Jump to content

Розарий Сонаты

(Перенаправлено из «Таинственных сонат »)

Розарий Сонаты
Сонаты для скрипки Бибера Х.И.Ф.
Скрипка со струнами, подготовленная к Сонате № 11.
Другое имя
  • Тайные сонаты
  • Медно-гравюрные сонаты
Составленный около 1676 г.
Опубликовано 1905
Движения
  • 1–5 радостных загадок
  • 6–10 печальных тайн
  • 11–15 Славные Тайны
  • 16 Пассакалья
Подсчет очков
  • Скрипка
  • непрерывный

( Сонаты Розария Rosenkranzsonaten , также известные как Тайные сонаты или сонаты с медной гравировкой ) Генриха Игнаца Франца Бибера представляют собой сборник из 15 коротких сонат для скрипки и континуо с финальной пассакальей для скрипки соло. Вместо названия каждая соната имеет выгравированную на меди виньетку, связанную с христианской практикой Розария и, возможно, с Праздником Ангелов-Хранителей .

Предполагается, что « Таинственные сонаты» были завершены около 1676 года, но они были неизвестны до их публикации в 1905 году. Хотя Бибер потерял большую популярность после своей смерти, его музыка никогда не была полностью забыта из-за высоких технических навыков, необходимых для исполнения многих его произведений. ; особенно это касается его скрипичных произведений. После повторного открытия « Таинственные сонаты» стали одним из самых известных произведений Бибера. Произведение ценится за виртуозный вокальный стиль, строй скордатуры и программную структуру.

История и открытия

[ редактировать ]

Бибер написал большое количество инструментальной музыки и наиболее известен своими скрипичными сонатами, но он также написал большое количество духовной вокальной музыки, многие произведения которой были полихоральными, ярким примером является его Missa Salisburgensis .

В своих сонатах для скрипки Бибер объединил новые технические навыки с новым композиционным выражением и сам смог реализовать методы, которые в его время могли себе позволить лишь немногие скрипачи. [1] Мистерические сонаты включают в себя очень быстрые пассажи, требующие двойных остановок и расширенного диапазона, достигая позиций на скрипке, которые музыканты еще не умели играть. [2]

Оригинал рукописи хранится в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене. Титульный лист отсутствует, а рукопись начинается посвящением своему работодателю, принцу-архиепископу Максу Гандольфу фон Кюнбургу . Из-за отсутствия титульного листа неизвестно, какое официальное название пьесы задумал Бибер и какие инструменты он предназначал для аккомпанемента. [3] [4] Хотя ученые предполагают, что сонаты, вероятно, были написаны примерно в 1676 году, есть свидетельства того, что не все они были написаны в одно и то же время или в одном и том же контексте. Это означает, что Бибер мог собрать сонаты из своих ранее написанных произведений в сборник и заменить неуместные сюиты новыми сочинениями. Однако, поскольку они собраны в удивительно связную крупномасштабную форму, которая также имеет отношение к данному названию, «Тайны сонаты» . [ нужна ссылка ]

Розарий преданность

[ редактировать ]

15 Тайн Розария , практикуемые в процессиях Розария с 13 века, представляют собой размышления о важных моментах жизни Христа и Девы Марии . Во время этих шествий последователи обходили цикл из пятнадцати картин и скульптур, которые были размещены в определенных точках церкви или другого здания. Согласно этой традиции, в каждый момент нужно было читать серию молитв, связывая их с четками на четках. Таким образом, соотношение между пятнадцатью сонатами и пятнадцатью картинами позволило дать композиции название «Розарий-соната» . Совершая этот ритуал, верующие также слушали соответствующие библейские отрывки и комментарии. По словам Холмана, предполагается, что в то время они слушали музыкальные комментарии Бибера, сопровождавшие этот ритуал медитации. [3]

Каждая соната соответствует одной из пятнадцати мистерий, а завершает сборник пассакалия для скрипки соло, возможно, относящаяся к празднику Ангела-Хранителя , который в то время был праздником, который происходил в разные дни, близкие к датам четок. шествия в сентябре и октябре. [4]

Структура

[ редактировать ]

Подобно тому, как 15 Тайн разделены на три цикла, так и 15 сонат организованы в те же три цикла: пять Радостных Тайн, пять Скорбных Тайн и пять Славных Тайн. В рукописи каждая из 15 сонат предваряется гравюрой, соответствующей посвящению жизни Христа и Девы Марии. [3]

Скордатура Бибера помогла создать тембры , соответствующие темам каждой мистерии. [3] За исключением первой и последней сонат, каждая из них написана с использованием различной скордатуры — техники, которая придает инструменту необычную звучность, цвета, измененные диапазоны и новые гармонии, которые становятся доступными за счет настройки струн инструмента вниз или вверх, создавая разные интервалы между струны, чем стандартная настройка . Впервые он был использован в начале 16 века и пользовался наибольшей популярностью примерно до 1750 года. [ нужна ссылка ] В литературе по струнным инструментам скордатура обычно пишется таким образом, что исполнитель читает и играет нотную аппликатуру, как если бы инструмент был настроен традиционным образом. Это означает, что исполнитель видит определенные ноты, но слышит их по-разному при исполнении, что может быть затруднительно для исполнения. [5]

Бибер использует скордатуру в первую очередь для управления цветом тона скрипки, а также для создания невозможных иначе аккордов на скрипке со стандартной настройкой. [3] По мере развития сонат скордатура представляет собой ряд трудностей, которые необходимо преодолеть, пик сложности приходится на «Скорбные тайны». [4]

В «Радостных мистериях» изображены эпизоды из ранней жизни Иисуса, от Благовещения до Нахождения в храме . В последних четырех «Радостных тайнах» используются резкие строи, создающие яркие и резонансные гармонии. [ нужна ссылка ]

В «Скорбных тайнах» Бибер использует настройки скордатуры, которые приглушают яркий звук скрипки, создавая легкие диссонансы и сжимая диапазон от самой низкой до самой высокой струны. Ограничивая диапазон, скрипка производит противоречивые вибрации, которые способствуют выражению напряжения страданий и отчаяния от «Кровавого пота» до «Распятия». Последняя из «Скорбных тайн», «Распятие», использует более звучную мелодию, чтобы подчеркнуть значимость и потрясающие эмоции событий последних часов боли Иисуса. [ нужна ссылка ]

К Славным Тайнам относятся события от Воскресения Богородицы до Успения Богородицы и Коронования Богородицы. «Воскресение» открывает последний цикл сонат с наиболее впечатляющим открытым и звонким строем, подчеркивающим его потустороннюю тему. Остальные четыре «Славные тайны» также написаны с использованием ярких мажорных строев скордатуры. [3]

В следующей пассакалье соль минор используется тот же басовый рисунок, что и в первой строке гимна Ангелу-Хранителю. [3] Оно считается самым «выдающимся произведением такого типа до . Чаконы Баха » [ нужна ссылка ]

Композиции

[ редактировать ]
Соната Тюнинг #

IV—III—II—I

1. Благовещение (стандартный тюнинг) G3—D4—A4—E5
2. Посещение А3—Е4—А4—Е5
3. Рождество Б3—Ж 4—Б4—Д5
4. Введение Младенца Иисуса в храм. А3—Д4—А4—Д5
5. Двенадцатилетний Иисус А3—Е4—А4—С 5
6. Христос на Елеонской горе А 3—Е 4—G4—D5
7. Бичевание у колонны С4—F4—А4—С5
8. Терновый венец Д4—Ф4—Б 4—Д5
9. Иисус несет крест С4—Е4—А4—Е5
10. Распятие Г3—Д4—А4—Д5
11. Воскресение (IV—II—III—I) [а] Г3—Г4—Д4—Д5
12. Вознесение С4—Е4—G4—С5
13. Пятидесятница. А3—Е4—С 5—Е5
14. Успение Богородицы. А3—Е4—А4—D5
15. Коронация Богородицы Г3—С4—Г4—Д5
16. Пассакалия (стандартный тюнинг) G3—D4—A4—E5

используются стандартные научные обозначения высоты звука В этой таблице для обозначения октав . (В этой системе «средний C» называется C4.)

  1. ^ В этой уникальной скордатуре вторая и третья струны пересекаются под перемычкой и над верхней частью грифа, тем самым меняя их стандартное расположение на грифе.

Бибера Сонаты Розария были, вероятно, единственным европейским произведением, оказавшим влияние на раннюю американскую минималистичную музыку . Именно играя на них, скрипач Тони Конрад сформировал интерес к альтернативной настройке, изучил этот предмет и познакомил Ла Монте Янга с простой интонацией , что в конечном итоге привело к созданию композиции Янга «Хорошо настроенное фортепиано» , а также к настроечной деятельности Театр вечной музыки в целом. [6]

Записи и аранжировки

[ редактировать ]

Два недавних празднования годовщины, в 1994 году — 350-летие со дня его крещения и в 2004 году — 300-летие со дня его смерти, привели к «возрождению» творчества Бибера посредством концертов и других форм представления. [4] До этого Мистериальные сонаты обычно нравились и изучались энтузиастами барокко. [7] В 2004 году появились три новые записи Эндрю Манзе , Павла Безносюка и Моники Хаггетт , что продемонстрировало новый интерес к этой конкретной работе Бибера. Вновь обретенный энтузиазм по отношению к « Мистическим сонатам» очевиден в рассказе Эйхлера об использовании скордатуры Бибером: «Каждая новая конфигурация — это секретный ключ к невидимой двери, открывающий различный набор аккордовых возможностей инструмента, открывающий альтернативные миры резонанса и вибрации. " [7]

Он добавляет, что «Манзе производит самое сильное впечатление не только благодаря свободе интерпретации и живости своего рассказа, но и элегантной лаконичной аранжировке, в которой он представляет музыку, только с клавишным аккомпанементом (и в одном случае с виолончелью)». Эйхлер отмечает, что Сонаты Розария часто чрезмерно интерпретируются и воспринимаются слишком буквально, учитывая неопределенность исходного контекста и намерения, и что это ограничивает возможность слушателя извлечь из большого разнообразия возможных значений. [7] Сам Манзе объясняет, что тенденция современных исполнителей использовать большую басовую секцию в качестве аккомпанемента контрпродуктивна «смыслу существования музыки: создавать интимную, приватную атмосферу, подходящую для молитвы и медитации». [4]

Эйхлер также предполагает, что сонаты лучше всего слушать, если их слушать от начала до конца, как путешествие, которое оживает благодаря различным вариантам звука и цвета, которые скордатура придает инструменту. [7]

Австралийское камерное трио Latitude 37 исполнило все Сонаты Розария на первом фестивале барокко в Брисбене в апреле 2015 года. [8]

Также в 2015 году испанская скрипачка Лина Тур Бонет [ es ] выпустила свою особую интерпретацию Тайных сонат в аранжировке для ансамбля Musica Alchemica и basso continuo . [9]

  1. ^ Данн, Элиас; Иржи Сенал (2020). «Бибер, Генрих Игнац Франц фон». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03037 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  2. ^ Хилл, Джон Уолтер (2005). Музыка барокко: Музыка в Западной Европе, 1580–1750 гг . Нью-Йорк: Нортон.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холман, Питер (2000). Бибер: Тайные сонаты (PDF) . Сигнум Рекордс . SIGCD021. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Манзе, Эндрю ; Ричард Эгарр (2004). Бибер: Сонаты Розария (примечания). Гармония Мунди . ХМУ 907321.22. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 21 июня 2011 г.
  5. ^ Бойден, Дэвид Д .; Робин Стоуэлл; Марк Чемберс; Джеймс Тайлер ; Ричард Партридж (2001). «Scordatura [descordato, discordato] (итал., от scordare: 'неправильно настраивать'; фр. discordé, несогласный, несогласный; нем. Umstimm, Verstimme)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.41698 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  6. ^ Кайл Ганн (2006). Музыка в центре города: сочинения Village Voice . Издательство Калифорнийского университета. п. 204. ИСБН  9780520935938 . Первоначально опубликовано в The Village Voice от 28 апреля 1998 г., том. XLIII, нет. 17, стр. 141, 145.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Эйхлер, Джереми (2011). «Чтение Розария, но в форме сонаты» . Нью-Йорк Таймс .
  8. ^ Мартин Бузакотт (16 апреля 2015 г.). «Брисбенское барокко: твердолобые плачут» . Австралиец . Проверено 2 марта 2024 г.
  9. ^ Бибер: Mystery Sonatas Плейлист на YouTube

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f71a093212ef0a10e396c08f53d9ebd__1712082780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/bd/4f71a093212ef0a10e396c08f53d9ebd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rosary Sonatas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)