Этого достаточно
« Этого достаточно » | |
---|---|
Лютеранский гимн | |
![]() Начало баховской постановки «Es ist genug» как заключительного хорала Кантаты 60. | |
Английский | Этого достаточно |
Каталог | Зан 7173 |
Написано | 1662 |
Текст | Франц Иоахим Бурмейстер |
Язык | немецкий |
На основе | 3 Царств 19:4 |
Мелодия | Иоганн Рудольф Але |
Составленный | 1662 |
Опубликовано | 1659 |
« Es ist genug » («Достаточно») — немецкий лютеранский гимн на текст Франца Иоахима Бурмейстера , написанный в 1662 году. [ 1 ] Мелодия, Зан №7173 , [ 2 ] был написан Иоганном Рудольфом Але, сотрудничавшим с поэтом. Он начинается с последовательности из трех последовательных восходящих целых тональных интервалов .
Последняя строфа гимна была использована Иоганном Себастьяном Бахом в качестве заключительного хорала его кантаты O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 60 . Его установка была процитирована в музыке, особенно в Скрипичном Концерте Альбана Берга . [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Франц Иоахим Бурмейстер написал « Es ist genug » в 1662 году. Тема — тоска по смерти. Это вдохновлено чувством, которое пророк Илия выражает в Первой книге Царств : «Довольно; ныне, Господи, забери мою душу, ибо я не лучше отцов моих» ( 3 Царств 19:4 ). [ 5 ] Все семь строф начинаются и заканчиваются строкой « Es ist genug ». [ 1 ] Он был напечатан в 1844 году в сборнике гимнов для богослужения в городских церквях Лейпцига ( Псалтырь для использования в служении городских церквей Лейпцига ), в разделе «Подготовка к смерти» («О подготовке к смерти»). ") . [ 6 ]
Мелодия и настройки
[ редактировать ]Мелодия, также датированная 1662 годом, принадлежит Иоганну Рудольфу Але , который сотрудничал с Бурмейстером в написании нескольких гимнов. [ 1 ] Он был церковным музыкантом в Divi Blasii в Мюльхаузене, эту должность позже занимал и Бах. [ 7 ] Мелодия начинается необычным мотивом из трех восходящих целых тональных интервалов, первой половины целой тональной шкалы , а также первых трех нот диатонического лидийского лада . [ 8 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ] Интервал от первой до четвертой ноты представляет собой тритон , иногда называемый в музыке «диаболус» (дьявол в музыке). [ 7 ] Альфред Дюрр пишет, что начало «могло показаться возмутительным». [ 7 ] на момент написания «оправдан только как музыкальная фигура, изображающая переход души из жизни в смерть». [ 7 ]

Бах использовал последнюю строфу гимна для завершения своей кантаты O Ewigkeit, du Donnerwort , BWV 60 , и ее часто цитировали, особенно в Скрипичном концерте Альбана Берга . [ 7 ] [ 10 ] Берг написал вариации на хорал последней части концерта. Это была его последняя законченная работа. [ 3 ] Отто Клемперер писал в газете «Винер Таг» 21 октября 1936 года: «Вторая часть начинается с хорала И.С. Баха «Es ist genug»: «Довольно! Господи, если угодно Тебе, мой Иисус, приди! Мир, спокойной ночи». .. Я иду в небесный дом, с сердцем, полным радости, Мои печали остаются внизу». Вариации на этот хорал, звуки, исходящие от скрипки, которые создают совершенно новый мир для инструмента, то, как в конце музыка кажется охватывающей космос, от самых низких глубин до высочайших высот». . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Достаточно, так возьми мой дух, Господь» . сайт гимнария.org . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Зан, Йоханнес (1891). Мелодии немецких протестантских гимнов (на немецком языке). Том IV. Гютерсло: Бертельсманн . стр. 315 и далее .
- ^ Перейти обратно: а б с Дюмлин, Альбрехт (19 апреля 2016 г.). «Скрипичный концерт Альбана Берга / Премьера становится реквиемом» (на немецком языке). Дойчландфанк . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гласс, Герберт. «Скрипичный концерт – О произведении» . Филармония Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ «Хватит!» . Сборник христианских песен для протестантских общин для публичного и молчаливого назидания . Трава. 1835 год . Проверено 2 ноября 2017 г.
- ^ «Довольно! Так возьми, Господи, мой дух» . Сборник гимнов для богослужений в городских церквях Лейпцига (на немецком языке). 1844. стр. 413–414.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дюрр, Альфред ; Джонс, Ричард Д.П. (2005). Кантаты И.С. Баха: с их либретто в немецко-английском параллельном тексте . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-816707-5 .
- ^ BWV 60.5 bach-chorales.com
- ^ «Хорал Баха 'Es ist genug, so nimm, Herr' (Breitkopf und Hartel, № 216), вероятно, следует считать лидийским хоралом»: Уильям Ренвик, «Бах и 'старое' музыковедение», Музыкальный анализ 16, нет. 2 (июль 1997 г.): 255–269. Цитирование по 263.
- ^ Концерт для скрипки с оркестром (Берг, Альбан) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Достаточно, так что возьми, Господи (Але, Иоганн Рудольф) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- BWV 60.5 bach-chorales.com
- Достаточно / Текст и перевод хоральных кантат Баха. Сайт
- Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Довольно, возьми, Господи, мой дух Сайт кантат Баха
- Этого достаточно; Так что теперь возьми мой дух // Хватит исследований в области народной музыки.