Розарий Сонаты
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Розарий Сонаты | |
---|---|
Сонаты для скрипки Бибера Х.И.Ф. | |
![]() Скрипка со струнами, подготовленная к Сонате № 11. | |
Другое имя |
|
Составленный | около 1676 г. |
Опубликовано | 1905 |
Движения |
|
Подсчет очков |
|
( Сонаты Розария Rosenkranzsonaten , также известные как Тайные сонаты или сонаты с медной гравировкой ) Генриха Игнаца Франца Бибера представляют собой сборник из 15 коротких сонат для скрипки и континуо с финальной пассакальей для скрипки соло. Вместо названия каждая соната имеет выгравированную на меди виньетку, связанную с христианской практикой Розария и, возможно, с Праздником Ангелов-Хранителей .
Предполагается, что « Таинственные сонаты» были завершены около 1676 года, но они были неизвестны до их публикации в 1905 году. Хотя Бибер потерял большую популярность после своей смерти, его музыка никогда не была полностью забыта из-за высоких технических навыков, необходимых для исполнения многих его произведений. ; особенно это касается его скрипичных произведений. После повторного открытия « Таинственные сонаты» стали одним из самых известных произведений Бибера. Произведение ценится за виртуозный вокальный стиль, строй скордатуры и программную структуру.
История и открытия
[ редактировать ]Бибер написал большое количество инструментальной музыки и наиболее известен своими скрипичными сонатами, но он также написал большое количество духовной вокальной музыки, многие произведения которой были полихоральными, ярким примером является его Missa Salisburgensis .
В своих сонатах для скрипки Бибер объединил новые технические навыки с новым композиционным выражением и сам смог реализовать методы, которые в его время могли себе позволить лишь немногие скрипачи. [1] Мистерические сонаты включают в себя очень быстрые пассажи, требующие двойных остановок и расширенного диапазона, достигая позиций на скрипке, которые музыканты еще не умели играть. [2]
Оригинал рукописи хранится в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене. Титульный лист отсутствует, а рукопись начинается посвящением своему работодателю, принцу-архиепископу Максу Гандольфу фон Кюнбургу . Из-за отсутствия титульного листа неизвестно, какое официальное название пьесы задумал Бибер и какие инструменты он предназначал для аккомпанемента. [3] [4] Хотя ученые предполагают, что сонаты, вероятно, были написаны примерно в 1676 году, есть свидетельства того, что не все они были написаны в одно и то же время или в одном и том же контексте. Это означает, что Бибер мог собрать сонаты из своих ранее написанных произведений в сборник и заменить неуместные сюиты новыми сочинениями. Однако, поскольку они собраны в удивительно связную крупномасштабную форму, которая также имеет отношение к данному названию, «Тайны сонаты» . [ нужна ссылка ]
Розарий преданность
[ редактировать ]15 Тайн Розария , практикуемые в процессиях Розария с 13 века, представляют собой размышления о важных моментах жизни Христа и Девы Марии . Во время этих шествий последователи обходили цикл из пятнадцати картин и скульптур, которые были размещены в определенных точках церкви или другого здания. Согласно этой традиции, в каждый момент нужно было читать серию молитв, связывая их с четками на четках. Таким образом, соотношение между пятнадцатью сонатами и пятнадцатью картинами позволило дать композиции название «Розарий-соната» . Совершая этот ритуал, верующие также слушали соответствующие библейские отрывки и комментарии. По словам Холмана, предполагается, что в то время они слушали музыкальные комментарии Бибера, сопровождавшие этот ритуал медитации. [3]
Каждая соната соответствует одной из пятнадцати мистерий, а завершает сборник пассакалия для скрипки соло, возможно, относящаяся к празднику Ангела-Хранителя , который в то время был праздником, который происходил в разные дни, близкие к датам четок. шествия в сентябре и октябре. [4]
Структура
[ редактировать ]Подобно тому, как 15 Тайн разделены на три цикла, так и 15 сонат организованы в те же три цикла: пять Радостных Тайн, пять Скорбных Тайн и пять Славных Тайн. В рукописи каждая из 15 сонат предваряется гравюрой, соответствующей посвящению жизни Христа и Девы Марии. [3]
Скордатура Бибера помогла создать тембры , соответствующие темам каждой мистерии. [3] За исключением первой и последней сонат, каждая из них написана с использованием различной скордатуры — техники, которая придает инструменту необычную звучность, цвета, измененные диапазоны и новые гармонии, которые становятся доступными за счет настройки струн инструмента вниз или вверх, создавая разные интервалы между струны, чем стандартная настройка . Впервые он был использован в начале 16 века и пользовался наибольшей популярностью примерно до 1750 года. [ нужна ссылка ] В литературе по струнным инструментам скордатура обычно пишется таким образом, что исполнитель читает и играет нотную аппликатуру, как если бы инструмент был настроен традиционным образом. Это означает, что исполнитель видит определенные ноты, но слышит их по-разному при исполнении, что может быть затруднительно для исполнения. [5]
Бибер использует скордатуру в первую очередь для управления цветом тона скрипки, а также для создания невозможных иначе аккордов на скрипке со стандартной настройкой. [3] По мере развития сонат скордатура представляет собой ряд трудностей, которые необходимо преодолеть, пик сложности приходится на «Скорбные тайны». [4]
В «Радостных мистериях» изображены эпизоды из ранней жизни Иисуса, от Благовещения до Нахождения в храме . В последних четырех «Радостных тайнах» используются резкие строи, создающие яркие и резонансные гармонии. [ нужна ссылка ]
В «Скорбных тайнах» Бибер использует настройки скордатуры, которые приглушают яркий звук скрипки, создавая легкие диссонансы и сжимая диапазон от самой низкой до самой высокой струны. Ограничивая диапазон, скрипка производит противоречивые вибрации, которые способствуют выражению напряжения страданий и отчаяния от «Кровавого пота» до «Распятия». Последняя из «Скорбных тайн», «Распятие», использует более звучную мелодию, чтобы подчеркнуть значимость и потрясающие эмоции событий последних часов боли Иисуса. [ нужна ссылка ]
К Славным Тайнам относятся события от Воскресения Богородицы до Успения Богородицы и Коронования Богородицы. «Воскресение» открывает последний цикл сонат с наиболее впечатляющим открытым и звонким строем, подчеркивающим его потустороннюю тему. Остальные четыре «Славные тайны» также написаны с использованием ярких мажорных строев скордатуры. [3]
В следующей пассакалье соль минор используется тот же басовый рисунок, что и в первой строке гимна Ангелу-Хранителю. [3] Оно считается самым «выдающимся произведением такого типа до . Чаконы Баха » [ нужна ссылка ]
Композиции
[ редактировать ]Соната | Тюнинг #
IV—III—II—I |
---|---|
1. Благовещение (стандартный тюнинг) | G3—D4—A4—E5 |
2. Посещение | А3—Е4—А4—Е5 |
3. Рождество | Б3—Ж ♯ 4—Б4—Д5 |
4. Введение Младенца Иисуса в храм. | А3—Д4—А4—Д5 |
5. Двенадцатилетний Иисус | А3—Е4—А4—С ♯ 5 |
6. Христос на Елеонской горе | А ♭ 3—Е ♭ 4—G4—D5 |
7. Бичевание у колонны | С4—F4—А4—С5 |
8. Терновый венец | Д4—Ф4—Б ♭ 4—Д5 |
9. Иисус несет крест | С4—Е4—А4—Е5 |
10. Распятие | Г3—Д4—А4—Д5 |
11. Воскресение (IV—II—III—I) [а] | Г3—Г4—Д4—Д5 |
12. Вознесение | С4—Е4—G4—С5 |
13. Пятидесятница. | А3—Е4—С ♯ 5—Е5 |
14. Успение Богородицы. | А3—Е4—А4—D5 |
15. Коронация Богородицы | Г3—С4—Г4—Д5 |
16. Пассакалия (стандартный тюнинг) | G3—D4—A4—E5 |
используются стандартные научные обозначения высоты звука В этой таблице для обозначения октав . (В этой системе «средний C» называется C4.)
- ^ В этой уникальной скордатуре вторая и третья струны пересекаются под перемычкой и над верхней частью грифа, тем самым меняя их стандартное расположение на грифе.
Бибера Сонаты Розария были, вероятно, единственным европейским произведением, оказавшим влияние на раннюю американскую минималистичную музыку . Именно играя на них, скрипач Тони Конрад сформировал интерес к альтернативной настройке, изучил этот предмет и познакомил Ла Монте Янга с простой интонацией , что в конечном итоге привело к созданию композиции Янга «Хорошо настроенное фортепиано» , а также к настроечной деятельности Театр вечной музыки в целом. [6]
Записи и аранжировки
[ редактировать ]Два недавних празднования годовщины, в 1994 году — 350-летие со дня его крещения и в 2004 году — 300-летие со дня его смерти, привели к «возрождению» творчества Бибера посредством концертов и других форм представления. [4] До этого Мистериальные сонаты обычно нравились и изучались энтузиастами барокко. [7] В 2004 году появились три новые записи Эндрю Манзе , Павла Безносюка и Моники Хаггетт , что продемонстрировало новый интерес к этой конкретной работе Бибера. Вновь обретенный энтузиазм по отношению к « Мистическим сонатам» очевиден в рассказе Эйхлера об использовании скордатуры Бибером: «Каждая новая конфигурация — это секретный ключ к невидимой двери, открывающий различный набор аккордовых возможностей инструмента, открывающий альтернативные миры резонанса и вибрации. " [7]
Он добавляет, что «Манзе производит самое сильное впечатление не только благодаря свободе интерпретации и живости своего рассказа, но и элегантной лаконичной аранжировке, в которой он представляет музыку, только с клавишным аккомпанементом (и в одном случае с виолончелью)». Эйхлер отмечает, что Сонаты Розария часто чрезмерно интерпретируются и воспринимаются слишком буквально, учитывая неопределенность исходного контекста и намерения, и что это ограничивает возможность слушателя извлечь из большого разнообразия возможных значений. [7] Сам Манзе объясняет, что тенденция современных исполнителей использовать большую басовую секцию в качестве аккомпанемента контрпродуктивна «смыслу существования музыки: создавать интимную, приватную атмосферу, подходящую для молитвы и медитации». [4]
Эйхлер также предполагает, что сонаты лучше всего слушать, если их слушать от начала до конца, как путешествие, которое оживает благодаря различным вариантам звука и цвета, которые скордатура придает инструменту. [7]
Австралийское камерное трио Latitude 37 исполнило все Сонаты Розария на первом фестивале барокко в Брисбене в апреле 2015 года. [8]
Также в 2015 году испанская скрипачка Лина Тур Бонет выпустила свою особую интерпретацию Тайных сонат в аранжировке для ансамбля Musica Alchemica и basso continuo . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Данн, Элиас; Иржи Сенал (2020). «Бибер, Генрих Игнац Франц фон». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03037 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Хилл, Джон Уолтер (2005). Музыка барокко: Музыка в Западной Европе, 1580–1750 гг . Нью-Йорк: Нортон.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холман, Питер (2000). Бибер: Тайные сонаты (PDF) . Сигнум Рекордс . SIGCD021. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Манзе, Эндрю ; Ричард Эгарр (2004). Бибер: Сонаты Розария (примечания). Гармония Мунди . ХМУ 907321.22. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ Бойден, Дэвид Д .; Робин Стоуэлл; Марк Чемберс; Джеймс Тайлер ; Ричард Партридж (2001). «Scordatura [descordato, discordato] (итал., от scordare: 'неправильно настраивать'; фр. discordé, несогласный, несогласный; нем. Umstimm, Verstimme)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.41698 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Кайл Ганн (2006). Музыка в центре города: сочинения Village Voice . Издательство Калифорнийского университета. п. 204. ИСБН 9780520935938 . Первоначально опубликовано в The Village Voice от 28 апреля 1998 г., том. XLIII, нет. 17, стр. 141, 145.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эйхлер, Джереми (2011). «Чтение Розария, но в форме сонаты» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Мартин Бузакотт (16 апреля 2015 г.). «Брисбенское барокко: твердолобые плачут» . Австралиец . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Бибер: Mystery Sonatas Плейлист на YouTube
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнольд, Денис ; Бэзил Смоллман (2011) [2002]. «Бибер, Генрих Игнац Франц фон». В Элисон Лэтэм (ред.). Оксфордский спутник музыки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199579037 .