Учение о живом инструменте
Судебное толкование |
---|
Формы |
Общие правила толкования |
Общие теории интерпретации |
|
Доктрина живого инструмента – это метод судебного толкования, разработанный и используемый Европейским судом по правам человека для толкования Европейской конвенции по правам человека в свете современных условий. [1] [2] [3] Эта доктрина была впервые сформулирована в деле Тайрер против Соединенного Королевства (1978 г.) и привела как к различным решениям по определенным вопросам, так и к оценке последствий новых технологий для прав человека.
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Доктрина живого инструмента с самого начала использовалась Европейским судом по правам человека . Впервые это было сформулировано в деле Тайрер против Соединенного Королевства (1978 г.). [4] В деле Тайрера суд отклонил довод о том, что, поскольку люди на острове Мэн одобряют судебные телесные наказания , это не может быть нарушением статьи 3 Европейской конвенции по правам человека . В решении говорилось, что «Суд должен также помнить, что Конвенция является живым инструментом, который, как справедливо подчеркнула Комиссия , должен интерпретироваться в свете современных условий». [4] Далее в нем говорится, что приговор выносится в контексте запрета телесных наказаний в других европейских странах. [4]
Другие ранние дела, которые помогли разработать доктрину живых инструментов, включают Марккс против Бельгии больше не оправдано (1979 г.), в котором суд решил, что иное обращение с незаконнорожденными детьми , и Даджен против Соединенного Королевства (1981 г.), в котором суд постановил, что «по сравнению с эпохой, когда был принят этот закон, сейчас существует лучшее понимание и, как следствие, возросшая терпимость к гомосексуальному поведению до такой степени, что оно больше не считается необходимым или уместным» для криминализации гомосексуализма. [5] [6] По мнению ученого-юриста Джорджа Летсаса , эти дела имеют закономерность: в Суд поступает дело, связанное с моральным вопросом, Суд отмечает важность морального аспекта в государстве-члене, но также рассматривает события в других государствах Совета Европы. В большинстве случаев это приводило к установлению нарушения права, предусмотренного Конвенцией. [7]
В деле Маматкулов и Аскаров против Турции (2005 г.) суд заявил, что он «поддерживает права личности как практическую и эффективную, а не теоретическую и иллюзорную защиту». [8] В решении по делу Демир и Байкара против Турции (2008 г.) говорилось, что доктрина живых инструментов, помимо того, что она соответствует современным условиям, также означает толкование «в соответствии с развитием международного права, чтобы отразить все более высокие стандарт, необходимый в области защиты прав человека». [5]
Эффекты
[ редактировать ]Поскольку доктрина живого инструмента ставит во главу угла наличие европейского консенсуса в определенной интерпретации обязательства по Конвенции, она тесно связана с конвенционными концепциями интерпретации автономных концепций и пределов усмотрения . [9] [5] В тех случаях, когда Суд не нашел европейского консенсуса по конкретному вопросу, например, в деле «Шеффилд и Хоршам против Соединенного Королевства» (1998 г.) по вопросу операции по смене пола, вероятность обнаружения нарушения была гораздо ниже, поскольку он считал, что Государство имело широкую свободу усмотрения в отношении того, как решать тот или иной вопрос. [10] В начале 2000-х годов Суд ослабил свою зависимость от европейского консенсуса и начал рассматривать тенденцию в законодательстве государств-членов, достаточную для того, чтобы прийти к выводу, что современные условия изменились в отношении конкретного вопроса в соответствии с доктриной живого инструмента. [11]
Области, в которых суд считает, что современные условия изменились, включают гендерное равенство , экологическое регулирование и права трансгендеров . [5] Летсас также находит различия в том, как богохульство , сексуальные советы подросткам и непристойность . Суд рассматривает [12] Суд уделил повышенное внимание дифференцированному обращению исключительно по признаку этнической принадлежности , пола, религии или сексуальной ориентации , которое теперь с большей вероятностью будет называть неоправданной дискриминацией . [13] [14] Кроме того, с распространением альтернативных форм семейного устройства суд расширил свое определение семьи согласно статье 8, например, на однополые пары , как в деле Олиари и другие против Италии (2015 г.). [15] Из-за доктрины живого инструмента Суд вынес постановление о последствиях для прав человека технологий, которые не существовали на момент разработки Конвенции, по таким вопросам, как биотехнология , свобода Интернета , персональные данные , массовая слежка и суррогатное материнство . [5]
Прием
[ редактировать ]Сторонники доктрины отмечают, что сам договор не запрещает расширительное и/или эволюционное толкование перечисленных в нем прав. [16] Стефан Тиль утверждает, что доктрина живых инструментов разрешена как Конвенцией, так и соответствующим международным правом. [8] Голландский судья Марк Боссайт заявил в своем выступлении, что доктрина живых инструментов является « троянским конем для судебного активизма , дающим судьям Страсбурга свободу находить то, что они хотят найти в пустотах конвенционных прав». [16] Другие критики утверждают, что государства-участники должны быть связаны только первоначальными обязательствами, как они понимались в 1950 году. [8]
Соня Гровер утверждает, что настаивание на оригинальном и/или консервативном текстуалистском понимании конвенционных прав также можно рассматривать как форму судебного активизма, лишающего людей полного осуществления своих прав. [16] По словам Летсаса, доктрина живых инструментов не является активистской, поскольку «договаривающиеся государства предоставили Суду юрисдикцию для защиты тех прав человека, которыми на самом деле обладают люди, а не тех прав человека, которые, по мнению внутренних властей или общественного мнения, имеют люди». Соответственно, Суду не следует придавать больший вес мажоритарным предпочтениям на всей территории Совета Европы, чем в пределах отдельного государства, и оправдано повышение порога защиты прав человека, несмотря на негативную реакцию, которую он получил в результате некоторых решений. [17]
Другое использование
[ редактировать ]Доктрина живого инструмента также использовалась Комитетом ООН по правам человека. [18] и было предложено в отношении Хартии основных прав Европейского Союза . [19]
См. также
[ редактировать ]- Живая конституция , аналогичная доктрина в конституционном праве США.
- Доктрина живого дерева - канадская доктрина толкования конституции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дзехциару, Константин (2011). «Европейский консенсус и эволюционная интерпретация Европейской конвенции по правам человека». Немецкий юридический журнал . 12 (10): 1730–1745. дои : 10.1017/S2071832200017533 . S2CID 145622218 .
- ^ Моубрей, А. (2005). «Творчество Европейского суда по правам человека». Обзор законодательства в области прав человека . 5 (1): 57–79. дои : 10.1093/hrlrev/ngi003 .
- ^ Летсас, Джордж (2013). «ЕКПЧ как живой инструмент: его значение и легитимность». В Фёллесдале, Андреас; Петерс, Биргит; Ульфштейн, Гейр (ред.). Составляя Европу: Европейский суд по правам человека в национальном, европейском и глобальном контексте . Издательство Кембриджского университета. стр. 106–141. ISBN 978-1-107-02444-1 .
- ^ Jump up to: а б с Летсас 2013 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с д и Регистратор ЕСПЧ (31 января 2020 г.). «Справочный документ: Конвенция как живой инструмент в 70 лет» (PDF) . Совет Европы .
- ^ Летсас 2013 , стр. 110–111.
- ^ Летсас 2013 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Тейл, Стефан (2017). «Совместим ли подход Европейского суда по правам человека «живой инструмент» с ЕКПЧ и международным правом?» . Европейское публичное право . 23 (3): 587–614. дои : 10.17863/CAM.8478 .
- ^ Летсас 2013 , стр. 112–113.
- ^ Летсас 2013 , с. 115.
- ^ Летсас 2013 , стр. 115–116.
- ^ Летсас 2013 , с. 113.
- ^ Даниси, К. (2011). «Как далеко может зайти Европейский суд по правам человека в борьбе с дискриминацией? Определяя новые стандарты в своей недискриминационной судебной практике» . Международный журнал конституционного права . 9 (3–4): 793–807. дои : 10.1093/icon/mor044 .
- ^ де Валь, Анри; Влейтен, Анна ван дер (2011). «Судебный активизм в Европейском суде – дело о правах ЛГБТ» . Обзор международного права штата Мичиган . 19 (3): 639–. ISSN 2328-3068 .
- ^ Гамильтон, Фрэнсис (2018). «Дело об однополых браках в Европейском суде по правам человека» (PDF) . Журнал гомосексуализма . 65 (12): 1582–1606. дои : 10.1080/00918369.2017.1380991 . ПМИД 28949813 . S2CID 27052577 .
- ^ Jump up to: а б с Гровер, Соня К. (2020). «Судебный активизм, доктрина «живого инструмента» и Европейский суд по правам человека». Судебный активизм и демократическое верховенство закона: избранные тематические исследования . Международное издательство Спрингер. стр. 191–231. дои : 10.1007/978-3-030-35085-7_4 . ISBN 978-3-030-35085-7 . S2CID 213555077 .
- ^ Летсас 2013 , стр. 122–123.
- ^ Мукерджи, Амрита (2004). «МПГПП как «живой инструмент»: смертная казнь как жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение». Журнал уголовного права . 68 (6): 507–519. дои : 10.1350/jcla.68.6.507.54143 . S2CID 145063267 .
- ^ Пальмизано, Джузеппе, изд. (2015). Превращение Хартии основных прав в живой инструмент . Издательство Хотей. ISBN 978-90-04-29185-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байрон, Кристина (2016). «Европейский суд по правам человека: живой инструмент применительно к гомосексуализму». Журнал судей . 55 : 36–39.
- Драгичи, Кармен (2017). Легитимность семейных прав в прецедентном праве Страсбурга: «живой инструмент» или угасший суверенитет? . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-5099-0526-3 .
- Летсас, Джордж (2007). Теория интерпретации Европейской конвенции по правам человека . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-920343-7 .
- Уэббер, Томас (2016). Европейская конвенция о правах человека и доктрина «живого инструмента»: исследование конституционной природы Конвенции и эволюционное толкование (докторская диссертация). Университет Саутгемптона.
- Шачор-Ландау, Хава (2015). «Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) 1950 года как живой инструмент XXI века». Ежегодник Израиля по правам человека . 45 : 169–189. дои : 10.1163/9789004308091_010 . ISBN 9789004308091 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 31 января 2020 г. Официальный диалог : Европейская конвенция по правам человека: живой инструмент в 70-летнем возрасте