Принцесса Роял (шлюп 1778 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Принцесса Роял |
Запущен | 1778 |
Захваченный | Испанский флот, 1789 г. |
![]() | |
Имя | Королевская принцесса |
Приобретенный | 1789 |
Судьба | Повреждён ураганом в Макао, 1791 год. Продан на утилизацию. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Тонны нагрузки | 65 ( бм ) |
Длина | 43 фута (13 м) |
Луч | 16 футов (4,9 м) |
План паруса | Шлюп |
Дополнить | 15 экипаж |
Вооружение | 4 пушки по 1 фунту (0,5 кг) + 8 вертлюжных орудий |
Princess Royal — британское торговое судно , которое плавало на предприятиях по торговле мехом в конце 1780-х годов и было захвачено в проливе Нутка Эстебаном Хосе Мартинесом из Испании во время кризиса Нутки , называлось Princesa Real. находившееся под испанским флотом в 1789 году. Судно, важных вопросов переговоров во время первой Нуткинской конвенции и трудностей в выполнении соглашений. Судно также сыграло важную роль в британских и испанских исследованиях северо-западной части Тихого океана и Гавайских островов . В 1790 году, находясь под контролем Испании, принцесса Реал провела первое детальное исследование пролива Хуан-де-Фука некоренными народами, обнаружив, среди других мест, острова Сан-Хуан , пролив Аро (вход в пролив Джорджия). ), гавань Эскимальт возле современной Виктории, Британская Колумбия , и залив Адмиралтейства (вход в Пьюджет-Саунд ).
Британское торговое судно Princess Royal
[ редактировать ]В Регистре Ллойда была указана в 1789 году «Принцесса Роял» как шлюп водоизмещением 60 тонн ( БМ ), обследованный в Лейте , Шотландия, в 1778 году и повторно обследованный в 1786 году; Класс А1, обшитый медью, одноэтажный с балками; осадка 8 футов (2,4 м) с грузом; принадлежит Etches & Co. [ 2 ]
С 1786 по 1788 год королевская принцесса под руководством Чарльза Дункана сопровождала гораздо более крупного принца Уэльского под командованием Джеймса Колнетта в экспедиции по приобретению мехов каланов на северо-западе Тихого океана и продаже их в Китае . Корабли принадлежали компании Richard Cadman Etches and Company, также известной как King George's Sound Company . Компания изучала возможности перевозки мехов, собранных на северо-западе Тихого океана, в Китай. Джеймс Кук показал, что это предприятие потенциально прибыльно .
Оба корабля покинули Англию 23 сентября 1786 года, обогнули мыс Горн и достигли северо-западной части Тихого океана в конце лета 1787 года. После торговли мехами с коренными народами в окрестностях Хайда-Гвайи , острова Аристасабал и острова Банкс оба корабля отплыли на Гавайские острова, где перезимовали. Находясь на побережье современной Британской Колумбии, у них произошла серия первых контактов с некоторыми представителями Киткатла Цимшиан . На Гавайях королевская принцесса и принц Уэльский были вовлечены в несколько жестоких конфликтов с островитянами; один конфликт в заливе Ваймеа привел к гибели от пяти до четырнадцати гавайцев . [ 1 ]
Летом 1788 года они оба вернулись на северо-запад Тихого океана, чтобы закупить больше мехов, на этот раз действуя отдельно. Чарльз Дункан отплыл Princess Royal сначала в Нутка-Саунд, а затем в Хайда-Гвайи. Затем он повел корабль через пролив Геката, чтобы вести торговлю мехом между островами и заливами к северу от острова Принцессы Королевского , проходя через канал Принсипи и в канал Дугласа . Хотя сегодня название «Королевская принцесса» относится к одному острову, Дункан назвал весь архипелаг Островами Королевской принцессы. то, что сегодня называется островом Бэнкс, островом Питт , островом Гил , островом Кампания , островом Гриббелл, островом Хоксбери и группой Эстеван В его состав входили , среди прочего, . В конце июня 1788 года Дункан вернулся в Хайда-Гвайи, а затем двинулся на юг. Он взял Принцессу Роял в неизведанные воды Милбэнк-Саунд и провел несколько дней, торгуя с Хейлцуками . Около Нутка-Саунда он встретил Джона Мирса , от которого узнал, что Колнетт и принц Уэльский не прибыли в Нутка. Поэтому Дункан не остановился у Нутка-Саунд, а вместо этого взял Принцесса Королевская на юге, торговала в районе залива Клейокуот и у входа в пролив Хуан-де-Фука. 17 августа 1788 года Дункан покинул Северо-Запад, отправив принцессу Королевскую обратно на Гавайские острова, где принц Уэльский и королевская принцесса воссоединились. Затем они отплыли в Китай и прибыли в конце ноября 1788 года. Там они продали меховые шкуры, приобретенные на северо-западе Тихого океана. Принц Уэльский вернулся в Англию через мыс Доброй Надежды , а королевская принцесса осталась в Тихом океане на очередной сезон торговли мехом. [ 1 ] Джеймс Колнетт также остался и получил командование «Аргонавтом» еще на год торговли мехом в Тихом океане. Томас Хадсон получил командование Королевской принцессой .
Хотя Дункан и Колнетт не были первыми европейцами, встретившими хайда , их отчеты 1787 и 1788 годов содержат первое значимое письменное описание их. Произошло три основных столкновения, в том числе два в Роуз-Харборе в Хьюстонском проливе Стюарт и одно в заливе Хуан Перес. Британцы описали «Койя» (Xō'ya, главу линии Qai'dju qē'gawa-i Raven) как главного вождя канала Хьюстон Стюарт и прилегающих вод. В июле 1788 года оба британских корабля стали свидетелями и участниками конфликта между двумя группами хайда в проливе Хуан Перес — группой с юга под предводительством Ксоя и «Юка» и группой с севера, названной «Сангаскила» Британский. [ 3 ]
Инцидент в Нутке
[ редактировать ]Весной 1789 года принцесса Роял под командованием Томаса Хадсона вместе с Ифигенией ( Уильям Дуглас ), Аргонавтом (Джеймс Колнетт) и Северо-Западной Америкой (Роберт Фантер), британскими торговыми судами меха, прибыла в Нутка-Саунд. Два американских корабля, торгующих мехом, уже стояли на якоре в проливе, одним из которых была «Колумбия Редивива» , а позже прибыли еще несколько, в том числе « Леди Вашингтон » под командованием Роберта Грея . Эстебан Хосе Мартинес, командующий новым испанским постом в Нутке, подтвердил суверенитет Испании. После сложной серии событий Мартинес оказался с тремя захваченными кораблями и их экипажами, в том числе с принцессой Роял . Ранее Хадсон отвез Принцессу Роял в Нутка-Саунд, и ему разрешили уехать при условии, что он отправится в Китай. Вместо этого он собрал больше мехов в этом регионе и вернулся в Нутка-Саунд, ожидая, что Мартинеса там больше не будет. Гудзон не собирался входить в пролив, но принцесса Роял была застигнута врасплох во время прилива. Испанский баркас захватил корабль и отбуксировал его. [ 4 ] Во время захвата королевской принцессы Нуу -ча-нулт («Нутка») вождь Калликум, сын вождя Макинны , был застрелен. [ 5 ]
21 июня 1789 года Мартинес отправил Хосе Марию Нарваеса в захваченную Северо-Западную Америку , переименованную в Санта-Гертрудис-ла-Магна , для исследования заливов к югу от залива Нутка. К началу июля Нарваес вернулся в Нутку, проплыв около 65 миль (105 км) до пролива Хуан де Фука, продемонстрировав, что это очень большой залив. Выслушав отчет Нарваеса, Мартинес почувствовал, что пролив Хуан де Фука был входом в легендарный Северо-Западный проход и имел чрезвычайное стратегическое значение. Поэтому он поставил Гонсало Лопеса де Аро и Нарваэса командовать Сан-Карлосом (эль-Филиппино) и захваченной Принцессой Роял , переименованной в Принцессу Реал , и отправил их на испанскую военно-морскую базу в Сан-Бласе с новостями о проливе. В октябре Мартинес полностью эвакуировал Нутка-Саунд и сам вернулся в Сан-Блас со своими пленными и захваченными кораблями. [ 5 ]
События в Нутка-Саунд летом 1789 года переросли в крупный международный кризис, получивший название «кризис Нутка», который поставил Великобританию и Испанию на грань войны. Мир поддерживался посредством серии соглашений, называемых Нуткинскими конвенциями. Для полного согласования и выполнения условий потребовалось несколько лет. Помимо прочего, Испания согласилась вернуть захваченные корабли их владельцам и выплатить им контрибуцию. [ 6 ]
Испанский военный корабль Princesa Real.
[ редактировать ]В конце 1789 года испанские войска под командованием Франсиско де Элизы были отправлены для повторного занятия Нутка-Саунд. В состав флота входила захваченная Princesa Real под командованием Мануэля Кемпера . Элиза прибыла в Нутку 4 апреля 1790 года и не обнаружила никаких кораблей. По условиям первой Нуткинской конвенции, «Королевская принцесса» должна была быть возвращена британцам в Нутка-Саунд, но, поскольку порт был пуст, Элиза решила воспользоваться судном во время ожидания. Он отправил «Принцессу Реал» под командованием Кемпера с Лопесом де Аро и Хуаном Карраско в качестве пилотов для более полного исследования пролива Хуан-де-Фука. [ 5 ]
По пути Кемпер остановился в проливе Клейоквот и встретил Виканинниша , а днем позже — Макинну, чей сын погиб на борту «Принцессы Роял» в прошлом году. Кемпер и Макинна смогли начать процесс примирения между испанцами и нуу-ча-нулт. [ 7 ]
Летом 1790 года Кемпер, Аро и Карраско исследовали пролив Хуан-де-Фука в Принцессе Реаль , тщательно нанося на карту гавани и выполняя акты владения. Кемпер составил карты залива Неа (называемого Баия-де-Нуньес-Гаона) и гавани Эскимальт (Пуэрто-де-Кордова). 5 июля 1790 года Карраско увидел залив Адмиралтейства, вход в Пьюджет-Саунд. Полагая, что это, скорее всего, залив, он назвал его Энсенада-де-Кааманьо, в честь Хасинто Кааманьо . [ 8 ]
Во время плавания также были замечены пролив Аро (Канал Лопес-де-Аро) и пролив Росарио (Бока-де-Фидальго), оба из которых ведут к проливу Джорджия, а также перевал Десепшн (Бока-де-Флон), гора Бейкер (Ла Гран-Монтана-Кармело), Порт-Дискавери (Пуэрто-де-Квадра), Бассейн Сук (Пуэрта-де-Ревилья-Джигедо), коса Дандженесс , Сан-Хуан острова, остров Уидби , остров Фидальго и другие. [ 7 ]
Кемпер понял, что пролив Харо — важный канал, который стоит изучить, но у него не было на это времени. Ему было приказано вернуться в Нутку к 15 августа, чтобы вернуть принцессу Реал британцам. Кемперу удалось приблизить корабль к проливу Нутка к 10 августа, но из-за встречного ветра и тумана он не смог войти, несмотря на неоднократные попытки. Вместо этого он отплыл от Принсесы Реал на юг, в Монтерей, штат Калифорния , и прибыл туда 1 сентября 1790 года. К ноябрю судно вернулось в Сан-Блас. [ 7 ]
Последняя поездка
[ редактировать ]В 1791 году Кемпер захватил Принцессу Реал , предприняв еще одну попытку вернуть ее британцам. Он направил судно из Сан-Бласа на Филиппины , по пути остановившись на Гавайях. Другой испанский капитан перевезет корабль с Филиппин в Китай, поскольку правительства Испании и Великобритании договорились, что корабль будет возвращен его владельцам в Макао . Оказалось, что Джеймс Колнетт прибыл на Гавайи в марте 1791 года, как раз в момент прибытия Кемпера. Они встретились. Колнетт потребовал королевской принцессы немедленной выдачи , в то время как Кемпер объяснил, что ему приказано доставить ее на Филиппины. Колнетт приготовился захватить корабль силой. Джон Кендрик-младший , бывший торговец мехом, поступивший на испанскую службу и находившийся на борту Princess Royal , утихомирил ссору. Кемпер ускользнул в удобное время и отплыл в Манилу , прибыв туда в июне. К концу года «Принцессу Роял» доставили в Макао, но по прибытии корабль находился в таком плохом состоянии, что британские агенты отказались его принять. В конце концов британцы согласились вместо этого принять небольшую оплату наличными. [ 9 ]
Судьба
[ редактировать ]Вскоре после этого ураган обрушился на Макао и серьезно повредил Princess Royal . Позже ее продали на утилизацию.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Галуа, Роберт (2004). Путешествие на северо-запад Америки: журналы Джеймса Колнетта, 1786–1789 гг . Издательство Университета Британской Колумбии (UBC). стр. 9, 11, 17, 62, 99, 263–264, 329. ISBN. 978-0-7748-0855-2 .
- ^ Кросс, Джон (зима 1991–1992 гг.). «Открытие Испанией залива Джорджия» (PDF) . Исторические новости Британской Колумбии, Журнал Исторической федерации Британской Колумбии . 25 (1): 30–32. ISSN 0045-2963 . Проверено 24 января 2010 г.
- ↑ Встречи британцев с хайда, цимшианами, хейлцуками и нуу-ча-нултами подробно описаны в Галуа, Роберт (2004). Путешествие на северо-запад Америки: журналы Джеймса Колнетта, 1786–1789 гг . Издательство Университета Британской Колумбии (UBC). ISBN 978-0-7748-0855-2 . онлайн в Google Книгах
- ^ Хейкокс, Стивен (2006). Аляска: американская колония . Вашингтонский университет Press. п. 178. ИСБН 0-295-98629-8 . онлайн в Google Книгах
- ^ Jump up to: а б с Макдауэлл, Джим (1998). Хосе Нарваес: Забытый исследователь . Спокан, Вашингтон: Компания Артура Х. Кларка. стр. 32–45, 51 . ISBN 0-87062-265-Х .
- ^ Петик, Дерек (1980). Связь Нутки: Европа и северо-западное побережье 1790-1795 гг . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. стр. 22–23 . ISBN 0-88894-279-6 .
- ^ Jump up to: а б с Петик, Дерек (1980). Связь Нутки: Европа и северо-западное побережье 1790-1795 гг . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. стр. 26–31 . ISBN 0-88894-279-6 .
- ^ Хейс, Дерек (1999). Исторический атлас северо-запада Тихого океана: карты исследований и открытий . Книги Саскватча. п. 70. ИСБН 1-57061-215-3 .
- ^ Петик, Дерек (1980). Связь Нутки: Европа и северо-западное побережье 1790-1795 гг . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. стр. 50–52 . ISBN 0-88894-279-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кризис Нутки , за пределами карты
- Парк Кемпер , Музей региона Сук
- «Остров королевских принцесс» . Географические названия Британской Колумбии .