Джон Мирес
Джон Мирес | |
---|---|
Рожденный | в. 1756 г. |
Умер | 29 января 1809 г. |
Джон Мирес (ок. 1756–1809) был английским мореплавателем, исследователем и морским торговцем мехом , наиболее известным своей ролью в кризисе Нутки , который поставил Великобританию и Испанию на грань войны.
Карьера
[ редактировать ]Отцом Миреса был Чарльз Мирес, «бывший весьма выдающийся поверенный и в течение нескольких лет работавший в Суде казначейства Его Величества в Дублине ». [ 1 ] В 1771 году Мирес поступил на службу в Королевский флот в качестве капитана-слуги, а в 1778 году получил звание лейтенанта. В 1783 году он поступил на торговую службу, а в 1785 году, базируясь в Индии , основал Северо-Западную Американскую компанию по сбору мехов каланов путем торговли с коренными народами. народов Тихоокеанского Северо-Западного побережья и продажи их в Китай . Ост -Индская компания обладала монополией на британскую торговлю в Тихом океане и требовала, чтобы все британские торговцы имели лицензию компании и платили пошлины. Мирес не лицензировал свои корабли Ост-Индской компании и вместо этого пытался скрыть незаконную деятельность, используя флаг Португалии . [ 2 ] Мирес зарегистрировал свои корабли в Макао , португальской колонии в Китае. Небританским судам не требовалось иметь лицензии Ост-Индской компании. [ 3 ]
Он отплыл из Калькутты 12 марта 1786 года на « Нутке» , судне водоизмещением 200 тонн ( бм ), на котором он исследовал часть побережья Аляски . Он провел зиму 1786–1787 годов в проливе Принца Уильяма с плохими продуктами; его люди пострадали от непогоды и цинги . Двадцать три его человека умерли от цинги , а оставшиеся десять были спасены только благодаря своевременному прибытию капитана Джорджа Диксона , британского торговца с соответствующими лицензиями, на « Королеве Шарлотте» . Мирес дал Диксону залог, чтобы он никогда больше не торговал на Северо-Западе, и вернулся в Китай через Сандвичевы острова . Не выразив никакой благодарности Диксону, Мирес подал на него в суд за то, что он якобы завысил цену за припасы, которые спасли ему жизнь.
В 1788 году, полностью нарушив то, что он сказал Диксону, Мирес начал новую экспедицию с двумя судами и дополнительными фальшивыми документами. Корабли плавали под португальским флагом и получили португальские названия: « Феличе Адвенчеро » под командованием Миреса и «Ифигения Нубиана» под командованием Уильяма Дугласа . Имена пишутся по-разному, например, Фелис Авентурейра и Эфигения Нубиана . [ 4 ] Они отплыли из Китая 22 января 1788 года и прибыли в залив Нутка на острове Ванкувер в мае . Используя Нутка-Саунд в качестве базы для операций, он провел лето, торгуя мехами вдоль побережий современной Британской Колумбии и Вашингтона, вплоть до того, как заплыл на юг до мыса Лукаут , пропустив реку Колумбия у мыса Разочарование . [ 5 ]
На борту «Феличе Адвенчеро» во время путешествия 1788 года из Китая в Нутка-Саунд находился Комекела , младший брат Макинны, вождь народа Мовахат Нуу-ча-нулт в районе Нутка-Саунд. Комекела отплыл из Нутка-Саунд в Китай в 1786-87 годах вместе с Джеймсом Ханной . [ 6 ]
Позже Мирес утверждал, что Макинна , вождь народа Нуу-ча-нулт (Нутка), продал ему немного земли на берегу бухты Френдли в заливе Нутка в обмен на несколько пистолетов и торговых товаров, и что на этой земле какой-то вид здания было возведено. Эти претензии станут ключевым моментом в позиции Великобритании во время кризиса в Нутке. Испания решительно оспаривала оба утверждения, и истинные обстоятельства дела так и не были полностью установлены. [ 7 ] Сам Макинна позже назвал Миреса лжецом и отрицал продажу ему земли. [ 4 ] Если оставить в стороне землю и постройки, то нет никаких сомнений в том, что люди Мирса и группа китайских рабочих, которых они привезли, построили шлюп « Северо-Западная Америка» . Он был спущен на воду в сентябре 1788 года и стал первым судном некоренного происхождения, построенным на северо-западе Тихого океана. [ 7 ]
В сентябре Мирес уехал на корабле Felice Adventurero в Китай. Ифигения Нубиана и Северо-Западная Америка зимовали на Гавайских островах . [ 4 ] Находясь на острове Кауаи , Мирес подобрал гавайского вождя или «принца Аттуи» (Кауаи) по имени Тианна ( Каиана - также пишется Тиана и Тианна), которого он взял на борт своего корабля. Он отвез Тианну в Гуанчжоу (Кантон), Китай, где Мирес нашел гавайскую женщину по имени Вини , которую оставил там капитан Чарльз Уильям Баркли с « Имперского орла» . В конце концов, Мирес вернул Тианну на родину, но Вини умерла от болезни по пути домой. Вини и Тианна считаются первыми двумя гавайцами, поехавшими за границу. [ 8 ] Позже Мирес завладел морским снаряжением и его журналом Баркли. Жена Баркли, Фрэнсис Баркли , позже писала, что Мирес «с величайшей наглостью опубликовал и заявил о достоинствах содержащихся в ней открытий моего мужа, а также выдумал ложь самого отвратительного характера, имеющую тенденцию очернять человека, которого он таким образом украл». [ 9 ]
Зимой 1788–1789 годов Мирес находился в Гуанчжоу (Кантон), Китай, где он и другие сформировали партнерство под названием «Ассоциированные торговцы, торгующие с северо-западным побережьем Америки». В 1789 году планировалось отправить больше кораблей на северо-запад Тихого океана, включая « Принцессу Роял» под командованием Томаса Хадсона и « Аргонавт» под командованием Джеймса Колнетта . [ 3 ] Объединение компаний по торговле мехом Мирес и Этчес ( King George's Sound Company ) привело к тому, что общее командование было передано Джеймсу Колнетту. Мирес поручил Колнетту основать постоянный пост по торговле мехом в Нутка-Саунд на основе плацдарма, достигнутого Миресом годом ранее. [ 10 ] « Ифигения Нубиана» и «Северо-Западная Америка» должны были присоединиться к «Аргонавту» и «Королевской принцессе» в заливе Нутка. Сам Мирес остался в Китае. [ 4 ]
Нутка Кризис
[ редактировать ]Пока британские торговцы мехом организовывались, испанцы продолжали свои усилия по обеспечению безопасности на северо-западе Тихого океана. Поначалу испанцы реагировали главным образом на действия русских на Аляске. Во время путешествия на Аляску в 1788 году Эстебан Хосе Мартинес узнал, что русские намереваются создать укрепленный форпост в Нутка-Саунд. [ 10 ] Это, в дополнение к более широкому использованию Нутка-Саунда британскими торговцами мехом, привело к решению Испании раз и навсегда утвердить суверенитет на северо-западном побережье. Были заложены планы колонизации Нутка-Саунда. Испания надеялась установить и сохранить суверенитет на всем побережье вплоть до российских постов в проливе Принца Уильяма . [ 7 ] Вице-король Новой Испании Мануэль Антонио Флорес поручил Мартинесу занять залив Нутка, построить какую-то структуру и дать понять, что Испания создает официальное учреждение. [ 11 ]
Мартинес прибыл в Нутка-Саунд 5 мая 1789 года. Он обнаружил там уже три корабля. Мирса Одной из них была « Ифигения Нубиана» . Мартинес захватил корабль и арестовал его капитана Уильяма Дугласа. Через несколько дней Мартинес освободил Дугласа и его корабль и приказал ему уйти и не возвращаться. Дуглас внял предупреждению. Два других корабля были американскими, « Колумбия Редивива» и « Леди Вашингтон» под командованием Джона Кендрика и Роберта Грея , которые зимовали в Нутка-Саунд. [ 3 ] Летом прибыло еще несколько кораблей. Все суда компании Мирса были конфискованы на основании нарушения прав Испании на торговлю и судоходство на побережье. Северо -Западная Америка была переименована в Санта-Сатурнину и использовалась Хосе Марией Нарваесом для исследования пролива Джорджия в 1791 году.
Когда новости об изъятиях достигли Миреса в Китае, он отплыл в Англию. Он прибыл в апреле 1790 года, подтвердил различные слухи, утверждал, что купил землю и построил поселение в Нутке раньше Мартинеса, и вообще раздувал пламя антииспанских настроений. Он представил министру внутренних дел Уильяму Уиндему Гренвиллу отчет , в котором преувеличивал устойчивость своего поселения в Нутка-Саунд и финансовые потери, понесенные его компанией. [ 4 ] В мае этот вопрос был рассмотрен в Палате общин , когда Королевский флот начал подготовку к боевым действиям. [ 12 ] Испании был предъявлен ультиматум. [ 10 ] который без поддержки Франции капитулировал перед британскими условиями. Последующая Конвенция в Нутке привела к Джорджа Ванкувера историческому путешествию на корабле HMS Discovery .
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1790 году Мирес опубликовал «Путешествия, совершенные в 1788 и 1789 годах, из Китая к северо-западному побережью Америки в 1790 году». Оно привлекло широкое внимание, особенно в свете развивающегося кризиса Нутки . Мирес не только описал свои путешествия к северо-западному побережью, но и выдвинул грандиозное видение новой экономической сети, базирующейся в Тихом океане, объединяющей в торговле широко разделенные регионы, такие как Тихоокеанский северо-запад, Китай, Япония, Гавайи и Англия. Его видение требовало ослабления монопольной власти Ост-Индской компании и Компании Южных морей , которые вместе контролировали всю британскую торговлю в Тихом океане. Мирес решительно выступал за ослабление их власти. долгая борьба наполеоновских войн . Его видение в конечном итоге воплотилось в жизнь в своей общей форме, но не раньше, чем закончилась [ 7 ] Мирса» « Путешествия также вызвали споры; Критика Миреса в адрес Джорджа Диксона побудила последнего опубликовать брошюру о самовозвышении Мирса и ложных утверждениях об открытиях, сделанных другими. Утверждение Миреса о том, что капитан Роберт Грей совершил кругосветное плавание по острову Ванкувер, было опровергнуто самим Греем. Исследования капитана Джорджа Ванкувера [ 13 ] опроверг ряд других утверждений Мирса. Тем не менее, претензии Миреса легли в основу переговоров о британском праве собственности на Орегон и Британскую Колумбию . [ нужна ссылка ]
О жизни Миреса после урегулирования спора о Нутке известно немного. Насколько известно, он не получил ни одной испанской компенсации. За свою роль он был вознагражден повышением до звания командира 26 февраля 1795 года. Брак «Джона Миреса, эсквайра из Фрома, [Корнуолл], с мисс Мэри Энн Гильбанд в церкви аббатства в Бате» был отмечен в Whitehall Evening Post от 9 июля 1796 года. Мирес, по-видимому, считал Бат своим домом после выхода на пенсию из военно-морского флота, и согласно его «последней воле и завещанию» он владел недвижимостью на Ямайке . Смерть Джона Мирса, «командующего флотом Его Величества», в Бате 29 января 1809 года, была отмечена в газетном объявлении его адвокатов, пригласивших его кредиторов на встречу в таверне «Джордж и Стервятник» в Корнхилле, Лондон , чтобы принять меры. рассмотрение состояния его дел. Стоимость его имущества на момент испытания оценивалась менее чем в 7500 фунтов стерлингов. В его завещании не было указано ни супруга, ни ребенка, но среди бенефициаров были брат и сестра. Возможно, его жена, бывшая Мэри Энн Гиллибанд, на которой он женился в 1796 году, уже умерла.
Наследие
[ редактировать ]Ряд мест на северо-западе Тихого океана носят имя Мирес:
- Кейп-Мирес , Орегон
- Остров Мирес , расположенный у входа в пролив Клейоквот , Британская Колумбия. [ 14 ]
- Мирес-Пойнт, Британская Колумбия [ 15 ]
- Мирес Блафф, Британская Колумбия [ 16 ]
- Ледник Мирес , Аляска [ 17 ]
- Мирес Пассаж, Аляска [ 18 ]
- Остров Мирес, Аляска [ 19 ]
- Мирес-Пойнт, Аляска [ 20 ]
- Порт-Мирес, Аляска [ 21 ]
- Остров Феличе, Британская Колумбия, назван в честь корабля Мирса. [ 22 ]
- Пролив Феличе, Аляска, также назван в честь корабля Мирса. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал Джентльмена за август 1790 г., Том LX, Часть II, № 2, извещения о смерти от 31 июля, стр. 767.
- ^ Колнетт, Джеймс (1940). Ф. В. Хоуэй (ред.). Дневник капитана Джеймса Колнетта на борту «Аргонавта» с 26 апреля 1789 года по 3 ноября 1791 года . Общество Шамплена. п. хх. ОСЛК 4536230 . Архивировано из оригинала 8 января 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с Фрайер, Мэри Бикок (1 октября 1986 г.). Поля сражений Канады . Дандурн Пресс. стр. 131–140 . ISBN 978-1-55002-007-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мирес, Джон , Онлайн-словарь канадской биографии
- ^ Мирес, Джон (1790). Путешествия, совершенные в 1788 и 1789 годах из Китая к северо-западному побережью Америки . стр. 167 . ISBN 9780665365430 .
- ^ Прайс, Джон. «Перемещение Юкуота: коренные жители Тихого океана и транстихоокеанская миграция» . Исследования до нашей эры . 204 (зима 2019–2020 гг.): 21–44 . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Петик, Дерек (1980). Связь Нутки: Европа и северо-западное побережье 1790–1795 гг . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. стр. 18–23 . ISBN 978-0-88894-279-1 .
- ^ Джон Мирес (1916) [1791]. «Перепечатки Гавайского исторического общества (1787, 1788 и 1789 гг.). Выдержки из путешествия, совершенного в 1788 и 1789 годах, из Китая к северо-западному побережью Америки, с вступительным рассказом о путешествии, совершенном в 1786 году из Бенгалии на корабле. "Нутка" ". Гавайское историческое общество. hdl : 10524/643 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ БАРКЛИ, Фрэнсис , ABCBookWorld
- ^ Jump up to: а б с Фрост, Алан (1 октября 1999 г.). Путешествие «Индевор»: капитан Кук и открытие Тихого океана . Аллен и Анвин. стр. 133–134, 138. ISBN. 978-1-86508-200-4 .
- ^ Макдауэлл, Джим (апрель 1998 г.). Хосе Нарваес: Забытый исследователь . Спокан, Вашингтон: Компания Артура Х. Кларка. стр. 31–41 . ISBN 978-0-87062-265-6 .
- ^ Кризис Нутки, стр. 1-3 , Канадское военное наследие. Архивировано 30 июля 2007 г., archive.today .
- ^ Нэйш, Джон (1996). Переплетенные жизни Джорджа Ванкувера, Арчибальда Мензиса, Джозефа Уидби и Питера Пьюджета: Ванкуверское путешествие 1791–1795 годов . Эдвард Меллен Пресс, ООО ISBN 978-0-7734-8857-1 .
- ^ «Остров Мирес» . Географические названия Британской Колумбии .
- ^ «Мирс-Пойнт» . Географические названия Британской Колумбии .
- ^ «Мирес Блафф» . Географические названия Британской Колумбии .
- ^ Геологическая служба США Информационная система географических названий: ледник Мирес
- ^ Геологическая служба США Информационная система географических названий: Проход Мирес
- ^ Геологическая служба США Информационная система географических названий: остров Мирес
- ^ Геологическая служба США Информационная система географических названий: Мирес-Пойнт
- ^ Геологическая служба США Информационная система географических названий: Порт-Мирс
- ^ «Остров Феличе» . Географические названия Британской Колумбии .
- ^ Геологическая служба США Информационная система географических названий: пролив Феличе
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биография в Национальном биографическом словаре (1885 г.)
- Макдугалл, Уолтер А. (1993). Пусть море шумит: история северной части Тихого океана от Магеллана до Макартура . Базовые книги.
- Роберт Дж. Кинг, «Джон Мирес: дублинец, военно-морской офицер, торговец мехом и будущий колонизатор», Журнал австралийской военно-морской истории, том 8, № 1, март 2011 г., стр. 32–62; также в исследовательских статьях Исследовательского центра Александро Маласпины http://web.viu.ca/black/amrc/index.htm?home.htm&2 [1]