STOLport
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Порт STOL или STOLPORT представлял собой аэропорт, спроектированный с учетом операций STOL (короткий взлет и посадка), обычно для класса самолетов определенного веса и размера. Термин «порт взлета и посадки», по-видимому, не широко использовался по состоянию на 2008 год, хотя он широко использовался пилотами, летавшими в Биггин-Хилл в 1986/87 году, когда был открыт аэропорт Лондон-Сити, ограничивающий подходы и потолки к северу от Биггина. Порт STOL обычно имеет короткую взлетно-посадочную полосу, обычно короче 1500 м (5000 футов). [1] Порты STOL практически осуществимы только для определенных типов самолетов, особенно винтовых самолетов меньшего размера, характеристики которых совместимы с более короткой длиной взлетно-посадочной полосы, более крутыми траекториями захода на посадку/вылета и т. д. в отдельных портах STOL. В Соединенных Штатах короткие взлетно-посадочные полосы известны просто как аэропорты, а термин «порт взлета и посадки» широко не используется с начала 1970-х годов.
Определение
[ редактировать ]Международная организация гражданской авиации (ИКАО) определяет порты взлета и посадки как «уникальные аэропорты, предназначенные для обслуживания самолетов, обладающих исключительными летно-техническими возможностями на ближней дистанции». [2] В документе ИКАО 9150: Руководство по столпорту говорится, что «для целей настоящего руководства самолетом конструкции столпорта считается самолет, базовая длина которого составляет 800 м или менее». [1]
Северная Америка
[ редактировать ]В Соединенных Штатах порт взлета и посадки является одним из нескольких типов объектов. Порты STOL обозначаются буквой S в конце идентификатора сайта. [3] Например, порт вертикального взлета и посадки Калверт-Пик указан как Федерального управления гражданской авиации участок (FAA) под номером 19448.1* S . [4] По состоянию на январь 2009 года около 80 объектов были закодированы ФАУ США как порты взлета и посадки. [5] По данным ФАУ в 1968 году, в Северо-Восточном мегаполисе было выявлено двадцать пять потенциальных площадок взлетно-посадочной полосы . В начале 1970-х годов было проведено исследование, чтобы помочь ФАУ определить, необходимо ли создавать испытательную установку для взлетно-посадочной полосы. [6] В какой-то момент в 1968 году рассматривался вариант установки взлетно-посадочной станции длиной 730 м (2400 футов) на крыше Манхэттена. [7] Аэропорт Торонто-Сити с самой длинной взлетно-посадочной полосой длиной 1216 м (3988 футов) вошел в период упадка в 1980-х и 1990-х годах, но с тех пор был возрожден как аэропорт в центре города компанией Porter Airlines , летающей на самолетах 400 серии De Havilland Canada Dash . 8 . Однако официально он не обозначен как порт STOL.
Шотландия
[ редактировать ]На островах Шотландии есть аэропорты с очень короткими взлетно-посадочными полосами, но все же осуществляющие регулярные рейсы. Примеры включают аэропорт Колонсей (501 м [1644 фута]), аэродром Фула (382 м [1252 фута]) и аэропорт Уэстрей (527 м [1729 футов]). Обычно их обслуживают самолеты Britten-Norman Islander .
Норвегия и Гренландия
[ редактировать ]около 30 портов вертикального взлета и посадки было построено В период с 1965 по 1987 год в Норвегии , обычно оборудованных взлетно-посадочной полосой длиной 2600 футов (800 м). Они были предназначены для улучшения транспортных систем и сокращения времени в пути в районы, которые считались труднодоступными другими способами. [8] По-норвежски они называются «кортбанефлиплас» (буквально «аэропорт с короткой взлетно-посадочной полосой»). Поскольку они были построены в районах с относительно низкой плотностью населения и ландшафтом, который часто не позволял использовать взлетно-посадочную полосу стандартной длины, стало необходимым строить более короткие взлетно-посадочные полосы и использовать самолеты меньшего размера. Сегодня аэропорты посещают авиалайнеры, получившие субсидии от правительства Норвегии. Обычно они летают по фидерным маршрутам в более крупные узловые аэропорты, из которых есть прямые рейсы в Осло и другие крупные города Норвегии. Хотя большинство маршрутов выполняются компанией Widerøe , другие авиалайнеры иногда выигрывают тендеры на некоторые маршруты.
По примеру Норвегии в Гренландии было построено несколько аэропортов с короткой взлетно-посадочной полосой (800–900 м [2600–3000 футов]), заменивших вертолетные площадки . В то время в стране было всего несколько аэропортов, построенных силами США в укромных местах вдали от гренландских поселений. Тем не менее, аэропорты с короткой взлетно-посадочной полосой (в том числе в столице Нууке ) не могут принимать рейсы из отдаленных мест, таких как Дания или Великобритания. Некоторые аэропорты Исландии являются портами взлета и посадки, хотя большинство из них длиннее. Наличие самолетов взлета и посадки позволило компании «Icelandair» расширить свою сеть до Гренландии.
Avinor , администрация норвежского аэропорта, обеспокоена наличием самолетов для взлетно-посадочных полос длиной 800 м (2600 футов) в будущем, когда старые самолеты, используемые в настоящее время, выйдут из эксплуатации. В настоящее время Dash 8-100 используются самолеты , выпущенные в начале 1990-х годов. Компания Avinor обнаружила, что после 2010 года невозможно будет купить новые самолеты с числом мест более 20 и способные использовать такие короткие взлетно-посадочные полосы. По этой причине планируется расширить взлетно-посадочные полосы до 1200 м (3900 футов) или, в некоторых случаях, построить новые аэропорты, а некоторые закрыть в сочетании с улучшением дорог. [9] Наименее используемый вариант не будет продлен, но его придется летать на очень небольших самолетах. В Гренландии это обсуждают по той же причине. Гренландия решила расширить аэропорты Нуук и Илулиссат до размера реактивных самолетов 2200 м (7200 футов). Рост цен на топливо делает низкое лобовое сопротивление желательной характеристикой, поэтому самолеты СВП могут стать менее желательными или многочисленными в будущем. Кроме того, самолеты смогут использовать короткие взлетно-посадочные полосы только с ограниченной полезной нагрузкой, что приведет к увеличению стоимости билетов.
Исторические порты STOL
[ редактировать ]В конце 1960-х и начале 1970-х годов было предпринято несколько попыток создать порты взлета и посадки в Соединенных Штатах для районов Нью-Йорка и Лос-Анджелеса , Калифорния; однако большинство из них в настоящее время не работают или больше не существуют. Был также STOLport Виктории в Монреале , Квебек, Канада.
Первый порт взлета и посадки в США, предназначенный для коммерческой эксплуатации, был введен в эксплуатацию 5 августа 1968 года в аэропорту Ла-Гуардия и был доступен только для использования по правилам визуального полета (ПВП). [10] Эта взлетно-посадочная полоса длиной 334 м (1095 футов) получила название LaGuardia STOLPORT. [11]
Первый официально обозначенный порт взлетно-посадочной полосы в США открылся 17 октября 1971 года на Всемирном курорте Уолта Диснея во Флориде. Shawnee Airlines выполняла регулярные пассажирские перевозки между аэропортом Мира Уолта Диснея (также известным как взлетно-посадочный порт Лейк-Буэна-Виста) и реактивным портом Орландо Маккой (ныне международный аэропорт Орландо), а также международным аэропортом Тампы с самолетом de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter STOL. турбовинтовой самолет. [12] Информация об услуге вертикального взлета и посадки Shawnee Airlines появилась в расписании системы Eastern Air Lines от 6 сентября 1972 года в отношении стыковочного сообщения между двумя авиакомпаниями в Орландо или Тампе. [13] Взлетно-посадочная полоса STOL длиной 610 м (2000 футов) в этом бывшем аэропорту больше не используется. До этой даты только часть объектов обозначалась как порты взлета и посадки. В то время планы предусматривали создание межгосударственной транспортной системы короткого взлета и посадки. 26 июля 1972 г.; Офис FAA V/STOL был переименован в Офис системы тихого ближнемагистрального воздушного транспорта, что переориентировало его и отразило обеспокоенность общественности по поводу шума, создаваемого меньшими и более многочисленными портами STOL, в отличие от более крупных аэропортов. Управление системы тихого ближнемагистрального воздушного транспорта было ликвидировано 11 июня 1974 года. [10] 20 сентября 1968 года международный аэропорт Логан открыл взлетно-посадочную полосу для взлета и посадки длиной 550 м (1800 футов) для испытаний турбовинтового шаттла Bréguet 941 компании Eastern Air Lines с возможностью взлета и посадки на маршрутах восточного побережья. [14]
Некоторые порты взлета и посадки никогда не были открыты для гражданской авиации и находились в частной собственности, например порт взлета и посадки Эйвона, [15] взлетно-посадочная полоса длиной 1200 м (4000 футов), расположенная рядом с городом Эйвон, штат Колорадо , которая была построена специально для обслуживания туристических рейсов на близлежащие горнолыжные курорты в районе Вейл. Порт КВП Avon принадлежал и управлялся компанией Rocky Mountain Airways , которая эксплуатировала турбовинтовые самолеты КВП de Havilland Canada Dash 7 с этого горного аэродрома с 1978 по 1989 год. Порт КВП Avon больше не существует.
Еще одним частным аэродромом взлета и посадки был порт взлета и посадки в Клир-Лейк-Сити, расположенный в районе Хьюстона, штат Техас, недалеко от Космического центра Джонсона . Этот небольшой аэропорт с взлетно-посадочной полосой длиной 760 м (2500 футов), авиационным ангаром и пассажирским терминалом был построен в 1969 году и принадлежал компании Houston Metro Airlines , которая позже сменила название на Metro Airlines. Авиакомпания управляла самолетами Twin Otters с этого пригородного аэродрома с трансфером до межконтинентального аэропорта Хьюстона . Согласно Официальному справочнику авиакомпаний (OAG) от 1 февраля 1976 года, метро Хьюстона выполняло 22 рейса туда и обратно в будние дни между Клир-Лейк-Сити и Хьюстон-Интерконтинентал. [16] После того, как Metro Airlines решила заняться другими направлениями бизнеса в авиационной отрасли, взлетно-посадочный порт Клир-Лейк-Сити был заброшен, а затем снесен, чтобы освободить место для новой застройки пригородов. От этого новаторского аэродрома не осталось и следа. [17]
STOLport airlines
[ редактировать ]Rocky Mountain Airways стала мировым стартовым заказчиком четырехмоторного турбовинтового самолета взлета и посадки de Havilland Canada Dash 7. Rocky Mountain выбрала Dash 7 на 50 пассажиров специально для перевозки пассажиров в высокогорные аэропорты с короткими взлетно-посадочными полосами, такие как порт STOL Avon, расположенный недалеко от Вейла, штат Колорадо, из его хаба, расположенного в международном аэропорту Стэплтон в Денвере с 1978 по 1989 год. [18] [19] Авиакомпания также использовала Dash 7 для регулярных рейсов в небольшой аэропорт Стимбот-Спрингс в Колорадо. Rocky Mountain сначала начала полеты на самолетах de Havilland DHC-6 Twin Otter, а затем начала обслуживание Dash 7 и за время своего существования эксплуатировала только самолеты с возможностью взлета и посадки. [ нужна ссылка ]
Норвежская компания Widerøe является одним из крупнейших операторов взлетно-посадочных полос в Европе, поскольку у них есть парк из более чем 40 самолетов Bombardier, которые они в основном используют на коротких взлетно-посадочных полосах в Северной и Западной Норвегии.
Houston Metro Airlines выполняла регулярные рейсы Twin Otters между городом между портом взлета и посадки Клир-Лейк-Сити в Клир-Лейк-Сити, штат Техас , и межконтинентальным аэропортом Хьюстона, у которого в то время была выделенная взлетно-посадочная полоса для взлета и посадки. Согласно выпуску OAG за февраль 1976 года, авиакомпания выполняла 22 рейса туда и обратно каждый будний день между Клир-Лейк-Сити и Хьюстон-Интерконтинентал в рамках пассажирских маршрутных перевозок. [20]
SKS Airways из Малайзии начала свою коммерческую деятельность в январе 2022 года, сосредоточив внимание на аэропортах взлета и посадки, расположенных на внутренних островах для отдыха. Его первоначальные полеты будут совершаться туда и обратно на самолетах типа Twin Otter из аэропорта Субанг или Сенай на острова Пангкор , Реданг и Тиоман . Между этими пунктами он также будет осуществлять грузовые и чартерные перевозки. В долгосрочной перспективе они планируют расширить свою сеть на крупные города Малайзии и другие регионы Юго-Восточной Азии и Южного Китая . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Аэропарк
- Альтипорт
- Полоса шоссе
- Список самых коротких взлетно-посадочных полос
- Спутниковый аэродром
- Вэйпорт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маллела, Дж.; Уиллер, П.; Ле Брис, Г.; Нгуен, Л.-Г. (2023). Отчет об исследовании ACRP 243: Городская воздушная мобильность: перспектива аэропорта. Совет транспортных исследований, Вашингтон, округ Колумбия: https://nap.nationalacademies.org/catalog/26899/urban-air-mobility-an-airport-perspective
- ^ Руководство Столпорта. Архивировано 13 октября 2006 г. в Wayback Machine (Doc 9150) Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
- ^ ФАУ. Консультативный циркуляр 150/5200-35. Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine . Страница 6. (страница 8 в формате PDF) НОМЕР САЙТА ФАУ S = Столпорт
- ^ OR73 .
- ^ ФАУ. Данные аэропорта (5010) и контактная информация . В базе данных объектов NFDC на 15 января 2009 г. 82 объекта были указаны как TYPE = STOLPORT. В базе данных взлетно-посадочных полос NFDC указаны две взлетно-посадочные полосы с маркировкой «STOL» и шесть взлетно-посадочных полос, обозначенных буквой «S», что означает «ВПП взлетно-посадочной полосы».
- ^ Концептуальная разработка и исследование стоимости испытательного стенда STOLport . Апрель 1973 года.
- ^ РЕШЕНИЕ ОТЛОЖЕНО НА СУДОВОМ ТЕРМИНАЛЕ; Подразделение Совета запрашивает у агентств дополнительные данные The New York Times. 13 декабря 1968 г.
- ^ Отрывок из истории Авинора (норвежский). Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine . По состоянию на 21 мая 2010 г.
- ^ Avinor закроет четыре аэропорта (на норвежском языке)
- ^ Jump up to: а б Хронология ФАУ. Архивировано 24 июня 2008 г. в Wayback Machine . По состоянию на 26 августа 2008 г.
- ^ Начало часа СТУЛА . август 16, 1968.
- ^ Короткая, короткая жизнь STOLport в Disney World . (Блог)
- ↑ Departedflights.com, Системное расписание Eastern Airlines, 6 сентября 1972 г., стр. 68.
- ^ Испытания шаттла STOL компании Eastern . Джон Бентли. Рейс Интернешнл . 17 октября 1968 года.
- ^ «Заброшенные и малоизвестные аэродромы: Колорадо: северо-восточный район Денвера» .
- ↑ 1 февраля 1976 г. Официальный путеводитель авиакомпаний, североамериканское издание, расписание межконтинентальных рейсов Клир-Лейк-Сити – Хьюстон.
- ^ «Заброшенные и малоизвестные аэродромы: Техас, юго-восточный район Хьюстона» .
- ^ История и влияние Rocky Mountain Airways [1] [ постоянная мертвая ссылка ] Интервью AirInsight с бывшим генеральным директором Rocky Mountain Airways. 6 января 2011 г.
- ^ [2] Заброшенные и малоизвестные аэродромы - Avon STOLPort (WHR), Эйвон, Колорадо
- ↑ 1 февраля 1976 г. Расписание рейсов официального справочника авиакомпаний (OAG), Хьюстон (IAH) – Клир-Лейк-Сити (CLC).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исследование полета с использованием изменяемых траекторий глиссады для компенсации ветра и умеренных сдвигов ветра .
- Концептуальная разработка и исследование стоимости испытательного стенда взлетно-посадочной полосы.
- Техническое обоснование плавучего временного порта взлета и посадки на Манхэттене.
- Округ планирует исследование Столпорта для Пасадены. Лос-Анджелес Таймс. 10 сентября 1972 г.
- Возможных мест взлетно-посадочной полосы теперь до трех. The New York Times. 28 мая 1972 г.
- В торговом центре обустроен порт с короткой взлетно-посадочной полосой для самолетов. Нью-Йорк Таймс. 18 ноября 1966 г.
- ФАУ финансирует исследование плавучего порта взлета и посадки стоимостью 36 000 долларов The New York Times. 3 июля 1970 года.
- Стартовый СТУЛ. Час. август 16, 1968.
- Летим в центр города . Время. 12 января 1968 г.
- Каталине для процветания нужен СТОЛПОРТ. Независимая Пресс-Телеграмма. Воскресенье, 24 августа 1969 г.
- Заброшенные и малоизвестные аэропорты – Avon STOLPort (WHR), Эйвон, Колорадо