Альберт Терриен из Лакупери
Альберт Терриен из Лакупери | |
---|---|
Рожденный | Альбер Этьен Жан-Батист Террьен де Лакупери 23 ноября 1844 г. [ 1 ] [ 2 ] |
Умер | 11 октября 1894 г. [ 3 ] | (49 лет)
Научная карьера | |
Поля | Востоковедение по специальности филология |
Альбер Этьен Жан-Батист Террьен де Лакупери (23 ноября 1844 г. - 11 октября 1894 г.) [ 2 ] [ 3 ] был французским востоковедом , специалистом по сравнительной филологии . Он опубликовал ряд книг о ранних азиатских и ближневосточных языках сначала на французском, а затем на английском языке. Лакупери наиболее известен своими исследованиями И Цзин и своим аргументом, известным как китайско-вавилонизм , о том, что важные элементы древней цивилизации в древнем Китае пришли из Месопотамии и что существует сходство между китайскими иероглифами и аккадскими иероглифами.
Американский китаевед Э. Брюс Брукс пишет, что Лакупери «получил достаточно точное представление о периоде Весны и Осени , что за полвека до Чьен Му и Оуэна Латтимора он осознал , что «китайская» территория того периода на самом деле была пронизана сотами некитайские народы и даже государства». Брукс пришел к выводу, что «вся направленность мысли Лакупери все еще вызывает коллективную аллергическую реакцию в китаеведении и соседних науках; только теперь некоторые из более серьезных вопросов, которые он поднял и, несомненно, неправильно решил, стали нерешительно задаваться». [ 4 ]
Ранняя жизнь и имя
[ редактировать ]Биографические подробности о Терриен скудны, некоторые упоминания основаны на записях и предисловиях Королевского азиатского общества . Он родился в ноябре 1844 г. [ 1 ] [ 5 ] [ 4 ] в Ингувиле , Гавре , Нормандия . Он был потомком корнуэльской семьи Терриен, которая эмигрировала в 17 веке во время гражданской войны в Англии и приобрела собственность Ла Купери в Нормандии. В некоторых библиографиях к его имени добавляется «Барон». [ 6 ] и, по-видимому, он публиковался под именем Альбер Этьен Жан-Батист Террьен де Лааймонне Пейшот де Понсель, барон де ла Купери , [ 7 ] [ 8 ] но нет никаких записей о том, чтобы семья была облагорожена. Его отец был купцом, и Альберт получил бизнес-образование.
Карьера
[ редактировать ]В молодости он поселился в Гонконге, где вскоре переключил свое внимание с торговли на изучение восточных языков и приобрел особенно глубокие знания китайского языка. В 1867 году он опубликовал филологический труд « Du Langage, Essai sur la Nature et l'Etude des Mots et des Langues» (Париж, 8 томов), который привлек значительное внимание. Вскоре его внимание привлекли успехи в расшифровке вавилонских надписей, а также сходство китайских иероглифов с иероглифами раннего аккадского языка .
Сравнительная филология двух языков заняла большую часть его дальнейшей жизни, и он смог показать раннюю близость между ними. В 1879 году он поехал в Лондон, был избран членом Королевского азиатского общества и начал писать произведения на английском языке. В 1884 году он стал профессором сравнительной филологии применительно к языкам Юго-Восточной Азии в Университетском колледже Лондона .
В 1880-х годах он также работал по нескольким краткосрочным контрактам для работы над коллекцией восточноазиатских монет в Британском музее . [ 9 ] В 1892 году он опубликовал свой «Каталог китайских монет с VII века до нашей эры до AS 621», включая серию в Британском музее , за что Академия надписей во Франции наградила его премией Станисласа Жюльена в размере 1500 французских франков «за лучшая работа, касающаяся Китая». [ 10 ] [ 11 ]
Его последние годы были в основном заняты изучением «И Цзин», или «Книги перемен» . Его значение долгое время оставалось загадкой как для отечественных, так и для зарубежных учёных. что основу работы составляют фрагментарные заметки, преимущественно лексического характера, и заметил, что они имеют близкое сходство со слоговыми письмами Халдеи Терриен продемонстрировал , . В 1892 году он опубликовал первую часть пояснительного трактата «Старейшая книга китайцев» (Лондон, 8 томов), в котором изложил свою теорию природы И Цзин и дал переводы отрывков из нее. Однако трактат не был завершен до его смерти.
В знак признания его заслуг в области востоковедения он получил степень доктора наук в Левенском университете . Некоторое время он также получал небольшую пенсию от французского правительства, а после того, как она была отозвана, его друзья предприняли безуспешную попытку получить для него эквивалент от английского министерства. Дважды он был удостоен премии Станисласа Жюльена Академии надписей и изящной словесности за заслуги перед восточной филологией.
Смерть
[ редактировать ]Терриен умер в Лондоне в своей резиденции по адресу 136 Bishop's Road, Фулхэм , оставив вдову. [ 3 ]
Оценки теорий Лакупери
[ редактировать ]Переводы Лакупери и китайско-вавилонские теории о том, что истоки китайской цивилизации лежат в Месопотамии, произвели впечатление на публику, но были раскритикованы или отвергнуты китаеведами тогда и в последующие годы. Джеймс Легг , чьи переводы китайской классики появились одновременно с переводами Терриена и до сих пор считаются стандартными, поставил под сомнение китаеведческую компетентность Терриена. В обзоре Легге перевода « И Цзин» , сделанного Лакупери , утверждается, что только «поспешное невежество» могло привести к ошибкам, в том числе к неиспользованию основного справочника - Словаря Канси . Другой рецензент в то время назвал Терриен «правдоподобным чудотворцем». Но окончательный упадок компаративистских теорий Лакупери о происхождении китайской цивилизации был отмечен нападками из Лейденского университета китаеведа Густава Шлегеля . Шлегель и последующие востоковеды настаивали на независимом зарождении и развитии китайской цивилизации. В частности, эти ученые отмечали, что односложные Китайские иероглифы нельзя было приравнять к многосложным халдейским словам; что в любом случае ассириологические знания были «опасно неопределенными» и слишком ненадежными, чтобы делать такие заявления; и что даже не было установлено, что вавилонская цивилизация возникла раньше китайской. [ 12 ]
Теория Лакупери о вавилонском происхождении шестидесятилетней циклической календарной системы Ганжи оказалась немногим лучше, поскольку две системы различались как по концепции, так и по функциям: вавилонская десятичная система использовалась для счета до 60, где цикл начинался снова, а Китайская система объединила цикл из двенадцати и цикл из десяти. [ 13 ]
Идеи Лакупери привлекли внимание некоторых китайских интеллектуалов и националистов, таких как Лю Шипей (в его книге об изгнании (攘書, раншу)), Чжан Бинлинь (в его книге, книге насмешек (訄書, цюшу)) и Хуан Цзе (黃)節 в своей книге «Жёлтая история» (黃史)), в поддержку антиманьчжурских расистских теорий (основанных на теориях Герберт Спенсер и Желтая книга (хуаншу, 黃書) китайского историка Ван Фучжи ), бытовавшие в начале 20 века. [ 14 ] Его теория о западном происхождении китайской цивилизации примерно в то же время достигла Японии, академическое опровержение не помешало ей стать распространенной и популистской идеей. [ 15 ]
Идея мифического письма, родного для Формозы , была основана на формулировке автора, хотя он также отметил недостаточность качества информации из этого региона. [ 16 ]
Более весомым вкладом в науку стало определение Лакупери древних названий индийских письменностей Брахми и Харости на основе исследований китайских источников. [ 17 ]
Работает
[ редактировать ]Помимо упомянутых работ, Терриен был автором:
![]() | Этот список литературы неполный ; Вы можете помочь, добавив недостающие элементы . ( февраль 2012 г. ) |
- Ранняя история китайской цивилизации, Лондон, 1880, 8vo.
- По истории архаических китайских письменностей и текстов, Лондон, 1882, 8vo.
- Бумажные деньги девятого века и предполагаемая кожаная чеканка Китая, Лондон, 1882 г., 8vo.
- Колыбель расы Шан, Лондон, 1885 г., 8vo.
- Babylonia and China, London, 1887, 4to.
- Ввел ли Кир письменность в Индии? Лондон, 1887, 8vo.
- Языки Китая до появления китайцев, Лондон, 1887, 8vo; Французское издание, Париж, 1888 г., 8vo.
- Мириеки или каменные люди Кореи, Хартфорд, 1887, 8vo.
- Юэ-Ти и первые буддийские миссионеры в Китае, 1887 г., 8vo.
- Примечания Формозы; Мсс., Языки и расы , 1887, 8vo.
- Старовавилонские иероглифы и их китайские производные, Лондон, 1888, 8vo. Интернет в Интернет-архиве
- Джуртчен Мандшурии, 1889, 8vo.
- Неодносложность древнего китайского языка, Париж, 1889, 8vo.
- Ономастическое сходство Най Кванти Китая и Нахунте Сусианы, Лондон, 1890, 8vo.
- Эра Аршакидов по клинописным надписям, Лувен, 1891, 8vo.
- Как в 219 г. до н.э. буддизм проник в Китай, Лондон [1891?], 8vo.
- Меланжи: о древней истории стекла и угля и легенде о цветных камнях Ню-Ква в Китае [1891?], 8vo.
- О двух неизвестных эпохах ранней Азии, 330 и 251 гг. до н. э., 1891 г., 8vo.
- Шелковая богиня Китая и ее легенда, Лондон, 1891 г., 8vo.
- Каталог китайских монет VII века. до н.э. – 621 г. н. э., изд. Р. С. Пул , Лондон, 1892 г., 8vo. [ 18 ]
- Начало письменности в Центральной и Восточной Азии, Лондон, 1894 г., 8vo.
- '* ——— (1894). Западное происхождение ранней китайской цивилизации от 2300 г. до н.э. до 200 г. н. э.: Или: Главы, посвященные элементам, заимствованным из старых цивилизаций Западной Азии, в формировании древней китайской культуры . Лондон: Интернет-архив Asher & Co.
Многие из этих трактатов были перепечатаны из Журнала Королевского азиатского общества и других публикаций. Он также редактировал « Вавилонские и восточные записи» 1886 года. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Мосье Террьен де Лакупери» . Revue Internationale de Sinologie (на французском языке). В. Э. Дж. Брилл: 428. 1894.
- ^ Перейти обратно: а б Ингувиль Регистрация рождения 1844 г. 4E090878 запись №394 Архив 76 онлайн p203
- ^ Перейти обратно: а б с д и Карлайл, Эдвард Ирвинг (1898). . В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 56. Лондон: Смит, Элдер и компания
[Журнал Royal Asiatic Soc. 1895, с. 214; Атенеум, 1894 г., ii. 531; «Таймс», 15 октября 1894 г.]
- ^ Перейти обратно: а б Брукс, Э. Брюс (9 июня 2004 г.). «Альбер Террьен де Лакупери» . Синологи (биографический проект) . Массачусетский университет в Амхерсте . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 23 ноября 2010 г.
- ^ Карлайл, Эдвард Ирвинг; Райан, Джанетт (2005) [2004]. «Терриен Де Лакупери, Альберт Этьен Жан Батист». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/27143 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Хакер, Эдвард А.; Мур, Стив; Патско, Лоррейн (2002). И Цзин – Аннотированная библиография . п. 12. ISBN 978-0-415-93969-0 .
- ^ Предметный указатель современных сочинений, поступивших в библиотеку БМ в 1880-1885 годах... 1886. с. 180.
- ^ Десмет, Пит (1996). Натуралистическая лингвистика во Франции (1867-1922): природа, происхождение и эволюция языка (на французском языке). Издательство Питерс. п. 26. ISBN 9789068318784 .
- ^ Ван, Хелен . «История коллекции японских монет в Британском музее», Сакураки и др., Каталог коллекции японских монет (до Мэйдзи) в Британском музее , исследовательская публикация Британского музея 174, 2010 г. ISBN 978-086159-174-9 , стр. 1–12; Ван, Хелен. «Как монеты Куцуки Масацуны попали в Британский музей», там же , стр. 13–16.
- ^ Журнал Королевского азиатского общества 1893 г. (июль), с. 652.
- ^ Хелен Ван, «Краткая история китайской нумизматики на европейских языках», Early China, тома 35–36 (2012–2013). https://www.dartmouth.edu/~earlychina/docs/2012-2013/publorderonline2012-13.html Архивировано 22 августа 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Норман Дж. Жирардо, Викторианский перевод Китая: восточное паломничество Джеймса Легга (Беркли: University of California Press, 2002), 388–390. Жирардо подробно описывает разногласия, стр. 382–393.
- ^ Эндимион Уилкинсон, История Китая: новое руководство (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2013), стр. 497–498.
- ^ Шарлотта Ферт , «Интеллектуальные изменения, 1895–1920», в Фэрбенк, Джон Кинг; Твитчетт, Денис Криспин (1983). «1» . Кембриджская история Китая: Республиканский Китай, 1912–1949 гг . Том. 12. Издательство Кембриджского университета . стр. 355–6. ISBN 978-0-521-23541-9 .
- ^ Ёсихиро, Исикава (2003). «Антиманьчжурский расизм и рост антропологии в Китае начала 20 века» (PDF) . Китайско-японские исследования . chinajapan.org . Проверено 23 ноября 2010 г.
- ^ Лубоцкий, Александр; Шаекен, Джос; Виденхоф, Йерун (2008). Доказательства и контрдоказательства: очерки в честь Фредерика Кортландта. Том 2: Общая лингвистика . стр. 217. ИСБН 978-90-420-2471-7 .
- ^ Фальк, Гарри (1993). Письменность в древней Индии: исследовательский отчет с примечаниями (на немецком языке). Гюнтер Нарр Верлаг. С. 84–85, 106.
- ^ «Террьен де Лакупери: Каталог китайских монет» . Библиотека Синица 2.0 . Архивировано из оригинала 11 ноября 2010 года . Проверено 23 ноября 2010 г.
- Атрибуция
- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]или о нем Работы Альберта Террьена де Лакупери в Wikisource
медиафайлы, связанные с: Альбертом Террьеном де Лакупери. Викискладе есть
- Названия статей в Академии и др. «Библиография: 'Передача на Дальний Восток' » . Месопотамская астрономия и астрология . Проверено 23 ноября 2010 г.
- « Металлические каури Древнего Китая (600 г. до н. э.) » Терриен де Лакупери Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , новая серия, Vol. 20, № 3 (июль 1888 г.), стр. 428–439.
- Э. Брюс Брукс, «Альберт Терриен де Лакупери 1845–1894», Проект «Воюющие государства», Массачусетский университет, Амхерст.
- 1844 рождения
- 1894 смерти
- Французские писатели XIX века.
- Филологи XIX века
- Преподаватели Университетского колледжа Лондона
- Французские эмигранты в Гонконге
- Члены Королевского азиатского общества
- Французские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Французские китаеведы
- Французские ученые
- Люди, связанные с Британским музеем
- Писатели из Гавра
- Французы корнуоллского происхождения
- Британские писатели-мужчины XIX века
- Китайская нумизматика
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы