Лунатики (роман Броха)
![]() | |
Автор | Герман Брох |
---|---|
Язык | немецкий |
Жанр | Философский роман |
Дата публикации | 1930–32 |
Место публикации | Австрия |
Тип носителя | Распечатать |
«Лунатики» ( нем . Die Schlafwandler ) — роман 1930-х годов в трёх частях австрийского писателя и эссеиста Германа Броха . Первая часть, открывшаяся в 1888 году, построена вокруг молодого офицера прусской армии; второй — в 1903 году — о бухгалтере из Люксембурга ; и третий в 1918 году вокруг эльзасского виноторговца. Каждый из них в некотором смысле лунатик, живущий между исчезающими и возникающими этическими системами, точно так же, как сомнамбула существует в состоянии между сном и бодрствованием. [ 1 ] Вместе они представляют собой панораму немецкого общества и прогрессирующего ухудшения его ценностей, кульминацией которого стало поражение и коллапс в конце Первой мировой войны .
Английский перевод Эдвина и Уиллы Мюир , сделанный в 1932 году , получил хорошие отзывы, а после Второй мировой войны эта работа вызывала восхищение у серьезных европейских критиков, которые поставили Броха в компанию Франца Кафки , Томаса Манна и Роберта Мюзиля, а также Джеймса Джойса и Марселя. Пруст . [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]1888: Иоахим фон Пасенов
[ редактировать ]Первая часть, действие которой происходит в основном в Берлине и неназванной восточной провинции Пруссии, касается неуверенного в себе молодого аристократа и армейского офицера Иоахима фон Пасенова. Он колеблется между своей романтической преданностью чешской проститутке Ружене Грушке и своим долгом - ухаживать за Элизабет фон Бадденсен, наследницей соседнего помещика и равной ему в обществе. В своей тайной связи с земной Рузеной он находит эмоциональное и сексуальное удовлетворение, тогда как Элизабет деликатна и отстранена. Дрейфуя среди сомнений и колебаний, он находит убежище в символах прошлого, таких как кодекс чести дворянства и учение лютеранской церкви . Соблюдение этих правил приводит его к браку без любви с Элизабет. В первую брачную ночь колебания, которые оба чувствуют, заставляют их отложить завершение дела.
Почти всеми решениями и действиями Иоахима, Рузены и Элизабет манипулирует его дьявольский друг, успешный мирской бизнесмен по имени Эдуард фон Бертран, которому из-за очевидного непонимания старых ценностей Иоахим никогда полностью не доверяет.
1903: Август Эш
[ редактировать ]Действие этой части происходит вдоль реки Рейн , в основном в городах Кёльн и Мангейм . В центре внимания этой части — Август Эш, способный бухгалтер, но беспокойный по поводу каждой работы, за которую он берется, и каждого друга, которого он заводит. Он ест в баре вдовы Гертруды Хентьен, которая держит всех мужчин на расстоянии, и выпивает там с Мартином Гейрингом, социалистическим профсоюзным организатором.
Когда Гейринга несправедливо сажают в тюрьму, Эш приписывает это владельцу крупного местного бизнеса (Эдуарду фон Бертрану из первой части), которого презирает как эксплуататора и гомосексуалиста. В ярости он посещает особняк Бертрана, намереваясь убить его, но его отговаривают от дела.
Посещение театра-эстрады открывает перед ним новые возможности: встреча с продюсером и некоторыми артистами. Он связывается с импресарио, поддерживая его в проекте показать женщин-борцов в откровенных костюмах. Поначалу это была сенсация, публика устает от этого акта, и доходы падают. Эш мечтает эмигрировать в США, страну возможностей, но его партнер скрывается с активами.
Как и фон Пасенов в первой части, Эш чувствует себя неуверенно в мире разлагающихся старых ценностей (здесь ценности бизнеса и буржуазной жизни) и пытается найти виноватого. В конце концов он женится на Гертруде и возвращается в Люксембург, где снова занимается бухгалтерией.
1918: Вильгельм Хугенау
[ редактировать ]Персонажи из первых двух частей объединены в маленьком (вымышленном) городке на реке Мозель в последние месяцы Первой мировой войны, где представлено множество новых персонажей.
Пожилой майор фон Пасенов является военным комендантом города, стремящимся поддерживать порядок и достоинство, пока население страдает от голода и болезней. Военный госпиталь полон жертв войны на разных стадиях психического и физического разложения. Эш переехал туда со своей женой, чтобы руководить скромной местной газетой, найдя выход для своего беспокойного поиска смысла жизни в неформальной религиозной секте, к которой присоединяется фон Пасенов.
Дезертир Вильгельм Хугенау обманом лишает Эша контроля над своей газетой и пытается снискать расположение майора. Ханна Видлинг, замкнутая молодая жена фронтового адвоката, пытается справиться с жизнью самостоятельно. Контуженные и изувеченные солдаты общаются с врачами больницы, медсестрами и горожанами. Иногда повествование возвращается в Берлин, где Мари, бывшая секс-работница, а ныне сотрудница Армии Спасения , подружилась с Нухемом, молодым евреем, беженцем с Востока. В других случаях иллюзия вымысла оставляется, и автор приступает к философскому анализу ухудшения ценностей в Европе вообще и в Германии в частности.
Финал происходит в последние дни войны, когда город погружается в хаос. Майор ранен бунтовщиками, возможно, смертельно, а Угенау закалывает Эша штыками и насилует его жену Гертруду. В постскриптуме Югенау стал респектабельным бизнесменом во Франции, но считает свою жизнь совершенно пустой.
Заключительные размышления автора предсказывают, что разрушение ценностей в Германии открыло путь для появления нового аморального и безжалостного лидера, который пророчит новое будущее дезориентированной нации.
Темы
[ редактировать ]«Лунатики» исследуют то, что Брох назвал «одиночеством Я», в трех частях. [ 1 ]
Главные герои первых двух частей книги представлены приверженцами определенных ценностей. Брох описывает борьбу, которую они переживают, поскольку их жизненные правила или ценности оказываются неадекватными реалиям социальной среды, в которой они находятся. Иоахим фон Пасенов в первой части - «романтик». Во второй части Август Эш пытается жить по девизу «бизнес есть бизнес». [ 1 ]
В конце концов, в третьей части единственным стандартом поведения аморального Гугенау является его личная выгода. Он следует этому принципу во всех своих действиях, мошенничая и убивая без угрызений совести. В конце концов, он без угрызений совести достиг точки нулевых ценностей, и его действия, наконец, привели его к нулевой точке ценностей. Хотя Брох не считает Югенау человеком, которым можно восхищаться, он представляет его как «единственного адекватного ребенка своего возраста» и как неизбежного предвестника фашизма. [ 1 ]
Как заметил один рецензент: «Его персонажи — лунатики, потому что их собственная жизнь формируется силами кошмарной реальности, в которой они живут». [ 2 ]
Процесс написания
[ редактировать ]Начиная с сорока лет, Брох посвятил себя писательству, и «Лунатики» , написанные между 1928 и 1932 годами, стали его литературным дебютом. До этого он публиковал только эссе.
При создании сюжета книги Брох вдохновлялся своими соратниками и друзьями по ряду персонажей и событий, например, своей любовницей и наперсницей, венской журналисткой Эа фон Аллеш, которая подала ему идею артистки водевиля Илоны.
Каждая часть отличается стилем, временем и местом действия, персонажами и атмосферой. Первая представляет собой стилизацию литературного реализма XIX века , в частности Теодора Фонтане , а вторая часть более экспрессионистична . Третий отражает искусственный и бессвязный характер времени, которое он описывает, посредством разорванного повествования, перескакивая между нитями истории, переходя от прозы к стихам и вставляя философские рассуждения, которые обеспечивают теоретическую основу всей книги. Таким образом, Брох пытался изобразить сложность индивидуального ментального мира и мира общества, так же, как это сделал, например, Джеймс Джойс в «Улиссе» .
В книге прослеживается сложная структура изображений, отражающих некоторые из ее ключевых тем. Одним из них является униформа, которая символизирует порядок, иерархию и определенность. Их противоположностью являются изображения свободы, в частности Статуя Свободы . [ 1 ]
Брох часто критиковал эту эпоху с 1880 по 1918 год. Он нашел еще один шанс сделать это в своей книге эссе «Гофманнсталь и его время» ( Hofmannsthal und seine Zeit ), критикуя венскую культуру конца века, которая, по его мнению, была представлена китчем и суетливость. Он придумал свой собственный термин «гей-апокалипсис», чтобы описать этот период.
Прием
[ редактировать ]«Лунатики» были одними из любимых романов чешско-французского писателя Милана Кундеры . Его интерпретации он посвятил главу своего эссе «Искусство романа» (L'Art du roman).
Книга также упоминается в Микеланджело Антониони фильме «Ночь» (1961), где писатель Понтано ( Марчелло Мастроянни ) находит экземпляр, валяющийся в особняке мещанского магната, где проводится банальная вечеринка, о чем недоверчиво спрашивает: его жена Лидия ( Жанна Моро ) «Кто здесь будет читать «Лунатиков »?»
Критик Стивен Спендер охарактеризовал его как «один из немногих по-настоящему оригинальных и вдумчивых романов этого столетия. живопись Босха для него искусство — это не цель, это инструмент языка, который преобразует самую грубую, самую уродливую реальность действительности в другую реальность религиозного видения». [ 2 ]
Луи Кроненбергер сказал о романе: «Без особого сомнения, это один из немногих первоклассных романов нашего поколения». [ 3 ]
В рецензии на книгу «Нью-Йорк Таймс» Дж. П. Бауке написал: «Моральный импульс, лежащий в основе «Лунатиков», не умаляет эстетической привлекательности книги. Напротив, моральная серьезность Броха придает роману жизненную силу, которая поднимает его с уровня исторической фантастики. ...Это интеллектуальное приключение высочайшего уровня, книга, на которой основывается притязание Броха на величие». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Циолковский, Теодор (3 ноября 1985 г.). «В поисках абсолютного романа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Спендер, Стивен. «Лунатики» Германа Броха . № Октябрь 1948 года. Журнал «Комментарий» . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Кроненбергер, Луи (11 декабря 1932 г.). «Немецкая трилогия нашего времени; «Лунатики» Германа Броха — первый роман, демонстрирующий большой талант, полностью сформировавший ЛУАНТИКИ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 сентября 2020 г.
- ^ Бауке, Дж. П. «Лунатики» . Рецензия на книгу «Нью-Йорк Таймс».