Jump to content

Desyatinny Monastery

Координаты : 58 ° 31'04 "N 31 ° 15'54" E  /  58,51778 ° N 31,26500 ° E  / 58,51778; 31.26500
(Перенаправлено из Десятинного монастыря )
Desyatinny Monastery
Главный вход через колокольню, июль 2013 г.
Религия
Расположение
Расположение Россия , Великий Новгород
Географические координаты 58 ° 31'04 "N 31 ° 15'54" E  /  58,51778 ° N 31,26500 ° E  / 58,51778; 31.26500
Архитектура
Стиль Эклектизм
Новаторский 1327 г. (первое письменное упоминание)
Завершенный 1902
Веб-сайт
http://artmus.natm.ru/

Десяти́нный монастырь монастырь Великом действующий Новгородской или женский монастырь в Новгороде ( Россия ), один из восьми древних монастырей Республики .

Десятинный монастырь теперь имеет правильный квадратный периметр. Монастырский комплекс развивался в течение длительного периода и сейчас включает в себя объекты, построенные в период с 14 по 20 века. Окончательно он был завершен в начале 20-го века, но был закрыт в 1918 году советским правительством . Некоторые постройки, в том числе обе церкви и часть монастырской стены, были утрачены в XX веке во время Второй мировой войны и антирелигиозной кампании , в результате чего монастырь сохранился фрагментарно.

Никогда не считавшийся особенно важным, он много раз подвергался перестройке. Построенный, чтобы символизировать и увековечить чудо, имеющее историческое значение для Новгородской Республики , монастырь до наших дней фактически взял на себя определенные социальные функции, влияющие на новгородское общество. Его история – это история взлетов и падений, разрушений и реконструкций. Почти ничто в экстерьере нынешнего монастыря не указывает на то, насколько он древний.

Знамение , чудотворная икона
Место чуда через решетку монастырского портала, декабрь 2014 г.

Официальное название монастыря — монастырь Рождества Богородицы на Десятине , где Десятина может быть переведена на английский язык словом десятина . Трудно точно установить, что именно имел в виду основатель под Десятиной она имела несколько значений («Десятина»), поскольку в древневосточном славянском языке , но наиболее распространена версия, что монастырь был основан в имении, ранее принадлежавшем новгородским князьям. под названием Десятина . [ 1 ] [ 2 ] («Десятина») В свою очередь Десятинный — это просто форма прилагательного, образованная суффиксами (примечательно, что старомодным вариантом имени является прилагательное с другим суффиксом: Десятинский . [ 3 ] Поэтому предполагается, что новгородские князья свою землю, прославленную в 1170 году чудом подарили церкви .

Основание

[ редактировать ]

Точно не известно, когда был основан монастырь. Первое письменное упоминание в Новгородской Первой летописи сообщает, что в 1327 году архиепископ Моисей построил церковь в честь Рождества Богородицы на Десятинной. Отрывок из официального перевода хроники Митчелла и др. ниже приводится в сравнении с оригинальным текстом на старовгородском диалекте языка старославянского :

« Владыка Моисей воздвиг в Десятине церковь Рождества Пресвятой Богородицы » [ 4 ]

- Новгородская Первая летопись

В справке просто указано, что монастырь существовал в 1327 году, но не указано, когда он был основан. Еще одним фактом, помогающим установить время основания монастыря, является икона « Облачное Успение» : принято считать, что эта икона начала XIII века была привезена в Москву из монастырского иконостаса. [ 6 ] Таким образом, можно сделать вывод, что монастырь, вероятно, был основан на рубеже XII века.

Вероятно, наиболее значимой является версия, связывающая период основания монастыря с чудом, произошедшим на его территории: в 1170 году, когда Новгород осаждал войско Андрея Боголюбского, недалеко от него горожане одержали чудесную победу. от монастыря (собственное место чуда — вал за монастырем — сохранилось до сих пор неплохо). Поэтому, вероятно, монастырь был основан вскоре после того, как произошло чудо, чтобы его символизировать и увековечить. [ 7 ] Дальнейшая история монастыря – это история взлетов и падений.

Ранняя история: республиканский период

[ редактировать ]
Облачное Успение (ок. 1200 г.). Икона из Десятинного монастыря.

В момент основания монастыря не существовало единого российского государства, какой бы точный год ни был. Вместо этого существовали различные восточнославянские феодальные государства. Монастырь был основан в столице Новгородской республики , самой развитой в экономическом, политическом и социальном отношении из них. Имеются письменные источники в новгородских летописях, актах инвентаризации и других документах, дающие представление о ранней истории монастыря. Таким образом, можно утверждать, что монастырь не подвергался существенному развитию с момента постройки его главного каменного храма в 1397 году до окончания шведской оккупации Новгорода в 1617 году.

В республиканский период главная каменная церковь находилась в центре монастыря, а вокруг него располагались сохранившиеся деревянные постройки. Конкретный набор деревянных построек, возможно, менялся с течением времени, но, по-видимому, они включали отдельные апартаменты игуменьи, несколько келий, вспомогательные и хозяйственные постройки (кухня, сараи, конюшни), вероятно, окруженные деревянным забором. [ 8 ] Как и во всех европейских городах, построенных из легковоспламеняющихся материалов, деревянные постройки несколько раз сгорали (наиболее заметно в 1466 и 1541 годах). [ 9 ] [ 10 ]

Десятинный монастырь – культурное наследие древней Новгородской Руси.

Монастырь никогда не считался особо значимым, несмотря на то, что находился в столице Новгородской республики . [ 11 ] Как результат:

  • в то время (и позднее) это не было крупным поместьем, сравнимым с важными монастырями в России и на Западе. Известно, что он владел двумя уездами в Водской пятине. [ 12 ] ( немецкое название: Wattlande ), территория в современных Новгородской и Ленинградской областях России; это довольно скромное имение по сравнению с другими монастырями;
  • монастырские правила первоначально не были строгими; [ 13 ]
  • монастырь, по-видимому, был учреждением, выполнявшим несколько других функций. Например, в отчете об ущербе, причиненном пожаром 1466 г., говорится, что в монастыре в то время жил посол Псковской республики и, кроме того, при монастыре имелись деревянные казармы для стражи. [ 14 ] Похоже, монастырю удалось сохранить различные функции и по сей день, поскольку теперь он служит интересам художников и общественности.

Новейшая история: под венцом Всея Руси

[ редактировать ]
Desyatinny monastery, beginning of the 20th century
Церковь Рождества Христова, начало 20 века.

Черная полоса в истории монастыря начинается с возникновением Новгородской республики в 1470 году . Известно, что монастырь лишился всей своей земли, когда ее присвоил лично Иван III . [ 15 ] В 1495 году монастырь еще владел небольшим имением в современном Парфинском уезде Новгородской области . [ 16 ] Спустя сто лет Москва предприняла кровавую резню в Новгороде в 1570 году, и все монастыри Новгорода, в том числе и этот, подверглись разгрому со стороны Ивана Грозного и его людей-монахов - насилию и унижениям:

« Каждый день он [ Иван Грозный ] садился на коня и переезжал в другой монастырь, где предавался своей дикости. Его люди брали деньги, грабили кельи, срывали колокола, уничтожали инвентарь, резали скот. палки [...] потребовав с них лишнего. Мешок разорил монахов, а бесценные вещи Софийского собора перешли в Ивана казну [...] Он конфисковал сокровища в двадцати семи древнейших монастырях ».

-Сергей Соловьев, Энтони Райнлендер. История России: Царствование Ивана Грозного, Казань, Астрахань, Ливония, Опричнина и Полоцкий поход [ 17 ]

К сожалению, это был не конец. Крупнейшее поражение в истории монастыря произошло во время шведской оккупации Новгорода в 1611–1617 годах . Насколько можно установить, шведы разгромили монастырь, сожгли все деревянные постройки, включая ограду и кельи, и разрушили единственное каменное здание - церковь Рождества Христова: [ 18 ]

« Каменная церковь разбита и рушится [сейчас] , и нет ни келий, ни ограды »

-Опись Новгорода, 1617 г. [ 19 ]

Новый период реконструкции и развития наступил с приходом новой династии , благоприятствовавшей монастырю. После поражения от шведов в 1618 году игуменья Евфросиния посетила Москву, чтобы попросить о финансировании Михаила I , первого государя из новой династии. Визит завершился положительным решением: царь предоставил не только деньги, но и новые землевладения. [ 20 ] Вероятно, это был урок, преподанный монастырем - Улита, следующая настоятельница, была очень влиятельной женщиной из богатой семьи, имевшей важные связи при царском дворе, что привело к периоду процветания во время правления Алексия Русского. . В 1671 году по просьбе Улиты царь предоставил монастырю дополнительные блага: [ 21 ]

  • стража для охраны монастырских землевладений от соседних помещиков;
  • освобождение от налогов и пошлин для монахинь;
  • автомобиль для посещения Москвы настоятельницей и финансирование командировочных расходов из Московской казны;
  • финансирование ремонта церкви.

Еще одним богатым жителем, поселившимся в монастыре в то же время, был боярин из древнего новгородского дворянского рода. Именно вдова Агата Аничкова подарила монастырю все свое имение (более 2000 десятин, а также около 400 крепостных крестьян). [ 22 ] Это значительно увеличило скромные запасы монастыря в 340 десятин и 400 крепостных. [ 23 ] и предоставил монастырю скромные средства для проведения реконструкции главного храма в 1679 году. Как и прежде, монастырь возобновил свою общественную деятельность, принимая стариков и инвалидов, приехавших со всей России. С 18 века в святых стенах располагалась женская тюрьма, где вместе с монахинями жили женщины-заключенные под присмотром стражи.

Процветание длилось недолго. Монастырь вновь лишился всех своих земельных владений, когда в 1764 году Екатерина II издала акт о секуляризации монастырских имений . Единственным исключением для монастыря были две ветряные мельницы под Новгородом и сохранявшееся за монастырем право ловить рыбу в реке Мста . [ 24 ] В некоторой степени это было смягчено решением об объединении Десятинного и Варваринского монастырей (несохранившегося монастыря в Новгороде ). В результате все имущество Варваринки монастыря было передано Десятинному монастырю. Это также повлекло за собой резкий рост населения: до реформы в монастыре было девять сестер, а в 1864 году их было уже 17. [ 25 ] (а общая численность населения, включая 53 новичков, составляет 140 человек) [ 26 ] [ 27 ]

Постепенно, вплоть до начала 20 века, монастырь становился богаче. Оцененный в 1764 году как второсортный, позже его статус улучшился. В 1864 году его годовой доход составлял 5255,65 рублей (довольно большая сумма), а на банковском счете было 24000 рублей. [ 28 ] Еще одна выгодная сделка была заключена с российским правительством в XX веке: после того как монастырь передал государству часть своих земельных наделов под военное поселение, ему было предоставлено дополнительное пособие в размере 1000 рублей в год. [ 29 ] Финансовая стабильность позволила обновить архитектуру монастыря на рубеже веков.

Революция 1917 года положила конец развитию монастыря как религиозного учреждения, а также архитектурного памятника в результате антирелигиозной кампании, предпринятой новым правительством в 1919 году.

Современная история

[ редактировать ]
Большевик Бориса Кустодиева (1920). Практически аллегория судьбы монастыря

После Октябрьской революции монастырь разделил судьбу других русских монастырей . Средства на ее банковских счетах были присвоены правительством в 1918 году. Еще не осознавая масштаба произошедшего, сестры обратились в разные учреждения с предложением создать орган под названием «Союз приверженцев монашества»:

[Присвоение имущества] « признается виновным в соответствии с международным правом других стран соответствующим судом. <…> Исторический памятник, красота и величие древнего Новгорода, Десятинный монастырь не должен допустить разрушения »
-Выписка из заявления сестер в Новгородскую Духовную Консисторию, 1918 г. [ 30 ]

Тем не менее, 27 декабря 1918 года было выдано предписание разместить в стенах монастыря телеграф, но оно не было выполнено, так как сестры отказались уезжать. Согласно письму игуменьи Людмилы, в 1919 году внутри святых стен были временно размещены военные организации. В том же году по решению новой городской управы монастырь был ликвидирован, имение национализировано, а церковные атрибуты переданы в собственность собрание. В 1919 году Чрезвычайная комиссия оккупировала монастырь, и настоятельниц с монахинями настоятельно призывали покинуть святые стены; клуб чекистов В покоях настоятельницы был устроен . Еще одно предписание покинуть монастырь в трехдневный срок было принято 12 августа 1919 года, но оно вновь не было исполнено: игуменья вместе с сестрами слезно просила продлить их пребывание до 20 августа 1919 года. Этот день был последним. : после молитвы Людмилы и сестер и эмоционального выступления священника Александра Устинского они попрощались друг с другом и разошлись. [ 31 ] Эту историю можно назвать печальной, но она не была трагичной, как в остальной России, где монахов часто казнили.

В феврале 1920 г. здесь был устроен концентрационный лагерь для молодых поляков и некоторых других групп населения; По отчету начальника отдела принудительного труда Ф. Амосова, у него « общее впечатление о лагере кошмарное ». [ 32 ]

Серьезный ущерб монастырскому комплексу был нанесен во время второй в его истории оккупации Новгорода во время Второй мировой войны . Пострадали восточные кельи (повреждена восточная часть), колокольня (лишилась крыши и куполов), монастырская стена (некоторые части были полностью разрушены, а в некоторых остались дыры от снарядов) и, прежде всего, , церковь. [ 33 ] Ограниченное финансирование реконструкции привело к задержкам до 1975 года. [ 34 ] К тому времени руины главной церкви местные жители разобрали на кирпичи. Поэтому церковь не была включена в восстановительные работы. Все остальные здания были реконструированы в 1975–1983 годах: полностью или, при необходимости, частично. [ 35 ]

Сегодня на территории и в зданиях расположены Союз художников, музей Новгородской художественной культуры и мастерские художников. [ 36 ]

Монастырский комплекс

[ редактировать ]
Монастырский комплекс : (1) колокольня и восточная стена с кельями (2) церковь Рождества Христова (ныне в руинах) (3) церковь Всех Пустых (утрачена) (4) помещения келий - 2 ( 5) палата игуменьи (6) западная стена с функциональными помещениями (7) монастырская гостиница (8) угловые башни

Прежде всего, о монастырском комплексе уместно отметить два момента, вытекающие из описанных выше условий развития монастыря:

  • большинство древних построек монастыря были деревянными и не сохранились после пожара и в результате гниения;
  • постройки современного монастырского комплекса относятся к разным периодам; современный монастырский комплекс развивался с 14 по 20 века;
  • современный монастырский комплекс ХХ века сохранился фрагментарно. В 20 веке монастырь лишился двух церквей и части монастырской стены.

Современный монастырский комплекс включает в себя: [ 37 ]

  • руины церкви Рождества Богородицы;
  • колокольня;
  • восточная монастырская стена до колокольни с кельями внутри;
  • западная монастырская стена с функциональными помещениями внутри.
  • палата игуменьи в южной ее части;
  • три клеточных дома;
  • здание за периметром монастыря.

Сегодня монастырь представляет собой поместье правильной квадратной формы с главной церковью (в руинах) в центре и всеми остальными постройками по периметру. Правильная форма относится к XIX веку и определяется монастырской стеной, построенной в 1814–1820 годах. Углы периметра монастыря завершены небольшими башенками с флюгерами, которые теперь скрипят при повороте, придавая этому месту особую атмосферу.

Церковь Рождества Богородицы

[ редактировать ]
Церковь Рождества Богородицы: преобразования в ее истории

Церковь Рождества Богородицы была самой древней постройкой монастыря. Согласно Новгородской Первой летописи , она была воздвигнута в 1397 году взамен существовавшей церкви (вероятно — деревянной), построенной в 1327 году, но Новгородская Четвертая летопись называет годом основания 1329 (а не 1327):

« В 6835 [1329] году княгиня Святославля воздвигла в Десятине церковь Святой Богородицы.
- Новгородская Четвертая летопись. [ 38 ]

Археологические раскопки, направленные на обнаружение оригинального проекта церкви 14 века, проводились в 1960 и 1973 годах. [ 39 ] Стилистически первоначальная церковь была типичной для Новгородской республики : аскетическая церковь, построенная в крестово-купольной традиции , квадратной формы, с куполом, апсидой и двумя приделами (первый был в честь Рождества Св. Иоанна Крестителя , второй, в честь святого Пантелеймона ). [ 40 ] Оно было красным. Как и многие другие церкви того периода, церковь построена в честь Рождества Богородицы , которая считалась покровительницей Новгорода .

Российские археологи Нинель Кузьмина и Дмитрий Петров утверждают, что в 17 веке была заменена верхняя часть церкви. [ 41 ] Причины в том, что церковь была разрушена шведами во время шведской оккупации Новгорода в 1611 – 1617 гг. [ 42 ] В результате игуменья Евфросиния посетила Москву в 1618 году, чтобы попросить Михаила I о финансировании. Визит был положительным, обеспечивая финансирование для капитального ремонта. Есть некоторые подтверждения результатов:

« В Десятинском женском монастыре есть каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, там пения [т.е. хор исполняет песни] , и возле этого храма кельи. Но возле этого монастыря нет никакой ограды »

-Выписка из акта инвентаризации 1632 года. [ 43 ]

Реконструкцию продолжила настоятельница Улита, имевшая важные связи при королевском дворе . Серьезную реконструкцию церкви она предприняла в 1679 году. [ 44 ] В результате в 1740 году церковь описывалась следующим образом:

« Церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная, имеет 2 придела , тоже каменные: один в честь Знамения Богородицы горячий [т.е. снабженный системой отопления] , другой в честь Пантелеймон мученик холодный [т. е. без отопления] Все это здание 10 сажен в длину, а 8 сажен в ширину. Крыша покрыта досками, купола – чешуйчатым деревом; деревянные парты возле церкви. Возле той церкви стоит деревянная колокольня ».
-Выписка из описания архиепископа Макария, 1740 г. [ 45 ]

Наиболее основательную перестройку церкви, полностью исказившую старинное здание, предприняла в 1889–1892 годах игуменья Агния. Целью реконструкции было расширение церкви. Его превратили в двухэтажное здание, а старинную часть, ныне первый этаж новой постройки, окружили новые хозяйственные постройки. Все стены и колонны древней постройки выше уровня первого этажа были разобраны и собраны. Второй ряд окон был надстроен выше. Церковь превратили в пятиглавое сооружение с типичной для того времени формой куполов. Палата настоятельницы теперь была присоединена к церкви как флигель. [ 46 ]

Церковь была серьёзно разрушена во время оккупации Новгорода во время Великой Отечественной войны , но сохранила свой центральный объём (древнюю часть), крышу и центральный купол. После частичного обвала в 1946 году руины лишились крыши и центрального купола. [ 47 ] После этого церковь еще десять лет сохраняла центральные стены, но в середине 1950-х годов ее разобрали местные жители на кирпичи. [ 48 ] В 1960 году прошли археологические раскопки. [ 49 ] Сегодня осталось лишь несколько руин. В 1997 году были разработаны планы реконструкции, но они еще не были реализованы, поскольку местное правительство не профинансировало их. [ 50 ]

Другие объекты

[ редактировать ]
Колокольня
Восточная стена с камерами внутри, южное крыло.
Палата настоятельницы
Южный клеточный дом
Северный келийный дом
Западная стена с функциональными помещениями (северная часть) с внутренней стороны
Мемориальный камень на месте бывшего монастырского кладбища

Колокольня в стиле русского возрождения сейчас является самым примечательным сооружением современного монастырского комплекса; он также служит порталом в монастырь. Колокольня была возведена в 1903 году в соответствии с намерением последней настоятельницы Людмилы заменить существующую старую, ветхую колокольню новой. [ 51 ] Сооружение по проекту городского архитектора Теодора Воронцова. [ 52 ] полностью финансировался за счет пожертвований. Главный колокол отлит на средства княгини Анны Орловой-Чесменской . [ 53 ] Есть предположение, что в 1922 году здесь должны были повесить около 18 колоколов.

Во время Великой Отечественной войны колокольня существенно пострадала – лишилась крыши с главным куполом. Впоследствии, в послевоенный период, местное правительство планировало снести колокольню бульдозером. [ 54 ] Тем не менее, положительное решение было принято, и башня стала первым зданием монастыря, подвергнутым реконструкции в 1975–1976 годах по старым фотографиям и открыткам. Сейчас здесь расположены мастерские художников и дизайнеров. [ 55 ] Колокольня доминирует не только над монастырем, но и над значительной частью города.

Восточная стена с кельями внутри примыкает к колокольне, хотя они гораздо старше. Они датируются 1814–1820 годами в стиле классицизма по замыслу городского архитектора Ивана Дмитрова заменить деревянную ограду. Решение построить стены из кирпича в 19 веке имеет весьма любопытную подоплеку. В XIX веке Новгород стал губернским городом с монастырем на окраине. Рядом со святым местом обычно можно было наблюдать, как пасущийся скот или пьяные рабочие распевали песни, пока сестры молились. Игуменья Людмила обратилась в мэрию с просьбой построить вокруг монастыря стены из кирпича, чтобы, как она это сформулировала, буквально, « не совершались различные кощунства почти у святых врат », но ходатайство было отклонено, как и было оценен как « противоречащий высокоподписанному [архитектурному] плану Новгорода ». [ 56 ] Тем не менее положительное решение в конце концов было принято, и в 1814 году началось строительство. Строительство полностью финансировала Елизавета Полторацкая, богатая прихожанка, жена статского советника. [ 57 ]

Восточная стена с кельями была построена в комплексе с еще одной колокольней, замененной впоследствии нынешней. Эта колокольня была построена в 1811–1813 годах в стиле классицизма: довольно скромная и не такая высокая, как нынешняя. В свою очередь, эта колокольня заменила собой деревянную, построенную в 1778 году. Деревянная колокольня оказалась крайне недолговечной, так как прогнила за 14 лет. [ 58 ]

Колокольня, независимо от того, когда она была построена, призвана разделить восточную стену в центре на два крыла: южное и северное. По углам периметра монастыря оба крыла планируется завершить небольшими башенками со шпилями с флюгерами, но в настоящее время южная башня не сохранилась. Оба крыла также снабжены внутри камерами средних размеров около 9 м × 8 м: в северном крыле 6 ячеек, в южных — 4 (ранее их было 5).

Во время Великой Отечественной войны окончание южного крыла угловой башней было разрушено. [ 59 ] Реконструкция, предпринятая в послевоенное время, предполагала полную реконструкцию здания, но фактически не подразумевала восстановление утраченной угловой башни. Сразу после войны его временно приняли для проживания. В 1977 – 1982 годах были проведены работы по реконструкции с целью организации в кельях мастерских художников: [ 60 ] путем устройства мезонинов и изменения формы крыши с внутреннего фасада кельи превратили в 2-этажные с окнами на втором этаже. Южная угловая башня, завершающая стену с юга, до сих пор не реконструирована из-за финансовых трудностей. Сейчас там работают мастерские для художников. [ 61 ]

Палата игуменьи – старейшее здание современного монастыря (но до сих пор прямо под палатой сохранились руины церкви Рождества 1397 года). Построенный в 1840-х годах, он был выполнен в стиле классицизма. [ 62 ] После того, как северная часть первоначального здания была серьезно повреждена во время Второй мировой войны , в 1950-х годах руины разобрали на кирпичи. Реконструкция, предпринятая в 1978–1983 годах, была ориентирована только на южную часть. [ 63 ] Сейчас его занимает правление Союза художников. [ 64 ]

Келейные дома в современном монастырском комплексе представлены тремя корпусами: два из них кирпичные (названные нами условно «южный дом» и «северный дом»), а остальные деревянные. Южный дом теперь представляет собой длинное красное здание за руинами церкви. Он возведен в 1845 году в стиле эклектики . [ 65 ] Архитектор неизвестен, но совершенно так же выглядит келейный дом в Перине (еще один древний монастырь в Новгороде), построенный в те же годы с южным домом городским архитектором И. Соколовым. [ 66 ] Сейчас там работают мастерские для художников. [ 67 ]

Северный дом теперь представляет собой длинное желтое двухэтажное здание, стоящее на противоположной стороне монастыря от южного дома. Исторически это были два отдельных здания, однако: первое было построено в 1884 году, второе – в 1895 году; оба здания имели первый этаж из кирпича, а второй — из дерева. [ 68 ] Тем не менее, во время реконструкции в 1981 году их собрали в единое здание, а второй этаж в том же году заменили на кирпичный. [ 69 ] Еще одно деревянное здание с кельями, построенное в начале ХХ века, стоит напротив северной стороны периметра. Совместное здание теперь является музеем, а деревянное здание закрыто для посетителей. [ 70 ] Место под названием Черный двор находилось сразу за северным домом: оно собирало в себе постройки вроде конюшни, бани, прачечной, навесов для дров и сена и сада. Эта территория находится за пределами монастырского комплекса, и эти хозяйственные постройки не сохранились.

Западная стена с функциональными помещениями внутри представляет собой одноэтажное здание в стиле эклектики , ограничивающее территорию монастыря с запада, выполняющее своеобразную ограду, а также выполняющее прямые функции кухни, трапезной, пекарни и пивоварни. Он был построен в 19 веке в два этапа: в 1852 году была возведена трапезная, объединенная с кухней, а затем в 1879 году к ней были пристроены помещения для пивоварни и пекарни. [ 71 ] В 1864 году здесь было установлено устройство из множества труб с горячей водой внутри для сушки овощей, выдаваемых при урожае. [ 72 ] (некий аналог современных теплых полов ). В 1902 году в здании был проведен водопровод. [ 73 ] - довольно редкое явление для провинциального Новгорода того периода.

Кладбище было открыто в 1868 году за западной стеной, между монастырскими стенами и валом. Первоначально он предназначался только для сестер, но позже там разрешили хоронить и других в обмен на пожертвования. Кирпичная арка, называемая буквально Святыми вратами, была построена для того, чтобы вести из монастыря на кладбище. Кладбище было закрыто постановлением Новгородской городской думы в рамках антирелигиозной кампании 5 марта 1924 года вместе с другими тремя кладбищами Новгорода, расположенными на территории города. Там были похоронены некоторые местные знакомые люди, среди них: [ 74 ]

  • Ирина Бутакова, бабушка композитора Сергея Рахманинова , частая гостья;
  • Яков (русифицированный Яков ) Макдональд, предприниматель, действовавший там и занимавшийся благотворительностью в Новгороде.

Церковь Всех Пустых была второй церковью монастырского комплекса, возведенной на кладбище в 1869–1871 годах. Это было единственное здание монастыря, использовавшееся для прихожан после официального закрытия монастыря в 1918 году. Все святыни из бывшего монастыря были перенесены в хранилища церкви. Новгородский городской совет (новый аналог мэрии) постановил 15 августа 1928 года разобрать церковь вместе с некоторыми другими поздними церквями на кирпичи для строительства новой электростанции. Такой же призыв о церкви был в статье, опубликованной в журнале «Звезда» в 1929 году. В результате в 1929 году церковь разобрали, а кладбище разрушили. [ 75 ]

Интересные жители и факты

[ редактировать ]
Прасковья Лупполова в бронзе в городе Ишиме , месте ссылки.
Монастырская гостиница. Там на втором этаже жила пифия Мария. [ 76 ]
Императрица Александра , получившая в 1916 году отрицательное предсказание от Марии Пифии в монастыре.

Прасковья Лупполова

[ редактировать ]

Ярким пятном в истории монастыря является история, вызвавшая широкий общественный резонанс в русском обществе XIX века. Герои — Александр I из России и бедная русская девушка. Прасковье Лупполовой, дочери ссыльного офицера, понадобилось около года, чтобы дойти до столицы пешком. [ 77 ] из города в Сибири . Она надеялась обратиться к императору лично, это был ее последний шанс вернуть семью из ссылки в Сибири . Император простил ее отца после того, как узнал о ее подвиге во имя любви к семье, и даже назначил им пособие. После этого она решила стать монахиней и переехала в Десятинный монастырь. Она поселилась в монастыре послушницей, но постричься не успела, так как умерла в 20-летнем возрасте 4 декабря 1809 года и была похоронена там.

История Прасковьи стала популярным сюжетом для творчества после того, как была описана в нескольких российских журналах. Это отразилось в ряде произведений русских литератур. В частности, Прасковья — живой прототип Марии Мироновой, главной героини Александра Пушкина романа «Капитанская дочка» (в английском варианте — «Капитанская дочка» , 1837). Николай Полевой искажает имя Прасковьи, чтобы сделать его более демотичным и подчеркнуть ее бедность, и создает свою пьесу «Параша Лупполова» (1840) для постановки в Александринском театре .

Вызывает удивление, что на Западе эта история стала известна и популярна даже быстрее, чем в России. Это также превратилось в серию музыкальных и литературных произведений. Первый роман «Элизабет или изгнанники Сибири» (в английском варианте — «Изгнанники Сибири» , 1806) о судьбе Прасковьи написала Софи Ристо Коттен . Позже Ксавье де Местр создает свой роман «Молодая сибирячка» , (в английском варианте — «Молодой сибиряк» , 1815). Затем на основе романа Коттена итальянский композитор Гаэтано Доницетти создает лирическую драму «Отто меси в должной руде о Гли эсилиати в Сибири» (в английском варианте — «Восемь месяцев за два часа », 1827).

После захоронения там Прасковьи монастырь впоследствии стал привычным местом туризма и паломничества. Даже императрица посетила монастырь 24 сентября 1817 года. [ 78 ] Хотя конкретное место ее могилы в монастыре неизвестно, в начале 20 века в сводах главного храма было установлено надгробие, как сообщается, на основе устных рассказов. [ 79 ] Кроме того, на стене возле надгробия был написан большой портрет в стиле чего-то среднего между иконой и светским портретом. Тем не менее, это было скорее символическое захоронение, как писал Куприянов, учитель местной гимназии, о Прасковье, которая должна была быть похоронена где-то внутри монастырской стены « по особому распоряжению высшего начальства ». [ 80 ]

Мария Пифийская

[ редактировать ]

Еще одной известной жительницей была Мария, жившая здесь в начале 20 века. Это была 100-летняя женщина, которая работала, усердно молилась и, как говорили, исцеляла и делала предсказания. Ее крестник, биограф и последователь Лукилиан Трофимов утверждал, что она была воцерковлена ​​с ранних лет; когда однажды местные жители обнаружили ее измученной в Тихвинском лесу с цепями на теле, она провела там свои 30 лет в скитаниях. [ 81 ] Он также утверждает, что она дворянского происхождения и что ее сестра Анна похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище . [ 82 ] Последние 16 лет жизни она провела в монастыре. [ 83 ]

Она прославилась благодаря многим вещам, присущим ее личности, включая ее образ жизни, а также способность исцелять и делать предсказания. Письменные и устные показания об этом зафиксированы. Примечателен рассказ о певице Анастасии Вяльцевой заболевшей и одном из ее хористов, пришедшем поинтересоваться у Марии о здоровье Вяльцевой. Мария указала на небо и сказала: « Вот, скоро там Вяльцева будет петь ». [ 84 ] На самом деле Анастасия Вяльцева умерла через 3 дня после этого.

Еще одна история была о богатом торговце, который стал банкротом. Он подумывал о самоубийстве, но его убедили навестить Марию раньше. Когда он только пришел в монастырь, не успев представиться, она увидела его и сказала: « Так получи один раз пулю в голову – будешь хорошей лошадкой для сатаны ». [ 85 ] Потом они долго беседовали в ее келье, и ему после этого стало лучше. [ 86 ]

Самое известное из ее предсказаний — о посетившей ее в 1916 году императрице Александре. Содержание их беседы отражено в письме Александры императору :

" Она лежала на кровати в маленькой темной комнате, поэтому мы прихватили с собой свечу, чтобы можно было видеть друг друга. Ей 107 лет, она носит цепи [на теле]... Обычно она работает непрерывно. ходит, шьёт для арестантов без очков и никогда не моется. Но, конечно, никакого запаха и ощущения нечистоты нет — седая голова, милое, худое, овальное лицо с красивыми, молодыми, сияющими глазами; улыбка чрезвычайно мила. Она благословила и поцеловала нас... Она сказала мне: «А ты, красавица, возьмешь на себя бедственное положение; не бойся (она повторила это несколько раз). Они построят в России 2 церкви, потому что вы сейчас приехали сюда...» Она сказала нам не беспокоиться о наших детях – они будут женаты [мужчинами]; Остальное мне не удалось услышать »

-Отрывок из императрицы Александры письма мужу от 2 декабря 1916 года. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ]

По словам устных свидетелей, она и тогда велела императрице остерегаться 1 марта. Попросив разъяснить фразу, она сказала, что « будет большой бардак [1 марта]». [ 91 ] Как известно, Николай II подписал акт об отречении 2 марта 1917 года , а беспорядки в Москве и Кронштадте 1 марта 1917 года произошли ; Балтийский флот в тот же день присягнул повстанцам. Дело в том, что ее негативное предсказание сбылось в 1918 году .

Мария скончалась 29 января 1917 года в возрасте 107 лет в монастыре. [ 92 ] за год до закрытия монастыря и был похоронен в главных церковных сводах монастыря, возле (символической) могилы Прасковьи Лупполовой. В память о них обоих в монастыре был установлен крест.

Любопытные факты

[ редактировать ]

Ниже приведены некоторые любопытные факты о монастыре:

  • В монастыре хранилась библиотека древних документов. Акт описи 1617 года насчитывает 12 рукописей на бумаге и 11 рукописей на пергаменте, уцелевших после разгрома монастыря во время шведской оккупации в 1611–1617 годах . В настоящее время среди сохранившихся документов можно упомянуть Триодион XV века и «Лестницу Божественного восхождения» по версии Ивана Синайского XV века; Сообщается, что большая часть библиотеки была повреждена в 1925 году; [ 93 ]
  • есть версия, что какая-то немецкая аристократия имела резиденции в монастыре в республиканский период ; [ 94 ]
  • факты о том, что в 1864 году монастырю было предоставлено некое техническое устройство, состоящее из множества труб с горячей водой внутри, для сушки овощей в хранилищах [ 95 ] а также то, что это было одно из первых зданий в губернском Новгороде, обеспеченных водопроводом на рубеже XIX века. [ 96 ] дать возможность рассматривать монастырь как своего рода технически прогрессивное (или даже инновационное) учреждение (в местных масштабах);
  • старожил отмечал, что в XX веке монастырь был особенно чистым и ухоженным; главная аллея примечательна тремя кедрами (редкая порода древесины для Новгородской области). [ 97 ] [ 98 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Tolstoy 1862 , p. 88: " Названiие Десятинскаго монастыря произошло, вѢроятно, от того, что мѢсто, на которомъ онъ поставлен, принадлежало къ княжеским имѢнiямъ, которыя назывались десятиною ”) ("The name of the Desyatiski monastery is likely to originate from the fact that the place where the monastery is erected belonged to princely estate called Desyatina [“Tithe”]")
  2. ^ Laskovskiĭ 2007 , p. 102
  3. ^ Толстой 1862 , с. 88
  4. ^ Митчелл и Форбс 1914 , с. 124
  5. ^ Sekretar 2011 , p. 284
  6. ^ Sekretar 2011 , p. 284
  7. ^ Мазилкина и Рудь 2008 , с. 76: «По преданию, напротив того места, где впоследствии был основан Десятинный монастырь, на городской стене стоял новгородский господин архиепископ Иоанн, держа чудотворную икону Божией Матери «Знамение» для отвращения суздальского войска от города. Неприятельская стрела была застрял в образе, из глаз Богородицы потекли слезы и Суздальское войско ослепло».
  8. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 9
  9. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 9
  10. ^ Sekretar 2011 , p. 284
  11. ^ "История десятинного монастыря" . The official website of the Museum of Novgorod Art (in Russian) . Retrieved 24 January 2015 . На протяжении всей своей истории Десятинный монастырь разрушали и разоряли. Он никогда не принадлежал к числу наиболее богатых и сильных
  12. ^ Sekretar 2011 , p. 285
  13. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 9
  14. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 9
  15. ^ Sekretar 2011 , p. 285
  16. ^ Sekretar 2011 , p. 285
  17. ^ Соловьев и Райнландер 1995 , с. 130
  18. ^ Sekretar 2011 , p. 285
  19. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 10
  20. ^ Sekretar 2011 , p. 285
  21. ^ Sekretar 2011 , p. 286
  22. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 13
  23. ^ Sekretar, Sarabyanov & Gordienko 2000 , pp. 456–459
  24. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 13
  25. ^ Sekretar 2011 , p. 288
  26. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 13
  27. ^ Sekretar 2011 , pp. 288–289
  28. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 13
  29. ^ Sekretar 2011 , p. 285
  30. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 14
  31. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 17
  32. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 18
  33. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 20
  34. ^ Sekretar 2011 , p. 291
  35. ^ Sekretar 2011 , p. 291
  36. ^ «История Новгородского художественного музея» . artmus.natm.ru (на русском языке). Великий Новгород . Проверено 27 января 2015 г.
  37. ^ Yanin 2007 , p. 303
  38. ^ Novgorodskaya chetvyortaya letopis (polnoe sobranie russkih letopisei) (in Russian) (Fototip. izd. ed.). Moskva: Yazyki russkoĭ kultury. 2000. p. 260. ISBN  5-88766-063-5 .
  39. ^ Sekretar 2011 , p. 292
  40. ^ Yanin 2007 , p. 303
  41. ^ Мильчик 2008 , с. 136
  42. ^ Мильчик 2008 , с. 136
  43. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 10
  44. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 12
  45. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 28
  46. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 28
  47. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 20
  48. ^ Мильчик 2008 , с. 137
  49. ^ Мильчик 2008 , с. 137
  50. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 23
  51. ^ Мильчик 2008 , с. 136
  52. ^ Yanin 2007 , p. 303
  53. ^ Sekretar, Sarabyanov & Gordienko 2000 , pp. 456–459
  54. ^ Трифонова 2009 , с. 130
  55. ^ Мильчик 2008 , с. 139
  56. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 14
  57. ^ Sekretar, Sarabyanov & Gordienko 2000 , pp. 456–459
  58. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 32
  59. ^ Мильчик 2008 , с. 140
  60. ^ Мильчик 2008 , с. 131
  61. ^ «История Новгородского художественного музея» . artmus.natm.ru (на русском языке). Великий Новгород . Проверено 27 января 2015 г.
  62. ^ Мильчик 2008 , с. 139
  63. ^ Мильчик 2008 , с. 139
  64. ^ Мильчик 2008 , с. 139
  65. ^ Sekretar 2011 , p. 288
  66. ^ Sekretar 2011 , p. 288
  67. ^ Мильчик 2008 , с. 139
  68. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 32
  69. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 32
  70. ^ «История Новгородского художественного музея» . artmus.natm.ru (на русском языке). Великий Новгород . Проверено 27 января 2015 г.
  71. ^ Sekretar 2011 , p. 288
  72. ^ Sekretar, Sarabyanov & Gordienko 2000 , pp. 456–459
  73. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 32
  74. ^ Sekretar 2011 , p. 291
  75. ^ Sekretar 2011 , p. 291
  76. ^ Sekretar 2011 , p. 290
  77. ^ Yanin 2007 , p. 303
  78. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 39
  79. ^ Sekretar, Sarabyanov & Gordienko 2000 , pp. 456–459
  80. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 39: [Прасковья Лупполова была похоронена]" по особому разрежению высшего начальства" в ограде у монастыря ([Prakovia Louppolova] was buried inside the monastery wall "by the special order of the highest executives")
  81. ^ Мусатов 1998 , с. 379
  82. ^ Мусатов 1998 , с. 380
  83. ^ Мусатов 1998 , с. 380
  84. ^ Musatov 1998 , p. 380: " Вот скоро там будет петь Вяльцева " ("Behold, Vyaltseva will sing there soon")
  85. ^ Musatov 1998 , p. 380: " Ну что ж, закати пулю в лоб, будет хорошая лошадь сатане " ("So, get a bullet in [your] head once – you’ll be a good horse for the Satan")
  86. ^ Мусатов 1998 , с. 380
  87. ^ Радзинский 1998 , с. 194
  88. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 38
  89. ^ Sekretar 2011 , p. 290
  90. ^ Musatov 1998 , pp. 381–382
  91. ^ Musatov 1998 , p. 380: “ Будет большая каша ” ("there will be a big mess")
  92. ^ Мусатов 1998 , с. 379
  93. ^ Sekretar, Sarabyanov & Gordienko 2000 , pp. 456–459
  94. ^ Sekretar 2011 , p. 295
  95. ^ Sekretar, Sarabyanov & Gordienko 2000 , pp. 456–459
  96. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 32
  97. ^ Kuzmina & Philippova 2009 , p. 37
  98. ^ Laskovskiĭ 2007 , p. 102

Веб-сайты :

Литература :

  • Abross the archimandrite (1812). Istoriya rossiyskoy yeparhii (in Russian). Vol. IV. Moscow: Synodal typography. pp. 30–31.
  • Kuzmina, N.; Philippova, L. (2009). Desyatimmy monastyr v Velikom Novgorode (in Russian) (2(corrected and added) ed.). The State Museum of Novgorod Art Culture. p. 9.
  • Laskovskiĭ, V. (2007). Putevoditelʹ po Novgorodu. Sofiĭskaya storona (in Russian). Saint Petersburg: Alaborg. p. 102. ISBN  978-5-86983-085-2 .
  • Macarius the archimandrite (1860). Arheologicheskoe opisanie tserkovnyh drevnostei v Novgorode i yego okrestnostyah (in Russian). Vol. 1. Moscow: Gotye's typography.
  • Мазилкина М.; Рудь О., ред. (2008). Открытки «Великий Новгород на рубеже XIX-XX веков» из собрания Новгородского государственного акционерного музея-заповедника (на русском и английском языках). Москва: Энтербук-Бизнес. ISBN  978-5-89164-208-9 .
  • Milchik, M.; et al., eds. (2008). Arhitekturnoe nasledie Velikogo Novgoroda i Novgorodskoĭ oblasti (in Russian). Saint Petersburg: Spas. ISBN  978-5-87417-273-2 .
  • Митчелл, Роберт; Форбс, Невилл (1914). Новгородская летопись (PDF) (XXV изд.). Лондон: Офисы общества. п. 124 . Проверено 20 января 2015 г.
  • Радзинский, Эдвард (1998). Николай II: Жизнь и смерть (на русском языке). Москва: Вагриус. ISBN  5-7027-0548-3 .
  • Sekretar, Lyudmila (1999). Doma, sobytiya, lyudi (Novgorod. XVIII - nachalo XX v.) (in Russian). Veliky Novgorod: Kyrillitsa. pp. 79–86.
  • Sekretar, Lyudmila (2011). Monastyri Velikogo Novgoroda i okrestnostei (in Russian). Moscow: Severnyi Palomnik. ISBN  978-5-94431-305-8 .
  • Sekretar, L.; Sarabyanov, E.; Gordienko, V. (2000). the patriarch, Kirill (ed.). Pravoslavnayâ èntsiklopediyâ (in Russian). Vol. 14. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnayâ èntsiklopediyâ". pp. 456–459. ISBN  5-89572-007-2 . Проверено 27 января 2015 г.
  • Соловьев Сергей; Райнлендер, Энтони (1995). История России: Царствование Ивана Грозного, Казань, Астрахань, Ливония, Опричнина и Полоцкий поход (10-е изд.). Галф Бриз, Флорида: Academic International Press. ISBN  0875691447 .
  • Tolstoy, earl Mihail (1862). Svyatyni i drevnosti Velikogo Novgoroda (in Russian). Moscow: Moscow University's typography.
  • Trifonova, Anna (2009). Velikiĭ Novgorod v XX veke: k 1150-letiyu︡ goroda (in Russian). Moscow: Severnyĭ palomnik. pp. 130–131. ISBN  978-5-94431-299-0 .
  • Yanin, Valentyn; et al., eds. (2007). Veliky Novgorod: ėnt︠siklopedichesky slovar' (in Russian). Saint Petersburg: Nestor-Istoriya︡. ISBN  978-5-98187-236-5 .
  • Yanin, Valentyn (1988). Nekropol Novgorodskogo Sophiyskogo sobora: tserkovnaya tradiciya i istoricheskaya kritika (in Russian) (Nauka ed.). Moscow: Nauka. ISBN  5-02-009468-4 .

Периодические издания :

  • Sekretar, L.; Zhevre, N. (1998). "Desyatinny monastyr" [Desyatinny monastery]. Gde Svyataya Sophiya, Tam I Novgorod (in Russian). Saint Petersburg: Neva: 237–242.
  • Мусатов, В. (1998). «Старуха Мария Михайловна» [Мария Пифия]. Где Святая София, Там Новгород . Санкт-Петербург: Нева: 279–383.

Перепечатанные хроники и исторические документы :

  • Novgorodskaya Chetvyortaya Letopis (Polnoe sobranie russkikh letopiseĭ) (in Russian). Vol. IV (Fototip. izd. ed.). Moscow: Yazyki russkoĭ kultury. 2000. ISBN  5-88766-063-5 .
  • Novikova, O.; Legkih, I.; Thyodorova, I., eds. (2004). Novgorodkaya letopis po spisku Dubrovskogo (Polnoe sobranie russkih letopisei) (in Russian). Vol. XLIII. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury. ISBN  5-94457-046-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 293f0a337d16a3dfd6c84d1ba020ee61__1702345200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/61/293f0a337d16a3dfd6c84d1ba020ee61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Desyatinny Monastery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)