Бернард Уолтер Эванс
Бернард Уолтер Эванс | |
---|---|
![]() Б. В. Эванс | |
Рожденный | Вулвергемптон , Англия | 26 декабря 1843 г.
Умер | 26 февраля 1922 г. Бедфорд Парк, Лондон , Англия | (78 лет)
Место отдыха | Кладбище Харлоу-Хилл , Харрогейт , Северный райдинг Йоркшира |
Национальность | Британский |
Альма-матер | Бирмингемская школа искусств |
Известный | Пейзажная живопись и акварель. |
Движение | Романтизм |
Отец | Уолтер Свифт Эванс |
Родственники | Джордж Элиот (двоюродный брат); Фредерик Холлиер (шурин) |
Избранный | Королевское общество британских художников (1880 г.); Дикарь Клуб (1881 г.); Королевский институт художников-акварелистов (1887 г.) |
Бернард Уолтер Эванс (26 декабря 1843 — 26 февраля 1922) — британский художник-пейзажист и акварелист в романтическом стиле, работавший в основном в Бирмингеме , Уэльсе , Лондоне , Каннах и Северном райдинге Йоркшира . Поскольку он использовал «тяжелый, громоздкий» фургон, запряженный лошадьми , чтобы добраться до отдаленных мест в Йоркшире, его там прозвали Ван Эванс , и его можно было узнать по широкой шляпе , трубке и шейному платку . Он был известен своими тяжелыми днями рисования в суровые йоркширские зимы, с замороженными горшками с водой, небольшим количеством еды и только керосиновой печью , чтобы согреть руки.
Эванс был сыном гравера, а четверо его братьев и сестер были художниками. Он начал свое обучение в семь лет у Сэмюэля Лайнса . Он учился у Джорджа Уоллиса в Бирмингемской школе искусств , а затем у Эдварда Уотсона в Школе ландшафтного искусства. Он женился на Мэри Энн Элизе Холлиер, сестре Фредерика Холлиера , а одним из его двоюродных братьев был Джордж Элиот . Эванс был избран членом Королевского общества британских художников и Клуба дикарей , а также в течение многих лет был членом Королевского института художников-акварелистов .
Фон
[ редактировать ]Бернард Уолтер Эванс родился на Квин-стрит, Вулвергемптон , Стаффордшир, Англия. [ 1 ] [ 2 ] [ номер 1 ] 26 декабря 1843 г. [ 3 ] [ номер 2 ] Он был вторым сыном Уолтера Свифта Эванса ( Бирмингем, около 1819–1886 гг.), [ номер 3 ] который был гравером по золоту и серебру, гравером по медным пластинам и церковным мебельщиком. Его матерью была София, урожденная Спилсбери (род. Вулверхэмптон, около 1819 г.). [ 1 ] [ номер 4 ] Родители Эванса поженились в 1841 году, у них родилось тринадцать детей, пятеро из которых были художниками. [ 4 ] Среди братьев и сестер художника были: Эдмунд Уильям Эванс (1848–1908), Фрэнсис Майкл Эванс (1858–1937), Хелен Мэри Эванс (1859–1947) и Уилфред Годрик Эванс (1860–1912). [ 1 ] Джордж Элиот был их двоюродным братом. [ 3 ]
2 августа 1870 года в церкви Святого Луки в Кентиш-Тауне Эванс женился на Мэри Энн Элизе Холлиер ( Блумсбери, около 1832 г. - Ннаресборо , 1902 г.). [ 1 ] [ кол. 5 ] дочь гравера и сестра Фредерика Холлиера , [ 1 ] [ номер 6 ] и жили они в Лондоне, по адресу Парк-Парейд, 20, Харрогейт , [ 4 ] куда они переехали в 1890-х годах, [ 2 ] и Эванс оставался в Харрогейте примерно до 1911 года. [ 1 ] В католической церкви Святой Екатерины во Фроме 29 октября 1904 года Эванс женился повторно на Мэри Агнес Ховард, дочери Джозефа Ховарда из Фрома. [ 5 ] [ номер 7 ] Эванс умер в доме своей племянницы. [ 6 ] в Бедфорд-парке, Лондон , 26 февраля 1922 года. [ 3 ] [ 7 ] и был похоронен на кладбище Харлоу-Хилл , Харрогейт , Северный райдинг Йоркшира , 2 марта 1922 года вместе со своей женой Мэри Энн Элизой. [ 1 ] [ 8 ]
-
Дом и студия Эванса в Харрогейте (справа)
-
Остатки надгробий и столбов над могилой Бернарда и Мэри Эванс.
Обучение и карьера
[ редактировать ]
Эванс начал изучать искусство у Сэмюэля Лайнса в Бирмингеме, когда ему было семь лет. [ 9 ] [ 10 ] и там он «сделал копии пейзажей и руин с рисунков этого художника». [ 11 ] Затем он учился у Джорджа Уоллиса в Бирмингемской школе искусств . [ 1 ] [ 12 ] [ номер 8 ] а с девятнадцати лет в 1863 году он учился у Эдварда Уотсона (умер около 1920 года) в его Школе ландшафтного искусства. [ 7 ] [ 9 ] Там он выиграл несколько призов по три гинеи каждый (что эквивалентно 380,7 фунтов стерлингов в 2023 году). [ 13 ] которые были потрачены на зарисовочные туры в устье реки Мауддах недалеко от Бармута , Северный Уэльс . Его отец также финансово поддерживал его туры по рисованию. [ 11 ] В тот момент своей жизни Эванс получал похвалы от Эдварда Уотсона и Фредерика Генри Хеншоу за свою работу. [ 12 ]
Эванс был пейзажистом , акварелистом , [ 3 ] и рисовальщик, [ 2 ] который «был связан с Пугином в возрождении средневековой архитектуры », [ 3 ] через своего отца Уолтера Свифта Эванса. [ 2 ] У.С. Эванс помогал Пугину в реализации проектов в палатах парламента . [ 12 ] В 1864 году, когда Б. В. Эвансу был 21 год, он переехал в Лондон и «сделал себе имя как художник-пейзажист». [ 3 ] хотя большую часть своей жизни он проработал в районе Бирмингема. [ 1 ] Многие пейзажи Эванса были написаны в Йоркшире, Северном Уэльсе и Мидлендсе , хотя он и его жена провели несколько зим 1890-х годов на Французской Ривьере , где Эванс писал пейзажи недалеко от Канн . [ 1 ]
В 1880 году Эванс был избран членом Королевского общества британских художников . Он был «движущей силой создания» Общества художников лондонского Сити в 1880 году. [ 1 ] [ 3 ] и он был избран членом Savage Club в 1881 году. [ 1 ] Он присутствовал на первом ежегодном обеде Гильдии искусств и литературы в Лондоне в марте 1886 года. [ 14 ] С 1887 года и до самой смерти он был членом Королевского института художников-акварелистов . [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ]
Йоркширское соединение
[ редактировать ]28 февраля 1922 года газета Aberdeen Press and Journal опубликовала некролог, который включал следующие воспоминания примерно 1890 года: [ 9 ]
Связь г-на Эванса с Йоркширом представляет особый интерес для жителей графства. Вдохновение для многих своих картин он искал среди прекрасных окрестностей Уорфедейла , путешествуя по району в тяжелом, громоздком четырехколесном фургоне. Это было тридцать или больше лет назад. Его живописная фигура стала хорошо известна посетителям и жителям отдаленных, изолированных мест, которые дали ему дружеское прозвище Ван Эванс. Он разместил свою штаб-квартиру в Харрогите, но его там можно было встретить нечасто. Большую часть года он проводил в Уорфедейле, где вел жизнь, почти аскетическую в своей простоте. Часто случалось, что ближайшая усадьба, где он мог найти ночлег, находилась в пяти-шести верстах от того места, где он работал, но он был неутомим как пешеход, и его можно было увидеть бредущим с трубкой во рту, на свои труды, обутый в тяжелые сапоги, небрежно одетый, в замешанном полотне , некрахмаленном белье, с развевающимся шейным платком . свободно завязанный на горле без воротника. Утренняя прогулка, дневная работа и вечерний поход домой были для него одним продолжительным спокойным увлечением. Любая скромная маленькая усадьба, находившаяся рядом с прекрасным местом, была достаточно хороша, чтобы найти ему место для отдыха, и его единственным продовольствием на дневной труд, который, включая походы за границу и домой, мог длиться десять или двенадцать часов, была бутылка свежего молока и сваренного вкрутую яйца. Даже его зимние картины были написаны на открытом воздухе, а его «Болтонское аббатство в снегу » выполнено в условиях, напоминающих арктический климат. Жена садовника, у которого он тогда жил, каждые несколько часов пробиралась по глубокому снегу с чашкой горячего кофе или горячего супа. К счастью, художник и его фургон на этот раз оказались на небольшом расстоянии от комиссариата ; но даже в этих условиях онемевшая рука часто останавливалась, и если бы не крохотная переносная керосиночка, работа была бы невозможна. Утром за утром кувшины с водой замерзали, когда художник приходил в свою студию на свежем воздухе. [ 9 ]
-
Автопортрет в широкополой шляпе работы Б. В. Эванса (без даты)
-
Четырехколесный конный фургон типа выпуска 1890 г.
-
Болтонское аббатство в снегу Б. В. Эванса (без даты)
Работает
[ редактировать ]Выставки
[ редактировать ]Эванс выставлял работы Бирмингемскому обществу художников в 1864 году, когда ему было около 21 года. [ 1 ] [ 2 ] Приехав в Лондон, он обнаружил одну из своих акварелей на выставке в Музее Южного Кенсингтона . [ 11 ] Он тринадцать раз выставлялся на летней выставке Королевской академии , и ни одна картина не была отвергнута. [ 11 ] между 1871 и 1886 годами. [ 3 ] [ 1 ] На Всемирной выставке (1900) и выставке в Сент-Луисе (1903–1904) Эванс был выбран представителем английского искусства. [ 9 ] [ 15 ] Он также выставлялся в Королевской Кембрийской академии искусств , где был одним из первых 31 членов-основателей. [ 1 ] помимо Королевского института художников-акварелистов и Королевского общества британских художников, Саффолк-стрит в Лондоне, где он выставлялся 68 раз. [ 1 ] [ 2 ]
Находясь в Каннах , Эванс дал частное представление своих работ. [ 16 ] Он также использовал свою студию в Харрогейте для выставки своих последних работ; он был открыт для публики, когда он был дома. В июле 1898 года две большие картины в его студии были названы в Pateley Bridge и Nidderdale Herald как: «Канны из Ле-Гран-Пин» и «Ущелье Саут-де-Лу» . Также в студии были: «По дороге в обсерваторию» , «Канны» , «Ннаресборо со двора замка» , «Река Нидд под плотиной Чаппи» , «Грас сверху Гранд-отеля» , «Долина запустения», «Уорфедейл» , «Аббатство фонтанов» и другие сцены и зарисовки. [ 17 ]
Коллекции
[ редактировать ]На момент смерти Эванса его работы находились в ряде постоянных коллекций. [ 9 ]

- Художественная галерея Лидса , [ 9 ]
- Бирмингемская художественная галерея . Пейзаж Эванса « Долина Трента» все еще висел в художественной галерее Бирмингема в 1932 году. [ 3 ]
- Художественная галерея Ротерхэма. [ 2 ]
- Брэдфордская художественная галерея . [ 3 ] [ 7 ]
- Сиднея и Мельбурна в Австралии. Художественные галереи [ 3 ] [ 7 ]
- Музей Виктории и Альберта : [ 3 ] Канны из Ле Пезу, зарисовка с натуры (1896). [ 18 ]
- Британский музей (Южный Кенсингтон): Болтонское аббатство , печать (1887 г.). [ 2 ] [ 7 ]
- Художественная галерея Мерсера , Харрогейт: Возвращение стада домой (без даты) [ 19 ] и Нэрсборо (без даты). [ 20 ]
- Коллекция произведений искусства Литама Святой Анны: Болтонское аббатство из Соая (без даты). [ 1 ]
- Фонд королевской коллекции : Аббатство Уитби . (около 1887 г.). [ 21 ]
Отзывы
[ редактировать ]Следующие обзоры дают представление о том, каким видели Эванса в его эпоху.
- В студии Эванса в Каннах в 1896 году « Каннская газета» , скопированная в « Нэрсборо пост» , отмечала следующее. «Мистер Эванс дарит нам в этом году более важную коллекцию своих работ, чем та, которую он еще выставлял в Каннах». Ущелья Лу написаны с «большой силой и точностью». Сен-Сезер был «еще одним важным произведением». Антиб был «изображен наиболее ярко», а Каннский порт был «очень замечательным произведением». [ 16 ]
- В течение нескольких дней в 1898 году студия Эванса в Харрогейте была открыта для публики. Газета Newcastle Daily Leader , скопированная в Pateley Bridge & Nidderdale Herald , опубликовала описание некоторых показанных картин. Газета охарактеризовала Cannes From Le Grand Pin как «примечательную… изысканную… полную света и солнца». Ущелье Саут-де-Лу было «впечатляющим изображением». По дороге в обсерваторию Канны представляли собой «очаровательную картину». Кнаресборо из Замкового двора «обращался с виртуозным чувством великого пейзажиста… черты лица представлены здесь с правдивостью и красотой, которые может сочинить только Бернард Эванс». [ 17 ]

- « Ла Туретт образует живописную композицию из горного ручья и арочного моста, за которым возвышается скалистая возвышенность, где густо скопляются высокие дома маленького городка. Вдали виднеется голубое Средиземное море. в «Ла-Напуль» и других произведениях мистер Эванс изображает его именно таким, но на одном из своих рисунков он придал его водам тон нежного серебристо-серого цвета, который сливается с широкой полосой блестящего белого света, сияющего Город Канны он рассматривал с разных точек, горный массив Эстерель часто выступает в качестве ценного аксессуара. Он также выставляет несколько этюдов английского пейзажа, в том числе рисунки поросших соснами холмов и равнин, ведущих к холмам. Море в окрестностях Борнмута . Оставшаяся часть Йоркшира в манере, подходящей для адекватного отображения величия пейзажа Кнаресборо, позволила три сюжета аббатства Фонтаны представить . тишина вечера и Барден Фелл в то время, когда сумерки вскоре перейдут в ночь. Несмотря на то, что все они подвергаются принудительному обращению, они должны уступить пальму первенства Уорфедейлу , поскольку мистер Эванс превосходно изображает лесной массив, и здесь у него была возможность доказать свое мастерство». (Рецензия на выставку работ Эванса на юге Кенсингтон , в « Нэрсборо Пост» , 7 мая 1904 г.) [ 11 ]

- «Среди [экспонатов Королевского института художников-акварелистов, 1898 г.] одним из наиболее заметных является вклад г-на Бернарда Эванса, Род-Айленд, который является еще одним доказательством силы позиции, которую этот художник занимает в Великолепная линия великих мастеров акварели Картина мистера Эванса, которая по своему эффекту настолько сильна, насколько могла бы быть, если бы она была написана в другой технике, дает нам представление об озере Уиндермир. , за лесистыми холмами, на чудесном фоне гор. Это прекрасное и действительно благородное выражение того, что Джон Раскин называет горным мраком ... не имеющее такого большого значения, как эта впечатляющая работа мистера Эванса... Hendon ( & Finchley Times, 6 июня 1913 г.) [ 22 ]

- «Искусство Бернарда Эванса имело особую особенность. Оно могло быть стилизованным и манерным, но оно было в прекрасной манере, напоминая классицизм таких художников-акварелистов, как Барретт и Дэнби , и через них восходя к Ричарду Уилсону и до сих пор далее, Клоду Бернарду Эвансу всегда казалось, что он чувствует себя как дома в тех сюжетах, которые давала Итальянская Ривьера с ее огромными полосами синего моря и сомкнутыми рядами оливковых деревьев, придающими своего рода величественность. формальность сцены. Можно представить, что он следовал по стопам великих художников, наслаждавшихся театральным величием Фраскати , на широких просторах римской Кампаньи . Он работал в Йоркшир-Дейлс , но не входил в их число. его самым счастливым было ощущение, что его искусство слишком аристократично, чтобы подчиняться уюту английского пейзажа, и никогда нельзя было представить его непринужденным среди простых пасторальных пейзажей Англии. Страна Констебля . Как человек, который был связан с Вест-Райдингом , я рад узнать, что среди недавних приобретений Галерея Лидса — прекрасный образец его работ, один из характерных для него тщательно продуманных, тонко выполненных пейзажей, достойный памятник выдающемуся художнику». ( Yorkshire Post и Leeds Intelligencer , 28 февраля 1933 г.) [ 9 ]
- «Мистер Бернард Эванс... имел мало общего с новыми школами живописи... нужно вернуться в 1870 год, чтобы увидеть, как он впервые выставлялся... Больше, чем любой другой человек своего времени, он установил определенную связь с Великие английские художники школы акварели Он обратился прямо к природе за вдохновением и изобразил ее в ярких цветах и со смелостью эффекта. Многое из того, что он написал, сохранилось». ( Вестминстерская газета , 28 февраля 1922 г.) [ 23 ]
- «Его приятные картины были скорее панорамными, чем интимными, с ясными глазами, не омраченными мыслями – отсюда их временная популярность». ( Acton Gazette , 3 марта 1922 г.) [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Англия, перепись 1871 года RG10/1089 (или 1039) 8 East Parade, Гастингс, стр.30. Жильцы: Сэмюэл Холлиер, вдовец, 73 года, офицер Канцлерского суда в Ковентри; Бернард В. Эванс женился на 29-летнем художнике из Вулверхэмптона; Мэри А. Эванс вышла замуж в 32 года, родившись в Блумсбери.
- ^ Индекс GRO имеет следующее значение: Рождение: декабрь 1843 г. Эванс Бернард Уолтер Вулверхэмптон XVII 355. Единственная другая регистрация Бернарда Эванса в Англии и Уэльсе на 1843 г. происходит в Бирмингеме в третьем квартале года, то есть до конца сентября. что не соответствует дате рождения Б.В. Эванса - 26 декабря. Поэтому вполне вероятно, что местом регистрации рождения Эванса был Вулверхэмптон, а не Бирмингем. Кроме того, уроженец Бирмингема Бернард Эванс описывается в переписях как коммивояжер, тогда как Бернард Уолтер Эванс, уроженец Вулверхэмптона, описывается в переписях как художник.
- ↑ Смерти в сентябре 1886 г. Эванс Уолтер Свифт 68 Барнет 3a 114
- ↑ Браки, декабрь 1841 г., Спилсбери, София В. Бромвич, 18 681. Перепись населения Англии 1861 г., RG9/2154, стр. 40, 34, Бат-стрит, Бирмингем. Уолтер Эванс, руководитель, женат, 42 года, производитель церковной мебели из Бирмингема; Жена София Эванс, 42 года, родом из Вулверхэмптона; Сын Бернарда Эванса, 17 лет, родом из Вулверхэмптона. Та же информация о происхождении и месте рождения приведена в переписи населения Англии 1851 года, HO107/2062, стр. 34, график 116, 2 Burbury Street, Aston Birmingham.
- ↑ Смерти, июнь 1902 г., Эванс Мэри Энн Э. 70 Кнаресбро '9a 78
- ^ Браки, сентябрь 1870 г., Эванс Бернард Уолтер и Холлиер Мэри Энн Элиза, Панкрас 1b 83
- ^ Браки, декабрь 1904 г., Эванс Бернард Уолтер и Говард Мэри Агнес, Фром 5c 950
- ↑ Oxford Art Online сообщает, что Эванс работал ассистентом шотландского художника-пейзажиста Уильяма Уоллиса в Лондоне (без упоминания о Бирмингемской школе искусств).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Мэтьюз, Энн. «Болтонское аббатство из Соая Бернарда Уолтера Эванса» . lythamstannesartcollection.org . Коллекция произведений искусства Литама Сент-Аннеса. Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Бернард Уолтер Эванс, биография» . britishmuseum.org . Британский музей . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Жемчужины художественной галереи Бирмингема» . Бирмингем Дейли Газетт . Архив британской газеты. 1 марта 1932 г. с. 5 столбцы 1–3 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кэннок Чейз» . artuk.org . Арт Великобритании . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Брак» . Сомерсет Стандарт . Архив британской газеты. 4 ноября 1904 г. с. 8 столбец 6 . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ "Летальные исходы" . Yorkshire Post и Leeds Intelligencer . Архив британской газеты. 28 февраля 1922 г. с. 8 столбец 1 . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кто есть кто 2022» . ukwhoswho.com . Издательство Оксфордского университета. 1 декабря 2007 г. doi : 10.1093/ww/9780199540884.013.U196131 . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Личные абзацы» . Хендон и Финчли Таймс . Архив британской газеты. 3 марта 1922 г. с. 5 столбец 8 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Некролог: Бернард Эванс Р.И.» . Yorkshire Post и Leeds Intelligencer . Архив британской газеты. 28 февраля 1922 г. с. 7 столбец 5 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Смерть известного художника» . Шотландец . Архив британской газеты. 28 февраля 1922 г. с. 4 столбец 6 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Бернард Эванс Р.И.» . Нэрсборо Пост . Архив британской газеты. 7 мая 1904 г. с. 2 столбец 3 . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бернард Эванс» . Бристоль Таймс и Миррор . Архив британской газеты. 3 августа 1892 г. с. 3 столбец 6 . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Бирмингем в Лондоне» . Бирмингемская почта . Архив британской газеты. 31 марта 1886 г. с. 2 столбец 7 . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Знаменитый художник, смерть г-на Бернарда В. Эванса» . Вестминстерская газета . Архив британской газеты. 28 февраля 1922 г. с. 7 столбец 2 . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бернард Эванс Р.И., частный просмотр акварельных картин» . Нэрсборо Пост . Архив британской газеты. 11 января 1896 г. с. 6 столбец 1 . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мистер Бернард Эванс, Род-Айленд» . Пэтли Бридж и Ниддердейл Геральд . Архив британской газеты. 30 июля 1898 г. с. 7 столбец 3 . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ «Канны из Ле Пезу, зарисовка с натуры» . Collections.vam.ac.uk . Виктория и А. 2021 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ «Ведем стадо домой», Бернард Уолтер Эванс, ссылка HARAG 132» . artuk.org . Арт Великобритании . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Хатчинсон, Чарльз (12 января 2007 г.). «Сокровища Мерсера, Художественная галерея Мерсера, Харрогейт, с 13 января по 11 марта» . Йорк Пресс . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Эванс, Бернард Уолтер (1887). «Аббатство Уитби» . rct.uk. Королевский фонд коллекций . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ «Мистер Бернард Эванс в РИ» . Хендон и Финчли Таймс . Архив британской газеты. 6 июня 1913 г. с. 7 столбец 3 . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Мистер Бернард Эванс» . Вестминстерская газета . Архив британской газеты. 28 февраля 1922 г. с. 6 столбец 7 . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ «Мистер Б.В. Эванс, Р.И.» . Актон Газетт . Архив британской газеты. 3 марта 1922 г. с. 2 столбец 8 . Проверено 3 декабря 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Бернардом Уолтером Эвансом, на Викискладе?