Элан дебаты
Элан Витал ( Французское произношение: [elɑ̃ Vital] ) — термин, придуманный французским философом Анри Бергсоном в его книге 1907 года «Творческая эволюция» , в которой он обращается к вопросу самоорганизации и спонтанного морфогенеза вещей во все более сложной манере. В английском издании «Élan Vital » было переведено как «жизненный импульс», но его недоброжелатели обычно переводят его как «жизненная сила». [ нужна ссылка ] Это гипотетическое объяснение эволюции и развития организмов – , которое Бергсон тесно связал с сознанием интуитивным восприятием опыта и течением внутреннего времени. [1]
Прекурсоры
[ редактировать ]Далекие предвосхищения Бергсона можно найти в работах дохристианского стоика философа- Посидония , постулировавшего «жизненную силу», излучаемую Солнцем всем живым существам на поверхности Земли, и в работах Зенона Элейского . [2] Концепция жизненного порыва также схожа с Баруха Спинозы, концепцией conatus а также с Артура Шопенгауэра. концепцией воли к жизни [3] и санскритский айус , или «жизненный принцип».
Влияние
[ редактировать ]Французский философ Жиль Делёз попытался отыграть новизну идеи Бергсона в своей книге «Бергсонизм» , хотя сам термин претерпел существенные изменения Делёза. Больше не считающийся мистической , неуловимой силой, действующей на грубую материю, как это было в виталистских дебатах конца XIX века, élan Vital в руках Делёза обозначает внутреннюю силу, [4] вещество, в котором различие между органической и неорганической материей неразличимо, а возникновение жизни неразрешимо.
В 1912 году Беатрис М. Хинкль написала, что Карла Густава Юнга концепция либидо похожа на жизненный порыв Бергсона. [5]
Идея жизненного порыва оказала значительное влияние на психиатра и феноменолога Эжена Минковского и его собственную концепцию личного порыва. [6] – элемент, который помогает нам соприкоснуться с ощущением жизни. [7]
Критика
[ редактировать ]- генетики сходятся во мнении, что они не видят никакой «жизненной силы», кроме организационной матрицы, содержащейся в самих генах . По мнению Р.Ф. Вейра, [8] [ нужен лучший источник ]
- Британский («движущая сила светский биолог -гуманист Джулиан Хаксли Бергсона сухо заметил, что жизненный порыв не является лучшим объяснением жизни, чем объяснение работы железнодорожного двигателя с помощью его élan locomotif локомотива»). Та же предполагаемая эпистемологическая ошибка пародируется в , Мольера «Воображаемом недуге» где шарлатан «отвечает» на вопрос: «Почему опиум вызывает сон?» с «Из-за его снотворного действия». [9] Однако Хаксли использовал термин «жизненный порыв» в более метафорическом смысле:
Когда я последний раз был в Нью-Йорке, я пошел прогуляться, оставив позади Пятую авеню и деловой район, на людные улицы возле Бауэри. И пока я был там, я внезапно почувствовал облегчение и уверенность. Был élan vital по Бергсону — была ассимиляция, заставляющая жизнь оказывать такое же сильное давление, хотя и воплощенное здесь в форме человека, как это всегда было в самый ранний год эволюции: была движущая сила прогресса.
— лекция 1, НП, [10]
- Автор и популярный христианский богослов К.С. Льюис отверг концепцию Бергсона в своем эссе «Вес славы» , заявив: «... даже если бы все обещанное ими счастье могло прийти к человеку на земле, тем не менее, каждое поколение потеряет его со смертью, включая последнее порождать все, и вся история была бы ничем, даже не историей, во веки веков. Отсюда вся ерунда, которую вкладывает г-н Шоу в заключительную речь Лилит, и замечание Бергсона о том, что жизненный порыв способен преодолеть все. препятствия, возможно, даже смерть — как если бы мы могли поверить, что любое социальное или биологическое развитие на этой планете задержит старение Солнца или обратит вспять второй закон термодинамики ». [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Изд. С. Аткинсона, Книга философии (2011), стр. 227
- ^ Эрик Бенре, Руководство по психиатрии и психоанализу для непрофессионалов (1976), с. 98-9
- ^ Л. Викка, Внутренняя ценность природы (1997), с. 56-7
- ^ К. Анселл-Пирсон, Germinal Life (2012), с. 21
- ^ Юнг, Карл Густав (1916). Психология бессознательного — исследование трансформаций и символики либидо, вклад в историю эволюции мысли . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания. п. XXVI. ISBN 9780598448019 .
- ^ Х. Шпигельберг, Феноменология в психологии и психиатрии (1972), с. 244
- ^ Дж. Пиккьоне, Новый авангард в Италии (2004), с. 16
- ^ РФ Вейр, изд., Гены и человеческое самопознание (1994), с. 37
- ^ Один ученый врач спросил меня / причина и причина / Опиум вызывает сон. / A quoi отвечаю я, / Потому что есть в нем / сонная добродетель, / Чья природа / чувство ассупире. Воображаемый Le Malade (французский Wikisource)
- ^ Документы Дж. Хаксли Библиотека Университета Райса (из Интернет-архива)
- ^ К.С. Льюис, Сборник эссе (2000), с. 99