Jump to content

Спекулятивный дизайн

Спекулятивный дизайн — это практика проектирования, связанная с будущими дизайнерскими предложениями критического характера. Этот термин был популяризирован Энтони Данном и Фионой Раби как дочерняя компания критического дизайна . Цель состоит не в том, чтобы представить коммерческие проектные предложения, а в том, чтобы разработать предложения, которые идентифицируют и обсуждают важные проблемы, которые могут возникнуть в будущем. [1] Спекулятивный дизайн связан с будущими последствиями и последствиями отношений между наукой, технологиями и людьми. Он проблематизирует эту связь, предлагая провокационные сценарии будущего проектирования, в которых особое внимание уделяется технологиям и дизайну. [2] Эти дизайнерские предложения предназначены для того, чтобы вызвать дебаты о будущем, а не для маркетинга продуктов. [3]

Определение [ править ]

Данн и Раби , исследователи, придумавшие термин «спекулятивный дизайн», описывают его так:

«деятельность, в которой предположения так же хороши, как и знания, где футуристические и альтернативные сценарии передают идеи и где цель состоит в том, чтобы подчеркнуть последствия «бездумных» решений для человечества».

Энтони Данн и Фиона Рэби

Спекулятивный дизайн используется для того, чтобы бросить вызов предвзятым мнениям, поставить вопросы и спровоцировать дебаты. [4] Это открывает дизайнерам возможность представить возможное будущее.

Джеймс Огер утверждает, что спекулятивный дизайн «сочетает в себе обоснованные гипотетические экстраполяции развития новой технологии с глубоким рассмотрением культурного ландшафта , в котором она может быть развернута, для размышлений о будущих продуктах, системах и услугах». [5]

Спекулятивные дизайнеры разрабатывают альтернативные подарки, чтобы задаться вопросом, почему все обстоит именно так, и спрогнозировать будущее. Джеймс Огер объясняет, что эти альтернативные подарки могут радикально изменить нынешнюю практику и развивающиеся технологии. [5] путем применения различных идеологий и практик. [3]

Спекулятивный дизайн подчеркивает «философское исследование технологического применения»; оно имеет тенденцию выводить дискуссию о технологиях за рамки экспертов и охватывать широкую аудиторию. [5] Получающиеся в результате артефакты часто кажутся подрывными и непочтительными по своей природе; публике они выглядят по-другому, и это является ключом к инициированию дискуссий и стимулированию вопросов. [3]

Спекулятивный дизайн можно отличить от дизайна, действующего в коммерческих границах, где целью проектирования является прибыльность. Спекулятивный дизайн — это исследовательский жанр дизайна и подход «Исследование через дизайн» (RtD). [6]

и попытки ранние Истоки

Антидизайн и итальянский радикальный дизайн можно считать предками спекулятивного дизайна. [1] [2] Однако формат спекулятивного проектирования, каким мы его знаем сегодня, заимствован из практики критического проектирования. Оба связаны между собой и используют схожие подходы. Данн и Рэби описали критический дизайн как практику, которая «использует умозрительные дизайнерские предложения, чтобы бросить вызов узким предположениям, предубеждениям и данностям о роли продуктов в повседневной жизни». [ нужна ссылка ] Критический дизайн — это форма дизайна, в которой инструменты и процессы проектирования используются не для решения проблемы, а для переосмысления границ и параметров проблемы с критической точки зрения. Данн и Раби объяснили этот термин далее в своей книге «Нуар дизайна: секрет». Жизнь электронных объектов», как «Вместо того, чтобы думать о внешнем виде, удобстве использования или фирменном стиле, промышленные дизайнеры могут разрабатывать дизайнерские предложения, бросающие вызов общепринятым ценностям». [ нужна ссылка ]

Взаимосвязь между спекулятивным дизайном и критическим дизайном можно увидеть на примере Мэтта Малпасса, который разделил текущие современные методы дизайна на три классификации; первый — ассоциативный дизайн, второй — умозрительный дизайн и третий — критический дизайн. [2] Спекулятивный дизайн — это форма критического проектирования, которая касается будущих предложений. Он исследует будущие сценарии, чтобы задать вопрос «что, если?».

Некоторые попытки итальянского радикального дизайна можно рассматривать как умозрительный дизайн. Например, Этторе Соттсасс работал над «Планетой как фестивалем» в 1973 году. [7] Спекулятивный дизайн вдохновлен позицией и позицией итальянского радикального дизайна. [1] однако не обязательно имитирует его формат и мотивацию. [1]

Мотивация [ править ]

Спекулятивный дизайн направлен на то, чтобы бросить вызов капиталистическим направлениям дизайна и продемонстрировать их негативное влияние на практику дизайна. Данн и Раби отмечают, что этой практике способствовала гиперкоммерциализация дизайна в 1980-е годы. [1] [2] Дизайнеры изо всех сил пытались найти социальную модель, подходящую за пределами капиталистической экономики. Однако после финансового краха 2008 года возник интерес к поиску других альтернатив нынешним моделям проектирования. В этом смысле роль дизайна заключается в том, чтобы быть катализатором в создании альтернативных видений, а не быть источником самого видения. [8] [9]

Мотивация спекулятивных дизайнеров состоит в том, чтобы занять определенную позицию или отношение к текущей практике проектирования и предложить альтернативы. [1] [10] У дизайнеров могут быть разные точки зрения на то, как они представят дизайнерскую идею или основную проблему. Брюс и Стефани Тарп определяют различные позиции дизайнеров по отношению к своим проектам; они могут быть: декларативными, наводящими на размышления, любознательными, способствующими и подрывными. [10]

Оже расширяет это обсуждение, объясняя, что должен делать умозрительный дизайн, упоминая его аспекты:

  1. «Расположить возникающие (еще не доступные) технологические «элементы» для выдвижения гипотез о будущих продуктах и ​​артефактах, или
  2. применять альтернативные планы, мотивации или идеологии к тем, кто в настоящее время управляет технологическим развитием, чтобы облегчить новое расположение существующих элементов, и
  3. развивать новые взгляды на большие системы». [11]

Цель:

  1. «Спросить: какое будущее (или настоящее) лучше?»
  2. Обеспечение лучшего понимания потенциальных последствий конкретной (революционной) технологии в различных контекстах и ​​различных масштабах – с особым акцентом на повседневную жизнь.
  3. Перемещение дизайна «вверх по течению» – чтобы не просто упаковать технологию в конце технологического пути, но и повлиять на этот путь с самого его зарождения». [11]

Теоретически [ править ]

Спекулятивный дизайн основан на предположениях и предположениях; его ценность заключается в размышлениях о будущих сценариях, в которых дизайн будет использоваться в определенном контексте для демонстрации идеи или идеи дебатов. [2] Наиболее важной целью спекулятивного дизайна является введение изменений, а не соответствие статус-кво. По мнению Йоханнессена, Кейча и Петтерсена, аспекты изменений можно разделить на три элемента:

  • Политические и социальные изменения,
  • Изменение ценности продукта и пользовательского опыта
  • Эстетика [12]

Спекулятивные дизайнеры не предлагают, какое будущее является предпочтительным; они позволяют обществу решать, какое будущее для них является предпочтительным, тогда как позитивный дизайн, правительство и промышленность фактически решают свое предпочтительное будущее и создают его. [1] Это побуждает аудиторию предлагать свое предпочтительное будущее, которое не имеет прямого отношения к сегодняшнему представлению о том, каким должно быть будущее, и это повышает осведомленность общества о том, как оно может повлиять на свой выбор на будущее; [8] логика «законов» будущего предполагает, что если мы к чему-то стремимся, то в конечном итоге можем воплотить это в реальность, даже если сейчас это кажется невероятным. [13]

Спекулятивный дизайн вызывает дебаты о действиях, которые мы предпринимаем сегодня (в настоящем), которые формируют будущие события. Это побуждает пользователей быть переменами сегодняшнего дня. Это ставит под сомнение технологию на ранних стадиях; он занимается одомашниванием технологий и участием в разведке и добыче. Их допрос влечет за собой социальные и этические последствия. Он ставит под сомнение роль промышленного дизайна и дизайна продукции в развитии новой науки и технологий. [2] Спекулятивный дизайн как дочерний элемент критического дизайна построен на фундаменте Франкфуртской школы критики. Таким образом, критическое мышление является важным аспектом спекулятивного проектирования. [14] Критика норм, ценностей и того, почему мы проектируем, — вот что мотивирует дизайнеров-спекулянтов.

Дизайн по своей природе – это практика, ориентированная на будущее. [15] [16] Однако проблема заключается в том, что подавляющее большинство дизайнеров склонны следовать технологическим достижениям, не подвергая их сомнению и не ставя под сомнение последствия таких технологий. [8] Примером этого является широкое распространение социальных сетей и то, как это повлияло на общество (например, социальная дилемма ).

В этом случае дизайнеры не пытаются изменить будущее, а скорее адаптируют свой дизайн к тому, что они считают вероятным будущим. В этом смысле они рассматривают это как нечто, что они не могут изменить. В этом контексте спекулятивный дизайн направлен на то, чтобы повлиять на изменения, поднимая вопросы и провоцируя дебаты путем реализации спроектированных объектов. Спекулятивный дизайн использует объекты или прототипы, которые подразумевают неявное значение сложных социальных и технологических проблем. [ нужна ссылка ]

Чтобы подчеркнуть различия между позитивным и спекулятивным дизайном, Данн и Раби представили Манифест A/B, чтобы противопоставить их значения и подчеркнуть, что значит быть критическим или спекулятивным в дизайне. [1]

Плакат А/Б [1]
А Б
Утвердительный Критический
Решение проблем Проблема с поиском
Дает ответы Задает вопросы
Дизайн для производства Дизайн для дебатов
Дизайн как решение Дизайн как среда
На службе промышленности На службе обществу
Вымышленные функции Функциональные фикция
О том, как устроен мир Каким может быть мир
Измените мир так, как нам удобно Измените нас, чтобы мы соответствовали миру
научная фантастика Социальная фантастика
Фьючерсы Параллельные миры
«Настоящий» настоящий «Нереальное» настоящее
Рассказы о производстве Рассказы о потреблении
Приложения Подразумеваемое
Веселье Юмор
Инновации Провокация
Концептуальный дизайн Концептуальный дизайн
Потребитель Гражданин
Заставляет нас покупать Заставляет нас думать
Эргономика Риторика
Удобство для пользователя Этика
Процесс Авторство

На практике [ править ]

Спекулятивный дизайн можно рассматривать как отношение или позицию, а не как процесс или методологию. Йоханнессен и др. определил трехэтапный процесс спекулятивного проектирования:

  • Шаг 1 – Определите контекст для дискуссии
  • Шаг 2 – Придумывайте идеи, находите проблемы и создайте сценарий
  • Шаг 3. Материализуйте сценарий, чтобы спровоцировать аудиторию. [12]

Тактика, методы и стратегии спекулятивного проектирования широко варьируются. Это зависит от замысла дизайнера и тщательного управления результатом дизайн-проекта. [14]

Спекулятивный дизайн нуждается в «перцептивном мосте» между тем, что аудитория считает своей реальностью, и вымышленными элементами спекулятивной концепции. [5]

Тактика и стратегия спекулятивного проектирования:

а результатом умозрительного проектирования может стать проект в виде:

  • Парафункциональные прототипы [2]
  • Постоптимальные прототипы [2]

Смежные практики [ править ]

Спекулятивный дизайн имеет множество смежных практик, включая критический дизайн , дискурсивный дизайн, [10] и дизайнерская фантастика . У них схожие мотивы, но разные цели или целевые области.

Критика [ править ]

Самая значительная критика критического и спекулятивного дизайна будет основана на понимании того, что дизайн не является функциональным или полезным, поэтому его нельзя рассматривать как дизайн. Основания для критики строятся на базовом понимании дизайна как деятельности по решению проблем. Напротив, спекулятивный дизайн связан с поиском проблем. В конечном итоге он не создает функциональные объекты, а скорее проблематизирует проблему или социальное значение. [17] [2]

Другая критика будет направлена ​​​​на спекулятивный дизайн, поскольку иногда он представляет антиутопическое будущее, действительно напоминающее жизнь других частей мира. Иногда его можно рассматривать как нишевую практику, которая представлена ​​только в высокоинтеллектуальных местах, таких как MOMA и Музей Виктории и Альберта . Он действительно рассматривает проблемы первого мира, а не глобальное будущее, как отметили Прадо и Оливейра в 2014 году. [18] [8]

Другая критика спекулятивного дизайна — это распространение и отражение. Формат и места представления спекулятивных дизайнерских предложений не предполагают методического подхода к взаимодействию с аудиторией и обществом в целом. Так называют Брюс и Стефани Тарп (послание в бутылке). [10] [19]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Данн, Энтони (2013). Спекулятивное всё: дизайн, фантастика и социальные мечты . Фиона Рэби. Кембридж, Массачусетс. ISBN  978-0-262-31850-1 . OCLC   865508664 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Малпасс, Мэтью (2017). Критический дизайн в контексте: история, теория и практика . Лондон. ISBN  978-1-4725-7517-3 . OCLC   952854981 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коултон, Пол; Бернетт, Дэн; Градинар, Адриан (17 июня 2016 г.). «Игры как умозрительный дизайн: позволяющие игрокам рассматривать альтернативные подарки и вероятные функции». DRS2016: Мышление, ориентированное на будущее . Том. 4. дои : 10.21606/drs.2016.15 . ISBN  9781912294046 . S2CID   53632887 .
  4. ^ Данн, Энтони (2005). Сказки Герца: электронные продукты, эстетический опыт и критический дизайн (изд. [2005 г.]). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  0-262-04232-0 . OCLC   61115612 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Оже, Джеймс (01 марта 2013 г.). «Спекулятивный дизайн: создание предположений» . Цифровое творчество . 24 (1): 11–35. дои : 10.1080/14626268.2013.767276 . ISSN   1462-6268 . S2CID   8044296 .
  6. ^ Фрейлинг, Кристофер (1993). Исследования в области искусства и дизайна . Королевский колледж искусств. Лондон: Королевский колледж искусств. ISBN  1-874175-55-1 . OCLC   48866129 .
  7. ^ Этторе Соттсасс-младший (1973). «Планета как фестиваль» . Ежеквартальный журнал дизайна (89): 7–16. дои : 10.2307/4090787 . ISSN   0011-9415 . JSTOR   4090787 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Якобсоне, Лиене (28 июля 2017 г.). «Критический дизайн как подход к следующему мышлению» . Журнал дизайна . 20 (sup1): S4253–S4262. дои : 10.1080/14606925.2017.1352923 . ISSN   1460-6925 .
  9. ^ Мазе, Рамия; Редстрем, Йохан (2009). «СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ: Критические практики проектирования и исследования» . Журнал исследовательского дизайна . 1 : 28–39.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Тарп, Брюс М. (2018). Дискурсивный дизайн: критические, умозрительные и альтернативные вещи . Стефани Тарп. Кембридж, Массачусетс. ISBN  978-0-262-03898-0 . OCLC   1029073813 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Оже, Джеймс (2014). «ПОЧЕМУ СЕРДЕЧНЫЕ ПРИАТКИ МОГУТ ОСТАТЬСЯ В ПРОШЛОМ» . Кунстлихт . 35 СПЕЦИАЛЬНЫХ: 37–59.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Йоханнессен, Леон Карлсен; Кейтч, Мартина Мария; Петтерсен, Ида Нильстад (июль 2019 г.). «Спекулятивный и критический дизайн — особенности, методы и практики» . Труды Общества дизайнеров: Международная конференция по инженерному проектированию . 1 (1): 1623–1632. дои : 10.1017/dsi.2019.168 . HDL : 11250/2638109 . ISSN   2220-4342 . S2CID   201145881 .
  13. ^ Ворос, Джозеф (2001). «Букварь по исследованиям будущего, прогнозированию и использованию сценариев» (PDF) . Перспектива, Бюллетень Форсайта . № 6 . {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митрович, Ивица (2015). «Введение в практику спекулятивного проектирования – Евтропия, практический пример» . Ассоциация хорватских дизайнеров, Академия художеств / Университет Сплита . Редакция: 1.0.
  15. ^ Линдли, Джозеф (5 июля 2016 г.). «Прагматическая основа дизайнерской фантастики» (PDF) . Материалы 11-й конференции EAD: Ценность исследований в области дизайна . Университет Шеффилда Халлама. дои : 10.7190/ead/2015/69 . ISBN  978-1-84387-393-8 . S2CID   146901197 .
  16. ^ Саймон, Герберт А. (1969). Науки об искусственном . [Кембридж]: [MIT Press]. ISBN  0-262-19051-6 . ОСЛК   4087 .
  17. ^ Рамия Мазе (2019). «Политика проектирования видения будущего * Журнал исследований будущего» . Журнал исследований будущего . 23 (3). дои : 10.6531/jfs.201903_23(3).0003 . S2CID   150775427 . Проверено 19 июня 2021 г.
  18. ^ Прадо де О. Мартинс, Луиза (31 августа 2017 г.). «Под вопросом «критическое» в спекулятивном и критическом дизайне» . Середина . Проверено 20 июня 2023 г.
  19. ^ Тонкинвайз, Кэмерон (2015). «Дизайн-фантастика о критическом дизайне» . Способы критики .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 377526515cd4ded24a0b4e527311de48__1717216260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/48/377526515cd4ded24a0b4e527311de48.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Speculative design - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)