Московский авиационный институт
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2014 г. ) |
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | |
![]() | |
Прежние имена | Moscow Aviation Institute named after Sergo Ordzhonikidze |
---|---|
Тип | Общественный |
Учредил | 29 августа 1930 г. |
ректор | Михаил Погосян |
Академический состав | 3850, 1100 докторов наук, 450 профессоров |
Студенты | 20 000, 1 250 иностранных студентов |
Расположение | , Россия 55 ° 48'29 "N 37 ° 30'11" E / 55,808 ° N 37,503 ° E |
Цвета | Глубокий небесно-голубой и белый |
Веб-сайт | Может |
Moscow Aviation Institute (National Research University) ( MAI ; Russian : Московский авиационный институт , МАИ) is one of the major engineering institutes in Moscow , Russia . [1] [2] С момента своего создания МАИ возглавляет развитие аэрокосмических технологий как в России, так и во всем мире. В университете особое внимание уделялось лабораторному обучению в области прикладных наук и техники, отвечающему потребностям аэрокосмической промышленности.
Во время Великой Отечественной войны часть университета была эвакуирована в Алматы , Казахстан . Сотрудники и студенты продолжали работать над исследованиями и военным производством на протяжении всей войны.В послевоенный период университет расширял и осваивал новые технологии эпохи реактивных самолетов. Исследования, проведенные в университете, способствовали провозглашению космической эры.
В составе университета более 160 тысяч специалистов, 250 главных конструкторов аэрокосмической отрасли. 50 академиков РАН , 100 , 22 космонавта летчиков-испытателей и 60 олимпийских чемпионов в разных видах спорта.
Выпускники института составляют костяк многих компаний, таких как , Микоян , Ильюшин , Туполев , Яковлев , Бериев , Мясищев , Московский вертолетный завод имени Миля ОАО Ракетно-космическая корпорация " " им Сухой , Энергия . Производственный космический центр , НПО Энергомаш , Алмаз-Антей и другие.
История
[ редактировать ]Основание и видение
[ редактировать ]В СССР стояла задача – подготовить за пять лет (1930–1935) в период индустриализации СССР 435 тысяч инженеров и техников, тогда как в 1929 году их число составляло 66 тысяч. [3]
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) был создан 20 марта 1930 года как Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ) по приказу Верховного Совета народного хозяйства с целью обеспечения подготовки квалифицированных кадров для авиационной промышленности. аэромеханический факультет МГТУ имени Баумана Основу нового вуза составил . 29 августа 1930 года университет был переименован в Московский авиационный институт. Вначале в нем было три факультета: авиационный, авиационных двигателей и аэродинамический. К своему десятому юбилею в 1940 году университет зарекомендовал себя как ведущий авиационный университет с 38 кафедрами, 22 лабораториями, студенческим конструкторским бюро и производственным комплексом.
Уникальность МАИ в том, что исторически он создавался для подготовки специалистов практически для всех подразделений и коллективов КБ авиационной промышленности.
![]() |
Вторая мировая война
[ редактировать ]22 июня 1941 года нацистская Германия вторглась в Советский Союз. Студенты и преподаватели были мобилизованы для работы в авиационных мастерских и конструкторских бюро. Многие студенты записались в ряды вооруженных сил во время битвы под Москвой , многие продолжали работать на авиационных производствах и в оружейных мастерских.
Университет был частично эвакуирован в Алматы ( Казахстан) под руководством Александра Яковлева . К 1942 году параллельно с алматинским кампусом начал функционировать московский кампус МАИ. Именно в мастерских МАИ в Алматы Михаил Калашников , легендарный конструктор винтовок, работал над своим АК-47 автоматом .
К 1943 году университет был полностью переведен обратно в Москву. Члены университета участвовали в исследованиях и разработке новых боевых самолетов и подсистем, а также в доработке и модернизации существующих самолетов для военных нужд.
В 1945 году институт награжден орденом Ленина .
Реактивный век и космический век
[ редактировать ]Хотя прототипы первых реактивных самолетов были созданы еще в 1910 году Анри Коандой , во время Второй мировой войны были сделаны значительные разработки. Архип Люлька сконструировал первый двухступенчатый центробежный компрессор ТРДД в 1938 году. Александр Березняк, выпускник МАИ, спроектировал первый в СССР реактивный самолет Березняка-Исаева БИ-1 в 1942 году.
После войны университет уделил особое внимание разработке новых технологий, необходимых для разработки реактивных самолетов, и быстро адаптировался к новым технологиям.Это было подчеркнуто в мае 1946 г., во время второй Студенческой технической конференции, профессорско-преподавательский состав института защитил 6 докторских диссертаций и 14 кандидатских диссертаций по различным вопросам создания реактивной авиации. 26 апреля 1946 года Микоян-Гуревич МиГ-9 стал первым действующим турбореактивным истребителем в СССР.
В этом же году на базе кафедры радиолокации был создан факультет радиоэлектроники для освоения новейших технологий в области радиолокации.
Эпоха вертолетов началась в СССР с двух ведущих пионеров МАИ Бориса Юрьева , изобретателя автомата перекоса на вертолетах, и Братухина , удостоенных Государственной премии СССР в 1946 году. В 1952 году была создана кафедра проектирования вертолетов под руководством проф. . Борис Юрьев.
В 1955 году университет отметил свой серебряный юбилей.
4 октября 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, открывший человечеству космос. Выпускники МАИ принимали активное участие в космической программе с момента ее зарождения под руководством Сергея Королева , легендарного главного конструктора и руководителя советской космической программы и Михаил Тихонравов главный конструктор спутников «Спутник-3» , «Луна-1» , «Луна-3» , «Луна-4» .
![]() |
Холодная война
[ редактировать ]Во время холодной войны студенты, преподаватели и выпускники университета участвовали в передовых исследованиях в области аэронавтики, разработки ракет и исследований в области вооружений. Они сыграли решающую роль в сохранении лидерства СССР в гонке вооружений в тесном сотрудничестве с аэрокосмической и оборонной промышленностью и научно-исследовательскими организациями, такими как ЦАГИ , Национальный институт авиационных технологий , ВИАМ , ЦИАМ , ЦНИИ ВВС , Летно-исследовательский институт имени Громова и другие.
Key figures from the university during this era were Rostislav Belyakov chief designer of MIG-29, Myasishchev , Mikhail Yangel , Sergey Mikheev chief designer of Kamov helicopters, Marat Tishchenko of Mil helicopters, Mikhail Reshetnev and others.
В 1962 году в университете было создано Студенческое конструкторское бюро (ОСКБ — объединение СКБ факультетов и кафедр), которое объединило различные факультеты и отделы института для разработки прототипов самолетов собственными силами и для более широкого участия студентов в проектных и производственных работах. Конструкторское бюро сегодня функционирует как ОККБЭС-МАИ http://oskbes.ru/english.html .
Московский авиационный институт сегодня
[ редактировать ]В настоящее время, [ когда? ] МАИ — единственный в России вуз, предоставляющий высококвалифицированные кадры для всего жизненного цикла авиакосмической продукции: от системного проектирования до внедрения передовых технологий в производстве, испытаниях, утилизации и утилизации самолетов.
Современный МАИ – уникальный вуз, где глубокие теоретические знания сочетаются с различными практическими навыками. К услугам студентов более 120 лабораторий, 3 студенческих конструкторских бюро, 3 специализированных ресурсных центра, опытно-конструкторский завод, аэродром.
В 1980 году институт награжден орденом Октябрьской Революции .
В 1993 году Московский авиационный институт получил еще одно название: «Государственный технологический университет». На сегодняшний день разработки в области воздухоплавания и космонавтики базируются преимущественно на деятельности профессоров института и выпускников университета.
Московский авиационный институт – крупный научно-исследовательский центр. Здесь разрабатываются важные научные идеи; открываются новые технологические принципы; изобретаются и конструируются новые устройства. Запатентовано пять фундаментальных научных открытий в области динамических систем; созданный здесь оптико-электронный прибор «Фотон» сейчас работает в космическом пространстве; инновационные источники энергии, основанные на изобретенных и созданных здесь новых принципах, в настоящее время используются в агрегатах самолетов и аэрокосмических систем и т. д.
В октябре 2009 года МАИ вошел в число 12 лучших вузов Российской Федерации. Решением Правительства РФ институту присвоено звание «Национальный исследовательский университет».
31 марта 2015 года Министерство образования реорганизовало Московский авиационный институт (МАИ) путем присоединения к нему Российского государственного технологического университета имени Циолковского (МАТИ).
ОСКБЭС МАИ
[ редактировать ]История создания самолетов в МАИ (Московский авиационный институт) началась одновременно с основанием института в 1930 году. Современное конструкторское бюро в МАИ было образовано в 1965 году как студенческое. Занималось созданием экспериментальных пилотных и дистанционно управляемых легких самолетов, которые разрабатывались по техническим заданиям различных организаций Министерства авиационной промышленности (МАП), Министерства гражданской авиации (МГА) и Министерства обороны (МОП). ).
В 1982 году приказом Минавиапрома ОКБ преобразовано в отраслевое экспериментальное студенческое конструкторское бюро авиастроения МАИ. Работу выполнили профессиональные инженеры. При необходимости приглашались сотрудники из числа студентов и преподавателей МАИ, а также из числа работников отрасли. Производственная база Авиационного завода (ЭОЗ) МАИ в опытно-конструкторском цехе (цех №3) укомплектована квалифицированными техническими специалистами. Работы ОСКБЭС по экспериментальному авиастроению неизменно получали высокие оценки отрасли. Их техническая новизна и полезность подтверждены девятью свидетельствами на внедрение и более чем двадцатью свидетельствами на изобретения. К концу 1980-х годов было спроектировано и построено шесть опытных самолетов разных типов: «Квант», БПЛА «Эльф-Д», малогабаритный БПЛА ПС-01, самолеты «Эльф», «Фотон» и «Юниор».
Основная структура, адрес и занимаемые им производственные площади в ОСКБЭС МАИ остались прежними. В качестве промышленной базы использовались ЭОЗ МАИ (цех № 3) и МАПО (Московский авиастроительный завод). 27 июля 1992 года в Авиарегистр МАК и Департамент авиационной промышленности Минпромторга России была направлена заявка на проведение инспекционных работ в ОКБ МА для получения свидетельства на право развития гражданского авиастроения. Сделано это было от имени акционерного общества "Авиатика". По результатам проверки Авиарегистр МАК выдал Акционерному обществу "Авиатика" Сертификат № Р-9 на право разработки легких гражданских самолетов. Это было 17 февраля 1993 года.
К самолетам, спроектированным и разработанным в ОСКБЭС, относятся
Одноместный самолет Авиатика-МАИ-890 — прошел сертификацию, имел временное Сертификат типа от 31 марта 1994 г. № 52В-890, срок действия до 1 апреля 1995 г., серийно производится РСК «МиГ»;Двухместный самолет Авиатика-МАИ-890У серийно выпускается РСК «МиГ»;Сельскохозяйственный самолет «Авиатика-МАИ-890СХ» серийно выпускается РСК «МиГ»;Одноместный самолет Авиатика-МАИ-900 высшего пилотажа ("Акробат")'Двухместный самолет «Авиатика-МАИ-910» со складывающимися на земле крыльями;Планер «Авиатика-МАИ-920»;Одноместный автожир «Авиатика-МАИ-890А» — опытный образец, находящийся на стадии летных испытаний.Основанием для производства самолетов «Авиатика» на заводе МАПО является Лицензионный договор, заключенный этим заводом с акционерным обществом «Авиатика» от 10 апреля 1995 года (контракт № 4276).
Коллектив ОСКБЭС продолжил работу в области легкой гражданской авиации совместно с МАПО МИГ.
27 апреля 1998 года Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета выдал Сертификат проектной организации Р-52 разработчика легких гражданских самолетов.
29 сентября 1999 года восемь сотрудников нашего конструкторского бюро, Московского авиационного института и РАК «МиГ» были награждены «Государственной премией Российской Федерации в области науки и техники» за проектирование и разработку легких многоцелевых самолетов в серийном производстве. Они есть:
Главный конструктор ОСКБЭС МАИ К. Жидовецкий (посмертно);ОСКБЭС МАИ заместитель главного конструктора (после смерти К. Жидовецкого —Главный конструктор) Н. Горюнов;ОСКБЭС МАИ, заместитель главного конструктора В. Дёмин;ОСКБЭС МАИ, заместитель главного конструктора В. Фейгенбаум;ректор МАИ А. Матвеенко;директор Опытного завода МАИ П. Огаджанов;генеральный директор завода РСК «МИГ» Г. Немов;Заместитель руководителя РСК «МИГ» О. Чуканцев.
Автожир МАИ-205 совершил первый полет в 2001 году, главный конструктор Андрей Зорин.
В 2002 году ОСКБЭС МАИ приступило к проектированию нового самолета МАИ-223. Этот самолет совершил первый полет в 2004 году.
В 2003 году ОСКБЭС МАИ приступило к работам по различным самолетам, дирижаблям и автожирам. Оно спроектировало и изготовило гондолы, мотогондолы, электродистанционное управление силовой установкой и хвостовое оперение дирижаблей НПО "РосАэроСистемы" Ау-30 и Ау-12М.
Проектирование и разработка автожира МАИ-208 начата в 2006 году. Первый МАИ-208 проходит испытания. ОСКБЭС МАИ представил МАИ-208 на второй международной выставке вертолетной индустрии «HeliRussia-2009» (21...23 мая 2009 г., Москва). Новый автожир вызвал большой интерес посетителей и прессы.
1 июля 2008 года Вадим Демин назначен главным конструктором ОСКБЭС МАИ. В том же году конструкторское бюро приступило к работе над новым многоцелевым четырехместным двухмоторным самолетом МАИ-407.
В 2009 году ОСКБЭС МАИ приступило к проектированию нового учебного планера МАИ-227.
Известные выпускники
[ редактировать ]Общее число выпускников МАИ исчисляется сотнями тысяч. Они работают в конструкторских бюро (зарубежных и отечественных), заводах, ремонтных мастерских, научно-исследовательских институтах, университетах, лабораториях, авиационных предприятиях, в Центре подготовки космонавтов и других авиационных и аэрокосмических инженерно-технологических учреждениях.
С 2007 по 2015 год Московский авиационный институт возглавлял , профессор Анатолий . Он окончил МАИ 1977 года.
Список известных выпускников:
Инженеры и ученые
[ редактировать ]- Guy Severin former General Director of JSC NPP Zvezda
- Михаил Погосян бывший генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации , сейчас (2019) — ректор МАИ
- Василий Мишин советский и российский ученый-ракетчик и инженер.
- Ван Юнчжи Китайский ученый-аэрокосмист, конструктор первых китайских пилотируемых космических кораблей «Шэньчжоу-5» и «Шэньчжоу-6».
- Александр Надирадзе , «отец» мобильных МБР
- Петр Грушин
- Валентин Близнюк , советский и российский авиаконструктор, главный конструктор Ту-160.
- Александр Дынкин
- Anatoliy Koroteyev
- Viktor Makeyev
- Genrikh Novozhilov
- Алексей Туполев
- Михаил Янгель
- Арсений Миронов , ученый-космонавт, инженер, пилот самолета
- Семен Косберг еврейский советский инженер, специалист в области авиационных и ракетных двигателей.
- Sergey Kapitsa son of Pyotr Kapitsa
- Алексей Пажитнов, создатель видеоигры «Тетрис»
- Игорь Зотиков
Космонавты
[ редактировать ](в порядке первого полета)
- Валерий Кубасов советский/российский космонавт.
- Валентин Лебедев Российский космонавт , занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, пребывание на борту космической станции «Салют-7» продолжалось 211 дней.
- Владислав Волков
- Vitaly Sevastyanov
- Aleksandr Ivanchenkov
- Светлана Савицкая, российский летчик и космонавт в отставке.
- Игорь Волк
- Gennadi Manakov
- Муса Манаров
- Viktor Afanasyev
- Анатолий Арцебарский
- Токтар Аубакиров
- Aleksandr Poleshchuk
- Yury Usachov
- Николай Бударин
- Aleksandr Lazutkin
- Pavel Vinogradov
- Леонид Каденюк
- Mikhail Tyurin
- Федор Юрчихин
- Михаил Корниенко
- Yelena Serova politician and former cosmonaut
послы
[ редактировать ]- Anatoly Dobrynin
- Leonid Zamyatin
- Михаил Смирновский
- Nikolay Firyubin
- и некоторые другие
Другой
[ редактировать ]- Александр Дугин русский философ
- Михаил Николаевич Задорнов российский стендап-комик и писатель.
- Нкейрука Эзех — российский керлер.
- Эдуард Успенский русский писатель и автор нескольких детских книг.
- Редактор Максима Шевченко , журналист и ведущий на телевидении и радио России.
- Евгения Чирикова российская экологическая активистка.
- Lyudmila Titova retired Russian speed skater
- Майк Финке, американский астронавт
- Валерий Ковалев российский предприниматель, филантроп и викимедиан.
- Татьяна Руссиян-Губанова, рекордсменка мира по российскому вертолетному спорту
Рейтинги
[ редактировать ]В 2015 году МАИ вошел в топ-200 рейтинга университетов (RUR). [4]
Годы | Национальный | ЭКСПЕРТ РА | ТРУБКА | QS БРИКС | QS ВЕЦА | ТО |
---|---|---|---|---|---|---|
2019 | 105 ↑ | 140 ↓ | ||||
2018 | 40 ↓ | 27 ↑ | 515 ↑ | 113 ↑ | 117 ↑ | 1001+ |
2017 | 25–27 ↑ | 32 ↑ | 526 ↓ | 131 ↓ | 121= | |
2016 | 28–29 ↓ | 35 ↓ | 510 ↑ | 121 ↑ | 121= | |
2015 | 20 ↑ | 28 ↑ | 557 ↑ | 131 ↑ | ||
2014 | 20–21 ↑ | 29 ↑ | – | – | – | |
2013 | 24–25 ↑ | 32= | – | – | – | |
2012 | 23–26 ↑ | 32 ↑ | – | – | – | |
2011 | 31–35 ↑ | 33 ↑ | – | – | – |
Школы
[ редактировать ]![]() | ![]() | ![]() |
- Школа №1. Авиационная техника
- Школа №2. Двигатели для летательных аппаратов
- Школа №3. Системы управления, информатики и электроэнергетические системы
- Школа №4. Радиоэлектроника для летательных аппаратов
- Школа №5. Институт бизнес-инжиниринга МАИ
- Школа №6. Космонавтика и ракетостроение
- Школа №7. Робототехнические и интеллектуальные системы
- Школа №8. Прикладная математика и физика
- Школа №9. Прикладная механика
- Школа №10. Социальная инженерия
- Факультет иностранных языков
- Подготовительная школа
Институты
[ редактировать ]- Непрерывное образование и повторная сертификация
- Предгоспитальные исследования
- Учебный центр компьютерных технологий
- Физматшкола ( Физматшкола )
- Серпуковское отделение МАИ (при ИИФ РФ)
- Институт военной науки
Филиалы
[ редактировать ]Институт также имеет несколько филиалов:
- Восход ( Ленинск , космодром Байконур )
- Vzlet ( Akhtubinsk )
- Strela ( Zhukovskiy )
- Kometa ( Khimki , former territorial faculty No. 20)
- Космическая техника ( Химки , бывший территориальный факультет №50)
Университеты-партнеры
[ редактировать ]Льежский университет , Бельгия
Технологический институт аэронавтики , Бразилия
Бедфордширский университет. Архивировано 19 февраля 2011 года в Wayback Machine , Великобритания.
- Дрезденский технологический университет , Германия
- Технический университет Берлина , Германия
- Hyperschall Technologie Gottingen. Архивировано 11 января 2018 года в Wayback Machine , Германия.
- Ингольштадтский университет , Германия
- Эслингенский университет , Германия
- Хайльброннский университет , Германия
- Технический университет Мюнхена , Германия, до 2005 г.
Бандунгский технологический институт , Индонезия
Бэйханский университет , Китай
Университет Чинг Юн , Тайвань
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» . Лучшие университеты . 16 июля 2015 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «Московский авиационный институт» . Исследовательские ворота . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Давид Петровский «Реконструкция инженерно-технического образования» 1930 г. http://alkruglov.narod.ru/z-petrisk.pdf
- ^ "Десять российских вузов попали в международный рейтинг RUR по качеству преподавания" . Retrieved 3 September 2015 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- на английском и других языках , а также на русском языке Официальный сайт (на русском языке) и (на английском языке)
- на русском языке Официальная страница Аэрокосмического факультета МАИ (на русском языке)
- МАИ.Exler.ru — студенческая энциклопедия (на русском языке)
- Самый популярный форум МАИ — более 13500 пользователей (на русском языке).
- Еще один форум МАИ (на русском языке)
- YouTube-канал МАИ (на русском) и (на английском языке)
- Официальная страница МАИ в Facebook (на английском языке)
- Московский авиационный институт
- Университеты и институты, созданные в Советском Союзе
- Национальные исследовательские университеты России
- Авиационные научно-исследовательские институты
- Аэрокосмические научно-исследовательские институты
- Инженерные вузы и колледжи России
- Научно-исследовательские институты в Советском Союзе
- Университеты в Москве