Лео Фендер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Лео Фендер | |
---|---|
Рожденный | Кларенс Леонидас Фендер 10 августа 1909 г. Анахайм, Калифорния , США |
Умер | 21 марта 1991 г. Фуллертон, Калифорния , США | (81 год)
Занятие | изобретатель |
Супруги |
|
Кларенс Леонидас Фендер (10 августа 1909 — 21 марта 1991) — американский изобретатель и основатель корпорации Fender Musical Instruments Corporation .
Fender разработал культовые ранние инструменты компании: Fender Telecaster , первую цельнокорпусную электрогитару массового производства; Fender Stratocaster , одна из самых знаковых электрогитар; и Fender Precision Bass , установивший стандарт для электрических бас-гитар. Он также разработал усилитель Fender Bassman , который стал архетипом для более поздних усилителей (особенно Marshall и Mesa Boogie ), доминировавших в рок-н-ролльной музыке . [ 1 ]
Фендер, который сам не был гитаристом, [ 2 ] был введен в Зал славы рок-н-ролла в 1992 году. [ 2 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Кларенс Леонидас Фендер родился 10 августа 1909 года в семье Кларенса Монте Фендера и Гарриет Эльвиры Вуд, владельцев успешной апельсиновой рощи, расположенной между Анахаймом и Фуллертоном, Калифорния . В возрасте восьми лет у Фендера развилась опухоль в левом глазу, в результате чего глаз удалили и заменили стеклянным, что лишило его права призываться на военную службу во Второй мировой войне в дальнейшем. [ 3 ]
В юности Фендер играл на фортепиано и саксофоне, прежде чем его интересы сместились в сторону электроники. [ 3 ] Когда ему было 14 лет, Фендер посетил автоэлектрический магазин своего дяди в Санта-Марии и был очарован радиоприемником, который его дядя собрал из запасных частей. Вскоре после этого Фендер начал ремонтировать радиоприемники в небольшой мастерской в доме своих родителей.
В 1928 году Фендер окончил среднюю школу Фуллертон-Юнион и поступил в младший колледж Фуллертона на специальность бухгалтерского учета, хотя продолжал работать с электроникой. После колледжа Фендер работал доставщиком льда, а затем бухгалтером. Примерно в это же время к нему обратился руководитель местного оркестра и попросил построить шесть систем громкой связи для использования в танцевальных залах Голливуда.
Карьера
[ редактировать ]Радиосервис Фендер
[ редактировать ]В 1938 году, взяв в долг 600 долларов (что эквивалентно 12 987 долларам в 2023 году), Фендер и его жена Эстер вернулись в Фуллертон и открыли собственную мастерскую по ремонту радиоприемников Fender Radio Service. Вскоре к нему начали приходить музыканты и лидеры групп за системами громкой связи, которые он построил, арендовал и продал. Они также посетили его магазин за усилением для акустических гитар с усилителями, которые начали появляться на музыкальной сцене Южной Калифорнии - в биг-бэндах и джазовой музыке, а также для электрических «гавайских» или « стальных » гитар, ставших популярными в музыке кантри. .
Ранние гитары
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Фендер познакомился с Клейтоном Орром «Доком» Кауфманом . [ 1 ] изобретатель и игрок на стальных пластинах, который работал в компании Rickenbacker , которая в течение десяти лет производила и продавала стальные гитары на коленях. Работая с Рикенбакером, Кауфман изобрел струнодержатель « Виброла », предшественник более позднего струнодержателя вибрато. Фендер убедил его объединиться, и они основали «K&F Manufacturing Corporation» для разработки и производства гавайских гитар и усилителей с усилителями. В 1944 году Фендер и Кауфман запатентовали стальную гитару с электрическим звукоснимателем, уже запатентованным Fender. В 1945 году гитару начали продавать в комплекте с усилителем разработки K&F. В 1946 году Док вышел из K&F, а Fender пересмотрела компанию и переименовала ее в «Fender Manufacturing», а затем в «Fender Electric Instrument Co.». в конце 1947 года [ 4 ] и он передал бразды правления своим радиомагазином Дейлу Хаятту. [ 5 ]
Когда биг-бэнды к концу Второй мировой войны небольшие группы, играющие буги-вуги , ритм-н-блюз , вестерн-свинг и хонки-тонк вышли из моды, по всей территории Соединенных Штатов сформировались . Во многих из этих коллективов использовалась электрогитара, потому что она могла дать нескольким музыкантам мощь целой духовой секции. со звукоснимателями Archtop В конце 1940-х годов танцевальные группы предпочитали гитары , но растущая популярность придорожных закусочных и танцевальных залов создала растущую потребность в более громких, дешевых и долговечных инструментах. Музыкантам также требовались «более быстрые» грифы и лучшая интонация, чтобы играть то, что кантри-гитаристы называли «взлетной соло-гитарой». В конце 1940-х годов популярность цельнокорпусных электрогитар начала расти, однако они по-прежнему считались новинкой: испанская электрогитара Rickenbacker была наиболее коммерчески доступной цельнокорпусной гитарой, а Les Paul единственная самодельная гитара "Log" и гитара Bigsby Travis, сделанная Полом Бигсби для Мерла Трэвиса, являются наиболее заметными ранними примерами.
Fender осознал потенциал электрогитары, которую было бы легко держать, настраивать и играть, и которая не давала бы обратной связи при громкости танцевального зала, как типичная арктоп. В 1948 году он закончил прототип тонкого цельнокорпусного электромобиля; [ 1 ] первая модель с одним звукоснимателем была выпущена в 1950 году как Fender Esquire , а версия с двумя звукоснимателями, первоначально называвшаяся Broadcaster, но переименованная в Telecaster из-за проблемы с товарным знаком, была выпущена годом позже. [ 6 ] Telecaster стала одной из самых популярных электрогитар в истории. [ 1 ]
Стратокастер
[ редактировать ]Вместо того, чтобы обновлять Telecaster, компания Fender решила, основываясь на отзывах клиентов, оставить Telecaster в том виде, в котором он был, и разработать новую высококлассную цельнокорпусную гитару, которая будет продаваться вместе с базовым Telecaster. Свинг-гитарист вестерна Билл Карсон был одним из главных критиков Telecaster, заявляя, что новая конструкция должна иметь индивидуально регулируемые седла бриджа, четыре или пять звукоснимателей, блок вибрато, который можно было бы использовать в любом направлении и возвращать к правильной настройке, а также контурный корпус для повышенного комфорта на резких краях плоского корпуса Telecaster. Fender, которому помогал чертежник Фредди Таварес , начал проектировать Stratocaster в конце 1953 года. [ 1 ] Он включал более круглый, менее «клубный» гриф (по крайней мере, для первого года выпуска) и двойной вырез для облегчения доступа к верхним регистрам. [ 7 ]
Еще одна новинка в конструкции Stratocaster заключалась в использовании трех проводных звукоснимателей, обеспечивающих три разных тембра, два из которых могли быть дополнительно адаптированы игроком путем регулировки двух регуляторов тембра. Stratocaster была первой электрогитарой на рынке, предлагающей три звукоснимателя и рычаг тремоло (который фактически использовался для вибрато , а не тремоло ), который стал широко использоваться гитаристами. [ 2 ] Три звукоснимателя можно было выбрать с помощью стандартного трехпозиционного переключателя, чтобы придать гитаре различное звучание и параметры, используя звукосниматели «гриф», «средний» или «бридж». Хотя Fender предпочитал звук одиночных звукоснимателей, гитаристы обнаружили, что можно заставить переключатель оставаться между фиксированными положениями и активировать два звукоснимателя одновременно. Пятипозиционный переключатель был наконец реализован в качестве заводской опции в конце 1976 года, добавив комбинации фиксаторов гриф + середина или бридж + середина, которые музыканты использовали в течение многих лет. [ 8 ]
Электрические басы
[ редактировать ]За это время Fender также решил проблемы, с которыми сталкивались музыканты, играющие на акустическом контрабасе , которые больше не могли конкурировать по громкости с другими музыкантами. Кроме того, контрабасы были еще и большими, громоздкими и трудными для транспортировки. Благодаря Precision Bass (или «P-Bass»), выпущенному в 1951 году, [ 1 ] Fender решил обе проблемы: Precision Bass на базе Telecaster был небольшим и портативным, а его цельнокорпусная конструкция и звукосниматель с четырьмя магнитами и одной катушкой позволяли ему играть на большей громкости без обратной связи. Наряду с Precision Bass (названным так потому, что его рифленый гриф позволял басистам играть «точно»), Fender представила басовый усилитель Fender Bassman , 25-ваттный усилитель с одним 15-дюймовым динамиком (позже обновленный до 45 Вт и четыре 10-дюймовых динамика).
В 1954 году произошло обновление Precision Bass, приуроченное к выпуску Stratocaster. Обновление, вобравшее в себя некоторые контуры корпуса Stratocaster, также включало двухсекционный никелированный бридж и белую однослойную накладку.
В июне 1957 года Fender объявила об обновлении конструкции Precision Bass. Ремейк включал в себя увеличенную головку грифа, новый дизайн накладки, бридж с четырьмя стальными седлами, которые можно было индивидуально регулировать, и новый звукосниматель с разделенной синглом. Это оказалась окончательная версия инструмента, которая с тех пор мало изменилась. В 1960 году для P-Bass стали доступны накладки грифа из палисандра, более широкий выбор цветов и трехслойная накладка.
В 1960 году вышел альбом Jazz Bass . [ 1 ] более изящный, обновленный бас с более тонким грифом, смещенной талией и двумя звукоснимателями с одной катушкой (в отличие от Precision Bass и его звукоснимателя с разделенным хамбакером , которые были представлены в 1957 году). Как и его предшественник, Jazz Bass (или просто «J-Bass») мгновенно стал хитом и остается популярным по сей день, а ранние модели пользуются большим спросом у коллекционеров.
1970 и позже: Music Man и G&L
[ редактировать ]В 1950-х годах Фендер заразился стрептококковой инфекцией носовых пазух , которая ухудшила его здоровье до такой степени, что он решил свернуть свои дела, продав компанию Fender компании CBS в 1965 году. [ 1 ] В рамках этой сделки Fender подписала положение об отказе от конкуренции и какое-то время оставалась консультантом Fender. Вскоре после продажи компании он сменил врача и вылечился от болезни. [ 1 ] В 1971 году Форрест Уайт и Том Уокер основали компанию Tri-Sonix (часто ошибочно называемую «Tri-Sonic») со штаб-квартирой в Санта-Ане, Калифорния . Уокер и Уайт обратились в Fender, чтобы помочь финансировать их компанию, и она превратилась в «Music Man», имя, которое Фендер предпочитал своему имени. [ 1 ] После значительного финансирования в 1975 году ее президентом стал Fender. [ 9 ]
Бас -гитара StingRay была ранним новаторским инструментом. Хотя дизайн корпуса во многом заимствован у Precision Bass, StingRay во многом считается первой серийной бас-гитарой с активной электроникой. Двухполосный активный эквалайзер StingRay, высокопроизводительный хамбакер и глянцевый гриф стали фаворитами многих влиятельных басистов, в том числе Луиса Джонсона , Бернарда Эдвардса , Джона Дикона , Бена Орра , Джона Тейлора , Тони Левина , Пино Палладино , Ким Дил , Тим Коммерфорд , Гейл Энн Дорси и Фли . Позже на StingRay появился трехполосный активный эквалайзер. [ 10 ] Music Man также активно занимался созданием усилителей, но HD-130 Reverb, созданный для конкуренции с Twin Reverb , появился в то время, когда чистое звучание Twin вышло из моды. [ 9 ]
В 1979 году Fender и старые друзья Джордж Фуллертон и Дейл Хаятт основали новую компанию под названием G&L («Джордж и Лео»). [ 11 ] Музыкальные продукты. Дизайн гитар G&L, как правило, во многом опирался на внешний вид оригинальных гитар Fender, таких как Stratocaster и Telecaster, но включал в себя такие инновации, как усовершенствованная система тремоло и электроника.
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1934 году Фендер женился на Эстер Клоски, и пара оставалась вместе до смерти Эстер от рака в 1979 году. Фендер снова женился в 1980 году; его вторая жена Филлис стала почетным председателем G&L . Несмотря на несколько небольших инсультов , Fender продолжал работать. 21 марта 1991 года он умер от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона . Он был похоронен в Мемориальном парке Фэрхейвен в Санта-Ане, Калифорния , рядом со своей первой женой Эстер. Филлис Фендер умерла 22 июля 2020 года. [ 12 ]
Достижения Fender за «вклад выдающейся технической значимости в область звукозаписи» были отмечены премией «Техническая Грэмми» в 2009 году. [ 13 ] Фендер-авеню в Фуллертоне, Калифорния, была названа в его честь. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Колин Ларкин , изд. (1997). Энциклопедия популярной музыки Virgin (Краткое издание). Девственные книги . п. 459. ИСБН 1-85227-745-9 .
- ^ Jump up to: а б с «Лео Фендер (американский изобретатель и производитель)» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б Франция, Полина (15 августа 2017 г.). «8 вещей, которые вы могли не знать о Лео Фендере» . Fender.com . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ «Лео Фендер: гитарный гений, который не умел сыграть ни одной ноты» . Гитара.com | Все для гитары . 10 августа 2019 г. . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Хронология Фендера» . Звук без ограничений . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Смит, Ричард (май 1998 г.). «История Fender Telecaster». Журнал «Гитарист» .
- ^ Берроуз, Т. и др. «Полная книга о гитаре» с. 71–72 Carlton Books Limited, 1998 г. ISBN 1-85868-529-X
- ^ «Как использовать переключатель звукоснимателей Stratocaster» . Фендер . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хантер, Дэйв (январь 2012 г.). "The Music Man HD-130 Reverb". Винтажная гитара . стр. 64–66.
- ^ «СтингРэй» . Music-man.com . Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Гитары G&L» . Glguitars.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 8 ноября 2012 г.
- ^ «Вспоминая Филлис Фендер» . Фуллертонский обозреватель . 24 июля 2020 г. . Проверено 12 июня 2021 г.
- ^ «Техническая премия ГРЭММИ» . Грэмми.орг . 18 октября 2010 года . Проверено 30 января 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Лео Фендером, на Викискладе?