиннадцать выставок, на которых она представила свои собственные работы. Когда Вторая мировая война разразилась , пара присоединилась к движению сопротивления . О них сообщили усташам , арестовали, отправили в тюрьму на несколько месяцев в 1943 году, и они не смогли вернуть себе свою собственность до окончания войны. Ройц умерла в 1964 году, через четырнадцать лет после Онслоу, с которым она была похоронена.
Ройц и ее работа были по большей части забыты до распада Югославии . Почти сразу после обретения Хорватией независимости была представлена ретроспектива ее творчества, и ученые начали оценивать две автобиографии Ройц, ее переписку в ее международной лесбийской сети и ее фотоархив. Редко когда квир- история в регионе имеет осязаемую документацию, и записи, которые она оставила, считаются значимыми как для британской, так и для югославской истории лесбиянок. Ее картины хранятся во многих государственных и частных коллекциях , включая Модернистскую галерею в Загребе , Городской музей Беловара, коллекцию Йосипа Ковачича, принадлежащую городу Загреб, а также Хорватский национальный театр . В 2006 году изображение Ройца было изображено на почтовой марке. Историк Леонида Ковач опубликовала книгу, анализирующую наследие Ройца в 2010 году, признав, что оно было новаторским и раздвинуло границы социокультурных норм. По всей Хорватии прошли многочисленные ретроспективные выставки ее работ; в 2017 году пятьдесят три ее картины были выставлены на выставке Дворец Порча, Вена .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Йерка Гермина Любица Ройц, известная как Наста, родилась 6 ноября 1883 года в Беловаре , Королевство Хорватия-Славония , Австро-Венгрия , в семье Славы (урожденной Блажич Милана Ройц [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Среди ее братьев и сестер были Славица, Лерка, Слава, Вьера, Милан и Владимир, хотя и Славица, и Лерка умерли в раннем детстве и были похоронены на Андреевском кладбище в Беловаре. [ 1 ] Милан был выдающимся юристом. [ 3 ] политик и деятель культуры, внесший вклад в создание среднего образования в Хорватии. [ 4 ] Ройч посещала начальную школу в своем родном городе. [ 2 ] [ 3 ] Она была болезненным ребенком, ей не нравилось учиться или играть с другими детьми, но она была заядлой наездницей и охотницей. [ 5 ] После того, как она заявила, что она атеистка , отец отправил ее в Сакре-Кёр (Святое Сердце), школу урсулинского монастыря в Граце . [ 3 ] [ 6 ] Ройч назвал этот период «муками». [ 6 ] Испытывая неприятие и мало любви со стороны семьи, она впала в депрессию, и в пятнадцать лет ее отправили в приморский город Кралевица для выздоровления. Там она познакомилась с художником Бранко Шеноа , и их дружба стимулировала ее интерес к живописи. [ 7 ] Отец разрешил ей вернуться в Беловар, где она посещала Реалгимназию Беловара . два года [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] и начал изучать живопись у Йосипа Хонца . В 1901 году [ 3 ] она брала уроки живописи у Отона Ивековича в его частной школе в Загребе . [ 8 ] В следующем году Ройц переехала в Вену , Австрия, и поступила в Kunstschule für Frauen und Mädchen (Художественная школа для женщин и девочек). Она также начала посещать курсы фотографии в школе, расположенной на Кёлльнерхофгассе . [ 9 ] До 1904 года она изучала натюрморт и пленэрную пейзажную живопись у Тины Блау , Людвига Михалека и Ганса Тихи . [ 8 ]
По словам Ройца, отец не поддерживал ее желание стать художницей, поэтому ее обучение часто прерывалось. [ 10 ] Она согласилась научиться готовить при условии, что отец оплатит ее курсы рисования. [ 5 ] Пока она была в Вене, ее отец был назначен на правительственный пост, и в 1906 году семья переехала в Загреб. Этот переезд был травмирующим для Ройц, поскольку она была вынуждена оставить своих лошадей. [ 7 ] В 1907 году она поступила в München Frauen-Akademie (Мюнхенская женская академия), где училась у Адольфа Хёфера , Анджело Янка и Генриха Книрра . [ 2 ] [ 8 ] Одновременно она брала уроки в частной школе Морица Хеймана , где она встретила Мирослава Кралевича , среди других художников, которые были частью так называемого Мюнхенского кружка . [ 8 ] Хотя она хотела поехать в Париж, болезнь помешала ей сделать это. [ 11 ] Вернувшись в Венскую художественную школу для женщин, в 1908 году она начала изучать скульптуру. [ 3 ] гравюра на меди и резьба с Людвигом Михалеком и Отто Кенигом . [ 8 ] [ 12 ] [ 13 ] Чтобы продолжить выбранную ею карьеру художницы, Ройц согласилась выйти замуж за Шеноа в 1910 году. [ 3 ] [ Примечания 1 ] при условии, что ее отец обеспечит ей адекватные расходы на проживание и студию. [ 7 ] [ 15 ] Брак был только номинальным , так как Ройц была лесбиянкой и имела отношения с художницей Дорой Кар и оперным сопрано Милкой Терниной . [ 6 ] [ 15 ] Она также изучала анатомию, перспективу, портретную живопись и композицию, прежде чем завершить учебу в 1911 году и вернуться в Загреб. [ 2 ] [ 3 ] [ 12 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранний (1909–1923)
[ редактировать ]
Ройц начал выставляться в 1909 году, представив свои работы в ежегоднике Hrvatskog društva umjetnosti (Хорватское художественное общество) в Загребе и вернувшись в 1911 и 1913 годах. [ 2 ] [ 8 ] В 1911 году она стала первой женщиной, проведшей персональную выставку в Салоне Ульриха . [ 16 ] В 1912 году она участвовала в Югославской весенней выставке в Белграде и Венском художественном салоне. [ 2 ] [ 8 ] В 1913 году Ройц проиллюстрировал Иваны Брлич-Мажуранич первое издание детского романа Лапича» « Отважные приключения . В том же году она вернулась в Венский салон. [ 2 ] а в 1914 году организовала там выставку, посвященную женским вышитым изделиям ручной работы из Петриньи и Загреба, своим собственным скульптурам и скульптурам коллеги-скульптора Милы Вод . [ 8 ] [ 17 ] Ее долгосрочной целью было создание серии выставок работ женских объединений народного творчества для славянских художников в Любляне , Львове , Праге и других столицах Восточной Европы . Начало Первой мировой войны помешало ее планам. [ 5 ] и вместо этого она начала работать в студии, рисовать портреты и работать над неопубликованной автобиографией « Сьене, светло и мрак» ( «Тени, свет и тьма» , 1918–1919). [ 6 ] [ 8 ] Ее первым заказанным портретом был портрет актрисы Марии Ружички Строцци в 1914 году. [ 11 ] Ройц участвовал в групповой выставке в Галерее старых мастеров Штроссмайера в 1917 году. [ 18 ] и провел персональную выставку в Загребе в 1918 году. [ 13 ] Также она вешала работы в 1920 и 1921 годах на выставках Товарищества «Лада» , [ 8 ] первая организация художников, основанная в Белграде. [ 19 ]

В то время Ройц сосредоточил свое внимание как на обнаженных мужчинах, так и на женщинах, нарисовав такие работы, как Купачница « сзади в саду Хитцинга недалеко от Вены» , 1904–05), «Молитель и женский акт » ( Женский акт). Молитва , 1907), Klečeći ženski akt , ( Акт женщины, стоящей на коленях , 1908 г.) и портреты друзей, в том числе Танн Хернес (1907 г.), Зои Борелли (1909 г.). Она написала множество автопортретов и увлеклась изображением образов Новой Женщины . [ 8 ] Автопортреты Ройца отвергли идеи традиционной женственности, вместо этого сосредоточившись на андрогинности. [ 8 ] [ 15 ] Их отличает необычайная психологическая глубина, дающая зрителю ощущение одиночества, серьезности и тайной внутренней жизни, не открытой никому другому. [ 20 ] По мнению ученых Владимира Бьеличича и Драганы Стоянович, ее ( « Автопортрет с кистью» 1910): [ 8 ] - это вызов стереотипу «человека-художника-гения», в котором Ройц намеренно рисовала себя в темном интерьере, чтобы передать свою изоляцию, держа кисть в левой руке, чтобы подтвердить свое несоответствие. [ 21 ] Она также нарисовала себя в мужской одежде. [ 8 ] в таких произведениях, как ( 1912 «Автопортрет в охотничьем костюме» ) и «Я , боец» (1914). [ 5 ] [ 8 ] Ее первоначальные пейзажи представляли собой смесь неоромантического и символистского стилей живописи и представляли собой преимущественно панорамные изображения Хорватии, как в «Путнике» ( «Путешественник » , 1911), «Летна олуя» ( «Летняя буря» , 1913) и «Обала код Новог» ( «Берег близ Нови» , 1914). В этот период она также создавала небольшие офорты, обычно посвященные теме печали. В их число входили «Жена светионик» ( «Женщина-маяк» , 1907), «Глазба», «Агония и экслибрис Наста Ройц – Autoakt u raljama mačke» ( «Музыка, агония и экслибрис Насты Ройц – Самодействия в пасти кошки », 1908) и «Загрляй смрти» ( Объятия смерти , 1912) [ 8 ]
Отношения во время войны
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны группа британских суфражисток во главе с шотландским врачом Элси Инглис приехала на Балканский полуостров под эгидой Шотландских женских больниц дипломатической службы . [ 22 ] Поскольку женщинам не разрешалось служить в качестве военнослужащих и они были ограничены специальностями в области здравоохранения женщин и детей, Инглис организовал шотландские женские больницы, чтобы позволить женщинам работать водителями машин скорой помощи, поварами, врачами, медсестрами и фельдшерами на фронте. [ 23 ] [ 24 ] Получив отказ от военного министерства , Инглис провел переговоры с союзными правительствами, и ему было разрешено открыть больницы, сначала во Франции и в Королевстве Сербия . [ 25 ] Первое подразделение прибыло в Сербию в декабре 1914 года, а к весне 1915 года Эвелина Хаверфилд администратором подразделения была назначена . В свою очередь, Хаверфилд привлекла свою партнершу Веру Холм для организации скорой помощи и транспортных услуг, присматривая как за лошадьми, так и за моторизованными транспортными средствами. До войны Холм работал в театре и был шофером Эммелин Панкхерст . У нее и Хаверфилда была сеть друзей-лесбиянок в службе шотландских женских больниц. [ 24 ]

В свободное от работы время сотрудники устраивали пение , игры в угадайку, театральные представления. [ 26 ] Когда немецкая армия вторглась в Сербию , Шотландская женская больница была вынуждена эвакуироваться, но в 1916 и 1917 годах другое отделение действовало в Добрудже , Румыния, где Александрина Онслоу дислоцировалась [ 27 ] [ 28 ] [ Примечания 2 ] после ее предыдущей службы в Бельгии и Франции. [ 30 ] [ 31 ] [ Примечания 3 ] В конце войны Хаверфилд и Холм вернулись в Сербию и основали приют в Баина Башта . Инглис умер в 1917 году, а Хаверфилд умер три года спустя. Онслоу стал президентом Хаверфилдского фонда помощи сербским детям и присоединился к Холму в Баина Башта до 1922 года. [ 27 ] [ 28 ] Как и во время войны, бывшие работницы шотландских женских больниц в свободное от работы время встречались на светских вечерах и совершали морские экскурсии по Средиземному морю . [ 32 ] Во время одной из таких экскурсий по Адриатическому морю , которая, вероятно, произошла в 1919 году, [ Примечания 4 ] Ройк и Онслоу встретились. [ 15 ] [ 33 ] Они начали жить вместе как пара в 1923 году. [ 35 ] Ройц спроектировал и построил дом по адресу Роков перивой, 6 ( букв. « Парк Роко » ), [ 5 ] в котором было больше студийного пространства, чем жилых помещений. [ 6 ] Они там жили открыто, как пара, [ 35 ] делила дом с мужем Ройца до его смерти в 1939 году. [ 36 ] [ 37 ] [ Примечания 5 ] Он служил ее художественной студией и салоном , в котором другие художники и писатели, такие как Брлич-Мажуранич и Мария Юрич Загорка . собирались [ 35 ]
Соединенное Королевство (1924–1926)
[ редактировать ]
В 1924 году Ройк и Онслоу переехали в Англию, где Ройк писал изображения поместий друзей Онслоу и пейзажей в Шотландии. [ 5 ] [ 34 ] Многие работы этого периода написаны в стиле постимпрессионизма . Среди пейзажей были парк герцога Веллингтона (1924 г.), озеро Лох-Тей (1924 г.) и Лондонский парк (1924–25 гг.). Она также нарисовала первое изображение автомобиля хорватского художника в книге « Наша машина в Шотландии », 1924. [ 8 ] В июне 1926 года она выставлялась в Художественной галерее Gieves. В обзоре The Studio ее пейзажи, особенно со снежными пейзажами, названы похвальными, и описаны как имеющие «тонкую настройку тона и реалистичность эффекта». По мнению рецензента, ее портреты и этюды фигур носили более ориентировочный характер. [ 39 ] Успех выставки привел к приглашению выставиться в следующем году в Международном женском художественном клубе . [ 5 ] [ Примечания 6 ]
Югославия (1926–1940)
[ редактировать ]Пара вернулась в Загреб в конце 1926 года, и в ноябре Ройц выставил картины, имевшие успех в Лондоне. Прием был противоположностью ее британского успеха: хорватские критики высмеивали ее работу. [ 34 ] Она приняла приглашение выставиться в Международном женском художественном клубе после того, как они согласились включить работы Лины Вирант Црнчич и Зденки Пексидр-Сричи и участвовали в их лондонских ежегодных мероприятиях в 1927, 1928 и 1929 годах. [ 5 ] [ 40 ] Вдохновленные Лондонским художественным клубом, Црнчич и Ройц пригласили коллег-художников создать Клуб женщин- художников в 1927 году. [ 16 ] Первая ассоциация женщин-художниц в Хорватии. [ 5 ] [ 16 ] [ 34 ] он намеревался способствовать проведению женских выставок, способствовать развитию подобных клубов по всей Югославии и обеспечивать просвещение общественности в области искусства. Доходы от выставок использовались для публичных лекций. [ 41 ]
С одобрения Министерства внутренних дел Югославии в ноябре клуб организовал свою первую выставку в 1928 году в Художественном павильоне Загреба . [ 42 ] В очередной раз хорватские критики, публикующие обзоры в Narodne novine и других СМИ, написали резкие и женоненавистнические критические замечания не только по поводу выставок, которые они квалифицировали как устаревшие и несерьезные произведения искусства, но и по поводу того, как отбирались работы и участники. [ 35 ] Ройц написал ответ, который был опубликован в » « Женских страницах , в котором возразил, что выставка была организована в рамках совместного и уважительного процесса с использованием современных методов вместо устаревших иерархических структур и правил. [ 43 ] Она выставлялась на каждом из одиннадцати мероприятий, проводимых Клубом женщин-художников с 1928 по 1940 год. [ 8 ] [ 44 ] Из-за своих откровенно лесбийских отношений Ройц отказалась стать президентом Клуба женщин-художников, опасаясь, что это может повлиять на репутацию клуба или привести к негативной огласке. Вместо этого она работала секретарем организации. [ 36 ]
Онслоу, чья семья была британскими пэрами, [ 45 ] использовала свое влияние на дворян, в том числе на Марию Югославскую , чтобы привлечь покровителей для клуба, организовать международные связи и обеспечить заказные работы для Ройца, одной из которых был портрет короля Александра I. [ 46 ] Ройц также участвовал в Маленькой женской Антанте и помог организовать в 1938 году выставку, на которой были показаны работы восточноевропейских женщин-художниц в Загребе. [ 47 ] Одновременно с мероприятием рядом с главной выставкой в Art Pavilian была открыта ретроспектива хорватских художниц, писавших в период с 1800 по 1914 годы. Ройц был самым молодым из хорватских художников, среди которых были Мария Стрюмер Бедекович и Слава Рашкай . [ 48 ] В том же году Клуб женщин-художников также провел персональную выставку Ройца и еще одну австрийской художницы Труде Венер . [ 49 ]
К концу 1920-х годов работы Ройца больше сосредоточились на националистическом выражении, с пейзажами, изображающими романтические виды и деревни. Она также начала рисовать натюрморты и портреты животных. Опираясь на традиции дадизма и новой объективности , ее работа 1928 года «Наше доба » ( «Наша эпоха ») представляла собой социальный комментарий по вопросам класса, пола, идеологии и расы. [ 8 ] В том же году она также создала бронзовую скульптуру «Селяк и Селянка» ( «Крестьянин и женщина» , 1928) и резьбу по дереву «Ветар» ( «Ветер» , 1928). Представителями ее работ этого периода являются «Зима с воронами» ( «Зима с воронами» , 1926), «Мое руже» ( «Мои розы» , 1934), «Зима в Юрьевске» ( Южная зима , ок. 1935), «Оток Првич» ( «Остров Првич» , ок. 1935). , ( «Лошадь в конюшне» ок. 1936 г.) и «Морской пейзаж» ( 1938 г. ). [ 8 ]
Дальнейшая жизнь (1940–1964)
[ редактировать ]Когда Вторая мировая война разразилась , Ройц и Онслоу присоединились к движению сопротивления . О них сообщили усташам , арестовали и отправили в тюрьму в 1943 году. Хотя Ройц боялся, что их расстреляют, он отругал их охранников как «трусов». [ 6 ] Обе женщины заболели и были отправлены в тюремную больницу. Не найдя доказательств против них, пара была освобождена через несколько месяцев, но не могла вернуться в свой дом до 1945 года, когда им вернули часть их имущества. [ 7 ] [ 50 ] Они продолжали поддерживать сопротивление и противодействовать распространению фашизма . [ 6 ] [ 7 ] В дальнейшей жизни Ройц увлекалась садоводством, в частности ухаживала за большим розарием. [ 37 ] Она продолжала создавать произведения искусства, такие как бронзовые работы «Шестинчани» ( «Сестинцы» , 1940 г.) и картины « Вьешанье у Дубрава» ( «Висит в Дубраве» , около 1945 г.), «Портрет Надице» ( «Портрет Надицы» , 1948 г.) и «У есени» ( «В Осень , 1949 г.). [ 8 ] Она также написала вторую автобиографию, которую завершила примерно в 1949 году. [ 15 ] Онслоу умер в своем доме 2 февраля 1950 года. [ 51 ] [ Примечания 7 ] Элен Пушкарски ухаживала за Ройцем в последние годы ее жизни, омраченные ее бедностью. [ 6 ] [ 5 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Ройц умерла в свой день рождения в 1964 году и была похоронена рядом с Онслоу в общей могиле на Мирогойском кладбище . [ 5 ] Через пять лет после ее смерти в Беловаре прошла ретроспектива ее работ. [ 13 ] Несмотря на ее известность и преданность общественным работам, историк Леонида Ковач заявила, что Ройц был забыт и «вычеркнут из истории современного искусства Хорватии». [ 5 ] После ее смерти работы Ройца были сохранены Пушкарским, а затем защищены коллекционером Йосипом Ковачичем . Вместе с ее домом и обстановкой ее рукописи приобрела семья художника Давора Прейса , который пользуется ее мастерской, живет в доме и заботится о Пушкарской до ее смерти. [ 6 ] [ 37 ]
Почти сразу после распада Югославии . произведения Ройц и других хорватских лесбиянок начали обсуждаться учеными, хотя ее автобиографии не были опубликованы [ 52 ] В 2019 году планировалось опубликовать первую автобиографию Ройца в Институте лексикографии Мирослава Крлежа , когда редактирование было завершено Аной Шепарович. [ 7 ] Ее фотоальбомы сохранились, но недоступны публике. На ее фотографиях запечатлены женщины, участвовавшие в женском избирательном движении на Балканах , в Румынии и Сербии, начиная с поздней Прекрасной эпохи и заканчивая межвоенным периодом . Они также дают представление о другой политической деятельности женщин и истории лесбиянок в Великобритании и Югославии того времени. [ 9 ] Точно так же ее переписка с Холмом, которая велась на протяжении десятилетий, представляет собой осязаемое доказательство квир-истории в регионе и дала ученым ключ к разгадке исторической терминологии и кодексов, используемых лесбиянками в своих отношениях. [ 53 ] Ученые Кэтрин Бейкер и Ольга Димитриевич заявили, что анализ писем также может изменить то, что известно о британских лесбиянках того периода. [ 54 ] В 2006 году была выпущена почтовая марка , разработанная Даниилом Поповичем, с изображением Ройца. [ 55 ]
Картины Ройца, Autoportreta s lovačkom pushkom ( Автопортрет с охотничьим ружьем ) и Autoportreta s konjem ( Автопортрет с лошадью ), принадлежат Современной галерее в Загребе . [ 6 ] Другие работы хранятся, среди прочего, в Городском музее Беловара, в коллекции Йосипа Ковачича, принадлежащей городу Загреб, и в Хорватском национальном театре Загреба, а также в частной коллекции Ковачича-Михочинца. [ 12 ] Ретроспектива ее работ была собрана в середине 1990-х годов Джурдой Петровичем Клаичем . [ 6 ] и еще один в Художественном павильоне в 2004 году. В 2010 году Ковач опубликовала Anonimalia: нормативные дискурсы и самопрезентация umjetnica 20. stoljeća ( Анонималия: нормативные дискурсы и саморепрезентация художников 20-го века ), в которой она подтвердила, что Ройц является членом Мюнхенского кружка. вернула себе место важной хорватской художницы, и оценил авангардные элементы ее произведений. [ 8 ]
В 2014 году, к пятидесятилетию со дня ее смерти, ее работы были представлены в Художественном павильоне, а затем прошли экскурсию в Вараждинском городском музее и Художественной галерее Дубровника. На золотом юбилее было представлено более ста работ, написанных в период с 1902 по 1949 год. Многие из представленных на выставке картин, преимущественно написанных маслом, считались утерянными, пока их не собрала кураторка Ясминке Поклечки Стошич из Художественного павильона. [ 12 ] Стошич два года работал над поиском произведений в частных коллекциях в Хорватии и за рубежом, многие из которых никогда не выставлялись. [ 11 ] Меньшая коллекция из пятидесяти трех картин была выставлена во дворце Порча в Вене с марта по апрель 2017 года в честь празднования Года хорватской культуры и искусства в Австрии. [ 12 ] В 2019 году Музей современного искусства Загреба посвятил ей месячную выставку « Наста Ройц: Я, боец », на которой был представлен биографический коллаж с текстом, созданным Ковачем, и рисунками Аны Мушчет. Ковач, историк искусства, изучил неопубликованную автобиографию конца Первой мировой войны и письма Ройца, хранящиеся в частных коллекциях, а затем пригласил аспиранта Мушчета проиллюстрировать текст. [ 6 ] В 2020 году на первой женской выставке, состоявшейся в Хорватии с момента ее обретения независимости , ее работы были представлены вместе с работами других хорватских художников на двухмесячной выставке в Художественном павильоне. [ 50 ] Художественные работы Ройца теперь известны своим ранним модернистским подходом. Не довольствуясь простым повторением увиденного, она создала работы, активно ставящие под сомнение и переопределяющие социокультурные нормы. [ 56 ] Она широко признана одним из самых значительных хорватских художников начала двадцатого века. [ 8 ] [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В статье 2009 года о Шеноа в Allgemeines Künstlerlexikon Online указана дата свадьбы - 1909 год. [ 14 ]
- ↑ В своей работе над Ройцем в 2014 году Димитриевич определила это место как Добринью , район Сараево . [ 27 ] В ее статье с Бейкером в 2017 году указано, что это подразделение дислоцируется в Добрудже, Румыния. [ 28 ] Корнелис утверждает, что всего четырнадцать отделений шотландских женских больниц были расположены в Бельгии, Корсике, Франции, Греции, Македонии, Мальте, России, Румынии и Сербии. [ 29 ]
- ↑ Онслоу работал водителем в Австралийской добровольной больнице и персоналом бельгийского полевого госпиталя, которым управляет Британский комитет Французского Красного Креста . [ 30 ] [ 31 ] она была награждена Медалью Победы и Британской военной медалью . За свою службу [ 31 ]
- ↑ Йосип Ковачич отметил, что эта встреча состоялась в 1924 году; [ 33 ] [ 34 ] однако Димитриевич и Бейкер предполагают, что это произошло раньше из-за заметок в автобиографии Ройца 1918–1919 годов. [ 15 ]
- ↑ Штольц утверждает в своей биографии Шеноа, что Онслоу и Ройц встретились в Англии в 1923 году и что Ройц и Шеноа развелись в 1925 году, когда она вернулась в Загреб. [ 14 ] Однако это противоречит графику Димитриевича и Бейкера, согласно которому они встретились на Адриатике в 1918–1919 годах и начали жить вместе в Загребе в 1923 году; [ 38 ] Заявления редакторов Ковачича и WOW Places о том, что они не возвращались из Англии до 1926 года; [ 34 ] [ 5 ] и сообщения Алуевича, Некича и Балии о том, что они не развелись. [ 36 ] [ 37 ]
- ^ WoW Places утверждает, что выставка Гивеса произошла в 1924 году. [ 5 ] но во всех других источниках указан 1926 год. [ 8 ] [ 13 ] [ 39 ]
- ^ Хорватские источники обычно показывают, что Онслоу умер в 1949 году. [ 5 ] [ 50 ] хотя в некоторых источниках указан 1946 год. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ройц 2011 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дегенер 1914 , с. 1397
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Зорко 2019 , с. 34.
- ^ Ройц 2011 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чайдо и др. 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Тербовц 2019а .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тербовц 2019б .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Хорватская онлайн-энциклопедия 2020 .
- ^ Jump up to: а б Воруют 2020 , с. 9.
- ^ Ройц 2011 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Вуянович 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ДРУГОЙ 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д Домлян 1995 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Гордость 2009 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Димитриевич и Бейкер 2017 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Алуевич и Некич 2019 , с. 168.
- ^ Джонсон 2012 , с. 272.
- ^ Югославская академия наук и искусств 1917 , с. 140.
- ^ Сегодня 2005 год .
- ^ Корак 2008 , с. 21.
- ^ Стоянович и Бьеличич 2014 , с. 306.
- ^ Димитриевич 2014 , с. 71.
- ^ Моррисон и Парри 2014 , с. 337.
- ^ Jump up to: а б Димитриевич 2014 , с. 72.
- ^ Моррисон и Парри, 2014 , стр. 337–338.
- ^ Димитриевич 2014 , стр. 73, 76.
- ^ Jump up to: а б с Димитриевич 2014 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б с Димитриевич и Бейкер 2017 , с. 54.
- ^ Корнелис 2020 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Национальный архив 1914а .
- ^ Jump up to: а б с Национальный архив 1914b .
- ^ Димитриевич 2014 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Димитриевич 2014 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с д и Ковачич 2002 .
- ^ Jump up to: а б с д Димитриевич и Бейкер 2017 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Алуевич и Некич 2019 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и Бали 2016 .
- ^ Димитриевич и Бейкер 2017 , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б Холм 1926 , с. 47.
- ^ Банич 2015 .
- ^ Алуевич и Некич 2019 , стр. 168–169.
- ^ Алуевич и Некич 2019 , с. 169.
- ^ Димитриевич и Бейкер 2017 , стр. 58–59.
- ^ Алуевич и Некич 2019 , стр. 169–170.
- ^ Берк 1895 , стр. 542.
- ^ Алуевич и Некич 2019 , с. 170.
- ^ Алуевич и Некич 2019 , стр. 177–178.
- ^ Алуевич и Некич 2019 , с. 179.
- ^ Алуевич и Некич 2019 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с Водопия 2020 .
- ^ Реестр завещаний 1950 , с. 167.
- ^ Степанович 2020 , стр. 35–36.
- ^ Димитриевич и Бейкер 2017 , с. 50.
- ^ Димитриевич и Бейкер 2017 , с. 51.
- ^ Почта Хорватии, 2006 .
- ^ Колесник 2000 , с. 188.
Библиография
[ редактировать ]- Алуевич, Дария; Некич, Дуня (весна 2019 г.). «Женский художественный клуб и женские групповые выставки в Загребе с 1928 по 1940 год» . Бюллетень Artl@s . 8 (1). Париж, Франция: Высшая нормальная школа : 166–182. ISSN 2264-2668 . OCLC 8521423928 . Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 15 июня 2023 г.
- Балия, Петра (2 мая 2016 г.). «Мы храним рукопись Насты Ройц, раскрывающую все ее интимные тайны» [Мы храним рукопись Насты Ройц, раскрывающую все ее интимные тайны]. Вечерний список (на хорватском языке). Загреб, Хорватия. Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 16 июня 2023 г.
- Банич, Миа Ньявро (19 февраля 2015 г.). «Наста Ройц — доказательство того, что искусство не следует делить на мужское и женское» [Наста Ройц — доказательство того, что искусство не следует делить на мужское и женское]. DuList (на хорватском языке). Дубровник, Хорватия. Архивировано из оригинала 29 ноября 2020 года . Проверено 15 июня 2023 г.
- Берк, Бернард (1895). Берк, Эшворт Питер (ред.). Генеалогическая и геральдическая история колониального дворянства . Том. II. Лондон, Великобритания: Харрисон и сыновья . OCLC 180529779 .
- Чайдо, Марино; Джурдевич, Нина; Гудович, Тара; Иванов, Габриэла; Вучкович, Желька; Златович, Наташа (2021). Бертек, Тихана (ред.). «Наста Ройц» . WoW Места . Перевод Марчетич, Мария; Сарнавка, Никола; Приветствую, Тони. Загреб, Хорватия: Пространство общей зоны гендера и медиакультуры. Архивировано из оригинала 31 января 2023 года . Проверено 14 июня 2023 г.
- Корак, Желька (2008). «Наста Ройц: Новый автопортрет» [Наста Ройц: Новый автопортрет]. Четверть (на хорватском языке). 5 (4). Загреб, Хорватия: Институт истории искусств: 20–21. ISSN 1334-8671 . OCLC 1363315780 . Проверено 9 июня 2023 г.
- Корнелис, Марлен Э. (2020). «Шотландские женские больницы: первая мировая война и карьера первых женщин-врачей» . Медицина, конфликты и выживание . 36 (2). Лондон, Великобритания: Рутледж : 174–194. дои : 10.1080/13623699.2020.1748320 . ISSN 1362-3699 . OCLC 8570500946 . ПМИД 32249598 . S2CID 214811345 . Проверено 22 июня 2023 г.
- Дегенер, Херрманн А.Л. (1914). «Ройц, Наста: Фрау, Малерин [Ройц, Наста: Жена, Художник]». Верста [ Кто есть кто ] (на немецком языке) (VII изд.). Лейпциг, Германия: Verlag HA Людвиг Дегенер. п. 1397. OCLC 465569169 .
- Димитриевич, Ольга; Бейкер, Кэтрин (2017). «2. Британо-югославские лесбийские сети во время и после Великой войны». В Бейкере, Кэтрин (ред.). Гендер в Восточной Европе и СССР двадцатого века . Лондон, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан . стр. 49–63. ISBN 978-1-137-52803-2 .
- Димитриевич, Ольга (2014). «Неожиданные союзы: британские лесбиянки в Сербии и Первая мировая война». В Благоевиче, Елисавете; Димитриевич, Ольга (ред.). Между нами: нерассказанные истории . из жизни геев и лесбиянок ( PDF) (на сербском языке) Белград, Сербия: Фонд Хартефакт. стр. 68–83. ISBN 978-86-914281-4-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2023 года.
- Домлян, Жарко (1995). «Ройц, Наста». искусства Энциклопедия хорватского (на хорватском языке). Том. 2: Новый-Ж. Загреб, Хорватия: Институт лексикографии Мирослава Крлежа . п. 172. ИСБН 978-953-6036-48-6 .
- Холм, Джеффри, изд. (июль 1926 г.). «Лондон» . Студия . XCII (400). Лондон, Великобритания: The Studio Ltd.: 37–48. ISSN 0963-5092 . Проверено 15 июня 2023 г.
- Джонсон, Джули (2012). Фабрика памяти: Забытые женщины-художницы Вены, 1900 год . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью . ISBN 978-1-55753-613-6 .
- Югославская академия наук и искусств (1917). Академическая галерея ( Штроссмайера на хорватском языке) (5-е изд.). Загреб, Югославия: Пресса архиепископской прессы. OCLC 65983276 .
- Колесник, Лиляна (2000). «Автопортрет Насты Ройц: создание понятия подчеркнутой гендерной идентичности в хорватском искусстве раннего модернизма». Труды Института истории искусства (на хорватском языке) (24). Загреб, Хорватия: Институт истории искусств: 187–204. ISSN 0350-3437 . OCLC 1362565112 . Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года . Проверено 17 июня 2023 г.
- Ковачич, Йосип (2002). «Наста Ройц» . Хорватские женщины-художницы, родившиеся в 19 веке . Загреб, Хорватия: Центр музейной документации. Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 года . Проверено 14 июня 2023 г.
- Моррисон, Элейн; Парри, К. (2014). «Шотландские женские больницы дипломатической службы - отделение Гертона и Ньюнхэма, 1915–1918» (PDF) . Журнал Королевского колледжа врачей Эдинбурга . 44 (4). Эдинбург, Шотландия: Королевский колледж врачей Эдинбурга : 337–343. дои : 10.4997/JRCPE.2014.419 . ISSN 1478-2715 . OCLC 5712669011 . ПМИД 25516907 . Проверено 14 июня 2023 г.
- Робан, Сандра Крижич (март 2020 г.). «Небольшая фотография? Женщины-фотографы в Югославии до и после Второй мировой войны» . Фотография и культура . 13 (3–4). Лондон, Великобритания: Рутледж : 299–321. дои : 10.1080/17514517.2020.1769446 . ISSN 1751-4517 . OCLC 8842666770 . S2CID 225695733 . Проверено 10 июня 2023 г. – через Тейлора и Фрэнсиса (требуется подписка)
- Ройц, Милан (2011). Караула, Желько (ред.). Вокруг меня: Милан Ройц и Беловар 1876–1906 [ Вокруг меня: Милан Ройц и Беловар 1876–1906 ] (на хорватском языке). Беловар, Хорватия: Медицинский факультет Загребского университета . ISBN 978-953-97958-3-0 .
- Степанович, Наталия Ива (2020). «Анахронизм хорватской лесбийской литературы» [Анахронизм хорватской лесбийской литературы] (PDF) . Дженеро (на хорватском языке). 24 . Белград, Сербия: Центр женских исследований: 25–52. дои : 10.5937/genero2024025S . ISSN 1451-2203 . OCLC 8861430115 . S2CID 234907651 . Проверено 15 июня 2023 г.
- Стоянович, Драгана; Бьеличич, Владимир (2014). «Картирование квир-идентичности и мотивов в истории современного искусства в Сербии и Хорватии [Картирование квир-идентичности и мотивов в истории современного искусства в Сербии и Хорватии]». В Благоевич, Елисавета; Димитриевич, Ольга (ред.). Между нами: нерассказанные истории . из жизни геев и лесбиянок ( PDF) (на сербском языке) Белград, Сербия: Фонд Хартефакт. стр. 296–309. ISBN 978-86-914281-4-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2023 года.
- Штольц, Штеффен (2009). «Шеноа, Бранко» . В Бейере, Андреас; Савой, Бенедикт; Тегетхоф, Вольф (ред.). Общий лексикон художников - Международная база данных художников (на немецком языке). Мюнхен, Германия: KG Saur Verlag . дои : 10.1515/AKL . ISBN 978-3-598-22740-0 .
- Тербовц, Патрисия Киш (6 февраля 2019a). «Издание Музея современного искусства: Ленты о знаменитой художнице Насте Ройц» . Список Ютарни (на хорватском языке). Загреб, Хорватия. Архивировано из оригинала 17 сентября 2020 года . Проверено 14 июня 2023 г.
- Тербовц, Патрисия Киш (24 марта 2019b). «Любави Насте Ройц». Список Ютарни (на хорватском языке). Загреб, Хорватия. Архивировано из оригинала 25 октября 2021 года . Проверено 16 июня 2023 г.
- Водопия, Миа (16 февраля 2020 г.). «С отношением» [With Attitude]. Весы (на хорватском языке). Но. 525. Загреб, Хорватия: Центр образования, консалтинга и исследований. ISSN 1848-5898 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г.
- Вуянович, Барбара (17 апреля 2014 г.). «Наста Ройц, Критическая ретроспектива, Художественный павильон, Загреб, апрель – июнь: Сильная личность хорватской живописи». Венок (на хорватском языке). Но. 525. Загреб, Хорватия: Matica hrvatska . ISSN 1330-2787 . Архивировано из оригинала 16 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г.
- Зорко, Катарина (2019). Женщины-художницы в Хорватии на рубеже и XX веков ( XIX дипломная работа) (на хорватском языке). Риека, Хорватия: Университет Риеки . Проверено 9 июня 2023 г.
- «Hommage: Выставка Насты Ройц в Вене» [Hommage: Выставка Насты Ройц в Вене]. Список Ютарни (на хорватском языке). Загреб, Хорватия. КИТАЙ . 24 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2023 г. Проверено 14 июня 2023 г.
- «Выставка художников Лады» [Выставка художников Лады]. Сегодня (на сербском языке). Белград, Сербия. 27 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 27 июля 2008 г. Проверено 16 июня 2023 г.
- «Медальная карточка Онслоу, Александринский корпус: Австралийский волонтерский госпиталь» . Медали за заслуги перед женщинами, медали за выдающиеся заслуги и военные медали . Лондон, Великобритания: Национальный архив . 1914. WO 372/23/31514. Архивировано из оригинала 16 июня 2023 года . Проверено 16 июня 2023 г.
- «Национальный календарь завещаний Англии и Уэльса (Индекс завещаний и администраций)» . Ancestry.com . Лондон, Великобритания: Национальный архив . 1950. с. 167 . Проверено 16 июня 2023 г.
Онслоу, Александрина Мария из 6 Роков Перийов, Загреб, Югославия, старая дева, умерла 2 февраля 1950 года. Завещание Винчестера было передано 30 мая Сисели Фредерике Пейдж Джеффри, замужней женщине, и адвокату Артуру Прескотту Баркеру. Эффекты £ 7590 13 шиллингов 9 пенсов.
(требуется подписка) - «Номер 616: Хорватская современная живопись – Наста Ройц (1883–1964)» . Хорватская почта . Загреб, Хорватия: Республика Хорватия. 2006. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 14 июня 2023 г.
- «Ройц, Наста» . Хорватская онлайн-энциклопедия . Загреб, Хорватия: Институт лексикографии Мирослава Крлежа . 2020. Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 10 июня 2023 г.
- «Рулон: Бельгийский полевой госпиталь – Онслоу, Александрина» . Ancestry.com . Лондон, Великобритания: Национальный архив . 1914. с. 568 . Проверено 16 июня 2023 г. (требуется подписка)
- 1883 рождения
- 1964 смертей
- Люди из Беловара
- Хорватские художники ХХ века
- Хорватские женщины-художницы
- Хорватские лесбиянки
- Хорватские фотографы
- Хорватские женщины-фотографы
- Женщины-фотографы 20-го века
- Хорватские писатели ХХ века
- Хорватские писательницы XX века
- Женщины-писатели писем
- Автобиографы
- Женщины-автобиографы
- Лесбиянки-художницы
- Хорватские ЛГБТ 20-го века
- Лесбиянки-фотографы
- Писатели-лесбиянки
- Хорватские писатели ЛГБТ
- Женщины-художницы 20-го века