Манфредо Сеттала
Манфредо Сеттала | |
---|---|
![]() Манфредо Сеттала | |
Рожденный | |
Умер | 6 февраля 1680 г. | (79 лет)
Национальность | миланский |
Род занятий | Канон, коллекционер |
Известный | Септалианский музей |
Родители) | Людовико Сеттала и Анджела Сеттала (урожденная Арона) |
Манфредо Сеттала (англ. Итальянский: [maɱˈfreːdo setˈtaːla] ; 1600–1680), сын известного врача Людовико Сеттала (1552–1633), итальянский священнослужитель и учёный. [ 1 ] Друг Кассиано даль Поццо , он создал в Милане Музей Сеттала — один из первых в мире музеев естественной истории .
Биография
[ редактировать ]Манфредо Сеттала учился в университетах Пизы и Сиены , где подружился с Фабио Киджи (будущим Папой Александром VII ). [ 1 ] Он получил ученые степени в области права и языков, но посвятил себя изучению наук – математических, физических и механических. [ 2 ] Обучение в Пизе пробудило в нем интерес к оптике , и он научился самостоятельно шлифовать научные зеркала и линзы, а также конструировать оптические инструменты, которые использовал в своих исследованиях. [ 1 ]
В юности он много путешествовал по Италии и зарубежным странам, собирая предметы старины, произведения искусства и другие редкости. [ 1 ] После его возвращения в Италию в 1629 году кардинал Федерико Борромео рукоположил его в каноника Сан-Назаро в Броло , церкви недалеко от фамильного дворца на Виа Пантано. [ 2 ] Это назначение позволило ему провести остаток своей жизни за изучением различных научных предметов. [ 2 ] Инженер изобретатель и , он стал особенно известен своими самодельными оптическими и механическими приборами, например, параболическими зеркалами .
В 1655 году Сеттала отправился в Рим, чтобы засвидетельствовать избрание своего друга Фабио Киджи Папой Александром VII, отчасти в надежде, что папское благословение его музея увеличит его размер и престиж; он воспользовался этой поездкой, чтобы начать свои отношения с немецким иезуитским эрудитом Афанасием Кирхером . [ 3 ]
Манфредо Сеттала был Генри Ольденбурга . миланским корреспондентом [ 4 ] [ 5 ] Сеттала также переписывался с Антонио Мальябечи и Франческо Реди . [ 6 ] 3 октября 1667 года было предложено избрать его членом Королевского общества , но решение было отложено до следующего собрания, на котором, однако, вопрос больше не поднимался. [ 5 ]
Манфредо Сеттала умер в Милане 6 февраля 1680 года.
Септалианский музей
[ редактировать ]
На создание собственной коллекции Манфредо вдохновился в пятнадцатилетнем возрасте после посещения Дворца дожей в Мантуе , где он увидел невероятные сокровища. [ 1 ] Он накопил многочисленные археологические реликвии, картины, рукописи и диковинки, которые были показаны приезжим ученым. Продолжая свои научные усилия, он основал при своем музее лабораторию , в которой проводил эксперименты. Сеттала приобрел большое количество часов, математических и астрономических инструментов, а также аппаратов экспериментальной физики, которые были выставлены в его музее в дополнение к многочисленным механизмам, инструментам и устройствам его собственной конструкции и конструкции. [ 1 ]
Музей, созданный Манфредо Сеттала, в свое время был одним из важнейших культурных учреждений Милана и имел международную известность. Он располагался в семейной резиденции Палаццо Сеттала, которому сегодня 26 лет, на улице Пантано. Палаццо на Виа Пантано этого «итальянского Архимеда», как называли Манфреда, круглый год посещали иностранные гости. Визит Николаса Стено в Сетталу летом 1671 года был записан Паоло Марией Терцаго, который описал, как Стено проводил вскрытие в доме Сетталы. Джон Эвелин , Бальтазар де Монконис и Филип Скиппон посетили музей во время своего путешествия в Италию. [ 7 ] [ 8 ] Такие посетители, как немецкий физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус , один из пионеров производства фарфора в Европе, специально приехали в Милан, чтобы встретиться с Сетталой и обсудить с ним его изобретения. [ 9 ]
Манфредо завещал свою коллекцию предметов естественной истории, различных инструментов и картин Амброзианской библиотеке . Это завещание, однако, не было выполнено ipso facto , поскольку у каноника было много племянников и племянниц, имевших свои собственные взгляды на этот вопрос, в частности одна из них, Мария Сеттала, вышедшая замуж за одного из членов семьи Кревенна, отказавшаяся дать то, что она считала своими правами, и была удовлетворена только тогда, когда удалила некоторые фотографии. Лишь в 1751 году наследие каноника Манфредо было подтверждено указом миланского сената, который передал коллекцию Амброзианской библиотеке, где через 70 лет после смерти завещателя она была должным образом установлена. Коллекция Сетталы была уничтожена во время Второй мировой войны . Однако некоторые предметы из коллекции Сетталы до сих пор сохранились в различных итальянских музеях.
Коллекцию Манфредо Сетталы каталогизировал и описал итальянский физик и философ Паоло Мария Терцаго (1610–1695). Каталог Терцаго был опубликован на латыни в 1664 году и в итальянском переводе в 1666 году; еще одно итальянское издание появилось в 1677 году. [ 10 ] В Амброзианской библиотеке хранится оригинальная рукописная опись коллекции. В состав коллекции вошли музей , мастерская , библиотека и картинная галерея . Библиотека была тесно связана с интересами Сетталы: оптикой, математикой , этнографией и путешествиями. В художественную галерею вошли несколько работ выдающихся художников эпохи Возрождения , таких как Феде Галиция , Рафаэль , Брейгель и Леонардо да Винчи . [ 11 ] [ 12 ] В музее насчитывалось около 3000 экспонатов, включая научные инструменты , предметы из стекла и металла, камеи, медали и различные химические препараты. [ 13 ] В нем содержался полный набор природных и рукотворных предметов: зоологические и минеральные образцы; продукты растительного царства; предметы из Америки , Азии и Африки : серебро из Потоси , фарфор из Китая, китайские и японские тексты, написанные идеограммами , и египетские мумии ; оружие; музыкальные инструменты; и значительное количество археологических материалов и древних монет. [ 14 ] На выставке были представлены фигурные камни и скелеты, а также автоматы , зажигательные стекла и вечные двигатели. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сквиззато 2018 .
- ^ Jump up to: а б с Бедини, Сильвио (1994). Наука и инструменты в Италии семнадцатого века . Различный п. ЛИ. ISBN 9780860784425 .
- ^ Финдлен, Паула (1989). Музеи, собирающие научную культуру в Италии раннего Нового времени . Том. 2. Калифорнийский университет, Беркли. п. 442.
- ^ Тавернари 1976 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б АР Холл ; М. Боас Холл , ред. (1965–1973). Переписка Генриха Ольденбурга . Том. III. Мэдисон и Милуоки: Издательство Висконсинского университета. п. 456.
- ^ Тавернари 1976 , с. 44
- ^ Сеттис 2015 .
- ^ Скиппон, Филип, «Отчет о путешествии, совершенном через часть Нидерландов, Германию, Италию и Францию», в издании Джона Черчилля, « Сборник путешествий и путешествий» ; 8 томов. (Лондон, 1704–1752 гг.), VI, стр. 359–736; здесь стр. 575.
- ^ Финдлен, Паула (1994). Обладание природой. Музеи, коллекционирование и научная культура в Италии раннего Нового времени . Издательство Калифорнийского университета . п. 327. ИСБН 9780520205086 .
- ^ Паоло Мария Терцаго, Септалианский музей, Манфреди Септалае... Построен кропотливым трудом ..., Дертона, typis Filiorum qd. Елисей Виола, 1664. BnF S. 5536 и J. 5333; Паоло Мария Терцаго, Пьетро Ф. Скарабелли, Музей, ò Galeria adunata dal sapere, и в студии del Sig. Канонико Манфредо Сеттала нобиле миланский ..., Тортона, per li figliuoli del E. Viola, 1666, 1677
- ^ Бедони, Стефания; Де Векки, Пьерлуиджи (1983). Ян Брейгель в Италии и коллекционирование XVII века . Ротосет. п. 151.
- ^ Ньюджент, Томас (1778). Гранд-тур; или «Путешествие по Нидерландам, Германии, Италии и Франции» . Лондон: Дж. Ривингтон и сыновья. стр. 151–152 .
- ^ Jump up to: а б Эпоха чудес . Художественный музей Худа. 1991. с. 239. ИСБН 9780944722091 .
- ^ Берк, Питер (2013). Социальная история знаний. От Гутенберга до Дидро . Политическая пресса . п. 190. ИСБН 9780745676869 .
Библиография
[ редактировать ]- Пичинелли, Филиппо (1670). Университет миланских литераторов . Милан: Франческо Вигоне. стр. 406–408.
- Фоголари, Джино (1900). «Музей Сеттала». Ломбардский исторический архив . 3. 14 : 58–126.
- Бирн, Морис (1965). «Инструменты Клода Рафи в коллекции Манфредо Сетталы». Журнал Общества Галпина . 18 : 126–127. дои : 10.2307/841988 . JSTOR 841988 .
- Тавернари, Карла (1976). «Манфредо Сеттала, миланский коллекционер и ученый 1600-х годов». Анналы института и музея истории науки Флоренции . Я (1): 43–61. дои : 10.1163/221058776X00057 .
- Франк П. Бэр, «Музей или раритетная палата? Коллекция музыкальных инструментов Манфредо Сетталы в Милане 17 века», в книге « Для глаза и уха: музыка в художественных и раритетных камерах» , изд. В. Зайпель ([Вена], 1999). , 59 –71.
- Сеттис, Сальваторе (2015). «Вундеркамера Милана» . Иль Соле 24 Оре .
- Факчин, Лаура (2017). «Вокруг музея Манфредо Сеттала: иллюстрированные воспоминания и знаменитая дружба». История и историография искусства от Возрождения до барокко в Европе и Америке. Методология, критика, тематические исследования . Рим: 201–227.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сквиззато, Алессандра (2018). «Сеттала, Манфредо» . Биографический словарь итальянцев , том 92: Семино – Систо IV (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- Пасторини, Иоанн Креститель (1680). Заупокойная молитва о кончине выдающегося человека. Мистер. может. Манфредо Сеттала на похоронах, которые устраивают в Милане его лорды. внуки в базилике Сан-Назаро . в Милане: в археологической прессе.
- Терцаго, Паоло Мария (1664). Септалианский музей Дертонае: Типы сыновей Qd. Элисей Виола.