Вальядолидские дебаты
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2022 г. ) |

( Дебаты в Вальядолиде 1550–1551 на испанском языке La Junta de Valladolid или La Controversia de Valladolid). ) были первыми моральными дебатами в европейской истории, в которых обсуждались права и обращение с коренными народами со стороны европейских колонизаторов. Это состоялось в Колледжо-де-Сан-Грегорио в испанском городе Вальядолид . Это были моральные и богословские дебаты о завоевании Америки , оправдании обращения в католицизм и, более конкретно, об отношениях между европейскими поселенцами и местными жителями. Нового Света . Он состоял из ряда противоположных взглядов на то, как коренные жители должны быть интегрированы в испанское общество, их обращение в католицизм и их права.
Вызывающий споры теолог, монах-доминиканец и епископ Чьяпаса Бартоломе де лас Касас , утверждал, что коренные американцы были свободными людьми в естественном порядке, несмотря на их практику человеческих жертвоприношений и другие подобные обычаи, заслуживающие того же внимания, что и колонизаторы. [1] Против этой точки зрения выступил ряд ученых и священников, в том числе ученый-гуманист Хуан Хинес де Сепульведа , который утверждал, что человеческие жертвоприношения невинных, каннибализм и другие подобные «преступления против природы» неприемлемы и должны подавляться любыми возможными средствами, в том числе война. [2]
Хотя обе стороны заявили, что выиграли спор , нет четких доказательств, подтверждающих какую-либо интерпретацию. Это дело считается одним из самых ранних примеров моральных дебатов о колониализме , правах человека колонизированных народов и международных отношениях . В Испании это помогло сделать Лас Касаса главным, хотя и неоднозначным защитником индейцев. [3] Он и другие внесли свой вклад в принятие Новых законов 1542 года, которые еще больше ограничили систему энкомьенд . [4] Хотя они не полностью изменили ситуацию, эти законы позволили значительно улучшить обращение с коренными народами Америки и закрепили их права, предоставленные предыдущими законами. [4]
Фон
[ редактировать ]
Колонизация Испанией и завоевание Америки вызвали интеллектуальные дебаты, особенно относительно принудительной христианизации индейцев. Бартоломе де лас Касас , монах-доминиканец из школы Саламанки и член растущего христианского гуманистического движения, в течение многих лет работал над противодействием принудительному обращению в другую веру и разоблачению обращения с коренными народами в энкомьендах . [3] Его усилия повлияли на папскую буллу Sublimis Deus 1537 года, которая установила статус коренных народов как разумных существ. Что еще более важно, Лас Касас сыграл важную роль в принятии Новых законов ( Законов Индии ) 1542 года, которые были призваны положить конец системе энкомьенд. [4]
По инициативе Лас Касаса и других в 1550 году король Испании Карл I приказал прекратить дальнейшую военную экспансию до тех пор, пока вопрос не будет расследован. [4] [5] Король собрал хунту (присяжных) из выдающихся врачей и богословов, чтобы выслушать обе стороны и вынести решение по спору. [1] Лас Касас представлял одну сторону дебатов. Его позиция нашла некоторую поддержку со стороны монархии, которая хотела контролировать власть энкомьендерос. Другую сторону представлял Хуан Хинес де Сепульведа , аргументы которого использовались в качестве поддержки колонистами и землевладельцами, получившими выгоду от системы. [6] [4]
Дебаты
[ редактировать ]
Хотя Лас Касас пытался укрепить свою позицию, рассказывая о своем опыте плохого обращения системы энкомьенды с коренными народами, дебаты оставались в основном на теоретической основе. Сепульведа придерживался более светского подхода, чем Лас Касас, основывая свои аргументы в основном на Аристотеле и гуманистической традиции, утверждающей, что некоторые коренные народы подвергались порабощению из-за своей неспособности управлять собой и при необходимости могли быть покорены войной. [1] Лас Касас возражал, утверждая, что определение Аристотеля варвара и естественного раба не применимо к коренным народам, все из которых были полностью способны к разуму и должны быть обращены в христианство без силы или принуждения. [4]
Сепульведа выдвигает многие аргументы из своего латинского диалога Democrates Alter Sive de Justi Belli Causis , [7] утверждать, что то, что он считал варварскими традициями некоторых коренных народов, оправдывает ведение войны против них. Цивилизованные народы, по мнению Сепульведы, были обязаны наказывать такие порочные практики, как идолопоклонство, содомия и каннибализм . Войны приходилось вести «чтобы искоренить преступления, оскорбляющие природу». [8]
Сепульведа выдвинул четыре основных оправдания справедливой войны против некоторых коренных народов. Во-первых, их естественное состояние не позволяло им управлять собой, и на испанцах лежала ответственность действовать как хозяева. Во-вторых, испанцы имели право предотвращать каннибализм как преступление против природы. В-третьих, то же самое касалось и человеческих жертвоприношений. В-четвертых, важно было обратить коренное население в христианство. [9]

Лас Касас был подготовлен к части дискурса своего оппонента, поскольку он, услышав о существовании « Альтер демократов» Сепульведы , написал в конце 1540-х годов свой собственный латинский труд « Апология» , целью которого было развенчать богословские аргументы своего оппонента, утверждая, что определение «варвара» и естественного раба не распространялось на коренное население, которое было полностью способно к разуму и должно было быть обращено в христианство без насилия. [10] [11]
Лас Касас отметил, что согласно международному праву каждый человек обязан предотвращать несправедливое обращение с невиновными. Он также процитировал святого Августина и святого Иоанна Златоуста , которые оба выступали против применения силы для привлечения других к христианской вере. Человеческие жертвоприношения были неправильными, но было бы лучше избегать войны любыми возможными способами. [12]
Аргументы, представленные Лас Касасом и Сепульведой хунте Вальядолида, оставались абстрактными, при этом обе стороны цеплялись за свои противоположные теории, опиравшиеся на схожие, если не одинаковые, теоретические авторитеты, которые интерпретировались в соответствии с их соответствующими аргументами. [13]
Последствия
[ редактировать ]По завершении дебатов судьи поспорили между собой, а затем разошлись, не приняв какого-либо определенного решения. В течение нескольких лет Совет Индии требовал от участников высказать свое мнение. Судя по всему, большинство судей написали свои собственные заявления, но они так и не были возвращены, за исключением одного доктора Анайи, который одобрил завоевания с целью распространения христианства и прекращения определенной деятельности коренных народов, считающейся греховной, но добавил оговоримся, что завоевания должны осуществляться «во благо индейцев, а не ради золота». Хунта так и не приняла коллективного решения. [14]
В конце концов, хотя обе стороны заявили, что выиграли дебаты, ни одна из них не получила желаемого результата. Лас Касас не увидел конца испанских завоевательных войн в Новом Свете, а Сепульведа не увидела отмены ограничений Новых законов на власть системы энкомьенд . Дебаты укрепили позицию Лас Касаса как ведущего защитника коренных народов Испанской империи. [3] и еще больше ослабило систему энкомьенды. Однако это существенно не изменило отношение Испании к коренным народам в развивающихся колониях. [4]
И Сепульведа, и Лас Касас сохраняли свои позиции еще долгое время после окончания дебатов, но их аргументы стали менее значимыми, когда испанское присутствие в Новом Свете стало постоянным. [15]
Аргументы Сепульведы способствовали политике «войны огнем и кровью», которую Третий мексиканский провинциальный совет реализовал в 1585 году во время войны в Чичимеке . [16] По словам Льюиса Ханке , хотя Сепульведа и стал героем конкистадоров , его успех был недолгим, и его произведения никогда не публиковались в Испании . при жизни больше [17]
Идеи Лас Касаса оказали более продолжительное влияние на решения короля Филиппа II , а также на историю и права человека . [18] Критика Лас Касасом системы энкомьенды способствовала ее замене на редукционы . [19] Его свидетельства о миролюбивой природе коренных народов Америки также поощряли ненасильственную политику в отношении религиозных обращений коренных народов в Новой Испании и Перу . Это также помогло убедить больше миссионеров приехать в Америку для изучения коренных народов, таких как Бернардино де Саагун , который выучил родные языки, чтобы узнать больше об их культурах и цивилизациях. [20]
Однако в конечном итоге влияние доктрины Лас Касаса также было ограниченным. В 1550 году король приказал прекратить завоевание, поскольку дебаты в Вальядолиде должны были решить, справедлива ли война или нет. Но приказы правительства почти не соблюдались: конкистадоры, такие как Педро де Вальдивия, продолжали вести войну в Чили в первой половине 1550-х годов. Расширение испанской территории в Новом Свете было снова разрешено в мае 1556 года, а десятилетие спустя Испания начала завоевание Филиппин . [18]
Современный прием
[ редактировать ]В последние годы дебаты в Вальядолиде были отмечены своей ролью (хотя и незначительной) в концепции международной политики XVI века. [21] Этические аргументы Лас Касаса предлагают размышление над вопросом юрисдикции , задаваясь вопросом, может ли закон применяться на международном уровне, особенно в так называемых «государствах-изгоях». [22]
Эти дебаты также занимают место в современной теории справедливой войны , поскольку ученые стремятся расширить jus ad bellum в рамках военных исследований . [22]
Отражение в искусстве
[ редактировать ]В 1938 году был опубликован рассказ немецкого писателя Рейнхольда Шнайдера « Лас Касас и Карл V» ( Las Casas vor Karl V. ).
В 1992 году дебаты в Вальядолиде стали источником вдохновения для Жан-Клода Карьера , опубликовавшего роман La Controverse de Valladolid ( «Спор в Вальядолиде »). Роман был снят на французском языке для телевидения под тем же названием. [23] Режиссером выступил Жан-Даниэль Верен, Жан-Пьер Мариэль сыграл Ласа Касаса, а Жан-Луи Трентиньян - роль Сепульведы.
Позже произведение Карьера было поставлено как спектакль в 1999 году в Театре де л'Ателье в Париже. [24] Позже он был переведен на английский язык и показан в Общественном театре Нью-Йорка в 2005 году [1] и в Спокане, штат Вашингтон, в 2019 году. [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кроу, Джон А. Эпос Латинской Америки , 4-е изд. Калифорнийский университет Press, Беркли: 1992.
- ^ Хинес де Сепульведа, Хуан (пер. Марселино Менендес-и-Пелайо и Мануэль Гарсиа-Пелайо) (1941). Трактат о справедливых причинах войны против индейцев . Мехико: Фонд экономической культуры. п. 155.
- ^ Jump up to: а б с Рауп Вагнер, Генри и Рэнд Пэриш, Хелен (1967). Жизнь и сочинения Бартоломе де Лас Касаса . Нью-Мексико: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 181–182.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эрнандес, Бонар Людвиг. «Спор о Лас-Касасе и Сепульведе: 1550–1551» . Экс постфактум . 10 . Государственный университет Сан-Франциско : 95–104 . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Ханке, Льюис (1974). Все человечество едино: исследование спора между Бартоломе де Лас Касасом и Хуаном Хинесом де Сепульведой в 1550 году об интеллектуальных и религиозных способностях американских индейцев . Иллинойс: Издательство Университета Северного Иллинойса. п. 67.
- ^ Гланвилл, Люк; Люфер, Дэвид; Томс, Майя Фейле (2023). Сепульведа об испанском вторжении в Америку: защита империи, дебаты о Лас-Касасе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-886382-3 .
- ^ Энтони Паджен: Падение естественного человека: американские индейцы и истоки сравнительной этнологии , стр. 109. Издательство Кембриджского университета, 1982.
- ^ Хуан Хинес де Сепульведа: Трактат о справедливых причинах войны против индейцев , Fondo de Cultura Económica, 1941.
- ^ Лосада, Ангел (1971). Бартоломе де лас Касас в истории: к пониманию человека и его работы . Издательство Университета Северного Иллинойса. стр. 284–289.
- ^ Анхель Лосада: Споры между Сепульведой и Лас Касасом в совете Вальядолида , стр. 280-2 Издательство Университета Северного Иллинойса, 1971.
- ^ Сильвио Завала: Формальные аспекты спора между Сепульведой и Лас Касасом в Вальядолиде, в середине 16 века, и замечания по поводу извинений Фрая Бартоломе де Лас Касаса , страницы 137-162. Американские тетради 212, 1977 г.
- ^ Бартоломе де Лас Касас, В защиту , страницы 212-215
- ^ Брэйдинг, Д.А.: Первая Америка: испанская монархия, креольские патриоты и либеральное государство 1492–1867 , страницы 80–88. Издательство Кембриджского университета, 1991.
- ^ Ханке 1949 , стр. 128–129.
- ^ Эрнандес, 2015, с. 10
- ^ Пул, 1965, с. 115
- ^ Ханке, 1949, с. 129
- ^ Jump up to: а б Минахейн, 2014 г.
- ^ Минахейн 2014
- ^ Эрнандес, 2015, с. 9
- ^ Бер, Х. (2010). История международной политической теории . Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Jump up to: а б Брунстеттер, доктор медицинских наук; Зартнер, Д. (2011). «Справедливая война против варваров: возвращение к дебатам в Вальядолиде между Сепульведой и Лас Касасом». Политические исследования . 59 (3): 733–752. дои : 10.1111/j.1467-9248.2010.00857.x . S2CID 145672459 .
- ^ Противоречие Вальядолида (1992) , получено 22 марта 2024 г.
- ^ Стол, Новости BWW. «Превью фильма Жан-Клода Карьера «Противоречие Вальядолида начинается 8 февраля»» . BroadwayWorld.com . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «История повторяется в книге Stage Left «Спор о Вальядолиде» | The Spokesman-Review» . Пресс-секретарь.com . Проверено 8 апреля 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бюн, Чанг-Ук. «Вальядолидские дебаты между Лас Касасом и Сепульведой 1550 года» (PDF) . Корейский пресвитерианский богословский журнал . 42 : 257–276.
- Кастилья Урбано, Франциско. «Глава 9. Дебаты в Вальядолиде (1550–1551)» . Спутник испанской имперской политической и социальной мысли раннего Нового времени . Брилл. дои : 10.1163/9789004421882_011 . S2CID 219139505 .
- Комас, Хуан (1971). «Историческая реальность и недоброжелатели отца Лас Касаса». У Фриде, Хуан; Кин, Бенджамин (ред.). Бартоломе де лас Касас в истории: к пониманию человека и его творчества . Интернет-архив. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса. ISBN 978-0-87580-025-7 .
- Кроу, Джон А. (1992). Эпос Латинской Америки , 4-е изд. Калифорнийский университет Press, Беркли
- Ханке, Льюис (1949). Испанская борьба за справедливость при завоевании Америки . Издательство Пенсильванского университета.
- Эрнандес, Бонар Людвиг (2001). «Спор о Лас-Касасе и Сепульведе: 1550–1551» . Экс постфактум . 10 . Государственный университет Сан-Франциско: 95–105.
- Лосада, Анхель (1971). «Спор между Сепульведой и Лас Касасом» . В Хуане Фриде; Бенджамин Кин (ред.). Бартоломе де лас Касас в истории: к пониманию человека и его работы . Специальная коллекция: CER. ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса . стр. 279–309 . ISBN 0-87580-025-4 . OCLC 421424974 .
- Минахейн, Дж. (2014) «Спор в Вальядолиде, 1550–1551». Церковь и государство. №116. Индекс Вальядолида
- Пул, С. (1965). «Война огнем и кровью» Церкви и чичимека 1585 г. Америка , 22 (2), 115–137. дои: 10.2307/979237
Французский
- Бенуа, Жан Луи. (2013) «Евангелизация американских индейцев вокруг «черной легенды»», Америка [Онлайн] , 8 | 2013. Евангелизация американских индейцев .
- Касас Б. и Льоренте Дж. (1822 г.). Работы дона Бартелеми де лас Касаса, епископа Чьяпы, защитника свободы коренных жителей Америки: предшествуют его жизни и сопровождаются историческими примечаниями, дополнениями, событиями и т. д. и т. п., с портретом. Пэрис и др.: Алексис Эймери и др.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1550 г. в Испании
- 1550-е годы в Испанской империи
- Споры
- Энкомендерос
- История европейского колониализма
- История Америки
- История коренных народов Америки
- Испанская колонизация Америки
- Богословские споры
- Вальядолид
- 1550-е годы в Новой Испании
- 1550-е годы в вице-королевстве Перу.
- 16 век в Испании.
- 16 век в Северной Америке.
- 16 век на Карибах
- 16 век в Южной Америке
- 16 век в Испанской Вест-Индии.
- 16 век в Испанской империи