Jump to content

Археология, антропология и межзвездная связь

Послушайте эту статью

Археология, антропология и межзвездная связь
Земля наложена на фон звезд, окруженных зелеными кругами. Белый текст над ним гласит: «Археология, антропология и межзвездная связь»; Белый текст меньшего размера на одном из кругов гласит: «Под редакцией Дугласа А. Ванкоха» (так в оригинале).
Редактор Дуглас Вакоч
Издатель НАСА
Дата публикации
22 мая 2014 г.
Страницы 300
ISBN 978-1-62683-013-4
999
Текст Археология, антропология и межзвездная связь в НАСА

«Археология, антропология и межзвездная коммуникация» — сборник эссе 2014 года под редакцией Дугласа Вакоха и опубликованный НАСА . Книга посвящена той роли, которую гуманитарные и социальные науки, в частности антропология и археология , играют в поисках внеземного разума (SETI). Семнадцать эссе собраны в четыре раздела, которые соответственно исследуют историю SETI как области науки; археологические сравнения общения человека и инопланетян, такие как трудности перевода древних языков; логический разрыв между людьми и инопланетянами и последствия, которые это будет иметь для общения и торговли; и потенциальная природа инопланетного разума .

Первоначально запланированная к публикации в июне 2014 года PDF-файл по археологии, антропологии и межзвездной коммуникации был случайно выпущен за месяц до намеченной даты и проверен Gizmodo . Положительный ответ на обзор вдохновил НАСА выпустить ее в виде электронной книги , сделав ее доступной на своем веб-сайте с мая того же года.

После выхода книга получила широкое освещение в СМИ. Помимо получения в целом положительных отзывов, он оказался в центре споров по поводу неправильного толкования одного из его эссе. Цитата о древних земных резных камнях, риторически утверждающая, что они «могли быть сделаны инопланетянами». [1] несмотря на то, что они были поняты современными антропологами, были искажены такими изданиями, как TheBlaze , The Huffington Post и Artnet .

Краткое содержание

[ редактировать ]

Исторически исследования внеземного разума относились к области естественных наук и были сосредоточены в первую очередь на технологических препятствиях для общения с инопланетянами, таких как обработка данных, закодированных в сигналах, которые могли быть получены от внеземных цивилизаций. Книга «Археология, антропология и межзвездная коммуникация» была написана как часть расширения области гуманитарных и социальных наук с упором на роль археологов и антропологов в исследованиях внеземного разума. Проблемы изучения древних обществ на Земле , утверждает редактор Дуглас Вакоч , применимы к проблемам изучения потенциальных обществ за пределами Земли. [2]

«Археология, антропология и межзвездная коммуникация» представляет собой сборник эссе, исследующих эти роли с упором как на исторические, так и на современные перспективы. [3] Книга состоит из семнадцати эссе с введением и эпилогом Вакоча и пятнадцати глав, написанных исследователями в соответствующих областях; [4] В число авторов входят Джон Трапэган , Альберт Харрисон , Бен Финни , Стивен Дж. Дик , Джон Биллингем и Доминик Лестель [ фр ] . [5] Вопросы, обсуждаемые в эссе, включают эволюционные и культурные предпосылки межзвездного общения, [6] проблемы семиотики в расшифровке чужеродных знаков и символов, [7] и сложности межкультурного общения с инопланетянами по аналогии с антропологическим опытом первого контакта . [8]

Фотография золотой фонографической пластинки с изображениями звуковых волн на ней.
Золотая пластинка «Вояджера» , граммофонная пластинка отправленная на космический корабль «Вояджер».

Археология, антропология и межзвездная коммуникация разделены на четыре раздела, каждый из которых содержит несколько эссе. «Исторические перспективы SETI» — это историография программы НАСА SETI ( поиск внеземного разума ), которая действовала большую часть конца двадцатого века, прежде чем была распущена из-за отсутствия финансирования, а также ее представительства в области гуманитарных и социальных наук. «Археологические аналоги» сравнивают археологию на Земле, где археологам часто приходится исследовать общества, о которых они плохо понимают или имеют общий контекст, и общение с инопланетянами. «Антропология, культура и коммуникация» исследует роль антропологии в изучении чуждых культур и обществ, таких как предположения и проблемы, связанные с межкультурным общением и контактами. «Эволюция и воплощение инопланетян» посвящена таким темам, как внешний вид, разнообразие и дизайн сообщений инопланетного разума.

«Исторические перспективы SETI»

[ редактировать ]

Очерки в этом разделе суммируют историю SETI в НАСА, обстоятельства, которые привели к тому, что правительство сократило государственное финансирование SETI, а также роль, которую исторически играли социальные науки в поисках. Первое эссе в этом разделе, «SETI: Годы НАСА», представляет собой краткий обзор участия НАСА в SETI, написанный Джоном Биллингемом , который участвовал в проекте с момента его зарождения в 1969 году до его закрытия в 1995 году. Он обсуждает истоки 1960-х годов. поиск инопланетной жизни во Вселенной, борьба проекта за признание народа и государственное финансирование, а также его окончательное прекращение в агентстве из-за сокращения финансирования, после чего он был поглощен частным институтом SETI.

«Политическая история программы SETI НАСА» Стивена Дж. Гарбера анализирует обстоятельства, которые привели к прекращению государственного финансирования программы. Программа НАСА SETI была небольшой и обеспечивала мало рабочих мест, что затрудняло бы ее сокращение с политической точки зрения; Широко распространенный скептицизм в отношении существования разумной инопланетной жизни также сделал проект по своей сути спорным. Финансирование НАСА также пострадало в 1990-е годы из-за обнародованных проблем с космическим телескопом Хаббл , что ослабило его способность защищать такую ​​второстепенную программу, как SETI. «Роль антропологии в SETI: исторический взгляд» Стивена Дж. Дика обсуждает историю SETI, антропологии и их пересечения. Представление социальных наук в исследованиях SETI началось на заре этой области, в 1960-х и 1970-х годах, но, согласно эссе, часто было символическим; Дик считает, что значительная междисциплинарная работа началась в 1980-х годах, уделяя особое внимание публикации книги « Межзвездная миграция и человеческий опыт». в 1986 году.

«Археологические аналоги».

[ редактировать ]
Пионерская мемориальная доска, стилизованное изображение Солнечной системы с двумя людьми.
Мемориальная доска «Пионер» , — пиктограмма символизирующая человеческую жизнь и научные знания, размещенная на борту «Пионера-10» и «Пионера -11».

Эссе в этом разделе сосредоточены на актуальности археологических сравнений для обсуждения ожидаемых трудностей в общении между людьми и инопланетянами. «Повесть о двух аналогах» Бена Финни и Джерри Бентли основана на исследованиях Финни культуры майя . Они проводят сравнения между затянувшимся процессом перевода произведений майя и трудностью перевода произведения инопланетян и ставят под сомнение взгляды некоторых математиков и естествоиспытателей о том, что внеземная цивилизация будет общаться с человечеством исключительно посредством «универсального языка» математики и естествознания. наука. Второе эссе Ришара Сен-Желе «За пределами линейного письма B» анализирует потенциальную инопланетную коммуникацию через семиотическую призму, комментируя проблемы, связанные с интерпретацией знаков и символов принципиально иной культуры. Он отмечает, что проблемы, с которыми сталкиваются при решении семиотических задач, таких как декодирование неизвестного человеческого языка, могут быть еще более серьезными для чужого языка. Например, он описывает, как все известные Системы письма для человеческих языков бывают алфавитными , слоговыми или идеографическими , и антропологи могут оценить, к какому типу относится неизвестная система, по количеству символов, что может не быть общим предположением для внеземной системы письма.

«Учимся читать» фокусируется на гипотетическом инопланетном переводе межзвездных сообщений, передаваемых человечеством. Его автор Кэтрин Э. Деннинг считает задачу написания сообщений, переводимых инопланетянами, «ни тривиальной, ни невозможной», считая ее сложной задачей, но заслуживающей изучения; она обсуждает необходимость междисциплинарных исследований для создания таких сообщений, а также важную работу в таких областях, как криптография и антропология. Она также обсуждает поляризованные взгляды естественных и социальных наук на проблему инопланетного перевода, при этом ученые-естественники склонны придерживаться гораздо более оптимистичных взглядов на легкость перевода, чем ученые-социологи. «Выводы об интеллекте» Пола К. Уэйсона описывают трудности понимания работы доисторических культур и сравнивают эти трудности с пониманием работы внеземных культур. Он ссылается на разногласия относительно значения палеолитического наскального искусства , а также на относительную недавность идентификации каменных орудий как преднамеренных произведений разумных существ.

«Антропология, культура и коммуникация»

[ редактировать ]

У Джона В. Трафагана в этом разделе есть два эссе: «Антропология на расстоянии» и «Культура и общение с внеземным разумом». В первом случае он проводит сравнение между практикой «антропологии на расстоянии» антропологов начала девятнадцатого века, которым часто не хватало ресурсов для проведения полевых исследований в обществах, которые они изучали, и практикой SETI по ​​обсуждению и изучению бесконтактных инопланетян. Последний фокусируется на концепции гипотетических «универсальных языков», таких как музыка или математика, а также на различиях, которые человеческие и инопланетные культуры могут иметь в интерпретации этих языков.

«Соображения о контактах» Дугласа Рейбека рассматривает взаимодействие человека и инопланетян через сравнение с наземными колониальными взаимодействиями . Он приводит конкретные примеры контактов европейцев с культурами ацтеков , японцев , китайцев , ирокезов и маори , причем все пять культур были политически и технологически сложными во время первого европейского контакта. Он обсуждает вероятное значение торговли для взаимодействия человека и инопланетянина как для товаров и услуг, которыми обмениваются в торговле между человеческими культурами, но потенциально также и для таких вещей, как музыка, которые могут не существовать в чужой культуре. В «Говоря от имени Земли» Альберт А. Харрисон обсуждает развитие, долговечность и потенциальные последствия проецирования межзвездных сообщений. Он занимает оптимистическую позицию относительно доброжелательности внеземных цивилизаций, ссылаясь на свои собственные антропологические исследования, которые показывают, что общества, которые существуют в течение длительного времени, имеют тенденцию быть более мирными и менее агрессивными. Харрисон поддерживает Active SETI , процесс активной передачи сообщений с Земли потенциальным межзвездным обществам, и обсуждает запланированные и фактические попытки этого.

«Эволюция и воплощение инопланетян»

[ редактировать ]
Страница с чтением «Открытые небесные миры: или предположения относительно обитателей, растений и продуктов миров на планетах»
Титульный лист книги «Открытые небесные миры» ( Христиан Гюйгенс , 1698 г.), одной из тем книги Вакоха «Эволюция инопланетян».

Глава Вакоча «Эволюция инопланетян» фокусируется на гипотезах о том, как будет выглядеть инопланетный разум, например, будет ли он гуманоидным или негуманоидным. Он обсуждает, как еще в книге «Открытие небесных миров» , опубликованной Христианом Гюйгенсом в 1698 году и ставшей одной из первых работ, рассматривающих жизнь инопланетных существ, была высказана вероятность того, что инопланетяне будут иметь строение тела, подобное человеческому (например, ходьба). вертикально), но в таких рамках выглядят радикально по-другому. оба аргумента в пользу конвергентной эволюции Обобщены и рассмотрены к функционально гуманоидной форме и дивергентной эволюции к радикально нечеловеческой форме.

«Биокультурные предпосылки развития межзвездной коммуникации» Гарри Чика обсуждают уравнение Дрейка , средство, с помощью которого можно оценить количество внеземных цивилизаций в галактике Млечный Путь , способных общаться с людьми. Ссылаясь на заявления таких деятелей, как автор Майкл Крайтон, о том, что параметры уравнения Дрейка непознаваемы и что это вызывает фундаментальные сомнения в достоверности SETI, Чик стремится сузить диапазон возможных оценок этих параметров. В «Этологии, этнологии и общении с внеземным разумом» Лестель рассматривает философское определение «общения» в контексте контакта человека с инопланетянами. Он считает, что контакты между земными и внеземными обществами будут иметь черты как этнологии , изучения других человеческих культур, так и этологии , изучения поведения животных. В заключительном эссе книги «Ограничения на создание сообщений для связи с внеземным разумом» Уильям Х. Эдмондсон резюмирует проблему разработки сообщений, которые будут понятны внеземным обществам. Он отмечает предположения, связанные с созданием межзвездных сообщений, например, что инопланетяне будут иметь чувства и что аспекты когнитивная функция (например, намеренное поведение) будет общей для всех разумных организмов.

История публикаций

[ редактировать ]

Вакоч — почетный профессор клинической психологии Калифорнийского института интегральных исследований. [9] [10] и самопровозглашенный экзосемиотик [11] чьи исследовательские интересы включают психологию, сравнительное религиоведение и философию науки . [2] Он является директором отдела составления межзвездных сообщений в Институте SETI . [10] В интервью 2002 года с Деннисом Овербайом для The New York Times он обсудил свою критику естественных наук в исследованиях SETI и свою работу по рассмотрению этого предмета через призму гуманитарных наук, включая сравнение межзвездного общения с межкультурными взаимодействиями. между земными обществами. [11] Одной из целей Вакоча при составлении и редактировании «Археологии, антропологии и межзвездной коммуникации» было выявление менее оптимистичных взглядов на межзвездные коммуникации в таких областях, а также устранение опасений по поводу значительных пробелов в выводах, которые игнорировались физическими науками. [2]

НАСА намеревалось опубликовать «Археологию, антропологию и межзвездную связь» как в печатной, так и в электронной форме 10 июня 2014 года. 21 мая PDF- файл книги был случайно опубликован на веб-сайте НАСА и подхвачен Gizmodo . PDF-файл был быстро удален после того, как Gizmodo опубликовал обзор с намерением перевыпустить его в первоначально запланированную дату, но спрос на копии был настолько высок, что публикацию ускорили; Версии MOBI , EPUB и PDF были официально выпущены 22 мая и размещены в свободном доступе в Интернете. [12] [13] Издание в мягкой обложке вышло в сентябре 2014 года. [14] в декабре того же года было опубликовано издание в твердом переплете . [15] Сборник был опубликован Управлением исторических программ НАСА, входящим в состав Отдела по связям с общественностью Управления коммуникаций, под издательством NASA History Series. [16] [17]

Культурное влияние и прием

[ редактировать ]

Возможно, все это внимание к неправильному толкованию одного предложения этой книги – будь то из-за халатности блоггеров, спешащих выполнить ежедневную квоту публикаций, или из-за преднамеренных усилий по увеличению трафика и рекламных долларов – является поучительным. По крайней мере, это помогло популяризировать интересную книгу среди аудитории, которая в противном случае никогда бы о ней не услышала. Более того, это невольно демонстрирует проблемы межзвездной связи: какая у нас надежда на расшифровку любого сигнала от внеземного разума, если мы не можем четко общаться друг с другом на нашем родном языке?

Джефф Фауст, The Space Review [18]

Gizmodo описал археологию, антропологию и межзвездную коммуникацию как «поистине увлекательные вещи», которые одновременно сложны и доступны. [12] Обзор начался с вырванной из контекста цитаты из эссе Уильяма Эдмондсона о том, как загадочные резные изображения по камню «могли быть сделаны инопланетянами». [1] как метафора трудностей в исследовании давно утраченных древних обществ. Хотя далее было отмечено, что это не следует интерпретировать как буквальное заявление, цитату подхватили такие издания, как Artnet , [19] The Blaze и The Huffington Post в качестве заголовка -кликбейта . [18] В некоторых из этих статей отмечалось, что это заявление не отражает содержания эссе; [20] другие приняли это за чистую монету. [19] Аэрокосмический осудил это аналитик Джефф Фауст явление в своем обзоре, но отметил его роль в том, чтобы подчеркнуть, насколько трудным может быть даже общение между людьми схожих культур. [18]

После официального выхода книги она получила в основном положительные отзывы. Эмили Герц, писавшая для Popular Science , нашла это «освежающим» и сравнила поднятые в нем проблемы с проблемами, исследованными в научно-фантастических произведениях, таких как «Воробей », роман о священнике-иезуите, вступившем в контакт с инопланетной цивилизацией. [21] Майкл Франко из CNET высоко оценил его всеобъемлющий характер: [22] и Джолин Крейтон , соучредитель сайта научных новостей From Quarks to Quasars , назвала его «фантастическим текстом, который стоит сохранить на черный день». [23] В статье для The Daily Dot Аджа Романо отметил, что книга написана с полностью оптимистической точки зрения как на существование, так и на благосклонность внеземного разума, но что она обеспечивает тщательное исследование SETI и дает четкое понимание предмета, который она исследует. [24] Марк Андерсон, председатель Группы по выдающимся документам библиотечной ассоциации Американской Круглого стола по правительственным документам и библиотекарь-исследователь Университета Северного Колорадо , сделал рецензию на «Археологию, антропологию и межзвездную коммуникацию» для «Библиотечного журнала» наряду с другими книгами, изданными правительственными учреждениями США. . Он подчеркнул глубину научности книги и, тем не менее, доступность ее написания. [25]

В июне 2014 года, через несколько недель после официального выхода книги, Джошуа Ротман взял интервью у Вакоча для The New Yorker о проблемах внеземного общения. Вакоч объяснил цель книги, обсудив важную роль, которую археологи и антропологи играют в исследованиях внеземных цивилизаций. Он сослался на выводы, к которым пришли эссеисты, такие как обсуждение Лестелем последствий невозможности понять или расшифровать потенциальные инопланетные сообщения. Вакоч охарактеризовал взгляд гуманитарных наук на внеземное общение как все более «скептический и критический», но «критику, которая привлекает, а не критику, которая отвергает». Он отметил, что, хотя преодоление разрыва в общении с внеземной цивилизацией будет трудной задачей, быстрое открытие экзопланет в последние десятилетия увеличило вероятность обнаружения внеземного разума, что сделало проблему более актуальной. [2]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдмондсон, Уильям (2014). «Ограничения на создание сообщений для связи с внеземным разумом». В Вакоч, Дуглас (ред.). Археология, антропология и межзвездная связь . Вашингтон, округ Колумбия : НАСА . п. 242. ИСБН  978-1-62683-013-4 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ротман, Джошуа (10 июня 2014 г.). «Человек, говорящий от имени Земли» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  3. ^ Джексон, Джеральд (17 ноября 2020 г.). «Археология, антропология и межзвездная связь» . Чикагское общество космических исследований . Архивировано из оригинала 14 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  4. ^ Вакоч, Дуглас, изд. (2014). Археология, антропология и межзвездная связь . Вашингтон, округ Колумбия : НАСА . стр. v – vii. ISBN  978-1-62683-013-4 .
  5. ^ Вакоч, Дуглас, изд. (2014). Археология, антропология и межзвездная связь . Вашингтон, округ Колумбия : НАСА . стр. 253–257. ISBN  978-1-62683-013-4 .
  6. ^ Чик, Гарри (2014). «Биокультурные предпосылки развития межзвездной коммуникации». В Вакоч, Дуглас (ред.). Археология, антропология и межзвездная связь . Вашингтон, округ Колумбия : НАСА . стр. 203–226. ISBN  978-1-62683-013-4 .
  7. ^ Сен-Желе, Ришар (2014). «За пределами линейного письма B: метасемиотическая проблема общения с внеземным разумом». В Вакоч, Дуглас (ред.). Археология, антропология и межзвездная связь . Вашингтон, округ Колумбия : НАСА . стр. 78–93. ISBN  978-1-62683-013-4 .
  8. ^ Райбек, Дуглас (2014). «Аспекты контактов: межкультурная перспектива». В Вакоч, Дуглас (ред.). Археология, антропология и межзвездная связь . Вашингтон, округ Колумбия : НАСА . стр. 142–158. ISBN  978-1-62683-013-4 .
  9. ^ Вакоч, Дуглас (2023). «О докторе Вакоче» . Зеленая Психотерапия, ПК . Архивировано из оригинала 25 июня 2023 г. Проверено 25 июня 2023 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Винерман, Леа (октябрь 2015 г.). «Алло? Кто-нибудь здесь?» . Монитор по психологии . 46 (9). Американская психологическая ассоциация: 44. Архивировано из оригинала 25 июня 2023 г. Проверено 25 июня 2023 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Прощай, Деннис (5 марта 2002 г.). «Ученый за работой: Дуглас Вакоч; когда недостаточно сказать: «Отведи меня к своему лидеру» » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 января 2022 г. Проверено 20 января 2022 г.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диас, Хесус (21 мая 2014 г.). «НАСА готовится к общению с инопланетянами» . Гизмодо . Архивировано из оригинала 14 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  13. ^ Стил, Дилан (22 мая 2014 г.). «Археология, антропология и межзвездная связь» . НАСА . Архивировано из оригинала 23 мая 2014 г.
  14. ^ «ISBN 978-1-78266-726-1 – Археология, антропология и межзвездная связь» . Поиск по ISBN . Архивировано из оригинала 18 января 2022 г.
  15. ^ «ISBN 978-1-62683-013-4 – Археология, антропология и межзвездная связь» . Поиск ISBN . Архивировано из оригинала 18 января 2022 г.
  16. ^ Гербер, Стивен (31 мая 2022 г.). «Публикации серии истории НАСА» . НАСА . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 г. Проверено 26 июня 2023 г.
  17. ^ Эдмондсон, Уильям (2014). "Крышка". В Вакоч, Дуглас (ред.). Археология, антропология и межзвездная связь . Вашингтон, округ Колумбия : НАСА . п. Титульный лист. ISBN  978-1-62683-013-4 .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фауст, Джефф (30 июня 2014 г.). «Обзор: археология, антропология и межзвездная связь» . Космическое обозрение . Архивировано из оригинала 25 января 2022 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Касконе, Сара (24 мая 2014 г.). «НАСА предполагает, что за древними наскальными рисунками могут стоять инопланетяне» . Артнет . Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  20. ^ «НАСА: Странные отметки по всему земному шару, возможно, были сделаны инопланетянами » . Хаффингтон Пост . 21 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  21. ^ Герц, Эмили (27 мая 2014 г.). «Как мы будем разговаривать с инопланетянами» . Популярная наука . Архивировано из оригинала 14 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  22. ^ Франко, Майкл (28 мая 2014 г.). «Языковой барьер? Бесплатный гид НАСА погружается в разговоры с инопланетянами» . CNET . Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  23. ^ Крейтон, Джолин (26 мая 2014 г.). «НАСА выпускает бесплатную электронную книгу об общении с инопланетянами» . От кварков к квазарам . Архивировано из оригинала 25 октября 2015 г.
  24. ^ Романо, Ая (26 мая 2014 г.). «Прочитайте бесплатную электронную книгу НАСА об общении с инопланетянами» . Ежедневная точка . Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  25. ^ Андерсон, Марк (15 мая 2015 г.). «Решение информационных проблем». Библиотечный журнал . 140 (9): 32. Номер документа GALE A413785551.
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 19 минут )
Продолжительность: 18 минут 36 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 25 июля 2023 г. ( 25 июля 2023 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b4c1985c2e2cda00b3f674153cbd566__1694984760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/66/2b4c1985c2e2cda00b3f674153cbd566.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archaeology, Anthropology, and Interstellar Communication - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)