Анастасия Вяльцева
Анастасия Вяльцева | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Анастасия Вяльцева |
Рожденный | 19 февраля [ OS 1 марта] 1871 г. Алтухово , Севский уезд , Орловская губерния , Российская империя. |
Умер | 18 февраля 1913 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | ( 41 год
Род занятий | Оперная певица ( меццо-сопрано ) |
Годы активности | 1893-1912 |
Anastasia Dmitrievna Vyaltseva ( Russian : Анастаси́я Дми́триевна Вя́льцева , 1871-1913) was a rather renowned Russian mezzo-soprano , specializing in Gypsy art songs . [ 1 ] Пользуясь культом и поддержкой популярной прессы (называвшей ее «Несравненной», «Несравненной»), она регулярно гастролировала и была занята в многочисленных опереттах («Саффи в «Цыганском бароне» Иоганна Штрауса , Перикола в «Периколе» и Элен в « Прекрасной Елене» Оффенбаха). ), а также оперы, выступающие в Мариинском театре , как Кармен ( «Кармен » Жоржа Бизе ), Амнерис ( «Аида » Джузеппе Верди , Далила ( «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса ). [ 2 ] Самая большая звезда российской популярной музыки 1900-х годов, Вяльцева имела в своем репертуаре более 300 песен, одна из самых любимых - «Я влюбляюсь и разлюбляю по своему желанию». [ 3 ] [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Анастасия Вяльцева родилась 1 марта 1871 года в Севского Алтухово уезда слободе Орловской губернии ( ныне Навлинский район Брянской области ). [ 5 ] Ее мать Мария Тихоновна была местной крестьянкой. Ее отец Дмитрий Вяльцев, уроженец села Связье (по другим данным, Трубчевска), был лесником, надзиравшим за некоторыми имениями местного помещика. Ходили слухи, что она была внебрачным ребенком управляющего имением Алексея. Последний устроил брак Марии с лесником Дмитрием Вяльцевым, который согласился дать ее детям свою фамилию и отцовское (отчество) имя. [ 6 ]
После смерти Дмитрия (его убило упавшее дерево) Мария Тихоновна с Настей и двумя сыновьями, Яковом и Ананией, поселилась в небольшой деревянной избушке своих пожилых родителей на окраине Алтухово. Через несколько лет она отвезла троих детей в Киев , где работала прачкой. [ 3 ] [ 4 ] В Киеве восьмилетняя Анастасия поступила в швейный салон. Публика, в основном хористки киевских театров, вскоре обнаружила, что у девушки есть голос. [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]В четырнадцать лет Вяльцева посетила киевского балетмейстера Ленчевского и в 1887 году вошла в его балетную труппу. [ 8 ] Год спустя она обратилась к Иосифу Сетову, уважаемому опереточному предпринимателю, чья труппа остановилась в Киеве на зимний сезон. Впечатленный ее пением, он пригласил девушку присоединиться к нему в качестве танцовщицы, поскольку вакансий в вокальной секции на тот момент не было. [ 3 ] [ 9 ] Однако танцы не были сильной стороной Вяльцевой, и, несмотря на качество ее голоса, публика мало думала, прежде чем закидать ее гнилыми помидорами. Сетов делал все возможное, чтобы подбодрить девушку, и позже она вспоминала его с благодарностью, называя своим «художественным крестным отцом». [ 3 ]
Когда труппа Сетова распалась, Вяльцева присоединилась к небольшому опереточному коллективу Ларионовой-Лариной в качестве хористки. [ 10 ] В 1890 году, теперь уже в составе группы Здановича-Борейко, она гастролировала по российской провинции, впервые исполняя миниатюрные сольные партии. [ 4 ] В 1892 году певец присоединился к виленской труппе Незлобина, затем в 1893 году перешёл в театр «Московский Аквариум». Там она познакомилась с выдающейся артисткой оперетты Серафимой Вельской (1846-1933). [ 11 ] который сказал девочке, что ей необходимо серьезное музыкальное образование. [ 3 ] На это у Вяльцевой не было ни времени, ни денег. Она переехала в Санкт-Петербург и после недолгого пребывания в местном театре «Аквариум» поступила в Малый театр С.А.Пальма, снова в качестве хористки. [ 12 ]
1893 год стал годом, когда цыганские авторские песни приобрели большую популярность в российской столице. В Николая Куликова мюзикле «Цыганские песни в характерах» , поставленном компанией «Пальма», Вяльцева получила небольшую роль Кати. Исполнение песни « Захочью-полюблю » принесло молодой певице первый успех и стало ее фирменной мелодией на долгие годы. [ 2 ] После этого Вяльцева получила роль Булотты в » Жака Оффенбаха , «Барбе-блю но в 1897 году покинула Пальмовый театр, который к этому времени начал терять свои позиции ведущей силы петербургской оперетты. [ 3 ]
В середине 1890-х годов Вяльцева стала протеже Николая Холева, богатого петербургского адвоката, чья финансовая поддержка позволила ей сначала брать уроки у Станислава Соньки, председателя Санкт-Петербургского вокального общества, а затем поехать в Италию, чтобы учиться у профессора Марти. Холева приняла участие в формировании репертуара певицы, теперь представляющего собой сочетание романсов и русских народных песен, и использовала свое влияние для того, чтобы пресса положительно отреагировала на ее первые сольные концерты. Вскоре Вяльцева сама научилась обращаться с журналистами и стала любимицей прессы. Однако в столице Вяльцева была известна как бывшая хористка, поэтому Холева перевезла ее в Москву, надеясь на прорыв. [ 9 ]
В 1897 году после нескольких салонных выступлений Вяльцева дала свой первый сольный концерт в Московском Эрмитажном театре, который оказался триумфальным. Яков Щукин, московский предприниматель и директор театра «Новый Эрмитаж», сначала предложил ей зарплату в 750 рублей в месяц, затем через сезон начал платить по 133 за каждый спектакль. Она проработала в Эрмитаже до 1909 года, а затем продолжала выступать в бенефициях Щукина, отдавая ему должное за свой путь к славе. [ 3 ]
Первые национальные гастроли Анастасии Вяльцевой как сольной артистки организовал и провел LLPalmsky. Он начался 24 января 1902 года в Твери , затем последовали концерты в Тамбове и Воронеже . Самым запоминающимся ее выступлением стало выступление в Харькове 4 марта. [ 13 ] «Серьезный университетский город, высоколобая публика... Но приехала Вяльцева, запела свою мощную песню всепоглощающей любви, сияла этой своей неповторимой улыбкой, и та же толпа, которая вчера обсуждала Ибсена , теперь безумно звала Тройку и Ласкалась Волшебство... Ее связь с Харьковом осталась: это был город, где ее обожали", - писал театральный критик Ю.Львов. "Как исполнительница цыганских романсов мадемуазель Вяльцева не имеет себе равных... Эти песни артистка исполняет мастерски и выразительно, легко вовлекая публику в свое искусство", - написал "Одесский листок" несколько дней спустя . Затем, вопреки прогнозам скептиков, она восторжествовала в Тифлисе , грузинском городе с его старыми театральными и оперными традициями. После завершения гастролей в Павловске пресса стала называть ее «Несравненной», используя эпитет, как будто это ее сценический псевдоним. [ 13 ]
На Дальнем Востоке
[ редактировать ]В 1904 году, вскоре после разрыва с Николаем Холевым, Вяльцева завязала романтические отношения с Василием Бискупским , офицером русской национальной гвардии. В связи с началом русско-японской войны его отправили на Дальневосточный фронт, где он был тяжело ранен. В июле Вяльцева отменила все концерты и отправилась в дальневосточную дислокацию российской армии в медицинском конвое, который финансировала сама. Там она дала несколько благотворительных концертов в поддержку семей погибших солдат и собрала десятки тысяч рублей на улучшение условий жизни офицеров и солдат российской армии. Затем, как сестра милосердия, поступила в госпиталь, где лечился Бискупский. . [ 14 ]
В ноябре 1904 года Вяльцева вернулась в Петербург. Глубоко потрясенная своим опытом, она все же предпочла не менять репертуар. "Люди и так в депрессии, и если они приходят послушать Вяльцеву, то явно с целью хотя бы на время оставить позади все свои беды", - пояснила она в интервью. Весной 1905 года Вяльцева предприняла вторую поездку в Маньчжурию . После войны Бискупский тайно женился на Вяльцевой и, когда об этом стало известно, был вынужден уйти в отставку: женитьба нацгвардейца на крестьянской дочери считалась нарушением неписаного кодекса поведения. [ 9 ] Вяльцева продолжала давать благотворительные концерты в поддержку Российской Армии и Красного Креста. В 1911 году она профинансировала возведение памятника бывшему 148-му пехотному Каспийскому полку в Новом Петергофе. [ 14 ]
Vyaltseva in opera
[ редактировать ]Вяльцева, всегда мечтавшая стать оперной певицей, дебютировала в этом качестве в июле 1902 года в партии « » Жоржа Бизе в Кармен Большом зале Санкт-Петербургской консерватории. Критики высоко оценили технический прогресс певицы, но были сбиты с толку «чрезвычайной нервозностью», омрачившей ее выступление. [ 15 ] В октябре 1903 года певец подписал «оперный контракт» с частным Московским театром Солодовникова. [ 16 ] В 1904 году по аналогичному контракту театр «Буфф» специально для нее поставил двенадцать опер. [ 17 ]
Исполнение Вяльцевой мужской роли Демона в Антона Рубинштейна опере одноименной вызвало бурю негодования. [ 18 ] [ 19 ] и Солодовников под давлением отменил шоу. [ 20 ] Это, в свою очередь, возмутило поклонников Вяльцевой, в том числе и сатирика Власа Дорошевича, назвавшего эту «победу» «позором». [ 17 ] В январе 1904 года Вяльцева исполнила партию Графини в Чайковского опере «Пиковая дама » у Солодовникова, что вызвало почти единодушную отрицательную реакцию критиков. [ 21 ] Ее следующая песня, Далила в «Самсоне» и «Далила» Камиля Сен-Санса , получила лучшие отзывы, однако некоторых критиков не убедила характерная «романтическая интонация», которая, казалось, проникала в арии певицы из ее популярного репертуара. [ 22 ]
11 и 14 июня 1904 года Вяльцева выступила в партии Далилы в петербургском театре «Буфф» и, несмотря на неутешительное выступление, была поддержана популярной прессой. [ 23 ] Режиссеры тоже были на ее стороне: казалось, что любому оперному спектаклю Вяльцевой теперь суждено стать хитом, независимо от качества. Позже, в 1904 году, Вяльцева привезла свою Далилу в Харьков и получила там похвалу за «утонченность» роли. Некоторые критики остались неубеждены. "Ей приходится, наконец, выбирать между своей "цыганщиной" и серьезной музыкой. Пылкие страсти Вяльцевой, глубокие вздохи, сияющие улыбки и сверкающие взгляды с одной стороны и опера с другой, просто не смешиваются", - Южный край . считает [ 17 ]
В 1905 году Вяльцева пела Любашу в « Царской невесте» Николая Римского-Корсакова и «Миньон» Амбруаза Тома в петербургском концертном зале «Олимпия», снова получив неоднозначные отзывы. [ 24 ] Ее игра в роли Миньоны была явно переутомлена, и критики задавались вопросом, почему она решила придать такую страсть этому довольно тусклому персонажу. [ 17 ]
Драматическое исполнение Вяльцевой партии Амнерис в «Аида опере Джузеппе Верди » в мае 1906 года стало звездным часом ее оперной карьеры. [ 25 ] Но затем «Петербургская газета» начала публиковать юмористические зарисовки, высмеивающие творческие поиски певца. Позже в Москве, в середине «Самсона и Далилы», публика начала требовать «Тройку», один из ее самых известных романов. Это оказалось последней каплей для Вяльцевой; она ушла из оперы и оставила нереализованной свою главную цель — спеть Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского . [ 17 ] Позднее критики разделились во мнениях относительно причин неудачи Вяльцевой в опере. Большинство из них сошлись во мнении, что, несмотря на временный блеск (конечно, как «Кармен»), в целом ее оперным выступлениям не хватало того волшебного качества, которое делало ее русский романсовый репертуар таким особенным. [ 17 ]
Русская «Королева граммофона».
[ редактировать ]В середине 1900-х годов Вяльцева стала известна как королева граммофона в России. Ее первые записи были сделаны в 1902 году сначала для Berhard Optics & Mechanics Traders в Санкт-Петербурге, затем для рижского отделения Gramophone Records. [ 26 ] [ 27 ] Всего она записала около сотни треков, из которых сохранилось не менее 55. [ 9 ] Ее пластинки продавались по 6 рублей каждая (большая сумма, если учесть, что средняя месячная зарплата учителя в то время составляла 35 рублей). Гастролируя непрерывно, два-три раза в год певец регулярно возвращался в столицу, чтобы выступать в « Дворянском собрании », получая до 20 тысяч рублей за выступление. Она стала одной из двух самых высокооплачиваемых художников России наряду с Федором Шаляпиным . [ 9 ] Проживая в своем большом доме на Мойке в Санкт-Петербурге, она проводила зимы в своем имении Каменка (купленном у графа Игнатьева) на реке Западная Двина , обычно в компании приезжих студентов. [ 2 ] Большую часть времени она проводила в дороге, путешествуя в личном железнодорожном вагоне, который она заказала в Бельгии в 1908 году и декорировала по своему вкусу. [ 2 ] [ 14 ]
Вяльцева прославилась тем, что давала необычайно длинные концерты, до 30 выходов на бис за ночь. В Санкт-Петербурге ее рекордом стали 52 выхода на бис на одном концерте. Она обыграла ее в августе 1912 года на московском Сокольническом кругу, выйдя на бис 60 раз за ночь. Вяльцева видела свою миссию в том, чтобы «служить» своим поклонникам, какими бы требовательными они ни были. «Меня создала, воспитала и направила публика. Она заставляет меня петь одни и те же песни снова и снова, день за днем… Я делаю это почти механически, со все меньшим и меньшим волнением, видя, что публика тоже не может испытать экзальтация... И тем не менее они требуют все больше и больше одной и той же песни, и мне ничего не остается, как следовать их воле, ибо они имеют полное право навязать ее мне", - пожаловалась она однажды в интервью. [ 13 ]
К концу десятилетия Вяльцева была известна за рубежом, но она отклоняла все предложения, поступающие с Запада. В 1906 году она отказалась ехать в Ниццу и Монте-Карло , а в 1909 году — в Англию. «Люди уезжают за границу в поисках славы. Я нашла свою известность в России», — объяснила она в разговоре с английским предпринимателем. Статус Вяльцевой как ведущей певицы России был неоспорим. Популярная пресса единогласно поддержала певицу, назвав ее Несравненной, «Чайкой русской популярной музыки» и «Русской Золушкой». [ 17 ]
Vyaltseva in operetta
[ редактировать ]В 1909 году Вяльцева поступила в петербургский театр «Буфф», принадлежавший Петру Тумпакову. Унылое качество постановок городского музыкального театра приводило ее в ужас. «Им даже не обязательно петь в современных опереттах. Танцы идут из первых рук, и именно балет теперь должен обеспечить новое поколение певцов оперетты... Я нахожу это отвратительным, современная оперетточная сцена - это кошмар. Все спектакли, которые я видела этой зимой, были основаны на раздевании; они были грязны по содержанию и не имели никакого отношения к искусству. Оперетта стала настолько порнографической, что работать в ней теперь позорно", - говорила Вяльцева в 1907 году, обращаясь к "Ъ". Петербургская газета . [ 3 ]
Объединив усилия с некоторыми столь же недовольными коллегами по «Буффу», Вяльцева предприняла попытку возродить былую оперетту. 27 июля 1909 года она поставила « Barbe-bleue» Оффенбаха с песней « Булотта» . с большим успехом [ 3 ] последовал Боккаччо За Франц фон Зуппе , где она спела главную роль; Спектакль имел успех в течение нескольких лет. Щедро хвалили ее Периколу в одноименной оперетте Оффенбаха. [ 13 ] «[Вы] должны услышать, как тонкость французской песни сливается с порывом цыганской эмоциональности, как нежно переплетаются вальсовые линии Оффенбаха с пламенной лирикой, чтобы понять, почему публика была зачарована», [ 28 ] писал театральный критик А. Легри. Критики также высоко оценили ее выступления в Франца Легара » «Веселой вдове , «Фогельхандлере» Карла Целлера и «Прекрасной Елене » Оффенбаха. [ 13 ]
Благотворительность
[ редактировать ]К середине 1900-х годов Вяльцева стала богатой женщиной, и филантропия теперь была ее главным занятием. Свой первый благотворительный концерт певица дала задолго до того, как стала звездой; в декабре 1900 года она выступала в училище Русского технического общества в Петербурге в поддержку борющихся семей рабочих. [ 29 ] В Виленской области две разрушенные пожарами деревни были отстроены с нуля на деньги, пожертвованные Вяльцевой, которая приехала на стройку, чтобы лично контролировать весь процесс восстановления. Позже она сделала то же самое в Пермской губернии. В родном Алтухово она построила родильный дом и сама купила для него все необходимое медицинское оборудование. [ 14 ]
Вяльцева регулярно оказывала финансовую поддержку одаренным студентам Петербурга и распределяла гранты среди лучших. Официальное благодарственное письмо пришло из Варшавского университета , где особенно ценили ее помощь студентам из бедных семей. Чувство было взаимным: Вяльцева рассказала, что из всех городов, которые она посетила, был один, в который она глубоко полюбила, и это Варшава . [ 14 ]
Вяльцева поддерживала провинциальные театры и помогала нуждающимся актерам. Несколько дебютантов всегда гастролировали с ней в качестве группы поддержки, привлекая внимание, которого они иначе никогда бы не получили. В 1907 году она спасла Царицынский театр от банкротства, и с тех пор за помощью стали обращаться театры со всей России. В июле 1907 года Российское общество помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций избрало ее своим почетным членом. [ 14 ] В 1912 году вместе с Федором Чаляпиным и Леонидом Собиновым Вяльцева финансировала экспедицию капитана Георгия Седова на Северный полюс . [ 9 ]
Личность и образ жизни
[ редактировать ]По словам Ричарда Стайтса , Вяльцева «повторила стиль своего искусства в частной жизни, состоящей из экстравагантных любовных связей, демонстративного потребления, расточительных трат и пьянства, которое сократило ее жизнь». [ 30 ] Ничего из этого не подтверждается российскими источниками, которые рисуют картину выдержанного, хорошо организованного человека, ненавидевшего любые излишества. Заботясь о качестве своего голоса, который она усердно тренировала в течение многих лет и ежедневно, певица избегала алкоголя и строго соблюдала диету. [ 14 ]
Поддерживая материально многих своих более молодых коллег, Вяльцева была строгой наставницей и наказывала склонных к злоупотреблению алкоголем. Это принесло ей репутацию моралистки в российском художественном сообществе. Явно критикуя нынешнюю тенденцию использовать оперетту в качестве второстепенного развлечения в ресторанном бизнесе, Вяльцева в 1907 году начала собственную кампанию по возрождению этого жанра, лишив его всех ассоциаций с алкоголем. После того, как в 1909 году «Эрмитаж Якова Щукина» начал рекламировать шампанское во время своих представлений (не предупредив Вяльцеву, которая, как они знали, была бы против), певица ушла из театра, с которым проработала 12 лет. [ 14 ] «Вяльцева дома — тургеневская женщина, настоящая Лиза из «Дворянского дома », — писал корреспондент «Орловской жизни», посетивший певицу в ее доме. [ 31 ]
В отличие от своего экстравагантного сценического образа, в реальной жизни Вяльцева была скромной, экономной женщиной, которая, как известно, ремонтировала свои старые платья. Презираемая оперными примадоннами, Вяльцева вызывала восхищение у хористок, с которыми она была в дружеских отношениях. "Пока наши гастролирующие по Франции дивы уезжали в личных каретах с репетиций, Вяльцева шла домой пешком или нанимала уличного извозчика", - вспоминал коллега Владимир Кригер. [ 32 ] "В отличие от многих своих сверстниц, Вяльцева проявила готовность идти на личные жертвы. Двери ее дома всегда были открыты для нуждающихся в помощи, она ежегодно принимала сотни людей", - написала биограф Кизимова. [ 14 ] Пианист А.В.Таскин, аккомпанировавший Вяльцевой последние восемь лет ее карьеры, помнил, каким нервным было для нее каждое выступление, но все же отзывался о ней как об очень приятном в общении человеке. О тактичности и сдержанности певца ходили легенды. [ 14 ]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]Анастасия Вяльцева была суеверной и впечатлительной женщиной. Когда она была певчей в Киеве, провидец предсказал, что она прославится, но серьезно заболеет в расцвете сил, загадочно упомянув «черное облако, рассеченное красной нитью». [ 33 ] В середине 1912 года, прежде чем отправиться в свое последнее турне по стране, певица, выйдя из дома, была напугана огромным черным облаком над ней; с тех пор от нее часто слышали, как эти концерты станут ее лебединой песней. [ 14 ]
Завещание Вяльцевой
19 января 1913 года Вяльцева составила завещание, согласно которому все ее недвижимое имущество и личные вещи должны были быть проданы после ее смерти. 40 тысяч рублей из собранной суммы должны будут перейти ее приемному сыну Евгению, который получит их по частям. Что касается остальной суммы, то городские власти в течение четырех лет должны были решить, что им нужно больше: роддом, носящий ее имя, или общежитие для детей-сирот, родившихся незаконно. [ 34 ] В случае, если город не пойдет на этот вариант, сумма должна пойти в благотворительные организации, поддерживающие детей из крестьянских семей.
Дома и земельные участки Вяльцевой оказались достойными 567,636 рублей. Ее личные вещи - 1652 предмета - собрали на аукционе еще 151 852 рубля. Однако муниципальные власти не сумели конструктивно использовать эти деньги. Евгений Ковшаров получил часть своих выплат, прежде чем покончил жизнь самоубийством в 1914 году. Согласно отчету комиссии большевистского правительства за 1918 год, деньги Вяльцевой были расхищены многочисленными агентами и адвокатами. [ 6 ]
К этому времени Вяльцева уже тяжело заболела. Летом 1911 года врач в Ялте поставил певице диагноз плеврит и посоветовал ей отменить оставшиеся выступления. Она проигнорировала его требование и продолжила гастроли. Весной 1912 года по возвращении с волжских гастролей Вяльцева почувствовала себя настолько плохо, что некоторые ее спектакли в театре «Буфф» пришлось отменить. [ 35 ] После нескольких месяцев отдыха в Каменке она снова отправилась в турне, сначала по Северо-Западу России, затем на юг. Вокально певица была в прекрасной форме, но физическое состояние ухудшилось. В Курске она потеряла сознание прямо на сцене. Приехал врач, привел ее в чувство и посоветовал немедленную госпитализацию. Вместо этого она вернулась на сцену и завершила выступление. После этого Вяльцева дала еще 14 концертов. Воронежскую все-таки пришлось отменить: она успела выступить с коротким обращением к публике и была срочно перевезена в Санкт-Петербург. [ 35 ]
28 декабря 1912 года в русской прессе появились первые сообщения о болезни певца. С тех пор газеты ежедневно сообщали общественности об ухудшении состояния певца, у которого теперь тоже диагностировали лейкемию . Специалисты традиционной медицины приехали из Монголии и Тибета , но родственники певца отказались от их помощи, отдав предпочтение австрийскому специалисту. Доктор Эндерлен назначил переливание крови с донором Василием Бискупским, несмотря на протесты двух петербургских хирургов, Е. Павлова и С. Федорова. Операцию провел профессор Плеш из Германии, с катастрофическим эффектом: оказалось, что у мужа и жены разные группы крови . [ 36 ] Второе переливание крови, теперь донором которого стал другой офицер, оказалось безрезультатным. [ 2 ] [ 35 ]
Несколько медицинских вмешательств (в том числе так называемой «фосфорицидной терапии») только ухудшили состояние певца. 4 февраля Анастасия Вяльцева скончалась. В течение следующих нескольких дней в российской прессе начали появляться статьи, в которых в смерти певца виноваты врачи. Только что вернувшийся из Лондона генерал-лейтенант Н.А.Родной рассказал «Новому времени», как его друзья, профессора из Англии и Франции не могли поверить своим ушам, когда он рассказывал им историю «лечения» Вяльцевой. Илья Репин в книге воспоминаний Далёкое близкое « » охарактеризовал медицинские манипуляции с умирающей певицей как «наивные опыты, от которых покраснели бы даже провинциальные интерны». [ 35 ]
Вся Россия, казалось, оплакивала кончину королевы русского романса. В одной из газет «Раннее Утро» задавалась вопросом: «Почему Вяльцева так важна? Когда Антон Павлович Чехов умирал, в России не внимательно следили за ежедневными сообщениями о его ухудшающемся состоянии», другая газета, «Петербургская газета», парировала: «Чехов жил и писала для меньшинства, Вяльцева отдавала свой талант всем нам». [ 9 ] Похоронена на Никольском кладбище Александро -Невской лавры . [ 2 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]Погрязшая в любви и обожании, Вяльцева была, по общему признанию, несчастной женщиной. «Я ужасно ревную, когда вижу проявления настоящей сильной любви», — жаловалась она, как сообщается. Ее первым партнером был Николай Осипович Холева (1859-1899), состоятельный петербургский адвокат. Человек многих талантов (мозг которого исследовали после его смерти в клинике профессора Бехтерева , врачи искали причины его интеллекта, признанного феноменальным), Холева влюбилась в многообещающую певицу, спонсировала ее обширную образовательную программу (предполагавшую период с профессором Марти в Италии) и познакомил ее с культурной и музыкальной элитой столицы, где ее частные выступления вызвали фурор. [ 14 ] Анастасия, глубоко влюбленная в своего наставника, переехала в его петербургскую квартиру (семья Холевой жила в Керчи ) и провела там два года. Затем, узнав о многочисленных романах любимого, она кинулась и из дома, и из столицы, оставив все его подарки. Она неохотно вернулась в город только после смерти Холевой в 1899 году. [ 14 ]
В 1904 году Вяльцева завязала романтические отношения с петербургским офицером Василием Бискупским , который был на восемь лет моложе ее. После русско-японской войны полковник Бискупский, ныне начальник отряда личной охраны царя Николая II, женился на Вяльцевой, нарушив тем самым неписаный кодекс поведения. Вызванный на суд офицерской чести, он был лишен всех наград, и ему ничего не оставалось, как уйти в отставку из армии, начав новую карьеру в качестве менеджера своей жены, не теряя при этом связей с офицерским сообществом (в частности, Павла Скоропадского). , его друг, который помог ему вернуться в армию, когда началась Первая мировая война). Бискупский, антипод своей строгой, расчетливой жены, причинял ей много нравственных страданий. Семейные скандалы и закулисные театральные интриги стали двумя причинами непрекращающихся гастролей Вяльцевой, которые были для нее формой эскапизма. [ 37 ]
Вяльцева любила детей и легко заводила с ними прочные связи; она и шестилетняя Вера Таскина, дочь пианиста Вяльцевой, стали близкими друзьями, и певица носила с собой фотографию Веры, считая это счастливым знаком. Вяльцева усыновила мальчика Евгения Ковшарова (которого она нашла двухмесячным в корзине под букетом цветов после одного концерта) и сделала все, чтобы дать ему хороший уход и образование. Евгений покончил жизнь самоубийством в 1914 году, через два года после смерти мачехи. Василий Бискупский пережил жену на 32 года. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Анастасия Вяльцева была самой успешной исполнительницей российской популярной музыкальной сцены и первой звездой жанра русского романса. С момента своего первого сенсационного выступления в Московском Эрмитажном театре в 1897 году Вяльцева набирала обороты как движущая сила в этой области, управляя массовым культом по всей стране, преодолевавшим социальные барьеры. Секрет ее необычайной привлекательности долгие годы оставался предметом оживленных споров. [ 13 ]
Российские музыкальные критики высоко оценили чувственный голос Вяльцевой, отметив его «густой, естественный и весьма оригинальный тембр». [ 38 ] напоминает «живую виолончель» [ 39 ] и сравнил ее вокальный стиль со стилем Лины Кавальери . [ 40 ] Много говорилось о прекрасной дикции Вяльцевой, а также о ее драматическом таланте, сценической харизме, «волшебной силе жеста», фирменной «улыбке Вяльцевой» и «гипнотическом» эффекте, который певица, казалось, оказывала на публику. [ 17 ]
Популярная пресса поддержала Вяльцеву, назвав певицу «Чайкой русской популярной музыки» и «Русской Золушкой», часто употребляя эпитет «Несравненная». Репортеры восхищались, казалось бы, бесхитростной манерой, с которой она в одиночку превратила до сих пор неказистую часть популярной культуры в уважаемый музыкальный жанр. Большинство согласились с тем, что она была одаренной актрисой, которая использовала сцену для создания персонажей, а не демонстрировала силу голоса и личную харизму - два качества, которые, несомненно, принадлежали и ей. Вяльцева полностью слилась со своими персонажами, чем, очевидно, была обязана своим глубоким знанием русского музыкального фольклора. [ 17 ] [ 41 ]
Однако среди специалистов были и недоброжелатели. "Вяльцева поет свои романсы слишком целомудренно, ее стиль клинически бесплоден и как-то слишком сух", - считает критик В.П.Коломийцев. [ 42 ] Ее называли «верховной жрицей банальности», а Владимир Стасов настолько ее ненавидел, что употреблял при упоминании певицы и ее стиля преимущественно ругательства не только в разговорах, но и в письмах. [ 9 ]
Была масса художниц, назвавших себя «новыми Вяльцевыми», сначала (в 1904 году) Леонова и Каринская, позже, после смерти певицы, - В.М. Шувалова, которая купила у Вяльцевой повозку, наняла Таскина и сделала такую же прическу. Невероятно, но среди «новых Вяльцевых» было как минимум два исполнителя-мужчины: Н. Ф. Монахов, успешно подражавший не только ее голосу, но и ее внешности и манерам, исполняя популяризированные ею песни, и Л. Д. Леонидов. [ 17 ]
Историки музыки утверждали, что одной из причин феноменального успеха Вяльцевой было то, что она появилась в нужное время с нужным посланием, как «луч света» в плотной, удушающей атмосфере после 1905 года , когда пессимизм и Предчувствия грядущих ужасных событий были сильны в России. [ 43 ] "Ни один человек за последние 16-17 лет не дал столько тепла и радости петербуржцам, как Вяльцева, - писал Степан Скиталец в 1913 году. - Конечно, Вяльцева исполняла только цыганские номера и простые романсы, надменные и надменные. «серьезные» музыканты отказывались признавать. Но надо отдать должное ее гению, что такими простыми средствами ей удалось пробудить магию Искусства и оживить нашу страну. сердца», — продолжил писатель. [ 44 ]
Со своим «солнечным», «весенним» образом, который контрастировал с более мрачными образами этнических цыганских певиц, таких как Варя Панина , Вяльцева «была жрицей торжествующей любви», как выразился один критик. «Ее печаль была элегантной и легкой на ощупь, ее страсть скорее утонченной, чем разрывающей душу. Истинная королева своего жанра, она представляла собой... что-то приятное и нежное, как глоток свежего воздуха», - заключил он. [ 45 ] "Люди молодого поколения были влюблены в настоящую народную певицу Анастасию Дмитриевну Вяльцеву. Она вошла в нашу жизнь и в какой-то момент определила самую ее суть", - вспоминала Софья Гиацинтова , известная советская театральная актриса и режиссер. [ 13 ]
Память
[ редактировать ]Два дома Вяльцевой (на Мойке, 22 и 24) сохранились, остальные снесены из-за плохого состояния. В Петербурге музея Вяльцевой нет, но он есть в Брянске.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Romantika Romansa. Anastasia Vyaltseva . - Kultura TV , Russia.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Советская энциклопедия музыки.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Биография А.Вяльцевой" . vyalceva.net . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кизимова, ИП «Несравненная Анастасия Вяльцева. Глава 1» . Брянск, Издательство «Придесенье» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Кизомова, С. (1999). «А.Д.Вяльцева. Хронология» . Издательство «Придесенье» . Проверено 1 декабря 2012 г.
- ^ Nestyev, I.V. Stars of Russian Popular Music. Moscow. Sovertsky Kompozitor. 1970. P. 49.
- ^ Jump up to: а б Dobryakova, Elena (March 2, 2011). "The Saloon Queen Was Adored by the Whole Russia" . Nevskoye Vremya . Retrieved 2012-03-01 .
- ^ «Анастасия Вяльцева» . www.bestpeopleofrussia.ru. Архивировано из оригинала 26 декабря 2010 г. Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Театральный музей Санкт-Петербурга. Коллекция Анастасии Вяльцевой
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рогоза, Владимир (2008). «Жрица банальности или чайка русской музыки?» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Peterburgskaya Gazeta , February 5, 1913
- ↑ Некоторые источники утверждают, что они встретились ранее, в киевской гостинице.
- ^ Novoye Vremya. No. 13256, 1913. February 5 (18), p. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кизимова, ИП «Несравненная Анастасия Вяльцева. Главы 2 и 3» . Брянск, Издательство «Придесенье» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кизимова, ИП "Несравненная Анастасия Вяльцева. Главы 5 и 6" . Брянск, Издательство «Придесенье» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Teatr i Iskusstvo (Theatre & Arts), Saint Petersburg, No.18. 1902, p. 363
- ^ Russkoye Slovo, 1903. November 11
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кизимова, ИП «Несравненная Анастасия Вяльцева. Глава 4» . Брянск, Издательство «Придесенье» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Teatr i Iskusstvo, No.46. 1903, p. 871
- ^ Russkoye Slovo, 1903. November 17 (4)
- ^ Russkoye Slovo, 1903, December 8 (Nov. 26.)
- ^ Russkoye Slovo, 1904, January 16
- ^ Novosti Dnya , 1904, February 15 (2)
- ^ Teatr i Iskusstvo , No.25, 1904, p. 475.
- ^ Peterburgskaya Gazeta. 1905, July 10
- ^ Teatr i Iskusstvo, No.21, 1906, p.326; No.22, 1906, p.338.
- ^ Teatralnaya Rossiya, No.39. 1905, p.1177.
- ↑ Либретто романсов в исполнении А.Д.Вяльцевой для «Патефона». Санкт-Петербург, 1902 год.
- ^ Peterburgskaya Gazeta, February 4, 1908
- ^ Российский государственный архив. Фонд 695. Серия 1/743
- ^ Цитата: Стайтс, Ричард. Русская народная культура: развлечения и общество с 1900 года. 2-е изд. Издательство Кембриджского университета, 1992. Страница 13.
- ^ Orlovskaya zhizn , 1912, April 17
- ^ Кригер, В.А. Бремя актера. Москва, 1976, стр. 149-150.
- ^ Birzhevye Vedomosty (Stockbrokers News), 1913, February 6
- ↑ Внучка Вяльцевой посчитала это очередным доказательством того, что сама певица является внебрачным ребенком.
- ^ Jump up to: а б с д Кизимова, ИП «Несравненная Анастасия Вяльцева. Главы 6 и 7» . Брянск, Издательство «Придесенье» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ «Анастасия Вяльцева» . Похороны СПБ. Архивировано из оригинала 21 августа 2014 г. Проверено 1 декабря 2012 г.
- ↑ Южный край (Южная страна), 1913, 6 (19) февраля.
- ^ Slovo, 1906, May 10(23)
- ^ Obozrenye Teatrov, 1909, July 30, No. 805, pp. 4–5
- ^ Волынь (газета), 1911, 17 ноября.
- ^ Tverskaya Gazeta, 1912, April the 29th
- ^ V.P.Kolomiytsev. Articles and letters. – Moscow, 1971, pp. 27–28
- ^ Varshavsky Dnevnik (The Warsaw Diary), 1913, February 7(20)
- ^ Literaturnaya Rossiya, 1979, December the 28th
- ^ Rampa i Zhizn, 1913, No.6