Энн Роуз
Энн Розель (урожденная Гьенге Анна ; 20 марта 1894 — 31 июля 1989) — американская оперная драматическая сопрано .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Розелле родилась Гьенге Анна в Тыргу-Секуйеске (Кездивашархей), в то время в Венгрии, ныне Румыния, в составе многочисленного населения города, состоящего из венгров Секели . (В некоторых источниках местом ее рождения является Будапешт .) Она закончила обучение в Чиксереде ( Миеркуря-Чук ), Секелюдвархеи (Тыргу-Секуеск) и Клуж-Напоке . Она дебютировала в Будапеште в роли Илуски в «Яноше Витезе» Понграца Качо. В 1912 году она вышла замуж за банкира Арпада Рознера в Тимишоаре ( Timisoara ), [ 1 ] и они вместе переехали в США в этом году вместе с ее матерью и отчимом. [ 2 ] [ 3 ] Розель играла в Будапеште и училась актерскому мастерству у Сиди Ракоши . в молодости [ 4 ] [ 5 ] Она училась пению у Эстель Либлинг в Нью-Йорке. [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]Розель пела в Нью-Йорке, [ 7 ] с Метрополитен-опера в 1920 году в партии Мюзетты в «Богеме» . Дебютировала 4 декабря 1920 года в составе Фрэнсис Альда , Беньямино Джильи (его третье выступление в МЕТ), Антонио Скотти и Адамо Дидура . [ 1 ] С 1922 года она в течение двух лет пела с Оперной труппой Сан-Карло . [ 8 ] [ 9 ] был приглашенным солистом Миннеаполисского оркестра , [ 10 ] [ 11 ] гастролировал по центральной части США в сезоне 1922–1923 годов, [ 12 ] и частная компания Антонио Скотти [ 1 ] затем вернулся в Европу. Она присоединилась к Дрезденской опере в 1925 году, чтобы исполнить заглавную партию в первом немецком исполнении « Турандот » Пуччини вместе с Рихардом Таубером под управлением Фрица Буша (4 июля 1926 года). Она представила первую «Турандот» в США за пределами МЕТ в Сан-Франциско (1927), а в следующем году — первое выступление в Вероне с Жоржем Тиллем (1928). [ 1 ] Она пела в Будапеште, Милане, Вене, Лондоне, Париже и Берлине. [ 13 ] и был частью радиопередачи «Бала-маскарада » Верди с Марией Ольшевской . [ 2 ] Она также была известна тем, что исполнила заглавную партию в опере Верди «Аида» и Леонору в «Трубадуре» и других. [ 9 ] [ 14 ]
Розель вернулась в Соединенные Штаты в конце 1929 года и пела в Карнеги-холле . [ 15 ] Газета New York Times сообщила, что «ее более высокие тона обычно воспроизводятся с прекрасным резонансом, цветом и абсолютной точностью звука». [ 16 ] в США В 1931 году она снялась в первом исполнении Воццека с Филадельфийским оркестром под руководством Леопольда Стоковского , а также в MET в качестве своего последнего выступления там. [ 1 ] Также в 1931 году она исполнила первую в Америке немецкоязычную версию « » Рихарда Штрауса под Электры управлением Фрица Райнера , включив в нее также Маргарет Маценауэр , Шарлотту Бернер и Нельсона Эдди . [ 1 ]
В период с 1926 по 1938 год она регулярно пела в Будапеште, где была участницей труппы в 1936–1937 годах. Ее роли охватывали редко встречающийся репертуар от «Констанцы» Моцарта до «Турандот», а также Недду и Сантуццу (друг за другом), Баттерфляй, Маргит («Фауст»), Тоску, Леонору («Трубадур»), Элизабет («Тангейзер»), Саффи («Зигеунербарон»), Мими, Дездемона и Донна Анна. В 1936 году она отправилась в тур по своей родине, Трансильвании, с подборкой Кодая венгерских народных песен , а также гастролировала по венгерским городам, таким как Сегед , Мишкольц , Надьканижа , Дебрецен . В 1935 году она получила роль в фильме «Алло, Будапешт». [ 1 ]
В 1934 году она вернулась в Карнеги-холл, в «Орфей и Эвридика» . [ 17 ] и поехал в Лондон петь Турандот [ 18 ] со своими партнерами Эйде Норена , Армандом Токатяном и Эцио Пинза . [ 1 ]
Ее возможное последнее выступление в постановке полной оперы состоялось в 1941 году в « Моцарта Дон Жуане» с ее партнерами Эцио Пинца , Тито Скипа , Маргит Бокор, Лёринц Альвари под управлением Ласло Халаса . Есть 35-минутная запись этого выступления. До 1946 года она также пела арии на различных концертах. [ 1 ]
В 1946 году она пела на разнообразном «поп-концерте» в Карнеги-холле, разделив программу с венгерским пианистом Эрно Балогом , Хадди Ледбеттером , Мэри Лу Уильямс , Томом Скоттом , Сьюзен Рид и другими. [ 19 ] Нью-Йорка В 1948 году она дала сольный концерт в ратуше . [ 20 ] Записала оперные арии и песни Шуберта и венгерских композиторов на 26 пластинок.
После того как она ушла со сцены, Розель преподавала вокал в Филадельфии. [ 2 ] [ 3 ] В последние годы своей жизни она работала художником в Южном колледже Флориды , пока не ушла с преподавательской деятельности в 1967 году. [ 21 ]
Розель сделала несколько записей в Берлине в 1920-х годах. [ 22 ] В 1934 году она дала интервью, в котором осуждала влияние записанной музыки на живую музыку. [ 23 ] В 1971 году она дала еще одно интервью, выражая благодарность за возможность вернуться в прошлое посредством записей. [ 21 ]
Энн Розель сделала свои первые записи под своим именем Анна Дьенге для Виктора (Камден, 1916–17), затем последовали записи для Полидора (Берлин, 1926–28 и Париж, 1932). В 1948 году она записалась в Нью-Йорке для Continental и Remington.
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1912 году Розель вышла замуж за венгерского банкира Арпада (позже Дэвида в Америке) Рознера; у них родился сын Джордж. [ 24 ] [ 21 ] Она овдовела, когда Рознер умер в 1956 году; В последние годы своей жизни она жила в доме престарелых в Лейкленде, Флорида . [ 25 ] Она умерла в 1989 году в возрасте 95 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Забытые венгерские певицы – Гьенге Анна» . Карузо . 19 декабря 2012 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Зум-Биндер, Андреа. «Розель, Энн» . Кантабиле-Субито . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Стейн, Дж. Б. (2002). «Розель, Энн» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.o904378 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ «Анна Розель» . Бьютт Шахтер . 30 апреля 1923 г. с. 6 . Проверено 10 июня 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Вспоминание детского опыта помогает сделать ребенка лучшей матерью» . Таймс . 16 мая 1927 г. с. 10 . Проверено 10 июня 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ Дин Фаулер, Аландра (1994). Эстель Либлинг: исследование ее педагогических принципов как расширение и развитие метода Маркези, включая обзор ее музыки и редактирование для колоратурного сопрано и других голосов (доктор философии). Университет Аризоны .
- ^ Франк, Тибор (31 декабря 2008 г.). Двойное изгнание: миграция еврейско-венгерских специалистов через Германию в США, 1919-1945 гг . Питер Лэнг. п. 232. ИСБН 978-3-03911-331-6 .
- ^ Кляйн, Герман (30 августа 1923 г.). «Некоторые из звезд, которые засияют на оперном небосклоне Сан-Карло!» . Музыкальный курьер . 87 : 9. ISBN 9780931340185 .
- ^ Jump up to: а б «Розель повторяет триумф в Бостоне» . Музыкальный курьер . 87 : 26. 6 декабря 1923 г.
- ^ «Анн Розель, занятая художница» . Музыкальный курьер . 85:40 . 10 августа 1922 г.
- ^ «Объявлены планы оркестра Миннеаполиса» . Музыкальный курьер . 85 : 29. 14 сентября 1922 г.
- ^ «Успех Анны Розель на сольном концерте в Уэллсвилле» . Музыкальный курьер . 85:38 . 2 ноября 1922 г.
- ^ «Анн Розель сыграет главную роль в Италии» . Республиканец Фресно Морнинг . 7 октября 1928 г. с. 22 . Проверено 10 июня 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Анн Розель поет Аиду». Нью-Йорк Таймс . 24 сентября 1925 г. с. 29 – через ProQuest.
- ^ «Событие: Энн Розель, Сопрано» . Карнеги Холл . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ «Анн Розель в сольном концерте». Нью-Йорк Таймс . 26 октября 1929 г. с. 14 – через ProQuest.
- ^ «Анна Розель в «Орфее» ». Нью-Йорк Таймс . 9 декабря 1934 г. с. N6 – через ProQuest.
- ^ « Лоэнгрин поет труппа Галло». Нью-Йорк Таймс . 3 марта 1934 г. с. 8 – через ProQuest.
- ^ «Балог на поп-концерте». Нью-Йорк Таймс . 5 июня 1946 г. с. 32 – через ProQuest.
- ^ «Розель слышна на концерте песен». Нью-Йорк Таймс . 25 марта 1948 г. с. 34 – через ProQuest.
- ^ Jump up to: а б с Лурс, Долли (23 декабря 1971 г.). «Музыка прошлого, возрожденная с помощью электроники» . Тампа Трибьюн . п. 6 . Проверено 10 июня 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ Кляйн, Герман (1990). Герман Кляйн и граммофон: серия очерков о бельканто (1923), граммофоне и певце (1924–1934), обзорах новых классических вокальных записей (1925–1934) и других сочинениях с граммофона . Корпорация Хэла Леонарда. п. 403. ИСБН 978-0-931340-18-5 .
- ^ Гилберт, Дуглас (22 июля 1934 г.). «Консервированная музыка угрожает разрушить карьеру многих, готовящихся к опере, протестует Анн Розель» . Новости Оклахомы . п. 8 . Проверено 10 июня 2020 г. - через Newspapers.com.
- ^ «Анн Розель восхитительно удивлена» . Музыкальный курьер . 85:32 . 14 сентября 1922 г.
- ^ Эгнер, Дайан (8 марта 1982 г.). «Звезда оперы вспоминает дни славы» . Тампа Трибьюн . п. 15 . Проверено 10 июня 2020 г. - через Newspapers.com.
Литература
[ редактировать ]Джим Макферсон: Энн Розель в "The Record Collector Vol. 47 No.4", декабрь 2002 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- « Анн Розель (Сопрано)» Забытые оперные певицы (11 июня 2016 г.). Сообщение в блоге о Розелле.
- Энн Розель подписывает Турандот на записи 1926 года; на YouTube.